VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003744
Тема: Сущность понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются вместе со здоровыми детьми.   Большинство здоровых детей относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья  должным образом и не считают их обузой. Однако есть и те, кто относится к ним негативно, пренебрегая общением с ними. Основными проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья считаются бедность контактов со сверстниками и взрослыми,  ограниченность в образовании, негативное отношении со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, которые мешают повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 
    В числе основных международных документов, гарантирующих и защищающих права детей с ограниченными возможностями здоровья, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
    В Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья указаны такие принципы, как «взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющими таких ограничений» и «приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, социокультурным нормам, традициям семьи и государства» [38].
    Проблема формирования толерантности рассматривалась в исследованиях А. М. Байбакова, О. У. Гогицаевой, В. К. Кочисова, И. В. Круговой, О. Б. Скрябиной, П. В. Степанова, Г. У. Солдатовой и др. Ряд исследований посвящен формированию толерантности с помощью разнообразных средств: анимационных фильмов соответствующей проблематики (Е. М. Сафронова), социально-культурной деятельности (Е. А. Ильинская) и др. В других исследованиях раскрыты условия формирования толерантности младших школьников (О. И. Крушельницкая) и подростков (П. В. Степанов) и др.
    Таким образом, в настоящее время проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. В связи с этим, одной из задач является формирование у старших подростков толерантного и уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
    Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и проверить ее эффективность.
    Объект исследования: толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
    Предметом исследования является процесс формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
    Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков будет более эффективно, если: 
    – раскрыта сущность понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья»;
    – учитываются особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков;
    – используются активные методы формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков;
    – реализуется программа формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков.
    Задачи:
 Раскрыть сущность понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья».
 Выявить особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков.
 Охарактеризовать методы формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
 Разработать, реализовать и проверить эффективность программы по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья  у старших подростков.
    Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:
    – теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение);
    – эмпирические (анкетирование, эксперимент);
    – методы математической статистики.
    Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ Гимназия № 2 г. Кирово-Чепецка. В исследовании приняли участие 60 учащихся 8-х классов.
    Новизна исследования заключается в разработке и апробации программы формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков. 		
    Практическая значимость заключается в том, что разработанную программу формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков могут использовать учителя, детские психологи, социальные педагоги, и другие специалисты, которые интересуются данной проблемой.	
    Структура работы представлена введением, теоретической и эмпирической главой, заключением, библиографическим списком и приложениями.	
    

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Сущность понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья»

    На протяжении истории человечества отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья менялось от отвержения, равнодушия и ненависти, до примеров заботы, терпимости и сострадания.
    Введение понятия «толерантность к детям с ограниченными возможностями здоровья» в научный оборот на сегодняшний день актуально. Термин «толерантность» появляется еще с возникновением религиозности. В отечественных исследованиях он не был изучен в полном объеме. По мнению Н. А. Асташовой, понятие толерантности отражает важнейшие психолого-этические характеристики человеческих взаимоотношений: гуманность, свободу, ответственность, защищенность, уверенность в себе, самообладание, эмпатию и чувство юмора [6].
    Понятие «толерантность» имеет множество различных значений. При обращении к трактовкам определения «толерантность» в иностранных языках обнаружены его следующие значения: в английском языке «tolerance, to tolerance» означает готовность к снисходительности, терпимости, отсутствию дискриминации, готовность без протеста принимать что-либо; в немецком «toleranz» означает терпимость, допустимое отклонение от чего-либо; в французском языке «tolerance» расшифровывается как терпимость, попустительство, допуск на отклонение; в испанском «tolerencia» понимается как способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. Можно сделать вывод, что при переводе с различных языков в большинстве случаев понятие «толерантность» выступает синонимом терпимости, отсутствия протеста.
    В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» — способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т. п. [13].  В работах А. Б. Орлова и А. З. Шапиро отмечается, что толерантность, или терпимость, — это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [6].
    Термин «толерантность» возникает еще с появлением религиозности. В отечественных исследованиях он не был изучен в полном объеме. По мнению Н. А. Асташовой, понятие толерантности отражает важнейшие психолого-этические характеристики человеческих взаимоотношений: гуманность, рефлексивность, свободу, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепцию, эмпатию и чувство юмора [1].
    С. К. Бондарева рассматривает толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия индивида или общества [6]. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное моральное качество, значимое свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие (А. А. Гусейнов, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, А. А. Реан, В. А. Ситаров, П. Ф. Степанов и др.). Данное понятие наиболее применимо в вопросе о толерантном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья [6].
    Психология в общем виде определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления. В современной отечественной педагогике Б. З. Вульфовым дана трактовка феномена толерантности как «способности человека сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни». При этом под процессом формирования толерантности педагог подразумевает целенаправленную организацию позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.
    	В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять
отдельные люди, группы и государства» [4]. Характеристика определения толерантности в преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» [9]. Здесь данное понятие не только получает действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии как с самим собой, так и с миром людей.
    В соответствии с Декларацией принципов, признанной ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» [12].
    Термин толерантность объясняется как терпимость, способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, имеющими отличия от нас в чем-либо. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют наличие моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям. 
     Рассмотрим понятие «толерантность» с позиций различных подходов.
     Экзистенциально-гуманистический подход трактует толерантность как осознанную, осмысленную и ответственную толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения. Таким образом, проявление толерантности образует аксиологическую модель, которая имеет синкретический характер. Это проявляется в том, что ценность-цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей-знаний.
     С позиции диверсификационного подхода понятие толерантность не сводится к однозначной дефиниции, одной тематике или характеристике. Толерантность – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, поэтому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни.
     С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность и многообразие, а также невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира.
     Бихевиоральный подход трактует толерантность как особое поведение человека, направленное на взаимодействие «другим»; как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равноправной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное.
     Диалоговый подход обусловливает важный тип толерантности – межличностная толерантность – особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». 
    При фасилитативном подходе основное внимание уделяется поиску адекватной психолого-педагогической тактики развития толерантности на создании наиболее благоприятных условий для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности [15].
    Взаимоотношения, которые разворачиваются вследствие проявления толерантности, Т. Э. Ашурова, рассматривает как «толерантные отношения». Под толерантными отношениями она понимает способность к сосуществованию с Другими через ненасильственные формы взаимодействия. В другом исследовании А. К. Биджиева «толерантное отношение» определяется как активная осознанная жизненная позиция, основанная на уважительном отношении к индивидуальным особенностям людей, к их мировоззрению, убеждениям, отличающемуся образу жизни, стремлении к сотрудничеству, бесконфликтному типу взаимоотношений. 
    П. В. Степанов под сущностью толерантного отношения признает ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им людей, непохожих на других [10]. Он рассматривает толерантность как способность видеть в другом именно другого, через признание, принятие и понимание.
    Сущность толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья выражается, прежде всего, в принятии детей с ограниченными возможностями здоровья, признании их прав наравне с другими, желании их понять с последующим подключением терпимости к отдельным поступкам и характеристикам. Для выявления сущности понятия «толерантность» можно обратиться к анализу научной литературы. А. Г. Асмолов в качестве ключевых слов для понимания сущности толерантности выделяет такие как признание, принятие, понимание. Эти ключевые слова раскрывают сущность толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, а именно, признание права другого на отличие, принятие его как равного и желание понять его потребности [2]. При воспитании толерантности старших подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо препятствовать появлению враждебности и нетерпимости к таким детям. 
    Важным аспектом при анализе понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья» является характеристика его компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого. Когнитивный компонент характеризует уровень информированности у старших подростков об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья, об их возможностях, о способах взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности. Эмоциональный компонент отражает наличие интереса у старших подростков к знаниям о детях с ограниченными возможностями здоровья, особенностях их деятельности, общения. Деятельностный компонент отражает уровень реального проявления толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
    Мы проанализировали понятие «толерантное отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья» и компоненты сформированности толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и определили, какими качествами должен обладать старший подросток с высоким уровнем развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья: 
 информированность о детях с ограниченными возможностями здоровья
 умение сопереживать; 
 выражение проявления уважения и терпимости; 
 снисходительность и понимание к поступкам и недостаткам детей с ограниченными возможностями здоровья; 
 способность к сотрудничеству и бесконфликтному взаимодействию; 
 готовность принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья как равного, понять его потребности; 
 умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
    Таким образом, сущность понятия «толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья» включает в себя информированность о детях с ограниченными возможностями здоровья, интерес к знаниям о детях с ограниченными возможностями здоровья, умение сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости.
    .

1.2. Особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков
    
    Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к старшим подросткам в период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли.
    Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного отношения не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта.
    Старший подростковый возраст – это важный период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, происходит становление ценностной сферы личности. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире [7].  
     И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап – переход от старшего подросткового возраста к юности – характеризуется особым типом смысловых отношений ребенка к окружающей социальной действительности.
    Старшие подростки становятся способными к анализу абстрактных идей и нестандартному решению проблем. Для старшего подросткового возраста характерна резкая смена настроений, переживаний. Старшие подростки готовы к сочувствию чужому горю и проявлению самопожертвования. Ведущие мотивы деятельности возникают на основе уже сознательно принятых решений. Этот период важен в развитии «Я-концепции»: формируется самосознание и «чувство особости социального Я», вырабатывается собственная система эталонов самооценивания [5].
     В свое время, обобщая работы по психологии  старших подростков, Л. С. Выготский охарактеризовал этот этап как «расширение социальной среды». Ребенок выстраивает новые отношения с окружающей средой, точнее, по-новому переживает свои отношения с окружающей социальной действительностью. Существенной особенностью в изменении этих социальных отношений и является трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам.
     В старшем подростковом возрасте учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. У ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
     Ведущей для старших подростков является деятельность проб. Содержанием пробы может стать любое культурное содержание. Образовательное пространство старшего подросткового возраста адекватно возрастным образовательным задачам, если оно предоставляет возможность таких проб и рефлексии результатов в специально выстроенном пространстве (в виде мастерской, лаборатории, учебного исследования).
     Переход из старшего подросткового возраста в юношеский возраст связан с возникновением у школьника образа себя как результата множества пробных действий. На следующем шаге появляется потребность самоопределения, т. е. определения себя в отношении к многообразию форм взрослой жизни. Оно опирается на формирующееся мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.
     В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.
    Система ценностей подростка, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир. Именно в подростковом возрасте обнаруживается «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подросток уже не способен к принятию, которое было характерно для ребенка и еще не способен терпению, которое характерно для взрослого [11]. 
    Важным для подростков является приобретение навыков общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, поэтому этот возраст является сензитивным для формирования толерантности [8].
    Н. Л. Сомова выделяет следующие психологические особенности формирования толерантного отношения [9]:
    1. Потенциал для развития самосознания и сформированная эго-идентичность. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от интолерантной (у которой «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают).
    2. Ответственность. Локус контроля толерантной личности – интернальный (человек принимает на себя ответственность за события, происходящие с ним). В отличие от него, интолерантная личность обладает экстернальным локусом контроля, то есть человек приписывает внешним событиям регулятивную роль в жизни. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других, и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других людей.
    3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группам.
    4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого человека и структурирование мира по его образцу. Развитие эмпатии предполагает наличие умений, связанных с неосуждающим пониманием эмоциональных и мотивационных состояний других людей, принятием их обычаев и образа жизни. Интолерантные личности в меньшей степени чувствительны и менее адекватны в оценках других людей.
    5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, готовы к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как проявление социального порядка.
    Толерантной личности чаще всего свойственны ощущение защищенности, чувство юмора, доброжелательность.
    Исследования показывают, что в среде старших подростков распространена оскорбительная лексика, унижающая людей, непохожих на других, негативные стереотипы и предубеждения [1].
     Формирование толерантного отношения у старших подростков должно придерживаться следующих принципов. 
     1. Принцип целенаправленности. Формирование толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). 
     2. Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, в отсутствии расхождения слова с делом. 
     3. Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. 
     4. Принцип опоры на положительное в ребенке. Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми [25].
     Опираясь на возрастные особенности старших подростков, мы выделили особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (таблица 1).
Таблица 1
Особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков

Особенности старших подростков
Особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Становление самосознания
В старшем подростковом возрасте дети начинают узнавать себя, свои сильные и слабые стороны, начинают оценивать свое поведение по отношению к другим людям. Следовательно, психолог, используя современные технологии, может показать старшим подросткам,  как выглядит интолерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья со стороны. Таким образом, старшие подростки начинают анализировать свое отношение и поведение  к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Способность к эмпатии
Благодаря способности к эмпатии, старшие подростки становятся чувствительными к эмоциям, переживаниям и чувствам других людей. Опираясь на данную возрастную особенность, психолог может использовать такие методы работы, которые могут показать особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к современному обществу. Перенося их эмоции и переживания на себя, старшие подростки  начинают сочувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья, переживать за них, появляется желание помочь им.
Открытость новому опыту
Старшие подростки открыты для нового опыта, новых знаний и знакомств с новыми людьми. Принимая во внимание данную возрастную особенность, психолог может научить детей бесконфликтным формам взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, у старших подростков рушится стереотипное поведение по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Старшие подростки начинают понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья, такие же люди, которым просто не хватает общения.
     
    Таким образом, старший подростковый возраст является оптимальным для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из характеристик  старшего подросткового возраста, мы выделили следующие особенности формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья:
 самоанализ собственного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков;
 перенос эмоций и переживаний детей с ограниченными возможностями здоровья на себя у старших подростков;
 готовность к обучению новым формам бесконфликтного взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков.

1.3. Методы формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков
    
    Формирование толерантности – это целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими людьми, какими бы в глазах субъекта они ни были [27].
    Толерантность, в сущности, не столько качество и черта личности, сколько ее состояние, точнее – реализуемое состояние. Поэтому еще одной особенностью формирования толерантности выступает двуединство его задач: развитие готовности человека к существованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, какие они есть. Готовность – это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность – практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, повытаться понять другого и его обстоятельства.
    Многообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса формирования толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Процесс формирования толерантности органически включен в данную систему, испытывает ее влияния и сам на нее влияет. У них общие человеческий и социальный фон, общие ситуации и условия – школа.
    Под средствами развития толерантности понимается: психологические условия, методы, приемы, формы развития толерантности [27].
    Остановимся подробнее на методах формирования толерантности в старшем подростковом возрасте. Методы формирования толерантности – это способы формирования у подростков готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к ним.
    Существуют следующие методы развития толерантности: внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм, рефлексия и др.
    Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
    Под внушением понимают психическое воздействие, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. 
    Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда подросток пытается сам себе внушать ту или иную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал ситуации учитель, или сказали родители?».
    Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация доброжелательного отношения к людям. Но, прежде всего речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждениях [14].
    В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно как личность реализует свои цели.
    В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, самоконтроль и др. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других, формирование навыков честного отношения к самому себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок несет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка подростка с общепринятыми нормами, анализа последствий своего поступка, уточнения целей деятельности.
    В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, умение оценить поведение других людей с точки зрения моральных норм.  Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие качеств, помогающих ребенку реализовать себя и как существо общественное, и как индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения детей в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего проблема выбора способа взаимоотношений с другими людьми [16].
    Метод дилемм заключается в совместном обсуждении детьми моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
    Также методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия полагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации, но и выяснение отношений к себе других людей, а так же выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
	Проанализировав методы формирования толерантности, мы определили методы формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков:
 Внушение. Через внушение в сознание входят стереотипы, создавая настроение. Внушение является важным фактором распространения суждений, в которых точно определяется отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у старших подростков.
 Стимулирование. Методы стимулирования помогают старшим подросткам формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим, что способствует осознанию им своих потребностей, пониманию своего поведения, выбору мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
 Метод дилемм. Этот метод заключается в совместном обсуждении со старшими подростками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение.
 Рефлексия. Рефлексия полагает не только познание человеком самого себя, но и выяснение отношений к себе других людей, а так же представления об изменениях, которые могут произойти.
    Особое внимание в формировании толерантного отношения к детям с ограниченными возмо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44