VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретическеи практические основы акцизного налогообложения в РФ, выявление проблем и путей их решения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013722
Тема: Теоретическеи практические основы акцизного налогообложения в РФ, выявление проблем и путей их решения
Содержание
     Введение
     
     Актуальность темы исследования определяется теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся вопросов уплаты акциза, как косвенного налога, вопросов законодательного регулирования акцизного обложения в Российской Федерации, необходимостью повышения социальной эффективности правоприменительной практики. В этой связи важным инструментом достижения указанных целей является исследование механизма взимания акцизов, что может быть достигнуто только при  глубоком научном анализе текущего состояния правового регулирования рассматриваемого вопроса. 
     Налоговая система РФ включает в себя прямые и косвенные налоги, которые являются источником пополнения бюджета государства. Одним из видов косвенных налогов являются акцизы, которые взимаются с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но фактически его уплата ложится на покупателя. Акцизами облагаются отдельные виды товаров, входящие в специальный перечень, который закреплен статьей 181 Налогового кодекса РФ. Данный вид налога помогает государству не только в пополнении бюджета, но и в регулировании производства и потребления подакцизных товаров. 
     История возникновения акцизных сборов в РФ начинается еще в царские времена. Во времена древней Руси неплохим источником пополнения казны являлись акцизные налоги на алкогольную продукцию – квас, пиво и питной мед. Кроме алкогольной продукции широко использовались и акцизы на товары массового потребления. В период первой мировой войны, когда был наложен запрет на продажу спиртных напитков, а государство лишилось одного из источников дохода, для восполнения недополученных доходов были повышены акцизы на табак, спички, керосин. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизных сборов на чай, кофе, сахар, соль, табак, спички, нефтепродукты, текстильные предмета торговли. После распада СССР в России вновь введена система акцизов. Таким образом, на протяжении многих лет акцизы играли важную роль в фискальной политике и являлись крупным источником пополнения бюджета. 
     Становление современной налоговой системы и развитие акцизных сборов в РФ требуют научного изучения проблем, сущности и последствий отдельных аспектов, влияющих на полноту сборов. В последние годы акцизному налогообложению уделяется большое внимание, ведь государство заинтересовано в новых возможностях увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. К тому же благодаря акцизам, государство постепенно искореняет рынки нелегального производства подакцизных товаров. Роль акцизов в налоговой системе РФ достаточно высока и обусловлена относительной легкостью сбора и четкому определению налоговой базы данного вида косвенного налога, являющегося важным источником пополнения бюджетов бюджетной системы РФ. 
     Целью данной работы является исследование теоретических и практических основ акцизного налогообложения в РФ, выявление проблем и путей их решения. 
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
     - изучить историю возникновения и развития акцизов в России; 
     - рассмотреть понятие и сущность акцизов; 
     - определить механизм исчисления и уплаты акцизов в России; 
     - проанализировать формирование налоговой базы и структуры начислений по акцизам; 
     - провести анализ поступления акцизов в бюджетную систему РФ
     - рассмотреть совершенствование механизма исчисления и уплаты акцизов в России;
     - изучить зарубежный опыт акцизного налогообложения и рассмотреть возможности применения его в России.
     Экономическая природа акцизных налогов исследовалась в трудах А. Аткинсона, Э. Вознесенского, С. Витте, А. Дадашева, А. Лаффера, В. Лебедева, Ф. Нитти, И. Озерова, В. Петти, А.Пигу, Д. Рикардо, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стигинца, М. Фридмана, Л. Эрхарда, И. Янжула. 
     Базовые концепции и основные направления реформирования современной российской системы акцизного налогообложения раскрыты в работах И. М. Александрова, И. А. Давыдовой, И. А. Майбурова, Н. В. Милякова, Н. А. Нечипорчук, В. Г. Панскова, М. В. Романовского, Н. В. Садова, Д. Г. Черника и других ученых. 
     Информационная база исследования сформирована на основе законодательных актов Российской Федерации, программных документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, официальных данных и аналитических материалов Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы (ФНС) России, Федеральной службы государственной статистики, монографических и периодических изданий в области налогообложения и налогового контроля, материалов научных конференций. 
     Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1. Теоретические основы акцизного налогообложения
     
     1.1 Экономическая сущность акцизов
     
     Налоги в условиях рыночной среды выросли и развились не только из функции денег как средства платежа, но и из функции денег меры стоимости. Налог – это специфическая, иррациональная и монопольная цена услуг государства, связанных с выполнением им своих функций. В данном случае под понятием «налог» подразумевается не отдельно взятый налог, а совокупность платежей налогового типа, получаемых государством в «обмен» на совокупные услуги в меновой пропорции совокупных государственных расходов. 
     Налоги – это, прежде всего, объективная финансовая (денежная) категория. Она имеет свою внешнюю форму существования и внутреннее объективное содержание. Причиной возникновения налогов является появление и развитие государства, которому необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих функциональных обязанностей. Причинно-следственная связь здесь такова: не было бы государства, не было бы и налогов, и наоборот, нет государства без налогов. Поэтому налоговые отношения всегда имеют правовую принудительно-обязательную форму и вне этой формы они перестают быть налоговыми отношениями. Обязательная, правовая форма налогов, это их специфика, но не объективное содержание. Экономической основой, необходимым условием полноценного функционирования налогов является определенный и достаточный уровень развития товарно- денежных отношений. Более развитому рынку соответствует более развитая налоговая система, поскольку объективное содержание финансовой категории налогов составляют исключительно денежные отношения. Таким образом, налоговые отношения, это всегда денежные отношения, но в обязательной, публично-правовой, императивной форме. 
     Налоги составляют неотъемлемый атрибут рынка, рыночного денежного (финансового) хозяйства, поэтому сущность налогов и характер управления ими необходимо рассматривать во взаимосвязи с объективными законами и закономерностями функционирования рынка и товарно-денежных отношений. С этих позиций налоги представляют собой цену общественных благ, предоставляемых обществу государством, как полноценным участником воспроизводственного процесса. 
     В рыночной среде современное государство вынуждено учитывать в своей деятельности рыночные правила и законы, вести себя и функционировать как макроэкономический хозяйствующий субъект процесса общественного воспроизводства, ведущий свое финансовое хозяйство, производящий и доставляющий обществу делимые и неделимые общественные блага (выгоды, услуги) при выполнении своих функций. При этом предоставление (распределение) общественных благ, также как и уплата налогов, осуществляется в принудительной, обязательной форме. 
     Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Налоговая система РФ представлена на рис.1.1.
     
     
     Рис.1.1. Налоговая система РФ
     
     Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.
     К федеральным налогам и сборам относятся [1]:
     - налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
     - акцизы (гл. 22);
     - налог на доходы физических лиц (гл. 23);
     - налог на прибыль организаций (гл. 25);
     - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1);
     - водный налог (гл. 25.2);
     - налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26);
     - государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ);
     - страховые взносы в социальные внебюджетные фонды (гл. 34).
     
     Акциз входит в систему федеральных налогов Российской Федерации и является одним из видов косвенных налогов, имеет многогранную природу, которая включает в себя исторические свойственные ему связи с пошлиной и регалиями. Им облагаются товары и услуги, обладающие способностью удовлетворять специфические потребности индивида. В силу этого обстоятельства перечень подакцизной продукции ограничен, и генезис акциза взаимосвязан с полезностью и качеством блага. Его эволюция происходила под определяющим воздействием фискальной монополии как особой формы ограничения государством потребления определенных им товаров и услуг. Они по своим естественным потребительским свойствам уникальны и незаменимы. При воздействии на индивида и общество в процессе потребления подакцизного блага наступают последствия, в большинстве своем негативного характера, приносящие вред здоровью потребителя, окружающей среде, генерирующие рост трансакций. Поэтому государство, домашние хозяйства и бизнес не индифферентны по отношению к приращению трансакционных издержек по причине производства, реализации и обмена подакцизных товаров. Ограничительным фактором в сокращении спроса на данного рода блага служит акцизное налогообложение. Это экономический стабилизатор в развитии специфической потребности и в степени ее удовлетворения.
     
