- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Таможенное администрирование
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000414 |
Тема: | Таможенное администрирование |
Содержание
Таможенное администрирование рассматривается в данной работе как институт интеграции России в мировую экономику, что предполагает первоначальное исследование категории таможенное администрирование с позиции институциональной экономической теории, и выделению его специфических особенностей, которые покажут всю значимость данного явления. После чего я считаю возможным представить определение таможенного администрирования с точки зрения институциональной теории. Однако первоначально нужно отметить, что термин таможенное администрирование можно понимать в нескольких значениях. В узком смысле данный термин определяет деятельность государства по управлению «таможенной администрацией» т.е. регламентирует деятельность таможенных органов. При изучении данной трактовки упор делается на рассмотрение структуры, управленческой модели и других внутренних вопросов функционирования таможенных органов. Еще одним узким пониманием категории таможенное администрирование является таможенное администрирование участников ВЭД в рамках осуществления экспортно-импортных операций, предполагающее управление собственными ресурсами при осуществлении операций по таможенной очистке. Однако обе эти трактовки не объясняют интеграционного потенциала таможенного администрирования. Для выявления особенностей таможенного администрирования рассмотрим основополагающие институциональные категории: трансакционные издержки, институциональная среда и институциональные соглашения. Таможенное администрирование является основной трансакционной издержкой при осуществлении внешнеторговых операций. Особенностью института таможенного администрирования с позиций транскционных издержек является его общеобязательный характер. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Таможенное администрирование является институциональной средой для осуществления внешнеэкономической деятельности ее участниками, определяет правила поведения, порядок действий, нормы принуждения и наказания. Однако особенностью таможенного администрирования является полная формализация. В отличие от многих институтов таможенное администрирование не имеет неформальной основы. Итак, таможенное администрирование представляет собой рамочное пространство, в пределах которого происходит взаимоотношения людей. Причем эти взаимоотношения происходят на разных уровнях социально-экономического пространства. Актуальность данного высказывания по отношению к таможенному администрированию состоит в том, что данные рамки определяют поведение людей не только, как персонифицированных единиц, но и людей, осуществляющих свою деятельность в рамках организаций (в том числе и государственных). Исследуемый институт определяет и ограничивает альтернативы уже по факту своего существования, так как осуществление внешнеэкономической деятельности вне элементов (подинститутов) таможенного администрирования невозможно. Однако в рамках установленных им, существует набор альтернативных вариантов поведения, реализация которых приведет участников внешней торговли к назначенным целям. Таможенное администрирование, являясь одним из институтов мировой экономики, формирует структуру внешнеэкономического перемещения товаров и услуг, побуждая участников этой деятельности взаимодействовать друг с другом (участники ВЭД, таможенные перевозчики, склады временного хранения, таможенные органы и др.). Таможенное администрирование выступает как регулятор поведения субъектов рынка при перемещении через таможенную границу товаров и других объектов материального и нематериального мира. В данном аспекте институт таможенного администрирования выражается через такие элементы как таможенные режимы, таможенное оформление, таможенный контроль и др. Однако в определенной степени таможенное администрирование можно отнести к рыночной подсистеме т.к. оно призвано влиять на рыночные механизмы международного товарообмена, влиять на ценовые характеристики обмениваемых товаров. Помимо институциональных особенностей необходимо рассмотреть институциональные факторы таможенного администрирования, которые оказывают непосредственное влияние на его осуществление в рамках государственного управления. В качестве институциональных факторов принято выделять факторы, связанные с принятием управленческих решений и регулированием отдельных областей общественных отношений. К числу институциональных обычно относят факторы научно-технического развития, финансового управления, инвестиционного и социального свойства, а также меры по совершенствованию и преобразованию институтов, модернизацию институтов управления. Применительно к таможенному администрированию наиболее актуально рассмотрение социальных, интеграционных и управленческих факторов. В качестве социальных факторов таможенного администрирования выделяются, прежде всего, факторы, проявляющиеся главным образом в способности элементов таможенного администрирования оказывать влияние на потребительскую цену товаров, а также в соотношении таких экономических категорий как протекционизм и свободная торговля. Данная категория факторов предполагает императивное изменение действующих институтов для поддержания социальной стабильности и повышения уровня жизни. Социальные факторы влияют на таможенное администрирование преимущественно в части таможенно-тарифного и нетарифного регулирования по средствам изменения действующих ставок таможенных пошлин или введения дополнительных, таких как: специальные, сезонные и антидемпинговые пошлины, либо ужесточения нетарифных мер таможенного администрирования. Сложившаяся система единства целей и задач, решаемых таможенной службой и государством в интересах социальной сферы, формируется и развивается в тесном взаимодействии с другими государственными структурами. При этом особую роль играют условия, в которых действует механизм таможенного регулирования внешней торговли1. В качестве основных направлений таможенного администрирования обусловленных влиянием социального фактора выделяют: 1. Поддержание макроэкономической стабильности, которое проявляется в фискальной направленности современного этапа развития таможенного администрирования, предполагающего стимулирование полноты и своевременности уплаты таможенных платежей; 2.Повышение конкурентоспособности российских предприятий, осуществление которого в области таможенного администрирования предполагает как стимулирование импорта факторов производства, необходимых для динамичного развития отечественных предприятий, так и использование мер протекционистской таможенно-тарифной политики. Следующим фактором, оказывающим значительное влияние на осуществление таможенного администрирования, является интеграционный фактор. Таможенное администрирование призвано стать основным инструментом при регулировании интеграционных процессов. Еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на осуществление таможенного администрирования, является управленческий фактор. Таким образом, таможенное администрирование с одной стороны, являясь частью государственного администрирования, осуществляет систему управления экономическими процессами, с другой стороны имеет ряд институциональных особенностей, описанных выше, которые обусловлены приведенными институциональными факторами. 1.2. Методы управления и международный опыт Первым шагом на пути к реальной экономической интеграции всегда выступает внешняя торговля, являющаяся как причиной, так и следствием интеграционных процессов. Наиболее адекватным и эффективным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности выступает таможенная система, основной составляющей которой является таможенное администрирование. При осуществлении интеграционных процессов, как на уровне отдельных фирм, так и на государственном уровне в рамках региональных экономических объединений возникает необходимость в модернизации системы таможенного администрирования с учетом интеграционных направлений экономической политики. Международная экономическая интеграция выступает как процесс формирования стабильных макроэкономических связей государств, ведущий к постепенному развитию экономического слияния в рамках определенных форм интеграционных объединений. В этой связи актуальной проблемой является выделение резервных возможностей таможенного администрирования, которые способны повысить эффективность интеграционных процессов. Следовательно, необходимо, во-первых, обозначить те потенциально резервные направления, при изменении которых возможно усиление интеграционных процессов и, во-вторых, выделить структуру таможенного администрирования, применительно к отмеченным резервным направлениям. В качестве основных характеристик интеграционной активности выделяют: динамику товарооборота; время, затрачиваемое на таможенную очистку товаров; преференциальную составляющую таможенных операций; уровень затрат участников ВЭД на осуществление мер таможенного администрирования. В связи с этим необходимо определить состояние структуры таможенного администрирования на современном этапе развития и выделить резервы каждого из его элементов. Структура таможенного администрирования может быть представлена несколькими моделями: во-первых, процедурная структура, представляющая собой совокупность действий, связанных с таможенной очисткой товаров; во-вторых, субъектная структура, характеризующая элементы института таможенного администрирования. Рассмотрим субъектную структуру и выделим у каждого элемента резервы интеграционного развития. Как видно из рисунка 1.2 таможенное администрирование условно можно разделить на три основных подинститута, которые относительно самостоятельны, однако их существование невозможно друг без друга. В каждом из них можно соответственно выделить несколько основных элементов, которые являются основополагающими для характеристики таможенного администрирования как института интеграции в мировую экономику. Также необходимо отметить, что их взаимовлияние достаточно велико. Так, например, правила осуществления внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, должны обеспечивать свободный доступ иностранных товаров на внутренний рынок, и отечественных на мировой с наименьшими экономическими и административными затратами для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке, и удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта, а с другой стороны осуществлять комплекс мер, направленных на поддержание экономической безопасности страны. Внешнеэкономическая деятельность в широком смысле представляет собой любые экономические взаимоотношения между резидентами разных государств, в такой формулировке данная категория является синонимом устоявшегося термина международные экономические отношения (МЭО). Более узкой трактовкой является ВЭД предприятия. ВЭД предприятия – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, факторами производства. Применительно к данному исследованию под внешнеэкономической деятельностью понимать совокупность экспортно- импортных операций резидентов и нерезидентов за определенный период времени, которые осуществляются в рамках одной системы таможенного администрирования. В качестве первого элемента внешнеэкономической деятельности была выделена внешнеэкономическая политика, представляющая собой часть экономической политики государства, определяющая приоритетные направления развития международного экономического сотрудничества государства. Необходимо понимать, что политическая составляющая является важным фактором при рассмотрении таможенного администрирования именно как института. Политика государства должна быть направлена на повышение благосостояния граждан и улучшения качества жизни. Так целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Следующим элементом внешнеэкономической деятельности является таможенно-тарифное регулирование, которое представляет собой систему тарифных и таможенных мер, применяемых в качестве государственного торгового инструмента регулирования внешней торговли. Оно является комбинированным средством регулирования внешнеэкономической деятельности, сочетающим как административные, так и рыночные механизмы. Рыночная компонента рассматриваемого элемента внешнеэкономической деятельности заключается в увеличении цен на импортируемую и экспортируемую продукцию при пересечении ими границы таможенной территории. Административная составляющая тарифного регулирования определяется тем, что оно представляет собой не только таможенный тариф как свод ставок таможенных пошлин, но и комплекс мер воздействия на внешнеторговые потоки, влияющий на величину стоимости товаров. Следовательно, государство влияет на экономическое поведение субъектов внешнеторговой деятельности, сохраняя при этом оперативную самостоятельность. Исходя из вышеописанных особенностей таможенно-тарифного регулирования, можно сделать вывод о том, что использование данного механизма при развитии интеграционных процессов является необходимым и неминуемым. При этом в процессе исследования любого рода интеграционных отношений обязательно ключевую роль, особенно на начальных этапах, играют именно таможенно-тарифные меры. Инструментами таможенно-тарифного регулирования, наряду с обычными ставками таможенных пошлин, являются дополнительные импортные пошлины и особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные). Основными функциями таможенно-тарифного регулирования являются: фискальная, регулирующая, стимулирующая и протекционистская. Еще одним проявлением является дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров, регулирующий элемент которого подразумевает льготный режим для стран, включенных в, так называемый РНБ (режим наибольшего благоприятствования). Важно отметить, что при распределении таможенных платежей Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия – 4,7%, Казахстан – 7,33%. В первом квартале 2012 года были проведены процедуры по тестированию механизма зачисления и распределения ввозных пошлин. Эксперты оценивают общий эффект от создания ТС более чем в 400 млрд. долларов США. Общий объем ВВП трех стран составляет порядка 2 трлн. долларов, его прирост к 2015 году прогнозируется в пределах 15–18%, а совокупный товарооборот – 900 млрд. долларов. Данное интеграционное объединение оказало значительное влияние на таможенное законодательство Российской Федерации. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела теперь занимают Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) и Федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Для получения полной информации о всех изменениях таможенного законодательства участникам внешнеэкономической деятельности необходимо ознакомиться с ТК ТС, с Федеральным законом № 311«О таможенном регулировании в Российской Федерации», международными договорами и решениями Комиссии Таможенного союза, которые разработаны в целях реализации ТК ТС. По данным официальной статистики, в 2012 году (после создания Таможенного союза) на 10% снизились объемы ввоза товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана, но стоимостные объемы выросли на 40%. С введением Единого таможенного тарифа произошло снижение таможенных пошлин в среднем с 10,3% до 9,7%, что отразилось на фискальной функции таможенных органов. Объем поступлений таможенных платежей составил 4 триллиона 330 миллиардов рублей (в 2011 году – 3 триллиона 519 миллиардов рублей), что на 810 миллионов рублей больше, чем в 2011 году. Вклад в государственный бюджет РФ составил в 2012 году 52% . Физический объем (вес нетто) оформленных товаров увеличился на 4,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 5560,2 тыс. тонн (2011 год – 5316,2 тыс. тонн). При этом физический объем экспорта увеличился на 7,3% и составил 5320,0 тыс. тонн, физический объем импорта сократился на 32,7% и составил 240,2 тыс. тонн. В целом же, как для России, так и для Башкортостана в 2012 году развитие внешней торговли характеризовалось существенным увеличением объемов и улучшением качественных характеристик экспорта и импорта. Следующей наиболее важной задачей таможенно-тарифного регулирования является стимулирующая. Здесь можно также выделить несколько направлений. Поощрение организации производств иностранных предприятий на территории России. Этому может поспособствовать дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки и предназначения товаров, так называемый принцип эскалации таможенного тарифа. Самым ярким примером такого подхода в Российской Федерации является набирающая силу тенденция по сборке автомобилей иностранных производителей внутри страны. Другим направлением данной задачи является стимулирование экспорта продукции Российских производителей. Потенциальный постепенный отказ от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением естественно ряда специфических товаров, таких как энергетические ресурсы, и некоторые другие сырьевые товары (все тот же принцип эскалации таможенного тарифа). Это позволит отечественным товаропроизводителям получить дополнительные конкурентные преимущества при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Другим важным направлением развития инструментов тарифно-таможенной политики является их адаптация к условиям интеграционных процессов в рамках таможенного союза и зон свободной торговли. Участие Российская Федерация осуществляет в свободной торговле с государствами - участниками СНГ на взаимной основе без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Следовательно, таможенное администрирование, и таможенный тариф как один из его элементов обеспечивают основу экономической интеграции. Данное направление является чрезвычайно перспективным, т.е. таможенное администрирование играет важную роль в государственной политике. Протекционистская функция таможенно-тарифного регулирования представляется также достаточно важной т.к. позволяет защитить экономику от негативного влияния иностранной конкуренции. В соответствии с вышесказанным можно выделить ряд резервных направлений совершенствования таможенно-тарифного регулирования, как компонента института таможенного администрирования с позиции интеграционных процессов. Еще одним элементом внешнеэкономической деятельности института таможенного администрирования способным оказать положительное влияние на интенсификацию интеграционных процессов является нетарифное регулирование, которое осуществляется посредствам использования различного рода количественных ограничений и других запретов экономического характера. Являясь одним из направлений государственного регулирования внешней торговли, оно включает широкий круг инструментов внешнеэкономической политики государств, в том числе ограничительные правила и процедуры вплоть до запрета торговых отношений с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д. По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы: • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт;введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке; • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п. • таможенные формальности; • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей); • санитарные и ветеринарные требования; • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков; • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др. Однако применимо к современному состоянию таможенного администрирования в Российской Федерации данная классификация не в полной мере способна охарактеризовать сложившуюся систему нетарифного регулирования. Еще одним важным элементом внешнеэкономической деятельности как составной части таможенного администрирования является участие в международных конвенциях и соглашениях. Как уже говорилось выше, в соответствии с Конституцией РФ, признается верховенство международного права над национальным.2 Особенностью отношений участников ВЭД и таможенного администрирования является императивная связь. То есть поведение одного субъекта подчинено воли другого. Участники ВЭД обязаны осуществлять все предписанные меры таможенного администрирования, применяемые к товарам и транспортным средствам. Однако и в данной системе наблюдается некоторая свобода и обратное влияние подчиненного субъекта. Оно, прежде всего, выражено в свободе заключения внешнеэкономических контрактов. Внешнеэкономический контракт представляет собой соглашение между российским участником ВЭД и иностранным контрагентом,вляюв котором обмен товарами и услугами между хозяйствующими субъектами из разных стран являются предметом внешнеэкономическихх операций. Следующим элементом, таможенного администрирования, определяемым участниками ВЭД является декларирование товаров и транспортных средств. Декларирование представляет собой информирование в соответствующей форме таможенного органа о перемещаемых товарах и транспортных средствах. В таможенном законодательстве указан перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны при осуществлении декларирования, к ним относятся: 1. Заявляемый таможенный режим; 2. Сведения о декларанте; 3. Сведения о транспортных средствах; 4. Сведения о товаре; 5. Информация о таможенных платежах; 6. Информация в соответствии с заключенным внешнеэкономическом контракте; 7. Сведения о внешнеторговых ограничениях; 8. Сведения о производителе товара;9. Данные о соблюдении условий помещения под выбранный таможенный режим; 10. Сведения о предоставляемых документах; 11. Информация о лице, составившем таможенную декларацию; 12. Место и дата составления таможенной декларации. Еще одним элементом таможенного администрирования со стороны участников ВЭД является соблюдение норм Российского и международного законодательства. С позиций данного элемента участниками ВЭД обязаны соблюдать нормы таможенного и налогового законодательства, а также правила предусмотренных международными конвенциями и соглашениями. Итак, каждый рассмотренный элемент института таможенного администрирования представляет собой довольно самостоятельную систему сложившихся общественных отношений. Однако лишь при последовательном взаимодействии возможно достижение наилучших результатов. Но наиболее важным выводом, который можно сделать из вышесказанного - в каждом из этих элементов существуют значительные резервы, которые могут поспособствовать интеграционным процессам. Все выделенные резервы можно условно сгруппировать на: 1. Удешевляющие; 2. Ускоряющие; 3. Унифицирующие. Выработка механизма совершенствования таможенного администрирования на основе выявленных резервов позволит в значительной мере интенсифицировать объединительные процессы, причем данная модернизация будет иметь двух векторное направление, как в рамках регионализации, так и глобализации. Членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации (далее – ВТО) не оказало существенного влияния на таможенное регулирование в Таможенном союзе и в РФ. Вместе с тем, если говорить не о факте, а о процессе присоединения к ВТО, то это влияние было значительным. Во избежание дальнейших смысловых разночтений следует внести некоторые уточнения относительно правовой сущности и места таможенного регулирования среди иных мер регулирования внешнеторгового оборота товаров (понимая под товаром любое перемещаемое через таможенную границу ТС движимое имущество). Все применяемые в ТС и РФ публично-правовые методы и конкретные меры регулирования внешнеторгового товарооборота могут быть разделены на следующие виды: - таможенное регулирование (перемещение товаров через таможенную границу ТС, оборот иностранных товаров на таможенной территории ТС, деятельность в сфере таможенного дела, контрольная деятельность таможенных органов); – таможенно-тарифное регулирование (применение таможенных пошлин); – нетарифное регулирование (меры нетарифного регулирования, а также иные меры, не носящие экономического характера и вводимые исходя из национальных интересов); – техническое регулирование; – санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; – специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры; – меры экспортного контроля и контроля продукции военного назначения. Все перечисленное служит своеобразной правовой платформой, на которой применяются (или могут применяться) меры таможенно-тарифного, нетарифного, технического и других видов регулирования внешней торговли товарами. Например, декларируется ввезенная в ТС (РФ) партия одежды. В случае заявления таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления необходимо уплатить таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, представить сертификат соответствия. Если эта же партия одежды будет помещаться под таможенную процедуру таможенного склада, тогда не требуется уплачивать таможенные пошлины, налоги и соблюдать меры технического регулирования. Приведенные примеры мер таможенного регулирования (таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и таможенного склада) являются носителями требований и (или) освобождений от соблюдения иных нетарифных мер. При этом основания, порядок введения, изменения и отмены нетарифных мер находятся вне предметов таможенного регулирования. За исключением экспортного контроля и контроля продукции военного назначения, все нетарифные меры охвачены правом ВТО. Что касается таможенного регулирования, то оно не основано на праве ВТО и имеет иную международно-правовую базу. Но тогда как процесс вступления РФ в ВТО мог повлиять на характер и содержание таможенного регулирования? На основании Договора от 19 мая 2011 года «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» с даты присоединения любого из государств-членов ТС к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этого государства-члена к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия его присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках ТС делегированы государствами-членами органам ТС, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ТС, становятся частью правовой системы ТС Следовательно, таможенное законодательство также должно соответствовать положениям права ВТО, затрагивающим отдельные таможенно-правовые институты. Для достижения этой цели Всемирной таможенной организацией были подготовлены документы, направленные на упрощение и гармонизацию таможенных формальностей, а также на эффективное использование ресурсов таможенных органов, обеспечивающее должный уровень контроля и увеличение скорости прохождения таможни. Такими документами выступают: – Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее – Киотская конвенция); – Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 1.3. Методы оценки эффективности таможенного администрирования Ключевым (интегральным) показателем при оценке эффективности таможенного администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности. Простая формула эффективности представляет собой аналитическое выражение для расчета простых операций. Она связывает между собой три базовых показателя: стоимостную оценку входных продуктов операции (RE), стоимостную оценку выходных продуктов операции (PE) и время операции (Top). Если обозначить эффективность символом «Е», то формула для расчета эффективности будет иметь следующий вид: где Тp – единичный интервал времени, необходимость использования которого рассматривается в теории эффективности. Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов: - эффективность таможенной политики; - эффективность таможенного администрирования; - эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы; - эффективность использования информационных таможенных ресурсов; - эффективность использования материально-технической базы таможенных органов; - эффективность человеческого фактора таможни. Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями. Агрегированный показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики. Оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по-отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования. Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в томчисле и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования. Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета. Оценка эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду.3 Выводы: Таможенное администрирование, с одной стороны, являясь частью государственного администрирования, осуществляет систему государственного управления экономическими процессами; с другой стороны, оно имеет ряд институциональных особенностей, которые обусловлены институциональными факторами. Участие в международных интеграционных объединениях является приоритетным в развитии экономических связей РФ, наряду с участием в общемировых интеграционных процессах. Основным направлением региональной активности выступает реинтеграция в рамках бывшего СССР, которая проявляется в «матрешечном» характере интеграционных процессов. 1Кисловский, Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России [Текст]: 3-е изд., доп. / Под общ.ред. А. Е. Жерихова. - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2014.с.44 2Пиндер, Д. Евросоюз и Россия: перспективы партнерства [Текст] / Д. Пиндер, 10. Шишков // Россия в объединенной Европе. -М. - Тверь : Альба Плюс :Твер. обл. тип., 2013. -208 с. 3 Хейфец, Б.А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект [Текст] :моногр. / Б. А. Хейфец. - М.: Экономика, 2014.с.31. --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------------------------------------------ ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: