- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теневая экономика как угроза экономической безопасности России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004194 |
Тема: | Теневая экономика как угроза экономической безопасности России |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г. В. ПЛЕХАНОВА» КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ Краснодарский филиал РЭУ им.Г.В.Плеханова Финансово экономический факультет Кафедра экономики предприятия КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Макроэкономика» на тему: Теневая экономика как угроза экономической безопасности России _______________________________________________________ Выполнил (а) студент (ка) 1 курса группы очной очной формы обучения Ласкина Виктория Борисовна _________________________________ (Ф.И.О. студента/ки) Направленность (профиль) программы финансово-экономического факультета Научный руководитель: Горьковенко Вероника Эдуардовна (степень, уч.звание, ФИО преподавателя) Краснодар 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1 Понятие теневой экономики, ее структура 1.2 Факторы способствующие развитию теневой экономики 1.3 Причины развития теневой экономики 1.4 Положительные и отрицательные стороны влияния теневой экономики на экономическое положение страны 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ 2.1 Анализ размеров теневой экономики в России 2.2 Неформальная и теневая экономика регионов и РФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях экономическая безопасность способствует социально-экономическому развитию и является важным элементом национальной безопасности государства. Необходимо отметить, что только в системе обеспечения экономической безопасности создаются условия и формируются механизмы противодействия экономическим угрозам, включая угрозы и со стороны теневой экономики. Это обусловлено тем, что в настоящее время теневая экономика приобрела новые очертания, в результате сложилась система криминальной теневой экономики. На настоящий момент имеется значительное количество работ, по разным проблемам теневой экономики и обеспечения экономической безопасности правоохранительными органами. В большинстве своем эти исследования не рассматривают вопросы противодействия теневой экономике во взаимосвязи с обеспечением экономической безопасности, создания методической базы управления правоохранительной деятельностью в сфере борьбы с экономической преступностью. В этой связи возникает необходимость изучения проблемы обеспечения экономической безопасности с применением механизмов противодействия теневой экономике, более совершенных методов оценки ее масштабов и видов с учетом отраслевых и региональных аспектов, что позволит своевременно выявлять теневые процессы в российской экономике, проводить оперативно-профилактические мероприятия по борьбе с экономической преступностью, эффективно противодействовать теневой экономике, обеспечивать экономическую безопасность страны и тем самым способствовать росту валового внутреннего продукта (ВВП) и повышению уровня жизни населения России. Актуальность решения проблемы противодействия теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности, недостаточная изученность теоретических и методологических аспектов в условиях усиления криминализации экономической деятельности предопределили выбор темы курсовой работы и рассматриваемый в ней круг вопросов. Целью работы является разработка теоретико-методологических подходов к противодействию теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности, методических принципов, способствующих нейтрализации негативных последствий от влияния теневой экономической деятельности. В соответствии с целью исследования в работе решены следующие задачи: - теоретическое исследование понятия «теневая экономика», ее структура и масштабы; - подробное рассмотрение видов теневой экономики в России; - анализ размеров теневой экономики в России; -выявление последствий теневой экономики и ее влияние на ВВП страны В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В введении дается краткое представление о том, что такое теневая экономика и какую роль она играет. В первой главе подробно раскрыто определение понятие теневой экономики, её цели и сущность по мнению экономистов. Во второй главе рассматривается теневая экономика в России. В третьей главе рассматриваются методы борьбы с теневой экономикой в Российской Федерации. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1 Понятие теневой экономики, ее структура. Теневая экономика - это совокупность экономических отношений, по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, является полностью или частично неправовой, неучитываемой и неконтролируемой, осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами, с целью получения предпринимательского дохода, включает в себя теневые экономические отношения, основанные на коррупционных связях через механизм перераспределения получаемых теневых доходов, направленные на перераспределение денежных потоков между всеми секторами экономики, выполняющая двойственную роль: позитивную – сглаживание отрицательных условий по развитию бизнеса; негативную – антисоциальное перераспределение доходов общества и уменьшение его благосостояния, снижение эффективности системы управления экономикой. Теневая экономика является чрезвычайно актуальной и болезненной проблемой для мировой экономики в целом и для российской экономики в частности. Значительное препятствие обеспечению устойчивого развития экономики происходит из-за распространения в странах мира теневой экономики. Функционирование теневой экономики приводит к существенному сокращению в структуре доходов бюджета части налоговых поступлений, что ставит под угрозу выполнение важных государственных программ. Поэтому наиболее перспективное направление расширения доходов – это привлечение теневых оборотов в сферу легального бизнеса. Производительность нелегальных товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, коррупция – все это привело к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой. Массовость, масштаб и динамика теневых процессов свидетельствуют о наличии трудностей в реформировании экономики нашей страны и большой проблеме, кроющейся внутри такого института, как государство. Примеры теневого бизнеса имеют различия не только в масштабах деятельности, но и в формах ведении хозяйствования. Участники теневого сектора приспосабливаются к самой различной среде и ведут свой бизнес с учетом сегодняшних реалий. Неоднозначность в определении сущности теневой экономики создает трудности в выработке определения и отражении специфики феномена. Основные составляющие теневой экономики: 1) Легальная экономика оказывает обратное влияние на теневую, в результате чего теневая экономика перенимает многие черты легальной: умножается отраслевая диверсификация, растет системная связанность отдельных сегментов теневой экономики – от локального до международного уровня. 2) Фиктивная экономическая деятельность, связанная с фальсификацией и мошенничеством. 3) Криминальная экономика, связанная с наркобизнесом, торговлей детьми, оружием, человеческими органами для их трансплантации, а также присвоением доходов в процессе преступной деятельности. Теневая экономика, является хозяйственной деятельностью, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отображается в официальной статистике. Теневые предприятия не перераспределяют собственные доходы в бюджеты и государственные целевые фонды, они не платят налоги максимально увеличивая собственные доходы. Теневая экономика делится на три группы, в отношении масштабов и субъектов осуществления – это вторая теневая экономика « беловоротничковая », серая теневая экономика и черная теневая экономика: - « беловоротничковая » теневая экономика не производит новых экономических благ, она неотделима от легальной. С точки зрения общества вторая теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг, а преимуществами, получаемыми от нее, пользуются одни люди за счет утери, которые несут другие люди; - под «серой» теневой экономикой подразумевается экономическая деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг, которая разрешена законом, но не регистрируется (малый бизнес); - под « черной » теневой экономикой принято считать противопоказуемой законом экономическую деятельность, связанную с изготовлением и реализацией запрещенных и дефицитных товаров и услуг (товар и производство полностью не соответствуют законодательству). Крайне важно учитывать, что проблема теневой экономики выходит за рамки правовых отношений и имеет макроэкономическую природу. Основные последствия теневой экономики несут за собой потерю действенности рычагов денежно-кредитной политики через значительный объем оборотов валютной массы, которая не попадает под регулирование средствами банковской системы, также потерю действенности фискальных инструментов, расточительство дефицитных бюджетных ресурсов, потерю потенциала социальной политики, упадок социальной сферы, распространение теневой занятости, рост дифференциации доходов населения, снижение уровня накопления в обществе, потерю инвестиционного потенциала, утечку ресурсов из процесса общественного воспроизводства, торможение перехода к инновационной модели развития из-за недостаточного развития инвестирования и неэффективного воспроизводства