VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и развитие теории импортозамещения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008524
Тема: Сущность и развитие теории импортозамещения
Содержание
1 Импортозамещение в Российской Федерации: теоретические основы



1.1 Сущность и развитие теории импортозамещения



Формирование благоприятных условий развития промышленности на территории страны и защита отечественного рынка от воздействия избыточной конкуренции со стороны внешних товаропроизводителей играют важную роль для достижения экономического роста большей части отечественных экономик. При условии, наличия внешних и внутренних предпосылок на конкретных этапах исторического развития стран данная стратегия государственного регулирования является наиболее оправданной и целесообразной, с точки зрения экономики.

Сложившиеся неблагоприятные тенденции в экономике наряду с введением и действием взаимных санкций и ограничений в ряде сфер экономической деятельности выдвинули перед российской экономикой задачу развития экспорта и перехода к инновационному способу развития и реализации концепции импортозамещения в определенных отраслях промышленности. До 2014 года Российская Федерация выходила на шестое место по объему ВВП в мире, одновременно с этим постоянно наращивая размер импорта (рис. 1.1), что усиливало связь между страной и внешнеэкономической конъюнктурой. Альтернативой избыточного роста импорта считается политика импортозамещения, принятая первенствующей для российской экономики с 2014 года. Именно поэтому, после 2014 года объем импорта стал снижаться.

     



Рисунок 1.1 – Объем импорта по методологии платежного баланса в фактически действующих ценах



Понятие «импортозамещение» непосредственно связано с двумя важнейшими базовыми экономическими процессами: импорт и экспорт. Термин «импорт» определяется, как ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на таможенную зону государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз. Реимпортом принято называть ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных. Страна импорта – это страна назначения товара. Многие импортные товары оптимизированы для продажи на внутреннем рынке страны производителя, либо для нескольких экспортных стран сразу: языки этикетки и инструкции, стереотипы образов и рекламных слоганов, единицы измерения и рекламных слоганов, единицы измерения и размеры, конструктивные особенности.

Импорт рассчитывается на базе цен CIF, то есть включает стоимость, страхование и плату за пользование транспортом при перевозке, следовательно, стоимость мирового экспорта будет всегда меньше стоимости импорта на сумму страховой премии, фрахта транспорта для перевозки, других портовых сборов. Обычно импорт – важный объект регулирования со стороны государства. Такое регулирование может проводиться с помощью следующих механизмов торговой политики: специфических и адвалорных пошлин, квот, «добровольных» ограничений экспорта, установления минимальных импортных цен, технические барьеры. Ограничения импорта обычно вводятся в протекционистских целях, то есть для защиты отечественных производителей от конкуренции. Налоги на импорт также могут устанавливаться в фискальных целях. Степень регулирования импорта зависит от выбранного типа торговой политики государства.

Существует два основных вида импорта: импорт промышленных и потребительских товаров, и импорт промежуточной продукции и услуг. Иностранные компании, импортирующие товары и услуги на внутренний рынок страны стремятся к тому, чтобы их качество было максимально высоким, а цена – максимально низкой, чем у продукции национальных производителей. При этом иностранные компании стремятся ввозить в страну те виды продукции, которые по каким либо причинам недоступны на местном рынке. 

В настоящее время выделяется три основных типа импортеров: 

проводящие поиск продукции по всему миру в целях ее ввоза и продажи на внутреннем рынке;

занятые поиском внешних поставщиков для получения продукции по более низкой цене;

использующие иностранных поставщиков, как одно из звеньев в своей товарной цепочке поставок.

Прямой импорт относится к типу торгового импортирования при участии ответственного закупщика и внешнего производителя. Происходит это обычно, следующим образом: дистрибьютор закупает товар, спроектированный местными компаниями, который может быть изготовлен за границей. В соответствии с программой прямого импорта, закупщик в обход местного поставщика (посредника) приобретает конечный продукт непосредственно от изготовителя, по возможности экономя на дополнительных издержках. Такая коммерческая деятельность появилась относительно недавно и следует за сложившимися тенденциями глобальной экономики. 

В свою очередь, понятие «экспорт» происходит от лат. еxporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны. Внешнего продавца таких товаров и услуг принято именовать страной-«экспортером». Экспортные товары часто оптимизируют для продажи во многих странах сразу. Иногда экспортные товары оптимизируют для продажи и потребления на внутреннем рынке страны производителя. 

Экспорт товаров – это вывоз материальных благ определенного свойства. Экспорт услуг – это возмещаемое предоставление зарубежным партнерам услуг производственного или потребительского характера. Экспорт капитала – инвестирование средств в целях организации собственного производства за границей. Он является результатом международного разделения труда, материальная основа экспорта это выручка, которая служит источником средств для оплаты импорта. 

Существуют следующие виды экспорта товаров: вывоз товаров, произведенных и переработанных в данной стране, вывоз товаров для изготовления или переработки за границей с последующим их возвратом, временный вывоз отечественных товаров с последующим их возвратом или вывозом временно иностранных товаров, внутрифирменные поставки товаров или по прямым производственным связям предприятий, реэкспорт – вывоз товаров, ввезенных ранее из-за границы без дополнительной их переработки в реэкспортирующей стране, проданных на международных аукционах, биржах.

На взаимозависимость между экономическим ростом страны и необходимостью создания собственной производственной базы с целью полного обеспечения потребностей внутреннего рынка еще в XIX столетии обратил внимание немецкий ученый Фридрих Лист. Он полагал, что экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и следовательно, для каждой страны характерна своя «национальная экономия», задача которой сводится к определению наиболее благоприятных условий для развития производительных сил определенной нации.

В своем изучении цикличности экономики один из выдающихся представителей российской экономической школы Н.Д. Кондратьев, останавливал свое внимание на том, что увеличение количества городов, благосостояния населения определяется темпом развертывания производства, особенно – промышленного. При этом построение перспектив в плане развития промышленности неизбежно опирается на генетический и телеологический способы.

К числу главнейших направлений развития экономики страны реализацию импортозамещения в сфере промышленности относили в 60-80 годах XX столетия знаменитые представители неокейнсианской школы, такие как Х. Ченери, М. Бруно, А. Страуг, Н. Картер. Разработанная ими модель экономического роста с двумя дефицитами описывала экономическое развитие, как постепенное вытеснение внешних источников финансирования внутренними и замену иностранных товаров отечественными. Преодоление дефицита сбережений и торгового дефицита, согласно предложенной модели, является возможным, при условии привлечения внешних заимствований, в этом случае внутренние ресурсы государства для этого не учитывались.

Позже, американский экономист Майкл Портер, изучая проблемы международной конкурентоспособности стран, сделал заключение, что активная поддержка отечественных товаропроизводителей эффективна только при условии наличия конкретных факторов:

эффективного соперничества на внутреннем рынке;

соответствующих условий спроса, способствующих развитию долговременных преимуществ;

ограничение подобной активной государственной поддержки во времени.

Сам термин «импортозамещение» появился в первый раз в середине XX столетия, чтобы обозначить экономическую политику развивающихся стран, направленную на стимулирование индустриализации страны с помощью протекционистских мер, направленных на защиту от конкуренции со стороны импортеров. С течением времени главная идея, лежащая в основе обозначения данного понятия, изменилась. Перенимая результаты и опыт предшественников, ученые исследуют импортозамещение, как важный инструмент осуществления актуальных изменений в структуре национальной экономики. Существующие в настоящее время подходы к определению импортозамещения систематизированы в табл. 1.1.

На основании исследования и сравнения разных точек зрения, можно выделить два основных подхода к пониманию экономической категории «импортозамещение», исходя из предпосылок проводимых преобразований:

1) импортозамещение как рост производства внутри страны (В.К. Фальцман, Д.Н. Зайцев, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Т.М. Калашникова, Е.Н. Назарчук, О.В. Старовойтова, Л.Н. Азоев, Н.А. Сучкова, Д.А. Смирнов);

2) импортозамещение как ограничение импорта (О.Б. Березинская, А.Л. Ведев, П.А. Кадочников, Э.Ф. Баранов, Н.Н. Волкова, Е.В. Волкодавова).


















Таблица 1.1 – Варианты трактовки понятия «импортозамещение»

Автор

Определение импортозамещения

В.К. Фальцман

Естественный процесс развития и экономического роста, модернизации, преодоления накопленного научно-технического отставания и повышения конкурентоспособности отечественной продукции

О.Б. Березинская,

А.Л. Ведев

Процесс последовательного вытеснения импортных сырья, материалов, покупных изделий на более низкие производственные уровни

Д.Н. Зайцев

Относительное уменьшение или прекращение ввоза в страну определенного товара в связи с организацией производства того же или аналогичного товара на месте

Б.А. Райзберг,

Л.Ш. Лозовский,

Е.Б. Стародубцева

Прекращение ввоза в страну данного товара в связи с организацией его производства на месте

Т.М. Калашникова

Уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичного товара. Подобные товары называют импортозамещающими

П.А. Кадочников

Увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров (в физическом выражении)

Е.Н. Назарчук

Увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно)

О.В. Старовойтова

Часть протекционистской политики, которая направлена не на дискриминацию и ограничение импорта, а на стимулирование национального производства и производителя

Л.Н. Азоев

Уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства в стране того же или аналогичных товаров

Н.А. Сучкова

Государственная стратегия экономического развития отрасли по рационализации импорта путем стимулирования и поддержки отечественных производителей, создания на территории страны новых производств, в том числе и с участием иностранного капитала, для организации производства и/или увеличения производства продукции, которая прежде завозилась из-за рубежа

Д.А. Смирнов

Политика государства или отдельных институтов, направленная на замещение в закупках высокотехнологичной продукции зарубежного производства отечественными аналогами путем стимулирования локализации производства и трансфера технологий

Е.В. Волкодавова

Модель интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, ориентированная на экономический рост государства

Э.Ф. Баранов,

Н.Н. Волкова

Процесс сокращения или прекращения импорта отдельных товаров и замещение их на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными

Между тем, ряд экономистов отмечают, что импортозамещение определяется, как вид экономической политики, которая требует активного вмешательства органов государственной власти. Другие авторы рассматривают импортозамещение, как естественный процесс, который вызван формированием потребности в ее реализации на фоне определенных сложившихся условий рынка. По результатам проведенного изучения сущности импортозамещения, можно выделить главные признаки, которые в совокупности отражают наиболее значимые отличительные черты данного процесса:

1) наличие условий для структурных преобразований экономики. Реализация импортозамещения имеет место только при наличии конкретных предпосылок внешнеэкономического и внутреннего характера, часто требует формирования действенной системы государственной поддержки;

2) эффективность качественных изменений в экономическом развитии. Успешность мер, которые направлены на создание и увеличение импортозамещающих производств, фиксируется повышением конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, оптимизацией и рационализацией структуры экономики, в том числе с помощью консервации устаревших неперспективных производств;

3) изменение соотношения импорта и внутреннего производства. Опыт использования импортозамещающей стратегии свидетельствует о том, что стимулирование роста производства фактически в одно и то же время с заменой, ввозимой в страну продукцией на отечественные аналогичные товары, может привести к росту импорта отдельной продукции. Данная ситуация возникает в результате развития промышленности страны, и следовательно, увеличения ее потребности в сырье и комплектующих для производства товаров более высокой степени предела;

4) содействие инновационному пути развития страны. В пределах усиления роли высокотехнологичных отраслей, чтобы достичь прогрессивного роста, импортозамещение должно формировать базу не только для индустриализации, но и, прежде всего, для создания новых для отечественного рынка производств с максимально большей добавленной стоимостью, а также для налаживания трансфера технологий в целях использования передовых научных разработок в реальном секторе экономики, преодоления накопленного научно-технического отставания;

5) улучшение положения страны на международном рынке. Результатом увеличения выпуска отечественных товаров считается снижение относительных цен на иностранную продукцию, что «приводит к улучшению условий торговли данной страны и ухудшению в странах – торговых партнерах».

Учитывая выделенные признаки, можно сформулировать определение импортозамещения, которое позволяет всецело учесть все формирующие его аспекты. Импортозамещение – процесс качественных изменений в экономике государства, который направлен на развитие производства продукции, аналогичных поставляемым на внутренний рынок из-за границы, связанный с повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции, отечественных товаропроизводителей и страны в целом в целях достижения перспективного инновационного роста.

По моему мнению, данное определение помогает выработать новые подходы к формированию условий эффективного проведения импортозамещающей политики, которые смогут учесть количественные и качественные преобразования и могут быть использованы для дальнейших научных изысканий. Подводя итог, можно сказать, что понимание сущности импортозамещения имеет увеличивающуюся актуальность и необходимо для достижения государством устойчивых темпов экономического развития. В современной экономике импортозамещение выражается, как способ повышения экономической безопасности и укрепления позиций страны в мировом сообществе.

1.2 Целевые показатели, сроки, планируемый эффект для экономики России

     

По Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, при формировании политики импортозамещения в пределах перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста в качестве целеполагающих были зафиксированы следующие направления:

закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства;

рост среднетехнологического производства – пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также ориентированных на экспорт химической промышленности и цветной металлургии;

развитие двойных технологий, технологическое обновление массовых секторов экономики, играющих решающую роль в повышении среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения;

интенсивные процессы импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и автомобилестроении.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, вместе с тремя главными приоритетами отечественной безопасности (национальная оборона, государственная безопасность, общественная безопасность), можно выделить пять приоритетов устойчивого развития:

повышения качества жизни российских граждан через гарантирование личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, прежде всего, через развитие отечественной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, развивающиеся через укрепление роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

В этом стратегическом документе импортозамещение напрямую определено лишь в соединении с разработкой концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками прежде всего в сфере продовольственной безопасности (п. 50 «за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания») и в финансовой сфере (п. 63 «проведение активной государственной антиинфляционной валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики»). Тем не менее, считается, что данный институт импортозамещения напрямую связан со всеми заявленными стратегическими приоритетами национальной безопасности.

Президент России, В.В. Путин, впервые упомянул о необходимости импортозамещения в мае 2014 года, выступая на ПМЭФ: «Считаю, что  необходимо в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве». Также президент сказал, что политика импортозамещения будет проводиться в соответствии с нормами ВТО и обязательствами Российской Федерации перед партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Основой для импортозамещения должны выступить внутренние источники роста.

Председатель Правительства Российской Федерации, Д. Медведев, обозначил развитие импортозамещающих производств одним из первостепенных направлений политики. Необходимо заметить, что речь идет не только о замещении производства уже имеющихся готовых товаров. На форуме «Опора России» Д. Медведев отметил важность замещения технологий: «Ограничиваться лишь товарным импортозамещением неправильно. На данный момент, в условиях санкций, когда доступ к технологиям затруднен, нам необходимо в ускоренном порядке замещать и зарубежные технологии нашими разработками».

Эксперты считают, что в случае масштабной непредвиденной ситуации Российская Федерация фактически не сможет обеспечить себя стратегически необходимыми продуктами.

Импортозамещение, как важнейший элемент промышленной политики, может помочь снизить негативный эффект от введенных санкций. Главными целями импортозамещения считаются:

обеспечение национальной и государственной безопасности России;

достижение технологической независимости в наиболее проблемных областях;

содействие формированию положительного сальдо торгового баланса;

выращивание отечественных лидеров для завоевания глобального рынка.

Политика импортозамещения может привести к значительным преобразованиям в разных отраслях, в частности:

росту занятости населения и, как результат, к снижению безработицы и повышению уровня жизни;

активизации научно-технического прогресса и росту уровня образования;

укреплению экономической и военной безопасности страны;

увеличению спроса на продукцию внутреннего производства;

расширению производственных мощностей.

Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразность. С устойчивостью внешнеторгового сальдо связана стабильность ресурсного обеспечения экономики, и, следовательно, экономическая безопасность. Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, С. Цыб, отметил: «Решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции. Мы не отгораживаемся от мира, а максимально открыто и прозрачно ведем диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка национального производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций».

По мнению, Президента Российской Федерации, В.В. Путина, особенное внимание при формировании стратегии импортозамещения необходимо обратить на определение: целевых ориентиров импортозамещения; порядка отбора и мер стимулирования предприятий и организаций, которые участвуют в реализации планов; федеральных органов исполнительной власти, которые ответственные за реализацию данных планов.

Разные эксперты положительно оценивают действие программы импортозамещения. Например, Минпромторг, полагает, что в случае успешной реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. может быть уменьшение импортозависимости в различных сферах промышленности с 70-90% до 50-60%, а в некоторых сферах – выход на более низкие значения. Минпромторгом поставлена задача снижения до 2020 г. доли импорта по обрабатывающей промышленности в целом с 51 до 39%.

Программа импортозамещения сможет помочь российским предприятиям разработать дополнительный объем производства на сумму больше 30 млрд. рублей ежегодно с 2015 г., по мнению главы Минпромторга,  Д.В. Мантурова. Специалисты Общероссийского народного фронта считают, что, как следствие замещения импортных компонентов и материалов отечественными, является обеспечение экономического роста Российской Федерации в ближайшие 10 лет на 5-7% ежегодно. Экономисты считают, что при активизации процессов импортозамещения может быть рост промышленного производства в России на 10-15% и больше в ближайшие 5-8 лет.

Рабочая группа Госсовета подсчитала, что объем замещения должен заставлять более 4 трлн. рублей, сроки реализации – 2-3 года. В этот временной промежуток должно быть организовано более миллиона рабочих мест, а дополнительные налоговые вложения в бюджеты всех уровней составят около 500 млрд. рублей. Губернатор Белгородской области и руководитель рабочей группы Госсовета, Е. Савченко отметил: «Реализовав программу импортозамещения, мы совершим экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы».

Президент России, В.В. Путин, в числе приоритетных сфер, в которых импортозамещение имеет место быть первостепенно, выделил производство программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, текстильную промышленность и производство продовольствия.

По результатам анализа, который проводил Минпромторг в 2015 году, самыми перспективными с точки зрения импортозамещения считаются:

станкостроение (доля импорта в потреблении, по различным оценкам не менее 90%);

тяжелое машиностроение (60-80%);

легкая промышленность (70-90%);

электронная промышленность (80-90%);

фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%);

машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

По мнению С. Цыба, импортозамещение в большинстве сфер может быть лишь при наличии свободных производственных мощностей и конкурентоспособных организаций, которые могут посоветовать в использовании качественные современные товары по рыночным ценам: «В долгосрочной перспективе уменьшение импортной зависимости может быть только за счет инноваций, стимулирования инвестиций и организации нового производства».

Особенное внимание было уделено отрасли оборонно-промышленного производства, в которой стоит задача полного импортозамещения. Другой заместитель Министра промышленности и торговли, Ю. Слюсарь, считает: «Говоря об импортозамещении, имеется в виду тотальное импортозамещение только в сфере оборонно-промышленного комплекса России. Стоит задача производить в полной мере все, что имеет связь с обороной и безопасностью, на территории Российской Федерации, и эта задача, безусловно, будет выполнена. В отношении гражданской продукции и технологий с двойным назначением, здесь мы говорим об импортозамещении с точки зрения увеличения доли российских организаций на рынке».

Разумеется, чтобы достичь всех целей импортозамещения, необходимы значительные усилия и денежные средства, преобразования в работе большинства предприятий и организаций.






1.3 Основные направления, стратегии и меры по стимулированию реализации программы импортозамещения



Российская Федерация использует национальную программу импортозамещения, состоящую из трех направлений.

Первое направление объединяет с замещением тех категорий импортируемых товаров, аналоги которых в настоящее время производится в России в небольшом количестве. Чтобы это выполнить, необходима модернизация существующих производств, которая направлена на увеличение выпуска товаров.

Второе направление объединяет продукцию, которая в нашем государстве еще не производится, но ее выпуск можно освоить в минимальные сроки. На данном уровне целесообразна постановка задач формирования новых современных импортозамещаюших производств.

Третье направление объединяет изделия и товары, не производимые в России, так как их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно по объективным причинам. Данная продукция является частью так называемого критического импорта, и начальной задачей является уменьшение потребления товаров данной группы, исследование и применение возможности косвенного замещения.

Наиболее проблемным фактором при работе по каждому из этих направлений является наличие современной продукции станкостроения и машиностроения, современных технологий производства и системы мер поддержки российских производственных организаций.

Отметим, что создаваемая на импортозамещающих производствах продукция должен быть ориентирован и на внешний, и на внутренний рынок, потому что в данной ситуации уровень конкурентоспособности товаров будет достаточно высоким. А чтобы этого достичь, необходимо и развивать производство в конкретных сферах, и повышать уровень развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы в целом.

По мнению В.В. Путина в 2014 году, стимулирование импортозамещения в Российской Федерации должно осуществляться прежде всего за счет модернизации промышленности, строительства новых организаций и локализации конкурентного производства в Российской Федерации.

Для успешной реализации политики импортозамещения развиваются и внедряются различные механизмы стимулирования и инструменты поддержки российского производства. Во время выбора сфер, на которые распространяются меры государственного регулирования, будет обращено внимание на уникальность и качественные характеристики товаров, уровень конкуренции и промышленные мощности.

Государственные закупки – это одна из наиболее значительных мер поддержки игроков рынка. В некоторых сферах промышленности государство считается главным регулятором и покупателем товаров, тем самым разрешая влиять на рынок и поддерживать стратегию импортозамещения. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку иностранных товаров, а также преференции для национальных изготовителей. Таким образом, государственные закупки могут выступать в качестве инструмента ограничительного, либо стимулирующего характера. С 1 января 2014 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ для нужд обороны страны и безопасности государства».

Минпромторг разработал несколько проектов постановлений об ограничениях и запретах на приобретение государственными организациями иностранных автомобилей, продукции легкой и медицинской промышленности. Ведомства и государственные компании подготовили графики перехода на приобретение отечественной продукции до 2018 года, включительно. Для организаций оборонно-промышленного комплекса увеличить минимально допустимый уровень российского оборудования до 60% от потребностей к 2020 году. 

14 июля 2014 года было принято постановление Правительства Российской Федерации от №656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В список запрещенных товаров вошли, в частности, легковые, грузовые и пожарные автомобили, машины аварийно-технической службы, автоцистерны, бульдозеры, дорожные катки, экскаваторы трамвайные вагоны, автолесовозы и другие машины, и техника. Минсельхоз Российской Федерации рекомендует установить запрет на приобретение пищевых продуктов иностранного происхождения при осуществлении госзакупок.

В своем выступлении на Петербуржском Международном экономическом Форуме 2015 года В.В. Путин упоминал о том, что в течение данного года был сформирован список товаров, которые для государственных и муниципальных нужд приобретаются только (или в своем большинстве) у российских производителей и копаний стран Таможенного союза. Ведомства и государственные компании подготовили графики перехода на приобретение отечественной продукции до 2018 года, в гражданских отраслях доля товаров российского производства должна достичь 80%. В это же время, заместитель Министра промышленности, Г.С. Никитин сказал, что полного запрета внешних закупок не планируется, а закупаемые российские аналоги должны иметь достаточное качество.

По мнению С. Цыба, для стимулирования отечественного производства обсуждается вопрос роста ставок ввозных таможенных пошлин по некоторым позициям товарной номенклатуры. С 2015 года Российская Федерация, являясь членом Всемирной Торговой Организации, преобразовывает свои тарифные обязательства. Минпромторг Российской Федерации вместе с представителями бизнеса работают и составляют список самой чувствительной для российской промышленности продукции, по которой необходимо начать переговоры о преобразовании ставок ввозных таможенных пошлин до максимально возможных в пределах требований Всемирной Торговой Организации. Также, Минпромторг рекомендует увеличить ввозные пошлины на нефтегазовое оборудование. Вместе с тем, в пределах помощи импортозамещению изучается возможность уменьшению ввозных таможенных пошлин на конкретные виды сырья и комплектующие, например, для медицинской промышленности, в целях стимулирования российских организаций к овладению производства и выводу на рынок национальных товаров.

В 2014 годы были введены возвратные субсидии – предоставление денежных средств на возмещение издержек на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в пределах проекта инвестиций, если, как следствие его осуществления, достигнуты определенные значения промышленного производства. Если соответствующие результаты исполнителем не достигнуты, то либо субсидия возвращается государству, либо накладываются штрафные санкции. Главная задача программ субсидирования – максимально соединить государственную поддержку с определенным результатом на реальном рынке с определенными значениями.

В 2014 году Минпромторг создал инструмент возмещения процентных ставок по кредитам на осуществление комплексных инвестиционных проектов, на данный момент в список вошли 15 одобренных проектов.

Также, Правительство Российской Федерации утвердили правила предоставления субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в станкоинструментальной промышленности. Целью постановления является формирование современных серийных производств отечественных станков для удовлетворения внутреннего спроса на станкоинструментальные товары, учитывая задачи импортозамещения. Субсидии из федерального бюджета будут выделяться «российским предприятиям на возмещение части издержек на проведение НИОКР в пределах подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», - указано в постановлении Минпромторга. Рассчитывается, что это решение будет способствовать снижению зависимости российских стратегических предприятий машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов от поставки иностранных технологических средств, технологическому перевооружению предприятий российского машиностроения и развитию применяемых технологий производства. Но, само по себе субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ возможно малоэффективное, если отсутствуют гарантии производства продукции и выведения ее на рынок. 

С. Цыб упоминает о том, что в некоторых сферах (главным образом, имеется в виду машиностроение) одной из мер, способствующих импортозамещению, является стандартизация. Это средство, которое может обеспечить взаимозаменяемость конкретных элементов, соблюсти все необходимы нормы безопасности, экологические требования, и повысить надежность. Согласно заявлению С. Цыба, совершенствование отечественных стандартов, допустит уменьшить импорт некачественных товаров, мотивировать национальные организации на производство конкурентоспособных товаров. Закон «О стандартизации» внесен Минпромторгом в Госдуму.

О создании Фонда развития промышленности было заявлено Президентом Российской Федерации, В.В. Путиным, на Петербургском международном экономическом форуме. Фонд необходим для применения инструмента возвратного финансирования по сниженным ставкам при осуществлении инвестиционных проектов субъектами среднего бизнеса. Министерство промышленности и торговли обдумывает план функционирования данного фонда. По мнению Министра промышленности, Д.В. Мантурова: «Мы рассчитываем, что государство будет перечислять в данный фонд 15-20 млрд. рублей ежегодно». Первый транш для фонда в 1 млрд. рублей приготовле.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44