- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Средства социальной защиты детей в сфере образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002457 |
Тема: | Средства социальной защиты детей в сфере образования |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодёжью Направление подготовки 39.03.03 «Социальная работа» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Средства социальной защиты детей в сфере образования» Работу выполнил студент группы ____ Андреева Ксения Станиславовна Научный руководитель кандидат философских наук, доцент Парамонов Григорий Валентинович Допустить к защите Зав. кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодёжью, канд. психол. наук, доцент Татьяна Геннадьевна Киселева __________________________________ « ____ » мая 2017 г. Ярославль, 2017 Оглавление Введение 4 Глава 1 9 1.1. Значимость социальной работы в сфере образования 9 1.2. Правовая основа социальной защиты детей в сфере образования 11 1.3. История становления социальной защиты детей в сфере образования 15 1.3.1. Образование и социальная защита детей в период правления Петра I 15 1.3.2. Образование и социальная защита детей в период правления Екатерины II 18 1.3.3. Образование и социальная защита детей в XIX веке 19 1.3.4. Развитие образования и социальной защиты детей в CCCР 21 1.3.5. Образование и социальная защита прав ребенка в современной России 23 1.4. Зарубежный опыт защиты прав ребенка 24 1.5. Технологии социальной работы с детьми, применяемые в сфере образования 27 1.7. Методы профилактики девиантного поведения детей в сфере образования 31 Глава 2. 35 2.1. Характеристика базы исследования 35 2.2. Эмпирическое исследование эффективности социальной защищенности детей в сфере образования 35 2.3. Анкета для учащихся 37 2.4. Результаты анкетирования учащихся 43 2.5. Анкета для родителей 45 2.6. Результаты анкетирование родителей 48 2.7. Содержание занятий по повышению уровня правовой осведомленности детей в вопросах их социальной защиты сопровождения обучающихся в подростковом возрасте и апробирование её на практике 49 2.8. Работа с педагогами школы 54 2.9. Памятка для родителей по защите прав ребенка в семье 55 2.10. Повторная анкета для учащихся 58 2.11. Результаты повторного анкетирования учащихся 63 Заключение 64 Список используемой литературы 66 Введение В современном мире основную роль в жизни несовершеннолетних детей играет образовательный процесс. Одни дети с легкостью и интересом участвуют в этом процессе, другие испытывают трудности с освоением учебных программ, с подчинением общим правилам поведения, с другими участниками процесса. Система образования представляет собой совокупность государственных стандартов образования, образовательных программ, сеть образовательных учреждений и органов управления образованием. Система образования играет важную роль в становлении человека. Во время обучения в школе у человека формируются основные навыки и умения, происходит процесс социализации обучающегося. Именно дети, подростки и молодежь являются той социальной группой, от которой зависит будущее страны. Основной задачей всей системы образования должна быть не только передача подрастающему поколению конкретных знаний и умений, а формирования высоко-духовного, умственно и физически развитого человека. Поэтому важно, чтобы на пути реализации этой цели не стояли проблемы, связанные с ущемлением прав детей, невнимательным отношением к ним со стороны взрослых, противоправными действиями, направленными на детей. Актуальность данной работы заключается в том, что дети, являясь самой уязвимой частью общества, нуждаются в защите. В современном мире, где общество становится агрессивнее, где происходит подмена ценностей, ребенку необходимо оказывать защиту, помогать адаптироваться к происходящему, формируя его собственное умение отстаивать свои права и интересы. В связи с этим трудно переоценить роль социального работника в сфере образования. На него возложены важные обязанности по содействию и помощи в формировании гармонично развитой личности. Социальный работник оказывает помощь в построении связи между ребенком и социумом. Он помогает наладить отношения между обучающимися и педагогами. Является важным звеном в разращении различных конфликтов. Оказывает моральную и способствует получению материальной помощи. В этой работе мы рассмотрим основные принципы социальной работы по защите прав детей в образовании. Ознакомимся с историй данного вопроса. Проведем сравнение Российского и зарубежного опыта. Цель работы: определить систему мер, необходимых для повышения степени эффективности процесса социальной защиты прав детей в сфере образования. Объект исследования: средства защиты детей в сфере образования. Предмет исследования: условия повышения степени эффективности процесса социальной защиты детей в сфере образования. Проблема: недостаток необходимых знаний у детей в правовой сфере. Гипотеза: социальная защита детей в сфере образования будет эффективна эффективен если: 1. удовлетворяются потребности школьников в информированности по данному вопросу; 2. каждому школьнику обеспечивается позиция значимого звена в системе образования; 3. у каждого участника образовательного процесса формируется чувство защищенности, посредствам приобретения знаний о рычагах воздействия на ситуацию, в случае противоправного отношения. Задачи исследования: - изучение литературы, посвященной повышению степени правовой грамотности школьников; - выявление точек зрения специалистов в области социальной работы; - изложение выявленных точек зрения в теоретической части работы; - изучение документации МОУ СОШ №35; -диагностика уровня осведомленности школьников о своих правах на примере 9 класса МОУ СОШ № 35 г. Рыбинска; - обработка полученных результатов диагностики; -разработка программы получения знаний социально-правового сопровождения обучающихся в подростковом возрасте; - апробировать программы на практике; - повторная диагностика уровня осведомленности школьников о своих правах; - подготовка предложений по теме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. Теоретически обоснована и экспериментально доказана необходимость повышения правовой грамотности и социальной защищенности учащихся. По результатам исследования с учетом интересов и пожеланий учащихся создана программа, изложенная в практической части работы. Доказана жизнеспособность и эффективность методики повышения правовой грамотности учащихся. Практическая значимость исследования: Разработана программа по повышению правовой грамотности учащихся. Степень изученности проблемы: В своих работах «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка», М. И. Рожков и Л. В. Байбородова пишут: «Педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении актуальных проблем» [1, C.]. В другой своей работе Михаил Иосифович Рожков пишет: «При работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. по ее преобразованию в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Другое важное направление – поддержка девушек оказавшихся в кризисных ситуациях. Этот метод способствует снятию табу с темы сексуального насилия в семье». [2, С.] Проблемы, затронутые в данной работе, являются «каплей в море» среди сложностей, с которыми могут столкнуться молодые люди. Поднимают проблему социальной защиты несовершеннолетних и Т. Н. Гущина. В своей научной статье она высказала такою точку зрения: «Главной целью сопроводительной деятельности является создание условий для перехода социально-педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассника в самосопровождение».[3, С.] Разделила данную точку зрения и Л. В. Байбородова в своей научной статье «Педагогическое обеспечение социальной защиты детей-сирот» писала: «Цель педагогического обеспечения социальной защиты – формирование способности детей к самозащите, то есть готовности конструктивно и мобильно решать различные социальные, индивидуальные проблемы, связанные с нарушением различных прав человека, отстаивать собственные интересы, не ущемляя интересы и права других людей». [4, С.] Эта крайне важная проблема на сегодняшний день решена не до конца. Данный вопрос требует большого внимания и дальнейшего изучения. Проблема социально-правовой защиты детей поднимается на разных уровнях. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Статьи семейного кодекса РФ определяют ряд прав детей: право на уважение человеческого достоинства, право ребенка на защиту, право на защиту детей от жестокого обращения с ними в семье и др. Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российский Федерации". Научная новизна исследования: Научной новизной исследования являются данные, полученные в результате диагностики. Собраны сведения об уровне правовой грамотности учащихся девятого класса общеобразовательной школы №35 города Рыбинска, проведено эмпирическое исследование. Глава 1 1.1. Значимость социальной работы в сфере образования В последние годы государство все больше подчеркивает важность образования как непрерывного процесса. Уделяет внимание созданию благоприятной среды для получения образования среди всех категорий общества и всех возрастных групп. Образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. Образование, как и любые социальные процессы, не может обходиться без различных угроз, трудностей, конфликтов. Деятельность социального работника направлена как на ликвидацию уже возникших негативных ситуаций, так и на снижение вероятности появления новых. В соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребёнка», ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний или поздний возраст совершеннолетия. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2016 год в Российской Федерации: - около 30 миллионов несовершеннолетних детей, что составляет около 20% населения страны. Из них: в 42,5 тысячах общеобразовательных организаций, обучаются около 14,5 миллионов учащихся, 334 тысячи детей обучаются в домах интернатного типа и около 2 000 000 несовершеннолетних учащихся профессиональных образовательных организаций среднего звена. Социальная работа имеет высокую значимость для сферы образования, это обосновано тем, что среди всех категорий несовершеннолетних учащихся около 22 тысяч уже имеют судимость, около 400 тысяч несовершеннолетних учащихся являются инвалидами. Двое из трех подростков в возрасте старше 13 лет пробовали алкоголь. А так же 720 случаев гибели детей и подростков в результате суицида зафиксировано за 2016 год. По данным Росстата и ВОЗ все приведенные цифры имеют тенденцию к увеличению. Государство, общество, специалисты в области защиты прав и интересов детей должны уделять большое внимание молодому поколению. Социальная работа становится все более актуальной в сфере образования. Социальный работник должен не только способствовать решению социальных, материальных и бытовых проблем конкретного детей, ему необходимо уделять внимание и вопросам становления ребенка как личности, доступности способов развития и саморазвития ребенка, способствовать становлению его полноценным членом общества. Основные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психическим, физиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием того общества, в котором они живут. В условиях современного социума дети остаются наиболее зависимой от взрослых и страдающей группой, и наименее защищённой группой участников любой социальной проблемы. Все социальные проблемы, с которыми сталкиваются дети, можно условно разделить на следующие группы: 1. проблемы возрастных особенностей детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.). 2. проблемы, возникающие из основных характеристик семьи, где проживает ребёнка (например: жестокое обращение с ребёнком, непонимание ребенка в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.). 3. проблемы, возникающие из-за деятельности некоторых социальных институтов и организаций, которые работают с детьми (например: конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.). 4. проблемы, возникающие из особенностей социально-экономического и социально политического развития общества (например: эксплуатация детей, сокращение в обществе детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей). В связи не только с данными особенностями детей, но и ускорением всех процессов, происходящих в мире, острее встает вопрос способности ребенка приспосабливаться к новым реалиям. Необходимо быстро воспринимать новую действительность. Сохранять возможность адекватно оценивать текущую ситуацию. Не все способны быстро адаптироваться к переменам, возникают проблемы, и далеко не все учащиеся способны найти выход из сложившихся ситуаций сами. Из этого можно сделать вывод, что социальная работа является важным направлением деятельности в сфере образования. 1.2. Правовая основа социальной защиты детей в сфере образования В данном разделе рассмотрены нормативные документы, регулирующие права ребенка. 1) Конвенция ООН «О правах ребенка» устанавливает права ребенка, в том числе права, связанные с процессом получения образования. Статья 6.1. Дети имеют неотъемлемое право на жизнь. Статья 8. Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход. Статьи 12, 13, 15 Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Статья 23.1. Дети-инвалиды имеют право на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и обеспечивают их активное участие в жизни общества. Статья 23.2. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и образование. Статья 24.1. Дети имеют право на медицинский уход. Статья 27.1. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Статьи 28-29. Дети имеют право на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Статья 32. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. Конвенция ООН «О правах ребенка» дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты ребенка, а также устанавливает: - обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка; - защиту от любого произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, - от любых посягательств на его честь и репутацию; - обеспечение необходимых мер по борьбе с болезнями и недоеданием; - признание права каждого ребенка на такой уровень жизни, который необходим для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; - защиту ребенка от сексуального посягательства; - защиту ребенка от любых других форм жестокого обращения; - меры социальной помощи ребенку, который стал жертвой жестокого обращения с ним. 2) Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение любого физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних; за преступления против семьи и несовершеннолетних. 3) Семейный кодекс РФ захватывает все основные моменты семейных отношений и включает следующие основные права детей: * право ребенка на уважение его человеческого достоинства * немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью * право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите прав ребенка * лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. В кодексе определены основы правовой защиты детей от любого насилия в семье. В связи с этим установлено, что способы и методы воспитания в семье и обществе должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Семейный Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов. 4) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" гласит: жестокое обращение с детьми, а также физическое и психологическое насилие над ними запрещены. 5) Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является важной законодательной мерой. Этим Законом предусмотрены детям- сиротам существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования и медицинского обслуживания, а также дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. 6) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставляет обучающимся академические права на: * выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность; * предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья; * обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение; * выбор факультативных и элективных учебных предметов; * уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; * свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; * каникулы; * пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; * развитие своих творческих способностей и интересов; * участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности; * поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности; и другие права. 1.3. История становления социальной защиты детей в сфере образования Изучая социальную работу необходимо понимать весь исторический процесс становления этого направления науки. Следовательно, нельзя обойти стороной изучение исторической стороны вопроса. 1.3.1. Образование и социальная защита детей в период правления Петра I К концу XVII в. — началу правления Петра I—педагогическая ситуация в России заметно изменилась по сравнению со средневековым периодом. Быстро растущие потребности Российского государства в деловых людях, специалистах не могли быть удовлетворены медленным ходом реформирования. Начался новый период в развитии отечественного образования. В первую очередь Петр I коренным образом изменил отношения церкви и государства. Так было упразднено патриаршество и учрежден Святейший Синод. Этот этап реформирования явился определенным условием для осуществления царем всех последующих серьезных изменений в государстве. Петром 1 издаются Указы о запрете детоубийства незаконнорожденных. Такие указы от 31 января 1712 г., от 4 ноября 1715 г. направляются на то, чтобы защитить детей и дать им не только право на жизнь, но на прокормление и воспитание. Каждый ребенок становится субъектом права: ребенку предоставляют жизненные гарантии и этим обозначают место каждого ребенка в системе социальных связей. Личность ребенка соотносят не с божественным началом, а с государственными нормами и жизненными принципами. Образовательная реформа Петра I имела ряд особенностей. Прежде всего в связи с необходимостью удовлетворения хозяйственных и военных нужд государства в специалистах создавались различные профессиональные школы. В новых учебных заведениях главное место занимали специальные предметы: математика, навигация, инженерия, артиллерия, медицина и другие. Так, создавались горнорудные школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая из них была открыта в 1716 г. на заводе в Карелии. В 1707 г., затем в Москве при военном госпитале — хирургическая школа для подготовки врачей. Теоретическая подготовка в ней сочеталась с практической работой в госпитале. Существовали школы для обучения переводчиков. Таким образом, профессиональная направленность новой организации образования явилась главной особенностью реформы. Другой важнейшей чертой стало преобладание сословности. Попытка создания государственных начальных школ для всех сословий не увенчалась успехом. Такого рода школы, получившие название цифирных, были утверждены указом царя от 1714 г. и предназначались для детей от 10 до 15 лет. Однако родители изыскивали причины, по которым их дети могли бы не посещать эта школы. В результате цифирные школы не получили поддержки многих сословий, к тому же трудности материального характера постепенно привели к почти повсеместному их закрытию. Таким образом, для различных сословий, за исключением крепостного крестьянства, фактически создавались свои школы. Внутренняя политика Петра I характеризовалась стремлением к возвышению этого сословия, поэтому лучшие школы предназначались для подготовки дворянских детей к занятию главных должностей в государственном аппарате, в армии, на флоте, для руководства промышленностью и торговлей. Одной из первых школ повышенного типа при Петре I была открытая в 1701 г. в Москве государственная артиллерийско-инженерная школа. В ней должны обучать «словенской письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам» и предназначалась она для детей разных сословий. Школа имела две ступени: нижнюю, или «русскую», с обучением письму, чтению, счету и верхнюю, где изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение, фортификацию, артиллерию. Преимущественно дня дворянских детей в начале XVIII в. последовательно открывались новые учебные заведения (школы), такие как Московская инженерная (1703), Петербургская инженерная (1719), Петербургская артиллерийская и другие. Для обучения детей солдат и матросов создавались гарнизонные и адмиралтейские школы, цель которых состояла в подготовке младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей. Первая такая школа начала работу еще в 1698 г. в Преображенском полку. В ней обучали грамоте, счету, артиллерийскому делу. Ее успешная деятельность способствовала тому, что с 1721 г. такие школы организовывались в каждом полку. «Зазорные» младенцы мужского пола, которые родились вне брака и семьи, и попадали в детский приют до десятилетнего возраста, а потом готовились в матросы. Новые школы развивались, играя положительную роль в распространении грамотности и определенных профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России. 1.3.2. Образование и социальная защита детей в период правления Екатерины II Поставив перед собой задачу просвещения подданных, Екатерина II не могла не обратить внимания на количество и состояние российских образовательных учреждений. Во второй половине XVIII в. к уже существовавшим сословным и бессословным учебным заведениям добавляется целый ряд новых школ. По указу 1786 г. в 25 губерниях России были открыты народные училища. В них обучались дети мастеровых, ремесленников, солдат, матросов, крестьян. Тот, кто заканчивал первые два класса народного училища, умел читать, писать и считать. А ученики, прошедшие курс четырёхлетнего обучения, знали ещё и основы геометрии, механики, физики, естествознания, географии, истории. Особое внимание во второй половине XVIII в. уделялось закрытым школам. Просветители утверждали: чтобы изменить общество и построить «царство разума», необходимо воспитать «новую породу людей». А для этого следует изолировать детей от влияния семьи и общества, поместив в особые учебные заведения. Под конец жизни Бецкой признал, что «новую породу людей» образовать не удалось: система воспитания, основанная на изоляции детей от семьи и общества, оказалась несостоятельной. В 1764 г. было организовано первое общеобразовательное учреждение для девочек — Институт благородных девиц (Смольный институт) в Санкт-Петербурге. В него принимали дочерей дворян с 5-6-летнего возраста. Девочек забирали от родителей на долгие 12 лет. Жизнь «смолянок» строго регламентировалась. Они вставали в 6 часов утра. Ежедневно посещали по 6-8 уроков. Время для игр ограничивалось. Тщательно контролировались чтение, беседы друг с другом и со взрослыми, образ мыслей и чувства воспитанниц. Девочек не отпускали домой, родители могли их лишь изредка навещать, и то по особым случаям. Образование, которое получали «смолянки», было разнообразным, но поверхностным. Основное внимание уделялось гуманитарным наукам — литературе, иностранным языкам, основам истории. Большое значение придавалось танцам, музыке и рукоделию. В 1771 г. в Смольном институте был создан театр, что способствовало художественному образованию воспитанниц. Открывались Воспитательные дома. В них содержали детей, оставшихся без родителей. Государство заботилось о сиротах, воспитывало, давало образование и профессию. 1.3.3. Образование и социальная защита детей в XIX веке В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени. В 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись. Это очень низкий критерий грамотности. В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам». Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени: 1. Приходские училища Срок обучения – 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище. В 686 уездных городах России к 1825 году было только 1095 низших учебных заведений. Программа обучения была ограниченной: закона Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Соединение в одном классе детей 6–7 лет с юношами 14–15 лет, нерадивость, а иногда и жестокость учителей создавали атмосферу, непригодную для обучения. 2. Уездные училища Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Учебный план предусматривал подготовку к поступлению в гимназию. Здесь было 15 предметов: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание. Все предметы вели два учителя. Были более удобные помещения, более грамотные педагоги и минимальное количество учебников. 3. Гимназии Срок обучения – 4 года. Цель обучения – подготовка дворянских детей к госслужбе или к поступлению в университет. Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. 30 учебных часов составляли недельный учебный план. Учебный день: с 8 до 12 и с 14 до 16 часов. В среду и субботу занятия длились с 8 до 11 часов. Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. В гимназиях существовали телесные наказания. 4. Университеты. Ко второй половине XIX века из-за безнадзорности детей, имеющих родителей, которые были вынуждены из-за производственных или иных забот оставлять их одних, появились в обществе новые формы призрения, такие как «бесплатные колыбельни», дневные убежища, ясли. Например, в Суджанском земстве воспитание детей в яслях осуществлялось так: деревни, где было в одной 304, а в другой 204 ребенка, разделили на участки, в каждом из которых было не более 18 детей (там была воспитательница с помощницей). Для подросших детей открывали ремесленные классы, а для детей «заброшенных и преступных» открывали земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты. 1.3.4. Развитие образования и социальной защиты детей в CCCР В период гражданской войны и в связи с этим коренных изменений во всей жизни страны в 20-ее годы очень остро встал вопрос детской беспризорности. По официальным данным комиссии по улучшению жизни детей, в Москве и Московской губернии было зарегистрировано такое количество беспризорных: 1924-1925 гг.— 6790,1925-1926 гг. — 6984,1926-1927 гг. — 7332, 1927-1928 гг. — 7477 детей. Поэтому спасение детей, преодоление детской преступности и детской беспризорности оставалось острой проблемой молодой советской власти. Первоначально при советской власти эти задачи возлагались на «Совет защиты детей», а потом — на «Комиссию по улучшению жизни детей» при ВЦИКе, созданную специальным постановлением ВЦИК от 10 февраля 1921 г. Стали организовываться детские трудовые коммуны, которые дали «путевку в жизнь» многим бывшим беспризорникам. Впоследствии, большое значении для работы по спасению безнадзорных детей и повышению эффективности этой работы, стало иметь создание «Детской социальной инспекции», находившейся при отделе Правовой защиты детей Наркомпроса. Инспекция проводила постоянную работу по борьбе с эксплуатацией детей, с нищенством среди детей, детской беспризорностью, детской проституцией, спекуляцией детьми, детскими правонарушениями, жестоким обращением с детьми в семье и т.д. Произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР. Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным. Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет „О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР“ от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы. Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения. 1.3.5. Образование и социальная защита прав ребенка в современной России С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы. На сегодняшний день образование в Российской Федерации подразделяется на: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение и обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Законодательством Российской Федерации гарантируется равенство всех прав и свобод каждого ребенка независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Основные права любого человека, в том числе женщин и детей, в России отражены в Конституции, Семейном кодексе, Уголовном кодексе, а также в Федеральном законе «О гарантиях основных прав ребенка в Российской Федерации». Семейный кодекс РФ. В ст. 56 говорится о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов, кроме того, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений, в том числе и со стороны ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: