- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сущность и содержание конкурентоспособности предприятий и отраслей на мировом рынке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004450 |
Тема: | Сущность и содержание конкурентоспособности предприятий и отраслей на мировом рынке |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что конец 20-го, начало 21-го века вполне можно назвать новым этапом в развитии конкуренции. Уже не отдельные хозяйственные секторы, а системы управления организациями оказались в совершенно новой конкурентной обстановке, которая развивается по новым рыночным правилам игры. Современные рынки отличаются интенсивностью конкуренции. Природа рынков определяется, с одной стороны, высоким динамизмом условий ведения бизнеса, когда достигнутые преимущества недолговечны, границы отраслей постоянно размываются, потребительские предпочтения капризны, а с другой - целенаправленными действиями влиятельных игроков мирового масштаба по подрыву стабильности рынков, формированию новых рынков, применению внеэкономических инструментов генерирования и фиксации конкурентных преимуществ по непредсказуемому алгоритму. Характерной особенностью современных рынков является также высокая степень неопределенности внешней среды отраслей. Снижение степени неопределенности среды часто невыгодно для влиятельных участников отрасли, так как они предпочитают не разглашать своих стратегических намерений на будущее и даже стараются целенаправленно подорвать стабильность рынков, тем самым усиливая неопределенность, сформировать новые рынки по непредсказуемому алгоритму. Проблема конкурентоспособности является одной из центральных с первых этапов развития рыночной экономики в России. Безусловно, успех региона, да и страны в целом, определяется конкурентоспособностью отдельных хозяйствующих субъектов. Именно поэтому решение любых национальных проблем должно начинаться с изменений на уровне основного звена экономики – предприятий. Вопросам конкурентоспособности в современной науке уделено достаточно внимания и учеными достигнуты, несомненно, значительные успехи. Однако в большинстве работ объектом исследований являются промышленные предприятия. Объектом проведенного нами исследования является создание конкурентоспособной экономики. Предметом исследования являются особенности обеспечения отраслевой конкурентоспособности в российской экономике. Цель исследования – выявление особенностей отраслевого аспекта конкурентоспособности Российской экономики на мировом рынке и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности энергетической области. Для достижения указанной цели, были поставлены следующие задачи: - рассмотреть сущность и содержание конкурентоспособности предприятия на мировом рынке; - изучить современные аспекты управления международной конкурентоспособностью предприятий и отраслей на мировом рынке; - исследовать нормативно-правовое регулирование конкурентоспособности предприятий и отраслей. - проанализировать текущий уровень конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «ТГК-16»; - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности энергетической отрасли. Степень разработанности темы исследования. Определению сущности, разработке методов оценки и повышения конкурентоспособности предприятий посвящены труды заруб0ежных экономистов - П. Диксона, Ж. Ламбена, К. Макконнелла, М. Портера, А. Томпсона и др., а также отечественных авторов - К.Л. Быстрова, А.А.Дынкина, Н.Я. Калюжнова, А.С. Матвеева, Т.Г. Философова. Совершенствованию стратегии развития предприятия посвящены труды Б. Альштранда, И. Ансоффа, М. Каплана, Ф. Лампеля, Т. Левитта, И. И Лютовой, Х. Минцберга, Н. Н. Мироновой, И.А. Никонова, М. Портера, Ю. В. Разовского, Р.Н. Шамгунова, А.Ю. Юданова. .Выпускная квалифицированная работа состоит из .введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена раскрытию понятийной базы исследуемой темы, современным аспектам управления международной конкурентоспособностью предприятий и отраслей, а также раскрытию нормативно-правовому регулированию конкурентоспособности предприятий и отраслей на мировом рынке. Вторая глава заключается в .исследовании предприятия ОАО "ТГК-16", рассмотрев его оценку текущего уровня конкурентоспособности, а также изучив характеристику конкурентных преимуществ данного предприятия в сравнении с другим предприятием энергетической отрасли. . Третья глава заключается в рассмотрении проблем и перспектив развития энергетической отрасли на мировом рынке, а также в рекомендациях по повышению конкурентоспособности энергетической отрасли на примере предприятия ОАО "ТГК-16". В заключении формируются основные выводы исследуемой работы. Информационной базой выпускной квалифицированной работы послужили: научная литература, учебники, .учебные пособия по теме исследования, научные статьи, материалы .периодической печати, ресурсы сети Интернет. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 1.1. Сущность и содержание конкурентоспособности предприятий и отраслей на мировом рынке Основу рыночной экономики составляет явление конкуренции как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в рыночной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на глобальном рынке. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров или услуг. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, которая достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на её удовлетворение. В современной теории по проблемам конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют [2]: – конкурентоспособность страны – макроуровень, – конкурентоспособность региона – мезоуровень, – конкурентоспособность фирмы – микроуровень. Отраслевой подход выделяет: – национальную конкурентоспособность – макроуровень, – конкурентоспособность отрасли – мезоуровень, – конкурентоспособность товара – микроуровень. Конкурентоспособность объектов различных уровней находятся во взаимосвязи и непосредственно влияют на величину друг друга. Например, нельзя говорить о высокой конкурентоспособности предприятия, если в стране нет политической, социальной и экономической стабильности. В свою очередь, повышение конкурентоспособности организации – залог повышения конкурентоспособности страны. В современной экономике конкуренция выполняет функции регулирования, мотивации, распределения, контроля и обеспечения безопасности предпринимателей. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные передовые технологии и технику, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому в современных условиях для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретает правильное понимание теоретических аспектов понятия конкуренции и раскрытие её экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в системе рыночного хозяйства. [6] Конкуренция, являясь по своей природе динамическим процессом, выполняет роль регулятора темпов, объёмов и структуры производства, побуждая при этом производителей внедрять инновации, повышать производительность труда и других ресурсов, совершенствовать технологию и организацию производства и сбыта. [4] В современной экономической теории под конкуренцией понимается свойство рынка, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных его участников. В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара и выпускающей его фирмы является конкурентоспособность, т. е. соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). [9] Шумпетер считал, что для эффективной конкуренции необходимо, чтобы экономика была динамичной, поскольку именно при этом условии непрерывный поток инноваций преобразует статическую ситуацию. В условиях эффективной конкуренции он понимал динамичную конкуренцию, стимулированную стремлением получить сверхприбыли за счет преимуществ в стоимости и качестве самого продукта. Таким образом, конкуренция - это соперничество между старым и новым (новые продукты, новые технологии, новые источники потребностей, новые типы организации) [2]. Наличие конкуренции на рынках товаров и услуг требует от предприятия, отрасли и, наконец, национальной экономики обеспечения определенного уровня конкурентоспособности, поскольку низкая конкурентоспособность может привести к потере доли на рынке, а в худшем случае - к Общее перемещение с рынка. М. Портер характеризует конкурентоспособность предприятия как способность успешно работать на определенном рынке (регионе продаж) за определенный период времени путем выпуска и маркетинга конкурентоспособных продуктов и услуг [53]. Современные российские экономисты определяют конкурентоспособность как: - способность объекта противостоять конкуренции по сравнению с аналогичными объектами на этом рынке, в то время как продукт или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на определенном рынке (Р. А. Фатхутдинов) [46]; - проявление качества продукции в рыночных условиях, определяемое способностью продукции продаваться на определенном рынке, максимально возможного объема и без ущерба для производителя (VE Shvets); [10] - свойство объекта, оцененное потребителем, превысить в определенный момент времени, без ущерба для производителя, в соответствии с качественными и ценовыми характеристиками аналогов в конкретном сегменте рынка (Х.А. Фасгиев). [15] Следует отметить, что оценка конкурентоспособности организаций возможна только в том случае, если они связаны с одной отраслью или производят взаимозаменяемые товары или услуги. Как и в экономической теории, принято разделять конкуренцию своими методами в ценовую (ценовую конкуренцию) и нецензурные (конкуренция на основе качества), а конкурентоспособность транспортных услуг может быть ценой и неценовыми, а также Комплекс: конкурентоспособность, сочетая цены и качество. Ценовая конкуренция определяется сравнительной стоимостью стоимости производства и оборота товаров. Это зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также от способности изготовителя своевременно и надлежащим образом внедрять инновации в области технологий, технологий и управления. Основными типами ценовой конкуренции являются [9]: - открытая конкуренция - снижение цен для развития новых сегментов рынка, создание демпинговых барьеров для появления новых контрагентов на рынке; - скрытая конкуренция - использование льготных условий и формирование гибкой тарифной политики для привлечения дополнительных объемов трафика. На неценовую конкурентоспособность продукции значительное влияние оказывают параметры спроса и предложения. Параметры спроса отражают индивидуальные потребности клиентов и зависят от расположения предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в области железнодорожного тяги и объемов их производства. [21] При изучении вопроса повышения уровня конкурентоспособности продукта можно рассмотреть динамические и статические факторы конкурентоспособности. Динамические факторы включают факторы времени, синергизм, неопределенность внешней среды организации и риск неэтичных деловых партнеров. В то же время, конкурентоспособность также определяется статическими факторами, то есть такими показателями, как качество и цена товара (размер тарифа), стоимость эксплуатации товаров (стоимость дополнительных услуг, предоставляемых владельцам грузов ) И качество обслуживания товаров на определенном рынке (качественный сервис). В свою очередь, эти статические факторы зависят от внешних и внутренних факторов конкурентоспособности. При оценке конкурентоспособности следует различать один, сложный, групповой и общий критерии. Единичным критерием конкурентоспособности можно считать одну из простых характеристик (факторов), определяющих конкурентоспособность. Например, цена продажи, тариф, отдельные технические и экономические параметры перевозок и т. п. Сложный критерий конкурентоспособности относится к набору характеристик, которые определяют конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповые и обобщенные критерии. Групповой критерий конкурентоспособности является сложным критерием, который относится к группе характеристик, которые определяют конкурентоспособность продуктов (товаров, услуг) с той или иной стороны (уровень качества, имидж, уровень новизны, стоимость дополнительных услуг). Обобщенный критерий конкурентоспособности является сложным критерием, по которому принимается решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. [11] Трансформации, происходящие сегодня в рыночной среде, оказывают негативное влияние на деятельность большинства предприятий. Неконтролируемые факторы (политическая ситуация, экономический кризис, денежно-кредитная политика, инфляция и т. Д.) Заставляют их адаптироваться к новым реалиям рынка из-за их конкурентных преимуществ. Приобретение конкурентной стабильности возможно только при учете, оценке и классификации тех факторов, процессов и сил, которые влияют на предприятия по-разному и на перспективы их развития в бизнесе. Таким образом, ключевым элементом системы управления предприятием на современном этапе развития российской экономики является поиск подходов к использованию имеющихся возможностей для повышения конкурентоспособности предприятия. В экономической литературе представлены описания различных подходов к повышению конкурентоспособности предприятий. Наиболее значительный вклад внес американский ученый Майкл Портер, который разработал теорию конкурентного преимущества. Его суть сводится к тому, что для обеспечения их конкурентоспособности предприятия должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании доступных и приобретенных ресурсов. Эффективное использование ресурсов создает предпосылки для устойчивого роста и завоевания конкурентоспособных позиций компании. В этом случае ресурсы представляют собой набор факторов, определяющих состояние конкурентоспособности предприятия. [35] В текущей ситуации на рынке факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, являются изменчивыми и разнообразными. Так, например, макроэкономические факторы формируют основные условия функционирования предприятия на рынке, а внутренние факторы создают предпосылки для обеспечения конкурентного преимущества. Таким образом, наличие множества факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, определило необходимость разработки их классификации. Представляется целесообразным выделить факторы внешнего окружения и факторы внутренней среды, определяющие конкурентоспособность предприятий применительно к той отрасли, в которой действует предприятие (таблица 1.1.1.). В свою очередь представленные факторы можно подразделить на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» факторы представляют собой факторы, которые в течение длительного времени сохраняют свое постоянное действие. А под «мягкими» понимают факторы, которые изменчиво проявляют себя под воздействием меняющихся внешних условий. «Мягкие» факторы учитывают влияние «жестких» и создают предпосылки к повышению конкурентоспособности предприятий. Факторы внутренней среды представляют собой набор параметров, которые оказывают регулирующее воздействие на деятельность компании, действующей в экономических, трудовых, организационных и коммуникационных отношениях. К ним относятся: 1) «жесткие» факторы: а) система управления предприятием; б) трудового потенциала и системы трудовых ресурсов; в) технико-экономическая и финансовая деятельность (эффективность использования основных средств, уровень использования материальных ресурсов, уровень использования производственных мощностей, эффективность внутреннего потенциала компании, ликвидность и платежеспособность, предпринимательская активность); г) нормативные правовые (права и обязанности персонала, иерархия управления, контракты и обязательства предприятия); д) мотивация элементов системы для устойчивого развития предприятия; 2) «мягкие» факторы: а) инвестиционный и инновационный потенциал; б) инвестиционная активность и привлекательность; в) связь (общение между сотрудниками, организационная культура предприятия и поведение сотрудников) и маркетинг (маркетинговая деятельность, состояние системы логистики, продвижение); г) конкурентное преимущество продуктов (конкурентоспособность товаров); д) мотивационное стимулирование, определение поведения персонала. Факторы внешней среды - набор незатронутых условий и сил, которые требуют систематической адаптационно-коммуникационной адаптации к ним всех участников рыночного пространства. К ним относятся: 1) «жесткие» факторы: а) риск (риск банкротства, коммерческий риск, деловой риск, риск невыполнения экономических договоров, инвестиционный риск); б) макроэкономическое состояние отрасли и состояние предприятия в ней (инфляция, налогообложение, денежно-кредитная политика и политическая ситуация в стране, девальвация национальной валюты); в) инвестиции (инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность отрасли, инвестиционная привлекательность территории); г) инновационный, определяющий инновационное состояние отрасли; д) нормативно-правовое регулирование (акты и постановления государственных органов); 2) «мягкие» факторы: а) природные и климатические (условия, которые предприятие может использовать для себя); б) урбанизация (рост населения, миграционный статус); C) рыночное состояние отрасли (конкуренция, эффективный спрос, качество жизни, ценообразование, лояльность продукта); в) связь (изображение компании, потеря репутации, признание бренда, рыночные агенты); г) мотивация, определение отношения субъектов к различным трансформациям и их развитию. Набор факторов, определяющих конкурентоспособность, позволяет более высокому руководству учитывать ресурсы, которые ранее не учитывались при разработке мер по повышению конкурентоспособности предприятий. Имея представление о факторах, определяющих конкурентоспособность предприятий, необходимо классифицировать методы оценки конкурентоспособности предприятия, которые представлены в таблице 1.1.1. В современной экономике конкуренция выполняет функции регулирования, мотивации, распределения, контроля и обеспечения безопасности предпринимателей. Конкуренция вынуждает предприятия полностью понимать достижения науки и техники, применять эффективные передовые технологии и технологии, современные методы организации производства и улучшения качества продукции. Поэтому в современных условиях для успешной конкуренции важное значение приобретает правильное понимание теоретических аспектов концепции конкуренции и раскрытия ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития экономических субъектов. Конкуренция и конкуренция являются основным содержанием функционирования экономической системы, основанной на рыночных механизмах, ключевых категориях в системе рыночной экономики. Конкурентоспособность отрасли формируется организациями, которые ее вводят. Р. А. Фатхутдинов рекомендует, чтобы его определили ведущие крупные организации, доля которых составляет около 60% от объема продаж по всей отрасли [46]. При оценке конкурентоспособности отрасли М. Портер предлагает основываться на таких показателях: (удельный вес) доля промышленности в мировом экспорте; доля определенной отрасли или кластера в общем объеме экспорта; доля кластера в мировом экспорте [35]. Спиридонов И. А. определяет положение конкурентоспособности отрасли как наличие у нее конкурентных преимуществ, позволяющих: во-первых, производить (с издержками не выше интернациональных) продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей (потребителей) к потребительской ценности товаров, их рыночной новизне и стоимости (цены), и, во- вторых, поставлять ее на рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией [43]. Преобразования, происходящие сегодня в рыночной среде, оказывают отрицательное влияние на деятельность большинства предприятий. Неконтролируемые факторы (политическая ситуация, экономический кризис, валютно-денежная политика, инфляция и др.) заставляют их адаптироваться к новым реалиям рынка за счет своих конкурентных преимуществ. Обретение конкурентной стабильности возможно только при учете, оценке и классификации тех факторов, процессов и сил, которые по-разному воздействуют на предприятия и перспективы развития их в бизнесе. Так, ключевым звеном в системе управления предприятием на современном этапе развития российской экономики является поиск подходов к использованию имеющихся возможностей для повышения конкурентоспособности предприятия. 1.2. Современные аспекты управления международной конкурентоспособностью предприятий и отраслей Международная конкуренция - явление международной экономической среды, которая возникает в результате развития и интенсификации международного экономического обмена и формирования мирового рынка. Как явление международных экономических отношений международная конкуренция - это форма соперничества субъектов мирового рынка, возникающий в процессе их взаимодействия и наведенная на достижение целей их международной экономической деятельности. Международная конкуренция, как процесс, является проявлением специфического вида взаимодействия субъектов мирового рынка, который характеризуется однозначной структурой и техникой, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его ведения. Главным условием возникновения международной конкуренции как явления и как процесс есть наличие у субъекта такого уровня конкурентных преимуществ, который через де-факто ведет к признанию его в этом качестве другими субъектами, которые раньше определили и распределили между собой свои позиции и роли в мировых хозяйственных процессах [44]. Характерные черты международной конкуренции как процесса предопределяются, прежде всего, тем, что реализация конкурентных преимуществ даже наивысшего ранга в международной среде осуществляется далеко не по принципам и постулатам классических теорий международной торговли, а на основе более сложного стратегического поведения субъектов мирового рынка. Главной особенностью международной конкуренции является ее специфическое экономическое, законодательное и политическое поле конкуренции, а также его социокультурный фон, которые существенно отличают его от внутренних рынков стран. Современный мировой рынок, несмотря на насыщенность нормами и правилами поведения на нем экономических субъектов, формирования международных регулятивных механизмов и институций, качественно и количественно отличается от внутренних национальных рынков, правовое функционирование которых имеет законодательный характер. Законов регулирования и функционирования мирового рынка не существует вообще: международное право имеет прецедентный и согласительный, но не законодательный характер. Сегодня довольно активно развиваются международные экономические отношения. Практически все страны мира в той или иной степени участвуют в них. При этом одни государства получают большую прибыль от внешнеэкономической деятельности, постоянно расширяют производство, а другие едва в состоянии содержать имеющиеся мощности. Такое положение обуславливается уровнем конкурентоспособности экономики Концепция конкурентоспособности выступает предметом многочисленных дискуссий в кругах людей, принимающих корпоративные и государственные управленческие решения. Увеличивающийся интерес к проблеме обуславливается различными причинами. Одной из ключевых является желание стран учитывать экономические требования, изменяющиеся в рамках глобализации. Большой вклад в развитие концепции о конкурентоспособности государства внес Майкл Портер. Рассмотрим его идеи подробнее [35]. Жизненный уровень в определенном государстве измеряется по показателю национального дохода на одного человека. Он возрастает с совершенствованием финансовой системы в стране. Анализ Майкла Портера показал, собственно что стабильность страны на внешнем рынке следует рассматривать не как макроэкономическую категорию, которая достигается способами налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Ее необходимо выражать как производительность, действенное внедрение капитала и рабочей силы. Государственный доход складывается на уровне компаний. В данной связи благосостояние экономики страны необходимо считать сравнительно каждой фирмы отдельно. Для удачной работы фирмы обязаны иметь низкие издержки или наделять дифференцированным качеством продукцию с более высокой ценой. Для удержания позиций на рынке фирмам нужно каждый день улучшать изделия и услуги, сокращать затраты на выпуск, повышая этим образом производительность. В качестве особенного катализатора выступают зарубежные инвестиции и международная конкуренция. Они создают сильную мотивацию для компаний. Совместно с этим, конкуренция на международном уровне имеет возможность оказывать как благотворное воздействие на работу фирм, так и устроить те или же другие отрасли абсолютно невыгодными. Данное состояние между тем невозможно считать безусловно нехорошим. Майкл Портер указывает на то, что государство имеет возможность специализироваться на тех разделах, в которых его фирмы более производительны. Соответственно, ввозить рекомендуется ту продукцию, в выпуске которой фирмы демонстрируют результат хуже, чем иностранные компании. В итоге станет повышаться общая степень производительности. Одной из главных в ней составляющих станет играть импорт. Увеличить производительность возможно за счет учреждения аффилированных компаний заграницей. На них переносится доля производств а – наименее действенная, но более адаптированная к новым условиям. Прибыль, которая приобретена от производства, посылается обратно в государство, повышая тем самым национальный заработок. [35] Ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех производственных сферах. При экспорте в одной отрасли издержки на рабочую силу и материалы увеличиваются. Это, соответственно, отрицательно воздействует на менее конкурентоспособные разделы. Непрерывно повышающийся экспорт вызывает увеличение курса нацвалюты. Стратегия Майкла Портера подразумевает, что обычному расширению экспорта станет содействовать перенос производств заграницу. В некоторых отраслях, безусловно, позиции станут утрачены, впрочем в других они окрепнут посильнее. Майкл Портер считает, собственно что протекционистские меры ограничат возможности страны и на внешних рынках, замедлят повышение уровня жизни граждан в продолжительной перспективе [49]. Международная торговля и иностранные инвестиции, абсолютно, имеют все шансы повысить национальную производительность. Впрочем они также могут и оказать плохое воздействие на нее. Это обуславливается тем, собственно что в каждой отрасли промышленности присутствует степень и абсолютной, и относительной производительности. К примеру, сегмент имеет возможность заинтересовать ресурсы, впрочем экспорт из него недопустим. Отрасль не в состоянии противостоять конкуренции в сфере импорта, в случае если уровень конкурентоспособности не абсолютный. [47] Если промышленные отрасли страны, уступающие свои позиции зарубежным предприятиям, относятся к более производительным в государстве, то его общая способность гарантировать повышение производительности снижается. Это же справедливо для фирм, которые переносят более доходную деятельность за границу, поскольку там издержки и заработок меньше. Теория Майкла Портера, кратко говоря, связывает несколько показателей, определяющих устойчивость страны на внешнем рынке. В каждом государстве существует несколько методов повышения конкурентоспособности. Сотрудничая с учеными из десяти стран, Майкл Портер сформировал систему из следующих показателей: Факторные условия. Обслуживающие и смежные отрасли. Факторы внутреннего спроса. Стратегия и структура компаний, конкуренция внутри отраслей. Роль государственной политики и случайности. Модель Майкла Портера подразумевает, что в эту категорию входят: Людские ресурсы. Они характеризуются квалификацией, стоимостью, численностью рабочей силы, длительностью смен и трудовой этикой. Людские ресурсы делятся на различные категории, потому что для каждой отрасли существуют собственные потребности в тех или иных сотрудниках. Научно-информационный потенциал. Он представляет собой комплекс данных, оказывающих воздействие на услуги и товары. Этот потенциал сосредотачивается в исследовательских центрах, литературе, информационных базах, университетах и пр. Природные и физические ресурсы. Они ориентируются качеством, ценой, доступностью, количеством земли, водных источников, полезных ископаемых, леса и так далее. В данную категорию также относят климатические и географические условия. Капитал – средства, которые могут направляться в инвестирование. В эту категорию включаются также уровень накоплений, структура государственных финансовых рынков. Инфраструктура. К ней относят транспортную сеть, систему связи и здравоохранения, почтовые услуги, переводы платежей между банковскими организациями и пр. [35] Майкл Портер указывает, что условия ключевого фактора не наследуются, а создаются самой страной. В этом случае важно не присутствие, а темпы их формирования и механизм улучшения. Другим важным моментом является классификация факторов в развитые и основные, специализированные и общие. Отсюда следует, что стабильность состояния на внешнем рынке, основанная на вышеуказанных условиях, достаточно сильна, хотя и хрупкая и недолговечная. На практике есть много доказательств, подтверждающих модель Майкла Портера. Примером может служить Швеция. Это выгодно использовало самые большие месторождения малосернистого железа до тех пор, пока металлургический процесс на основном рынке Западной Европы не изменился. В результате качество руды перестало покрывать высокие издержки ее добычи. В ряде наукоемких отраслей некоторые основные условия (например, дешевые трудовые ресурсы и богатство природных ресурсов) могут вообще не давать никаких преимуществ. Чтобы повысить производительность, они должны быть адаптированы к конкретным отраслям. Это может быть специализированный персонал в обрабатывающей промышленности, который проблематичен для образования в других местах. Модель Майкла Портера признает, что отсутствие определенных базовых условий может выступать в качестве сильной стороны, мотивируя компанию улучшать и развивать. Таким образом, в Японии наблюдается нехватка земли. Отсутствие этого важного фактора стало выступать в качестве основы для разработки и внедрения компактных технологических операций и процессов, которые, в свою очередь, стали очень популярными на мировом рынке. Отсутствие индивидуальных условий должно быть компенсировано преимуществами других. Таким образом, для инноваций необходим соответствующий квалифицированный персонал. Показатели эффективности зависят от субсидий, образовательной политики, финансовых рынков и т. Д. Правительство определяет внутренние стандарты и общепринятые стандарты для производства тех или иных продуктов, утверждает инструкции, которые влияют на поведение потребителей. Государство часто выступает в качестве крупного покупателя различных продуктов (товаров для транспорта, армии, образования, связи, здравоохранения и т. Д.). Правительство имеет возможность создавать условия для развития отраслей промышленности путем установления контроля над рекламными средствами, регулирования функционирования объектов инфраструктуры. Политика государства способна влиять на структуру, стратегию, особенности конкуренции компаний через налоговые механизмы, законодательные положения. Влияние правительства на уровень конкурентоспособности государства достаточно высок, но в любом случае оно является лишь частичным. [41] Анализ элементов системы, обеспечивающих стабильность любого состояния, позволяет определить уровень его развития, структуру экономики. Была проведена классификация отдельных стран за определенный промежуток времени. В результате было определено 4 этапа развития в соответствии с четырьмя ключевыми силами: производственными факторами, богатством, инновациями, инвестициями. Каждый этап характеризуется собственным набором отраслей и его собственными сферами деятельности. Разделение этапов позволяет проиллюстрировать процесс экономического развития, выявить проблемы, возникающие в компаниях [13]. Таким образом, международная конкурентоспособность является феноменом международной экономической обстановки в результате участия в международном экономическом обмене и развитии мирового рынка. Это проявление своего рода взаимодействия между субъектами мирового рынка, характеризующееся недвусмысленной структурой и технологией, последствиями и результатами, а также определенными условиями и правилами его поведения. Широко используются методы определения конкурентоспособности отраслей, основанные на теории эффективной конкуренции. Их сторонники считают, что при анализе конкуренции на отраслевом уровне необходимо обратить внимание, в первую очередь, на соперничество предприятий, поскольку это результат их деятельности, который формирует состояние отрасли. Понимание современной сущности международной конкурентоспособности и освоение механизмов и инструментов ее управления становятся источниками прогрессивного развития отраслей и постепенного сглаживания поляризации экономического пространства России. 1.3. Нормативно-правовое регулирование конкурентоспособности предприятий и отраслей В России первый антимонопольный закон – «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – был принят в 1991 г., его нормы распространялись только на товарные рынки. Несколько лет спустя был принят закон «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» (1999 г.). Ситуация, когда одни и те же принципы реализовывались разными законами для разных видов деятельности, была устранена в результате принятия закона «О защите конкуренции», вступившем в силу 26 октября 2006 г. В настоящее время на разные виды экономической деятельности распространяются одни и те же нормы. Таким образом, правовая база конкурентоспособности закреплена в Федеральном законе Российской Федерации «О защите конкуренции» от 8 июля 2006 года N 135-ФЗ. Федеральный закон определяет организационные и правовые о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: