VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Технологические основы оказания социальных услуг на дому

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003499
Тема: Технологические основы оказания социальных услуг на дому
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Факультет педагогики, психологии и социальных наук
Кафедра «Теории и практики социальной работы»
	

Направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа»



БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему

«Технологические основы оказания социальных услуг на дому
 лицам пожилого возраста» 


Студент

 ___________________


Жаркова Екатерина Андреевна


Руководитель



____________________

Лавренова Т.И.
Нормоконтролёр
 ____________________
Лавренова Т.И.








Работа допущена к защите   (протокол заседания кафедры от ___________   № __)

Заведующий кафедрой          __________________                         Лавренова Т.И.

Работа защищена с отметкой __________(протокол заседания ГЭК от________ № __)


Секретарь ГЭК                        _________________                           Николаева Т.А.




Пенза, 2017
Содержание
		


     Введение …………………………………….…………………………… 3

     Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социального обслуживания лиц пожилого возраста ……………………..………………….7 
     1.1. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа .....7
     1.2. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы……………………………...…………………………………………… 15 
	
     Глава 2. Анализ эмпирического исследования по предоставлению социальных услуг лицам пожилого возраста ………………………...……… 27
     2.1.  Социальное обслуживание населения Пензенской области……27 
     2.2. Анализ деятельности МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Сосновоборского района Пензенской области» ... 31
     2.3.  Выводы и рекомендации …………………………………………....40
     
     Заключение ……………………………………………………….………43
	
     Список  литературы  …………………………………………….……….46
	
     Приложение                                       







Введение
     Одна из тенденций, наблюдаемых в настоящее время в развитых странах мира – это довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличение доли пожилых людей. Для современной России процессы старения населения также являются актуальными. Численность жителей в возрасте старше трудоспособного (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) с 29,4 млн  человек в 2006 году достигла 35,2 млн человек на начало 2016 года, что составляет 24,6 % населения страны. Рост численности пожилых людей обеспечивается за счет снижения смертности и увеличения продолжительности жизни лиц, относящихся к данной возрастной группе.
     В последние десятилетия сохраняются и усиливаются гендерные диспропорции в структуре пожилого населения РФ: на начало 2016 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1854 женщины. Следствием этого является одиночество значительной части женщин в старших возрастных группах, порождающее, в том числе, необходимость постороннего ухода, помощи в ведении домашнего хозяйства и др.
     По прогнозам Росстата, в предстоящем десятилетии тенденции, характеризующие старение населения в Российской Федерации, сохранятся. По среднему варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26,7 %, а их численность достигнет 39,5 млн человек, а к 2031 году численность лиц старше трудоспособного возраста достигнет 42,3 млн человек, что составит 28,7 % населения страны.
     Для Пензенской области, как и для многих регионов России, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов в общей численности населения. По данным Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области на начало 2016 года численность жителей старше трудоспособного возраста достигла 384,9 тыс.человек, что составляет 28,5% от общей численности населения области, (по сравнению с 2012 годом их количество выросло на 6,4% и составляло 361,8 тыс. человек) [19, с. 31]. 
     Прогрессирующее постарение населения ставит перед обществом задачу – обеспечить достойную жизнь людям преклонного возраста. Старые люди имеют право на обеспечение своих потребностей в долговременном уходе и лечение, как на дому, так и в стационаре, а также удовлетворение их в социальных и духовных потребностях.
   	В.М. Васильчиков отмечает, что только 24% лиц старше 60 лет, живущих в комфортных условиях, можно считать практически здоровыми; среди живущих  в  неудовлетворенных  условиях  таких  старых  людей  всего 9%, 10% лиц старше 60 лет не могут самостоятельно выходить из    дома и нуждаются в постоянной семейной, социальной или медицинской помощи ?6, с.19.?. Удручающими оказались и результаты клинико-эпидемиологических исследований психического здоровья населения пожилого и старческого возраста. 
         Как показывают многочисленные исследования, качество жизни пожилых людей в российском обществе остается на достаточно низком уровне, и это составляет социальную проблему, которую необходимо разрешать. 
     Актуальность данной темы обусловлена тем, что из-за огромного количества пожилых людей в нашей стране, остро встает вопрос об организации эффективной системы социального обслуживания пожилого населения. 
     Социальное обслуживание на дому является одной из приоритетных и востребованных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания пожилого человека в привычной социальной среде в целях поддержания его социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
     Исследованием пожилых, как особой социальной группой занимались И.Ф. Албекова, В.Н. Келасьев, О.В. Краснова, А.Г. Лидере, А.В. Михалева, В.Д. Шапиро. Работы И.А. Григорьевой, М.И. Захаровой, В.В. Колосовой, Н.Е. Усовой посвящены исследованию особенностей институционализации системы социального обслуживания, проблем и потребностей пожилого населения. Социальная работа с лицами пожилого возраста была исследована Е.И. Холостовой, М.Д. Александровой, А.А. Дыскиным, Р.С. Яцемирской, И.Г. Беленькой и другими. 
     Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы «Технологические основы оказания социальных услуг на дому лицам пожилого возраста».
     Объект исследования – пожилые люди как особая социально-демографическая группа. 
     Предмет исследования – организация социального обслуживания пожилых людей на дому. 
     Цель исследования – анализ деятельности центров социального обслуживания населения по оказанию социальных услуг на дому лицам пожилого возраста для разработки рекомендаций по совершенствованию технологии социального обслуживания пожилых людей на дому.
    Для достижения цели исследования мною определены следующие задачи:
     1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
     2. Выявить проблемы пожилых людей и их потребности в социальном обслуживании.
     3. Провести анализ работы учреждений социального обслуживания населения по оказанию социальных услуг на дому лицам пожилого возраста на примере МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Сосновоборского района Пензенской области».
     4. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности специальных служб по оказанию социальных услуг пожилым гражданам на дому.
     Гипотеза исследования. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством, поэтому качественно оказаные социальные услуги на дому позволят сохранить и укрепить здоровье пожилых граждан, решить их коммуникативные, психологические, социальные, экономические проблемы, оставаясь в привычной для них домашней обстановке.
     Методы исследования – анализ научной литературы, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социального обслуживания лиц пожилого возраста 

     1.1. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа
     			
     Постарение населения – одна из социальных проблем, тревожащих в настоящее время почти все без исключения страны мира. Пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем.
     По классификации возрастных периодов Всемирной организации здравоохранения, люди 60-74 лет считаются пожилыми, 75-89 лет – старыми, 90 лет и старше – долгожителями. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.
     В России численность жителей в возрасте старше трудоспособного (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) на начало 2016 года достигла 35,2 млн человек, что составляет 24,6 % населения страны (по сравнению с 2006 годом их количество выросло на 19,7 % и составляло 29,4 млн  человек). Рост численности пожилых людей обеспечивается за счет снижения смертности и увеличения продолжительности жизни лиц, относящихся к данной возрастной группе.
     По прогнозам Росстата, в предстоящем десятилетии тенденции, характеризующие старение населения в Российской Федерации, сохранятся. По среднему варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26,7 %, а их численность достигнет 39,5 млн человек, а к 2031 году численность лиц старше трудоспособного возраста достигнет 42,3 млн человек, что составит 28,7 % населения страны.
     Продолжительность жизни женщин в России, как и во всем мире, дольше, чем у мужчин (в 2016 году на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1854 мужчины). Такая значительная разница частично объясняется более ранней смертностью мужчин, частично большим долголетием женщин. Следствием этого является одиночество значительной части женщин в старших возрастных группах, порождающее, в том числе, необходимость постороннего ухода, помощи в ведении домашнего хозяйства и др.
			Исследователи отмечают, что старение современного общества влечет множество проблем. Так, Е.И. Холостова выделяет четыре группы таких проблем [25]:
    1. Демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:
    ?   показатель рождаемости;
    ?  продолжительность жизни, и особенно верхние пределы жизни, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;
    ? распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;
    ? отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей;
    ?    уровень производительности труда.
    2. Изменение сферы социальных отношений. Произойдут существенные изменения в структуре семейно-родственных отношений, в системе поддержки друг друга разных поколений, в характере выбора будущей профессии, в структуре потенциальной занятости.
    3. Изменение демографической структуры, которое отразится на рынке труда, и в частности: 
    ? изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
    ? возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
    ?  трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и к проблеме выхода на пенсию;
    ?  встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
    ? изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;
    ? увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;
    ? обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;
    ?    повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
    4. Изменения функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. 
			Е.И. Холостова предполагает, что [25]:
    ? расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
    ? пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровнях;
    ?  изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
    ? произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
    Очевидно, что вышеперечисленные проблемы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».
     Геронтологи называют пожилой возраст такой стадией в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные жизненные задачи уже выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Снижается участие в социальной жизни, происходит увеличение маргинальности. Это в свою очередь влияет на понижение самооценки и самоуважения. Существенной особенностью пожилого человека является резкое изменение структуры его психологического времени. На протяжении всего индивидуального жизненного пути человек привык жить планами, близкими и отдаленными целями, проектами и замыслами – разными формами будущего. Между тем, для многих пожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего, и жизненный мир представляется им неопределенным и бессодержательным.
     Социально-психологические особенности людей пожилого возраста детерминированы изменениями физических возможностей, утратой общественного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменениями функций в семье, смертью или угрозой утраты близких людей, ухудшением экономических условий жизни, необходимостью приспосабливаться к быстрым культурным и бытовым изменениям. Более того, окончание профессиональной деятельности у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. У некоторых со временем дополнительно наступают изменения ближайшего окружения и форм поведения.
     Исследователи указывают, что прекращение профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию приводит к ухудшению физического и психического состояния у 55 % мужчин и 60 % женщин.
     Одним из основных выводов геронтологов является то, что многие стороны обмена и функций человеческого организма в возрасте 50-59 лет изменяются очень существенно. Ученые выделяют основные процессы ограничения функциональных возможностей органов и систем при старении [27, c.76]:
  * нарушение нервно-гуморальной регуляции органов и систем;
  * снижение иммунологической реактивности;
  * ограничение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы;
  * гипоксические сдвиги;
  * нарушение метаболизма и процессов энергообразования.
       Социальные условия жизни пожилых людей определяются состоянием их здоровья. У пожилых людей в силу хронических заболеваний  ухудшается слух и зрение, появляются ортопедические проблемы. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем у молодых. 
	Пожилые люди в отличие от молодых чаще склонны к депрессии, которая характеризуется чувством тоски или тревоги, появляется ощущение ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности, потерей интереса к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работе.
     Психологи утверждают, что возрастные изменения психической деятельности человека зависят не только от универсальных биологических процессов и индивидуальных (конституциональных) особенностей или состояния здоровья, но и от социальных факторов, которые могут существенно изменить психический склад человека, его личность. К их числу относятся типичное для этого периода сужение сферы деятельности человека и обусловленное им преобладание отрицательных эмоций, ускоряющих старение: пессимизм, грусть, пассивная или враждебная к окружающему миру жизненная позиция. Большое значение играет перемена окружения. Например, А.И. Тащева отмечает: «Если человек становится скупым на слова, то это нередко связано с тем, что старых друзей уже нет, а заводить новых не хватает сил и возможностей» [21, c.74].
     В связи с этим у пожилых людей меняются ценностные ориентации. Они отражают разнообразные потребности, характерные молодому и взрослому периоду жизни:
* социальные потребности (быть полезным обществу, содержательном досуге, хороших материальных и бытовых условий);
* социально-психологические потребности (в межличностном общении, престиже, независимости);
* потребность в сохранении здоровья.
     Когда пожилой человек не может удовлетворить свои потребности, у него возникает старческая беспомощность, внушаемость и податливость. Это можно объяснить сужением круга интересов у человека до вопросов своего здоровья и сосредоточением их вокруг собственных желаний и потребностей, иногда в ущерб интересам близких, повышенными эмоциональными реакциями и высказыванием обильного количества жалоб.
     К.А. Феофанов отмечает, что «процессы обеднения эмоциональной жизни могут носить и более тяжелую форму, в таких случаях внешний мир почти совсем не интересует человека, его чувства деградируют до физиологических процессов: еды, сна, отправления элементарных потребностей. Настроение становится более постоянным. Люди обычно спокойны. В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в каком-то определенном направлении: подавленность или возбужденность» [23, c.80].
     Немаловажной для пожилых людей является проблема, связанная с их материальным положением. Рост цен на продукты питания, непродовольственные товары и лекарственные средства привел к тому, что пенсионеры испытывают затруднения в приобретении необходимых для их жизнедеятельности товаров и услуг, возникают проблемы гигиенического и бытового самообслуживания, уход за жильем, оплата коммунальных счетов, в конечном счете, уменьшаются расходы на социально-культурные нужды. Все это отрицательно сказывается на благосостоянии этой группы населения.
     Особую актуальность приобретают вопросы одиночества престарелых людей. Одиночество становится массовым явлением. Одиноко живущие престарелые люди представляют особую группу риска, особенно те из них, кто не имеет детей. Многие из этого контингента утрачивают способность к самостоятельному обслуживанию и нуждаются в посторонней помощи. В то же время исследования показывают, что одиноко живущие пожилые и старые люди не стремятся в дома-интернаты, а предпочитают, чтобы им оказывали помощь на дому.
     Итак, изменение социального статуса человека в старости, вызванное прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.
     Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя, и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности – все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.
     Таким образом, анализ научной литературы показал, что пожилые люди составляют особую социально-демографическую группу, численность которой постоянно растет практически во всех странах, что представляет собой устойчивую тенденцию развития человеческого сообщества. Многие авторы отмечают особые проблемы людей пожилого возраста: состояние здоровья и невозможность кардинально поправить его; недостаточное материальное обеспечение и отсутствие условий его повышения; одиночество и недостаток общения. Но главной для большинства этой группы людей становится проблема ограничения жизнедеятельности в старости, приводящая к постоянной зависимости от помощи других людей, ухудшающая таким образом физиологическое, психологическое и социальное здоровье пожилого человека в целом.
     В то же время в наши дни старость не характеризуется только негативными и пугающими представлениями о ней, а рассматривается как завершающая стадия развития человека с присущими ей особенностями. Новая модель старости определяется не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением её качества, включающем в себя значительные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. Эти возможности следует рассматривать как потенциал, а то, в каком объёме он может быть реализован, определяют условия окружающего мира.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Социальное обслуживание населения как технология социальной работы
     
     Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей является социальное обслуживание.
     Анализ научной литературы показал, что отсутствует единая точка зрения в отношении понятийного определения термина «социальное обслуживание». При этом следует отметить, что научные взгляды юристов, экономистов, социологов и ученых других научных направлений отличаются по данному вопросу кардинальным образом. 
     Так, в «Словаре по социальной работы» Р.Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других и которые не могут сами о себе позаботиться» [4, с.113].
     Под социальным обслуживанием, по мнению Е.Е. Мачульской, следует понимать «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [16, с. 171].
     С.Г. Максимова отмечает, что социальное обслуживание является «подсистемой социальной сферы общества, основной составляющей системы социальной защиты, вспомогательным институтом по отношению к базовым институтам общества, обладающим как их свойствами и функциями, так и особенностями, свойственными институту социального обслуживания функциями: социозащитной, стратификационной и др.» [15, с.90-118].
     В правовой литературе понятие социальное обслуживание нередко отождествляется с оказанием государством различного рода услуг лишь лицам престарелого возраста и инвалидам. В частности, Я.М. Фогель рассматривает социальное обслуживание как «самостоятельную систему, предназначенную для удовлетворения разнообразными услугами специфических потребностей нетрудоспособных членов общества в целях восстановления и повышения их трудоспособности, сохранения и развития ими социально-общественных, трудовых, бытовых и других отношений и связей с обществом» [24, с.19].
     П.Д. Павленок трактует понятие социальное обслуживание, как «комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающихся в ней граждан, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи» [18, с.12].
     Е.И. Холостова дает такое определение: «Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку» [26, с.699].
     Итак, социальное обслуживание населения – это одна из технологий социальной работы, позволяющая оказать необходимую поддержку гражданам в условиях жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченностью, одиночество).
		В настоящее время социальное обслуживание населения  регулируется Федеральным закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», отменив действие Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который, по сути, перестал отвечать современным потребностям общества, содержал ряд устаревших и противоречивых правовых норм, что на практике не позволял в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Новый Закон вступил в силу с 1 января 2015 года.
		Согласно статьи 3 Федерального закона  от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» под социальным обслуживанием граждан понимается «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. В свою очередь, социальная услуга определяется как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [1].
     Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Оно осуществляется на следующих принципах (статья 4 указанного Закона):
     1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
     3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
     4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.
     Статья 19 указанного Закона гласит, что социальные услуги населению предоставляются в форме социального обслуживания на дому, в стационарной или в полустационарной форме. 
     В Статье 20 закреплены следующие виды социальных услуг:
     1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
     2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
     3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
     4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
     5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
     6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
     7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8)    срочные социальные услуги.
     Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия (статья 14).
     Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (статья 15):
     1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
     2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
     3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
     4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
     5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
     6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     7) отсутствие работы и средств к существованию;
     8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
     Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
     Особое место в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста занимает социальное обслуживание на дому, направленное на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.  
     Социальное обслуживание на дому осуществляется специальными учреждениями либо специализированными отделениями в учреждениях социального обслуживания общего типа. 
     В соответствии с п.2.3.2.4 ГОСТ Р 52495-2005 учреждение социального обслуживания на дому – это учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам по месту их проживания. К числу таких учреждений относятся, например:
     * центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, необходимых им социальных услуг в надомных условиях;
     * специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного социального обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях нуждающимся в них гражданам.
     Порядок зачисления граждан на социальное обслуживание на дому, а также условия обслуживания определяются субъектами РФ. В разных регионах страны форма надомного обслуживания развита неодинаково, что обусловлено многими причинами социально-экономического, природно-климатического, национально-этнического и иного характера. 
     Выявление лиц, нуждающихся в помощи на дому, осуществляется сотрудниками отделения совместно с работниками здравоохранения, участковыми уполномоченными органов внутренних дел, представителями других государственных и общественных организаций. На обслуживание принимаются маломобильные одинокие и одиноко проживающие престарелые граждане, инвалиды I и II групп, супружеские пары, состоящие из престарелых людей и инвалидов и нуждающихся в посторонней помощи. 
     Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг. 
     Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме.
     В настоящее время с целью удовлетворения возникших социальных потребностей в России развивается обширная и разнообразная инфраструктура социального обслуживания. Деятельность входящих в неё учреждений позволяет корректировать социально-психологическое состояние наиболее уязвимых слоёв населения, стабилизировать социальное состояние общества в целом, воздействовать на эти факторы с целью снижения уровня социальной напряжённости, её прогнозирования в будущем.
     Для того чтобы у нас сложилось наиболее полное представление о современном состоянии системы социального обслуживания, мы проанализировали опыт работы ряда учреждений социального обслуживания населения.
     В структуре Центр социального обслуживания населения Сахалинской области имеет 17 отделений социального обслуживания на дому в 17 муниципальных районах области и два отделения в городе Южносахалинск [8]. В настоящее время в отделении социал.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44