VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и специфика форм социальной поддержки населения Томской области в современных условиях, механизмов их реализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011544
Тема: Сущность и специфика форм социальной поддержки населения Томской области в современных условиях, механизмов их реализации
Содержание
2



Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...

3

1 Социальная защита населения в Российской Федерации.............................................

4

   1.1 Сущность и принципы социальной защиты……………………………………………

4

   1.2 Система социальной защиты населения: понятие, основные функции и принципы………………………………………………………………………………………………..

6

   1.3 Формы социальной поддержки и защиты населения в Российской Федерации……..

10

2 Особенности организации и функционирования социальной защиты населения в Томской области………………………………………………………………………………

14

   2.1 Социальная защита населения Томской области………………………………………

14

2.2Организация социальной защиты населения в Томской области 

20

   2.3 Расходы на предоставление мер социальной поддержки и организацию деятельности учреждений социальной защиты Томской области …………………………………….

25

3 Проблемы социальной поддержки населения Томской области и пути их решения………………………………………………………………………………………………

Несовершенствование нормативно правовой базы, недостаточное финансирование, скрытость доходов,



Заключение………………………………………………………………………………….….



Список использованных источников…………………………………………………………



Приложение А



Приложение Б



Приложение В



Приложение Д

































ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. В социальном государстве должен обеспечиваться высокий уровень социальной безопасности и защищенности.При этом государство должно проводить такую социальную политику, чтобы не допустить противостояния между социальными целями государства и требованиями рынка, обеспечить высокий уровень защиты населения от социальных рисков посредством эффективной экономики. Значимость этого подчеркивает наличие множества проблем в области социальной защиты, требующих решения и должного внимания со стороны государства и общества.

Именно социально-экономические и политические преобразования в настоящее время сделали достаточно актуальной тему социальной защиты населения.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества [1].

Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, инфляция, рост числа безработных, наличие беженцев и вынужденных переселенцев. Следует заметить, что игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Существенно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, т.е. наиболее социально уязвимых, малообеспеченных социальных групп.

Кроме того, социальные проблемы модернизации экономики имеют как общегосударственный, так и региональный аспекты. Необходимо на основе анализа тенденций социального развития добиться единства новых направлений политики, социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях, учитывать неравенство возможностей обеспечения жизненных потребностей населения. 

Цель исследования - определение сущности и специфики форм социальной поддержки населения Томской области в современных условиях, механизмов их реализации.

В соответствии с целью исследования ставятся и решаются следующие задачи:

определить понятие и формы социальной защиты;

охарактеризовать социальную защиту населения и её формы как объект регионального социального управления;

раскрыть основные проблемы социальной защиты населения;

проанализировать формы реализации социальной защиты населения Томской  области  и сравнить их  другими регионами.

Объект исследования – социальная защита населения в современных условиях.

Предмет исследования - формы социальной поддержки населения Томской области.































































CОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашенасоциальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Так, из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.



1.1 Сущность и принципы социальной защиты

Социальная защита населения, на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации. Поэтому, понятие социальной защиты можно трактовать в широком и в узком смысле.

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных жизненных условий, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня  материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Социальная защита населенияв узком смысле – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Хотелось бы отметить, что социальная защита, как важнейший механизм реализации социальной политики, основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так, в Конституции Российской Федерации Россия определяется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб». Также основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. 

Социальная защита наименее обеспеченных слоев населения осуществляется в социально-политической деятельности государственных структур, профсоюзов, общественных объединений.

Финансирование социальной защиты осуществляется за счет федерального, региональных и местных бюджетов, а также специально создаваемых негосударственных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательно медицинского страхования).

Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неуверенности в завтрашнем дне, неудовлетворенности, агрессивности.

Социальная защита базируется на следующих принципах:гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Поэтому, помимо основных принципов, социальная защита населения имеет свои цели.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

оказание материальной помощи населению в условиях кризисной ситуации;

содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.



Система социальной защиты населения: понятие,

основные функции и принципы





Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения [2].

Система социальной защиты населения реализует свои цели и задачи посредством и в рамках сложившихся организационно-правовых форм.

Так, в России сложилась многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя нередко они функционируют в неполную силу из-за нерешённости ряда теоретических и организационных проблем. 

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются: 

государственное социальное страхование; 

пенсионное обеспечение; 

социальное обслуживание; 

организация занятости населения;

социальная поддержка (обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными выплатами, пособиями, субсидиями, льготами).

Важнейшим видом социальной защиты населения и ее организационно-правовой формой социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Потребность граждан в пенсионном обеспечении и его значительное влияние на политические и общественные процессы определяет политику государства в сфере социального обеспечения своих граждан. Конституция Российской Федерации закрепляет гарантированное государством право каждого на пенсионное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца.

Пенсионное обеспечение — один из важнейших видов материального обеспечения лиц при наступлении определённых жизненных условий. 

Для значительной части наших соотечественников пенсия является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяло и предопределяет повышенную значимость пенсионной системы в России, как и в любой другой стране. Именно без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионной период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения и обслуживания страны. 

Одной из организационно-правовых форм социальной защиты населения является обязательное государственное социальное страхование. 

Обязательное социальное страхование – система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан и иных категорий граждан вследствие инвалидности, трудового увечья, болезни, травмы, профессионального заболевания, безработицы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно - курортного лечения, наступления иных социальных страховых рисков, установленных законом. 

Суть социального страхования заключается в распределении социального риска на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. 

Социальное обслуживание населения как одна из организационно-правовых форм социальной защиты населения представляет собою деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. 6 Конституция Российской Федерации. Ст. 39. 24 Создание системы социального обслуживания населения призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, улучшить условия жизнедеятельности и (или) расширения возможностей граждан самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению. 

Наряду с этим учреждения социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие социальную помощь. 

Организация занятости населения как важнейшая организационно-правовая форма социальной защиты населения позволяет решать задачи самообеспечения граждан, профилактики появления социальных проблем и обстоятельств, социальных отклонений, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, в жизни отдельных личностей и целых социальных групп. Государство создает систему социально-экономических гарантий, как безработным гражданам, так и любому гражданину, участвующему в системе трудовых отношений. Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи создана служба занятости населения, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. 

Обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными выплатами, пособиями, льготами как организационно-правовая форма социальной защиты населения позволяет решать проблемы граждан, находящихся в обстоятельствах, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, связанными с мало обеспеченностью, последствиями чрезвычайных ситуаций и другими нарушениями нормальной жизнедеятельности граждан. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)

Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

В состав системы социальной защиты включаются следующие подсистемы [3]:

субъекты социальной защиты – граждане и члены их семей, на которых непосредственно распространяется социальная защита населения, а так же лица оказывающие социальные услуги (социальные работники);

формы и виды социальной защиты граждан;

органы социальной защиты населения;

программы социальной защиты населения, в том числе программы адресной социальной помощи, предоставляющие собой ряд мероприятий организационного, экономического, социально-психологического и иного характера.

Объектами социальной защиты являются лица, находящиесяв трудной жизненной ситуации, а именно:

граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;

инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;

дети с девиантным поведением;

малообеспеченные семьи;

многодетные семьи;

одинокие матери;

граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

лица без определенного места жительства.

Хотелось бы отметить, что для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание равных возможностей участия в жизни общества защищаемых категорий населения. Они включают социальную помощь и социальную поддержку [4].

Основными предпосылками развития системы социальной защиты населения являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека.

Действующая система социальной защиты в России базируется на следующих принципах:

1) поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания важных государственных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

2) заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.



Формы социальной поддержки и защиты населения Российской Федерации



Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: 

в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); 

в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

3) Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. 

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, а также вследствие ядерных испытаний на и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальной услугой является, и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.









ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ





2.1 Социальная защита населения Томской области

В Томской области реализуется более 70 различных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.(представлены в приложении А)

Наиболее распространенной формой социальной поддержки населения являются денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и др.). Они могут быть регулярные и единовременные, а так же предоставляться из средств федерального и областного бюджетов. 

За счет средств областного бюджета различными видами социальной помощи обеспечивается практически каждый третий житель региона. Через органы социальной защиты населения выплаты получают семьи с детьми, ветераны, инвалиды, малообеспеченные семьи, лица, уволенные с военной службы и члены их семей, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие техногенных катастроф, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, граждане, и другие. 

Например, для инвалидов в Томской области предоставляются следующие выплаты: ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ); компенсационная доплата (КД);единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация при возникновении у гражданина поствакцинальных осложнений;ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива;субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;материальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; транспортное обслуживание инвалидов, проживающих на территории Томской области, и сопровождающих их лиц и т.д.

Для семей с детьми в Томской области предоставляются следующие выплаты:компенсация за детский сад; денежная выплата на детей, посещающих школу; выплаты по беременностям, родам и по уходу за ребенком;денежная выплата на питание малоимущим беременным женщинам  и т.д.

Система мер социальной поддержки в настоящее время представляет собой сочетание категориальных и адресных видов льгот. Адресность предполагает выплату помощи из средств бюджета только семьям или отдельным гражданам, испытывающим нужду из-за низкого дохода.Закономерно ожидать от предложенного принципа экономию бюджетных средств с сохранением поддержки гражданам, которые в ней действительно нуждаются.

Существуют критерии нуждаемости для адресного предоставления пособий и иных государственных выплат.Для определения тех, кто оказался за чертой бедности, используют разные показатели:

среднедушевой доход по области;

однократный размер прожиточного минимума;

его сумма, умноженная на коэффициенты 1.5, 2 и даже 2.5 (размер коэффициент зависит от соотношения поступлений в бюджет и дефицита финансов в регионе).

Но в каждом регионе свой вариативный подход к определению критериев нуждаемости, так как где-то мало обеспеченность — это один прожиточный минимум на человека, а где-то — полтора. И среднедушевые доходы в каждом регионе разные.

Рассмотрим среднедушевые доходы  населения Томской области и сравним их со среднедушевыми доходами Российской Федерации и ближайших субъектов.

Среднедушевые доходы  населения Томской области, Российской Федерации и ближайших субъектов представлены в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 - Среднедушевые доходы  населения, руб.

Год

2013

2014

2015

Российская Федерация

25 928

27 767

30 474

Сибирский федеральный округ

20 454

21 490

23 584

Красноярский край

24 922

24 806

27 123

Новосибирская область

22 597

23 110

24 186

Томская область

20 429

21 549

24 860

По данным таблицы 2.1, можно сделать вывод, что среднедушевые доходы населения с годами увеличиваются. В 2013 году среднедушевые доходы Томской области были ниже, чем по Российской Федерации, СФО и ближайших субъектов и составляли 20429 руб. Среднедушевые доходы населения в 2015 году значительно ниже, чем в среднем по России и Красноярскому краю, в первом случае на 5614 руб., а во втором на 2263 руб., но превышают значение по СФО и Новосибирской области.

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, %

Год

2013

2014

2015

Российская Федерация

354,9

344,9

314,1

Красноярский край

306,3

276

251,2

Новосибирская область

299,6

266,4

232

Томская область

263,2

250,4

235

По данным таблицы 2.2, можно увидеть, что соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимуманиже, чем в Российской Федерации и ближайших субъектах и с годами оно везде уменьшается. Таким образом, это говорит о проблеме бедности населения.

Так как наиболее распространенной формой социальной поддержки населения являются денежные выплаты, то рассмотрим средний размер назначенных денежных выплат на человека в Томской области, сравним с показателями по Российской Федерации, Сибирскому федеральному округу и ближайшими субъектами.

Таблица 2.3 - Средний размер назначенных денежных выплат на человека, руб.

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Российская Федерация

1665,6

1745,3

1819,2

1898,2

2036,8

Сибирский федеральный округ

1671,6

1759,6

1835,4

1929,2

2061,5

Красноярский край

1613,2

1696,1

1777,4

1863,1

1978,9

Новосибирская область

1652,3

1736,0

1829,3

1931,9

2066,7

Томская область

1652,9

1729,5

1781,2

1851,0

1989,7

По данным таблицы 2.3, можно заметить, что средний размер назначенных денежных выплат на одного человека с годами увеличивается.

Данные таблицы 2.3 представлены на рисунке 1.1



Рисунок 1.1 - Средний размер назначенных денежных выплат на человека

Итак, на рисунке отчётливо видно, что средний размер назначенных денежных выплат на одного человека в Томской и в Новосибирской областях в 2013 году был примерно одинаковый, но в то же время был ниже показателей по РФ и СФО. В 2016 году средний размер назначенных денежных выплат в Томской области был ниже показателей РФ, СФО и ближайших регионов  и составлял 1851 руб. К 2017 году ситуация не сильно изменилась, показатель по Томской области так же был ниже показателей РФ, СФО и ближайших субъектов, кроме Красноярского края.

По состоянию на 31 декабря 2015 года на учете в Департаменте социальной защиты населения Томской области и подведомственных учреждениях  состоит 386 тыс. получателей социальных выплат (по сравнению с 2014 годом их количество увеличилось  на 26 тыс. человек или на 6,7%). При этом многие жители Томской области получают две и более социальные выплаты.

К числу самых востребованных видов выплат относятся выплаты, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Самые востребованные виды выплат по итогам 2015 года, 

Нормативно правовой акт

Вид выплаты

Количество получателей, чел

Федеральный Закон от 24.11.1995  № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов»;

Закон Томской области от 04.05.2005 № 66-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Томской области»;

Закон Томской области от 16.12.2004 №254-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области»; 

Закон Томской области от 30.04.2009 № 59-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области» и др.

ЕДВ ЖКУ и жилищные субсидии

194 421

Закон Томской области от 30.12.2014 № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте»

ЕДК на проезд в общественном транспорте

85 847

Закон Томской области от 16.12.2004 № 254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области"

ЕДВ ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным

89 556

Закон Томской области от 7.12.2007 № 260-ОЗ «О ветеранах труда Томской области»

ЕДВ ветеранам труда Томской области

44 429

Закон Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» 

Пособие малоимущим семьям с детьми

41 126 на 65 327 детей



ЕДВ на третьего или последующего ребенка

3 901 на 4 140 детей

Закон Томской области от 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области»

Компенсация части родительской платы за посещение ДОУ

22 453 на 24 726 детей

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Пособие по уходу за ребенком (детьми)

6 763 на 6 821 детей

К самым массовым мерам социальной поддержки, направленным на снижение расходов граждан на оплату ЖКУ, относятся ежемесячные денежные выплаты на оплату ЖКУ (ЕДВ ЖКУ), предоставляемые льготным категориям граждан, и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Количество получателей в 2015 году составило 179 250 человек. Причем гражданин может являться одновременно получателем ЕДВ ЖКУ по областному и федеральному законодательству, а также получать субсидию.

Законом Томской области от 30.12.2014 № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте» с 1 января 2015 года введен критерий нуждаемости при предоставлении такой меры социальной поддержки, какежемесячная денежная выплата на оплату проезда в размере 200 руб. Право на ее получение предоставлено пенс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.