VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность, понятие, содержание конкуренции и

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008824
Тема: Сущность, понятие, содержание конкуренции и
Содержание
Введение

Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Сама конкурентная борьба позволяет выделить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентоспособность предприятия и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентного положения отдельно взятой организации.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Рыбхолкам» и обоснование их экономической эффективности.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

		изучить сущность, понятие, содержание конкуренции и конкурентоспособности;

		охарактеризовать существующие методики оценки конкурентоспособности предприятия;

		проанализировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия;

		проанализировать конкурентоспособность ООО «Рыбхолкам»;

						разработать проект мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия; 

		обосновать экономическую эффективности предложенных мероприятий.

	В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «Рыбхолкам», занимающееся добычей, переработкой и продажей морепродуктов.

Предметом исследования является теоретические и практические аспекты конкурентоспособности предприятия.

Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности ООО «Рыбхолкам»: 

	методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

	методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

	методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Основой для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности является отчетная бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложение к балансу: отчет о финансовых результатах. Кроме того, будут использованы учебно-методическая литература и интернет - ресурсы.

Структура дипломной работы обусловлена поставленными целью и задачами и включает в себя: три главы, девять параграфов, введение, заключение, список литературы из 60 источников, 28 таблиц, 7 рисунков, а так же 2 приложения.













	Глава 1 Теоретические и практические аспекты 

	конкурентоспособности предприятия

Сущность, понятие, содержание конкуренции и 

конкурентоспособности

К определению конкуренции в литературе подходят тремя методами. Само слово «конкуренция» этимологически произошло от «concurrentia», которое переводится с латинского как «состязание», «столкновение». Первый подход конкуренцию на рынке определяет как состязательность. В отечественной литературе обычно используют именно его. Второй вариант рассматривает конкуренцию в качестве элемента рыночного механизма, благодаря которому спрос и предложение уравновешиваются. Для классической экономической теории присущ этот взгляд. В третьем подходе конкуренция определяется как критерий, определяющий тип отраслевого рынка. В основе его лежит современная теория морфологии рынка.

Несмотря на различие интерпретаций, конкуренция определяется как определенное соперничество субъектов экономики. По этой причине можно сказать, что конкуренция – это механизм борьбы и соперничества рыночных структур за возможность продать на наиболее выгодных условиях свой товар и право найти покупателя, получив максимальную прибыль.

Элемент состязательности возникает в том случае, если на рынке присутствует конкурент. Продавцы борются между собой за постоянных клиентов, право удовлетворить потребности покупателя лучше.

Именно конкуренция:

	способствует оживлению рынка;

		заставляет поставщиков ресурсов и предприятия желания потребителей удовлетворять надлежащим образом;

	заставляет организации выбирать наиболее эффективные технологии производства и переходить на них; 

	заставляет новые фирмы, которые вступают в ту или иную отрасль, снижать до соответствующего издержкам производства уровня цены продукта и расширять производство;

	обеспечивает способствующую общественному и техническому прогрессу обстановку. 

Постоянная борьба за процветание и экономическое выживание – это закон рынка. Существовать конкуренция (так же, как и монополия, которая является ее противоположностью) может только в том случае, если рынок находится в определенном состоянии. От показателей состояния рынка зависят разные виды конкуренции (и монополии). Выделяют рынки несовершенной и совершенной конкуренции.

Следующим условиям должен удовлетворять рынок совершенной конкуренции:

	производителей (продавцов) на нем существует много, относительно рынка в целом каждый из них мал;

	на рынке присутствует продуктовая однородность, то есть по своим характеристикам представленные продукты существенно однородны;

	о рыночном положении покупатели информированы хорошо;

		вход и выход на рынок должны обеспечиваться свободные, то есть рыночные барьеры должны отсутствовать;

	и потребители, и производители должны иметь возможность формировать независимые решения, то есть между субъектами рыночной деятельности возможность сговора должна отсутствовать.

Очевидно, что рынки свободной конкуренции в реальных условиях практически отсутствуют, поскольку в подавляющем большинстве ситуаций все эти условия на реальных рынках не удовлетворяются. Как торговцы, так и производители обычно на рыночную цену и объемы выпускаемой продукции воздействуют, для контроля ситуации на рынке вступают в сговоры, причем как гласные, так и негласные; доступ иностранных производителей на рынок ограничивается государством, прочие условия из рассмотренных ранее также не выполняются.

Рынками несовершенной конкуренции являются подавляющее число рынков в силу указанных причин. В таблице 1.1 приведена классификация рынков несовершенной конкуренции.     

Таблица 1.1 – Типы рынков несовершенной конкуренции



Один продавец

Несколько продавцов

Много продавцов

Недифференцированный продукт

Чистая 

монополия

Чистая олигополия

Чистая конкуренция

Дифференцированный продукт



Дифференцированная олигополия

Монополистическая конкуренция

Классификационных признаков, как видно из таблицы, два:

	дифференцированность товара;

	число продавцов на рынке.

Недифференцированный продукт – это имеющая однородные свойства массовая продукция, например, сахарный песок, зерно, нефть, металл и тому подобное. Эти продукты имеют свойства, которые определяются стандартами или заданы природой. В категорию дифференцированных относят все остальные продукты. Производители могут менять их характеристики.

Рынок единственного продавца (нерегулируемая или регулируемая со стороны государства частная организация, государственная организация) характеризует чистая монополия. Близких заменителей этот продавец не имеет. 

В каждом случае цена устанавливается по-разному. В частности, на имеющие для бедных потребителей важное значение продукты цены государственной монополии могут быть ниже издержек. Предельно высокие цены может устанавливать нерегулируемая организация. 

Государство обычно регулирует деятельность почти чистых или чистых монополистов (РАО «ЕЭС Россия», например). Государство в этом случае стремится обеспечить справедливые и для потребителей, и для производителей цены. Если со стороны государства регулирование цен будет отсутствовать, при установлении цен монополисты постараются извлечь максимум выгоды для себя. Чистая монополия имеет негативные последствия, которые проявляются в том, что внешние стимулы к развитию отсутствуют у предприятия-монополиста. Нет конкурентного давления, заставляющего улучшать качество продукции, обновлять производство, совершенствовать технологию. 

Если в отрасли действуют несколько организаций (обычно крупных), имеет место олигополистическая конкуренция. Олигополия может быть дифференцированной или чистой. Продукты в первом случае производятся и продаются дифференцированные (к примеру, автомобили), во втором – недифференцированные (металлы, газ, нефть и тому подобное). Неценовая конкуренция ведется олигополистическими организациями. 

Олигополия характеризуется следующими чертами:

	покупатели (продавцы) – это крупные экономические агенты;

	число продавцов небольшое;

	барьеры входа и выхода существуют значительные;

	в долгосрочном периоде прибыль экономических агентов отлична от нуля;

	товар, который продается, можно быть и однородным, и дифференцированным. 

Если имеющую однородные свойства массовую продукцию производят и продают большое количество организаций, имеет место чистая конкуренция. Речь идет, например, о сахарном песке, масле, зерне и тому подобной. В конкурентной борьбе преимущества в условиях чистой конкуренции обеспечиваются, прежде всего, за счет проведения активных рекламных кампаний, сервиса, эффективных систем сбыта, создания устойчивой и надежной репутации фирмы. 

Так как в данном случае присутствует большое количество производителей и продавцов практически одинаковых товаров, нет смысла увеличивать цену выше, чем превалирующая рыночная цена. Однако нет необходимости и снижать цены, так как все произведенное фирмы и так продают. 

Характеристиками чистой конкуренции являются:

	большое количество покупателей, продавцов, экономических агентов;

	продаваемая продукция однородна;

	на рыночную цену не может повлиять никто из покупателей или продавцов. 

При монополистической конкуренции организации продают один и тот же базовый товар, но в дифференцированных версиях. Обуславливается это наличием в предложении крайне важных для части потребителей элементов. Но, с другой стороны, так как товары дифференцированы, снижать цены фирма может, однако от всех конкурентов переманить покупателей себе не сможет. Деятельность в условиях монополистической конкуренции ведут производитель многих потребительских товаров, рестораны, аптеки и так далее. 

Следующие черты характерны для монополистической конкуренции:

	предлагая дифференцированный товар на рынке, куда может войти новый продавец, продавцы конкурируют друг с другом;

	над продажной ценой определенный контроль осуществлять продавцы при таком типе отраслевого рынка могут;

	количество продавцов на таких рынках работает достаточно большое, причем каждый из них удовлетворяет в рыночном спросе на общий для них тип товара только небольшую долю. 

Конкуренция в известном смысле слова является двигателем прогрессе. Удивительно, но факт: лучшим другом оказывается для предпринимателя конкурент – его же злейший враг. 

Конкурентная среда – сегмент рынка или рынок целиком, на котором за право продать покупателям товар свободно соперничают продавцы. Потребитель – единственный арбитр между предпринимателями, которые честно конкурируют друг с другом. Свой голос он отдает кошельком, выбирая товар, который его устраивает больше всего. 

Конкурентная борьба – направленная на завоевание на рынке прочных позиций и вытеснение конкурента с него, на достижение конкурентного преимущества совокупность действий фирмы. 

На конкурентную борьбу оказывают влияние следующие факторы:

1) Размер рынка – конкуренты тем сильнее, чем он больше;

2) Темпы роста рынка – проникновение на рынок облегчается при быстром росте;

3) Мощности – к падению цен приводят лишние мощности;

4) Позицию фирмы защищают препятствия входа на рынок и выхода из него, отсутствие их делает рынки для проникновения неконкурентных новичков уязвимыми;

5) Цена;

6) Мобильные технологические модули;

7) Уровень стандартизации товаров – преимущество получают покупатели, если переключиться на другой товар им легко;

8) Требования к необходимым капитальным вложениям – дополнительные барьеры входа и выхода создают жесткие требования, они повышают риски;

9) К размерам капитала требования повышает вертикальная интеграция, приводящая к сильным отличиям в конкурентоспособности и в затратах на производство не интегрированных, частично интегрированных и интегрированных организаций;

10) Экономия на масштабе – необходимая для достижения конкурентоспособности продукции долю рынка растет;

11) Быстро обновление ассортимента товаров. 

На формы конкурентной борьбы оказывают влияние место, время, сложившиеся условия, однако суть остается прежней: захват доли рынка большей, чем у конкурента, или вытеснение его с рынка, если это возможно. Достижение конкурентного преимущества является целью конкурентной борьбы. Конкурентную позицию на рынке нужно занять более прочную. 

Конкурентной позицией называют сравнительную характеристику товара и основных рыночных параметров компании относительно конкурента. 

К формированию категории «конкурентоспособность» подходят по-разному. Существует три крайности. Во-первых, к деятельности должен быть собственный мотив, необходимо наличие ожидания результатов, положительных для себя. Во-вторых, для реализации деятельности нужно наличие необходимых ресурсов. В-третьих, нужны способность и возможность противостоять соперникам (стоит отметить, что в отличие от конкуренции в рамках понятия конкурентоспособность данное свойство не является следствием первого и имеет самостоятельное значение). Можно заключить, исходя из указанных условий, что конкурентоспособность объекта – это характеризующее потенциальную или реальную возможность выполнять в условиях возможного противодействия соперников функциональные обязанности состояние. Такое определение является наиболее общей характеристикой, которую можно применить ко всем объектам без исключения. 

На практике финансовое благополучие чаще всего достигают имеющие более высокий конкурентный потенциал предприятия. Конкурентный потенциал – потенциальная или реальная возможность организации создавать, производить, обслуживать конкурентоспособные товары в конкретных рыночных сегментах. Это должны быть товары, которые по ценовым и качественным параметрам превосходят аналоги. У потребителей они должны пользоваться более приоритетным спросом. 

Следующие три признака обуславливают высокую конкурентоспособность предприятия:

	- продукцию этой компании купить повторно потребители готовы, они остаются довольны (товары не возвращаются, а потребители возвращаются);

	- претензий к организации не имеют партнеры, акционеры и общество;

	- сотрудники гордятся своим участием в работе компании, за честь трудиться в этой фирме считают посторонние люди. 

Конкурентоспособной компанией можно стать только при соблюдении следующих условий:

	обеспечить в целевых сегментах рынка конкурентоспособность выпускаемой продукции. Под конкурентоспособностью продукции подразумевается оцененное потребителями свойство объекта, которое по ценовым и качественным характеристикам в определенный момент времени превосходит в конкретном сегменте рынка аналоги без ущерба для производителя;

	поднять потенциал конкурентоспособности фирмы и, соответственно, ее подразделений до уровня присутствующих в данной отрасли мировых производителей.

	Наконец, проведя выборочный анализ отдельных направлений повышения конкурентоспособности предприятия, приходим к заключению, что в нынешнее время отсутствует принятая методика разрешения этого вопроса. В конечном счёте, таких вариантов огромное количество. И в сложившейся ситуации остаётся только лишь запомнить и соблюдать главный принцип: проведя комплексную диагностику компании, и, ориентируясь на те или иные пробелы в её работе, подобрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям предприятия, и внести его в общую систему управления с целью формирования крепкого фундамента устойчивой позиции на рынке.

	Теории конкуренции и конкурентоспособности и их

	характеристика

Впервые понятие «конкуренция» сложилось во время формирования политической экономии. В процессе экономического развития оно в дальнейшем усложнялось. А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» от 1776 года конкуренцию определяет как внутреннее свойство человека, которое присуще ему по натуре, естественно проявляющееся у стремящихся к соперничеству людей в поведении. 

Условия свободной конкуренции, которые определил А. Смит, можно считать его заслугой. Он пишет:

	действовать конкуренты должны не в сговоре, а независимо друг от друга;

	число уже имеющихся или потенциальных конкурентов должно быть достаточным для того, чтобы были исключены экстраординарные доходы;

	о рыночных возможностях знания экономических единиц должны быть приемлемыми;

	от социальных ограничений должна быть свобода, чтобы соответственно этим знаниями они могли действовать;

	необходимо достаточно времени, чтобы желанию владельцев стали отвечать объем и направление потока ресурсов. 

В трудах Ф. Эджуорта, У. Джевонса, Дж. Кэрнса, Г. Госсена, Ж. Дюпюи, А. Курно и других взгляды на теорию конкуренции в девятнадцатом веке получили развитие. Дж. Кэрнс, в частности, определил состояние свободной конкуренции, при котором обмен товаров происходит пропорционально затратам капитала и труда на их производство. Модель конкурентного обмена была предложена У. Джевонсом. Ф. Эджуорт развил ее далее, предложив определение свободной конкуренции, основанной на следующих условиях:

	с обеих сторон рынка число участников должно быть неопределенно большим;

	на корыстолюбивое поведение какие - либо ограничения должны полностью отсутствовать;

	у товаров, продаваемых участниками рынка, должна быть полная делимость;

	для входа и выхода с рынка барьеры должны отсутствовать;

	факторы производства должны иметь высокую мобильность. 

Конкуренция, соответственно определению классической школы, является борьбой за экономическое выживание, соревнованием ради прибыли. В определении К. Маркса говорится, что это борьба за наиболее выгодные вложения капитала между предпринимателями. 

Теория конкуренции в двадцатом веке получила развитие в трудах. Г. Штакельберга, Э. Чемберлинга, О. Уильямсона, Дж. Стиглера, Дж. Робинсона, Э. Мейсона, А. Маршалла, Р. Коуза, Дж. Коммонса, Дж. Б. Кларка, Дж. Акерлофа и других. А. Маршалл создал теорию конкуренции, которая вплоть до сороковых годов двадцатого века была основой экономического образования. Он обосновал свободное действие сил спроса и предложения. При этом на обеих сторонах объединения торговцев не существует, все они выступают самостоятельно, широко развертывается свободная конкуренция, то есть продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами, а покупатели – с покупателями. Он подчеркивал, что осведомленность о действиях друг друга вполне достаточна, несмотря на то, что все выступают сами за себя.

А. Маршалл предложил трактовку терминов «экономическая свобода» и «свобода производства и предпринимательства». Он утверждал, что итогом возможности свободного выбора может стать как состязание, так и сотрудничество. А. Маршалл к аспектам совершенной конкуренции относил информированность участников рыка, ценовую дискриминацию, дифференциацию продукции, наличие для участников барьеров входа и выхода, структуру рынка (олигополия, конкуренция, монополия), количество участников. Он определил необходимость учитывать и промежуточное между конкуренцией и монополией состояние, поскольку в любой конкурентной системе неизбежно имеется и элемент монополии. Несовершенной конкуренцией это явление называют в современных условиях.

В трудах «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсона в 1933 году и «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина в 1934 году теория конкуренции получила дальнейшее развитие. Разработка параметров конкуренции является заслугой Дж. Робинсона. Ранее конкуренцией считали преимущественно ценовую конкуренцию. Другие характеристики конкурентного поведения выдвинул Робинсон. Это роль рекламы, репутация фирмы, сроки кредита, особенности обслуживания клиентов, уровень качества продукции, величина транспортных расходов. 

Термин «пространственная конкуренция» был введен впервые в экономику Г. Хотеллингом. Субъект, который находится в положении квазимонополиста, при монополистической конкуренции, как он утверждал, создает собственной рыночное пространство, из-за чего образуется пространственная конкуренция. В середине двадцатого века А. Пигу обратил внимание, что конфликты система свободного рынка может порождать не только между общественными и частными интересами. Возникать они могут и внутри общественного интереса. Содержание понятия «конкуренция», таким образом, стало более сложным, соответственно содержанию объективной реальности. 

Теория конкурентоспособности начала активно развиваться в семидесятых годах двадцатого века. Школ теории конкурентоспособности образовалось за несколько десятилетий немало:

	американская школа – концепция национальных конкурентных преимуществ (М. Потер) и концепция региональных кластеров (М. Энрайт);

	британская школа – эклектическая ОЛИ- парадигма (Дж. Даннинг) и концепция техноэкономической парадигмы (К. Фримэн);

	скандинавская школа – концепция экономики обучения (Б. Йонсон и Б. О. Лундваль), концепция региона обучения (Б. Асхайм), «индекс качества» экономической деятельности (Э. Райнерт);

	советская школа территориально-производственных комплексов, основанная на идее концентрации на определенной территории производительных сил, чтобы трудовые и природные ресурсы использовались оптимально, обеспечивалась комплексность развития в условиях плановой экономики.

Процесс определения понятия «конкурентоспособности» и его развития лежит в контексте исследования теории конкурентоспособности. И сегодня не существует для этого термина однозначного определения, как, впрочем, и для конкуренции. В научной литературе наибольшее распространение получило данное в 1987 году определение конкурентоспособности. Оно прозвучало в докладе «Мировая конкуренция: новая реальность», сделанном президентской комиссией по конкурентоспособности в США: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан».

Составляющий Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирный экономический форму в понятии международной конкурентоспособности выделяет два уровня. Первый – способность экономики в долгосрочной и среднесрочной перспективе достигать постоянного экономического роста, базирующаяся на определении детерминант комплексного процесса роста и развития экономики – макроуровень. Второе направление определяет уровень развития способствующих повышению производительности труда и эффективности компаний на макроуровне специфических для организаций факторов.

В 2014 году на Российском форуме по развитию менеджмента конкурентоспособность определяется следующим образом: «область экономического знания, которая анализирует факты и политику, формирующие способность нации создавать и поддерживать такую среду, которая выдерживает создание все возрастающей стоимости на своих предприятиях и все большее процветание своего народа». Конкурентоспособность трактуется Европейским форумом по развитию менеджмента как способность в настоящем и будущем времени предпринимателей производить и реализовывать на мировом и национальном рынке товары, более привлекательные по качеству и цене, чем у национальных и иностранных конкурентов.

В 1982 году Европейский форум по развитию менеджмента провел комплексное исследование национальной конкурентоспособности одним из первых. В работе были учтены десять факторов, для оценки которых использовалось более двухсот показателей. Статистические данные разных международных организаций (МБРР, МВФ, ОЭСР, ООН) стали основной частью показателей. Коэффициент весомости в общем уровне конкурентоспособности отдельных факторов определялся экспертным путем. Для этого использовали итоги проводимого в разных странах мира анкетного опроса, в котором приняли участие руководители более семисот промышленных компаний, представленные в таблице 1.2. Список стран, в котором наиболее конкурентоспособная страна заняла первое место, а наименее конкурентоспособная – последнее, был составлен на основе этих данных. Призовую тройку в том рейтинге заняли Япония, Швейцария и США. 

Таблица 1.2 - Ранжирование факторов конкурентоспособности в рейтинге конкурентоспособности (Europeanmanagementforum)

Факторы конкурентоспособности

Кол-во показателей

Коэффициент

весомости

Динамизм экономики

35

14

Эффективность промышленного производства

40

14

Политика страны в отношении инноваций и нововведений

29

13

Готовность компаний и страны стимулировать торговую деятельность

36

	   12,5

Человеческие ресурсы

37

11

Социально-экономическая обстановка

21

9

Динамизм рынка

21

8

Динамизм финансовой системы

26

		   7,5

Ресурсы и инфраструктура

20

6

Роль государства

19

5

Те же принципы используются в основе современных методик, применяемых для ранжирования стран и расчета уровня конкурентоспособности. Имеются различия только в наборе воздействующих на конкурентоспособность страны факторов, а также в оценке силы данного воздействия, то есть уровне весомости факторов. Также изменилось количество включаемых в исследование стран и количество определяющих факторы показателей.

Более двадцати пяти лет, то есть достаточно длительный период времени, доклады о глобальной конкурентоспособности публикуются ежегодно. В них определяются места стран. Г.Б. Кочетков, который является заведующим Центром проблем управления ИСКР АН, считает, что в острую борьбу за рейтинги конкурентоспособности оказались вовлечены сегодня многие страны.  

Различных рейтингов конкурентоспособности известно всего около десятка. Они являются источником информации о более ста странах мира, их слабых и сильных сторонах. Глобальные индексы конкурентоспособности WCY и GCI в мирохозяйственных связях пользуются наибольшим доверием относительно соизмерения конкуренции. Глобальные индексы конкурентоспособности представлены в таблице 1.3.



Таблица 1.3 - Глобальная конкурентоспособность экономик



согласно GCI-рейтинга WEF в 2016-2017 гг.

WCY-рейтинга IMD в 2017 г.

место

из 140 стран

	индекс

	из 61 стран

	индекс

1

Швейцария

5,8

Гонконг

100,000

2

Сингапур

5,7

Швейцария

98,018

3

США

5,7

США

97,881

4

Германия

5,6

Сингапур

97,649

5

Нидерланды

5,6

Швеция

92,353

6

Япония

5,5

Дания

91,756

7

Гонконг

5,5

Ирландия

91,540

8

Финляндия

5,5

Нидерланды

91,321

9

Швеция

5,5

Норвегия

90,054

10

Великобритания

5,4

Канада

90,048

…

…

…

…

…

30

Эстония

4,8

Литва

74,039

44

Латвия

4,5

Россия

63,938

45

Россия

4,4

Румыния

62,268

50

Панама

4,4

Болгария

61,743

51

Турция

4,4

Колумбия

58,293

52

Коста - Рика

4,4

Южная Африка

57,797

53

Румыния

4,4

Иордания

56,875

54

Болгария

4,4

Перу

56,202

55

Индия

4,4

Аргентина

53,748

60

Македония

4,3

Монголия

45,790

76

Эквадор

4,1





…

…

…





139

Чад

2,9





140

Гвинея

2,8





Соответственно WCY-рейтингу самой конкурентоспособной страной остается Гонконг, несмотря на наличие экономических трудностей. Высокий уровень производительности экономики поддерживать ей позволяют многие структурные особенности. Высокому уровню конкурентоспособности гонконгской экономики способствуют высокая мобильность рабочей силы, основанная на первоклассной системе внедрения инноваций способность к технологическим инновациям, конкурентоспособность отдельных компаний, эффективность национальных рынков.

На одну позицию в WCY-рейтинге свои показатели улучшила Россия в 2017 году.  Она смогла переместится на сорок четвертое место из шестидесяти возможных, заняв строчку между Литвой и Румынией. За год до этого Россия занимала сорок пятое место. На одну ступень подняться России помогли улучшения инфраструктурных и макроэкономических показателей, в сфере управления государством. Тридцать седьмое место в рейтинге Россия занимает по уровню эффективности государственного управления. Показатели за год до этого были хуже на шесть позиций. Практически не изменилось положение страны по сравнению с годом ранее по остальным критериям. Исследователи отмечают, одним из основных позитивных факторов конкурентоспособности России является высокий уровень квалификации рабочей силы, занятости и образования, общую устойчивость экономики. Основными негативными факторами являются низкий уровень производительности, диверсификации экономики, низкая восприимчивость к инновациям, а также низкая эффективность государственного управления по некоторым показателям (коррупция, административные барьеры, защита прав частной собственности, налоговая нагрузка, открытость рынка, легкость ведения бизнеса). 

С пятьдесят третьего на сорок пятое место Россия поднялась по GCI-рейтингу. В этот раз в списке соседями стали Латвия и Маврикий. Положение России по сравнению с годом ранее улучшилось в многом благодаря макроэкономическим факторам. Это, в частности, сохраняющийся профицит бюджета, низкий уровень государственного долга. Несмотря на то, что экономика РФ в данный момент балансирует на грани рецессии, от показателей других стран макроэкономические показатели России выгодно отличаются. Среди сильных сторон экономики РФ следует выделить значительный объем внутреннего рынка, состояние инфраструктуры, высокую распространенность высшего образования. Но при этом воспользоваться конкурентными преимуществами мешают дефицит доверия к финансовой системе инвесторов, слабая развитость финансового рынка, неэффективная антимонопольная политика, недостаточный инновационный потенциал, низкая эффективность государственных институтов. Ключевыми проблемами в экономическом развитии как и годом ранее стали высокие налоговые ставки, неэффективность государственного аппарата и коррупция. Из-за этих факторов ресурсы страны распределяются неэффективно, росту конкурентоспособности они препятствуют.

Теоретико-методологические проблемы конкурентоспособности исследуются в отечественной науке. Г.Б. Кочетков (заведующий Центром проблем управления ИСКР АН), считает, что конкурентоспособность следует определять как способность создавать условия, при которых компании и отдельные личности могут быть более производительными, когда наивысший уровень жизни обеспечивается доходами на вложенные капиталы и заработной платой. 

В сложившейся ситуации методологической неопределенностит и разнотолкований, как считает Р. Фатхудинов, необходимо в области управления конкурентоспособности термины стандартизировать, добавив при этом для оценки новые расширяющие параметры. В частности, Р. Фатхутдинов предлагает ввести такой термин: «Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке». Термин «стратегическая конкурентоспособность» предлагается им же для осуществления процесса прогнозирования изменений конкурентоспособности.

Относительно оценки сравнительной конкурентоспособности РФ Р. Фатхудинов высказывает мнение, что методика оценки ВЭФ состояния конкурентоспособности является несовершенной: «Критерии конкурентоспособности стран, предложенные Всемирным экономическим форумом, охватывают большинство аспектов состояния и уровня развития стран. Среди этих критериев хотелось бы видеть еще такие показатели, как качество (конкурентоспособность) товаров, эффективность использования ресурсов, износ основных фондов, качество высшего образования, инновационная активность предприятий, средняя продолжительность жизни, индекс развития человеческого потенциала, качество жизни и др.»

Существующие рейтинги конкурентоспособности, таким образом, имеют весьма условный характер, поэтому параметры исследований необходимо подбирать соответственно. Для каждого государства при управлении глобальной конкурентоспособности национальной экономики ранжирование приоритетов социальной и экономической модернизации должно быть специфическим, учитывающим долговременные системные вызовы, отражающим и внутренние барьеры развития, и мировые тенденции. Отнести к ним необходим следующее: усиление глобальной конкуренции, которая охватывает не только традиционные рынки рабочей силы, технологий, капиталов и товаров, но и системы развития человеческого потенциала, поддержки инноваций, национального управления; усиливающие в социально экономическом развитии и снижающие влияние многих факторов роста технологические изменения; возрастание роли основного фактора развития экономики – человеческого капитала; исчерпание потенциала в экономическом развитии экспортно-сырьевой модели, базирующейся на низкой стоимости электроэнергии, топлива, рабочей силы (производственных факторов), выпуске для внутреннего потребления товаров за счет дозагрузки мощностей производства в условиях заниженного курса рубля, форсированном наращивании экспорта сырья и топлива.     

Методика оценки конкурентоспособности предприятия

В стратегическом менеджменте одно из ведущих мест занимает анализ конкурентных позиций предприятия, поскольку решения относительно стратегии компании принимаются именно на основе такого анализа. К конкурентному анализу есть несколько различных подходов. Рассмотрим их. 

		SWOT-анализ.

SWOT-анализ – достаточно широко признанный подход, с помощью которого можно провести совместное изучение и внешней, и внутренней среды. Перечень направленных на развитие предприятия и усиление его конкурентных позиций можно разработать на основе данного анализа. 

Слабые и сильные (streghts и weakness) стороны первоначально проявляются при его проведении. Это препятствующие или способствующие эффективной работе компании факторы внутренней среды; препятствующие или благоприятствующие эффективному функционированию и развитию компании факторы внешней среды – возможности и угрозы (opoturnities и threats). Таблица SWOT составляется на основе этих данных,которые представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Общая форма SWOT-анализа

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны



	…

		…

		и т.д.

…

…

и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%