VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и особенности коррупции в системе здравоохранения России.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001553
Тема: Сущность и особенности коррупции в системе здравоохранения России.
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ
     
Введение …………………………………………………………..……….……… 3
I. Сущность и особенности коррупции в системе здравоохранения России..… 5
    1.1. Общая характеристика коррупции как социальной проблемы............ 5
    1.2. Основные виды коррупции в здравоохранении и ее причины……….9
1.3. Характеристика основных коррупционных преступлений,   встречающихся в системе здравоохранения……………………..…...16
II. Понятие и содержание противодействия коррупции в системе здравоохранения……………………………………………………………..……31
2.1. Понятие и правовые основы противодействия коррупции в системе здравоохранения…………………………………………………..……31
2.2. Формы и методы противодействия коррупции………………………………………………...……..……...43
2.3. Особенности ответственности за коррупционные правонарушения……………………………………………………..…45
2.4. Противодействие коррупции в системе здравоохранении в Республике Карелия……...……………………………………..……...53
Заключение…………………………………………………………………..…….68
Список использованных источников……………………………………..……...71
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     
     С древних времен и по сегодняшний день проблема коррупции существует в нашем мире. Ни одному государству не удалось искоренить данное явление полностью. Во многих индустриально развитых государствах создана система противодействия коррупции, проводится широкомасштабная работа, в которой задействованы все государственные и силовые структурыактивно формируется атмосфера нетерпимости общества к данному опасному явлению. Созданы международные организации и объединения, координирующие данную работу. Вместе с тем, заметных позитивных сдвигов, как в правоприменительной практике, так и в правосознании людей, пока не произошло. Коррупциябыла и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества и пагубно сказывается на морально-нравственных устоях. Стимулы честно исполнять свои обязанности сегодня во многом утрачены, а сама должность рассматривается лишь как место, позволяющее находить дополнительные источники дохода.
     Россия относится к числу наиболее коррумпированным стран мира относится Россия. Коррупцию следует рассматривать как следствие криминализации российского общества в целом, она тесно связана с организованной преступностью и является ее характерной чертой. Благоприятным фоном для столь стремительного прорастания коррупции в жизнь общества стали огромные социально-экономические изменения и потрясения, начавшиеся в конце восьмидесятых годов прошлого века и продолжающиеся по сей день.
     По данным агентства TransparenceInternational индекс восприятия коррупции (CPI)1 – ежегодный составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран по шкале в 100 баллов – в 2015г для России составил 29 баллов (119-е место из 174 стран).Активнее всех в мире, взятки дают именно российские компании,  используя их в больших размерах.
     Коррупция в здравоохранении является наиболее опасным явлением, так как напрямую от данной сферы зависит жизнь и здоровья людей, а значит и нашего государства.Здравоохранение позволяет обеспечить достижение таких целей, как снижение заболеваемости, прирост населения, продление трудоспособного возраста, рост производительности труда, что содействует росту дохода страны и ведет к повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации данных приоритетных задач для социально-экономической политики любого государства. В этом и состоит актуальность данной темы. 
     Опыт показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно, даже при существовании специальных указов и законов. Можно задуматься лишь о том, чтобы снизить масштабы данного преступления до социально- терпимого уровня.
     Объектом исследования в данной работе является коррупция в системе здравоохранения как социальное явление. Предмет исследования – российское антикоррупционное законодательство, а также практика его применения в системе здравоохранения.Целью данного исследования стал анализ феномена коррупции всистеме здравоохранения. Задачи исследования:
     * рассмотреть проявления коррупции в здравоохранении и ее виды;
     * изучить причины коррупции в здравоохранении;
     * исследовать систему противодействия коррупции в России с конкретным уклоном на систему здравоохранения;
     * проанализировать вопрос противодействия коррупции в системе здравоохранения на примере Республике Карелия. 
     Структура нашей работы состоит из введения, двух глав, которые разделены  на пять параграфов, заключения, а также списка использованных источников. 
I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ
В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
     
1.1. Общая характеристика коррупции как социальной проблемы.
     Коррупция (от лат. corrumpere –растлевать) – термин, обычно обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Под коррупцией также часто подразумевают подкуп лиц, исполняющих управленческие функции, их продажность.
     Теоретических понятий коррупции в науке было предложено большое многообразие: коррупция это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях2.
     В более широком плане истолкована коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г: «Выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения».
     На Международном межрегиональном семинаре по проблемам коррупции (Гавана 1990 г.) коррупция была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственным служащим выгоды в связи с занимаемой должностью и служебным положением.
     Согласно российскому законодательству3 на сегодняшний день, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
     Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица, государственного служащего и интересами его нанимателя, интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом и относятся к категории преступлений против государства.
     Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее возможностью распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. Главным стимулом является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием своих властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
     Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена.По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике же чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.Важный импульс к осмыслению коррупции дают труды Н.Маккиавелли. Он сравнивал коррупцию с болезнью, которую вначале трудно распознать, но легче лечить; если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно4.
     Начиная с конца XVIII векана Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов.Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала.Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьи миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).
     Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие — безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство.Однако встречается и относительно положительное отношение к коррупции: «Коррупцию можно считать полезной заменой верховенства закона там, где оно развито слабо <…>»5.
     Поскольку коррупция как социальное явление в наибольшей мер проявляется в таких основных сферах жизнедеятельности людей как политик и экономика, то, очевидно правомерным будет и определять такие ее основные виды, как политическая и экономическая.
     Признаками политической коррупции являются:а) отсутствие явной противоправности;б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределении власти, как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иным устойчивыми сообществами);в) использование для достижения указанных целей ка государственных, так и общественных ресурсов.
     Под экономической коррупцией понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды, как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников.
     По статусу субъектов различаются следующие виды коррупции:
а) коррупция в органах власти;
б) коррупция в частном секторе.
     В основе коррупции в органах власти лежит неправомерное и корыстное использование ресурсов власти, в том числе в негосударственном секторе на уровне местного самоуправления.При этом наиболее подверженными коррупции областями деятельности являются: государственные закупки; операции с земельными участками; сбор налогов; назначение на ответственные посты в органах государственной власти; местное самоуправление.
     По уровням функционирования коррупцию можно разделить на низовую, верхушечную и вертикальную.Низовая (индивидуальная) коррупция в основном распространена на среднем и низшем уровнях государственной и муниципальной службы и охватывает повседневную жизнь большинства граждан и деятельность юридических лиц, которые взаимодействуют с чиновниками тех же уровней (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.).Между верхушечной и низовой коррупцией часто налажены отношения взаимной зависимости, детерминированности, общности организационного социально-психологического характера. Это позволяет выделит «вертикальную» коррупцию, соединяющую оба вида коррупции свидетельствующую о ее переходе к организованным формам коррупционным сетям и сообществам6.
     
1.2. Основные виды коррупции в здравоохранении и ее причины.
     Коррупция в здравоохранении – это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, выражающееся в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения как материальных, так и нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, что причиняет или способно причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушает нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи7.
     Проявления коррупции в здравоохранении, характерны не только для России, но и для большинства других стран мирового сообщества, в том числе и таких как США, Великобритания, Германия Италии и Франция. Несмотря на то, что в этих государствах достаточно развито и активно применяется антикоррупционное законодательство. Тем не менее, многочисленные коррупционные скандалы в их национальных сферах здравоохранения, свидетельствуют о том, что полностью нейтрализовать данное явление в перечисленных выше государствах вплоть до настоящего времени не удалось. Поэтому причины, предпосылки и виды коррупции в здравоохранении типичны для большинства стран мирового сообщества.
     Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств), до низкого (система «врач-пациент»).
     В докладе международной организации TransparencyInternational о положении с коррупцией в мире (2006г), названы следующие основные формы коррупции в сфере здравоохранения8:
     1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях. Лекарства, другие ресурсы,медицинское оборудование расхищаются для личного пользования и использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.
     2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.
     3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.
     4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.
     5. Коррупция в организациях, предоставляющих медицинские услуги. Здесь могут быть самые различные формы: вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги; вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур.
     Для всех коррупционных преступлений в здравоохранении имеются общие признаки:
     * особый субъектный состав;
     * прямая связь преступного деяния со статусом медицинского работника и выполняемыми должностными обязанностями;
     * использование служебного положения вопреки врачебной этике, интересам лечебного учреждения и пациента;
     * наличие у преступника исключительно корыстного мотива и ориентации на использование служебного положения медицинского работника для удовлетворения личных интересов;
     * совершение преступления с прямым умыслом;
     * высокая степень латентности.
     На основании приведенных признаков вся совокупность коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении, классифицируется на три группы в зависимости от объекта преступного посягательства.
     1. Коррупционные преступления, непосредственно связанные с
медицинской деятельностью: «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» (ст. 120 УК РФ); «Незаконное помещение в психиатрический стационар» (ст. 128 УК РФ); «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ» (ст. 233 УК РФ); «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью» (ст. 235 УК РФ); «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» (ст. 236 УК РФ).
     2. Коррупционные преступления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении: «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения» (ч.3 ст.159 УК РФ); «Присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения» (ч.3 ст.160 УК РФ).
     3. Коррупционные преступления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских работников: «Злоупотребление полномочиями» (ст.201 УК РФ), «Коммерческий подкуп» (ст.204 УК РФ), «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285 УК РФ), «Нецелевое расходование бюджетных средств» (ст.285.1 УК РФ), «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов» (ст.285.2 УК РФ); «Превышение должностных полномочий» (ст.286 УК РФ); «Получение взятки» (ст.290 УК РФ);«Дача взятки» (ст.291 УК РФ); «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ); «Служебный подлог» (ст.292 УК РФ); «Халатность» (ст.293 УК РФ), «Самоуправство» (ст.330 УК РФ).
     Причины и условия, порождающие коррупцию в здравоохранении,классифицированы на 6 групп9:
     1. Причины экономического характера:
     * крайне недостаточное выделение бюджетных средств на повышение заработной платы работников здравоохранения;
     * неравномерное распределение условий оплаты труда работников здравоохранения, выражающееся в существенном отличии величины доходов между различными медицинскими работниками;
     * материальное положение медицинских работников не обеспечивает реализацию даже основных жизненных потребностей;
     2. Причины организационного характера:
     * недостаточный контроль за функционированием и развитием системы учреждений здравоохранения со стороны органов государственной власти;
     * продолжающееся несистемное, без учета мнения профессиональных ассоциаций работников здравоохранения, реформирование здравоохранения;
     * не соответствующая сложившейся криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере работа правоохранительных органов (в пределах их компетенции) по предупреждению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений;
     * недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, не позволяющая обеспечить надлежащую ответственность как самого врача, так и медицинского учреждения за результаты собственной деятельности;
     * недостатки в подборе медицинских работников, что проявляется в трудоустройстве по признаку протекционизма, а не по деловым качествам и уровню профессионализма;
     * откровенноенереагирование руководителей медицинских учреждений на факты коррупции в пределах подконтрольных им подчиненных;
     * низкий уровень кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников;
     3. Причины, возникающие из-за недостатков правового характера:
     * несовершенство законодательства и коррупциогенность действующих нормативных правовых актов;
     * сложно применимая к медицинским работникам регламентация уголовной ответственности за совершенные ими коррупционные преступления;
     4. Причины нравственно-психологического характера:
     * закрепление коррупционного мышления как стереотипа поведения в сознании работников здравоохранения;
     * психологическая готовность значительной части населения к подкупу медицинских работников;
     * недостаточно высокий уровень правосознания медицинских работников, не позволяющий им оценивать и анализировать свои действия (бездействия) в границах правового поля.
     5. Причины политического характера:
* неразвитость института общественного контроля;
* недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров
* коррупция при обучении в медицинских ВУЗах.
     6. Причины социального характера:
     * несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения;
     * неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников;
* недовольство общества состояние здоровья в стране.
     
     1.3. Характеристика основных коррупционных преступлений, встречающихся в системе здравоохранения.
     Коррупционные преступления — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, содержащие признаки коррупции и связанные с незаконным использованием лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в соответствующих организаций, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, и повлекшие существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства10.
     Состав категории коррупционных преступлений в сокращенном варианте фактически указан в официальном определении коррупции в ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Наиболее полно же критерии отнесения конкретных деяний к преступлениям коррупционной направленности, на настоящий момент установлены Указанием Генеральной Прокуратуры №65/11, МВД России №1 от 01.02.2016г «О введении в действие перечня статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности» (перечень №23). Соответственно данному документу, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
     * наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ;
     * связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
     * обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
     * совершение преступления только с прямым умыслом.
     Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
     В системе здравоохранения, ввиду специфики деятельности, чаще встречаются следующие преступления коррупционного характера: 
     а) взятки и посредничество во взяточничестве;б) служебный подлог;в) злоупотребление  должностными  полномочиями  и  превышение должностных полномочий; г) коммерческий подкуп;д) провокация взятки или коммерческого подкупа;е) нецелевое расходование бюджетных средств.
     Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ) и превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).
     Ввиду того, что одним из основных критериев отнесения преступления к категории коррупционных является наличие в качестве субъекта уголовного деяния должностного лица, в первую очередь рассмотрим эти 2 преступления.
     В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях<…>.
     Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
     К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности <…>).
     Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля заих расходованием).
     Злоупотребление служебными полномочиями предполагает совершение действий (бездействие) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы. Объектом данного преступления является законная деятельность властного публичного аппарата (органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений). Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков: 1) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии; 2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) причинной связи между деянием и последствиями. Под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: 1) корыстную заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); 2) иную личную заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
     Превышение должностных полномочий наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий (но, при этом, с ними связаны), которые повлекли за собой существенное нарушение прав и законных интересов гражданили организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Объект преступления – законная деятельность властного публичного аппарата. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками: 1) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; 2) общественно опасные последствия, указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; 3) причинная связь между действием и последствиями. Субъективная сторона преступления – в основном, прямой умысел. Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ, для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет. 
     Субъектом преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285 УК РФ и ч.1 ст.286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные и/или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации<…> (преступные действия лиц, являющихся должностными в системе здравоохранения, квалифицируются именно по данной части указанных статей, если не квалифицируются по ч.3, т.е., не повлекли тяжких последствий).Состав обоих преступлений – материальный. Преступления считаются законченными в момент наступления указанных в законе последствий.
     Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
     Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
     * относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
     * могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;
     * совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
     * никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
     В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий, совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).Также не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).
     Получение взятки (ст. 290 УК РФ).
     В соответствии с действующим Уголовным кодексом под получением взятки понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представленных им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
     Взяточничество является одной из наиболее распространенных в России форм коррупционной преступности. Предметом получения взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. К иному имуществу согласно гражданскому законодательству можно отнести движимое (мебель, автомашины, компьютер и пр.) и недвижимое (участки земли, здания, сооружения и т.п.) имущество.
     Согласно Примечанию 1 к ст. 290 УК РФ, значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие 1 мил.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44