VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005702
Тема: Проблемы повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»



Экономический факультет



Кафедра экономической теории и 

международных экономических отношений













ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(магистерская диссертация)

на тему:

«Проблемы повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений и военной техники»











	Студент                                                                              

		группы ЗЭКМ-01-15/1-3                                                          





Матюшина 

Екатерина Юрьевна

Научный руководитель                                               

д.э.н., профессор 

                                                                

			Мужжавлева 

			Татьяна Викторовна



Заведующий  кафедрой                                                к.э.н., доцент            

Ефремов

			Николай Александрович







			







Чебоксары 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.

Теоретические аспекты конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники………………..



6

1.1.

Сущность и особенности конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники……………..



6

1.2.

Факторы формирования конкурентоспособности страны на мировом рынке вооружений и военной техники…………………



14

1.3.

Анализ мирового рынка вооружений и военной техники……..

22

2.

Позиции России на мировом рынке вооружений и военной техники………………………………………………………………



35

2.1.

Оценка военно-промышленного потенциала России…………….

35

2.2.

Анализ конкурентоспособности продукции военно-промышленного комплекса России на мировом рынке вооружений и военной техники………………………………........





44

2.3.

Военно-техническое сотрудничество России со странами Дальнего и Ближнего зарубежья…………………………………..



51

3.

Направления повышения конкурентоспособности российского вооружения и военной техники на мировом рынке………………………………………………………………...





63

Заключение…………………………………………………………………… 75

Список использованной литературы……………………………………….  78




Введение

Мировой рынок вооружений представляет собой сложную систему международных торгово-экономических отношений. Торговля оружием помимо получения дохода дает возможность оказывать значительное влияние на мировую военно-политическую ситуацию и курс внешнеполитической деятельности стран, наращивать военный потенциал государств-союзников, испытывать новые образцы вооружений, а также обеспечивать заказами военно-промышленный комплекс.

Актуальность темы конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений обусловлена тем, что количество и качество вооружений, состоящих на балансе армии отдельно взятой страны, определяет её военную мощь и военный потенциал. Учитывая политическую нестабильность и шаткий мировой порядок, сильная армия становится одним из ключевых факторов процветания страны. 

Россия занимает прочные позиции на мировом рынке вооружений и военной техники. Об этом свидетельствует стабильный портфель заказов и обширная география поставок. В рейтинге сильнейших армий мира, составленного на основании отчетов Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) Россия уверенно занимает второе место, уступая лишь США. Россия продолжает оставаться вторым по счету крупнейшим в мире экспортером основных видов вооружений, доля которой в международном экспорте составила 23 % по данным 2016 года. В этой связи экспорт оружия является одной из приоритетных статей дохода российского бюджета. 

Сегодня мировой рынок вооружений существует в жестких условиях конкурентной борьбы, которому даже присуща недобросовестная конкуренция. Ярким примером наличия таковой являются антироссийские санкции со стороны Запада. Одновременно, возрастанию конкуренции на мировом рынке вооружений способствует все более активное участие на рынке не только европейских государств, но и таких стран, как Китай, Индия, Южная Корея и др., которые в последнее время активно наращивают свой военный потенциал. В этих условиях жесткой конкурентной борьбы для России стратегической целью является наращивание экспортного потенциала и сохранение статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества. В связи с чем, определение путей повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений представляет собой важную задачу, что подтверждает актуальность данной темы.

Сегодня технологическое развитие оборонно-промышленного комплекса является одним из основных условий конкурентоспособности российских вооружений и военной техники на мировом рынке.

Целью данного исследования является выявление направлений повышения конкурентоспособности России на мировом рынке вооружений и военной техники.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники;

2) проанализировать современное состояние мирового рынка вооружений и военной техники;

3) оценить военно-промышленный потенциал России;

4) проанализировать конкурентоспособность продукции военно-промышленного комплекса России на мировом рынке вооружений и военной техники;

5) проанализировать военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами;

6) предложить направления повышения конкурентоспособности российского вооружения и военной техники на мировом рынке.

Объектом настоящего исследования выступает мировой рынок вооружений.

Предметом исследования является конкурентоспособность России на мировом рынке вооружений и военной техники.

Теоретической и методической основой работы являются труды следующих российских и зарубежных авторов: B.B. Артяков [4], А.Н. Кислов [13], Л.В. Панкова [17], P.A. Фарамазян [19], Р.А. Фатхутдинов [20], C.B. Чемезов [21], А.Х. Шаваев [22], М. Портер [18] и другие, а также законодательная и нормативно-правовая база Российской Федерации.

Информационной базой исследования стали официальные данные следующих источников: Ежегодники Стокгольмского международного института исследований проблем мира за 2011-2016 гг., годовые отчеты ГК «Ростех» за 2011-2016 гг., официальный сайт Правительства Российской Федерации, официальный сайт министерства обороны Российской Федерации, официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, официальный сайт федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), официальный сайт АО «Рособоронэкспорт» и др.

В процессе исследования использовались такие научные методы и приемы как: экономический и статистический анализ, сравнение и обобщение, графические методы обработки данных, экспертные оценки и др.












Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники

Сущность и особенности конкурентоспособности государства на мировом рынке вооружений и военной техники

В экономической науке есть множество толкований понятия конкурентоспособности.

В частности, по определению А. Смита сущность конкуренции понималась как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Внимание акцентировалось на поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. 

В теории М. Портера конкурентоспособность страны определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации [18].

По определению современного экономического словаря конкурентоспособность страны, государства - это способность экономики страны, государства участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием преимуществ [37]. 

Конкурентоспособность страны на внешнем рынке представляет собой комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ на основе эффективного использования имеющихся ресурсов с целью увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг на мировом рынке.

Конкуренция заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка постоянно заниматься совершенствованием технологии производства, повышением качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Понятие «конкурентоспособность страны» предполагает производство таких товаров, которые соответствуют запросам международного рынка и конкретных потребителей. Эти товары должны иметь высокое качество и соответствовать уровню мировых стандартов [20].

Для обеспечения конкурентоспособности продукции на международном рынке необходимо обеспечить постоянное изучение уровня развития конкуренции и конкурентоспособности товара в соответствии с фазами его жизненного цикла. При этом следует учитывать целесообразность выпуска нового товара прежде, чем старый исчерпал свои возможности.

Таким образом, конкурентоспособность товара на мировом рынке характеризуется совокупностью параметров товара, отличающих его от товаров-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя и уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.

Одной из важнейших составляющих конкурентоспособности товара на внешнем рынке является цена, то есть уровень издержек на его производство, реализацию и потребление. При этом затраты на потребление могут быть значительными, поскольку для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта достигается в ходе их эксплуатации. Это объясняется тем, что покупатель несет расходы не только на приобретение товара, но и на его потребление. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления.

Второй важнейшей составляющей является качество товара. При этом в каждой стране существуют свои особенности и различные понятия качества товара.

В общем смысле конкурентоспособность страны представляет собой совокупность сравнительных  преимуществ страны, уровня развития факторов производства, экономической и политической ситуации, определяющая место страны в системе мирохозяйственных связей.

Международная конкурентоспособность - способность страны выдерживать конкуренцию в международной торговле.

Высокая конкурентоспособность страны способна обеспечить:

Высокий уровень экспорта и валютные поступления;

Поступление налогов в бюджет;

Обеспечение занятости населения;

Стабильность в социальной и политической сфере; 

Выгодное положение России на международной арене.

Понятие конкурентоспособности представляет собой сложную экономическую категорию, рассматриваемую на нескольких уровнях:

- конкурентоспособность товара;

- конкурентоспособность товаропроизводителя;

- отраслевая конкурентоспособность;

- конкурентоспособность стран.

Между всеми уровнями конкурентоспособности существует тесная зависимость. Конкурентоспособность страны и отраслевая конкурентоспособность в итоге зависят от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Конкурентоспособность товара предполагает комплекс его потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара определяется в сравнении с аналогичными товарами.

Товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от множества факторов. Среди них наиболее значимыми являются издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [18, 20].

В настоящее время при определении конкурентоспособности на мировом рынке существенную роль играют неценовые факторы, такие как качество товара, его новизна и наукоемкость. Поэтому сегодня повышение товарной конкурентоспособности обеспечивается за счет использования инноваций, разработок высокотехнологичных продуктов, создания которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для оценки научно-технического потенциала используется показатель - затраты на инновации, который отражает способность страны к инновационной деятельности, учитывает величину расходов на НИОКР, численность занятых в научной сфере и др. [11, 17].

Конкурентоспособность на уровне предприятия складывается из ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются путем проведения сравнительных характеристик с показателями фирм-конкурентов на мировом рынке.

К наиболее важным конкурентным преимуществам компании относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка и др. Чем больше у компании конкурентных преимуществ, тем более устойчивые позиции она занимает на отдельных сегментах рынка [18].

Вооружения и военная техника являются специфическим товаром, следовательно, при анализе их конкурентоспособности на мировом рынке необходимо учитывать особенности, присущие оборонно-промышленному комплексу (ОПК), такие как - длительный цикл изготовления продукции - цикл производства в среднем составляет 10-15 лет, государственное регулирование ОПК и государственное регулирование цен на продукцию, высокие риски недостижения всех заданных требований заказчика при выполнении заказа, так как производимая продукция носит характер НИОКР.

Конкурентоспособность государства на мировом рынке вооружений представляет собой достаточно емкое понятие, совокупность, включающую конкурентоспособность продукции военного назначения (ПВН), конкурентоспособность организаций, производящих вооружения и военную технику (ВиВТ), а также наличие государственных мер по продвижению и поддержке экспортируемой продукции.

Конкурентоспособность вооружения и военной техники представляет собой комплекс их потребительских и стоимостных характеристик, определяющих его успех на рынке.

Одной из основных составляющих конкурентоспособности ВиВТ на мировом рынке вооружений является качество продукции (либо оказываемой услуги по обслуживанию указанных ВиВТ).

На рынке ВиВТ представлены различные товарные сегменты, основными из которых являются авиационная техника, вертолетная техника, бронетанковая техника, военно-морская техника, техника противоракетной обороны, ракетно-артиллерийское вооружение, беспилотные летательные аппараты и др. Конкурентоспособность каждой представленной продукции определяется характеристиками, присущими данной товарной нише. Конкурентоспособность авиационной техники определяется, прежде всего, высокой заданной надежностью, безопасностью авиационной техники, высокой интенсивностью и допустимой скоростью полета. Для бронетанковой техники основными критериями конкурентоспособности являются - толщина брони, огневая мощь, высокая маневренность; для военно-морской техники - мореходность, уровень водоизмещения, разгоняемая подводная скорость и др. 

Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Конкурентоспособность отрасли и  страны в целом зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар при конкурентной ценовой политике и поставлять его на мировой рынок [20].

На мировом рынке ВиВТ основной задачей организации -производителя является производство качественного товара по конкурентоспособной цене, поиск потенциальных партнеров-заказчиков производимой продукции, осуществление поставок в установленные сроки, оказание услуг по техническому обслуживанию поставляемых систем вооружений. Одновременно, немаловажной задачей для предприятия в целях повышения привлекательности производимой продукции является внедрение результатов НИОКР в производство новых видов оружия и военной техники.

В России организацией, имеющей право экспортировать продукцию военного назначения, является АО «Рособоронэкспорт», деятельность которой направлена на укрепление военно-политических позиций России в различных регионах мира, сохранение страной достигнутых позиций на мировом рынке вооружений и военной техники [32].

В список российских организаций - субъектов военно-технического сотрудничества - также входят организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.

В этой связи, основными целями данных предприятий выступают анализ тенденций развития мирового рынка вооружений и проведение маркетинговых мероприятий с целью расширения географии сбыта, увеличения объемов экспортных поставок российской продукции военного.

Организациям-экспортерам ПВН необходимо действовать на рынке оперативно, подстраиваясь под заданные рынком параметры, используя современные маркетинговые инструменты и конкурентные стратегии сбыта. В рамках экспортной деятельности предприятие должно действовать исходя из предпочтений иностранных заказчиков. К примеру, предприятие должно быть готовым оказывать послепродажное обслуживание поставляемой продукции военного назначения не только на  предприятиях-производителях, но и путем создания объектов военно-технической инфраструктуры за рубежом, а также совместных предприятий по производству и обслуживанию техники в стране заказчика, либо организовать лицензионное производство, проводить совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [4, 6].

Одновременно, в рамках военно-технического сотрудничества АО «Рособоронэкспорт» предлагает и реализует взаимовыгодные оффсетные программы [33].

Сегодня производители вооружений и военной техники, в борьбе за рынки сбыта своей продукции, пытаются увеличить привлекательность собственных предложений, акцентируя внимание на интересах клиента. При этом речь идет не о снижении цен на ВиВТ, а о предоставлении покупателю дополнительных преимуществ при приобретении предлагаемой продукции. К примеру, при покупке определенных вооружений дополнительно, в качестве бонуса, предоставляется технология изготовления товара (при продаже самолетов передается технология, или оборудование для изготовления авиационных ракет). Эти так называемые офсетные, или компенсационные соглашения, благодаря которым клиент экономит на приобретении технологий, получают все большее распространение на международном рынке вооружений. Иными словами, офсет - это компенсация со стороны поставщика заказчику продукции в виде субподрядов, встречных торговых или инвестиционных обязательств [5].

Следует отметить, что офсеты одновременно  противоречат идеологии свободного рынка и зачастую не приветствуются, либо вовсе запрещаются. Однако исключением являются ограниченная категория товаров, которые имеют особое значение для безопасности и обороны, в частности вооружения и военная техника.

Существуют прямые и косвенные офсеты. Прямые офсеты связаны с продукцией или услугами военного назначения, экспортируемыми военно-промышленной компанией. Зачастую прямые офсеты выступают в форме совместного производства, передачи технологий изготовления определенных видов вооружений, организации обучения, производства, лицензионного производства или финансирования. Косвенные офсеты не относятся к продукции или услугам военного назначения, экспортируемым оборонной компанией. Косвенные офсеты включают приобретение, инвестиции, обучение, финансирование, помощь с маркетингом и экспортом и передачу технологий.

Развитые государства Западной Европы, США зачастую используют практику офсетных соглашений с целью уменьшения финансовых затрат своих покупок, получения ценных технологий и нововведений в промышленности, создания или увеличения военно-производственных мощностей.

Развивающиеся страны при импорте продукции военного назначения отдают преимущество косвенным офсетным проектам, которые направлены на обеспечение притока иностранных инвестиций, развитие инфраструктуры и создание условий для развития экономики своей страны [5].

По мнению Портера, государство должно играть роль катализатора конкурентоспособности.

К основным правительственным мерам по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке ВиВТ входят:

1. Воздействие на факторные условия - создание инфраструктуры, обеспечение квалифицированной рабочей силой, обеспечение проведения научно-конструкторских разработок и др.

2. Воздействие правительства на условия спроса - в рамках военной промышленности со стороны государства конкурентоспособность предприятия обеспечивается национальным оборонным заказом, который отражает востребованность производимой техники силами государства и формирует спрос на производимую продукцию [18].

В рамках поддержания высокого уровня конкурентоспособности российского ВиВТ на мировом рынке государству отведена функция выработки и проведения политики в области экспорта вооружений. 

Данная цель реализуется в рамках программы развития российского ОПК на период до 2020 года, основной целью которой является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе реализации инновационного потенциала и стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса. При этом приоритетными направлениями являются:

- развитие и реализация инновационного потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса; 

- обеспечение продвижения продукции военного назначения на мировые рынки вооружений; 

- обеспечение стабильного функционирования и роста промышленного производства организаций оборонно-промышленного комплекса; 

- развитие кадрового потенциала и наращивание интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса [1].

При этом ожидаются следующие основные результаты реализации указанных в программе мероприятий: повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках, рост объемов промышленного производства ПВН; увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства; а также повышение уровня профессиональной подготовки работников организаций оборонно-промышленного комплекса и др.



Факторы формирования конкурентоспособности страны 
на мировом рынке вооружений и военной техники

Исследование факторов формирования конкурентоспособности имеет большое значения для дальнейшего развития теоретических размышлений в теории и практике конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности представляют собой причины, оказывающие влияние на конкурентоспособность, знание которых необходимо для изменения критериев конкурентоспособности.

Субъектами оценки конкурентоспособности выступают страны, отрасли, предприятия. Рассмотрим конкурентоспособность и факторы его формирования на уровне предприятия.

Обеспечение конкурентоспособности организации предполагает три уровня: оперативный, тактический и стратегический.

Обеспечение конкурентоспособности на оперативном уровне означает обеспечение конкурентоспособности продукции. Критерием конкурентоспособности в данном случае является показатель конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется общим состоянием предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является комплексный показатель состояния предприятия [20].

Обеспечение конкурентоспособности на стратегическом уровне означает обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. Критерием конкурентоспособности в данном случае является рост стоимости предприятия [7].

Важным аспектом деятельности субъектов оценки конкурентоспособности - страны, отрасли, предприятия - является анализ причин снижения критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, который называется факторным анализом.

Факторный анализ представляет собой часть общей схемы оценки конкурентоспособности, задачей которого выступает выяснение причин снижения конкурентоспособности конкретных товаров.

Оценка конкурентоспособности товара включает:

- изучение рынка (специализации рынка и его географического положения, емкости рынка);

- исследование конкурентов (основных конкурентов, торговых марок товаров конкурентов, особенности товаров конкурентов, вида и особенностей упаковки товаров конкурентов, форм и методов сбытовой деятельности, рекламных материалов конкурентов);

- изучение потребностей покупателя (возможных покупателей с учетом сегментации рынка, типичных направлений и способов использования товара покупателями, мотивов покупки данного товара, факторов формирования покупательских предпочтений, неудовлетворенных потребностей товарами данного вида);

- определение параметров оценки товара (технических, эргономических и др.). На основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться анализ или формулируются требования к будущему товару, а далее определяется перечень параметров, подлежащих оценке;

- систематизацию факторов конкурентоспособности товаров:

- определение подходов к количественной оценке конкурентоспособности товаров.

Продукция конкурентоспособна, если она имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительские характеристики, лучшие, чем у товаров-аналогов (при этом данные характеристики признаются потребителями ведущими). Потребители заинтересованы не в абсолютно лучшем по всем характеристикам продукте, а в том. который удачно сочетает качества, наиболее востребованные на данном сегменте рынка, и часто готовы поступиться отдельными характеристиками продукта ради улучшения других [18].

Конкурентоспособность товара на рынке определяется сравнением его стоимостных (учитывается цена приобретения товара покупателем и стоимость обслуживания в процессе использования или потребления) и потребительских характеристик с характеристиками других товаров, формируемыми рыночным спросом и условиями их предложения на рынке.

Потребительские критерии конкурентоспособности представлены характеристиками качества.

Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Существует методика оценки конкурентоспособности товаров по объему их продаж. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объемам продаж. Делается предположение, что объем продаж конкурентных товаров свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности.

В литературе представлено огромное количество классификаций факторов конкурентоспособности, в силу того, что каждый автор в зависимости от своих научных взглядов по-разному их классифицирует.

Так, по сфере действия факторы подразделяются на: микрофакторы, оказывающие влияние на уровне предприятия, мезофакторы, воздействующие на уровне отрасли, макрофакторы, воздействующие на уровне страны и мирового рынка, по интенсивности воздействия на незначительные, малозначительные и значительные, по характеру воздействия на положительные и отрицательные и др.

Согласно представлениям М. Портера все факторы конкурентоспособности подразделяются на основные и развитые, общие и специализированные, естественные и искусственно созданные, внешние и внутренние [18]. 

Р.А. Фатхутдинов классифицирует факторы конкурентоспособности на две группы: внешние и внутренние. К внутренним относятся факторы, зависящие от действий субъекта рынка - структурные, ресурсные, технические, управленческие и др. К внешним относятся факторы, находящиеся вне влияния участника рынка, то есть глобальные факторы [20].

Для достижения высокого уровня конкурентоспособности страны на мировом рынке вооружений и военной техники необходимо изучить все возможные факторы, оказывающие прямое либо косвенное влияние на экспорт продукции военного назначения и определить их относительную важность.

На основании выводов, полученных в предыдущей главе, конкурентоспособность страны на мировом рынке вооружений и военной техники определяется, прежде всего, конкурентоспособностью предприятий производящих военную технику и вооружения на экспорт.

Применительно к военной промышленности также существует большое многообразие классификации факторов конкурентоспособности. Из анализа различных подходов к формированию факторов конкурентоспособности на уровне организации следует, что условно факторы конкурентоспособности на рынке вооружений можно разделить на внешние - проявление которых в малой степени зависит, либо вовсе не зависит от организации-экспортера, и внутренние, практически полностью определяемые предприятием-производителем экспортной продукции [21]. 

При анализе факторов формирования конкурентоспособности страны на мировом рынке ВиВТ к внешним факторам следует отнести: уровень экономического развития страны-импортера, существующая политика в странах импортерах и состояние экономической и внешнеполитической обстановки в мире и др.

К внутренним факторам относятся: уровень экономического развития страны-экспортера, научно-технические факторы, социально-демографические и др.

Наиболее существенными внутренними факторами при поставке российского вооружения за рубеж являются: качество производимых вооружений и военной техники и их технические характеристики и цена предлагаемой продукции и гибкость ценовой политики. 

Основными внешними факторами конкурентоспособности на мировом рынке вооружений и военной техники являются политические факторы - существующая политическая обстановка в мире, а также сложившиеся отношения между потенциальным заказчиком и поставщиком [13].

Анализ экономической обстановки в мире позволит выявить основные причины, способствующие, либо препятствующие эффективной торговле вооружением на мировом рынке. Так, падение цен на энергоресурсы значительно сократила долю импорта со стороны стран-импортеров, экономика которых имеет сырьевую направленность, что отрицательно сказывается на экспортерах ВиВТ. Предвидение предпосылок развития мировой экономики позволяет подготовиться к предстоящим переменам и легче перенести возможный ущерб. К примеру, в ситуации изменения цен на энергоресурсы, поиск новых импортеров позволит сократить убытки от потери некоторой доли покупателей на рынке. 

Сложившаяся политика в странах импортерах и состояние внешнеполитической обстановки в мире являются одними из важнейших внешних факторов, определяющими конкурентоспособность страны на мировом рынке ВиВТ.

Так, введение антироссийских санкций после эскалации конфликта на юго-востоке Украины и проведения референдума о статусе Крыма оказали существенное влияние на развитие российского ОПК и состояние военной промышленности государств, сотрудничавших с Россией, что сопровождалось разрывом многих взаимовыгодных контрактов. Санкции поставили под угрозу программу военной модернизации страны, запретив в Россию поставки высококлассных военных датчиков европейского производства, программного обеспечения, судовых двигателей и другого стратегически важного оборудования. 

В этих условиях поиск новых поставщиков необходимого оборудования и военной техники позволяет значительно минимизировать предполагаемый вред от введенных ограничений [32].

Торговля вооружением представляет собой важную часть мировой политики. Использование поставок ВиВТ в качестве инструмента внешней политики и решение своих внешнеполитических задач обязывает страны мира четко взвешивать возможные политические риски как экспорта, так и импорта продукции военного назначения. Так, спрос на вооружения увеличивается в периоды ведения военных действий, когда потенциальное государство-импортер находится в состоянии конфликта.

На конкурентоспособность страны на мировом рынке вооружений немаловажную роль оказывает экономическое состояние страны-импортера, в частности наличие возможностей для удовлетворения военных потребностей страны - уровень военных расходов, удельный вес расходов в общем объеме ВВП страны, объем производства продукции предприятиями военно-промышленного комплекса и др. Значительный уровень военных расходов и высокий уровень развития военной промышленности потенциальных стран-импортеров обуславливают заключение крупных контрактов и гарантируют их своевременную оплату.

К основным внутренним факторам формирования конкурентоспособности страны на мировом рынке вооружений и военной техники относится уровень развития экономики страны-экспортера, от которого зависит состояние всей военно-промышленной отрасли - объем военных расходов и их доля в структуре ВВП страны, состояние и уровень развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, доля внедрения инноваций и НИОКР в производство новых видов оружия, техническое перевооружение основных фондов предприятий и др. В результате высокий уровень развития экономики позволяет производить и поставлять на мировой рынок качественные вооружения и военную технику, что является ключевым фактором конкурентоспособности на любом рынке [9].

Высокое качество поставляемого на мировой рынок вооружения в перспективе формирует должную степень доверия поставщику, что положительно сказывается на объемах заключаемых сделок в будущем.

Одновременно, одним из немаловажных факторов формирования конкурентоспособности страны на мировом рынке вооружений и военной техники является цена поставляемой продукции и гибкость ценовой политики. Цена, в частности, является существенным фактором для стран с ограниченными военными бюджетами. 

При формировании цен на экспортируемые вооружение и военную технику необходимо учитывать сложившуюся практику взаимоотношений с заказчиком, его реальные возможности по приобретению вооружений, уровень цен на конкретном региональном рынке [11]. 

Обоснованность внешнеторговой цены достигается применением при ее формировании основного принципа ценообразования при осуществлении внешнеторговой деятельности - установление цен на уровне цен мирового рынка аналогичной продукции .

По ценовой политике наша продукция конкурентоспособна на мировом рынке, однако по другим критериям, в частности по качеству - значительно уступает другим участникам рынка.

В соотношении цена/качество приоритет зачастую отдается высокому качеству. К примеру, европейская продукция военного назначения отличается более высокой ценой по сравнению с продукцией конкурентов, например, Китая, при этом не теряет свои позиции на мировом рынке вооружений. 

Немаловажную роль для покупателя играет и такой фактор, как возможность заключения так называемой офсетной сделки.

К примеру, в практике офсетных сделок в сфере военно-технического сотрудничества США существуют следующие виды офсетных транзакций: совместное производство - организация производства по лицензии американских вооружений на территории страны-покупателя при условии, заключения контракта на поставку с США, субподряды - организация производства запчастей и комплектующих для американских .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44