VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Создание и обоснование целостной концепции научной информационной системы как фактора совершенствования обеспечения литературными источниками научных исследований

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010863
Тема: Создание и обоснование целостной концепции научной информационной системы как фактора совершенствования обеспечения литературными источниками научных исследований
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ	2
Глава I. Обзор литературы	3
1.1 История развития электронных библиотек	3
1.2 Электронные библиотеки России	8
1.3 Понятие электронной библиотеки	10
1.4 Система автоматизации библиотек	15
1.5 Ресурсы электронных библиотек	17
1.6 Структура и состав электронной библиотеки	18
Глава II. Материалы и методы исследования	20
2.1 Методы исследования	20
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение	20
3.1 Терминосистема понятия «электронная библиотека	20
3.2 Преимущества и недостатки существующих информационных систем	28
3.2.1. Анализ недостатков существующих НИС	29
3.2.2. Определение требований, предъявляемых к НИС	31
3.2.3. Обзор наиболее близких решений	37
3.3 Информационную систему для различных платформ с учетом недостатков других систем	48
Выводы	48
Список использованной литературы	49







	
ВВЕДЕНИЕ

	Актуальность
     Задача превращения современной России в информационную, вытекающая из программы «Электронная Россия» и других государственных документов, требует максимального использования всех достижений научно-технического прогресса (НТП), способствующих ее реализации.
     Основой любого, особенно информационного, общества являются наличие массива различных информационных ресурсов и возможность широких слоев социума свободно пользоваться ими. На протяжении тысячелетий институтом, обеспечивающим информационное обслуживание различных категорий пользователей информации, были и остаются библиотеки. Одним из достижений НТП на нынешнем этапе развития социумов являются электронные библиотеки, получающие всё более широкое распространение в мире, в том числе в России. По неполным данным в настоящее время их количество исчисляется десятками тысяч. Электронные библиотеки (ЭБ) имеются и в российском информационном секторе Интернета (RuNet).
     Цель исследования — создание и обоснование целостной концепции научной информационной системы как фактора совершенствования обеспечения литературными источниками научных исследований.
Задачи исследования:
     1. Проанализировать терминосистему, связанную с понятием «электронная библиотека».
     2. Исследовать существующие информационные системы выявить их преимущества и недостатки.
     3. Создать информационную систему для различных платформ с учетом недостатков других систем.

     Практическая значимость выражается в том, что на основе диссертации становятся возможными:
1. Модернизация отечественных информационных систем посредством широкого распространения методов создания и функционирования электронных библиотек.
2. Совершенствование библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей посредством использования отечественных и мировых ресурсов ЭБ.
     3. Активизация новых информационных технологий в практике работы отечественных библиотек.

Глава I. Обзор литературы
1.1 История развития электронных библиотек
     Разработанность проблемы. Исследованием проблемы электронной библиотеки за рубежом занимаются в течение последних двадцати, в России — десяти лет. Тем не менее, она сравнительно слабо освещена в литературе. В качестве особенности информационного потока по этому вопросу А.И. Земсков и Я.Л. Шрайберг совершенно справедливо отмечают «относительную скудность монографий..., обусловленную... новизной решаемых проблем»(Земсков А.И., 2003) [44, С. 89].
     В материалах российских и международных конференций последнего десятилетия, а также в периодических изданиях отражаются различные отдельные аспекты создания и функционирования ЭБ. При этом рассматриваются либо слишком общие, либо сугубо частные, как правило, технические аспекты проблемы. Довольно часто на страницы печати (в том числе вебстраницы на сайтах и порталах в Интернете) выносится эмпирический опыт отдельных информационных служб (библиотек, информационных центров).
     Общетеоретические вопросы ЭБ рассмотрены в трудах Р.С. Гилярев-ского [27], М.Ф. Меняева [55], А.В. Соколова [57], К.В. Тараканова [48], А.И. Черного [68], Я.Л. Шрайберга [24][71-77] и других авторов.
     Основные исследования в данном направлении велись главным образом специалистами в области информатики, информационных систем, математики, программирования, что наложило соответствующий данным научным дисциплинам отпечаток на содержание публикаций. В нашей стране с конца XX в. этой проблемой занимаются такие известные специалисты, как: А.Б. Антопольский [4-8], К.В. Вигурский [4, 7, 8, 21, 31], А.И. Вислый [22, 23, 56], Ф.С. Воройский [24, 25], Р.С. Гиляревский [26-28], А.В. Глушановский [29, 38], А.И. Земсков [39-46], Н.Е. Каленов [29], Б.Р. Логинов [51, 52], Ю.Е. Хохлов [33-35, 56, 66, 67], Я.Л. Шрайберг [24, 44-46, 71-77] и др. Среди крупных работ особо важное место принадлежит учебнику А.И. Земскова и Я.Л. Шрайберга «Электронные библиотеки» [46].
     Существенно важные технико-технологические проблемы исследовали: С.А. Арнаутов [10], О.В. Баркова [11], О.Л. Жижимов [36], А.М. Федотов [36, 64, 65], Ю.И. Шокин [70], Т.В. Ершова [33-35], Е.С. Кожевникова [49], В.К. Степанов [58, 59], А.О. Федоров [61-63], M.E. Шварцман [69] и др. Электронные информационные ресурсы анализировали: Л.И. Алешин [2], А.Г. Захаров [37, 38], О.В. Сюнтюренко [60] и др. Вопросам правового обеспечения посвятила свои публикации О.Ф. Бойкова [15, 16] и другие авторы.
     В развитие представлений об электронной библиотеке значительный вклад внесли зарубежные специалисты: В. Арме [9], Л. Вайерс [18], Б. Вегнер [19, 20], M.S. Ashoor [79], К. Engelstad и D. Langeggen [88], G. Crane [86], D. Goh [91], D. Kresh [96], F.W. Lancaster [97], M.L. Pappas [98], F. Turner [101] и др.
     За рубежом по теме данного исследования с 1991 по 2003 гг. написано около 40 докторских диссертаций (магистерские диссертации в расчёт не принимались). В них рассмотрены следующие вопросы: проектирование электронных библиотек: М. Annamalai [78], К. Tuominen [100]; интерфейсы электронных библиотек: S.B. Cousins [84]; поиск информации в электронных библиотеках: В. Cheng [83], R.K. France [89], J.L. Hoffman [93],B.R. Schatz [99], Y. Zhong [102], информационная подготовка читателей электронных библиотек - A.R. CheKassim [82]; измерение успешности использования электронной библиотеки читателями - J.T. Jung [94]; ориентация пользователей в массиве информации электронной библиотеки — I.E. Gibson [90]; использование учеными университета электронной библиотеки как средства научного общения - L.M. Covi [85]; раскрытию ресурсов электронных библиотек -J.M.N. Неу [92], соотношение печатных и электронных журналов в фонде гибридной электронной библиотеки — F.E. Brody [81], взаимодействие электронных библиотек - М. Korupolu [95], информация в гетерогенной распределенной среде ЭБ — M.Q.W. Baldonado[80].Тематика приведенных исследований зарубежных специалистов также свидетельствует об изученности лишь отдельных аспектов проблемы.
     Начало возникновению электронных библиотек было положено под конец 80-х годов прошлого века с появлением виртуальных библиотек научных журналов («Mercury», CORE, «Tulip», 1987 – 1993 гг.; JSTORE, с 1995 г.; «HighWirePress», с 1995 г., и пр.) (Горный Е, ВигурскийК)[31]. При создании этих ресурсов было запланировано достижение научных и экономических результатов (построение фонда наиболее важных журналов и предоставление возможности использования его большому количеству пользователей, снижение финансовых затрат библиотек путем исключения дублирования собраний журналов). Начиная со средины 90-х прошлого века некоторые научные журналы публиковались лишь в цифровом виде (Антопольский А.Б., Вигурский К.В.1999)[8].
     Большие библиотеки и музеи начали оцифровывать документы, которые были у них на сохранении, в первую очередь редких, антикварных, тех, что были под угрозой материального уничтожения, чтобы не утратить их и сделать доступными для всех пользователей. Образцами таких программ можно назвать проекты «AmericanMemory» (с 1989 г. до наших дней) и «NationalDigitalLibrary» (c 1990 г., в 1998 г. модифицирована в единый межведомственный проект — «DigitalLibrariesInitiative — Phase 2»), которые имели задачу перевести в электронный вид документы, оставившие значительный след в истории и культуре США. В средине 90-х минувшего столетия похожие программы начали внедрять в России (создание электронного варианта коллекций Эрмитажа, редкостных манускриптов, находящихся в РГБ, ВГБИЛ и т.п.)[31].
     Когда интернет еще только делал первые шаги, огромную помощь в создании виртуальных хранилищ информации оказали любители-энтузиасты, основавшие огромное количество сайтов, часть из них стали со временем очень известными. Самыми популярными программами подобного типа считаются «Проект Гутенберг», начатый в 1990 году программистом из Америки [13], и «Библиотека Мошкова» (http://lib.ru), в России, действующая с ноября 1994 года. В августе 2001 г. в ней было больше 17 тысяч текстовых документов, которые имели объем превышающий 2,5 Гб.Подавляющее большинство ЭБ имеющихся в США и Западной Европе были созданы и продолжают развитие в составе академических и исследовательских центров, в их числе прежде всего необходимо назвать университеты. В роли образца для подражания возможно выделить «Центр электронного текста», который существует в Университете Вирджинии (http://etext.lib.virginia.edu). В его фондах содержится около 45 тысяч текстов в сфере литературы и гуманитарных наук на 12 языках, размеченных в SGML и к которым есть доступ онлайн без оплаты. Еще один прекрасный ресурс, основанный на базе образцового отделения Университета Тафтса –электронная библиотека «Персей» (http://www/perseus.tufts.edu). Огромную популярность он приобрел благодаря огромной коллекции греческих и латинских текстов (в подлиннике с буквальным переводом и морфологическим анализом), информационные и обучающие материалы, и редчайшими инструментами для лингвистической работы. У каждого из этих ресурсов, так же, как и большого количества других, основная цель состоит в том, чтобы опубликовать в электронном виде наибольшее количество материалов в указанной области и предоставить возможности воспользоваться ими максимальному количеству интересующихся пользователей интернета[21].
     В большинстве случаев виртуальные библиотеки при университетах обеспечивают только лимитированный доступ – работающим в учреждении и студентам, или определенному количеству других учебных и культурных заведений в обмен на посещение их электронных коллекций. (Голубенко Н.Б. 2012) [30] Образцом подобной библиотеки является Калифорнийская цифровая библиотека (http://www.cdlib.org), обеспечивающая возможность ознакомления с большим количеством цифровых собраний и информационных баз в 9 капсулах Университета Калифорнии. Следует отметить, что предоставление разрешения на пользование виртуальными коллекциями является достаточно часто встречающимся явлением (Питер Брофи, 2012) [17]. Так, программы JSTORE (http://www.jstor.org) и «Muse» (http://muse.jhu.edu), обеспечивают доступ к имеющимся у них виртуальным собраниям научных журналов только при оформлении подписки, и прежде всего учреждениям, а не индивидуальным посетителям(Андреев В. А. 1998)[3].
     В средине 90-х годов прошедшего столетия основные проекты по развитию виртуальных хранилищ информации проводились в США, Японии и государствах Западной Европы (Шрайберг Я., 2004)[72].
     В 1998 году предложение Библиотеки Конгресса относительно создания национальной ЭБ и проект «DigitalLibrariesInitiative» объединили в один общий проект «DigitalLibrariesInitiative — Phase 2». Потрясающий образец государственного проекта по основанию ЭБ продемонстрировала Япония в 1989 году, когда начала составлять план цифровой «библиотеки XXI века». Итогом этой работы стала программа ЭБ Японии в провинции Кансай (500 км от Токио) (Горный Е, Вигурский К.) [31] Следует сказать и о немецком проекте цифровой библиотеки «Global-Info» (http://www.global-info.org), основанной в 1995 году. Ее основоположниками стали 16 университетов и 4 научных общества (информатики, математики, физики и химии). Программа рассчитывалась на 6 лет, фактическое воплощение началось с января 1998 года [68].
     В среде франкоязычных цифровых коллекций можно выделить «Gallica» (http://gallica.bnf.fr), энергично воплощаемую с 1997 года под покровительством Национальной библиотеки Франции. На сегодняшний день в ней есть порядка 80 тысяч оцифрованных документов, что составляет примерно 15 млн. страниц (Авдеева Н.В., Сусь И.В. 2016) [1]
1.2 Электронные библиотеки России
	Относительно виртуальных хранилищ информации в России необходимо сказать об огромном количестве любительских, некоммерческих проектов. Их можно насчитать десятки, а то и сотни. Имеется огромное количество каталогов виртуальных собраний, наиболее известные среди них: «Лучшие электронные библиотеки» (http://www.russ.ru/krug/biblio/catalogue.html), которому содействует «Русский журнал» в рамках программы «Новости электронных библиотек» (Сукиасян Э.Р. 2003), и раздел «Ссылки», составленный И.А. Пильщиковым и К.В. Вигурским для Фундаментальной электронной библиотеки (http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm).
     В отношении университетов, занимающих передовые позиции в вопросах основания цифровых библиотек на Западе, в РФ до недавнего времени они не принимали действенного участия в этом вопросе. В некоторых случаях обязанности учебных учреждений перенимают независимые издатели. Среди таких ресурсов следует выделить «Общий текст» (http://text.net.ru), основанный с целью, «чтобы сообща пополнять Сеть отсутствующими в ней текстами», и «Русскую виртуальную библиотеку» (http://www.rvb.ru) — первую в русскоязычной Сети библиотеку академического типа, которая публикует русскую классику по пользующимся признанием выпускам с дополнениями в виде информационного материала и комментариев. «Виртуальная библиотека» (http://www.vlibrary.ru) при ГПНТБ России, где собрано порядка 2000 адресов публикуемых в сети журналов, газет, интернет-сайтов и домашних страниц»(Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е., 2000) [35].
     Довольно много российских цифровых ресурсов основывается обособленно организациями, учреждениями и предприятиями. Существует три программы в области науки и образования.
     «Научная электронная библиотека» (http://elibrary.ru). Принадлежит OOO «Интра-Центр+». Обеспечивает возможность ознакомления с российскими и зарубежными научными журналами, и информационными фондами больших российских университетов научно-техническим библиотекам России и их филиалам, части научных библиотек институтов РАН и региональных научных библиотек России. Для обеспечения свободного доступа необходимо иметь институциональную подписку(Богданова И.Ф., Богданова Н.Ф., 2017) [14].
     «Интегрированная система информационных ресурсов» (ИСИР) (http://isir.ras.ru). Создана Центром научных телекоммуникаций Российской академии наук (ЦНТК РАН), рабочей группой под руководством В. Серебрякова. Проект рассчитан на предоставление доступа научным коллективам, отдельным ученым и организациям к справочным и вычислительным архивам РАН, проведению быстрого ознакомления с новыми научными данными и формированию на основании новейших информационных технологий обстановки способствующей выполнению коллективных исследований, и для образования единой системы отображения опубликованных материалов, проводимых в РАН мероприятий, которые можно применять значительно шире. Разговор ведется об использовании системы метаданных (с ориентацией на DublinCore), подготовке методики представления сведений (основа – метод OpenEbook) и вариантов ее сохранения (сильные СУБД). Данные, которые хранятся в системе, содержат каталоги по институтам, отделениям, научным центрам и персоналиям РАН, сведения о программах и опубликованных работах сотрудников РАН. Некоторая порция данных в системе имеет открытый доступ, а остальной могут воспользоваться исключительно работающие в РАН [35].
1.3 Понятие электронной библиотеки
     В средине 80-х годов прошедшего столетия в заграничных изданиях впервые возникло определение «электронная библиотека». Тождественными ему выражениями являются «цифровая библиотека» (digitallibrary – самое популярное понятие, встречаемое в западной литературе) и «виртуальная библиотека» (virtuallibrary).
	Общепринятого определения электронной библиотеки в настоящее время несуществует. Так, по определению Я. Л. Шрайберга [72], электронная библиотека — это локальные или распределенные электронные ресурсы, объединенные общей идеологией структуризации и доступа. А.Б. Антопольский[4] определяет электронную библиотеку как информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети.
	Наличие цифровой библиотеки позволяет решить нижеследующие задачи:
* Позволяет ознакомиться с документами широкому кругу пользователей, которые не могли увидеть оригинал вследствие ограниченности доступа к нему (редкостные книги, рукописные тексты, фотоальбомы, диссертации и т.д.);
* Создание архивов документов, которые имеются только в цифровом виде, их распределение по каталогам и предоставление возможности ознакомиться с ними пользователям сети;
* Обеспечение возможности использования читателями громадных объемов цифровой информации.

Также, как и другой целостный ресурс виртуальная библиотека содействует осуществлению нижеследующих ключевых целей:
* Информационная, обращенная на обеспечение информационных запросов разными категориями читателей по всем областям познаний или одного направления;
* Просветительская, воплощаемая опять же путем распространения цифровой информации, имеющей отношение к истории и культуре;
* Научно-исследовательская, направленная на поддержку серьезного освоения проблемы (предмета) учеными и экспертами, путем получения полных собраний документов из удаленных ресурсов;
* Образовательная, в процессе ее воплощения проводится содействие получению основного и вспомогательного образования посредством обеспечения как мультимедийным обучающим материалом, так и требуемой литературой;
* Справочная, предоставляющая возможность иметь доступ к подлинной информации, отображаемой в достоверных источниках.
	Достоинства виртуальной библиотеки (Богданова И.Ф., Богданова Н.Ф.) [14]:
* Читатель имеет возможность ознакомиться с информацией в любое время суток и без учета его местоположения или того где расположены библиотеки;
* Значительно возрастает скорость получения читателями требуемой литературы, документов и сведений;
* Читатель получает доступ к различным цифровым проектам;
* Упрощается осуществление новых видов информационного обеспечения читателей;
* Документы, которых в библиотеке лимитированное количество, могут увидеть существенно большая численность читателей;
* Ознакомление с электронными документами может уйти значительно дальше от обычного чтения либо просмотра. Части первичного документа могут применяться в работе;
* Есть возможность осуществлять оперативный и высококачественный поиск необходимых частей документа, его смысловой разбор и другие варианты программной обработки;
* Позволяет сэкономить площадь и пространство при сопоставлении с классической библиотекой.
     Группируя виртуальные библиотеки можно поделить их по трем видам(Гусева Е.Н. 2008) [32]:
1. Отдельная виртуальная библиотека (SingleDigitalLibrary) – это обыкновенная привычная библиотека, которая в то же время полностью автоматизирована.
2. Интегрированная виртуальная библиотека (FederatedDigitalLibrary) представляет совокупность нескольких отдельных ресурсов, которые объединены совместной темой и коммуникационной сетью.
3. Сборная виртуальная библиотека (HarvestedDigitalLibrary) – электронный ресурс, обеспечивающий унифицированный доступ к раскиданным в интернете библиотекам и предметным материалам.
		Каждая цифровая библиотека располагает ресурсами в электронном виде (полученными в процессе сканирования либо оцифровки). Подобная виртуальная библиотека ограничена вследствие того, что все ее материалы располагаются в одном месте. Фактически, в этом случае получается электронная копия обычной библиотеки (Лапо П.М., Соколов А.В., 2005) [50].
		Интегрированной цифровой библиотекой именуют сеть, которая объединяет несколько отдельных цифровых ресурсов, которые объединяет общая тематика. Ресурсы, из которых она состоит разнородны, они могут использовать различные форматы метаданных и норм. Самой большой трудностью у этих библиотек становится их взаимодействие, следовательно, большое значение имеет единый интерфейс. В качестве образцов объединенных систем можно представить Сетевую библиотеку компьютерных наук и Сетевую библиотеку диссертаций и авторефератов(О. А. ФЕДОТОВА 2013) [64].
		Сборная цифровая библиотека составляет лишь метаданные с обозначениями путей перехода на соответственные ресурсы. Следовательно, у вас есть возможность попасть в киберпространство, где содержатся резюме документов необходимой вам тематики. Вместе с тем атрибуты и параметры ресурса останутся нетронутыми, направленный поиск, множество вариантов услуг, доскональная проверка качества. (Бездушный А.Н. 2006) [12]
		В отдельной и в интегрированной цифровых хранилищах информации материалы вначале комплектуют в электронном виде либо осуществляется сканирование напечатанных текстов, в то же время исходные документы сохраняются в этой или в нескольких библиотеках. Ко всем им есть доступ в интернете. Здесь также находится метаинформация или справочно-поисковый аппарат. Документы регулярно обновляют, аналогично тому как это происходит в обычной библиотеке (Жижимов О.Л., 2010) [36].
		Создателей электронных библиотек можно разделить на три группы – государственные и общественные структуры; научные и учебные учреждения; бизнес-компании и энтузиасты [76].
		По содержанию есть виды виртуальных библиотек:
* Универсальные. Ресурсы универсальных цифровых хранилищ информации создаются как совокупность предметных электронных собраний в различных сферах знаний. Образцом такого ресурса есть Студенческая библиотека, в которой вместе с виртуальными копиями художественных произведений есть возможность найти и научные публикации, философские работы и т.п.
* Специализированные (предметные). Ресурсы этих цифровых библиотек создаются применимо к определенной сфере знаний, или учитывая увлечения, интересы и наклонности его разработчика. К примеру: история, культура и искусство, энциклопедии, художественная литература, литература для детей, профессиональная литература.
		В отношении формата книг, их подразделяют на две группы – рассчитанные для прочтения в сети, и те, что есть возможность закачать на свой телефон либо компьютер. В первую группу относят книги, существующие в форматах HTML и TXT. К второй группе относятся заархивированные форматы TXT, RTF, PDF, DjVu и пр.
1.4 Система автоматизации библиотек
     Вслед за образованием виртуального хранилища информации появляются два задания: интегрирование цифровых информационных ресурсов и создание действенных систем поиска. Действенные значат такие, что обеспечивают быстрое получение, достоверность и полноту показываемой информации.
     Чтобы понимать сущность и место цифровых ресурсов в общей системе библиотечно-информационных методик следует знать нижеследующие представления и положения.
     Порядок автоматизации библиотеки подходит и обычным и цифровым ресурсам. Значение автоматизации библиотеки (создание цифрового каталога, отработка опыта его использования библиотекарями и пользователями) в качестве подготовительного периода перехода к применению ЭБ [71].
     Портал – исходное положение в предметном поиске внутри распределенной сети. Методики и структуры автоматического сбора сведений и формирование каталогов виртуальных библиотек в автоматическом режиме.
     Вторая формулировка портала в значении «суперсервера» в сети: сервер, который обеспечивает доступ читателям к определенной предметно либо последовательно сформированной группе серверов.
     Межбиблиотечный абонемент (МБА) для цифровых фондов. Предоставление документов – книг, публикаций, снимков посетителям как коллективным, так и персональным. Порядок поставки – почта, электронная почта, факс, сканирование документов на заказ.
     Аутентичность читателя (освидетельствование персоны) и его активизация (учитывая право на использование фондов электронной библиотеки), авторское право и лицензирование, безопасность осуществления платежей при условии использования платного сервиса. Контролирование юридических моментов, включая вопросы авторского права (Copyright); выплаты обладателям информации, цифровая подпись и «водяные знаки» на документах [64].
     Варианты формирования цифровых фондов: либо преобразование напечатанных текстов в электронные, либо приобретение готовых архивов информации. Увеличение и модификация издательских целей библиотек: от издания профессиональной литературы – каталогов, буклетов, обзоров и рекомендаций, до улучшения ключевого ресурса, преобразования его по частям в понятный для машин вид и формирование полномасштабного местного цифрового фонда по главной теме находящихся в библиотеке изданий [4].
     Модификация методики деятельности издательств и торговли книгами, цифровые методики, связь с библиотеками.
     Виртуальные архивы и безопасность: нелогичность существующего спроса на безотлагательный свободный доступ к информации и высокую степень безопасности [26].
     Способы иерархического сохранения: невостребованные документы в доступных по цене форматах, востребованные – в предоставляющих легкий доступ (как правило, более ценных).
1.5 Ресурсы электронных библиотек
     Цифровые фонды – объединение, комплекс (собрание) цифровых документов (подразумевается, что коллекция формируется намеренно, а фонд может возникнуть и как результат нечаянных деяний или происшествий) [46].
	Центральные виды цифровых ресурсов с определением различий с классическими документами: полный текст документа, цифровые журналы у которых есть функция поиска, имеются гиперсвязи и автоматичное агрегирование; таблицы с увеличенными возможностями анализа информации и предоставления результатов, библиографические хранилища материала с наличием функции поиска, библиотечные цифровые реестры разных видов; изображения и рисунки, которые можно обработать по размерам, цветам, пространственным показателям снимка и создание многомерных изображений, запись звука, музыки, и видео, компьютерная анимация; электронные карты и картографические данные; компьютерные утилиты, включая и прямого выполнения; вирусы в качестве отдельного вида компьютерных утилит; мультимедийные материалы; агрегированные выборки – новый вариант не в полной мере исследованных цифровых публикаций. В действительности, это особенный тип индивидуальных предметных публикаций, выборка из цифровых журналов и иных цифровых фондов, скомпонованная под ваш вкус и интерес и распространяемая на вашу электронную почту; иные [8].
     Типы цифровых ресурсов по социальному предназначению [89]:
* Общенаучные;
* электронная торговля, промышленная, технологичная и денежная информация;
* способы автоматизирования исследований, расчетных работ, процесса изготовления;
* иные.
	Типы цифровых ресурсов по уровню их общедоступности [86]:
* без платы за использование;
* относительно без оплатные;
* оплачиваемые;
* недоступные для общего доступа, включая секретные и негласные данные;
* рыночная, производственная и технологичная информация, финансовые и фискальный данные;
* индивидуальная жизнь.
1.6 Структура и состав электронной библиотеки
		Цифровая библиотека обеспечивает посещение цифровых информационных фондов путем использования автоматических мест для пользователей учитывая пожелания читателей [53].
В цифровой библиотеке есть:
* цифровые каталоги;
* информационная база полных текстов.
Замысел формирования цифровых хранилищ информации предусматривает наличие у библиотеки своего сайта, содержащего виртуальные каталоги и предоставляющего доступ читателям ко всем фондам.
		Структура сайта представляет последовательную взаимную связь обособленных страниц сайта, демонстрируемых в иерархичном порядке. Иначе говоря, это внутреннее построение сайта, его основание, размещение страниц и разделов и т.д. [58].
		В процессе создания структуры следует учесть будущую тематику сайта, открытость доступа для читателей к информации, детальный анализ передвижения посетителей по страницам ресурса, отрабатывают навигацию, которую читатель сможет понять с первой встречи с ней.
		Вся информация электронных библиотек находится в разделах:
* реестр литературы по названию и по автору;
* информационная база – сохраняет сведения о книгах;
* веб-приложение – сайт виртуальной библиотеки созданный по методике PHP.
		При разработке приложения применяются различные методики и языки программирования, такие как PHP, у которых открытый код, передаваемые свободно, их можно применять почти на всех веб-серверах, иные имеют привязку к определенным веб-серверам.
		В сфере программистов PHP один из самых используемых скриптовых языков (наравне с JSP, Perl и языками, применяемыми в ASP.NET) из-за их простоты, оперативности исполнения, большого функционала и признанности исходных кодов на основе разрешения PHP. системах UNIX, GNU/Linux, Microsoft Windows, Mac OS X и AmigaOS [101].
		PHP применяет особый язык сценариев. С точки зрения грамматики и синтаксиса PHP похож на язык программирования С, несмотря на появление в нем достаточно нужных возможностей из других языков программирования, включительно с Perl, Java и C++. Среди полезных взятых возможностей – обеспечение постоянных выражений, сильные инструменты по работе с массивами, направленная на объекты методика и широкое содействие деятельности с разными информационными базами [82].
		По отношению к РНР вопрос защищенности представляется многогранным, притом отдельные его моменты связаны с сохранностью сервера. Поскольку защищенность сервера в большинстве случаев обеспечивает сохранность данных, которые обрабатываются сценариями РНР. Кроме того, РНР в некоторой мере оказывает влияние на защищенность системы при безупречном выборе параметров конфигурации и безопасном программировании [95].
Глава II. Материалы и методы исследования

2.1 Методы исследования

     Методологическую основу диссертации составили выдержавшие испытание временем положения и идеи, сформулированные в области философии, социологии, логики. Под этим имеются в виду общие принципы теории познания и теоретической деятельности; законы, принципы, категории диалектики; общетеоретические основания науки и принципы научного исследования (объективность, научность, единства логического и исторического, концептуального единства исследования, единства теории и практики и др.). В частно-методологическом смысле использовались работы упомянутых выше ведущих теоретиков библиотековедения, библиографоведения и информатики.
     Для решения задач, поставленных в диссертации, использовалась органическая совокупность дополняющих друг друга методов. Она включала следующие методы: анализ и синтез; абстрагирование, идеализацию, сравнение и аналогию; обобщение; классификацию; моделирование;  формализацию;  системный;  структурно-функциональный;  контент-анализ и др.
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Терминосистема понятия «электронная библиотека
     Специалисты, отмечая отсутствие устоявшейся терминологии, связанной с ЭБ, объясняют это обстоятельство разнообразием мнений и сложностью формирования определений в данной области. Они подчеркивают необходимость её уточнения [213]. Высказывается мнение, что дефиниция ЭБ - «наиболее спорный и чаще других дискуссируемый элемент информационных технологий, проникших в библиотеки в прошедшее десятилетие...», что «до сих пор нет однозначного определения ЭБ», «многие библиотекари готовы назвать электронной библиотекой как один CD-ROM, так и Интернет в целом...» [273, с. 42].
     Анализ терминосистемы основывался на материалах широкой профессиональной дискуссии, развернувшейся в последние десять лет. В этот период ряд авторов предприняли попытки рассмотреть данную проблему, однако достаточно полного исследования не проводилось. Особо следует отметить работы К.В. Вигурского, Е.А. Горного [213, 258] и А.О. Федорова [252]. В учебнике «Электронные библиотеки» (авторы А.И. Земсков и Я.Л. Шрайберг), вышедшем в свет в 2003-2004 гг. [100], в краткой форме рассматриваются этапы формирования и терминосистема понятия «электронная библиотека».
     Заметим, что понятие «библиотека» в компьютерных системах и технологиях зачастую имеет несколько иной смысл, отличающийся от традиционного. Это структурированные массивы различных машиночитаемых данных. Некоторые отечественные специалисты утверждают, что определение «электронная библиотека» может быть заменено на термины: «файлотека», «ресурсотека», «адресотека», «медиатека» или «электронный фонд» [100, с. 29]. Хотя это и справедливо, но ныне нецелесообразно использовать какой-либо из них..
     С понятием «электронная библиотека» специалисты связывают различные терминологические аспекты. А.И. Земсков считает, что такое определение даётся либо с акцентом на создание электронного ресурса {электронная библиотека - это локальные или распределенные ресурсы, объединенные единой идеологией структуризации и доступа), либо с акцентом на обеспечение доступа к распределённому ресурсу {электронная библиотека - тематически ориентированная система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать локальных или удаленных пользователей).
     С первым вариантом представления специалистов связан, например, взгляд некоторых специалистов на электронную библиотеку как на «тематически ориентированную систему доступа к электронным ресурсам, как к локальным, так и к удаленным» [242]. Этот подход в большей степени коррелируется с представлениями ряда специалистов о роли и возможности использования ЭБ в виде порталов в Интернете. Однако ЭБ - это не только тематические коллекции электронных ИР. Да и другие аспекты проблемы здесь не учитываются.
     А.И. Земсков совместно с Я.Л. Шрайбергом придерживаются второго варианта [99, с. 21]. Последнее данное ими определение ЭБ нашло своё отражение в учебнике «Электронные библиотеки»: «Электронная библиотека — это совокупность локальных или распределенных электронных ресурсов, объединенных единой идеологией структуризации и доступа» [100, с. 31]. Полагаем, это толкование ЭБ не полностью характеризует её как феномен или новый класс библиотек XXI в., так как не полностью отражает все основные стороны данного явления. Ведь любая библиотека - это не только фонды, но и её работники, пользователи, а также МТБ.
Рассмотрим другие представления в данной области.
     Ю.Н. Столяров, считая возможным опираться на определение, данное этими специалистами, утверждает, что электронную библиотеку следует воспринимать «как систему доступа к удаленным или локальным электронным ресурсам, способную обслуживать ими локальных или удаленных пользователей» [235, с. 20], что .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44