человеческого капитала. В научной литературе, как правило, рассматривается влияние теневого сектора именно на экономическое развитие. Прямое влияние проявляется в занижении официальных показателей, по которым оценивается экономический рост. Если мы рассматриваем ВВП как основной показатель экономического роста, то в результате прямого воздействия теневого сектора национальная экономика фактически недополучает доходы в форме оплаты труда наемных работников, валового дохода и налоговых поступлений (за исключением субсидий на производство и импорт). Косвенное влияние теневой экономики проявляется в воздействии на эффективность макроэкономической политики, с точки зрения роста ошибок макроэкономического регулирования. Отрицательные последствия теневого сектора проявляются в искажении макроэкономических результатов, что негативно сказывается как на прогнозировании, так и на выборе методов государственной экономической политики, которые могут оказаться ошибочными. Проявляется косвенное влияние на экономический рост в: 1) Деформации налогово-бюджетного регулирования, в нарушениях принципов налогообложения, неравномерности налоговой нагрузки, уменьшении доходной и расходной частей государственного бюджета, недофинансировании экономики в системе социального страхования 2) По причине деформации системы перераспределения доходов. 3) Деформации денежно-кредитного регулирования, а именно: недостоверность структуры платежного баланса, что приводит, в конечном счете, к деформации структуры потребления и инфляционных процессов к увеличению инвестиционных рисков и уменьшению валовых накоплений. 4) Деформации внешнеэкономического регулирования, при уменьшении потенциальных возможностей участия страны в мировой торговле и разделении труда. Относительно деформаций в налогово-бюджетном регулировании, необходимо заметить, что неэффективно проведенная налоговая политика приводит к деформации во всех отраслях и сферах деятельности. Уклонение от налогов одной группы налогоплательщиков приводит к необходимости взимания недостающей части налогов с тех, кто их платит. При усилении налогового бремени постепенно происходит увеличение группы неплательщиков. Мотивация таких субъектов хозяйствования бывает разной. В результате государство недополучит доходную часть от налогов в большом объеме. В первую очередь это сказывается на социальной сфере, поскольку выплаты на социальные помощи (пенсии, пособия и т. д.) обеспечиваются за счет налогов. На этом фоне закономерно сделать вывод о том, что наличие неконтролируемого сектора теневой экономики ставят под угрозу как реализацию политики модернизации, внедрения инноваций и привлечения инвестиций в экономику страны, так и экономическую безопасность государства в целом. Во многих странах осознают, что бесперспективно и опасно инвестировать средства в стране, где не работают государственные законы, отсутствуют гарантии безопасности капитала и личности, где многое решают алчные коррупционеры и воровские законы. Указом президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В данном документе экономическая безопасность определяется как самостоятельный объект государственного мониторинга и управления на основе идентификации соответствующих видов угроз и принятия мер к их устранению. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является – сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая недостаточность труда, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно – финансовых отношений, а также незаконной миграции. Также является очевидным, что рост неконтролируемого сектора экономики становится той угрозой, которая в первую очередь ведет к потере контроля над национальными ресурсами, снижению устойчивости и защищенности национальной финансовой системы, является благоприятной средой для развития коррупции и криминализации хозяйственно – финансовых отношений, увеличению потоков незаконных мигрантов. Таким образом, выстраивается следующая взаимозависимость – теневая экономика является угрозой инвестициям и инновациям, которые становятся на среднесрочную перспективу ведущими факторами экономической безопасности России в целом. Модернизация в свою очередь невозможна без инвестиций в инновации. Существует необходимость противодействия процессу тенизации, для этого нужно использовать сбалансированный подход. Главным инструментарием в сложившейся ситуации является создание основного фонда для резидентов страны, который во временном периоде будет аккумулировать в себе прибыль, полученную организациями-участниками, находящимися на территории особой зоны. Теневая экономика и ее легализация составляют не только резерв увеличения налогооблагаемой базы. Это, с одной стороны сфера выживания значительной части населения, с другой стороны – мощный фактор торможения экономического роста, общественно-политической нестабильности, нравственной деградации общества. Необходимо на научной основе разработать и реализовать кардинальные меры в этой области, выявить долгосрочные цели и этапы легализации теневой экономики, принять федеральную и региональные государственные целевые программы. В этом случае нам удастся найти адекватный ответ на широкое распространение теневой экономики в мире. 1.2 Факторы способствующие развитию теневой экономики. Набор входящих в теневую экономику видов хозяйственной деятельности диктуется тремя основными факторами - степенью формализации хозяйственной деятельности в целом, структурой институтов формальной регламентации и степенью развития наличного денежного оборота. 1. Экономические и финансовые: - недостатки в налоговой системе - в Российской Федерации в казну государства и государственные внебюджетные фонды поступает порядка 35% ВВП, в то время как в других странах данное значение существенно меньше- 25-30%; - неверное первоначальное распределение капитала – по средствам теневого сектора происходит перераспределение ВНП (это заключается, прежде всего, в проблемах грабительской приватизации и олигархического капитала). И рано или поздно, но Россия будет вынуждена восстановить справедливость в распределении национального богатства и возмещении утраченной гражданами личной и общественной собственности; - непрекращающиеся в течении длительного срока крупные хищения бюджетных средств (к сожалению, через теневую экономику происходит расхищение и отмывание от 10 до 20% всех финансовых ресурсов, которые выделяются на реализацию программ и проектов государства, а также прибыли государственных предприятий). 2. Правовые: - существование в современном законодательстве противоречий и пробелов, способствующие нелегальной деятельности, в то время, когда в открытой деловой активности преобладает избыточное регулирование; - нехватка криминалистической, антикоррупционной экспертизы разработанных нормативно-правовых актов; - слабо развитая и значительно коррумпированная система судебных и правоохранительных органов (отсутствие борьбы с профессиональной преступностью); - отсутствие государственной программы направленной на жёсткую системную борьбу с организованной профессиональной преступностью, в том числе в сфере экономики. 3. Административные: - нехватка рационально организованной государственной вертикали менеджмента, распространяющейся на все области экономики по всей Российской Федерации и направленной не на непосредственное вмешательство в экономику государства, а на эффективное развитие бизнеса; - запретительное, наказательное администрирование – большое количество административных барьеров, препятствующих развитию легального бизнеса; - местничество и мздоимство чиновников (злоупотребление чиновниками своих должностных функций). 4. Политические и общественные: -неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; - недоверие граждан к институтам государства, в особенности к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций). Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества. 1.3 Причины развития теневой экономики Причины развития теневой экономики: 1. Чрезмерно высокие налоги. Чем выше налоговое бремя, тем менее выгодно вести официальную деятельность. Иногда может возникать ситуация, при которой легально вести бизнес в принципе невозможно ( к примеру, в совокупности вы должны будете заплатить налогов более 100% от своей прибыли). Это может касаться, например, отдельных отраслей экономики. 2. Высокий уровень бюрократизации. Не только налоги оказывают влияние на развитие теневой экономики. Второй важной причиной является чрезмерный уровень бюрократизации всех процессов, связанных с оформлением и ведением бизнеса. Когда предприниматель, например, видит, что официальное открытие бизнеса займет у него долгие месяцы, а то и годы, а неофициально он может «договориться» за считанные дни – конечно, он выберет второй вариант. 3. Высокий уровень государственного вмешательства. Когда легальный бизнес постоянно «терроризируют» проверками и облагают штрафами за все, что можно и нельзя, естественно, выгоднее работать нелегально и платить тем же структурам какую-то оговоренную регулярную плату. 4. Высокий уровень коррупции. Ну и конечно же, чем выше уровень коррупции в стране – тем сильнее в ней будет развит теневой бизнес. Можно сказать, что понятия «коррупция» и «теневая экономика» взаимодополняющие. 5. Несущественные наказания за раскрытие теневых схем. К примеру, если предприниматель условно будет платить 100 тысяч денежных единиц штрафа за выявленные у него теневые обороты, а зарабатывать на них будет 1 млн. денежных единиц за тот же период – естественно, ему будет выгодно вести теневой бизнес. 6. Кризисные явления в экономике. Когда наступает финансовый кризис, легальная деятельность во многих сферах становится неэффективной, убыточной, поэтому бизнесмены и их работники уходят в теневую сферу, чтобы сохранить хотя бы частично свои заработки ( иначе у них не останется средств к существованию). В целом все причины теневой экономики сводятся к одному, чем сложнее и дороже зарабатывать легально – тем сильнее будет развит теневой рынок в стране. 1.4 Положительные и отрицательные стороны влияния теневой экономики на экономическое положение страны. Теневая экономика не оказывает исключительно отрицательного влияния на экономику государства: хотя оно и преобладает, свои плюсы в этом тоже можно найти. Для того чтобы понять степень влияния теневого сектора на экономическое положение страны, назовем некоторые отрицательные и положительные ее стороны. Во-первых, из-за сокрытия от официальной статистики величины своих доходов нелегальными предприятиями возрастает уровень уплачиваемых законопослушными налогоплательщиками налогов, а во-вторых теневая экономика не позволяет достаточно эффективно осуществлять макроэкономическую политику. Это объясняется тем, что такая экономическая деятельность сокрыта от официальной статистики, данные которой являются основой для принятия экономических решений на макроуровне. Следующий минус состоит в том, что последствия функционирования теневых предприятий также не отражаются. Поэтому не учитываются и вредные последствия для окружающей среды, и тем более, нетрудно догадаться, что никаких мер по защите экологии, включая платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, предприятия, работающие в теневом секторе не предпринимают. Таким образом, теневая деятельность представляет серьезную угрозу для экологии. Кроме того, теневая экономика действует в сферах, официально запрещенных законодательством. Например, таких как наркобизнес, незаконный оборот оружия, продажа краденого имущества у других. Такая деятельность причиняет не только экономический ущерб, но и существенный нравственный вред обществу. При этом теневизация национального хозяйства не оценивается однозначно негативно, она имеет и плюсы, во-первых, рост доходов задействованных граждан. У тех, кто вращается в теневой сфере, доходы выше, а это оказывает свой положительный эффект на экономику страны: выше уровень платежеспособности, выше спрос на товары и услуги, что стимулирует развитие производства. Во-вторых, больше возможностей для заработка. Когда человек, допустим, не имеет возможности официально трудоустроиться, он может работать неофициально в теневом бизнесе, и получать доход, в то время как иначе он бы не зарабатывал ничего вообще. В-третьих, смягчение негативного влияния кризиса. Когда в экономике государства обостряются кризисные явления, как бизнесмены, так и их работники уходят в теневой сектор экономики. Если бы они просто закрыли свой бизнес и были уволены – они бы вообще лишились источников дохода, соответственно, пострадали бы от кризиса существенно сильнее. 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ 2.1 Анализ размеров теневой экономики в России Исследование проблем, связанных с теневой экономической деятельностью, занимает одно из важных мест в экономической науке. Данное явление можно объяснить масштабами развития и сложностью в объективной оценке этого сектора. Согласно опубликованным Всемирного Банка данным в России доля экономики, которая скрыта от официальных глаз составила около 50 % ВВП. Анализируя сообщения Всемирного Банка, специалисты в данной отрасли пришли к выводу, что самыми непрозрачными в России являются сферы услуг, торговли, производства продуктов питания, сельское хозяйство, а также незаконные виды деятельности, включая сферы с высокой коррупционной составляющей. Таким образом, коррупционная составляющая экономической деятельности в РФ переросла в настоящую проблему, которой всерьез обеспокоены уже на самом высшем уровне руководства страны. При этом, по оценке TRANSPARENCY INTERNATIONAL в «TheGlobalCorruptionBarometer2016», Россия занимает 131 место среди стран мира, число которых составляет 176. Масштабы оттеняющего раздела экономики Российской Федерации, а также степень коррумпированности различных отраслей, на сегодняшний день являются серьезными условиями, значительно затрудняющими успешное развитие экономики нашей страны, и ее интеграции во всемирное экономическое пространство, а так же вхождению в разнообразные интернациональные компании и организации. К сожалению, несмотря на то, что качество развития обрабатывающей промышленности в нашей стране на много отстает от других стран, что особенно можно наблюдать в производстве продукции на основе высоких технологий, а так же при использовании высокой дополнительной стоимости. Это не помешало стране добиться значительных успехов в «создании» теневой экономики больших масштабов, которая оценивается согласно различным источникам в размерах от 40 % до 50 % ВВП. Главным драйвером и генератором неофициальной экономики служит высокая коррумпированность всех уровней власти и силовых структур, в абсолютно всех муниципальных институтах и видах деятельности. Итак, в неформальной экономике России в 2016 году, по данным Росстата, было занято 14,3 млн. чел., из них 7,8 млн. - мужчин и 6,5 млн. - женщин. Что составляет 22,1% от общего числа занятых в экономике государства. Из них в торговле - 4669 тыс. человек, в сельском хозяйстве - 3341 тыс. человек, в строительстве – 1669 тыс. человек, в сфере транспорта и связи – 1315 тыс. человек, в обрабатывающей промышленности - 1275 тыс. человек, в сфере оказания различного вида услуг - 752 тыс. человек, в операциях с недвижимостью - 570 тыс. человек, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 441 тыс. человек. В других видах экономической деятельности формально учтенная часть неофициальной экономики и количество занятых в ней не слишком велики: образование (107 тыс. чел.), здравоохранение (142 тыс. чел.), производство и распределение электроэнергии, газа, воды (42 тыс. чел.) и другие, но это не мешает им основательно пополнять теневую экономику. Что в конечном итоге не облегчает жизнь обществу. Официальная и оценочная статистика по фиктивной и подпольной экономике отсутствует. Оценку состояния теневой экономики в России, регулярно публикуют только иностранные институты и организации. Рисунок 1. Сферы и институты в современной России, наиболее подверженные коррупции На основе данных представленных на рисунке 1, мы видим, что по данным опроса за 2016 год, теневая экономика, по мнению общества больше всего развита в сфере ГИБДД. Доля респондентов данного опроса с марта по октябрь 2016 года выросла с 25% до 32%. Второе место разделили между собой медицина и полиция (21%). В министерстве здравоохранения уверены, что рост бытовой коррупции – вина главных врачей, которые в недостаточной степени взаимодействуют с подчиненными. Что касается судебной системы, которая тоже в достаточной степени подвержена коррупции, по данным соц. опросов (20%). То в этом случает причиной служит то, что большинство по-прежнему воспринимает взяточничество как явление неизбежное, связанное с менталитетом и желанием ускорить запутанные бюрократические процедуры. Теневая экономика в сфере ЖКХ (19%) проявляется в завышении тарифов на оказание услуг, неисполнении взятых на себя обязательств. Власти на местах по данным опроса отводится (17%). Эта сфера всегда находится в зоне риска. Потому что в их руках находится огромное количество ресурсов. В сфере образования (14%) не всегда речь идет о высших образовательных учреждениях — в детских садах тоже берут взятки. Система многоступенчатого оформления документов создают благоприятные условия для дачи взяток. Но даже ее упрощение не всегда помогает. Так, «электронная очередь» в детские сады призвана устранить преступные факты. Но практика показывает, что это не всегда успешно. Коррупции в военкомате опрошенные тоже отвели не последнее место (9%). Это связано с тем, что в последние годы, все больше молодых людей не хотят проходить военную службу, и покупают военный билет. Если же продолжать речь о структуре неофициальной занятости, то очевиден тот факт, что больше всего это выражено в сегменте торговли и ремонта: здесь занято 34% всех неформальных работников, это связанно с огромным притоком иностранных трудовых мигрантов. Второе место отводится сельскому хозяйству с 25,1%. Самые низкие показатели неформальной занятости, в добыче, госсекторе и финансовой деятельности. Так, в особо кризисном 2016 году численность занятых в неформальной экономике РФ увеличилась во втором квартале на 910 тысяч чел. до 22,1% от общего числа занятых в экономике (16,1 млн. чел.). Таким образом, специалисты пришли к выводу, что основной причиной роста теневого сектора, является сокращение малых предприятий. По официальным данным за последние два года, свыше 600 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП) прекратили свою работу по всей стране. По итогам 2016 года, по данным Росстата, в России было 5,3 млн. зарегистрированных ИП. В результате сохранения жесткой денежно-кредитной и фискальной политики, еще 200-250 тысяч ИП могут сняться с регистрации и перейти в сферу нелегального теневого бизнеса. Такие опасения так же подкреплены данными на основе опроса 450 компаний из нескольких регионов. Исходя из их данных, 30 % малых и средних компаний пришлось сократить число работников и уменьшить заработную плату, в связи с кризисом. Нужно заметить, что на формирование теневых финансовых потоков фирм, на современном этапе развития России, большое влияние оказывает государственный сектор, который стремительно вытесняет бизнес. Это проявляется в том, что значительная часть выручки принадлежит компаниям, которые находятся под контролем государства, либо государство имеет значительную долю участия. Согласно «рейтингу РБК 500. Крупнейшие компании России», из 500 компаний – 393 находятся в частном владении, 88 государственных, 18 компаний с государственным участием и одна иностранная компания. Несмотря на незначительную долю компаний с государственным участием, их выручка составляет 43,7 % общей выручки всех компаний рейтинга. Следует также отметить, что на долю компаний, которые относятся к крупному бизнесу и находятся под контролем государства, в 2016 году приходилось 40%, на долю частных компаний – 47%, а на компании с иностранным участием 13%. Исходя и этого, можно заметить, что наблюдается экспансия государственного участия в бизнесе. Это прослеживается если не по количеству компаний, то по объему выручки. На основе всех приведенных данных, можно сказать о том, что увеличение доли теневой экономики в России, связанно прежде всего с неправильной проводимой политикой. В настоящее время, снижение цен на нефть и введение санкций странами Евросоюза, значительно снижает ликвидность. Последнее связано с корректировками Центрального Банка главной ставки, на базе которой определяются процентные ставки по кредитам. Для того что бы снизить инфляцию, ЦБ РФ увеличил ключевую ставку, данные изменения отразились на процентных ставках банков, по выдаваемым кредитам. Если же говорить о санкциях, применяемых к нашей стране, то их введение существенно ограничило привлечение средств зарубежных стран, а так же сократило участие на мировом рынке банков и компаний. Высокие ставки по кредитам в нашей стране, а так же ограниченное количество иностранных банков, не поддерживающих санкции, эти два фактора привели к сложностям при привлечении средств компаниями. Можно так же отметить, что санкции значительно уменьшили объем инвестиций не только зарубежных инвесторов, но и российских. Все это оказало значительное влияние на масштабы развития теневого сектора. Для стабилизации экономики страны, нужно оказать должное внимание на решение этих проблем, потому что именно они являются ключевыми на данном этапе развития России. 2.2 Неформальная и теневая экономика регионов В 2016 году продолжился рост неформальной экономики в регионах РФ в том числе по причине кризисных явлений в экономике, ее снижения и нарастания трудностей в экономически слабых регионах. Опубликованные полные статистические данные за 2016 год Росстатом по неформальной экономике в субъектах РФ отражают тенденцию ее роста почти во всех регионах, как и в целом по РФ. Объем теневой экономики отражает эффективность государства и уровень коррупции. Чем выше коррупция, тем менее эффективны государственные институты и само государство. Что и имеет место в России. Новые статистические данные за 2016 год свидетельствуют о том, что неформальная и теневая экономика в России продолжают расти, что не удивительно в условиях кризиса. Наиболее высокая доля занятых в Неформальной экономике в Северо-Кавказском федеральном округе - 45,6%. И это не считая другие составляющие теневой экономики - фиктивной и подпольной. Наименьшая доля неформалов в Центральном федеральном округе и Северо-Западном федеральном округе. В этих округах наиболее развита обрабатывающая промышленность, включая предприятия ОПК и растущую пищевую промышленность. Жители этих округов лучше обеспечены рабочими местами, отсюда и ниже доля неформальной экономики. Кроме того, в южных округах легче выживать за счет климата и неформальной работы - торговли, сферы услуг, садов и т.д. 2016 год тыс. чел. % Северо-Кавказский федеральный округ 1823 45,6 Крымский федеральный округ 412 38,3 Южный федеральный округ 1808 27,6 Приволжский федеральный округ 3463 23,5 Сибирский федеральный округ 2032 22,4 Дальневосточный федеральный округ 619 19,5 Уральский федеральный округ 966 15,8 Северо-Западный федеральный округ 991 13,7 Центральный федеральный округ 2714 13,3 Российская Федеpация 14827 20,5 Таблица 1. Рейтинг Федеральных округов занятых в неформальном секторе в % к общей численности занятого населен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: