VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Стратегическое планирование регионального развития

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000875
Тема: Стратегическое планирование регионального развития
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
     «Дагестанский государственный университет»
     Экономический факультет
     
     Кафедра «Национальная и региональная экономика»
     ----------------------------------------------------------------------------------------
     
     Выпускная квалификационная работа
по направлению «Экономика» (бакалавриат) 38.03.01
профиль – «Региональная экономика»
     студентки 5 курса заочного отделения 
     
    Рамазановой Марьян Шариповны   
    «Стратегическое планирование регионального развития»
    
Научный руководитель:
к.э.н., ст.преп. Дахдуева К.Д.

Рецензент:
доцент ФГБОУ ВПО «Дагестанский
 государственный технический университет»
к.э.н., Гаджиева Н.А. 



Работа допущена к защите:
Заведующий кафедрой «Национальная и региональная экономика»
д.э.н., проф. Магомедова М.М.
«____»________________20__г. 


Махачкала-2016




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3
Глава I
Теоретические основы стратегического планирования регионального развития 
5
§ 1.1
Стратегическое планирование как специфический вид управленческой деятельности 
5
§ 1.2
Стратегическое планирование регионального развития - важнейший элемент системы регионального управления 
12
§ 1.3 
Правовые основы планирования и прогнозирования в РФ 
15



Глава II
Анализ социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) 
19
§ 2.1
Анализ и оценка тенденции социально-экономического развития Республики Дагестан 
19
§ 2.2
Анализ основных проблем развития Республики Дагестан
31



Глава III
Направления совершенствования стратеги-ческого планирования регионального развития
38
§ 3.1
Концепция комплексного социально-экономического развития региона как стратегический документ определения  перспектив развития, основных направлений и механизмов достижения
38
§ 3.2
Повышение эффективности разработки и реализации
стратегических планов развития регионов
44
§ 3.3
Программно-целевой подход  к стратегическому планированию  социально-экономического  развития региона
49
§ 3.4
Целеполагание при формировании стратегического плана  социально-экономического развития региона
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

67
ЛИТЕРАТУРА

70

ВВЕДЕНИЕ

     Децентрализация хозяйственной жизни и управления в России выдвинула на первый план необходимость проведения конструктивной региональной политики, которая рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства. Проведение такой политики предполагает рассмотрение хозяйств региона как подсистемы национальной экономики, функционирующей в соответствии с общими требованиями российской экономики и учитывающей специфические региональные особенности. Такой подход к региональной политике дает возможность достаточно четко разделить полномочия между федеральным центром и регионами, обосновать важнейшие принципы их хозяйствования.
Регион любого уровня, рассматриваемый в качестве хозяйственной системы, представляет собой часть территории страны, на которой формируется и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. В качестве основных объектов хозяйственного регулирования выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами Федерации и обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сфере, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии - города, районы, сельские населенные пункты. Вследствие этого именно этим звеньям региональной экономики присущи все признаки социально-экономической системы.
     	Целью дипломной работы является изучение теоретических основ стратегического планирования регионального развития.
     Цель исследования предопределила следующий круг задач:
- изучение стратегического планирования как специфического вида управленческой деятельности;
- исследование специфики стратегического планирования регионального развития как важнейшего элемента системы регионального развития;
- анализ основных проблем развития РД;
- оценка тенденций социально-экономического развития РД;
- исследование концепции комплексного социально-экономического развития региона;
- разработка программных механизмов регионального развития (на примере РД)
     Объектом исследования являются все сферы и отрасли жизнедеятельности региона, протекающие в его рамках экономические и социальные процессы. Предметом исследования являются формы и методы стратегического планирования регионального развития.
     Теоретической и информационной базой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического планирования.
     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения.  


Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования
регионального развития

§ 1.1 Стратегическое планирование как специфический вид
управленческой деятельности

     Важнейшим системообразующим элементом управления является планирование.
     Планирование как специфический вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) - многоцелевая и сбалансированная программа развития объекта управления в целом, направленная на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и (или) тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).
     Заметим, что на практике планирование следует рассматривать как внеполитическую категорию, как координирующий механизм, который не зависит от характера общественной системы.
     В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:
1.  Планирование - это всегда предварительное принятие решений, то есть оно нацелено на достижение определенных результатов в перспективе.
2. Достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде.  По этой причине надо помнить,  что будущее состояние объекта планирования всегда является неопределенным, решение одних проблем не гарантирует от появления других, даже более сложных. Вследствие этого система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта, так и внешней среды. Другими словами, план нуждается в постоянной корректировке.
3.  Процесс планирования всегда связан как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.
Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования и внешней по отношению к нему среды.
     Логика системного подхода к планированию основывается на сочетании генетического и нормативного (целевого) подходов, что отражено на рис. 1.















Рис. 1. Логика системного подхода к планированию
     
     Процесс  планирования всегда включает ряд элементов, которые отражены на рис. 2.
ПЛАНИРОВАНИЕ

Результаты

Средства

Ресурсы
Внедрение (алгоритм понятия решений)

Контроль

Рис. 2. Основные элементы процесса планирования

     Планирование  основывается на ряде  методологических принципов, важнейшие из которых приведены в табл. 1.

Таблица 1 
Принципы планирования
Принципы
Содержание
Системность 
В процессе обоснования и принятия плановых решений необходимо учитывать сложный характер функционирования и развития любого элемента национальной экономики как определенной социально-эколого-экономической системы 
Компетентность 
В процессе обоснования и принятия плановых решений должны приниматься в расчет все возможные последствия его реализации как в объекте планирования, так и во внешней среде 
Оптимальность 
План должен ориентироваться на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта 
Адаптивность 
Предусматривается возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как в самом объекте планирования, так и во внешней среде 
Ограниченность ресурсных возможностей 
План должен ориентироваться на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов 

     Определенный научный и практический интерес представляет выделение различных форм плановой деятельности на основе использования различных критериев. Один из возможных подходов к проведению классификации планов приведен в табл. 2.
Таблица 2
Основные формы плановой деятельности
Критерий классификации 
Формы плановой деятельности 
Сфера применения (уровень планирования) 
1. Макроэкономическое (государственное) планирование 
2. Территориальное (региональное) планирование 3. Межфирменное планирование 
4. Микроэкономическое (внутрифирменное) планирование 
Период разработки (горизонт планирования) 
5. Долгосрочное (перспективное) планирование
6. Среднесрочное планирование 
7. Текущее (краткосрочное) планирование 
Содержание планируемых процессов 
8. Экономическое планирование 
9. Социальное планирование 
10. Научно-техническое планирование 
11. Экологическое планирование 


     Логика разработки плана, основывающаяся на системном подходе, представлена на рис. 3. 
     Мировая практика свидетельствует о том, что в целом ряде стран с развитой рыночной экономикой в условиях неопределенности разрабатываются так называемые индикативные (направляющие) планы, которые часто называют планами-прогнозами. Последние формируются лишь с учетом взаимосвязей важнейших макроэкономических показателей, детализируемых до уровня основных отраслей национальной экономики. Основными характерными чертами индикативных планов являются: во-первых, «рекомендательный» или «желательный» характер их целей; во-вторых, необязательность их ресурсного обеспечения. В качестве существенных недостатков индикативных планов можно назвать невозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за их реализацией.
     В связи с вышеизложенным в последние годы во многих промышленно развитых странах мира наметилась тенденция перехода к стратегическому планированию.
1 этап
Анализ, оценка, прогнозирование состояния и тенденций развития планируемого объекта 

2 этап
Предварительное обоснование системы целей плана

3 этап
Анализ, оценка, прогнозирование состояния и тенденций развития внешней среды 

4 этап
Уточнение и конкретизация целей плана с учетом условий и факторов внешней среды 

5 этап
Выбор способов и средств реализации целей плана, то есть обоснование возможных альтернатив достижения 

6 этап
Определение объемов ресурсов, необходимых для реализации каждой альтернативы

7 этап
Оценка альтернатив и выбор стратегии достижения целей плана

8 этап
Разработка программы мероприятий плана

9 этап
Определение стратегии внедрения мероприятий плана

10 этап
Контроль за реализацией мероприятий плана 

Рис. 3. Логика разработки плана
     
     Этот вид планирования представляет собой результат логического развития планирования, особую форму плановой деятельности, отвечающую современным условиям и тенденциям развития экономики, в качестве которых можно назвать:
•  многоукладность (многоструктурность) экономики, что приводит к возрастанию ее сложности и числа связей между ее отдельными элементами;
•  усиление международной интегрированности экономических систем в результате проникновения иностранного капитала в экономику отдельных государств, а также роста числа ТНК;
•  резкое возрастание динамизма структурных форм экономических систем, а также технологий, видов продукции и т. п.;
•  значительное расширение номенклатур продукции;
•  территориальная деконцентрация производства;
•  быстрое появление и развитие новых отраслей и видов деятельности.
     Указанные выше факторы обусловливают возрастание сложности и динамизма экономики на любом уровне: национальная экономика (макроэкономический уровень), региональная экономика, корпоративная (отраслевая) экономика (мезоэкономический уровень) и экономика предприятия (микроэкономический уровень).
     В результате этого экономика на любом уровне представляет собой систему, относящуюся к классу больших сложных систем. В связи с ростом сложности характерной чертой развития таких систем становится высокая степень неопределенности. Подобные объективные условия создали базу для новой формы планирования - стратегического планирования.
     Стратегическое планирование имеет ряд особенностей. Во-первых, оно рассматривает в качестве единого целого как национальную экономику, так и ее отдельные элементы. Во-вторых, стратегическое планирование ориентируется на долгосрочную перспективу. В-третьих, стратегический план определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики, в нем отражаются определенные «ниши» для экономической деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования. В-четвертых, основной целью стратегического планирования является обеспечение потенциала будущего успешного развития любого элемента национальной экономики.
     Стратегическое планирование выступает составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа (рис. 4). Этапы стратегического управления, как правило, частично могут совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.
     Система стратегического планирования должна быть ориентирована на ускоренное достижение стратегических целей развития общества. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, стратегическое планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях (макро , мезо и микро-уровнях национальной экономики). Последнее позволяет обеспечить тесную увязку общегосударственной стратегии со стратегиями развития регионов и предприятий.
     
1 этап
Определение долгосрочных перспектив развития объекта (стратегия)  

2 этап
Разработка комплекса мероприятий (заданий) по реализации стратегии развития объекта

3 этап
Контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии развития объекта  

Рис.4  Основные этапы стратегического планирования 

     В процессе обоснования и разработки стратегических планов необходимо прогнозировать основные тенденции развития любого планируемого объекта.
     Таким образом, стратегическое планирование как новая форма плановой деятельности предусматривает разработку целей развития любого элемента национальной экономики на основе анализа развития самого элемента и внешней окружающей среды, формирование основных направлений достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения.
     В основу стратегического планирования положен развернутый стратегический анализ. Основные задачи, которые решаются при разработке стратегического плана развития любого объекта национальной экономики, связаны с повышением его адаптированности к постоянно изменяющимся внешним условиям, а в конечном счете - с достижением динамического равновесия в национальной экономике в целом.
     Таковы наиболее важные вопросы, раскрывающие содержание и функции стратегического планирования в системе государственного регулирования национальной экономики. Далее перейдем к рассмотрению теоретических и методологических основ стратегического планирования.

§ 1.2 Стратегическое планирование регионального развития - важнейший   элемент системы регионального управления


     Следует заметить, что региональная экономика как мезоуровень национальной экономики обладает рядом характерных признаков:
1.  Региональная экономика, являясь элементом (подсистемой) национальной экономики,  не может рассматриваться как изолированная ее часть.
2.  Функционирование   и   развитие   региональной   экономики в значительной мере определяется природно-климатическими факторами, что предполагает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.
3.  Хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т.е. имея различные отрасли и производства, которые определенным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем специализируется на тех или иных сферах деятельности.
     В регионах как низовой сфере жизнедеятельности непосредственно реализуется социально-экономическая политика государства, в них находит воплощение государственная стратегия. В этой связи региональное управление следует рассматривать в качестве проводника общероссийских интересов, но с учетом специфики региона. Представляется целесообразным  выделение следующих  основных  аспектов регионального управления:
•  взаимоотношения региона и федерального центра;
•  взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.);
• обеспечение   комплексности   развития  региона  (собственно региональное управление).
     В основу взаимоотношений между регионами и федеральными органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.
     Проблема регионального управления должна рассматриваться во взаимосвязи с концепцией местного самоуправления в целом. Последнее не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов. Важным аспектом организации самоуправления является определение функций территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач всего региона. В соответствии с соответствующим федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством. Представляется целесообразным, чтобы управление народнохозяйственным комплексом региона любого уровня не ограничивалось лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. В качестве главной задачи и критерия эффективности должно рассматриваться повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. В этой связи структура хозяйства любого региона (муниципального образования) должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для его всестороннего развития (промышленный, строительный, жилищно-коммунальный и т. п.). Основа этого хозяйства - муниципальная собственность. Организация управления социально-экономическим развитием региона как единой системой должна предусматривать необходимую степень согласования деятельности федеральных и муниципальных владельцев имущества.
     Исключительно важной задачей является обеспечение комплексности развития региона. В современных условиях, когда региональные субъекты Федерации обладают большей самостоятельностью, требуется разработка принципиально новой концепции регионального управления в условиях определенной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран. В рамках региональных образований должна решаться задача жизнеобеспечения населения. В этой связи региональные органы управления должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в регионе.
     По мере обретения регионами реальной самостоятельности будет формироваться новая региональная сфера интересов и ответственности, под которыми следует понимать главным образом потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона.
     Состав наиболее значимых индикаторов региональных интересов представлен на рис. 5




Региональные интересы 
Степень соответствия образа и уровня жизни населения определенным стандартам (например, государственным) 

Природоресурсный и экологический потенциал региона 

Потенциальные возможности для использования ресурсов (природных, материальных, интеллектуальных и пр.)

Наличие региональных бюджетно-финансовых и материальных источников

Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей

Стабильность общественно-политической ситуации
Рис. 5. Состав индикаторов региональных интересов
     
     Следует заметить, что задачи регионального реформирования должны быть адекватными государственным интересам, по крайней мере им не противоречить.
     Цели социально-экономического развития региона можно условно разделить на две группы:
•  стратегические цели комплексного развития региона;
• стратегические цели развития отдельных сфер и отраслей хозяйства региона.
     Для практической реализации региональных целей необходимо формирование принципиально новой системы регионального управления, важное место в которой принадлежит стратегическому региональному планированию. В этой связи особую актуальность приобретает разработка целого комплекса теоретических и методических проблем социально-экономического развития регионов.
     Возникает вполне закономерный вопрос: какова сущность регионального планирования в современных условиях российских экономических реформ?
     Региональное планирование следует рассматривать как важнейшую составляющую деятельности региональных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем региона. Приоритетное место среди этих проблем отводится проблемам улучшения качества жизни населения.
     Субъектом регионального планирования являются региональные властные структуры, а объектом - все сферы и отрасли жизнедеятельности региона, протекающие в его рамках экономические и социальные процессы.

§ 1.3  Правовые основы планирования и прогнозирования   в РФ
     
     20 июня 1995 года был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»
     Этот Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития российской Федерации и программ социально - экономического развития Российской  Федерации,  а  также  общий порядок   разработки   указанных прогнозов и программ
     Согласно этому закону, Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
     Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются   исходя  из комплексного   анализа  демографической ситуации,  научно-технического потенциала  накопленного  национального богатства, социальной структуры,   внешнего   положения Российской   Федерации,   состояния    природных   ресурсов и перспектив изменения указанных факторов           
     Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской  Федерации,   по   народнохозяйственным  комплексам и отраслям экономики, по регионам.
     Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. 
     В законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» отмечается, что порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. 
     Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
     В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. 
     Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации.
     В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегии цели и приоритеты социально-экономической политики государства указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, проводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу. 
     В законе регламентируется порядок разработки прогноза на краткосрочную перспективу. В частности, в нем отмечается, что прогноз  социально-экономического     развития     нa  краткосрочную    перспективу  разрабатывается ежегодно.     
     Ежегодное послание Президента Российской Федерации с которым, он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.                                            
     Правительство    Российской Федерации одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет  Государственной Думе  следующие документы и материалы:
     итоги    социально-экономического развития Российской  Федерации за прошедший период текущего года,
     прогноз социально-экономического развития на пред стоящий год,
     проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации,
     перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политики Правительства Российской  Федерации в предстоящем году,
     перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию счет средств федерального бюджета на предстоящий год,
     перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре,
     намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
     Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
































Глава 2 Анализ социально-экономического развития региона 
(на примере Республики Дагестан)

§ 2.1 Анализ и оценка тенденций социально-экономического развития
Республики Дагестан

     Валовой региональный продукт (ВРП) республики в 2014 году составил по предварительным данным 49,4 млрд. рублей.
     Динамика роста ВРП  обеспечивалась увеличением объемов производства продукции и услуг в основных отраслях экономики, ростом финансовой поддержки реального сектора экономики, размещением государственных заказов на предприятиях республики, улучшением налогового климата. Высокого и стабильного роста удалось добиться практически во всех отраслях, при этом достигнутые показатели опережают среднероссийские темпы.
                2004г.                                                                   2014г. 


1. ЖКХ; 
2. транспорт и связь;
3. торговля и общепит;
4. строительство;
5. сельское хозяйство;
6. промышленность;
7. прочие;
8. образование. 
1. ЖКХ;
2. образование;
3. прочие;
4. промышленность;
5. сельское хозяйство;
6. строительство;
7. торговля и общепит;
8. транспорт и связь. 
     
Рис. 6. Структура ВРП по отраслям в 2004 и 2014 годах 
     
     В структуре ВРП доля производства товаров составляет 50,5%, производство услуг 47,9%, чистых налогов 1,6%.
     Основу экономического потенциала республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, промышленность строительных материалов и легкая промышленность, транспортный комплекс и связь, рекреация.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
     Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Республики Дагестан, доля которого в ВРП составляет порядка 25,5 %. В аграрном секторе работает около трети занятых в экономике, из которых 27 % - в животноводстве, а 73 % - в растениеводстве.
     В республике насчитывается около 36 тыс. фермерских хозяйств и около 900 сельскохозяйственных предприятий. В личных подсобных хозяйствах производится подавляющий объем продукции сельского хозяйства (более 67%).
     Анализ динамики производства сельскохозяйственной продукции показывает наличие негативных тенденций в период до 1998 года и относительную стабилизацию положения дел в последние четыре года.
     Сельское хозяйство в республике представлено животноводством и растениеводством. Животноводство ориентировано, прежде всего, на удовлетворение продовольственных нужд местного населения, а также на обеспечение сырьем (шерсть, кожевенное сырье) товаропроизводителей как внутри республики, так и за ее пределами.
     Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2014 год составил 19428,0 млн. рублей, или 114,3 % к уровню предыдущего года (в 2013 году -(107,2% к 2012 году).
Численность поголовья крупного рогатого скота составляет 797 тыс. голов, мелкого рогатого скота более 3,3 млн. голов, поголовья птицы на сельхозпредприятиях республики - более 1,5 млн. штук.
     Важнейшими видами сельхозпродукции, производимой в растениеводстве являются зерно, картофель, плоды и виноград. В республике более 57 процентов посевной площади занимают зерновые культуры. Все технические культуры и более 90 процентов зерновых выращиваются в сельскохозяйственных предприятиях. Основными производителями картофеля, овощей, плодов и ягод (кроме винограда) являются хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.
     Значительный удельный вес в сельскохозяйственном производстве имеют сады и виноградники, посадки которых распределены повсеместно. Наиболее крупные массивы виноградников сосредоточены в Дербентском, Каякентском, Кизлярском, Хасавюртовском районах и около г.Махачкалы, а крупнейшие садоводческие районы расположены по долинам рек Самур, Гюльгерычай и четырех Койсу.
     Республика является одним из ведущих регионов промышленного виноградарства и виноделия России. Площади виноградников составляют 19,7 тыс. га, а среднегодовое производство винограда за последние 5 лет составило 66 тыс. тонн, что значительно уступает показателям 1981 - 1985 годов, когда среднегодовая площадь виноградников достигала 68 тыс. га, а сбор винограда - более 300 тыс. тонн.
     В республике традиционно хорошо развивается овощеводство. Валовые сборы за 2005 год: овощей - 685,5 тыс. тонн (138,7 % к уровню 2002 года), картофеля - 262,4 тыс. тонн (125,7 %), плодов - 71,0 тыс. тонн (156,0 %) и винограда - 83,1 тыс. тонн (128,4 %).
     Сохраняется большая доля ввозимой сельскохозяйственной продукции, что тормозит ускоренное развитие сельского хозяйства республики. Из регионов РФ в республику ввозятся большинство категорий продовольственных товаров (зерно, мука, крупяные, макаронные, кондитерские изделия, растительное и животное масло, сыры, чай, сахар, соль, пиво, безалкогольные напитки, консервы, соки, вина и т.д.).
     Более 75 % потребляемого зерна и 80 % муки ввозится из других регионов РФ. Потребность в мясе птицы покрывается за счет собственного производства лишь на 36 %. Частично покрывается потребность в хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий, вина, ликероводочных, минеральных вод, безалкогольных напитков, цельномолочной продукции за счет собственного производства.
     Ежегодно в республику ввозится около 50 тыс. тонн мяса и мясопродуктов и примерно 10 тыс. тонн вывозится в Азербайджан и Грузию. Из Дагестана в другие регионы РФ и за рубеж вывозятся алкогольная продукция, рыбные и плодоовощные консервы.
     Предприятия пищевой промышленности за 2014 год произвели продукцию на сумму 3949,4 млн. рублей, или 99,4 % к уровню 2013 года. Небольшой спад объемов производства связан с невысоким спросом на вырабатываемый ассортимент продукции при продолжающемся росте цен на нее.
     Одним из традиционных производств в республике является виноделие. В республике в 2014 году произведено 367,6 тыс. дал вин виноградных, 671,4 тыс. дал коньяка (около 25 % коньячной продукции Российской Федерации), 1207,4 тыс. дал вин шампанских (14% продукции Российской Федерации), а также 115,9 тыс. дал водки и ликероводочных изделий.
     В республике развита плодоовощная промышленность, предприятиями которой в 2014 году произведено товарной продукции в объеме 28,5 муб на общую сумму 200,0 млн. рублей, что на 35,7% больше 2013 года.
     За 2014 год предприятиями молочной промышленности произведено продукции на сумму 199,5 млн. руб., что составляет 129,7% к аналогичному периоду прошлого года, предприятиями мясной промышленности республики произведено продукции на сумму 25,1 млн. руб., что составляет 145,1% к предыдущему году.
     Предприятиями рыбной промышленности добыто 1,26 тыс. тонн рыбы (или 35,6 % к уровню предыдущего года), произведено 2,3 муб. рыбных консервов (31,5 %).
     Предприятиями мукомольной отрасли в 2014 году было произведено 1,9 тыс. тонн муки (11,6 % к уровню 1998 года). Производство комбикормов составило 1,1 тыс. тонн, или 27,8% к уровню 2014 года.
     Сдерживающими факторами развития сельского хозяйства и пищевой промышленности являются значительный износ существующего парка сельскохозяйственных машин (до 70%) и оборудования, высокие цены на новую технику, недостаток оборотных средств и долгосрочных инвестиций, импорт продовольствия.
Промышленность
     Дагестан является регионом с достаточным промышленным потенциалом. На 01.01.2015 г. в республике зарегистрировано более 2,7 тыс. предприятий и производств по выпуску промышленной продукции. Доля промышленности в ВРП республики составляет 15,5%, доля в налоговых поступлений 37,4%.
     Промышленностью республики в 2014 году было произведено продукции (работ, услуг) на сумму 9,9 млрд. рублей, что составило 106 % к уровню предыдущего года.
     Несмотря на стабильный рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу республики и его потребностям.
     В электроэнергетике удалось обеспечить ввод новых генерирующих мощностей. Используя имеющиеся возможности, отрасль развивается достаточно стабильно, обеспечивая полностью республику собственной электроэнергией, и поддерживает достаточно низкие тарифы, что является положительным фактором развития экономики республики.
     Перспективы развития топливной промышленности Дагестана связаны с освоением новых мес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%