- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских от-ношений в полных и неполных семьях.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001551 |
Тема: | Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских от-ношений в полных и неполных семьях. |
Содержание
Тема диплома: ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА) ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 1 Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях…………………………………………………………………………. 5 1.1 Понятие семьи, задачи и виды семей…………………………………….. 5 1.2 Факторы, определяющие психологические особенности отношений в полных и неполных семьях…………………………………………………… 16 1.3 Психологические особенности отношений в полных и неполных семьях в подростковом возрасте……………………………………………………… 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………… 2.1 Организация и методы исследования……………………………………. 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 23 36 36 41 54 56 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 61 ВВЕДЕНИЕ Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений – рост числа разводов, неполных семей и повторяющихся браков, воспитательного потенциала семьи и так далее – вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально дружное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей детско-родительских отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции поведения членов семьи. Актуальность исследования заключается в том, что в последние годы все чаще в практике работы школьных заведений встречаются неполные семьи, которые не способны выполнять традиционные семейные функции, обеспечить психологический комфорт внутри семейного пространства. А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», подразумевая под этим семью, которая не имеет отца или матери [24, с. 6] . От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов. Неполные семьи различаются по своим проблемам, их уровню и глубине. Переход из полной семьи в неполную сопровождается «бурями», «драмами», накладывающими определенный отпечаток на душевное, психическое состояние ребенка. Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с этим социальным институтом на протяжении всего ХХ века (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к открытой системе формирования брака, эмансипация женщин, рост личной свободы каждого из членов сообщества и т. д.). Цель исследования: изучить особенности отношений родителей и подростков в полных и неполных семьях. Объект исследования: детско-родительские отношения. Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на примере подросткового возраста. Гипотеза исследования: существуют особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, которые проявляются в отношении родителей к своей семейной роли, эмоциональной дистанции с подростком и в степени опеки над ним. Задачи исследования: 1) Проанализировать литературу по проблеме изучения детско-родительских отношений в семьях. 2) Изучить психологические особенности полных и неполных семей. 3) Выявить особенности отношений между родителями и подростками в полных и неполных семьях. Методологическую основу исследования составляют труды А.С. Макаренко об особенностях воспитания, А.Я. Варга об особенностях семейных отношений, А.С. Спиваковской об возрастных особенностях подростков. Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; эмпирический метод: методика PARI Е.С. Шефера, Р.К. Белла в модификации Т.В. Нещерет; «Тест семейных отношений» Д. Антони и Е. Бене в модификации И.М. Марковской; метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни). База исследования: МОБУ СОШ № 10 г. Благовещенска. Выборку составили 30 полных семей, 30 неполных семей. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 1.1 Понятие семьи, задачи и виды семей Изучение детско-родительских отношений является очень важным, как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития [14, с. 76]. Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Р. Сирс в сотрудничестве с С. Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы ХХ века отмечается быстрый рост исследования родительских установок. На сегодняшний день в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому работа в этой области является очень актуальной и требует еще многих разработок [18, с. 5]. В основе того или иного сложившегося стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. А.Я. Варга дает следующее определение: «Родительское отношение – это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» [9, с. 1]. Родительское отношение является многомерным образованием, в структуре которого Е.О. Смирнова и М.В. Быкова выделяют три составляющих: а) интегральное эмоциональное принятие или отчуждение ребенка; б) межличностная дистанция в общении с ребенком; в) форма и направление контроля за поведением ребенка [46, с. 23]. Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствует полноценному развитию личности. Эмоциональные контакты между матерью и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Принимающая, любящая, эмпатийная мать, которая вовремя реагирует на потребности ребенка, формирует у него так называемую безопасную привязанность [31, с. 15]. Д. Боулби и М. Эйнсворт утверждают, что дети с безопасной привязанностью отличаются уверенным поведением, они не боятся новых ситуаций, у них формируется базовое доверие к миру, которое обуславливает дальнейшее отношение к людям [18, с. 20]. Э. Фромм выявил качественное различие материнского и отцовского отношения к ребенку. Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить, она либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Кроме этого отцовская любовь управляема, ее можно заслужить и можно лишиться [51, с. 113-114]. К. Хорни в своих исследованиях отмечала, что ребенок может пережить очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам (например, внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве), но все это до тех пор, пока в душе он чувствует себя желанным и любимым. Ребенок очень тонко улавливает, является ли любовь подлинной [18, с. 20]. Эмоциональное отвержение – это неэффективное родительское отношение, которое выявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительностью родителя к потребностям ребенка. Оно может быть явным и неявным, скрытым. При явном отвержении родитель демонстрирует, что он не любит и не принимает своего ребенка, испытывает раздражение по его поводу. Скрытое отвержение предполагает более сложные формы – оно может проявляться в глобальном недовольстве ребенком, хотя формально родитель может выполнять свои родительские обязанности. Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно ребенка. Кроме этого отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно «правильного» типа поведения. Эмоциональное отвержение ребенка нередко сопровождается частыми наказаниями, в том числе и физическими [29, с. 25]. Вторая составляющая родительского отношения – межличностная дистанция в общении с ребенком. Она предполагает наличие большой дистанции между родителем и ребенком или так называемый симбиоз [47]. Симбиоз переживается родителем как слияние с ребенком, как стремление удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Симбиотические связи с ребенком характерны для матерей, любовь которых к ребенку заменяется аффективно заостренным беспокойством о нем [8, с. 108]. Часто симбиозу сопутствует гиперопека, то есть максимальный контроль, ограничения, связанные с занижением реальных способностей и потенций ребенка [7]. В случае эмоционального симбиоза родительское отношение не отвечает насущным потребностям определенных кризисных этапов личностного развития ребенка, блокирует разрешение базового мотивационного конфликта принадлежности – автономии, интериоризуясь, приводит к расщиплению и дестабилизации образа своего Я [32, с. 30]. Следующим компонентом родительского отношения выступает форма и направление контроля за поведением ребенка. В младенчестве и в раннем возрасте все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, и от него почти ничего не требуется. По мере усложнения потребностей ребенка они неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Ребенок уже не может свободно выражать свои потребности, но должен учиться соотносить их с требованиями окружающего мира [22, с. 3]. Эффективный контроль предполагает сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Родительский контроль может быть представлен в двухполюсной системе: автономия – контроль. В рамках дисциплинарной оси любое конкретное поведение родителей занимает место между двумя крайними точками: от предоставления полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей [35,с. 201]. Э. Маккоби включила в родительский контроль следующие компоненты: 1) Ограниченность – установление границ детской активности. 2) Требовательность – ожидание высокого уровня ответственности у детей. 3) Строгость – принуждение детей к чему-либо. 4) Навязчивость – влияние на планы и отношения детей. 5) Произвольное проявление власти. Предполагается, что по степени выраженности этих параметров можно судить о степени авторитарности и контроля родителей [37, с. 35]. Родительское отношение описывается в разных психологических школах в весьма различных понятиях и терминах. Вместе с тем практически во всех подходах можно выделить исходную дихотомию, которая задает поляризацию родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовлетворение от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками [7, с. 61]. Исходя из этого, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражаемые реальную, объективную двойственность родительской позиции. С одной стороны, это абсолютная любовь и глубинная связь, с другой – это беспристрастное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. Другой человек выступает, с одной стороны, как сочетание отдельных качеств, которые могут быть предметом оценки, сравнения, познания или воздействия, с другой – он является самоценной и целостной личностью, не сводимой к частным проявлениям. Если первый аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то второй – создает общность и причастность друг к другу. Своеобразность и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов [41, с. 24]. Эти два начала, которые можно обозначить, как предметное (частичное) и личностное (целостное), не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности каждого из этих двух моментов [20, с. 116]. Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов обуславливается не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Отношение к младенцу носит в большей степени личностный характер. По мере взросления ребенка начинает проявляться и предметное начало. Характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем [33, с. 140]. Говоря о типологии родительского отношения можно отметить, что в психологии были предприняты многократные попытки построить типологию родительского отношения к ребенку. Так С. Броди описал четыре вида отношения матери к ребенку: 1) успешное приспособление матери к потребностям ребенка, поддерживающее, разрешающее поведение; 2) сознательное приспособление матери к потребностям ребенка; 3) отсутствие у матери интереса к ребенку, доминирование чувства долга; 4) непоследовательность матери по отношению к ребенку. Последний является наиболее неблагоприятным, так как непоследовательность материнского поведения лишает ребенка ощущения стабильности и порождает у него тревожность [27, с. 74]. М.К. Рой и Л.А. Зигельман выделили шесть типов родительского отношения. Авторы полагают, что стойкость и активная любовь обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка[18]. Отвержение ребенка является наиболее травмирующим и вызывает у него повышенный уровень тревоги и агрессивности [36,с. 6]. 1) отвержение; 2) безразличие; 3) гиперопека; 4) сверхтребовательность; 5) устойчивость; 6) активная любовь. Общепринятой в западной психологии является теоретическая модель Баумринд, которая включает три стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный и попустительский. Е. Шефер предложил динамическую двухфакторную модель родительского отношения с двумя основными факторами – эмоциональным (любовь – ненависть) и поведенческим (автономия – контроль) [49, с. 102]. Конкретная родительская позиция определяется выраженностью каждого из компонентов и их взаимосвязанностью (рисунок 1). Наиболее благоприятным считается родительское отношение, находящееся в секторе 1, наиболее неблагоприятным – в 3 и 4 секторах [49, с. 76]. Автономия Отчуждение Свобода Пренебрежение Демократия, кооперация Ненависть Любовь Сверхтребовательность Всепрощение Авторитарный диктат Гиперопека Контроль Рисунок 1 – Динамическая двухфакторная модель родительского отношения (по Е. Шеферу) В отечественной психологии были так же представлены типологии родительского отношения на основе анализа клинических данных. В.И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания: 1) неприятие индивидуальных особенностей ребенка; 2) гиперсоциализация, проявляющаяся в повышенных требованиях к ребенку без учета его индивидуальных особенностей; 3) эгоцентризм, когда ребенок становиться «кумиром семьи», «смыслом жизни» для родителей [31, с. 14]. Все три типа воспитания крайне неблагоприятны для развития ребенка и ведут к формированию различных неврозов. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер описали следующие типы неправильного семейного воспитания: 1) потворствующая гиперпротекция; 2) доминирующая гиперпротекция; 3) повышенная моральная ответственность; 4) эмоциональное отвержение; 5) жестокое обращение; 6) гипопротекция [22, с. 46]. А.И. Захаров полагает, что родительское отношение может быть оценено по следующим параметрам: 1) насыщенность эмоционального контакта родителя и ребенка: гиперопека / опека и принятие / непринятие ребенка; 2) параметры контроля, среди которых выделяется разрешительный, допускающий, ситуативный и ограничительный контроль; 3) последовательность – непоследовательность воспитания; 4) аффективная устойчивость – неустойчивость родителя; 5) тревожность – нетревожность родителя [29, с. 30]. А.Я. Варга отметила четыре составляющие родительского отношения: 1) интегральное принятие – отвержение ребенка; 2) межличностная дистанция родителя и ребенка; 3) формы и направление родительского контроля; 4) социальная желательность поведения ребенка для родителя. Каждая образующая содержит три компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный [9, с. 65]. Детско-родительские отношения очень неоднозначны, факт их противоречивости и амбивалентности был клинически подтвержден в работе А.Я. Варга. Она считает, что такие элементы эмоционального родительского отношения, как симпатия – антипатия и уважение – неуважение, бесконечно разнообразны по содержанию в зависимости от времени и ситуации [9, с. 30]. Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны, они проявляются в таких базовых модальностях, как, например принятие – непринятие, и во многом характеризуют тип родительского отношения. Неустойчивые черты ситуационно, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный «неустойчивый» тип родительского отношения, крайне неблагоприятен для развития ребенка [36, с. 72]. А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно выразить основные «правила», которым родителям необходимо следовать – это любовь и независимость. Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благосостояния, телесного и душевного здоровья. Предоставление ребенку определенной меры самостоятельности зависит от его возраста и мотивов воспитания [42, с. 78]. Семейные взаимоотношения анализируются через призму восприятия ребенком окружающего мира. Поведение ребенка и его личностные характеристики определяются не только реальными условиями семейной жизни, но и их восприятием, степенью внутренней энергичности ребенка. Каждая стадия развития ребенка отличается своими возрастными задачами (которые решаются им, конечно же, не в умственном плане, а на эмоциональном уровне), и каждая стадия служит фундаментом для последующих. До 1,5 лет ребенок определяет задачу доверия – недоверия к окружающему миру, и решает он ее через общение с близкими взрослыми (прежде всего родителями). Ключевая роль на этой стадии принадлежит матери ребенка, которая через свои тепло, заботу и уход создает у ребенка чувство доверия к миру [49, с. 204]. На следующей стадии (1,5 – 4г.) постепенно прогрессирующая самостоятельность ребенка (он уже может передвигаться ползком, позже шагом, развивается речь, способность совершать различные действия с разными предметами) позволят ему перейти к решению второй жизненной задачи – обретению самодостаточности. Если же близкие взрослые сверхтребовательны к ребенку или, наоборот, стремятся делать за ребенка даже то, что он может делать сам, развитие может принять негативную форму – формирование чувства неуверенности в себе, стыдливость. Далее следует период 4-6 лет, когда ребенок овладевает различными социальными ролями, сам ставит себе цели и прилагает усилия к их достижению, активно воображает. В целом, данный возраст можно назвать возрастом игры – ребенок охотно экспериментирует с разными ролями, примеряет их на себе и других, либо отказывается от этого и утверждается в какой-то одной роли, например, «плохой»/ «хороший» мальчик/ девочка, показывая это всем окружающим и ожидая соответствующей их реакции похвалы/ порицания. И как бы родителям и близким не хотелось ускорить процесс развития ребенка, и какими бы благими намерениями это не обосновывалось – невозможно ускорить процесс роста и развития ребенка. Это требует времени и невозможно заставить ребенка расти быстрее. Ему необходимо забота, любовь и еще больше – терпение родителей. И в силах родителей создать позитивный климат для полноценного развития своего ребенка [22, с. 113]. В подростковом возрасте - это фаза развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - этап, когда человек входит во «взрослую жизнь». Этот возраст представляет собой этап взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. Гормональные изменения активируют резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников. Учеба перестает быть главной и самой важной целью. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает утверждения взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой. Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, несоответствующая самооценка, чаще всего заниженная. 1.2 Факторы, определяющие психологические особенности отношений в полных и неполных семьях Традиционно исследования детско-родительских отношений основываются вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействий с ребенком, а позиция ребенка, рассматривается как пассивная/активная. Однако принципиальным моментом общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях является активно-действенная позиция ребенка по отношению к родителю. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет причислять себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места [14, с. 16]. Разработки М.И. Лисиной показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками меняется и усложняется на протяжении детства. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребенком новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом [40, с. 14]. Активно-действенная позиция ребенка отображается в ориентирующем образе отношений родителей и детей у ребенка. Образ отношений родителей и детей содержит в себе: отражение и принятие ребенком форм межличностных отношений с родителем, личностно-ориентирующий «образ Я» у ребенка, личностно-ориентирующий образ родителя (О.А. Карабанова). Образ отношений родителей и детей у ребенка носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер и определяет тактику взаимодействия с родителями. С возрастом понятие о себе становится все более адекватным, однако эмоциональная составляющая может стать источником устойчивого искажения когнитивного образа «Я» и «Другого». (К.Е. Гроссман, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев). По взглядам исследователей занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и др.), семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора в воспитании ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [19, 39]. Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать, что только в общении «один человек становится для другого величайшем богатством», равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость. Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия и принятия возможно формирование адекватного и здорового ребенка. Существует множество факторов, которые влияют на формирование того или иного типа родительского отношения. Основные из них следующие: 1) Культурные детерминанты родительского отношения – в каждой культуре имеются свои представления о детстве и воспитании детей. Родительские представления о детях, отмеченные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социокультурное окружение, в котором развивается ребенок; 2) Опыт родителей на становление родительского поведения – родительское отношение может быть обусловлено тем, что родители неосознанно воссоздают в собственной семье те проблемы, которые они не смогли разрешить в своем детстве. Например, инфантильность ребенка, игнорирование и нежелание его возмужания могут быть связаны с особенностью биографии самого родителя. Если родитель имел младшую сестру или брата, на которых в свое время переместилась любовь его собственных родителей, то свой более старший возраст он мог воспринимать как несчастливый период жизни. Это может быть одной из причин, по которой родители стремятся «задержать» возмужание собственного ребенка [20, с. 117]. Е.О. Смирнова выделяет шаблон прародительской семьи как фактор родительского поведения – отношения с близкими людьми в детский период жизни являются источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения, у него с раннего возраста формируется эмоциональная ориентация по отношению к будущему супругу. Ребенок усваивает то, как родитель, с которым он себя идентифицирует, общается с другим родителем, запоминает, чтобы, став взрослым, подчас вопреки своей воле воспроизвести в своей семье усвоенные когда-то способы общения [46, с. 53]. Нереализованная потребность родителя предполагает то, что для некоторых родителей воспитание становится основной деятельностью, основным смыслом жизни, а ребенок – единственным объектом удовлетворения этой потребности. Родители инстинктивно начинают вести борьбу за сохранение своей близости с ним. При этом возрастное отдаление ребенка, повышение значимости других людей в его жизни воспринимается родителями как угроза собственным интересам. В результате родитель препятствует всякому проявлению самостоятельности у ребенка. У другой группы родителей преобладает мотив осуществления потребности достижения. В этих случаях мотивация воспитания сводится к достижению определенных намерений, часто выбор этих целей родителями не вполне осознан, но отчетливо связан с достижениями в собственной жизни [22, с. 42]. М.В. Быкова в своих исследованиях опирается на личностные особенности родителей как фактор, влияющий на формирование того или иного типа родительского отношения. Для того чтобы удачно справиться с воспитательными заботами, родитель должен обладать определенными личностными качествами. Круг этих качеств весьма богат. Например, качества, необходимые для регулирования своих эмоциональных состояний, преодоления состояния тревожности, умение подчинить желание данного момента целям будущего, терпение и т.д. Нервно-психические расстройства членов семьи видоизменяют эти качества, что может привести к полной утрате возможности выполнять воспитательные функции. На особенности родительского отношения так же влияют устойчивые черты характера родителей. Патологическая заостренность черт характера родителей зарождает специфические особенности во взаимоотношениях с ребенком [40, с. 15]. Конфликтные супружеские отношения являются так же значимыми в выборе определенного типа отношения с ребенком. Многочисленные исследования показали взаимосвязь между особенностями супружеского общения и свойствами личности ребенка. От характера и состояния супружеских отношений зависят воспитательные возможности семьи. Такие качества детей как ответственность, трудолюбие, значимо взаимосвязаны с отсутствием серьезных конфликтов между родителями, и наоборот [53, с. 43]. Личностные особенности ребенка в некоторой степени так же определяют особенности отношения родителя к ребенку. В отечественной психологии акцентируется изначальная социальная активность ребенка, которая оказывает влияние на родительское поведение и родительское отношение [13, с. 46]. Стиль родительского поведения организовывается очень рано. Для организации родительского отношения важны врожденные особенности нервной системы ребенка. Так, высокая ритмичность сна и бодрствования существенно облегчает уход за новорожденным, вызывает у матери чувство удовлетворения ребенком, и наоборот, неизбежные реакции протеста будут напрягать и раздражать мать [51, с. 206]. В своих исследованиях А.Я. Варга подчеркивает то, что обстоятельства рождения ребенка очень часто оказывает самую важную причину, влияющую на особенности родительского отношения. Это отношение может меняться со временем, но иногда оно остается таким, каким было сформировано еще до рождения ребенка. Если родители долго ждали ребенка или роды были тяжелыми, или же ребенок перенес в раннем детстве тяжелое заболевание, то у родителей возникает страх потерять ребенка. Как результат такого отношения создается такой тип родительского отношения, который предполагает повышенную заботу, опеку, всепрощение и поощрение ребенка во всем. Преждевременность же появления ребенка, его непланируемость, нежеланность, несоответствие пола ожидаемому могут приводить к отвержению ребенка [9, с. 64]. Позитивное родительское отношение определяют: 1) Относительная непрерывность, стабильность родительского отношения во времени; 2) Изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитывающее специфику его психологического возраста. Очевидно, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учитывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям; 3) Уравновешенность в родительском отношении двух противоположных тенденций – тенденций к установлению максимальной близости с ребенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении возникающих проблем [36, с. 8]. Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих позиций: 1) существуют «нормальные» и «нарушенные» отношения родителей и детей, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка; 2) для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и отношений между родителями и детьми и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка [9, с. 76]. В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. В семье ребенок опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности. Ее воспитательные воздействия определяют характер поведения ребенка вне семьи. В подростковом возрасте происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проте....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: