- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика типологии героев в ранних произведениях Ф
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014548 |
Тема: | Специфика типологии героев в ранних произведениях Ф |
Содержание
Титульный лист СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 6 1.1 Социально-психологическая типология героев 6 1.2 Нравственная типология героев ранних произведений 9 ГЛАВА 2.ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ, ВОПЛОЩАЮЩИХ НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ, В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 12 2.1 Герой-мечтатель 12 2.2 Дети в ранних произведениях Ф.М. Достоевского 15 2.3 Женские образы 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25 ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы «Специфика типологии героев в ранних произведенияхФ.М. Достоевского» связана с проблемой преемственности социально-психологической проблематики и системы образов поздних романов и ранних произведений писателя. Известно, что ранее творчество Ф.М. Достоевского многие исследователи оценивают как период ученичества и его творческих исканий [Вильмонт 1984; Кашина 1989; Лакшин 1988;Фудель 1998]. Однако уже в ранних работах прослеживается неизменность критериев оценки человеческой личности в творчестве писателя. Эту мысль подтверждают замечания критиков рубежа XIX-XXвеков. Так, например, В.В. Розанов утверждает: «Вообще, какого-либо перелома на всем протяжении развития Достоевского мы не наблюдаем; ничего, кроме расширения духовного опыта, захвата новых сфер в область обдумываемого и изображаемого, дальнейшего углубления, но все в одной идее – мы не видим» [Розанов 2015: 12]. В современных исследованиях подчеркивают преемственную связь ранних произведений писателя с его поздними романами. Типология героев, нравственно-этические критерии их оценки складываются в раннем творчестве Ф.М. Достоевского. Ю.Г. Кудрявцев отмечает, что «проблемы человека, его природы, его личности, ее жизненной ориентации, ее мыслительной и нравственной качественности, ее деятельности, т. е. то, что составляет суть философии человека, были выявлены достаточно четко» [Кудрявцев 1991: 19]. Справедливости ради отметим, что некоторые исследователи видят в ранних произведениях Ф.М. Достоевского доминирование романтических приемов в изображении личности героя [Гражис 1982;Кашина 1989; Фриндлер 1983].Однако в ряде работ написано о переосмыслении и преодолений романтических традиций уже в ранних произведениях писателя[Злочевская1983; Нечаев 1979]. Думается, что такое расхождение во взглядах во многом связано с недостаточной изученностью ранних произведений Ф.М. Достоевского, в частности типологии их героев. Это обуславливает актуальность исследования. Объект исследования – ранние произведения Ф.М. Достоевского. Предметом исследования являетсятипология героев ранних произведений Ф.М. Достоевского. Цель данной работы – выявить и описать основные типы героев в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Поставленная цель определяет задачи исследования: 1. Изучить типологию героев ранних произведений Ф.М. Достоевского на материале научных исследований. 2. Подробно рассмотреть типы героев, воплощающие нравственные идеалы. 3. Осуществить анализ типологии женских образов в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Метод исследования литературного материала, подсказанный спецификой исследуемого вопроса, имеет комплексный характер. В его рамках применяются такие методы, как историко-литературный, а также элементы биографического, культурно-исторического методов исследования и приемы герменевтического анализа. В работе использованы приемы обобщения и типологизации. Материалом исследованияпослужили произведения «Бедные люди», «Белые ночи», «НеточкаНезванова»,«Маленький герой». В связи с этим теоретической основой исследования стали труды, посвященные языку и поэтике творчеству Ф.М. Достоевского (М.М. Бахтин, С.М. Соловьев, А.В. Степанова, Б.Н. Тарасова и др.), ранним романам писателя (Е.Н. Акименко, Н.В. Кашина, В.С. Нечаев, Г.М. Фридлендер, Г.К. Щенников и др.). Практическая значимость работы напрямую связана с возможностью применения данного материала в процессе обучения в вузе, а также в школьной практике на уроках литературы. Поставленные задачи определяют структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновываются выбор темы курсовой работы, ее актуальность, практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, указываются материал исследования, методы анализа материала, формулируются цель, задачи. В первой главе работы («Типология героев ранних произведений Ф.М. Достоевского: история вопроса») представлен аналитический обзор различных классификацией типов героев ранних произведений Ф.М. Достоевского на материале исследовательской литературы. Во второй главе работы («Типология героев, воплощающих нравственные идеалы, в ранних произведениях Ф.М. Достоевского») подробно рассмотрены такие типы героев, как мечтатели, дети; осуществлен анализ женских образов в ранних произведениях Ф.М. Достоевского. Заключение курсовой работы содержит общие выводы по результатам проведенного исследования в рамках ее темы. Список литературы составлен в алфавитной последовательности и включает в себя45 наименований. ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 1.1 Социально-психологическая типология героев В данном параграфе описаны различные типы героев ранних произведений Ф.М. Достоевского с учетом их социальной принадлежности и личностных особенностей. Известно, что раннее творчество писателя пришлось на период расцвета «натуральной школы» (40-е годы XIXвека). Представители данной «школы» изображали человека, «скромного, будничного, рядового.., несущего на себе тяготы социального гнета» [Петрова 2002: 12]. В очерковой литературе писателей этого направления представлен «маленький человек». В его изображение был «вложен весь тот пафос протеста, гуманизма и защиты прав личности, который вкладывался творческим гением человечества до того в создание образов Гамлета, Дон-Кихота, Фауста, Чайльд-Гарольда, Чацкого, Онегина, Печорина» [Лотман 1981: 583]. К теме «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского нередко обращаются в исследовательской литературе. В этом типе героя усматривают пушкинские, лермонтовские и гоголевские традиции [Фридлендер 1983], а также индивидуально-авторские новшества в изображении «маленького человека». В.А. Недзвецкий отмечает иной взгляд Ф.М. Достоевского на данный тип героя, отличный от «натуральной школы». По мнению исследователя, писатель выступает «не столько наследником господствующих в 40-е годы литературно-творческих концепций и принципов, сколько их сознательным оппонентом» [Недзвецкий 1995: 13]. Особенность «маленького человека» Ф.М. Достоевского справедливо описала Н.А. Петрова: «Он (Ф.М. Достоевский) был первым писателем, в творчестве которого маленький человек из типического представителя своего сословия, каким он был в физиологических очерках, из объекта наблюдения превратился в личность, страдающего человека, желающего быть понятым, ищущего сострадания себе подобных» [Петрова 2002: 13]. Писателя заботило не внешнее окружение герой, его бытовое устройство, Ф.М. Достоевскому важно было показать внутренний мир «маленького человека», развитие его нравственной природы. Г. М. Фридлендервыделяет в ранних произведениях писателя тип «мыслящего героя», «живущего напряженной интеллектуальной жизнью, и его взаимоотношений с народом» [Фридлендер 1987: 4]. Таким образом исследователь подтверждает преемственную связь ранних работ Ф.М. Достоевского с его реалистическими романами после 60-70-х г.г. Такие герои ищут нравственный идеал, они «поражены» внутренним конфликтом,«в сознании «гордого» человека, уверовавшего в идею вседозволенности, происходит раздвоениеличности» [Злочевская 1983: 32]. Социальную типологию героев ранних произведений Ф.М. Достоевского разрабатывал П.Ф. Маркин. Исследователь в качестве основы концепции человеческого характера у Достоевского рассматривает только один тип героев писателя – «личность отчужденную, с расщепленным, диалогически настроенным сознанием», в которой пробуждается «амбиция» и способность к самоанализу» [Маркин 1983: 10]. Однако, на наш взгляд, одного типа не достаточно, поскольку для многих героев как ранних, так и поздних произведений Ф.М. Достоевского присуща положительная динамика развития нравственных качеств. Интерес представляет диссертационное исследование М.К. оглуКоджаева «Концепция характеров в творчестве Достоевского 1846-1872 г.г.», в котором выделены три типа характеров: «чисто социальный», «чисто народный» и «двойственный».Однако, на наш взгляд, такое представление о духовном развитии героев является не совсем верным. По сути, данная классификация отражает борьбу героя с внешним миром, с социальными обстоятельствами и условиями. Но герои Достоевского осуществляют борьбу с личностями недостатками, с собственным эгоизмом. По мнению писателя, в такой борьбе и заключается духовное развитие личности [Достоевский 2010]. М.К. оглуКоджаеване уточняет понятие «двойственный» характер, который далеко не однозначен. Внутри этого типа могут быть и герои, лишь интуитивно угадывающие существование в мире идеала, и герои, активно преодолевающие собственные негативные качества. В.И. Кулешов классифицировал героев ранних произведений Достоевского следующим образом: 1) «мечтатели», верящие в осуществление своих «сновидений»; 2) «личности», находящиеся во власти среды, но пытающиеся бунтовать; 3) «герои бунта», одержимые идеей [Кулешова 1979: 39-40]. Г.К. Щенниковвыделил два типа героев ранних произведений писателя: 1) «байронический герой- индивидуалист, противо-поставляющий себя миру»; 2) «универсальная личность, ищущая высшей гармонии»[Щенников1983: 92]. Похожая типология представлена в диссертационном исследовании А.А. Станюта («Идея человека в творчестве Достоевского 1840-1860-х гг.»). Автор данного исследования выделил два типа личности героев произведений Достоевского 40-х годов: «индивидуалистически отъединенная от людской целостности личность и личность, достигшая полноты нравственного «я», где альтернативные «я» или другие перестают существовать» [Станюта 1973: 7]. Социально-психологические типологии героев, обнаруженные нами в исследованиях в основном в советского литературоведении, не отражают в полной мере содержание ранних произведений Достоевского. Герои ранних произведений «соотносятся с нравственным идеалом писателя» [Петрова 2002: 21], что можно увидеть в ранних художественных произведениях. В этой связи может быть предложена другая система основных типов ранних героев. 1.2 Нравственная типология героев ранних произведений В предыдущем параграфеданной главе было отмечено, что Ф.М. Достоевскому важно изобразить не столько окружающую среду героя, сколько его внутренний мир, его нравственное совершенствование и отношения героя с действительностью. Ключевым в характере персонажа для писателя является его нравственная динамика. Поэтому, на наш взгляд, изучение специфики типологии героев ранних произведений Ф.М. Достоевского целесообразно изучать через их нравственные характеристики.Наиболее полной такой типологией является представленная в диссертационном исследовании Н.А. Петровой. Исследователь выделил следующие типы героев ранних произведений писателя: ? герои, удаленные от идеала, ? личности, совершающие динамическое развитие в сторону идеала, ? герои, максимально приблизившиеся к нравственному идеалу писателя[Петрова 2002: 23]. Герои, удаленные от идеала представлены двумя типами – «благовоспитанные люди» и «покалеченные мыслью» герои. Первый тип героев произведений Достоевского составят персонажи, «бесконечно удаленные от нравственного идеала писателя» [Петрова 2002: 25], такие как Быков («Бедные люди»), m-r М («Маленький герой»), Петр Александрович («НеточкаНезванова»), Юлиан Мастакович («Слабое сердце»). Это так называемые «люди середины», осуждению которых посвящены многие страницы в поздних произведениях писателя. «Благовоспитанные» люди ориентируются на мнение света, принятую в обществе и известную идеи они принимают безоговорочно и далее пропагандируют ее. Но людей, создающих такие идеи, «благовоспитанные» презирают. Они – «потребители общественного мнения», «потребители идей». Данный тип героя статичен, он на способен к духовному развитию, застывший «в самодовольстве и успокоенности» [Петрова 2002: 31]. Такой характер, по мнению Достоевского, противоречит нравственной красоте человека. К «подпольным» или, точнее сказать, «покалеченным мыслью» героям произведений Достоевского 40-х годов можно отнести Голядкина («Двойник»), Прохарчина («Господин Прохарчин») и Ефимова («НеточкаНезванова»). Данные герои способны к духовному совершенствованию. В них заложены положительные качества такие, как «чуткая отзывчивая душа», милосердие, понимание страданий другого человека. Однако им мешает культ одной «идеи», одной «застывшей» мысли, которая«губит их и не дает реализовываться важнейшим человеческим качествам» [Петрова 2002: 68]. Второй тип героев ранних произведений Ф.М. Достоевского наряду с персонажами, гоняющимися за общественным признанием, принявших искаженную систему ценностей или слепо идущих за сомнительными идеями, далекими от нравственного идеала, - герои, активно растущие духовно, стремящиеся к идеальным ценностям. По мнению Н.А. Петровой, «такие герои живут полноценной человеческой жизнью и приближаются к романтическому универсальному человеку» [Петрова 2002: 74]. Среди героев, представляющих тип таких «выделывающихся» личностей, можно назвать Ордынова («Хозяйка»), Васю Шумкова («Слабое сердце»), Неточку («НеточкаНезванова»). К этому же типу можно отнести и Макара Девушкина («Бедные люди»), который демонстрирует уникальную динамику духовного развития. Н.А. Петрова утверждает: «Положительные герои Достоевского тем ближе к его идеалу, чем независимее они от искажающих истинно человеческое в человеке жизненных обстоятельств. Те герои, в которых Достоевский хотел воплотить свои представления о нравственном идеале, не пассивные и печальные созерцатели жизни, а люди сильной воли и активности. Но их волевое начало не становится источником волюнтаризма, не подавляет других людей, а «служит» им» [Петрова 2002: 147]. Третий тип героев ранних произведений Ф.М. Достоевского - «лучшие» люди, стремящиеся сознательно или бессознательно «к воплощению активной любви» [там же]. Эти характеры с точки зрения нравственного совершенствования «активные» персонажи. В них представлены такие качества, как человеколюбие, сердечное сочувствие. Они интересуются людьми, питаются понять их горя и помочь страдающим. По справедливому замечанию И.В. Карташовой, «идеальную человечность Достоевский нередко находит в характерах, изолированных от статической, обыденной жизни...» [Карташова 1983: 7]. Последний тип героя ранних произведений Ф.М. Достоевского, стремящихся к духовному совершенствованию и его воплощающие.условно представлен тремя группами: «альтруисты-мечтатели», дети, как воплощение идеи «будущего человечества», и женщины, как образ материнства и эстетического идеала. Данные типы героев будут подробно рассмотрены в следующей главе данной работы. ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ, ВОПЛОЩАЮЩИХ НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ, В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 2.1 Герой-мечтатель Наиболее ярко попытка «изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия» [Достоевский 2010: 358] была осуществлена Достоевским в романе «Идиот». Однако в ранних произведениях писателя изображен тип личности, близкой к нравственному идеалу. Первая группа из этой типологии – герой-мечтатель. Н.А. петрова подчеркивает, что «образ «мечтателя» проходит через многие произведения Достоевского, не ограничиваясь первым периодом его творчества» [Петрова 2002: 101]. Мечтатели-альтруисты представлены во многих ранних произведениях Ф.М. Достоевского: Вася Шумков («Слабое сердце»), Василий Ордынов («Хозяйка»), мальчик из «Детской сказки». К мечтателям можно было бы отнести и Макара Девушкина («Бедные люди») и музыканта Ефимова («НеточкаНезванова»), однако, эти герой только находятся на пути духовного совершенствования. В произведениях они не достигают статуса высоконравственной личности.В целом, отметим, что многие герои достоевского мечтательны. Наиболее полно и ярко герой-мечтатель, воплощающий идеи «прекрасного духовного идеализма» [Достоевский 2010], представлен в образах студента Покровского («Бедные люди»), сентиментального героя «Белых ночей» и Неточки, вступающей во «взрослую» жизнь («НеточкаНезванова»). Рассмотрим характер Покровского «в самом светлом и поэтическом произведений писателя»[Розанов 2015: 265] – сентиментальном романе «Белые ночи». Данный роман написан в русле романтической литературы, поэтому теме мечтателя и мечтательствапосвящено много места. По мнению Г.М. Фридлендер, «и обстановка действия романа, и образы его героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге – «Домика в Коломне» и «Медного всадника» [Фридлендер 1983: 20] . Студент Покровский – главный герой сентиментального романа –мечтатель, поэт в душе, «который в своей исповеди характеризует собственную жизнь, как призрачную, фантастичную, бесплотную грезу» [Петрова 2002: 129]. Однако его иллюзорно-идеальная жизнь становится для него «заколдованным кругом», из которого герой не может выбраться. В этом «мечтательном мирке» Покровский безгранично одинок. Его мечтания и фантазии отделяют его от реальной жизни, лишают его активного существования с реальностью. Его биография, по сути, тоже создается им самим, или иначе сказать,он«творит ее себе каждый час по новому произволу» [Достоевский 2017: 102]. Справедливо отметить, что данный герой Достоевского не просто созерцатель, писатель «рассматривает период отвлеченной мечтательности, как необходимую степень в подготовке нравственного чувства, которая в своем развитии рождает в человеке жажду реальной жизни» [Петрова 2002: 120]. Покровский-мечтатель приближается к тому периоду жизни, «когда-нибудь пробьет грустный час, когда он за один день этой жалкой жизни отдаст все свои фантастические годы, и еще не за радость, не за счастье отдаст, и выбирать не захочет в тот час грусти, раскаяния и невозбранного горя»[Достоевский 2017: 106]. Нравственное чувство главного героя«Белых ночей»выражено в стремлении преодолеть духовную изоляцию и как-то сблизиться с людьми. Ф.М. Достоевский считал такую «идеальность» возможной, человек пытается преодолеть свою обособленность и стать ближе к другим. Известно, что в романтической литературе мечтатели были особой личностью, избранными. Его характер был возвышен надругимиперсонажами, такой герой противостоял окружающей действительности. Он обладал особыми чувствами, интуицией, однако, как правило, был враждебен устоявшимся общественным порядкам и принятой системе ценностей. Герой Достоевского тоже противостоит «бедной жалкой жизни», восторженность, экзальтированность его чувств, возвышенность мечты противопоставляются действительности, и в то же время мечтатель глубоко от этого страдает. Живя воображением и сердечными переживаниями, душой он тянется к другим людям и рад бы услышать «два слова братские, с участием...» [Достоевский 2017: 121]. Условно расстаться со своим одиночеством герои помогает выдуманный им же приятель. Однако и этот друг покидает Покровского: «Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают, и что все от меня отступаются, ...когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу» [Достоевский 2017: 128-129]. Теряя приятеля, в герое еще больше растет чувства одиночества, Покровский стремиться сблизиться с обществом: «Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня; словно забыли меня, словно я для них был и в самом деле чужой!» [Достоевский 2017: 131]. Отметим, что этот герой-мечтатель не противопоставлял себя другим; он считал всех своими друзьями. В его характере присутствуют черты «совершенного» человека, которого романтики считали общественным, не замкнутым, нашедшим гармонию с собой и с миром [Чернец 2000]. Такой человек должен обладать «нервами более тонкими, подвижными и восприимчивыми» к искусству. В романтической литературе связь с искусством была обязательна для героя, поскольку оно воспитывает в людях любовь к прекрасному и нравственному. Таким образом, будущий общественный «универсальный»человек изначально был избранным по своим духовным качествам. «С одной стороны, искусство может быть понято только такой глубокой и сложной душой, с другой стороны, оно воспитывает духовно богатого, неисчерпаемого человека. Искусство создает целостного человека»[Белинский 1955: 83], открытого навстречу другим людям. Герой «Белых ночей»склонен к литературной деятельности, по крайне мере, наделен высоко развитым творческим воображением и художественным вкусом. Особое предпочтение Покровский отдает поэзии и музыке, видам искусства, по мнению романтиков, способных воспитать гуманистические идеала и являющихся лучшими способами познания мира. Однако, имея в себе задатки «универсальной» личности, сентиментальный мечтатель лишен свойственной ей гармонии. Цельность его характера еще только должна проявиться, подтвердить «идеальность» его душевных качеств. Мечтательность героя – это попытка реализовать свою человечность, не быть «ветошкой», «голядкой». Если герои, только намечающий свой путь к духовному идеалу, отстаивали свои ценности в рамках социальных отношений, то мечтатели делали это в сфере нравственности. Герой-мечтатель ранних произведений Ф.М. Достоевского свободен от социальных связей. Однако это лишь часть истинной свободы, которую герой может достичь только найдя гармонию с окружающим миром. Данный тип героя, преодолевая мирской, материальное, поднимается над злом социума, тем самым ярко проявляет свою нравственную позицию, становясь особой личностью. 2.2 Дети в ранних произведениях Ф.М. Достоевского Тип мечтателя в ранних произведениях Ф.М. Достоевского открыт, немного наивен, доверчив, духовно чист. Эти качества приближают таких героев к детям. Они обладают «детским» мировидением и восприятием действительности [Петрова 2002]. Известно, что в творчестве Ф.М. Достоевского тема детства и образы детей волновали писателя всю его творческую деятельность. В первом романе писателя представлена галерея детских образов. Образ Машеньки Маша – внучки хозяйки прежней квартиры Девушкина – в сознании главного героя наводит на идиллические воспоминания детства. Дети Горшковых, отчасти смирившиеся со своей судьбой и тем вызывающие сострадание в душе героя, отчасти потерявшие веру в людей. Это и прообраз будущих детей с ожесточившимся сердцем – мальчик с записочкой. Характерно, что перспективу его будущего «ожесточения» угадывает Девушкин, сам только недавно научившийся анализировать происходящее вокруг. Образы детей, как правило, присутствуют во всех произведениях Достоевского, в сознании взрослых героев эти образы вызывают сочувствие, сострадание, сожаление из-за невозможности помочь, защитить. Дети помогают героям«глубже осмысливать окружающий мир и самих себя» [Петрова 2002: 165]. Тема детства в произведениях Достоевского продолжает, «во-первых, христианское открытие ребенка, т. е. пытается понять, что значит «будьте как дети», а во-вторых, продолжает романтическое открытие ребенка как поэтического антипода антиромантического рассудка» [Карташова 1983: 50] . В ранних произведениях Достоевского представлен образ так называемого «случайного семейства», в котором нет духовных связей, патриархального устройства и взаимопонимания. В такой обстановке дети «обречены или на болезненную впечатлительность, мечтательность, отрешение от действительности» (НеточкаНезванова) [Петрова 2002: 169], или на «инквизиторскую недоверчивость» к людям (Ларенька, дети Горшковых). Среди детских образов ранних произведений Ф.М. Достоевского интересен образ мальчика в «Маленьком герое». Он исключительно светел, добр и нравственно чист.По сути, это единственный гармоничный детский образ ранних произведений молодого Достоевского. Мальчик, познавая мир, с удовольствием впитывает все радости духовной жизни, ценит не только внешнюю красоту человека, но и его нравственные качества. Герой понимает и красоту природы. Данный тип героя был представлен в повести Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени». У Достоевского и Карамзина детский образ воплощает идеальные качества личности. Однако у Федора Михайловича ребенок сталкивается с трудностями быта и проблемами социума. В форме исповеди писателю удается показать нравственное становление личности, воспитание чувств. Такая поэтизация детства позволяет писателю показать, что дети видят истинную картину действительности. По мнению Г.С. Померанц, «взгляд ребенка – один из самых сильных ключей поэзии в мире прозы, один из самых прямых прорывов к полноте истины. Именно взгляд, не описание детства» [Померанц 1996: 98]. Согласно рассуждениям И.В. Карташовой, «в поэтизации чистого, непосредственного, мудрого в своей наивности детского восприятия» заключается очарование рассказа [Карташова 1983: 50]. В произведении «Маленький герой» через описание нравственных поступков мальчика автор показывает становление нравственного чувства – самоотверженность. Эволюция этого чувства представлена через изменение принципов изображения героя. Психология личности описана Достоевским особым путем – через анализ к синтезу.Таким образом, писатель на рассматривает подробно внутренний мир героя, а подает его как гармоничное единство. Рисуя образ «маленького героя», Достоевский выделяет его особо важные нравственные качества – бескорыстие, внутренняя целостность, наивность, доверчивость, интерес к окружающему миру, отсутствие скрытых помыслов, лжи. Обладать такими качествами может не только ребенок. Поэтому во многих произведениях писателя высоконравственные герои обладали наивностью детского мышления (князь Мышкин, «Идиот»).По мнению писателя, «детскость имеется почти в каждой натуре и в ней обнаруживается тот человек, который может и должен быть отыскан в человеке» [Цит.по: Петрова, 2002: 119]. Ребенок в творчестве Достоевского, как и герой-метатель, как правило, увлечен искусством и литературой. Например, Неточка с интересом читает книги; позже говорит о них как о своих воспитателях: «Казалось, сама судьба остановила меня на пороге в новую жизнь..., и прежде чем пустить меня в неведомый путь, взвела меня на высоту, показав мне будущее в волшебной панораме, в заманчивой, блестящей перспективе. Мне суждено было пережить всю эту будущность, вычитав ее сначала из книг, пережить в мечтах, в надеждах, в страстных порывах, в сладостном волнении юного духа. ...Меня как будто предуведомляли вперед, как будто предостерегал кто-нибудь» [Достоевский 1992: 101]. В «Маленьком герое» мальчик увлечен домашним театром, его речь содержит литературные цитаты. Он подражает героям Ш. Перро, Шекспира, Шиллера. Его поступки отчасти сформированы благодаря рыцарскому кодексу, с которым он познакомился из произведений романтической литературы. Таким образом, дети в ранних произведениях Достоевского, как правило, изображены как жертвы сложной семейной атмосферы в семье, неверного воспитания или социальной несправедливости. Однако в образе мальчика («Маленький герой») и отчасти в Неточке («НеточкаНезванова») показан высокий нравственный идеал гармонической личности. 2.3 Женские образы Героини в произведениях Достоевского символизируют в первую очередь красоту. Внешняя красота героини в творчестве Достоевского является особым стимулом для мужчин, мотивирующая их на определенные поступки; некоторые герои обладают красотой, способной изменить исторические события. Об этом писатель рассуждал анализируя пушкинские «Египетские ночи». Однако внешняя красота, по мнению Достоевского, будет ущербна, если она не будет заполнена нравственной красотой. В данном случае следует говорить о «положительной» и отрицательной» красоте. Поэтому изображая женские образы, писатель особое внимание уделял внутреннему миру героинь. В ранних произволения Ф.М. Достоевского уже представлены образы «положительно» и «отрицательной» красоты.Как отметила Т. А. Касаткина, «когда речь идет о женской красоте, Достоевский особенно соблюдает многозначность ее осмысления» [Касаткина 1996: 102]. Именно в ранних повестях и романах писатель показывает нравственную пропасть между женщинами, сострадающими людям, и героинями, гордящимися своей внешностью, отторгающие людей, способных своим присутствием унизить их положение и красоту. Г.М. Фридлендер в статье «Гоголь и Достоевский» анализирует женские образы в творчестве писателей.Исследователь приходит к выводу, что Достоевский не изображает в своём творчестве женщин, подобных гоголевским «ведьмам». Демоническая красота героинь ранних произведений Достоевского, которая способна погубить других, в первую очередь приносит несчастье самой женщине [Фридлендер, 1987].Как правило, такие героини обладают нежной и чуткой душой, однако, вынуждены скрывать ее из-за определенных обстоятельств. Поэтому они отступают от нравственных идеалов: женский образ избалованной блондинки («Маленький герой»), жена князя Б. («НеточкаНезванова») признает и стыдится своего первого брака, который не позволяет быть ей равной высшему обществу. Иногда красота терпит надругательства и объективно отделяется от нравственных идеалов. В произведении «Бедные люди» Варя Доброселоваопозорена Быковым. В повести «Хозяйка»Катерина мучается моральными страданиями за преступления Мурина. Параллелизма в описании «страдающей красоты» и пейзажа широко представлен в ранних произведениях Достоевского. Состояние природы отражает внутренний мир героини. Так, например, Варенька Доброселова («Бедные люди») воспоминает о своей деревенской жизни; эти воспоминания возвращают девушку в мир любви и гармонии. В романтическую петербургскую ночь Настенька остаётся покинутой возлюбленным («белые ночи»). Описание любви между героями так представлено на фоне определенного пейзажа. Маленький герой влюбляется в m-m Natalie на лоне загородной природы. Он получает неимоверное удовольствие от лесной глуши, тишины у Москвы-реки и даже от дружной работы косцов, поскольку его сердце наполнено нежными чувствами. Влюбленный Макар Девушкин, сентиментальный мечтатель, восторженно отмечает: «…какое голубое небо, какая луна!» [Достоевский 2017: 129]. В этом случае отметим влияние романтической традиции. В произведениях романтиков очень часто описание любви героев и их переживаний осуществлялось с помощью пейзажа. Многие героини ранних произведений Достоевского сравниваются с прекрасными цветами, чаще всего с полевыми.Здесь можно увидеть влияние христианских взглядов писателя. Сопоставление человека и природы есть принятие связи между ними как единых творений Бога. Описание природы как гармоничного мира в ранних произведениях Достоевского имело связь с описанием детских и женских образов. В зрелом творчестве писатель обращается к этому приему, когда характеризует положительных героев(князь Мышкин, Алеша Карамазов). Очевидно, что такие герои обладают такими же нравственными качествами, как и женщины и дети: самоотверженность, доброта, наивность, ответственность, «чистое поклонение идее», «прекрасные черты сердца». Роль женщины в любви определена еще в ранних произведениях Достоевского. Это «кроткий идеал Мадонны» [Петрова, 2002], символизирующий самоотдачу, бескорыстие. Такие качества, изображенные в героинях ранних произведений Достоевского, являются показателями истинной женственности. Наличие их должно привести человека на истинный путь нравственного развития и совершенствования. Писатель рассуждал: «…спасение... от женщин»[Достоевский, 2010]. В ранних произведениях писателя представлен еще один тип женщины – активной и развивающейся личности. Такие героини также способны на бескорыстную любовь, однако, они ближе к нравственному идеалу. Наиболее яркие образы среди данного типа НеточкаНезванова («НеточкаНезванова»), m-meNatalie («Маленький герой»), Александра Михайловна («НеточкаНезванова»), в доме которой и начинается нравственное пробуждение Неточки. Для этих образов свойственно преданность, искренность, любовь к ближнему, отсутствие эгоизма. В дневнике таких женщин Достоевский называет своеобразными «сестрами милосердия в жизни»[Достоевский, 2010: 102]. К рассматриваемому типу женских образов ранних произведений Достоевского считаем возможным отнести образ Настеньки из повести «Белые ночи». Он кроткая, искренняя и добрая женщина. Однако по отношению к сентиментальному мечтателю ведет себя немного эгоистично. Девушка знает о чувствах героя и использует это для решения своих проблем. Впрочем, героиня оказывает положительное волнение в сердце героя, который находит в Настеньке родственную душу. Образ НеточкиНезвановой обладает рядом черт ,присущих героиням романтической литературы. Ее духовный мир формируется под влиянием сентиментальной матери отчима-музыканта, затем – литературой и Александрой Михайловной. Неточка – неординарная творческая личность. Кроме того, что она талантливая певица, она еще и человек с большим сердцем. С ранних лет девочка чувствует переживания окружающих, пытается помочь людям. В юности Неточка увлечена всем прекрасным, мечтательна и отзывчива. В этот период воспитанием девушки занимается Александра Михайловна. Данная героиня есть еще одно воплощение сильной женщины с большим сердцем. Образ Александры Михайловны также близок к героиня романтических произведений, отчасти «эмансипированным» женским образам [Петрова, 2002]. такие личности стремились к духовной свободе ,проявляли свою независимость, но сохраняли благородство и чистоту помыслов. Александра Михайловна воспитывала приемную девочку, устанавливая с ней равные дружеские отношения. Благодаря ей Неточка развивала фантазию, воображение. В девочке формировались лучшие нравственные качества – отзывчивость, доброта, сострадание отзывчивость. Таким образом, в ранних произведеньях Ф.М. Достоевского женские образы представлены двумя типами – страдающих прекрасных и сильных, благородных женщин. Оба типа воплощают такие ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: