- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Специфика структуры «Я – концепции»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007759 |
Тема: | Специфика структуры «Я – концепции» |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» Гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии Специальность 050706 – «педагогика и психология» Выпускная квалификационная работа ВЗАИМОСВЯЗЬ «Я – КОНЦЕПЦИИ» И ЦЕННОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАТЕ Роева Наталья Сергеевна, студентка 5 курса, гр. 3580 ____________________ Научный руководитель Чистякова Ольга Анатольевна, доцент, к.пед.н. _____________________ Подпись Допустить к защите Заведующий кафедрой ПиП ______________Мищенко В.А. Дата_________2013г Ханты-Мансийск 2013г. Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения «Я - концепции» и ценностей в юношеском возрасте 8 1.1.Психологические особенности юношеского возраста 8 1.2. Теоретические подходы к изучению и функции «Я – концепции» личности 12 1.3. Специфика структуры «Я – концепции» 19 1.4. Ценности в юношеском возрасте 23 ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи «Я - концепции» и ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 34 2.1. Организация исследования взаимосвязи «Я-концепции» и ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 34 2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация 36 2.3. Проект коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование адекватной «Я - концепции» в юношеском возрасте. 53 «Я уверенный» 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 ЛИТЕРАТУРА 62 Введение Юность – определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Наибольшее значение приобретают исследования «Я-концепции» личности, так как практически вся жизнь человека, его взаимоотношения с окружающими зависят от того, как человек себя осознает, оценивает и в зависимости от этого выстраивает свое поведение. Восприятие юноши другими (родителями, сверстниками и т.д.), самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков), социальные ценности, ожидание, идеалы, опыт социального поведения (в том числе и в конфликтных ситуациях) влияют на формирование «Я–концепции». Проблему «Я-концепции» изучали зарубежные и отечественные ученые: К. А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, А.С Арсентьев, Р.Бернс, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, К.Левин, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Не последнюю роль в формировании «Я-концепции» играют ценности юношества. На современном этапе ценности российской молодёжи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. При отсутствии четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценности молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло. Для начала необходимо понять, что такое ценности вообще. Ценности составляют ту психическую личностную реальность, через которую преломляются мировосприятие, самосознание, активность, и которая служит основанием и источником интеллектуального, нравственного, гражданского, профессионального, волевого воспитания личности. Необходимо отметить, что определенные социальные условия, повлиявшие на изучение «Я-концепции» в психологии, привели к условно – схематическому ее рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали ее общие и частные аспекты. Не опираясь в достаточной мере на все достижения в сфере исследования личности. В то же время, изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии личности уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико–методологического анализа и обоснования категории «Я – концепция». Прежде всего, это исследования (Агапов В.С., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Рубинштейн С.А. и др.) по проблемам самоотношения, самооценки, самоопределения, самоутверждения, представления личности о себе в условиях совместной деятельности, влияния «Я-концепции» на мотивацию, духовные потребности, ценностные ориентации, развитие профессионального Я. Но при этом различные теоретические конструкции и методологические подходы к изучению «Я-концепции» не соотносятся друг с другом, поскольку разные ученые, отправляясь в своих исследованиях от разных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, ее структурные и содержательные составляющие. Многие исследователи ставят проблему «Я-концепции» узкоспециально, в рамках своего конкретно - научного подхода (социально - психологического, медицинского, возрастного и т.д.). Представляется, что проблема заключается в том, чтобы, с одной стороны, рассматривать «Я – концепцию» как закономерный и всегда – уникальный результат психического развития личности, с другой, - исследовать феномен «Я-концепции», выделяя ее сущностные признаки, структурные компоненты, характеристики, отличающие ее от личности, сознания и самосознания. Согласованность «Я – концепции», системы ценностей, отсутствие конфликта между ними влияют на внутреннее благополучие, реализацию возможностей личностного развитие, а, следовательно, и на психическое здоровье человека. В доступной нам литературе взаимосвязь «Я - концепции» и ценностей не изучалась. Проблема является недостаточно изученной в возрастной, педагогической психологии и педагогике. Цель – на основе выявленной взаимосвязи «Я–концепции» и ценностей разработать проект коррекционно – развивающей программы для юношей, направленной на формирование адекватной «Я-концепции». Объект - взаимосвязь «Я-концепции» и ценностей в юношеском возрасте. Предмет– взаимосвязь когнитивного и эмоционального компонентов «Я-концепции» и жизненных ценностей в юношеском возрасте. Гипотеза – мы предполагаем, что взаимосвязь между компонентами «Я – концепции» и ценностями в юношеском возрасте можно описать следующим образом: студенты с низким уровнем самоуважения и глобального самоотношения отдают свой выбор группе духовно-нравственных ценностей, а студенты с высоким уровнем самоуважения и глобального самоотношения чаще выбирают ценности прагматической группы; студенты с низким уровнем самоуважения и глобального самоотношения отдают предпочтение ценностям в сфере увлечений, а для студентов с высоким уровнем самоуважения и глобального самоотношения значимы ценности в сфере образования. Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи: изучить литературу по проблемам «Я - концепции», ценностей в юношеском возрасте; провести эмпирическое исследование взаимосвязи между компонентами «Я - концепции» и жизненными ценностями в юношеском возрасте; разработать проект коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование адекватной «Я - концепции». Методологические основы исследования: основные подходы к изучению «Я-концепции» У. Джеймс, Ч.Кули и Дж. Мид, Э. Эриксон, К.Роджерс; структура «Я-концепции» Р. Бернс, С. Куперсмит; юношеский возраст В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др. Методы исследования: Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблемам «Я - концепции», ценностей в юношеском возрасте; тестирование ( мофологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина; шкала самоуважения М.Розенберга; опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева); количественный и качественный анализ эмперических данных; корреляционный анализ (ранговая корреляция Спирмена). Практическое значение исследования: результаты исследования могут быть использованы психологами и преподавателями в целях улучшения учебно-воспитательного процесса. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования, двух глав: теоретический анализ исследуемой проблемы и исследование взаимосвязи «Я – концепции» и ценностей в юношеском возрасте и его анализ, также разработан проект коррекционной программы по формированию адекватной «Я – концепции», заключения, списка литературы и четырех приложений. ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения «Я - концепции» и ценностей в юношеском возрасте 1.1.Психологические особенности юношеского возраста Юношеский возраст — это полное завершение полового созревания, а начало взрослости характеризуется зрелостью организма во всех отношениях; в плане социальном юношество — это период завершения первичной социализации; психологически же юношеский возраст характеризуется становлением самосознания, образа «Я», самоопределением, избранием профессии, самое важное психологическое новообразование — это открытие внутреннего мира личности. В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25. В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Человек в течение данного отрезка времени должен решить ряд определенных задач. Различные психологические школы по-разному декларируют содержание задач юношеского возраста, но в целом желанный результат — это переход к самостоятельной взрослой жизни вследствие осуществления ряда сознательных «жизненных выборов» и преодоления возрастного кризиса [1]. Основные задачи юношеского возраста: достижения общей эмоциональной зрелости; расцвет гетеросексуального интереса; достижение общей социальной зрелости; эмансипация от родительского дома; достижение интеллектуальной взрослости; окончательный выбор профессии; овладение способами структурирования свободного времени; построение психологии жизни, которая бы брала за основу сознательное поведение; достижение идентификации „Я“ (перцепции). Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния [14]. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира [28]. Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я». Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно – логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости [20]. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением кругозора, появлением теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам. Юноши начинают задумываться о смысле жизни, пытаются осознать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целый процесс, имеющий определенное направление, определенный смысл. В этот период у человека расширяется диапазон добра и зла до предельных границ, он испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного и злого. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. В то же время, как бы ни была юность направлена на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди людей. Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни. Смысл жизни – это важнейшее «новообразование» ранней юности. Именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным достижением юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла [14]. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. Период юности или первый период зрелости отличается сложностью становления личностных черт и совпадает со временем обучения в вузе. 1.2. Теоретические подходы к изучению и функции «Я – концепции» личности Несмотря на широкую представленность в научной литературе, проблема « Я - концепции » остается одной из наиболее актуальных проблем в психологии ввиду ее чрезвычайной важности при процессе становления личности, а так же ввиду отсутствия методологически целостной концепции самого понятия. Существует множество подходов к изучению «Я - концепции», рассматривающих проблему с различных теоретических позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой. Термин «Я - концепция» появился в научном языке в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением «проблемы Я», следует назвать американского психолога Уильяма Джемса, который разделил «глобальное Я» на два аспекта: 1) эмпирический объект (Я-как-объект ) 2) познающий элемент в нашем сознании (Я-сознающее). Нужно заметить, что некоторые развиваемые У.Джемсом положения были спорными. Так, термины «самоуважение» и «самооценка» у автора тождественны. При этом самооценка приравнена к чувству самодовольства либо недовольства собой, и эти два противоположных чувства являются первичными видами эмоций. Таким образом самооценка представляется врожденной, с чем трудно согласиться, т.к. она формируется в онтогенезе и является производным элементом развития самосознания[13]. Новый взгляд на «Я» был предложен представителями символического интеракционизма. В 1912 г. социологом Ч.Х.Кули была сформулирована теория «зеркального Я», согласно которой представление человека о самом себе складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому, представление о том, как другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку[3]. По Дж.Мид, у человека формируется способность реагировать на себя, сообразная с отношением к нему окружающих [3] . В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и др. продолжили разработку проблемы Я. Другой подход к изучению «Я» предложил Э. Эриксон, который рассматривал «Я-концепцию» через эго-идентичность. Механизм формирования «Я-концепции» Э. Эриксон представляет как бессознательный процесс и описывает восемь стадий развития личности, напрямую связанных с изменениями эго-идентичности [27]. Современное состояние теоретических представлений о «Я-концепции» в значительной степени достигнуто благодаря К.Роджерсу, который выделяет реальное и идеальное «Я» и фиксирует временной момент: «Я-реальное» – то, каким человек является в данный момент; «Я-идеальное» – то, каким ему хотелось бы стать в будущем. Для К. Роджерса понятия «Я» и «Я-концепция» синонимичны, их он понимает как структурированный непротиворечивый гештальт, состоящий из представлений свойств Я как субъекта и Я как объекта , а также из восприятия отношения данных представлений к другим людям и различным сторонам жизни. Гештальт включает и оценки, связанные с этими представлениями. «Я-концепция» , в основном, осознается. К. Роджерс выделяет четыре параметра «Я»: реальное представление о себе; о своей социальной роли; о собственном физическом состоянии и здоровье; о своих целях. Обобщая эти параметры, К.Роджерс утверждает, что «Я-концепция» – это динамическое образование, которое складывается из представления о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях взаимодействия его с другими людьми и с окружающим миром, о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность [3]. Достаточно полное отражение «Я-концепция» получила в книге Р.Бернса «Развитие «Я-концепции» и воспитание». «Я-концепция» определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой, и содержит такие образования как образ Я, самооценку и потенциальное поведение [3]. В отечественной науке «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания. Так, А.А.Налчаджян использует термины «самосознание» и «Я-концепция» как синонимы. Центральный компонент личности, «Познающее Я», обладает самосознанием или «Я-концепцией» (совокупностью знаний о себе). Она «окружает» сферу «Я» и в свою очередь состоит из тесно взаимосвязанных относительно устойчивых «Я-образов». «Центральное Я» и «Я-концепция» «окружены» ситуативными образами «Я» , которые являются осознаваемыми частями «Я-концепции». При этом «Я-концепция» имеет подсознательное существование, так как полное осознание собственной личности действий требуется только в ответственных ситуациях[11]. В современной российской литературе анализ Я-концепции был проведен В.С.Агаповым и С.Т. Джанерьян. В.С. Агапов выделяет шесть основных подходов к определению «Я – концепции»: 1) «Я-концепция» – это уникальность нейроструктурных основ индивидуального «Я» человека; 2) это то, чем я обладаю; 3) это то, «каким меня хотят видеть», совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой; 4) «совокупность установок, направленных на самого себя»; 5) «система образов Я» в которой «Я – образы» постоянно меняются; 6) система самовосприятий составленная из восприятий свойств «Я» и восприятий «Я» другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. В своих работах автор исходит из понимания «Я-концепции» как продукта отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания. С.Т. Джанерьян выделяет четыре группы понимания «Я-концепции» В первой группе «Я-концепция» трактуется как продукт самосознания, совокупность сопряженных с оценками представлений человека о себе. Самопознание и оценка себя осуществляются через отдельные образы себя в разных ситуациях и через мнения других людей и сопоставление с ними. Этот устойчивый компонент сознания детерминирует как восприятие личностью самой себя, так и окружающего мира. Ко второй группе определений С.Т. Джанерьян относит те, в которых «Я – концепция» рассматривается как часть образа мира или как часть когнитивного концепта реальности, или центральный элемент субъективной картины мира, выраженность которого увеличивается с развитием личности, или как строящаяся с точки зрения картины мира. При такой трактовке «Я – концепция» субъекта соотносится с образом человека вообще и с образом мира, что выражается в психологических, социальных и экзистенциональных аспектах «Я – концепции». В третей группе определений «Я – концепция» рассматривается как компонент системы саморегуляции личности. Содержание «Я-концепции» выступает как исходный предмет стабилизации и преобразования на всем жизненном пути. Близки к этой группе и трактовки, связывающие «Я – концепцию» с источником саморегуляции личности. К четвертой группе отнесены те, которые рассматривают «Я- концепцию» как компонент, относящийся либо к человеку в целом, либо только к личности человека. Так, Дж.Д.Майер относит «Я-концепцию» наряду с внутренней духовной системой и различными экспертными знаниям к специфическим образованиям, синтезирующим намерения, чувства и мотивы человека [2]. Итак, учитывая широкий спектр подходов к пониманию «Я-концепции», мы можем охарактеризовать этот феномен при помощи двух тезисов: концепция (от лат. сonception – понимание, система) – это определенный способ понимания некого явления, а значит Я-концепция – это система взглядов направленных на понимание себя. То есть «Я-концепция» - это отдельный целостный образ (система образов), противопоставленная образу внешнего мира, хотя и тесно взаимодействующим с ним. второй тезис вытекает из первого – «Я-концепция» является продуктом самосознания. Именно благодаря деятельности сознания у человека и формируется целостная система представлений о самом себе, включающая осознание своих свойств и субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. «Я-концепция» — опосредует стимулы из окружающего мира, предопределяет образ действий людей и является ключевой причиной ощущения ими своей жизни как счастливой или трагичной. «Я-концепция» выполняет важные функции в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет ряд функций. «Я-концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности. Если «Я-концепция» человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение «Я-концепции», либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная «Я-концепция» позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью. «Я – концепция» определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. «Я – концепция» служит своеобразной "призмой", через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя "неспособным", может объяснить свой успех случайностью, а "способный" — проявлением своего таланта; "непривлекательный" расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а "привлекательный" как попытку познакомиться. «Я-концепция» является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с «Я-концепцией» человек рассчитывает на успех или неудачу: "Я, как обычно, провалюсь" или "У меня все получится". Она позволяет ему предвидеть свои реакции: "Я испугаюсь", "Я расплачусь", "Я отнесусь к этому спокойно". «Я-концепция» навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: "Меня никто не полюбит", "Надо мной будут смеяться", "Меня оценят высоко". Такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую среду, «Я-концепция» начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько прогнозируя последствия, сколько провоцируя их [3]. Если поведение человека противоречит его «Я-концепции», оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. "Умный" стремится вести себя так, как полагается умному; "богатый" — в соответствии с известными ему стандартами поведения "богатого"; "неуспевающий" будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, «Я-концепция» во многом определяет поведение. Таким образом, на современном этапе «Я-концепция» рассматривается как динамическая, относительно устойчивая, многоуровневая, эмоционально-оценочная система представлений человека о самом себе, отражающая отношение личности к себе и к миру в прошлом, настоящем и будущем. Это центр сознания, который строится на основе множества идентификаций и включает основные отношения личности и их реализации. В своей работе мы будем придерживаться положений Р. Бернса: «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупностью установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. 1.3. Специфика структуры «Я – концепции» Во многих психологических теориях «Я-концепция» является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения « Я – концепции » в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа «Я». В первом подходе в структуре образа «Я» не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет «Я-концепцию»— «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе «Я» как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений [16]. Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь образа «Я» и поведения) на развитие образа «Я». Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру образа «Я». Р. Бернс выделял когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «Я-концепции». Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает. С. Куперсмит утверждал, что, будучи сложноструктурированной системой, «Я-концепция» функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающая система. Ее структура представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным [12]. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности - от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Основу когнитивного компонента «Я-концепции» составляют интеллектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Он проявляется в самоуважении. Этот компонент «Я-концепции» – результат соотнесения своего «Я» со «значимыми другими», осознание себя как личности, чувство собственного достоинства. Самоуважение формируется благодаря определенному представлению о себе самом как о способном человеке на общественно значимые поступки и действия. Представление о себе складывается при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. По определению С. Куперсмита, самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Таким образом, самоуважение – это личные ценностные суждения, знания, выраженные в установках индивида по отношению к себе [25]. Высокое самоуважение не синоним зазнайства или высокомерия. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, а просто верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает чувство неполноценности, ущербности, недостойности, что оказывает отрицательное воздействие на психическое самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей и взрослых с пониженным самоуважением характерна общая неустойчивость «образов Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое - то «ложное лицо», «представляемое Я» [25]. Низкое самоуважение и коммуникативные трудности снижают и социальную активность личности. Люди с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных. Индивиды с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы, значительно больше удовлетворены своей жизнью. Положительно относясь к себе, они обычно «принимают» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе часто сочетается с недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям. Эмоциональный компонент «Я-концепции» - отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намечаемых целей. Эмоциональные переживания непременно сопровождают любой акт самооценивания и по мере значимости для личности оцениваемого содержания способны существенно преобразовать поступающую информацию. Он проявляется в самоотношении – отношении человека к себе [3]. Наиболее же распространенным является представление о структуре образа «Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский). Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «Я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «Я» начинают взаимодействовать. Когнитивный блок образа «Я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «Я» близко к пониманию образа «Я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты [11]. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть, выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов. Таким образом, анализ структуры Я-образа, осуществленный различными авторами (К. Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, В.В. Сталин и др.), позволил нам предположить в этой структуре такие элементы, как принятие себя, здоровая самооценка, высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе. В своей работе мы будем придерживаться структуры «Я-концепции», предложенной С. Куперсмитом . В юношеском возрасте «Я-концепция», с одной стороны, становится более устойчивой, а с другой — претерпевает определенные изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации «Я-концепции», в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентации, образа жизни и т.д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывают явный отпечаток на « Я - концепцию» в пору юности. Между ранней и поздней юностью наблюдаются незначительные различия: несколько сглаживаются неловкость и застенчивость, возрастают устойчивость самовосприятия и общая самооценка, но в оценке отдельных качеств собственной личности особых изменений не происходит [2]. 1.4. Ценности в юношеском возрасте У понятия "ценность" в гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего четко определенного места. Психологи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что такое ценность. Ю.М.Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена ме....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: