- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Средства массовой информации в современном мире
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000358 |
Тема: | Средства массовой информации в современном мире |
Содержание
Содержание: Введение………………………………………………………………………………...3 Глава 1. Средства массовой информации в современном мире………………...5 1.1 СМИ: понятие, виды, особенности………………………………………………...5 1.2 Роль молодежного СМИ…………………………………………………………..11 Глава 2. Роль СМИ в формировании молодежной культуры………………….17 2.1 Формирование сознания подрастающего поколения…………………………...17 2.2 Влияние СМИ на развитие и формирование личности подрастающего поколения………………………………………………………………………………25 Заключение……………………………………………………………………………30 Список использованной литературы…………………………………………………32 Введение В настоящее время проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи - очень актуальна в нашем современном обществе, т. к. на сегодняшний день большую часть населения составляет молодежь (более 60%), а СМИ является «четвертой властью», которая имеет огромное влияние на формирование мнения молодежи, на воспитание подростков и.т.д. Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией, и это - факт. Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста-развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации растущего человека в онтогенезе, развития его самости как важнейшей образующей базовых оснований становления и развития человека. Политический и духовный мир молодого поколения, вступающего в жизнь в условиях межгенерационного разрыва, формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных и политических институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой информации (медиасистема и среда). Влияние средств массовой информации на социум и общественное сознание как среды и основного механизма социализации было зафиксировано в научной литературе как факт общественной жизни в начале ХХ в. (Л. Саламон, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Для анализа возрастного предела, выявления особенностей и характеристик молодежного возраста в виде основного дифференцирующего социально-стратификационного параметра наиболее продуктивными явились взгляды Л.С. Выготского, Э.Н. Гусинского, Я. Корчака, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, В.А. Ясвина. В работе были использованы труды таких ученых как: Л.Ф. Бурлачук1, Т.Е. Денисович2, Б. Дженнинз, С. Томпсон3, Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская4 и многие другие. Объект исследования – роль и влияние молодежного СМИ на формирование сознания подрастающего поколения. Предмет исследования - СМИ как инструмент воздействия на сознание подрастающего поколения. Цель работы - изучение молодежного СМИ на формирование сознания подрастающего поколения. Исходя из цели данной работы были поставлены следующие задачи: - рассмотреть СМИ: понятие, виды, особенности; - выявить роль молодежного СМИ; - проанализировать формирование сознания подрастающего поколения; - исследовать влияние СМИ на развитие и формирование личности подрастающего поколения. Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы по работе могут быть использованы как в качестве теоретической, так и практической основы. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Средства массовой информации в современном мире 1.1 Средства массовой информации: понятие, виды, особенности СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации5. Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: * пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); * аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); * информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации)6. Печать приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Это обстоятельство, способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» – после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.)7. Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования8. Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения и т.д. Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны – эфирное вещание, осуществляемая по проводам – проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе9. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические возможности запись и воспроизведение звука в режимах «стерео» и «квадро», часто намного увеличивает способность передавать «рисующий» звук при освещении событий, трансляции сценического действия, музыкальных произведений10. Характерным для радио является. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, – это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притон в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами11. Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия при широком распространении легкодоступной и простой в обращении радиотехники. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место12. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий. Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией13. Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ – и публицистических, и художественных, и научно-популярных. Важно учитывать особенности восприятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория телевидения составляет миллионы, у экрана обычно собирается небольшая, чаще всего семейная, группа людей, причем просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, к тому же в самых разных условиях, если прослушивание радиопередач также может проходить в самых разных условиях и преимущественно индивидуально, то телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности14. Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует умения сочетать информационную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способностью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню. Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть (представленная Интернетом), в которой значительное место занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - «сетевещание», сайты отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени15. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора. Важно учесть также, что часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Издания и программы широко используют свои коммуникативные возможности. При этом у аудитории в практике контактов с разными коммуникационными средствами складываются свои предпочтения и мотивации. При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем – желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио, прежде всего, удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том, что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. Пользователи сети Интернет также в основном настроены на получение новой информации, однако зачастую она носит не столько познавательный, сколько обучающий, социализирующий или развлекательный характер. 1.2 Роль молодежного СМИ На сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без средств массовой информации. Мы постоянно следим за новостями по телевизору, читаем интересные статьи в прессе, общаемся с друзьями в интернете. Так как большинство населения составляет молодежь, и она является ярым потребителем СМИ, а СМИ в свое время имеет влияние на молодежную аудиторию16. В настоящее время существует позитивное и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и все чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. И для того чтобы негативного влияния было меньше, мы считаем, что необходимым является введение цензуры, независимо кому от этого будет не выгодно и не смотря на то, в каком обществе мы живем17. Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневной жизни, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM-радиостанции. Мы считаем, что проблема влияния средств массовой информации на поведение молодёжи - очень актуальна в нашем современном обществе, т. к. на сегодняшний день большую часть населения составляет молодежь (более 60%), а СМИ является «четвертой властью», которая имеет огромное влияние на формирование мнения молодежи, на воспитание подростков и т.д.18 Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией, и это - факт19. Современный подросток, молодежь оказываются включенными в новую как для него, так и для общества реальность, которую он осваивает спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. Эту роль «наставников» в медиати-зированном обществе берут на себя различного рода посредники в виде средств массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, интернета, мобильной связи. Они становятся сегодня для молодежи естественной средой обитания и имеют большое значение в социализации личности. То есть в настоящее время с самого начала нас не предостерегают от каких-либо программ или телепередач. Нынешняя молодежь настолько свободна при выборе тех или иных медиа средств (т. к. есть из чего выбирать, будь это интернет или же телерадиовещание). Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодого человека: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта и пр. Существует мнение, о том, что не следует преувеличивать роль СМИ в формировании образа жизни молодежи, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет «тлетворного влияния запада» и комерционализации радио, телевидения и прессы. В советские времена, когда в СМИ не было абсолютно никакой рекламы, а цензура не пропускала ничего, что могло бы отрицательно сказаться на личности или образе жизни молодого человека, например, в Украине имели место такие явления, как курение, пьянство, и беспорядочные половые связи. То есть не только СМИ сегодня ведут к тому, что значительная часть населения ведет нездоровый образ жизни. В тоже время роль СМИ в формировании образа жизни нельзя недооценивать. Однако нельзя не отметить, что именно в последнее десятилетие огромные средства, вкладываемые международными и украинскими корпорациями в рекламу сигарет и алкогольных напитков, не идут ни в какое сравнение с финансированием программ, статей, передач, посвященных формированию здорового образа жизни молодежи20. Если говорить о характере влияния СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ могут производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом, средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали21. Далее проследим характер этого влияния на примере такого СМИ, как телевидение. Социологические исследования последних десятилетий, которые проводились и в нашей стране, и за границей, неоднократно подтверждали, что в структуре детского и молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная форма провождения свободного времени. По мнению исследователей, сильнейшее воздействие телевидения производится на формирование представлений о современном состоянии общества, об уровне существующей в нем справедливости и наиболее типичные характеристики современного представителя. В меньшей мере СМИ (телевидение) влияют на формирование разных граней общественного идеала, связанных с представлениями про идеальный способ жизни, идеальный общественный строй, идеал социальной справедливости и желанные качества человека. Выходит, можно утверждать, что именно СМИ в лице телевидения, транслируют модели, стили и образцы сознания и поведения. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов22. Мы считаем, что все же теленасилие есть причина последующей агрессии. СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. И видите ли, если какой-либо видео ролик или же фильм не сопровождается какими-либо сексуальными актами, то это видео не продаваемо и не интересное23. Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов: - СМИ держат молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»; - средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую культуру населения; - служат для взаимного информирования властей и населения; - снимают социальную напряженность24. Но все выше перечисленные проблемы касаются подростков 13-15 лет, т.к. они являются всеядной телеаудиторией. В этом возрасте им все интересно, у них появляются кумиры (певцы, актеры, спортсмены), которым они подражают. Но передач, адресованных молодежи, тем, кому от 17 до 25, на TV практически нет. Этому возрасту уже не интересны сопливые «звезды» с пирсингом на пупке или поцелуйные истории «Элен и ребят». И пока еще не интересны мыльные мелодрамы, стриптиз вокруг столба и сплетни про знакомых В. Вульфа и О. Пушкиной. Криминал и чернуха отторгаются в принципе - их в реальности достаточно. Самая распространенная претензия: отсутствие познавательных программ. Устройство мира и место человека в этом мире; отношения индивидуума и коллектива; загадки и противоречия истинной любви; пути к семейному счастью и духовные горизонты несчастья - вот, что заботит нас больше всего. Нам необходимо реальное знание25. А не все эти реалити-шоу типа «Дом2» или же программы на «Муз-ТВ» с денежными выигрышами, они настолько выжиты и однотипны, построены на фальши и хотят, чтобы мы поверили в это. Но, к сожалению, все эти телепрограммы также смотрят и дети, и подростки, а СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков26. Можно проследить существенное противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира27. Подводя итог вышесказанному, можно сказать что влияние СМИ на поведение молодежи существует и оно достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медия. Также мы выяснили, что существует позитивное и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и все чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Глава 2. Воздействие СМИ на молодежь 2.1 Формирование сознания подрастающего поколения П. Бергер и Т. Лукман выделяют две основные формы социализации молодежи первичную и вторичную, при этом решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации»28. Вторичные формы социализации осуществляются целым рядом социальных институтов и неформальных сообществ - СМИ, школа, армия, церковь, учреждения культуры, окружающая среда. И в этом смысле культурным человеком не рождаются, а становятся в результате социализации, включающей процессы социально организованного и контролируемого воздействия на личность со стороны общества и его структур, стихийно складывающихся воздействий со стороны социального окружения индивида, а также самостоятельной работы его внутреннего я29. Согласно данным исследования, проведенного С.П. Иваненкова, молодые люди, определяя круг, в котором они удовлетворяют свои культурные потребности, и причины по которым они это делают, констатировали, что, общаясь со своими друзьями, они удовлетворяют главную для них потребность – быть рядом со сверстниками – 21% опрошенных (первое место в ряду причин). И поддерживают они эту связь потому что, сверстник – это второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому можно обратиться в трудную минуту. Отвечая на вопрос, на кого Вам хочется быть похожим больше всего, молодые люди ответили следующим образом (в порядке убывания): - ни на кого, - на знаменитого человека (артист, спортсмен, ученый), - на мать, - на героя книги или фильма, - на отца, - на брата или сестру, - на взрослого знакомого, - на своего приятеля, - на деда или бабушку, - на своего учителя, - не знаю30. В приведенных данных просматривается тенденция: право на свою индивидуальность провозглашается высшей формой отношения молодежи к действительности. В перечне образцов для подражания чередуются знаменитости, родители, герои фильмов31. Такая картина наглядно демонстрирует, что в переходную эпоху семья все-таки остается основным институтом первичной социализации, но она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации как института вторичной социализации. А вот третий, традиционно упоминаемый в наборе институтов вторичной социализации – школа (учитель) оказывается на последнем месте и практически не значимым (в субъективном плане) фактором. Конечно же, школа дает знания, умения и т.д., но меньше всего она является местом, где молодой человек может проявить свои способности и где ему интересно. Два последних десятилетия российского государства радикальным образом изменили молодое поколение, родившееся в период перестройки. Оно сформировалось в условиях нестабильного времени, переходности, отсутствия понятной, принимаемой населением идеологии. Молодежь сегодня имеет свое отношение к социальной активности, свои жизненные ценности, которые, как правило, не приемлет старшее поколение. И это не традиционная борьба «отцов и детей», которая характерна для любого исторического периода. Это рассогласованность эпох, мировоззрения, расхождения на уровне ментальности32. На этом фоне возникает насущная потребность, с одной стороны, восстановить поколенческую преемственность, с другой, найти механизмы воспроизводства новых социокультурных ценностей, соответствующих эпохе постмодернизма. Молодежь сегодня не имеет тех четких ориентиров в жизни, которые были у их родителей. Нет глобальной цели, которая формируется на государственном уровне. Слабые представления о законах общества и системы. Современная молодежь получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. А поскольку в обществе еще ничто не устоялось, не определилось, и средства массовой информации не в состоянии помочь молодежи в поиске своего предназначения, то значительная часть молодых людей просто потеряла интерес к социальной жизни и жизни государства. Другие, накопив в себе достаточно агрессии, объединяются под радикальными, националистическими лозунгами. Третьи самоопределяются как субкультуры33. Исследователи практически единодушны в том, что сообщества андеграунда формируются из тех, кто «выпал» из социума. Появление таких «выпавших» людей объясняется сдвигами в самом обществе. У М. Мид это выглядит так: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится, структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из социальной структуры, а сама структура уходит из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт34. Современное общество меняется быстрее, чем человек успевает осмыслить это, в связи, с чем появляются многочисленные молодежные группы, не вписывающиеся в традиционные представления о поколении. В целом в молодежной среде сегодня происходит расслоение по материальному положению, социальному статусу. Условно в этой социальной общности можно выделить три основных группы. К первой относятся молодые люди, стоящие на перспективных ступеньках карьеры государственной или муниципальной службы, либо занимающиеся бизнесом, имеющие более выгодные стартовые позиции по отношению к другим за счет статусных или состоятельных родителей. Это – «золотая молодежь», «мажоры»35. Такие группы ориентированы на добывание власти, денег и красивую жизнь. Вторая группа проявляется в деятельности люберов, гопников и других аналогичных объединений. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедуют культ физической силы. Эта молодежь существует главным образом в неформальных сообществах, имеет весьма низкий интеллектуальный уровень, легко поддается влиянию, имеет психологию толпы36. Третья группа молодежи наиболее многочисленная, но и наиболее размытая в своих границах. Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей. Они ориентированы на повышение материального достатка и на продвижение по социальной и служебной лестницам. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимой предпосылки достижения цели. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а исключительно как шанс добиться успеха. Эта классификация не претендует на полноту, она лишь показывает направления дискурса, возникающего при постановке вопроса о социализации молодого человека, наличии и способах раскрытия его внутреннего потенциала. На одном полюсе проблематики – общее падение интеллектуального уровня российских школьников и студентов. К примеру, исследование авторитетной международной организации PISA, проведенное в 2010 году, показало, что «15-летние учащиеся России читают ниже среднеевропейского уровня, а результаты 2013 года показали дальнейшее ухудшение. В 2010 году Россия из 32 промышленно развитых стран занимала 27–29 место, а в 2013 году из 40 стран, принимавших участие в исследовании, – 32–34 место»37. При этом согласно результатам исследований, «российские учащиеся не показали умений работать с объемной, правдоподобной и противоречивой информацией, ... критически оценивать информацию, работать с понятиями, которые противоположны их ожиданиям, ... продемонстрировали неумение вычерпывать информацию из текстов разных типов, ... привлечь информацию, находящуюся за пределами задания, использовать свой личный опыт, сведения из смежных областей. Трудность представляли задания, требующие реконструкции замысла автора и его точки зрения. В тексте-рассуждении, аргументации, убеждении учащиеся не смогли увидеть разницу между фактами и мнениями»38. На другом полюсе российского молодого поколения – нарождающаяся социальная группа так называемой «Молодежи Y» или «Молодежи XXI». «Игреки» – представители инновационного слоя в молодежной среде, социальные новаторы. В них нет ничего советского, хотя новое поколение увлекается модой на советское. Они всегда «в курсе», они ищут информацию и анализируют ее, оценивая альтернативы. Осваивают новые практики и стремятся к получению индивидуального опыта во всех сферах жизнедеятельности. Они обладают готовностью к изменениям собственного уклада жизни, имеют особое отношение ко времени, риску и ответственности. В своей повседневной жизни они более ориентированы на настоящее и будущее, чем на прошлое. Для них имеют значение карьера, независимость, профессионализм и саморазвитие. Эта категория молодежи чаще других оценивает духовность как самое важное в жизни, они реже других говорят о деньгах, чаще других молодежных групп интересуются политикой, готовы посвящать какое-то время добровольной работе, если она важна для общества. Девяносто пять процентов этой молодежи работают за компьютером, 89% пользуются Интернетом. Уровень медиакомпетентности этой категории молодежи значительно выше других, им доступны различные источники информации. Они ориентируются на моду, соответствие собственному вкусу и стилю, их потребности формирует реклама39. Эта группа молодежи отличается инновационным поведением. Их интерес является движущей силой распространения новаций в молодежной среде, это лидеры мнений. Они активно создают и участвуют в разнообразных сообществах и сетях. Взаимодействие с ними необходимо для понимания современных молодежных тенденций. Какие же ценности сегодня разрушаются, а какие остаются и воспринимаются молодежью? Исследования показывают, что в молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимыми становятся стремление к материальному достатку, росту доходов, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. Это стимулирует экономическую активность молодежи. Среди молодежи преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодежь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, быстрее и глубже входит в современную экономическую систему. Однако в трудовой мотивации приоритет отдается не самореализации в выбранной профессии, а получению высокой заработной платы. Второй после прагматизма чертой ценностной ориентации молодежи сегодня является индивидуализм. Ещё в 1998 году 70% российской молодежи считали, что в жизни надо думать, прежде всего, о себе, своем деле, своем здоровье, семье, друзьях и детях, ибо будущее зависит от них самих. Индивидуализм может выглядеть привлекательно с точки зрения развития уникальных характеристик каждой личности. Он способствует развитию ответственности и самостоятельности. Однако ничем не ограниченная, эгоистическая свобода выб....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: