- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность воспитательного процесса на уроке физической культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000262 |
Тема: | Сущность воспитательного процесса на уроке физической культуры |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» АГИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» НА ТЕМУ: «СУЩНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ 3 КУРСА Д.Н.РЫГЗЫНОВ (ГР.70420) ПРОВЕРИЛА: Ц.Ч.ЖИМБАЕВА пгт.АГИНСКОЕ 2015 г Содержание Введение…………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические основы исследования воспитательного процесса на уроке физической культуры 1.1.Урок физической культуры как одна из форм учебно-воспитательной работы в современной школе…………….………………………...5 1.2.Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры…………………………………..…9 Глава II. Особенности воспитательного процесса на уроке физической культуры 2.1. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры………………………………………..............15 2.2. Методы воспитательного воздействия на уроке физической культуры………………………………………………………………...20 2.3. Влияние воспитательного воздействия на уроке физической культуры на общее развитие личности школьника……………………………..…..25 Заключение………………………………………………………….…..29 Список литературы…………………………………………………….33 Введение Актуальностьработы. Проблема улучшения преподавания физической культуры в учебных заведениях обусловлена объективными причинами, связанными с необходимостью реформы всей системы физического воспитания. Решать эту проблему необходимо в первую очередь с переосмысления основополагающих целей школьного физического воспитания. Решая вопрос, чему учить, всегда приходилось решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включать в содержание образования по предмету физическая культура. В настоящее время объявлено много авторских программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Практика действующей системы физического воспитания, а также содержание государственных программ требуют некоторого переосмысления.Традиционные педагогические технологии, предполагая развития занимающихся, декларируют безусловное достижение целей обучения, воспитания и развития гармоничной личности практически не акцентируя внимание на формирование у учащихся сознательного отношения к средствам и формам физического воспитания. Воспитание "физически культурной личности" предполагает поиск новых моделей организации учебно-воспитательного процесса и реализацию их на уроках физической культуры. С точки зрения многих авторов (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Н.А. Карпушко, Л.И. Лубышева и др.)дидактическая парадигма образования школьников в области физической культуры также нуждается в коренном реформировании. Организация учебного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в содержании работы, подчинения их достижению основной цели - сформировать физическую культуру личности школьника, основополагающим компонентом которой является образование.Недостаток приобретаемых на уроках физической культуры знаний приводит к тому, что за пределами учебных занятий школьники не могут правильно организовать свою двигательную деятельность. Цель данной работы заключается в определении сущности воспитательного процесса на уроке физической культуры. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучитьурок физической культуры как одну из форм учебно-воспитательной работы в современной школе; 2. Определитьосновные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры; 3. Исследовать факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры. Степень разработанности: в отечественной литературе данная проблематика разработана не в полной мере, особенно в период последнего десятилетия не уделено должного внимания со стороны специалистов. Однако можно выделить труды Велитченко В.К, Гогунова Е.Н., Мартьянова Б.И, Железняка Ю.Д., Петрова В.К, которые берутся за основу преподавания в высших образовательных учреждениях. Объект исследования: урок физической культуры. Предмет исследования: воспитательный процесс на уроке физической культуры. Методы исследования – метод изучения и анализ литературных источников, сравнительный метод. Методологической базой исследования послужили методические указания, сборники, учебники рассматриваемой области, книги ведущих психологов спортивной деятельности отечественной литературы. Глава I. Теоретические основы исследования воспитательного процесса на уроке физической культуры. 1.1 Урок как одна из форм учебно-воспитательной работы в современной школе. «Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок», - говорится в Уставе средней общеобразовательной школы. Данное указание в полной мере относится к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки проводятся с определенным постоянным составом учащихся данного класса. Это позволяет лучше организовать и проводить занятия, учитывая конкретные условия и физическую подготовленность занимающихся.Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин.). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.Правильное проведение уроков обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнения учащимися различных заданий учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках. Эти задания учащиеся выполняют дома или в секциях. Таким образом, уроки являются основой и для самостоятельных личных или групповых занятий учащихся.Из кратких бесед учителя на уроках,учащиеся узнают о задачах и значении физической культуры и спорта, о достижениях спортсменов. На уроках они знакомятся с новыми для них видами физических упражнений и играми, у детей воспитывается интерес к гимнастике, спорту и играм. По мнению автора, все данные составляющие содействуют вовлечению детей в секции и команды, привлекают к участию в различных массовых физкультурных и спортивных мероприятиях. Следовательно, урок является основой для всей внеклассной массовой и спортивной работы с учащимися. По приобретенным на практике знаниям автора, физическое воспитание имеет большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту. Задача школы состоит в том, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда и отдыха.1Всему этому дети учатся, прежде всего, на уроках физической культуры.Как по содержанию, так и по организации уроки физической культуры имеют специфические особенности. Они проводятся в зале, на площадке, в коридоре, где дети менее ограничены в движениях, а это создает особые условия для организации детей и проведения урока. Дети на уроках физической культуры занимаются не в обычной школьной форме, а в специальных костюмах, находятся в иных температурных условиях. Во время урока им приходится неоднократно менять свои места для выполнения упражнений и входить в многообразное взаимодействие друг с другом. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель должен уделять планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее использует в своей работе. Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить. При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные образовательные задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и ясно. В плане урока отражаются также вопросы текущего учета (по каким видам, как будет проведена проверка заданий, кого из детей проверить и т.д.) и определяется возможное задание на дом. При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять. Автор полагает, что надо решить заранее, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку.Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения. Если учитель включает в план урока упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до проведения урока. Следует предусмотреть, как будет, использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будит готовить и убирать после занятий. Четкий порядок в использовании инвентаря на уроках имеет большое воспитательное значение. При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.). Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если умело используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся. Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий – на площадке или в закрытом помещении. Не исключается возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока. Большое значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку. Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующим костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей. Детям, также как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить поручение учитель, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т.д. Чтобы сообщить учащимся необходимые сведения, с ними проводится краткая беседа, а затем и занятия, на котором они практически знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями. Во время беседы с детьми надо определить место для переодевания, рассказать им, как складывать или развешивать повседневную одежду, где и в каком порядке строиться перед уроком. Установленный порядок должен соблюдаться и по окончанию урока. Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка. Как правило, при планировании содержания урока предусматривается организационно-методические указания или примечания. 1.2. Основные компоненты и закономерности учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры. Учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Его сущность заключена в передаче педагогами социального опыта и его усвоения воспитуемымипосредством взаимодействия тех и других. Он направлен на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно-экономические, научные и социально-культурные задачи, поставленные историческим временем. В структуре педагогического процесса в качестве основных компонентов выступают обучение и воспитание. Каждый из них, в свою очередь, состоит из множества других взаимосвязанных процессов. Так, в обучении выделяют процесс преподавания и процесс учения, в воспитании - процессы воспитательных воздействий, их восприятие воспитуемыми, самовоспитание и др. К компонентам педагогического процесса относятся цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также педагогические условия и результаты педагогического процесса. Автор считает, что направленность учебно-воспитательного процесса вытекает из потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя, из нее определяются частные цели и задачи обучения и развития, а также его содержание. Цели и содержание – важнейшие компоненты педагогического процесса. Они определяются социальным заказом и являются планируемым результатом педагогической деятельности. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, включающих образовательное, воспитательное и развивающее содержание.2 Все компоненты тесно взаимосвязаны, поскольку решение образовательных задач невозможно в отрыве от воспитания, а процесс воспитания базируется на создании определенных представлений, опирающихся на соответствующие знания. Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:а) иметь определенные задачи – общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного выполняемого урока; б) быть правильно методически построенным; в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока; г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности; д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности; е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки; ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; з) носить воспитывающий характер. Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен. И. П. Павлов, указывая на необходимость подготовки организма к решению трудных задач, говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка – основное физиологическое правило.Это указание обязывает учителя решать педагогические задачи, требующие значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. 3 Автор считает, что решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач.После того как проведена необходимая организационная подготовка учащихся и выполнено «физиологическое правило» о постепенности, следует приступить к решению основной задачи. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятий. Таким образом, в построении каждого урока различаются три части; первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной; вторая часть – направлена на выполнение основных задач урока, условно называется основной; третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.Деление на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным. Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и д. р. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующий: До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить. Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.Физическая нагрузка на уроке регулируется:а) изменением количества упражнений и игр;б) различным количеством повторений упражнений;в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;г) применением различного темпа выполнения;д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;ж) применением в упражнениях различных предметов. Глава II. . Особенности воспитательного процесса на уроке физической культуры 2.1. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения. 1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в игровой процесс. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах. 2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.4Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений. Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям. 3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.5 Автор приводит несколько способов для разнообразия средств и методов проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в водной части урока). Обязательным фактором в учебном процессе является правильная постановка задач урока. Автор, исследуя проблемы, связанные с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечает снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие: - учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить; - задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников; - учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»); - учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями; - учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке - напрасны. Авторполагает, что оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно – дидактических мер, основными из которых являются: 1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками; 2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность); 3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников – организаторов.Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. Следует ?остановиться на ?тех ?принципах, ?которые ?могут ?способствовать ?повышению ?учебной ?активности ?учащихся. ?Основными из ?них ?являются ?следующие: ?принцип ?оптимальной ?трудности ?заданий;?упражнение, ?даваемое ?ученикам ?для ?выполнения, ?должно ?быть ?посильно ?для ?них и в то же ?время ?принуждать их ?прилагать ?значительные ?усилия; ?Определяя ?оптимальные ?трудности ?задания, ?учителю ?необходимо ?учитывать ?следующие ?факторы: 1) ?координационную ?сложность ?упражнения; 2) ?величину ?затрачиваемых ?физических ?усилий; 3) ?боязнь ?учащихся не ?справиться с ?упражнениями; 4) ?степень ?осмысления ?учащимися ?сложности ?задания; ?принцип ?сознательности: ?ученики ?должны ?осознать ?роль ?физических ?упражнений в ?моральном, ?волевом, ?эстетическом и ?этическом ?воспитании, ?значение ?гиподинамии ?для ?здоровья ?человека, ?необходимость ?физической ?культуры ?для ?подготовки к ?профессиональной ?деятельности; ?принцип ?связи ?обучения с ?практической ?жизнью: ?Сознательное ?усвоение ?учебного ?материала ?отмечается в ?полной ?мере ?только в ?том ?случае, ?если ?оно ?имеет ?для ?ученика ?определенный ?жизненный ?смысл, ?поэтому ?учитель ?должен ?постоянно ?показывать ?школьникам ?связь ?изучаемых ?упражнений с ?практической ?жизнью, ?акцентируя ?внимание ?учеников не на ?технической ?чистоте ?исполнения ?упражнений, а на их ?значимости ?для ?развития ?психических и ?физических ?качеств, ?двигательных ?умений и ?навыков;?принцип ?индивидуализации: ?этот ?термин ?обозначает ?вовсе не ?индивидуальную ?работу с ?отдельным ?учеником, а ?индивидуальные ?особенности ?каждого ?школьника, ?которые ?следует ?учитывать ?учителю.6На ?уроках ?физической ?культуры ?принцип ?индивидуализации ?проявляется в ?выборе и ?выполнении ?учебных ?заданий: у ?каждого ?человека ?складывается ?собственный ?темп ?овладения ?учебным ?материалом (в ?зависимости от ?способностей, ?уровня ?подготовленности, ?типологических ?особенностей ?темперамента и ?характера) и ?индивидуальный ?оптимальный ?уровень ?нагрузки (в ?психофизиологическом ?аспекте). В ?соответствии с ?этим ?учитель ?физической ?культуры ?обязан ?индивидуализировать ?меру ?воздействия на ?учеников. 2.2.?Методы ?воспитательного ?воздействия на ?уроке ?физической ?культуры На ?занятиях ?физическими ?упражнениями ?для ?формирования ?положительных ?черт ?характера, ?нравственных ?качеств ?используются ?разнообразные ?методы: ?убеждение, ?оценка ?поступков (поощрение, ?похвала, ?осуждение, ?порицание), ?положительный ?пример ?детей и ?самого ?учителя, ?практическое ?приучение к ?правильным ?действиям и ?поступкам. ?Убеждение ?применяется в ?форме ?словесных ?воздействий (разъяснение, ?беседа). ?Пользуясь ?методом ?убеждения, ?учитель ?разъясняет ?правила ?поведения, ?побуждает ?детей к ?более ?осознанному их ?выполнению. ?Одобрение, ?похвала ?помогают ?ребенку ?преодолевать ?неуверенность в ?своих ?возможностях, ?устранять ?недостатки в ?поведении.?Словесные ?воздействия ?только ?тогда ?убедительны, ?когда ?они ?подкрепляются ?примерами: ?учитель ?отмечает ?положительное ?поведение ?отдельных ?детей и ?остальные ?стараются им ?подражать. Не ?менее ?важен ?личный ?пример ?самого ?учителя: ?чем ?выше ?авторитет ?педагога, ?тем ?сильнее ?его ?влияние на ?нравственное ?воспитание ?детей. ?Интересы ?учащихся к ?урокам ?физической ?культуры ?отличаются ?достаточным ?разнообразием: ?стремление ?укрепить ?здоровье, ?сформировать ?тело, ?развить ?физические и ?психические ?качества (волю и т.д.). ?Важно ?отметить, ?что ?интересы ?девочек и ?мальчиков ?также ?отличаются. ?Девочки ?чаще ?желают ?формировать ?красивую ?фигуру, ?развивать ?гибкость, ?совершенствовать ?изящество ?движений, ?походку и т.п. ?Мальчики, ?как ?правило, ?хотят ?развивать ?силу, ?выносливость, ?быстроту и ?ловкость. В ?ходе ?исследования ?отмечено, ?что ?привлекательность ?физической ?культуры ?имеет и ?характерные ?возрастные ?особенности. ?Младшими ?школьниками, ?прежде ?всего, ?управляет ?интерес к ?двигательной ?активности ?вообще (на ?основе ?первичных ?мотивов). ?Они и ?без ?уроков ?физической ?культуры ?любят ?бегать, ?прыгать и ?играть. ?Подростки ?занимаются ?физическими ?упражнениями, ?используя ?мотивы, ?связанные с ?развитием ?личности (вторичные ?мотивы). ?Например, ?ими ?движет ?желание ?быть ?похожими на ?какого-либо «героя», ?который ?является их ?кумиром, ?эталоном ?для ?подражания, ?или ?развивать ?объем ?мышечной ?массы ?для ?того, ?чтобы ?иметь ?авторитет ?среди ?определенного ?круга ?людей. ?Старшеклассники на ?первое ?место ?ставят ?мотивы, ?связанные с их ?жизненными ?планами. Их ?занятие ?физическими ?упражнениями в ?первую ?очередь ?вызвано ?целью ?подготовить ?себя к ?конкретной ?будущей ?профессиональной ?деятельности. ?Каждый ?учитель ?физической ?культуры, ?который ?стремится к ?тому, ?чтобы ?учащиеся ?проявляли ?высокую ?степень ?активности на ?его ?уроках, ?должен ?строить ?учебный ?процесс, ?учитывая ?возрастные ?особенности и ?мотивацию ?учащихся. ?Накопление ?морального ?опыта и ?закрепление ?его ?осуществляются ?методом ?практического ?приучения, ?многократного ?повторения ?правильных ?действий и ?поступков в ?конкретных ?условиях ?двигательной ?деятельности. ?Особенно ?ценны в ?этом ?отношении ?подвижные ?игры. ?Руководящая ?роль в ?выработке ?нравственных ?кач....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: