VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Супермаркет в торгово-развлекательном пространстве города

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005638
Тема: Супермаркет в торгово-развлекательном пространстве города
Содержание
Оглавление



Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. Общество потребления как условие формирования маркет-культуры………………………………………………………………………….

 1.1. Основные черты общества потребления............................................

 1.2. Супермаркет как выражение маркет-культуры………………………

Глава 2. Супермаркет в торгово-развлекательном пространстве города……………………………………………………………………………….

 2.1. Структура, задачи и функции супермаркета (на материале супермаркетов «Гранд-Каньон», «СпортЕХ»,

«Метрополис»)……………………………………………………...........................

 2.2. Торгово-развлекательный центр Jam-Moll (г. Киров): особенности функционирования ……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….......

Библиографический список……………………………………………………..















































Введение



Актуальность проблемы изучения потребления человеком благ и получения удовольствия от этого процесса является очевидной для современной культуры. Аспекты деятельности человека, затронутые в рассмотрении особенностей общества потребления, весьма разнообразны. Цель потребления претерпевала изменения, и с течением времени наблюдалось переосмысление его ценности: потребление стало необходимым компонентом коммуникации между членами того или иного сообщества и внутри него, а так же послужило основой конструирования новой, общей для всех символической реальности. В ней удовлетворение потребностей не является главной функцией товаров и услуг. Человек стремится получить желаемое любой ценой, в то время как благ, которые он желает, становится всё больше и больше за счёт развития экономики, производства и форм психологического давления на потенциального потребителя. 

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии и важностью методологической разработки нового подхода к рассмотрению научно-практических проблем социокультурного конструирования пространства досуга. Начиная с ХХ века, изучение потребления как особого социального феномена становится весьма актуальным для всех социальных наук.

 Актуальность работы определяется новой ролью потребления и потребителя в современной культуре. В настоящее время она связана с появлением новых потребительских тенденций во всём мире – консьюмеризмом обществ, нехваткой ресурсов и перспективой человеческого развития в условиях маркет-культуры. Одним из продуктов, транслирующих маркет-культуру, является супермаркет.

Рассмотрение формирования ценностей потребления является актуальным по ряду причин. Во-первых, несмотря на то, что потребительское общество возникло на Западе, сегодня данная проблема стала актуальной и для других стран, в частности, для России. Во-вторых, в последние 20 лет супермаркеты, являющиеся продуктом потребительства, выходят за рамки своего назначения и воздействуют на массовое сознание. В-третьих, существование общества потребления и супермаркета как такового поддерживается природными ресурсами, чьё количество неумолимо подходит к концу. 

Объектом данного исследования является культура общества потребления. 

Предмет исследования – супермаркет как модель общества потребления. 

Цель работы – исследовать структурно-функциональные особенности супермаркета как модели общества потребления.

Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Охарактеризовать черты общества потребления и его культурные смыслы как условие возникновения супермаркета.

2. Проанализировать особенности супермаркета и его системообразующие признаки.

3. Охарактеризовать функциональные аспекты супермаркета в пространстве российского мегаполиса (на примере супермаркетов: «Гранд-Каньон», «СпортЕХ», «Метрополис»).

4. Проанализировать деятельность торгово-развлекательного центра Jam-Moll в г. Кирове.

Теоретико-методологическим основанием данного исследования являются работы Э. Фромма, Ж. Бодрийяра, М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Зиммеля, Т. Веблена, З. Баумана, П. Бурдье, Х. Лейбенстайна, Д. Сибрука и других.

В отечественной науке общество потребления и сам феномен потребления рассмотрен в работах: В. Ильина, С. Корнековой, С. Тихоновой.

При написании работы были использованы следующие методы: системный, сравнительно-типологический, функциональный.

Степень изученности материала. Выявлением форм взаимодействия супермаркета и культуры, изучением вписанности супермаркета в городское пространство и его назначения занимались: Ж. Бодрийяр, Д. Сибрук, М. Уэльбек, С. Фриммель, В. Беньямин, Д. Окунева и В. Гаврилов, Б. Фуркин, Ю. Ланкинен, С. Тихонова.

В социально-философском труде «Общество потребления» Ж. Бодрийяр рассматривает потребление как психологическую реакцию индивида на мир, направляемую современной магией потребления. На примере Франции он анализирует общество потребления с философской, социологической и культурной точек зрения. В своей работе мыслитель выявляет основные характеристики общества потребления и цель его существования – создание условий для бесконечного наращивания производства.

В книге Д. Сибрука «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» внимание уделено изменениям культурного ландшафта после появления глобального супермаркета.

Монография В. Корнева «Вещи нашего времени: элементы повседневности» посвящена анализу функций явлений и вещей современной повседневности. Автор рассматривает их образы и потребительские желания, которые они вызывают. По его замыслу, женские туфли, жвачка, телевизор и супермаркет имеют собственную жизнь и особое предназначение – служить человеку своей способностью быть более, чем вещами.	

С. Фриммель в статье «Современное искусство. Живопись. Настоящее. Дешёвое» даёт толкование понятий «демократизация искусства» и «демократизация продукции», разграничивая их с целью показать всеобъемлющую роль «демократизации потребления». В поле её зрения искусство, проникшее за пределы супермаркета и переставшее быть автономным и цельным. В обществе потребления продуктов супермаркета наравне с ними потребляются продукты культуры.

Работа Ю. Ланкинен «Торгово-развлекательные комплексы в социокультурном пространстве» освещает результаты трансформаций современного общества. Автор рассматривает торгово-развлекательный комплекс как неоспоримое новшество городского пространства и неотъемлемую составляющую повседневной культуры его жителей. 

Таким образом, супермаркет представляет собой сложную систему реализации разнообразных элементов современного социума: экономических, эстетических, социальных, художественных, психологических и досуговых. Его появление и развитие привело к размыванию культурных границ: методы трансляции продуктов культуры обществу в повседневной жизни служат популяризации его экономических составляющих.

Источниковую базу работы составили официальные сайты крупных торгово-развлекательных комплексов в Москве, Санкт-Петербурге и Кирове: «СпортEX», «Гранд Каньон», «Метрополис» и «Jam Молл» и материалы интернет-форумов.

Структура исследования обусловлена поставленной целью. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе определяется специфика общества потребления, его культурные смыслы и особенности супермаркета в современной культуре.

Во второй главе исследуются функциональные характеристики супермаркетов в пространстве российских городов на примере торгово-развлекательных комплексов: «Гранд Каньон» в Санкт-Петербурге, «СпортEX» и «Метрополис» в Москве, «Jam Молл» в Кирове.

































Глава 1. Общество потребления как условие формирования маркет-культуры



	Основные черты общества потребления

Одним из наиболее востребованных и динамично развивающихся явлений в последнее время становится культура потребления, ассоциирующаяся с попыткой определения того, под влиянием каких факторов сфера потребления приобретает новые культурные значения и смыслы.

Широкой популярности проблем общества потребления способствует то, что выйдя за рамки способа удовлетворения базовых человеческих потребностей в одежде, жилище и пище, категория «потребительство» приобрела множество иных смыслов, обогатившись разнообразным культурным содержанием и породив понятие «консьюмеризм». Консьюмеризм как основная характеристика эпохи постмодерна возник в 1940 – 1945 годах и обозначал практику чрезмерного потребления.

По мере растущей социальной стратификации для определённой части общества потребление всё чаще становится средством демонстрации своего социального положения, то есть способом позиционирования себя в социуме. Мы сталкиваемся с тем, что культура потребления заменяется беспощадным и всевозможным потреблением культуры. Считается, что этому поспособствовала сама эпоха постмодерна, которая ускорила процесс превращения потребления из материальной практики в социокультурную. Идеология и психология консьюмеризма с течением времени обрели главенствующий статус в новой гиперреальности, атрибутами которой являются разного рода симуляции.

Культурно-историческая предпосылка возникновения общества потребления – экономический и потребительский бум в США и Западной Европе в 1960-е годы, связанный с послевоенным восстановлением экономики, главным лозунгом которого становится «возвращение к реальности». Именно в это время популяризируются продукты массовой культуры – супермаркеты и телевидение. 

В ходе анализа западной культуры потребления эпохи постмодерна авторы первоначально отдавали большое предпочтение изучению покупательского поведения. Во второй половине ХХ века их интерес переключился на поведение потребителей, далее на исследование самих потребителей, и только потом на изучение потребления.

В течение нескольких лет в анализе общества потребления на первый план выходили его коммуникативные контексты, языки символов, форматы презентации товара и реализации желания индивидуализировать стиль жизни потребителей, дифференцируемых по уровню их дохода, по социальным установкам и стилевым предпочтениям.

Существует три этапа проблематики потребления: идея обусловленности потребительского поведения материальными возможностями человека; вовлечение в потребительство широких социальных слоёв, которым прежде потребление за рамками удовлетворения базовых потребностей было недоступно; переход к потреблению символических значений. 

Социально-культурные смыслы общества потребления были обозначены и проанализированы Э. Фроммом и Ж. Бодрийяром. 

Термин «общество потребления» ввёл в научный лексикон в начале 20-х годов ХХ века немецкий философ и социолог Э. Фромм. Он впервые использовал его в книге «Иметь или быть» для обозначения специфической особенности современной культуры, где многие считают наиболее приемлемым образом жизни непрерывное совершение покупок и стремление к обладанию вещами.

В своей книге Э. Фромм характеризует потребление как «одну из форм обладания, которая, возможно, является наиболее важной в современных развитых индустриальных обществах. Потребление обладает несколькими противоречивыми свойствами: с одной стороны, оно ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, потому что то, чем человек обладает, не может быть у него отобрано; но, с другой стороны, оно вынуждает его потреблять всё больше и больше, поскольку любое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение».

Возникновение общества потребления Э. Фромм связывает с результатами бурной индустриализации, сделавшей нормой владение частной собственностью, стремление к её постоянному накоплению и приумножению: «Владеющие собственностью становятся предметом восхищения и зависти как существа высшего порядка». 

Согласно Э. Фромму, обладание и накопление являются результатом материального воплощения властных инстинктов в человеке, отсюда желание бесконечно потреблять свойственно абсолютно всем людям: « Точно так же, как крупных собственников, бедняков обуревает стремление сохранить то немногое, что у них есть, и приумножить пусть даже на ничтожно малую величину. В прежних типах социально-экономических систем человек берёг собственность, в индустриальном обществе желает потреблять, получая вещи во временное пользование».

Современный социокультурный характер западного человека Э. Фромм называет «рыночной личностью». Человек данного типа воспринимает себя как товар, ценность которого состоит лишь в «меновой стоимости». 

Наиболее приемлемым по отношению к работе является понятие «общества потребления», данное в 1968 году Ж. Бодрийяром: «Обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа». 

По мнению Ж. Бодрийяра, причинами возникновения общества потребления стали новые производительные силы и монополистическое переустройство экономики с высокой производительностью. 

Потребление товаров и услуг у Ж. Бодрийяра утрачивает прежнюю связь с их сущностью – теперь потребляемые людьми блага являются «знаками» их социального статуса. По мнению классика теории потребления, общество – это социум с избыточным потреблением, где индивиды потребляют сверх нормы и проповедуют гедонистический образ жизни, направляющий на искусственное создание потребностей. 

В обществе потребления реальность теряет своё присутствие в повседневном сознании человека и, следовательно, в его жизни. Современный человек видит лишь последствия и продукты симуляции (например, развлекательные центры), а не причины и процесс её возникновения. Систематическое воздействие товаров и услуг на человека с помощью психотехнологий формируют симулятивную социокультурную реальность – символ общества потребления, состоящего из двух компонентов: «идеологии потребления» и социокультурной реальности как продукта этой идеологии. В нём симуляция является необходимым условием развития культуры, производства, науки и техники, распространяясь на все сферы общественной жизни.

По словам Ж. Бодрийяра, реальность в условиях симуляции порождает гиперреальное пространство безграничной власти симулякра, где потребление наделено не только символическим, но и магическим смыслами: люди потребляют образы, которыми определяют своё настоящее и место в нём, обращаясь к знакомым им культурным кодам. Индивиды нового типа не способны противостоять магии потребления: «Человеческий дух неодолимо привораживается пустым местом, оставленным смыслом».

Таким образом, у Ж. Бодрийяра потребляемые предметы превращаются в знаки, а их потребление в деятельность систематического манипулирования ими. 

Первоначально общество потребления рассматривалось только с экономической стороны в качестве соотношения неограниченных потребностей и ограниченных ресурсов. Экономический подход определяет поведение потребителя как определённую систему его действий – предпочтений, спроса на товары и услуги, структуру потребления и способы распоряжения доходами. 

Научный интерес к проблеме потребительской культуры в последние годы в России обусловлен процессами реформирования экономики. Осуждение вещизма, характерное для советского периода, сменилось пропагандой комфорта и гедонистических ценностей. 

М. Вебер отмечает: «Индивиды, находящиеся в одной и той же классовой ситуации, при массовом действии проявляют среднетипичные реакции на экономические стимулы». Следовательно, различные социальные группы потребляют товары и услуги в зависимости от того, сколько благ ими уже потреблено.

По мнению Зомбарта, любое хозяйство необходимо вести по принципу «покрытия потребностей», растущих по мере развития общества. 

В работах Ф. Котлера указано, что потребление носит характер удовлетворения базисных потребностей и рассматривается как уничтожение абсолютно всех товаров и услуг.

В. Ильин утверждает, что потребляемое играет роль инструмента формирования социальной идентичности: «Товар всё больше ценится как средство коммуникации, позволяющее передать окружающим информацию о социальном статусе, индивидуальности, модности и прочих важных свойствах его обладателя». По его мнению, потребление есть «виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс». 

По определению Л. Кузнецовой, потребительское поведение в целом является обратной реакцией на внешние стимулы к покупкам, благодаря которым человек попадает в пространство гиперреальности: «Потребление представляет собой объективно-субъективный феномен, поскольку, с одной стороны, отражает существующие общественные реалии, а с другой – является результатом деятельности индивида».

Социально-психологический подход концентрирует внимание на иррациональной природе потребления и глубинных мотивах потребителей, на их желании самоутверждаться за счёт собственного потребительства, стиля, предпочтения, вкуса и ценности статусных позиций. 

По словам З. Фрейда, культура навязывает человеку моральные установки и ценностные ориентации, подавляя его сущность и желания, продиктованные природой. Человек сублимирует ограничения, порождённые культурой, в сферу потребления. 

Согласно иерархической типологии потребностей А. Маслоу, человеческие потребности меняются с течением времени, и в определённый момент потребитель стремится к удовлетворению наиболее важной из них. 

Г. Зиммель в теории моды говорит о потреблении модных товаров как об одной из форм социального взаимодействия, нацеленной на утверждение индивидом одновременно собственной индивидуальности и принадлежности к социальному классу или группе. 

Т. Веблен – один из создателей социологической теории потребления, рассматривал в качестве цели приобретения вещи демонстрацию принадлежности индивида к тому или иному общественному классу. В книге «Теория праздного класса» он ввёл актуальное по сей день понятие «демонстративное потребление», являющееся «средством достижения уважения для господина, который живёт в праздности». Цель потребления по Т. Веблену – стремление путём присвоения благ к «благоприятному завистническому сопоставлению» себя с другими.

Современный социолог З. Бауман считает, что потребление индивидуализирует человека: «Именно потребительская активность делает из меня индивида. Кажется, что с помощью тщательно подобранных покупок я могу сделать из себя всё, что пожелаю». 

Тип потребителя, произведённого в инкубаторе общества потребления, точно описал Д. Кэрролл: «Для потребителей в обществе потребления постоянно находиться в движении — искать и не находить, а точнее, «пока не находить» – это не болезнь, а обещание блаженства, может быть, даже само блаженство. Они столького ожидают от путешествия, что прибытие на место становится для них проклятием». Потребитель находится в плену собственных желаний, появляющихся под психологическим воздействием на него: «Чтобы усилить их способность к потреблению, потребителям нельзя давать передышки. Они должны постоянно бодрствовать и быть начеку, их следует постоянно подвергать новым искушениям и тем самым постоянно держать в состоянии повышенной возбудимости».

Культурологический подход к важнейшим аспектам потребления и статусу человека в потребительском обществе является наиболее полным и охватывающим проблему в целом.

Нидерландский философ и исследователь культуры Й. Хёйзинга рассматривал потребление как игру – свободную деятельность, подчинённую собственному порядку и имеющую смысл и определённое значение для играющего. 

По мнению П. Бурдье, символическое значение товаров и услуг в основе концепции общества потребления – это «сформированный стереотип поведения, являющийся набором символов, преобразованный под воздействием потребительских благ». 

Р. Йенсен назвал общество потребления «обществом мечты», в котором покупки совершаются под воздействием эмоций и особую ценность приобретает «история, связанная с продуктом».

Согласно Х. Лейбенстайну, существует «нефункциональный спрос – возникает тогда, когда часть спроса на какой-либо товар обусловлена не присущими ему качествами, а какими-то другими факторами; и функциональный спрос – наоборот, представляет собой частичный спрос на товар, обусловленный присущими для этого продукта качествами». 

В работе «Культура маркетинга. Маркетинг культуры» Д. Сибрук выявляет главный секрет успешного существования общества потребления: формирование искусственно созданного и субъективного ощущения неудовлетворённости, поскольку самая страшная угроза его возникает, если людей устраивают имеющиеся у них блага. 

В. Ильин утверждает, что потребляемое играет роль инструмента формирования социальной идентичности: «Товар всё больше ценится как средство коммуникации, позволяющее передать окружающим информацию о социальном статусе, индивидуальности, модности и прочих важных свойствах его обладателя». По его мнению, потребление есть «виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс». 

По определению Л. Кузнецовой, потребительское поведение в целом является обратной реакцией на внешние стимулы к покупкам, благодаря которым человек попадает в пространство гиперреальности: «Потребление представляет собой объективно-субъективный феномен, поскольку, с одной стороны, отражает существующие общественные реалии, а с другой – является результатом деятельности индивида».

Итак, исходя из данных подходов к понятию общества потребления, необходимо указать его функции и культурные зоны, в которых они реализуются. 

Современное потребление выполняет следующие функции: смещение параметров экономической стратификации в сферу стиля жизни и стиля потребления, предание символичности объектам потребления для их покупательской привлекательности и формирование социальной идентичности. В качестве культурных зон, относящихся к потреблению, можно выделить рекламу, телевидение и продукты маркет-культуры.

Таким образом, основными чертами общества потребления являются: втягивание в процесс потребления абсолютного большинства людей, диверсификация продукции с целью индивидуального самовыражения потребителя, социальная стратификация, основанная на различиях в возможности доступа к продуктам общества потребления, изменение роли потребителя в рыночной системе, эстетизация потребления и формирование культурного бренда. 



	2. Супермаркет как выражение маркет-культуры

В связи со спецификой общества потребления генезис и социокультурные особенности супермаркета находятся в поле зрения данного исследования. Причиной возникновения супермаркета является развитие маркет-культуры (культуры рынка). По мнению профессора Т. Николаевой, культура торговли – это способность отрасли, соблюдая экономические интересы, наиболее полно удовлетворить требования потребителей. Иными словами, маркет-культура – сфера культуры, в которую проникает специфика рынка.

Феномен потребления связан с историей супермаркетов, первый из которых появился в 80-х годах XIX века, когда в Великобритании открылся магазин «Пенсовый базар Маркса», где стоимость товара была одинаковой и низкой, а его количество и ассортимент привлекали покупателей разнообразием. 

Предпосылками возникновения супермаркета стали трансформации в обществе, требующие трансляции новых культурных смыслов, образцов, кодов и стилей жизни. Новшеством в городском публичном пространстве стал торгово-развлекательный центр как новая составляющая культурной среды города и как неотъемлемая часть повседневности горожан. 

Первые супермаркеты и торгово-развлекательные комплексы в США появились в 50-х годах ХХ века, а в городах России, Москве и Санкт-Петербурге, через 50 лет – в начале XXI века. Это связано с усилением влияния культурной индустрии на мир повседневности. Торгово-развлекательные центры пропагандировали массовую культуру, обеспечивая пространство для покупок, социального взаимодействия и массовых культурных мероприятий. Возникновению и потреблению такой культурной инновации как торгово-развлекательный комплекс способствует генезис и развитие городов.

Проблема жителей мегаполисов и городов заключается в том, что они находятся в перегруженном социокультурном пространстве, вследствие чего наблюдается трансформация материальной и духовной городской среды. Она упрощается и становится более примитивной, но вместе с тем усложняется способ её подачи, так как современный человек избалован предложением таких институтов потребления, как кафе, рестораны и магазины. Для решения данной проблемы нужны нестандартные решения в области маркетинговых коммуникаций, выходящие за рамки традиционной рекламы. Задачей таких нововведений становится использование средств потребления, одним из которых является супермаркет. Наиболее близки к удовлетворению потребностей современных рекламодателей операторы Indoor TV, занимающиеся размещением рекламы на мониторах в супермаркетах, благодаря чему их давно выделили в отдельное СМИ. 

В начале своего развития супермаркеты были магазинами, где продавали только продукты питания. В послевоенное время, когда продукты стали предметом роскоши, на опустевших полках магазинов появлялись средства гигиены, предметы домашнего хозяйства и даже поздравительные открытки. 

В эпоху глобализации супермаркет является постоянным местом проведения людьми своего свободного времени в Европе, Америке и России.

Мир современных супермаркетов неоднороден и обладает своей структурой, отражая всю эволюцию понятия супермаркета. Понятие «супермаркет» имеет несколько общепринятых определений. Супермаркет – универсальный магазин самообслуживания с площадью торгового зала от 400 до 2. 500 квадратных метров, имеющий отделы кулинарии, кафетерии, кинотеатры, аптечные и цветочные киоски, пункты ремонта обуви, часов, обмена валюты. Супермаркет – крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными); одна из современных форм концентрации капиталистической торговли. 

Гипермаркет отличается от супермаркета размерами (в США 10. 000 квадратных метров) и количеством ассортимента. 

Для знакового средства потребления характерен концепт замедления, механизм которого обозначается термином «молл» – гигантский торговый центр, который намного живописней и динамичней супермаркета. Молл – это торговая площадка, включающая в себя набор отдельных узкоспециализированных магазинов, среди которых обязательно должны быть точки продажи продовольственных товаров, одежды и бытовой техники. Основным отличием молла от торгового центра и торгово-развлекательного комплекса является наличие широкого спектра бытовых услуг, предоставляемых населению. Именно услуги, предлагаемые под одной крышей с торговыми площадями, позволяет назвать единую торговую точку моллом. В моллах часто проводятся различные акции и мероприятия, направленные на привлечение посетителей. К ним относятся мини-концерты танцоров, музыкантов, номера клоунов для детей, театрализованные представления. Многие моллы имеют в спектре услуг такие услуги, как катание на коньках на ледяном катке, активные командные игры. Масштабом молла является город. Супермаркеты, гипермаркеты и моллы можно назвать дворцами и храмами современного торгово-культурного мира.

Современный супермаркет стремится к модели пространства, в котором разворачиваются культурные действа и производятся эстетические впечатления. Для того, чтобы человек приобрёл как можно больше товаров, он выхватывается из повседневного пространства и помещается в мощное социокультурное поле, оказывающее влияние на его мотивацию. Чем больше времени потребитель в нём пробудет, тем больше товарных потребностей у него появится. 

Следовательно, с людьми происходит то же, что и с товарами, – супермаркет втягивает их в собственное пространство, и они находятся в западне. Само втягивание происходит незаметно для потребителя, но на самом деле это продуманные ходы для пробуждения множества потребностей. К примеру, входная зона привлекает человека своим внешним видом, размеры супермаркета соотносятся покупателем с размерами собственных желаний и возможностей. Новизна оформления помещения (лестницы, витрины, эскалаторы, лифты) вкупе с движением составляющих его элементов (рекламные стенды, мерцание вывесок) создаёт неподдельный интерес и выхватывает индивида из состояния покоя, помещая его в состояние потребления. 

Самой значимой частью покупательской провокации являются витрины – царство застывших картин. Поэтика витрин восходит к традиции вертепов и возвращают потребителя к мистически-загадочному миру кукол. Владельцы первых супермаркетов быстро поняли пропагандистскую мощь витрин. Начиная с 1870-х годов, в витринах располагались редкие и экзотические вещи.

Втягивание в пространство супермаркета происходит и посредством психологических приёмов, таких, как воздействие музыки и запахов на органы чувств потребителя. 

В середине XX века в супермаркетах появилась «функциональная музыка», призванная правильно оформить их социокультурное пространство, служащее экономическим целям. 

Под воздействием ненавязчивых мелодий посетители магазинов впадают в «покупательский транс» и собирают с полок обильный урожай лишних вещей. С помощью аудиофона, разработанного в секретных военных НИИ, посетителей торговых залов программируют на приобретение какого-либо товара.

На Западе механизмы влияния музыки, звучащей в торговых залах, на покупательную способность потребителей давно привлекли к себе внимание. В 1970-х годах проведены исследования, доказывающие, что в зависимости от стиля мелодии и её темпа в 80% случаев изменяется скорость передвижения покупателей вдоль полок с товарами, время, проводимое ими в магазине, и количество приобретаемого. В Россию подобные технологии пришли сравнительно недавно, но успели завоевать должное признание.

Если клиенту нравится музыка, которую он слышит в супермаркете, у него возникают позитивные эмоции. Потребитель автоматически переносит их на товар, который держит в руке: «Под любимую песню люди меньше задумываются о деньгах и с легкостью приобретают то, что на самом деле им совсем не нужно», этим пользуется множество фирм аудиобрендинга. 

 Многие супермаркеты меняют музыку в зависимости от времени года. По мнению пресс-менеджера столичной сети супермаркетов «Патерсон» Н. Сенюк, у мелодии больше шансов понравиться покупателю, если она является маркером месяца: «Осень» группы «ДДТ», «На недельку до второго» или Happy New Year. В спортивных магазинах стараются ставить ритмичную, заряжающую энергией музыку. В бутиках женской одежды наилучшим образом воспринимаются французские и итальянские романтические песни о любви. Таким образом, создание особого «покупательного» настроения – это целое искусство.

После того, как человек принял решение остаться в пространстве потребления, его необходимо в нём удержать чувственной реальностью искусственно созданного идеального мира, поддерживающего миф о наступлении эпохи блаженства и изобилия. Вслед за примитивным восприятием «окружения» индивида, богатство форм и разнообразие товаров предстают перед ним в качестве противников нужды и горя, ожидающих человека за дверью супермаркета. 

Необходимо обратить внимание на пространственно-временные характеристики супермаркета: торговое оборудование в виде мистического лабиринта и отсутствие часов. Расположение торговых отделов в виде петли исключает возможность покупателя пройти мимо какого-либо из них. В. Беньямин в своей работе «Шарль Бодлер. Поэт в эпоху позднего капитализма» называет соблазняемого покупателя фланером, а супермаркет – его вторым, но теперь единственным загадочным домом: «Универсальный магазин – последнее прибежище фланера. Если сначала улица стала для него интерьером, то теперь интерьер стал для него улицей, и он принялся блуждать по интерьеру товаров, как прежде блуждал по городскому лабиринту». В. Беньямин описал отношения между продавцом и покупателем как свободные, но при этом опасные для второго, ведь он становится самопроизвольным звеном общего товарооборота: «Толпа – это вуаль, через которую привычная городская среда подмигивает фланеру как фантасмагория. В толпе город – то пейзаж, то жилая комната. Из них потом возводится универмаг, который использует фланера для повышения товарооборота. Универмаг — последняя проделка фланера».

В итоге обеспечивается разнообразие и энергетическая напряженность культурного пространства современного общества потребления. 

В книге «Симулякры и симуляция» Ж. Бодрийяр выводит социокультурное значение гипермаркета: «Люди идут в гипермаркет, чтобы найти и выбрать вещи-ответы на все вопросы, которые они могут себе задать; или скорее сами люди превращаются в ответ на вопрос, который конституируется вещами. Вещи больше не являются товарами, они даже не являются больше знаками, они – тесты, которые экзаменуют нас, и мы обязаны отвечать на них, и ответ содержится в вопросе». 

Французскому мыслителю гипермаркет напоминает гигантский сборочный завод: «Он модель всех будущих форм контролируемой социализации: здесь происходит «ретотализация» в гомогенном пространстве времени всех рассеянных функций тела и социальной жизни (труда, отдыха, питания, гигиены, передвижения, информации, культуры)… »

Ж. Бодрийяр утверждает, что символический смысл супермаркета заключается в создании идеи неотличимости потребителей, потребляемого и потребляющего друг от друга: «Драгстор предлагает утончённый концерт потребления, всё «искусство» которого состоит как раз в том, чтобы играть на двусмысленности знака в предметах и превращать их статус полезного товара в игру «окружения», распространённую на всех неокультуру, где нет больше различия между высшим сортом бакалеи и галереей живописи…»

Как отмечает Ж. Бодрийяр, «культурный центр становится частью торгового центра», то есть «формируется неокультура, в которой уже нет разницы между деликатесами и художественной галереей, между «Плейбоем» и трактатом по палеонтологии». Данная трансформация обесценивает продукты культуры, возводя в новый ранг продукты потребления.

Согласно Ж. Бодрийяру, роль гипермаркета выходит за пределы потребления и именно его объекты поддерживают нас в состоянии массовой интеграции. Таким образом, мы можем наблюдать следующую взаимозаменяемость: универсальная модель социальных отношений переносится в концепцию построения гипермаркета, а принципы функционирования гипермаркета наблюдаются в современном обществе («Диснейлэнд» – «гипермаркет развлечений»). 

В работе М. Уэльбека «Мир как супермаркет и насмешка» раскрывается истинная сущность и предназначение супермаркета – привести всех людей к знаменателю потребительства: «Логика супермаркета предусматривает распыление желаний; человек супермаркета органически не может быть человеком единой воли, единого желания… Отсюда и недостаток индивидуальности, заметный у каждого». Он рассматривает супермаркеты как составляющие рая: «Супермаркет – настоящий современный рай, житейская борьба прекращается у его дверей», и выделяет его сакральные функции: обособленность от городского пространства и избыточность, подчеркнутая дизайнерскими решениями.

По мнению Д. Сибрука, в культуре супермаркета ценность определяется аутентичностью, а не качеством товара: «В аристократической культуре ценилас.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44