     В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия «акциз» (таблица 1.1).
     Таблица 1.1
     Трактовка понятия «акциз» различными авторами
Автор
Трактовка
Финансово-кредитный энциклопедический словарь 
Термин «акциз» раскрывается как «косвенный федеральный налог с юридических лиц» [8].
Г.Б. Поляк, А.Н. Романов, Т.Ф. Юткина
Рассматривают акциз как «один из видов косвенных федеральных налогов на товары, включаемые в цену товара или тариф» [52, с.106].
М.В. Романовский, 
О.В. Врублевская
Считают, что «акциз — это федеральный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара» [31, с.94].
Д.Г. Черник
Акцизы - это косвенный налог, который устанавливается государством в процентном соотношении к отпускной цене товаров, реализуемых предприятиями - производителями» [49, с.145].
     На наш взгляд, наибольшего внимания заслуживает определение, данное В.Г. Пансковым, в котором акциз трактуется как «косвенный налог, включаемый в цену товара и в результате этого фактически оплачивается покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары» [38, с.290]. В отличие от вышеуказанных трактовок, в данном определении отражается сущность акциза как косвенного налога, так как отражается несовпадение в одном лице плательщика налога и его носителя, т.е. автор справедливо делает ударение на механизме переложения налогового бремени, присущего косвенному налогообложению.
     Однако во всех рассмотренных нами выше определениях подчеркивается, что акциз - это федеральный налог. В статье 13 Налогового кодекса РФ этот налог перечислен в составе федеральных, следовательно, по уровню государственного управления он относится к платежам федерального значения, взимается на всей территории страны и его основные элементы определяются федеральным законодательством о налогах и сборах [3].
     В зарубежной экономической литературе термин «акциз» можно встретить в двух значениях. Акцизами могут называться налоги, которые вводятся на действия, занятия, производство, продажу и потребление. Ввиду столь широкого определения к акцизам фактически могут быть отнесены любые налоги, кроме подоходных и поимущественных, то есть косвенные. Когда термин «акциз» используется в столь широком значении, к нему зачастую добавляется «общий», а НДС часто определяется как разновидность «общего акциза». В соответствии с международными стандартами учета в системе государственных и общественных финансов акцизы имеют несколько более узкое определение. Так, к акцизным сборам международные стандарты относят налоги на особые виды или ограниченный ассортимент товаров, не относимые к общим налогам (либо к импортным или экспортным налогам и таможенным пошлинам). В соответствии с этими стандартами акцизы могут взиматься на любой стадии производства или распределения товаров, а их размер может зависеть от веса, прочности, количества продукта или его стоимости. Положение международной классификации гласят, что к акцизам относятся специальные налоги на сахар, свеклу, спички и шоколад; налоги, взимаемые в большинстве стран с таких товаров, как табак, напитки, горюче-смазочные материалы. Иногда к акцизам относят налоги на отдельные виды услуг, электричество, газ, энергоносители и некоторые другие.
     В России термин «акцизы» понимается в более узком и традиционном смысле. Под «акцизами» понимается лишь определенный узкий круг косвенных налогов, связанных с товарами, представляющими предметы роскоши, или с группами товаров, повышение цен на которые не может существенно ограничить их потребление (табак, алкоголь), а также - с некоторыми видами минеральных ресурсов, т.е. на высокорентабельные товары, производители которых получают сверхприбыли. Следует считать, что взимаемый в государственный бюджет акциз не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств продукции, а является последствием особенностей его производства и реализации.
     Акциз по своему экономическому содержанию, в первую очередь является регулятором спроса на товары массового и повседневного потребления. Это косвенный налог, включаемый в цену товаров определенного перечня и оплачиваемый покупателями. В отличие от многоступенчатого налога на добавленную стоимость акцизы уплачиваются в бюджет один раз и ими облагается вся стоимость продукции.
     Акцизы выполняют двоякую роль; во-первых, они - один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это - средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверх высоких прибылей, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье и производящие спирт.
     Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (меха, ювелирные изделия). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот [28, с.115].
     Акцизы - это разновидность косвенного налога, включаемого в структуру цены отдельных видов товаров. Как правило, акцизами облагаются высокорентабельные товары для изъятия в пользу государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли. При выборе продукции, на которую могут быть установлены акцизные ставки, необходимо уделять внимание не только фискальным возможностям этого налога, но и уровню доходов потенциальных потребителей. При необоснованном завышении цен возможны различные негативные явления (нелегальное производство подакцизных товаров, социальная напряженность общества).
     Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.
     Так, Брызгалин А.В. отмечает, что наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого рассчитывается ставка [9, с.238].
     По мнению Панскова В.Г. оптимальной ставкой налогообложения по акцизам на социально вредные товары считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров [38, с.305].
     Плательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие (в том числе из давальческого сырья) и реализующие подакцизные товары, и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
     Необходимо обратить внимание на то, что специально оговорен особый случай признания предпринимателя или организации в качестве плательщика акциза. Если на предприятии в местах хранения и реализации нефтепродуктов практикуется изготовление автомобильного бензина путем смешивания бензинов различных марок или низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками, то, несмотря на то, что при этом не происходит переработки нефти, такая организация или предприниматель рассматриваются как производители подакцизных нефтепродуктов. Следует иметь в виду, что если налогоплательщиком осуществлен процесс смешения нефтепродуктов разных марок с другими компонентами, результатом, которого стало получение подакцизных нефтепродуктов, то данное лицо рассматривается как производитель этих продуктов.
     Ряд плательщиков акцизов обязаны зарегистрироваться в налоговых органах дополнительно как осуществляющие операции с денатурированным этиловым спиртом и прямогонным бензином и получить соответствующие свидетельства о регистрации. Это положение введено в качестве дополнительных мер по контролю и пресечением незаконного производства и реализации алкогольной продукции и продукции нефтепереработки. Рассмотрим, по каким видам операций с денатурированным этиловым спиртом выдается свидетельство. Наглядно виды деятельности, для осуществления которых требуется свидетельство, и соответствующий им вид свидетельства представлены на рисунке 1.2.

    












     Рис.1.2. Виды деятельности организаций, требующие наличия свидетельства [26, с.212]
     
     В свидетельстве указываются [26, с. 211]:
     - наименование налогового органа, выдавшего свидетельство;
     - наименование организации, ее местонахождение и адрес фактического осуществления вида деятельности;
     - вид деятельности;
     - реквизиты документов, подтверждающих право собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) на производственные мощности, мощности по хранению денатурированного этилового спирта;
     - срок действия свидетельства;
     - иные данные, предусмотренные законодательством.
     Свидетельство по операциям с денатурированным этиловым спиртом выдается при соблюдении требований, установленных статьей 179.2 НК РФ. Свидетельство на производство денатурированного этилового спирта выдается при наличии в собственности организации мощностей по производству, хранению и отпуску денатурированного этилового спирта. Свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции может быть получено при наличии в собственности мощностей, но производству, хранению и отпуску неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт.
     Налоговый орган обязан выдать свидетельство (уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства) не позднее 30 календарных дней с момента представления налогоплательщиком заявления о выдаче свидетельства. Для получения свидетельства организация представляет в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства, сведения о наличии у нее необходимых для осуществления заявленного вида деятельности мощностей и копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности (копии документов,  подтверждающих право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления закрепленным за ним имуществом).
     Свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке организация получит при наличии в собственности мощностей по производству, хранению и отпуску вышеуказанной продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт.
     Свидетельство на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке выдается при наличии в собственности мощностей по производству, хранению и отпуску вышеуказанной продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт.
     Организации и индивидуальные предприниматели, не имеющие в собственности мощности, могут получить указанное свидетельство при следующих условиях:
     - если они владеют более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) организации, имеющей в собственности соответствующие мощности;
     - если мощности находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
     и при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью;
     - при наличии у них договора на оказание услуг по переработке принадлежащего им сырья [27, с.124].
     Налогоплательщики должны иметь: 
     - свидетельство на производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья;
     - свидетельство на переработку прямогонного бензина — предприятия, осуществляющие производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин.
     Свидетельство содержит аналогичные данные, предусмотренные по свидетельству для операций с денатурированным этиловым спиртом. Введение в Налоговый кодекс РФ положения о выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, является одним из важных контрольных мероприятий по борьбе с незаконными оборотами по реализации этих продуктов.
     Производство большинства подакцизных товаров осуществляется на основании лицензий, которые в соответствии с действующими законодательными актами выдаются юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям.
     Традиционно акциз рассматривается как налог на ограниченный перечень благ. К числу подакцизных товаров (продукции) не относятся товары первой необходимости, удовлетворяющие первичные потребности индивида и общества. Но уже на этом уровне генерируются потребности, которые объективно обусловливают необходимость производства специфических по своей полезности и ценности товаров. К жизненно важным они не относятся, а их потребление чревато отрицательными последствиями физиологического и социального характера. Но потребность в подакцизных товарах реально существует, и устранить полностью ее невозможно. Вместе с тем, экономическими мерами достичь ее сокращения вполне реально, используя, в том числе и акцизы, как специфический налог на потребление социально негативных товаров. Поэтому по своему содержанию акциз – это налог, который генерируется потребительной стоимостью отдельных товаров и услуг, а его изъятие осуществляется посредством использования их стоимости и формы ее выражения – цены.
     В каждой рыночной стране определяется и проводится акцизная политика, эффективность которой зависит от степени реализации в ней теоретических основ акциза. В условиях рыночной трансформации экономики России акцизное налогообложение использовалось и используется в направлении достижения мировых стандартов. В то же время оно преследует в основном фискальные цели, а, стало быть, не в полной мере учитывает концептуальные теоретические его основы, что не обеспечивает эффективности использования данного косвенного налога. В результате потребление подакцизных товаров имеет ярко выраженную тенденцию к росту при невысоком удельном весе акцизных доходов в бюджете страны. Интересы налогоплательщика при этом девальвируются в силу фискальной направленности использования акцизных доходов. Финансовое обеспечение мер по сокращению потребления подакцизных товаров и нейтрализации последствий их потребления не приобретает комплексного и целевого характера. По-прежнему акциз, как и всякий другой налог, обеспечивает удовлетворение потребностей государства, которые адекватно не отражают его социальную направленность [20, с.24].
     В процессе реформирования акциза уровень его воздействия на экологическую и социальную среду должен повышаться за счет не только изменения механизма налогообложения, но и целевого использования его доходов. Являясь налогом на социально-вредные, но потребляемые товары, акцизные доходы должны использоваться в направлении не только создания экономических условий для сокращения потребления подакцизных товаров, но и в направлении стимулирования научных поисков в процессе производства таких благ, которые снижали бы трансакционные и социальные издержки общества и индивида в процессе потребительского выбора в пользу подакцизного товара. Такой подход соответствует внутреннему содержанию акциза как налога на специфическую потребительную стоимость товара и услуги.
     Подводя итог изучению сущности и экономического содержания акцизов, можно сделать вывод о том, что акциз на протяжении всего времени существования  данного налога является регулирующим налогом. Посредством варьирования ставок акцизов государство ограничивает либо расширяет потребление подакцизных товаров. Вопрос установления и расчета ставок акциза остается наиболее дискуссионным вопросом с момента возникновения налога и до настоящего времени.
     
     
     
     
     
     
     
     1.2 История возникновения и развития акцизов
     
Период
Краткая характеристика периода
Питейные сборы 
(до XV в.)
Проакцизная форма обложения алкогольной продукции
Откупная система 
(XV–XVI вв.)
Становление первой налоговой системы России в результате реформы Ивана III 1476 г: отказ от уплаты дани и введение первых русских прямых и косвенных налогов, введение налоговой отчетности – «сошного письма», становление первых налоговых органов – приказов (ведомств). Введение первых акцизов – винных откупов
Винная монополия 
(XV-XX вв.)
Прерогатива государства или отдельных лиц на производство, переработку, реализацию, а также ввоз алкоголя. Разрешение на продажу алкоголя автоматически делало торговца плательщиком акцизов. Разные периоды характеризуются разным акцизным обложением алкогольной продукции. Всего в истории России насчитывалось 5 винных монополий
Постоянные налоги
 (с 1725 г.)
Начало царствования Екатерины I, которая ввела акцизы на вино и водку как постоянные налоги
Становление акцизного администрирования 
(с 1896 г.)
В 1896 г. в составе Министерства финансов образовалось Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а местных уровнях – губернские акцизные управления, которые ведали уплатой акцизных сборов
Распространение акцизов на товары массовые спроса (с 1839 г.)
Акцизами облагается реализация товаров массового потребления: табак (в 1839 г), сахар (в 1848 г), соль (в 1862 г), керосин (в 1872 г), дрожжи (в 1866 г), осветительные нефтяные масла (в 1887 г), спички (в 1888 г)
Эпоха винного акциза (1863-1894 гг.)
Либерализация винной торговли в России, которая подразумевала привыкание к доступных спиртным напиткам и потребление их в умеренном количестве, которая, в конечном счете привела к росту пьянства в России. Величина акциза зависит от крепости алкогольного напитка. Ставки акциза постепенно увеличиваются: 3-4 коп. с каждого градуса в 1893 г, 7 коп. с 1876 г, 8 коп. с 1881 г, 9 коп. с 1885 г, 10 коп. с 1892 г.
Рост акцизов на алкоголь (1894-1917 гг.)	
Очередной этап роста акцизов на алкоголь с целью борьбы с пьянством. Этап характеризуется увеличением роли акцизов в доходах государства
Советская эпоха (1921-1930 гг.)
Крупный фискальный эффект акцизов: установление акцизов, способных охватить максимальное количество сельского и городского населения
Отказ от акцизов (1930-1992 гг.)
Замена акцизов налогом с оборота
Современный период 
(с 1992 г.)
Становление современной налоговой системы. Возврат к акцизному налогообложению
     
     Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В настоящее время акцизы применяются во всех индустриально развитых странах. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров.
      В России неким предшественником акциза можно считать так называемый винный откуп. Развитие откупной системы относится к XV - XVI вв.
     Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. Основу винных откупов составлял кабак "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку, которую население обязано было выполнять [10, с.174].
     Правовой основой деятельности винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственными органами с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия). Откупщик не являлся частным лицом и именовался "коронным поверенным", то есть доверенным царя с весьма широкими полномочиями.
     В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенными пошлинами. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами.
     В конце XIX - начале XX вв. объектами акцизного обложения являлись: 
     а) свеклосахарное производство; 
     б) крепкие напитки; 
     в) табак; 
      г) осветительные нефтяные масла; 
     д) зажигательные спички [10, с.176].
     С 1852 г. появляются проекты, составляющие шаг к переходу к акцизной системе, но препятствием к приведению их в исполнение явилась Крымская война.
     В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги.
     По Уставу о питейном сборе 4 июля 1861 г. сбор с крепких напитков состоял из патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены: 
     а) спирт и вино, выкуренные из разного рода хлеба, картофеля, свекловицы, свеклосахарных остатков и других припасов; 
     б) спирт, выкуренный из винограда и других ягод и фруктов, и так называемые пейсаховые водки; 
     в) портер, пиво всех родов и мед; 
     г) брага, приготовляемая на особо устроенных заводах. Дополнительными акцизами облагались напитки, приготовляемые из оплаченного акцизом вина.
     В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.
     В начале XX в. акциз на водку и спирт занимал первое место среди косвенных налогов. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Акцизы по другим товарам также были выражены в определенных денежных суммах: акциз на сахар уплачивался в размере 1,75 руб. за пуд, на табак - в зависимости от сорта - от 23 коп. до 1,50 руб. за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 коп. за пуд, на спички - полкопейки с помещений от 75 до 150 спичек и 3/4 копейки с помещений от 150 до 225 спичек.
     Вплоть до ХХ в. косвенное налогообложение развивалось главным образом по пути расширения перечня подакцизных товаров, в тесной связи с применением казенных монополий на основные подакцизные товары. Постепенно индивидуальное акцизное налогообложение распространилось столь широко, что контроль над уплатой акцизов многочисленными субъектами предпринимательской деятельности стал затруднительным, фискальная эффективность акцизов снижалась вследствие роста расходов на налоговое администрирование [10, с.179].
     Впервые в России акцизы были введены в 1992 году (Законом «Об акцизах» от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%. 
     Вместе  с налогом на добавленную стоимость (НДС) они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным, были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы. 
     Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад , меховые  изделия, одежда из натуральной кожи. Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения) [14, с.47].
      В первые годы после введения.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44