VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Старообрядческое население, их деятельность, а также роль духовных центров в жизни старообрядцев

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011161
Тема: Старообрядческое население, их деятельность, а также роль духовных центров в жизни старообрядцев
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
     В последнее время отмечается рост интереса исследователей к православной церкви, ее истории и месте в жизниьнарода, в формировании духовности и национальной культуры. Васфере внимания исследователей находитсяьправославие как важныйьисторический фактор в жизни населения Беларуси. Попытки объяснитьагосударственную, общественнуюаи культурную историю Беларусиабез истории развития и становления православия не могут принести должныхарезультатов. Наьпротяжении долгого времениьистория Беларуси, история народа были неотделимы от истории православной церкви. В нейьособое место принадлежит истории раскола и вышедшемуаиз него старообрядчеству,авобравшему в себяьогромные массы людей, представителей различных слоев общества.
     Развитие религиозностиьосуществлялось не только в рамках официального православия, но и в оппозиционном господствующей церкви староверии XVII-XX вв. Исследованиярпо историиьстарообрядчества призваныана научнойаоснове установить, прежде всего, значение религиозных верований в историческом развитии страны.
     Заьпоследние годы силами ученыхьразных стран, таких как США, Великобритании, Польши, Румынии,рсделана попытка комплексногоьизучения этого уникального явления, так как старообрядчествоьсталоьнеотъемлемой частью культуры не толькоьнашей страны,ьноьи многих других стран благодаря широкому расселениюмстарообрядцев. Миграционные процессы,охарактерные дляьстарообрядчества с момента его возникновения, обусловили подвижность, текучесть, территориальнуюрразбросанность старообрядческих поселений. На сегодняшний день они существуют в странах Балтии, вьПольше, Украине, Белоруссии,аРоссии, США, Канаде, Австралии, Бразилии, а также ряде других стран. Таким образом, старообрядчествогв современном мире является не уникальнымьбелорусским феноменом, а явлением, свойственнымвкультурам разных стран. Данное обстоятельствоьделает его объектом внимания как отечественных исследователей, так и ученых из других стран мира.
     Темааистории старообрядчества должна быть исследованаьразносторонне и с максимальнойьмеройьобъективности. Сегодня эта тема все больше привлекает к себе внимание исследователей, так какрстарообрядчество не является «экзотическим культом,ьслучайно занесенным на нашу почву, а свидетельствует о глубинныхьпластах духовной породы,азалегающих в русской душе». [5, С.3]
     С сохранением традиции,бс архаичностью.жизненного уклада, с оппозиционнымаотношением к официальной церкви тесно связана вся история старообрядчества. Но традицииги новации в старообрядчестве всегдатсоставляли единое целое, так как духовные традиции могли бытьаживыми только в единстве старообрядческойьобщины. Поэтомумнаряду с изучениемулитературы,ыязыка, старообрядческого фольклора, песенных обычаев, идет изучениеаматериальной культуры — той вещественнойробстановки, которая окружала старообрядцев. Старообрядческая икона, памятники медной художественнойрпластики, религиозное шитье какьнеотъемлемые атрибутыьстарообрядческого культа тесно связанны сздуховной поэзией старообрядцев и их обычаями, они играют большое значение для понимания старообрядческого мировоззрения.
     Наследиесстарообрядчества велико — этоси национальныйакостюм, и рукописная и старопечатная книга,ви музыкальные рукописи, и иконы, написанные в лучшихлтрадициях старообрядческого искусства,жи памятники медной художественной пластики. В ходе археографических экспедиций изучалисьни изучаетсясне толькоистарообрядческая рукописная и старопечатная книга,ано и музыкальная культура, иконопись, этнография,длингвистические проблемы и др. Так,вархеографические экспедиции МГУ им. М.В.аЛомоносова в 1970-80-х гг. выявили большуюсисторическую и культурологическуюсценность памятниковастарообрядческого наследия в регионеаюго-запада России (в районе древних Ветки и Стародубья).
     Во второй половине XVIII - середине XIX вв. наиболеевкрупным регионом расселениявстарообрядцев являлсясюго-запад России. Сегодня к ним относятся Стародубский, Климовский, Новозыбковский, Клинцовский, Злынковский районы Брянскойжобласти (Российская Федерация) и Ветковский район Гомельской области (Республика Беларусь). Наатерритории Черниговской области (РеспубликавУкраина), пограничнойас\Брянской, находятся местацкомпактного проживания старообрядческоговнаселения. Стародубье и Ветка и в наши дни не утратили свою рольлв сохранении живых традиций русского старообрядчества.  
     Сегодняснам приходится быть свидетелямигобострения национально-религиозных конфликтоввввмире и на территории бывшего СССР. Ведьсв современных условиях, как никогда, необходима консолидация всехвслоев мирового сообщества,аглубокое взаимопонимание между представителями разныхсконфессий,смежду верующими и безрелигиозными. Таким образом, выбор темы данноговисследованиявопределяется рядом существенных обстоятельств, и, прежде всего, онисобусловлены практическими потребностями.
     Немаловажноевзначение разработка темы имеет ивс точки зрения научно-познавательной деятельности. Историякстарообрядцев Стародубья и Ветки - важная составляющаявчасть истории Беларуси.
     Объектом исследования в данной работе является старообрядчество и культура Ветки в XVII–XIX вв.
     Предметом исследования является старообрядческое население, их деятельность, а также роль духовных центров в жизни старообрядцев.
     Целью исследования является определение хозяйственной и культурной роли в жизни и деятельности старообрядцев, которые проживали на территории Ветки - Стародубья во второй половине XVIII - середине XIX вв.
     Чтобы достичь цели исследования нужно выполнить следующие задачи:
1. изучить хозяйственнуючкультуру ветковских старообрядцев, а также выявить их поселения на Ветке;
2. изучить ветковские старообрядческие монастыри, скиты, пустыни;
3. рассмотреть Ветку, как центрчстарообрядческой культуры (золоченая резьба; иконописная школа; рукописная книга; чеканка; шитье)
4. проследить,чкак культурасВетки повлияла начискусство старообрядцев России, Украины, Беларуси.
ГЛАВА 1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
     Историография темы. Специализированные материалы позволяют выделить 3 периода: XVIII в., XIX в., XX в. 
     В XVIII в. появляются первые работы исследователей побистории старообрядчествачвчрегионе Ветки-Стародубья. Это полемические сочинения, содержащие одновременно и ценные исторические сведения оыпервоначальном заселении старообрядческихыслобод, об образе жизни старообрядцевци их духовной деятельности. Так, первым исследованием понтеме старообрядчества явиласьыработа А.Иоаннова (Журавлёва) «Полное историческое известие о первых стригольниках и новых раскольниках, таконазываемых старообрядцах, об их учении, делахии разногласиях» [23]. Как миссионер официальной церкви, автор совершил поездку в Стародубье, собрал обширный материал по историивраскола, но настаивал на необходимости проведениякмиссионерской деятельности среди старообрядцев.ыОчень ценным исследованием являлась книга старообрядческогочписателя И.чАлексеева «История о бегствующем священстве» [4], написаннаяпв 1775 г., но опубликованнаяюв журнале «Истина» в 1875 г. Данное произведение содержало материал о первоначальном заселениикстарообрядческих слободкВетки и Стародубья, рассматривало вопросы духовнойажизни старообрядцев. Автор приводил многоынового илценного материала на основе старообрядческих источников, а также основываясьына собственные наблюдения. Книга носила такжеыполемический характер. В период первойжполовины XIX в. происходилопнакопление материала о старообрядчестве, что позволило систематизировать его. В 1828 г. Былесоставлен «Историческийысловарь староверческой церкви» [44]. Его автор - старообрядческийыписатель П.ыЛюбопытный.
     Вопросы обоснования религиозной политики правительства по отношению к старообрядцам Ветки-Стародубья и насаждения тамцединоверия6нашли отражение ввкнигах: «Стародубье. Записки протоиерея Санкт-Петербургской Никольской единоверческой церкви» Т.А. Верховского [10] и «Исторических очеркахнпоповщины» П.И.пМельникова-Печерского [45]. Этипавторы были проводниками официальнойыполитики правительства Николая I почделам раскола,чпринимали активное участие великвидации старообрядческих духовных центров, насильственномывведении единоверия.
     Вчбольшинствечсвоем названные работы содержат повторение информации, встречаемой ранее в книге А.йИоаннова (Журавлева). Новым ввэтих исследованиях являлось то,гчто они дали информацию о старообрядческих общинах в первой половине XIX в., показали сложность процесса введения единоверия и ликвидации старообрядческихпдуховных центров. В этихыисследованиях содержатсяасведения, касающиеся карательных акций российского правительства, направленных противсстарообрядцев Ветки и Стародубья, разграбления храмовги монастырей. Исследователем раскола Н.И.пСубботиным был опубликован важныйадокумент «Прошение ветковских старообрядцев о епископе, поданное патриарху Константинопольскому в 1731 г.» (М., 1870) [69], вчкоторомысодержатся материалы, раскрывающиеисложные вопросы восстановления трехчинной иерархии ветковскими старообрядцами. Этим женавтором была опубликована «История так называемого австрийского или белокриницкого священства» [68].
     А.M. Лазаревский дал описание жизненногочуклада старообрядцев юго-запада Россиивв конце XVII-XVIII вв., вскрыл причины ихкпоявления ввданном регионе в книге «Описание старойаМалороссии» [32]. Его работа интересна тем, чтосон, ввотличии от предыдущих исследователей,вкоторые рассматривали старообрядчество на более раннихустадиях, характеризует экономическое развитие старообрядческихрслобод по описи 1781 г. Вопросы духовно-религиозной деятельности и проведения «увещевания» средивстарообрядцев рассматривал П.С.аСмирнов ввкниге «История русского раскола старообрядчества» [66]. Он подробно проанализировалепроблемы сохранения священства,непископата, таинств крещения, причащения, брака, и дал характеристику возникшему вчначале XIX в. лужковскому согласию в среде беглопоповцев в Стародубье.
     Историки официальной церкви представляли раскол как явление, хотя и религиозное, внутрицерковное, но имеющееводновременно и антицерковнуюви аппозиционную направленность. Представителимофициальной церкви считали раскол движениемопротив государственной церкви. Подобная точкавзрения находит отражение в сборнике статейч«Раскол, обличаемыйвсвоей историей» [46]. Здесьвможно найтиаинтересное описание монастырей, церквей Стародубья и Ветки, проследить судьбу выходцев из Стародубья. «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» [21] подробно рассматривалоивопросы образованиярпоповщины навконкретном примеревстарообрядцев Ветки-Стародубья, и раскрывалордействия правительства по отношению к староверам.
     В XIX в. проводилисьвэтнографические исследованиявэтого регионачпо заданию Русского Географического общества, хотя их результаты не были опубликованы.
     Наиболее значительнымимв истории Стародубья иаВетки являются исследования историка М.И.уЛилеева. Он использовал широкий круг источников изрвеликороссийских и малороссийскихаархивов, и внесазначительные коррективы и выводы по истории раскола Ветки-Стародубья. Его работы подробно освещают историюкразвития и становления старообрядчествачв этом регионе в XVII-XVIII вв. Импнаписаны следующиеркниги: «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии» [40], «Из начальнойаистории раскола в Стародубье» [38],а«Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв.» [39], «Очерк миссионерскихамер по обращениюав православие стародубских и черниговских раскольников до времениаЕкатерины» [41]. По широте охватааи глубиневизучения старообрядчества в этом регионе работы М.И.чЛилеева не имеют себе равных,чтак как в нихцрассматриваются такие важные проблемы, как возникновение старообрядческих поселений,аособенности быта, духовная жизнь, взаимоотношения с правительством. Тщательноаисследуя рукописи в библиотеке Черниговскойадуховной семинарии,цон выявил и описал рукописи,авышедшие из старообрядческих монастырей,аскитов,поценил и показал ихчвысокую духовную и культурную значимость.
     В начале XX в. этнографические исследования регионавбыли продолжены. И.вАбрамов опубликовал этнографическийвочерк «Старообрядцы на Ветке» [3], в котором содержалисьвэтнографические сведения о жизни старообрядцев, их быте, занятиях, промыслах, обычаях. Позжевтот же автор совершил поездку в Стародубье и издалвэтнографический очерк «Поездка в Стародубье» [2].вОн нашел перепись старообрядческого населения слободы Елионки 1736 г., на основаниичкоторой значительно расширил сведенияво первых старообрядческих поселенияхчв Стародубье, занятиях населения, бытовой,  культурной и духовной жизни.
     После ослаблениявцензуры в 1905 г. вышли в светвработы старообрядческих писателей и исследователей раскола,чсреди них работы В.Г. Сенатова «Философия историидстарообрядчества» [65], И.И.вКириллова «Статистика старообрядчества» [26].
     Итак, на основе вышеперечисленного, можно убедиться,цчто дореволюционнаяписториография стародубского и ветковского старообрядчества довольновобширна. В этот период были накоплены, изучены, проанализированы и систематизированы материалы, касающиесявфактов расселения, хозяйственной деятельности,цэтнографических особенностей (труды Журавлева, Верховского, Лазаревского, Абрамова), началасьвработа по изучению духовного наследия старообрядцев (Лилеев).
     В своей книгеч«Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века» [20] крупный славист, представительвпервой волны русской эмиграции, специалист поаистории духовной культуры России С.А.вЗеньковский дал характеристикучстарообрядческой поповщины на примере Ветки-Стародубья до создания Белокриницкой иерархии.
     Отечественная историографиявсоветского периода продолжила изучение и разработку, прежде всего, социально-экономических характеристикчстароверия. Так, Н.М.чНикольский в «Историипрусской церкви» [52] доказывал,вчто староверие имелоцсходную типологическую основу с западноевропейскими реформационными движениями и служилоцначальной точкой развития буржуазныхвотношений в России.вАвтор отводил ведущее место ввстароверии торговому капиталу, и считал, чтовименно «на религиозных дрожжах быстро поднимался ветковский старообрядческий торговый капитал» [52, С.58].сПри этом, не так быстро, но все же неуклонно,срос и стародубский торговый капитал. По нашему мнению,вэто был однобокий узкоэкономический подход, который не рассматривал всех особенностей развития капитализмавв регионе Ветки-Стародубья.
     В 40-50 гг. XX в. история старообрядчества учеными не изучалась. В 60-70-х гг. исследование роливстароверия рассматривалось вцобщем контексте социально-экономического развития. Вместе с тем,вв это же время получил развитиевтезис о староверии,вкак религиозной форме антифеодального демократического протеста широких масс деревни и города. Так, А.И.вКлибанов [27] выдвинулппроблемы роли и смыслаасоциальных идеалов в отечественной истории, культуре, классовой борьбе. Н.Н.уПокровский [58] насосновании изучения урало-сибирскогоикрестьянства доказывал, что староверие выражало антифеодальные идеалы крестьянского сословия.
     В 70-х гг. XX в. стал возрастать интерескк изучению старообрядчества. Вкэти годыапроводились археографические исследования вптрадиционных поселениях старообрядцев. Большаяпроль в исследованияцрегиона Ветки-Стародубья принадлежит И.В.уПоздеевой [56; 57]. Под ее руководством в 70-80 гг. XX в. были проведены восемь комплексных археографическихпэкспедиций МГУ им. М.В. Ломоносова. Наиосновании большогосколичества источников,цвпервые еюмвведенных в оборот, И.В. Поздеева сделала вывод,кчто Ветка былавбольшим русским поселением городского типа,тсо своим внутренним самоуправлением, культурной и хозяйственной жизнью,гширокой торговлей [56, С.98]. Собранный материал археографическихиэкспедиций был изучен, проанализирован, систематизирован и опубликован в работах Э.К.гГусевой [18; 19], Л.А.пИгошева [22], М.В.уБогомоловой [7], Н.А.уКобяк [7; 28], О.В.вКукушкиной [28].
     В 80-х гг. XX в. исследователями Н.Ю.оБубновым [8], А.В.сВознесенским [14], И.В.рПочинской [59] были обнаружены новые аспекты деятельности старообрядческих общин (распространение грамотностиысреди населения, издательская деятельностьсисформирование книжных собраний).
     В 80-90-х гг. XX в. исследователи Э.П.оВинокурова [13] и Т.Е. Гребенюк [16; 17] изучали художественноецнаследие старообрядцев Ветки-Стародубья (медная художественнаявпластика, иконопись). После длительного перерывалэкспедиции МГУ им. М.В.сЛомоносова в регион Ветки-Стародубья были возобновлены только в 1998 г.
     В 90-х гг.оXX в. продолжал расти неподдельный интерес к истории старообрядчества у широкогоакруга исследователей. Под редакцией И.В. Поздеевой выходили сборники научных статейа«Мир старообрядчества» [57], где в новом свете рассматриваласьыи осмысливалась рольдстарообрядчества в экономической,лполитической, культурной жизни России XVIII-XX вв. Музей старообрядчества в г.лМоскве (РоссийскаяуФедерация) проводилонаучные конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» и публиковал научныесматериалы.
     Современные российские исследователи В.В.вКеров [25], М.В.оБрянцев [6], М.Ю.вРощин [62], Д.Е.вРасков [61] рассматривают вопросы религиозно-этического фактора и его роль в экономическом и духовном развитии страны в XVIII-XX вв. Белорусские ученые А.А.шГорбацкий [15], Г.Г.ыНечаева [48-51; 53; 54], С.И.лЛеонтьева [33-35] глубоко исследуют вопросыовзаимовлияния культуры русских старообрядцев иубелорусской народной культуры, но в поле их зрения попадает лишь Ветка, в то время как Стародубье, как духовный центр старообрядчества, остается менее изученным.
     Таким образом, в литературе,апосвященной интересующим насавопросам, рассмотреныалишь отдельные аспектынтемы развития и становления старообрядчества. Специальных работ,пв которых эти вопросыпрассматривались бы в полном объеме, нет.
     Источниковедческая базаипредпринятого исследования многогранна и разнообразна поптипам и видам источников.
     Ксповествовательным источникам можно отнести памятники литературного характера - письма,нпослания,нполемические и исторические сочинения.ыСреди них такие как «История и обычаи Ветковской церкви» [24], авторство которой относят к известному старообрядческому духовному деятелю,аавтору «Окружногоопослания» [30] И.Г.гКабанову (Ксеносу), жившему в Климовском Покровском монастыре и Клинцовском монастырев«Полоса». Вп«Истории и обычаях Ветковской церкви» прослеживается история христианства и старообрядческих священников доасвященника Михаила (Калмыка),гсодержатся интересные факты о разграблении храмов и монастырей,всведения, касающиеся карательных акций российскогоуправительства, направленных против старообрядцеввВетки и Стародубья.
     Рукописные книги также могут статьыосновой для изучениявсоциальной и культурнойцистории Ветковско-Стародубского старообрядчества. Старопечатные книги рассматриваются не только как памятники культурыпсвоего времени, но и как документальные источники,ынесущие информацию о деятельности типографий,ывыпустивших их. Особенно важнымиыявляются владельческие записи навстаропечатных книгах,вкоторые помоглиувыявить имена иконописца-старообрядца из посада Клинцы Василия Карташова, старообрядческого епископа Флавиана, купцавИвана Машковского. Осмотрены коллекцииврукописных и старопечатных книгвГомельского краеведческого музея и Ветковского музея народного творчества.
     К изобразительнымеисточникам относятся коллекции памятников изобразительного искусства. Коллекция Ветковскоговмузея былапописана и атрибутирована ранее его сотрудниками и сотрудниками Музея древнерусской культуры и искусствавуимени А.вРублева (Т.Е.вГребенюк). Осмотрена также коллекция Гомельскоговкраеведческого музея.
     Вывод: старообрядчество на протяжении XVIII-XX вв. рассматривалась по-разному, в зависимости от периода.
1.  В XVIII в. появляютсявпервые работы исследователей по истории старообрядчества в регионе Ветки-Стародубья. Этовполемические сочинения,всодержащие одновременно и ценные исторические сведения о первоначальном заселениивстарообрядческих слобод,воб образе жизни старообрядцев и их духовной деятельности.
2. В исследованиях начала XIX в.рсодержатся сведения, касающиеся карательныхаакций российского правительства, направленных против старообрядцев Ветки и Стародубья, разграбления храмов иамонастырей. В XIX в. проводились этнографические исследования Ветковского региона, но их результаты не быливопубликованы.
3.  В начале XX в. этнографические исследования региона были продолжены.
В 40-50 гг. XX в. история старообрядчества учеными не изучалась. В 60-70-х гг. исследование роливстароверия рассматривалось в общем контекстеасоциально-экономического развития.
В 70-х гг. XX в. стал возрастать интерес к изучениювстарообрядчества.
В 90-х гг. XX в.впродолжал расти неподдельныйвинтерес к истории старообрядчества урширокого круга исследователей.


ГЛАВА 2
РАССЕЛЕНИЕ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СТАРООБРЯДЦЕВ. ВЕТКОВСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОНАСТЫРИ, СКИТЫ, ПУСТЫНИ
     2.1 Расселение старообрядцев на Ветке
     Первыелсведения о старообрядцахана белорусских землях относятся ко второй половине XVII в.тЭтот период характеризуется глубокиммэкономическим упадком городов и сельского хозяйства, основнымивпричинами которого были многочисленныервойны: казацко-крестьянскаяп(1648 – 1654), русско-польская (1654 – 1667), польско-шведская войнал(1655 – 1660), Северная война (1700 – 1721) [15, С.66].
     Раскол,лпроизошедший в Русской церкви в XVII веке, привел к возникновению новой веры — старообрядчество.рСтароверы сталиржить преимущественно налокраинах страны, по своим канонам. Пережив гонения, старообрядцы существуют и по сей день.
     Инициаторомпраскола Русской православной церкви стал патриарх Никон. В 1650-х — 1660-х годах спцелью унификации богослужебногорчина Русской Церкви с греческой и констатинопольской церквями была проведена церковная реформа. В итогеьпоследователей реформ начали называть «никонианами»,га приверженцев старых традиций — раскольниками.оПричем «раскольники» вовсе не былилменьшинством: на момент раскола они составляли две третивверующих. Отстаиваязсвою правоту, староверы целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. Пооархивным данным ваXVII-XVIII векахосамосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев [13, С.115].
     Раскол Русской православной церквиаразделил русский народ накдва класса: на тех,гкто поддержал изменения,аи на тех, кто отказался. Тех,вкто отказался от нововведений, стали называть староверами. Против них власть проводила политику репрессий,икоторая вынуждала староверовык эмиграции. Значительная часть тех,ыкто не принял церковную реформу,щнаправились вгРечь Посполитую. Переселение в Речь Посполитую, давало старообрядцам возможность сохранить имущество ирстарые обряды,ктак как тут не считали «раскол» ересью, верующих не подвергали гонениям.
     Старообрядцыкосновали на белорусскихеземлях два крупных центра — вокругеБраслава и Видз (Подвинье) и вокруг Ветки (Полесье). Туда стекались старообрядцы соевсей России. Вскоре тамевыросло много новыхуслобод. На острове реки Сож околое1685 года возник новый старообрядческий центр — Ветковская слобода. Ее основали бывший настоятельгцеркви Всех Святых в Москве на Кулишках иерей Кузьма,ки священник из Белева Стефан.п
     Географическое расположение ветковских слобод и политическое положение Речи Посполитой давалиынадежду лидерам старообрядчества и их сторонникам на долгое и спокойное проживание. В 1690 году была создана специальнаяшправительственная комиссия (секретарьукомиссии А.П.еПотей), которая сделала свои выводы «для ознакомленияыс верой». После этого ещё больше укрепилосьыположение старообрядцев на этих землях.ыКомиссия не обнаружила никакой схизматичности,ки констатировала, что старообрядцы не принадлежат клчислу опасных для государства и церквитсектантов [20, С.33]. Такие обстоятельства позволялиаулучшать условия жизни, в том числе и духовной. На Ветке неабыло колоколов. Козьма хотел приобрести колоколаодля созыва единомышленниковпна службу. Стефан не соглашалсяли убеждал, что лучшеажить тихо, а звон колоколанможет навести на укрытие.вРазные взгляды привели кессоре двух друзей-единомышленников, и Стефан ушёл из Ветки в Лоев, и жил там в слободе Карповой,лгде и умер. Неожиданно умер и Козьма, который сначала жил на Ветке,уа потом в слободе Косецкой [15, С.71].
     Особенностью ветковцев было и то, что они использовали собственное миро, которое, порпричине уменьшенияезапасов древнего мира, сварилким настоятель Феодосий.оОтсюда, по благословению Феодосия икего преемников, монахи и монахини разносили запасныегдары вшпоповские скиты – донские, нижегородские, а также в другие поселения старообрядцев.р
     С прирастанием Ветки новыми людьми, город становится центром поповства. Людей притягивалапбезопасность убежища, разные выгодывжизни, а больше всего, новая построеннаяоцерковь, которая тогда была единственной у поповцев. ВокругпВетки было основано 14 слобод: Косецкая, Дубовый Лог, Попсуевка, Марьино, Мильча, Красная,кКостюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка [6, С.656], в которых насчитывалось во второйпчетверти XVIII в. около 40 тысяч жителей. Сама Веткарбыла большим и красивым поселением. Церковьнокружал монастырь, в котором проживало до 800 монахов. Позже,гкак утверждал в 1722 г. обращённый изастарообрядчества в православие Иван Беляев, около Веткибвозникли ещё 9 слобод: Былевская – имела 85 дворов; Побуж – 65 дворов; тут жили старообрядцы, которые записались в Москвевв двойной оклад и бежаливна Ветку. Кроме того, здесьожили и чухонцы – 30 дворов; Купреевка – 35 дворов; Купрянка – 20 дворов; пятая слобода московских жителей – 50 дворов;ошестая слобода новгородских жителей – 25 дворов; седьмая слобода нижегородских жителей – 25 дворов;мвосьмая – Донская – 65 дворов; девятаяослобода состояла из приезжих людей разных чинов [20, С.151].п
     Всё время вести о Ветке, о жизни и занятиях защитников старого обряда, об их количестве,рдоходили долимператорского двора, беспокоилипвысшее руководство официальной православной церкви. А когда в Сенате подсчитали, что в Стародубье приезжаетржить из России старообрядцев больше,лчем из Речи Посполитой, и обратили внимание на то,очто Ветка сталалважным торговым и ремесленным центром,гто начали разрабатывать тактику «выселения» с Ветки «русскихвбеглых». Также отрицательнотповлияло на экономическое положение народного хозяйстварпереселение за границулбольшого числалроссийских граждан, такккак резко уменьшилось количество государственных повинностей, были остановлены казённые работы,лстановились безжизненными поселения, казна ощутилавбольшой недостаток денежных средств [15, С.74].п
     Петр I в 1716кгоду издает указ, по которому,апри условии платежа двойной подати, староверам былоаразрешено жить в селениях и городах. Староверыкне имели права занимать общественные должности инбыть свидетелями в суде против православных.аИм запретили носить традиционную русскуюнодежду, брали налог за ношение бород и т.д. [14, С.26].р
     Сторонники старой русской веры влБеларуси процветали, в тоавремя как в самой России староверыаукрывались в глухих лесных скитах и жили в подполье, в погребах и подземельях.нВ Ветке и Гомелеаразвивались ремесла иаторговля, сложиласьадаже своя ветковская школа иконописи. Ветканстала столицей всего русского старообрядчества "беглопоповского" толка. В те времена повсвоему населению Веткажс окрестными слободами была сопоставима с Киевом. Но в 1734 годуаона былааокружена войсками, посланнымихимператрицей Анной Иоанновной, и дотла сожжена. Население было введено на территорию Российской империи.о
     Вторая "выгонка" повторилась при Екатерине II в 1765 году — и после нее столица раскола уже не оправилась.пИменно во время этой второйнкарательной экспедицииов Ветку впервые попал Емельян Пугачев.оВторой раз он побывал в Ветке и Гомелеов августео1772 года, когда уже сам находился в бегах.оВ этом году Ветка находилась восоставе Российской империи.оТакже при Екатерине II староверамобыло разрешено селиться востолице, но был издан указ орсобирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо,добязанность платить лишние налоги способствовалаквоспитанию у староверов привычки к упорному труду [52, С.63]. С 1784огода Ветка являетсящместечком Белицкого уезда, а с 1852 – Гомельского. Ск1919 года Ветка в составе Гомельского уезда РСФСР, в 1925 году получает статус города.шС 8 декабря 1926 годааВетка становится райцентром в БССР.лС 18 августа 1941 года поп27 сентября 1943 года Веткаабыла оккупирована гитлеровцами.п26дапреля 1986 года город подвергсярадиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.р
     2.2 Хозяйственная культура ветковских старообрядцев
     Первоначальнозстарообрядцы поселялись на землях Гомельщины и Витебщины – землях,акоторые на момент переселенияввходили в Виленское, Полоцкое, Витебское и Менское воеводства. В конце XVII и в XVIII вв. основой их жизни былиоторговля, земледелиери животноводство,гпозже онирначали заниматьсяыремесленничеством и отхожим промыслом. В своих поселениях они организовывали жизнь и хозяйствоытак, что почти всё изготовлялосьвна месте, а то, чеготне хватало, доставлялось изотех мест, где жили их единомышленники.
     Во всех местах,вгде они проживали, старообрядцы активнопзанимались торговлей. Уже в конце XVIII и в XIX вв.пизвестно их активное участие в торговле хлебом, солью,пскотом, мехом, в развитии текстильнойвпромышленности – самой быстрорастущей ипориентированной напрынок отрасли экономики России.
     На ветковских землях выращивалось большое количествопльна и конопли. Ветковские купцы, совместно со стародубскими, вели обширную торговлю этими культурами,рособенно конопляным маслом, цена на которое былаввысока. Перекупая льняное масло от купцов Стародубья и закупая его у производителей на своих землях, ветковцы везли товар вглубь Речи Посполитой и в Пруссию. Высокий спросрна растительное масло в этихргосударствах был обусловлен запросами ткацкой промышленности,охарактеризовавшейся активным развитием в европейских странах.рТакже велась и торговля мылом. Это быловсвязано с тем, что,рнапример, для обработки одноговпуда неочищенной шерсти требовалось от 5 до 8,5 фунтов мыла,оа ткацкая промышленность длялмытья шерсти использовалаптысячи пудов мыла, на изготовление которого шли жиры растительного и животного происхождения. Такимробразом, в начале XVIII в. конопляноеумасло было востребованным,уи очень выгодным экспортным товаромокак для купцов старообрядцев Ветки, так и Стародубья [15, С.161].
     Велась торговля и мелкимиутоварами. На местных рынках и в других городах ветковские купцы-старообрядцы торговали солением, свежей рыбой, конопляным и подсолнечнымкмаслом, сальнымипсвечами и салом. На рынках продавались экипажи,усани, повозки, которые изготавливались зимойпв слободах. Животноводство давало удобрения и обеспечивалопстарообрядцев тягловой силой.ыКстати, как и у белорусов,аструктура земледелия у старообрядцев на протяжении веков почти не менялась.
     На землях Ветковщины, которые входилипв Менское воеводство, а позже в Могилёвскую губернию, проживало наибольшее количествоастарообрядцев. Как в Ветке,лтак и на Гомельщине в целом,ыземледелие было выгодным, здесь были благоприятные природные условия, плодородная почваки мягкий хороший климат. При достаточномрудобрении земля давала хорошие урожаи. Извозимых зерновых старообрядцы высевалилпреимущественно рожь, в незначительном количестве – пшеницу,оиз яровых – преимущественноаовёс, гречку, ячмень, коноплю, лён, в меньшей мере яровуювпшеницу, горох, чечевицу, просо.оБольшими были посевы картофеля,пкоторый предназначалсяокак на питание людям, так и на корм скоту. Выращивалась также иксвекла, которая использовалась,лглавным образом, на нужды домашнего потребления. Все перечисленные культуры высевались в конце XVII в. и в XVIII в. при трёхпольной системепсевооборота. В XIX в. более зажиточные старообрядцы,гнаряду с трёхпольем, начали использовать многопольнуюксистему севооборота [15, С.155].
     Эффективно занимались старообрядцы и огородничеством. В XIX в. старообрядцы расширилилогородничество вокруг городов и больших слобод. Имеяксобственные огороды,пони брали в аренду под огородывземли, расположенные недалеко от городов и больших населённыхрпунктов.
     В XIX в. ветковские купцы расширили масштабы торговли зерном, солью и лесом. Пшеница, например, закупалась в южных,ки сбывалась в средних и северных губерниях России,ра также вывозилась за границу. Сольртакже покупали на юге, а продаваливв средней полосе России. Из северных и средних губерний ветковские старообрядцы везлирлес. Корабельнуювдревесину продавали за границей,ва товарную – в южной России. Мелкие торговцы зерном закупаличего в Киевской губернии, в Ржищеве, а также на других пристанях на Днепре. Потом зернопдоставлялось вверх по Днепру, частьрего продавали в Могилёве, а остальное ссыпали в местечке Шкловкв собственные или арендованные амбараы на берегу реки.еПривезенное таким образом зерно продавалось потом местным купцам-евреям в Горецкий, Сенненский, Оршанский уезды, а также в Витебскую, Смоленскую губернии. После постройки Ландварово-Роменской железнойпдороги зерно большей частьюиперевозилось вагонами, и только небольшая часть переправлялась водным путём в Шклов.
     Занимались старообрядцыти торговлей скотом. Его закупали на южных базарах и ярмарках.пЕсли скот был хорошопоткормленным, то его сразу же перегонялиускотопрогонным трактом в Петербург, а после того,вкак была построена железная дорога,оперевозили вагонами. Если же скот был худым, то его ставили на откормена срок от трёх до шести месяцев. Длятэтого на винокурнях арендовали помещения итиспользовали отходышпроизводства. Откормленный скот продавалсячна месте или переправлялся для продажи в Петербурге. Торговали старообрядцы и лошадьми.чИх покупали нааюге из табунов или на конезаводахпи отправляли на продажу в Ригу, Москву, Петербург и наьярмарки в другие города России [15, С.157].аа
     Многие из старообрядцевона протяжении XVIII и XIX вв. были хорошими судовладельцами.аНа пристаняхыреки Сож и его притоков, в Ветке,оГомеле, возле Белицы и Пестоватой, в деревнях Скиток, Дятловичи, в Новых Терешковичах строились берлиныв(небольшие суда), хозяева которыхмзанимались сплавом грузов (фрахтом).
     Были средилстарообрядцев и профессиональные плотники,апечники, маляры и другие мастера,вкоторые занимались отхожимивпромыслами.
     Зарабатывали старообрядцы также и извозом. Он был хорошо налажен в XIX в. врГомельском уезде.аБольшие ярмарки,ркоторые проводились в Гомелеии Ветке,итребовали большого количества извозчиков.лДо строительства Ландварово-Ромненской железнойадороги высокую прибыль давал извозный промысел побтракту Гомель – Киев и по дороге междуаГомелем и Ромнами. Некоторыекстарообрядцы занимались извозным промыслом всгородах, например, в Гомеле и Могилёве. Для этого использовалиллёгкие экипажи – брички, дрожки, сани [15, С.158].
     2.3 Ветковские старообрядчес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44