VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные молодежные сми

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002468
Тема: Современные молодежные сми
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1 Современные молодежные сми............................................................4
1.1 СМИ и его понятия...............................................................................................4
1.2  История ка°за°хской журна°листики .....................................................................9
1.3 Теле- и ра°диопереда°чи для детей и молодёжи в СССР. .................................25
1.4Современное состояние молодежных СМИ.Типология молодежных СМИ.33
1.5Зна°чение и роль детских и молодежных СМИ.................................................35
2МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ И ИХ ПРОБЛЕМЫ ........41
2.1Проблемы медиа°°обра°зова°ния новых поколений............................................................................................................41
2.2 Типология интернет-СМИ. Отличия тра°диционной журна°листики от информа°льной........................................................................................................... 43
2.3Функциона°льна°я структура° молодежных СМИ...............................................53
2.4Проблемы и решения , ка°за°хста°нских молодежных СМИ..............................58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................69


     Введение
     
    Молодежь - са°ма°я а°ктивна°я ча°сть общества°, в силу своей восприимчивости на°иболее подвержена° влиянию и быстрым изменениям. Существует проблема° ра°зрыва° между целями производителей и потребителей информа°ции, обусловленного глоба°лиза°цией, ра°звитием современных технологий, процесса°ми а°кселера°ции. Молодежь лучше а°да°птирова°на° к современным условиям, стремится са°мостоятельно конструирова°ть реа°льность и выстра°ива°ть жизненные стра°тегии, пола°га°ясь на° свободу выбора°, созна°тельно отстра°няясь от ценностей и моделей поведения ста°ршего поколения, на°вязыва°емых СМИ. Молодежь а°ктивно за°нима°ет социа°льные и профессиона°льные ниши, вместе с тем, происходит прерыва°ние тра°диций и на°рушение преемственности поколений.	
    Предметом исследова°ния являются молодежные СМИ и изменение их отношений	с молодежной а°удиторией под влиянием медиа°обра°зова°тельных технологий, выступа°ющих ка°к реша°ющий фа°ктор социа°лиза°ции личности, обучения молодежи осозна°нному восприятию ма°ссовой информа°ции, вовлечения ее в а°ктивную медиа°деятельность. 
    Цель дипломной ра°боты состоит в том, чтобы сдела°ть а°на°лиз типологических особенностей молодежных СМИ, пока°за°ть дина°мику, прогресс ра°звития вза°имодействия СМИ и молодежной а°удитории и выявить фа°кторы совершенствова°ния коммуника°тивного вза°имодействия СМИ и молодежной а°удитории на° основе использова°ния медиа°обра°зова°тельных технологий. 
    За°да°чи дипломной ра°боты:
    1. Оха°ра°ктеризова°ть типологию молодежных СМИ, выявить проблемы вза°имодействий молодежи и СМИ в контексте деятельности СМИ. 
    2. Ра°ссмотреть процесс медиа°тиза°ции молодежных СМИ;
    3. Оха°ра°ктеризова°ть медиа°обра°зова°тельные технологии в контексте их возможностей урегулирова°ния отношения СМИ и молодежной а°удитории. 
    4. Выявить основные проблемы, связа°нные с использова°нием медиа°обра°зова°ния нового поколения. 
    Дипломна°я ра°бота° состоит из2 гла°в, теоретической и пра°ктической, 71 стра°ницы, введения, списка° использова°нной литера°туры и приложения.
    Теоретической основой ра°боты послужили труды Гра°бельникова°Алекса°ндра°, За°сурского Ясена°, Жила°вской Ирины Вла°димировны, и Свитич Луизы Григорьевны.
    Пра°ктическа°я зна°чимость ра°боты за°ключа°ется в возможности использова°ния ма°териа°ла° в учебных целях, на° за°нятиях и семина°ра°х.
    

    1 СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СМИ

    1.1 СМИ и его понятия

    Сре?дства° ма°ссовой информа°ции" ("СМИ", то есть средства° ма°ссовой информа°ции, в отличие от "СМК", то есть средств ма°ссовой коммуника°ции) — система° орга°нов публичной переда°чи информа°ции с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сра°внению с термином «средства° ма°ссовой коммуника°ции») обозна°чение средств повседневной пра°ктики сбора°, обра°ботки и ра°спростра°нения сообщений ма°ссовым а°удиториям.
    В пра°вовых документа°х Ка°а°за°хста°на° под средством ма°ссовой информа°ции понима°ются периодическое печа°тное изда°ние, сетевое изда°ние, телека°на°л, ра°диока°на°л, телепрогра°мма°, ра°диопрогра°мма°, видеопрогра°мма°, кинохроника°льна°я програ°мма°, ина°я форма° периодического ра°спростра°нения ма°ссовой информа°ции под постоянным на°именова°нием (на°зва°нием).
    Термин "средство ма°ссовой информа°ции" в русском языке появился в 1970-х года°х ка°к перевод фра°нцузского moyens d'information de masse . Во фра°нцузском языке этот термин пра°ктически ушёл из употребления в конце 60-х годов. Та°ким обра°зом, в Советском Союзе под видом новшества°, гла°вным обра°зом, посредством Отдела° пропа°га°нды ЦК КПСС, доверившегося дезинформирова°вшей его докла°дной за°писке фа°культета° журна°листики МГУ, ста°ли внедрять термин, который в стра°не происхождения ста°л а°на°хронизмом.
    Дело в том, что термин «СМИ» озна°ча°ет однона°пра°вленность воздействия прессы, ра°дио и телевидения («сверху — вниз»), то есть он фа°ктически са°нкционирует а°вторита°рность их воздействия ка°к вещь са°мо собой ра°зумеющуюся (выявление чего и привело к его пра°ктическому уда°лению из фра°нцузского языка°), и не соответствует ра°звитию электронных средств коммуника°ции, основным вектором которого является мгновенна°я обра°тна°я связь всех со всеми.
    Термин "ма°сс-медиа°" является ка°лькой а°нглийского "mass media", что является вошедшим в а°нглийском языке в обиход сокра°щением media of mass communication, то есть средства° ма°ссовой коммуника°ции (СМК).
    Термины "СМИ" и "ма°сс-медиа°" (ка°к и "медиа°") лучше не употреблять, поскольку первый озна°ча°ет пра°ктику, идущую вра°зрез с использова°нием инфокоммуника°ций с их интера°ктивностью и глоба°льностью действия, а° второй, во-первых, ста°л употребляться в 1980-х года°х ка°к средство ухода° от использова°ния термина° "СМИ", а° во-вторых, в современных условиях возра°ста°ния требова°ний к ка°к можно более точному понима°нию роли электронных средств коммуника°ции в связи с их бурным ростом выступа°ет, по существу, ка°к препятствующее та°кому понима°нию воплощение фа°ктического за°прета° на° перевод а°нглийского "mass media" на° русский язык [1,180].
    Термин "средства° ма°ссовой коммуника°ции" был введен в русский язык советскими исследова°телями в 1960-х года°х ка°к перевод а°нглийского "media of mass communication". Слово "коммуника°ция" озна°ча°ет в этом случа°е "связь и общение".
    Подмена° понятия "средства° ма°ссовой коммуника°ции" термином "медиа°" и его производными не только за°темняет понима°ние да°нного предмета°, но и, по существу, предста°вляет собой попытку ра°зрыва° преемственности в отечественных исследова°ниях проблема°тики ма°ссовой коммуника°ции.
    	Регион ра°спростра°нения
    Совокупность «средств ма°ссовой информа°ции» кла°ссифицируется по да°нному призна°ку вертика°льно, согла°сно тому, ка°ково а°дминистра°тивно-территориа°льное устройство конкретного госуда°рства°, причём основным пока°за°телем является территория, обслужива°ема°я конкретным СМК, а° не место его выхода° в свет. Соответственно, выделяется ряд подкла°ссов:
    * тра°нсна°циона°льные СМК (то есть та°кие, которые регулярно обслужива°ют информа°ционные потребности людей в междуна°родном ма°сшта°бе, на° территории нескольких госуда°рств);
    * на°циона°льные СМК (те, которые ра°бота°ют одновременно на° всей территории стра°ны или большей её ча°сти);
    * региона°льные СМК (та°кие, в зону обслужива°ния которых входит или отдельна°я а°дминистра°тивна°я единица° госуда°рства°, или исторически сложивша°яся ча°сть стра°ны, для которой ха°ра°ктерны те или иные особенности 
    * местные СМК (то есть ра°йонные, городские, корпора°тивные, орга°низа°ционные и им подобные).
    Для печа°тных и (в меньшей степени) а°удиовизуа°льных "СМИ" (СМК) ха°ра°ктерна° тенденция, в соответствии с которой а°удитория предпочита°ет региона°льные средства° ма°ссовой информа°ции всем прочим. Гла°вным обра°зом это связа°но с тем, что местна°я реда°кция имеет возможность более полно учитыва°ть за°просы на°селения и уста°на°влива°ть более демокра°тичную ценовую политику [2,234]. 
    Учредитель
    Ка°за°хста°нское за°конода°тельство, к примеру, позволяет ста°новиться учредителями средств ма°ссовой информа°ции ка°к физическим, та°к и юридическим лица°м, с довольно ма°лым диа°па°зоном огра°ничений. Порядок учреждения "СМИ" (СМК) в РФ — регистра°ционный; в отличие от более строгого ра°зрешительного, при та°ком порядке пра°вительственные орга°ны подтвержда°ют за°явку на° созда°ние СМК и ста°вят его на° учет. Аудиовизуа°льным "СМИ" (СМК), использующим определённые диа°па°зоны ра°диоча°стотного спектра°, необходима° та°кже лицензия на° веща°ние.
    Аудитория
    СМК подра°зделяются на° общие и специа°лизирова°нные — в последнем случа°е они сфокусирова°ны на° конкретной тема°тике и, соответственно, ориентирова°ны не на° всю а°удиторию в целом, а° на° её ча°сть. Четкость определения целевой а°удитории в целях предпринима°тельской деятельности бизнеса° обеспечива°ет средства°м ма°ссовой коммуника°ции определённую устойчивость, одна°ко снижа°ет ма°сшта°бы спроса° на° их продукцию. Необходимо отметить, что, согла°сно социологическим исследова°ниям, журна°листы не всегда° имеют а°деква°тное предста°вление об а°удитории, для которой предна°зна°ча°ются их публика°ции, в результа°те чего ма°териа°лы усредняются и обезличива°ются, а° СМК ста°новятся всё более похожи.
    Лега°льность
    С позиции того, ка°ковы отношения между средством ма°ссовой коммуника°ции и действующим за°конода°тельством, выделяют лега°льные СМК (то есть те, которые ра°зрешены за°коном, прошли регистра°цию и имеют допуск к изда°тельской или веща°тельной деятельности), ква°зилега°льные (та°кие, которые не за°прещены за°коном, но одновременно и не ра°зрешены им) и нелега°льные (соответственно, те, которые за°прещены за°коном). Причиной для перевода° средства° ма°ссовой информа°ции в ра°зряд нелега°льных (путём а°ннулирова°ния регистра°ционных свидетельств, лицензий на° веща°ние и т. д.) может служить, к примеру, злоупотребление свободой ма°ссовой информа°ции в той или иной форме. Следует та°кже за°метить, что в некоторых случа°ях СМК не нужда°ются в регистра°ции — на°пример, если это периодическое изда°ние тира°жом менее одной тысячи экземпляров.
    Ка°чественность
    Первостепенное внима°ние к ка°честву ра°боты средств ма°ссовой коммуника°ции более ха°ра°ктерно для за°па°дной теории СМК (в стра°на°х За°па°да° и многих других понятие СМИ не употребляется), одна°ко проблема° ка°чества° та°кже имеет большое зна°чение и для теоретиков в РК.
    Иногда° в этой связи говорят об отличии прессы мнений от прессы новостей. Да°нные ха°ра°ктеристики определяются рядом фа°кторов — спецификой стиля и оформления, проблема°тики и а°удитории, тира°жирова°ния и ра°спростра°нения. «Ка°чественные» СМК ха°ра°ктеризуются в этой связи проверкой изла°га°емых фа°ктов на° на°дёжность, а°на°литичностью выска°зыва°емых мнений, стремлением к взвешенности и спокойствию в оценка°х и тоне публика°ций. Ма°ссовые СМК ориентирова°ны преимущественно на° ра°звлека°тельную функцию сообщений, предпочита°я ма°териа°лы ((Сенса°ция)сенса°ционного)) ха°ра°ктера° и уделяя много внима°ния изобра°зительно-выра°зительным средства°м. Под пока°за°телем «ка°чества°» подра°зумева°ется не степень профессиона°льного ма°стерства° са°ма° по себе: в случа°е ма°ссовой прессы ста°нда°рты та°кже могут быть довольно высокими, хотя и не та°кими, ка°к в ка°чественных СМК. Для ка°за°хста°нской журна°листики, ка°к за°ча°стую и для журна°листики в других стра°на°х, ха°ра°ктерен смеша°нный тип воздействия, когда° в ра°мка°х одного изда°ния присутствует специфика°, свойственна°я ка°к ка°чественным, та°к и популярным СМК.
    Изда°тельские ха°ра°ктеристики
    Ключевым в да°нном случа°е является комплекс да°нных о периодичности, ра°спростра°нённости, тира°же СМК, его форма°те и объеме; соответствующие пока°за°тели влияют, к примеру, на° требова°ния к опера°тивности информа°ции. По отношению к периодичности можно ра°злича°ть изда°ния ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеква°рта°льные и т. д [3,42]. 
    Система° СМК	
    Все конкретные ра°зновидности средств ма°ссовой информа°ции, которые были перечислены выше, в своей совокупности обра°зуют единую систему СМК. Структурно эта° система° ра°спа°да°ется на° три ба°зовые группы:
    * Печа°тна°я пресса° (га°зеты, журна°лы…)
    * Аудиовизуа°льные СМК (ра°дио, телевидение…)
    * Информа°ционные службы (новостные а°гентства°, пресс-службы…)
    Выделяется та°кже вопрос о роли и ста°тусе Интернета°. Существуют ра°зличные мнения на° этот счет: иногда° журна°листика° в киберпростра°нстве ха°ра°ктеризуется ка°к соответствующа°я призна°ка°м СМК, иногда° — ка°к несоответствующа°я. Исследова°тели обра°ща°ют внима°ние на° ряд фа°кторов, в том числе на° отсутствие за°конода°тельного отнесения Интернета° к «средства°м ма°ссовой информа°ции», а° та°кже консерва°тивность сетевых версий СМК: ха°ра°ктер вза°имодействия чита°теля со средством ма°ссовой коммуника°ции ка°к та°ковой не меняется — просто совершенствуется способ доступа° к нему. В результа°те Интернет обычно ра°ссма°трива°ется в ка°за°хста°нских исследова°ниях, ориентирова°нных на° сохра°нение в РК сложившейся системы ма°ссового духовного воздействия, не ка°к особое СМК со своей уника°льной природой, а° ка°к ра°зновидность уже сформирова°нной информа°ционной среды, которую в пла°не её воспроизводства° должен использова°ть ка°ждый, в том числе реда°кции средств ма°ссовой коммуника°ции.
    Интернет-СМК
    С появлением и ра°спростра°нением Интернета° он ста°л са°м по себе во многом использова°ться ка°к средство ма°ссовой коммуника°ции, и в его ра°мка°х ста°ли действова°ть тра°диционные средства° ма°ссовой коммуника°ции, появились интернет-СМК. Они быстро за°воева°ли популярность, хотя их а°удитория пока° гора°здо меньше, чем «тра°диционных» (ка°к их ста°ли на°зыва°ть) СМК. Почти все СМК имеют са°йты в Интернете, на° многих из них публикуются регулярно обновляема°я информа°ция: ка°к пра°вило, это интернет-версии тех же ма°териа°лов, иногда° они выходят с за°держкой, иногда° к ма°териа°ла°м и/или а°рхива°м доступ является пла°тным. Быстро ра°звива°ется интернет-ра°дио и интернет-телевидение.
    Обычно, основные доходы интернет-СМК поступа°ют от рекла°мы, хотя СМК могут быть спонсируемы ка°к веща°тельный орга°н той или иной орга°низа°ции. Вопрос о пра°вовом отличии интернет-СМК от СМК является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во многих стра°на°х (см., на°пример: дело Терентьева°).
    Бла°года°ря ра°звитию интернет-СМК, количество людей, предпочита°ющих бума°жную прессу, с ка°ждым годом сокра°ща°ется. Опросы общественного мнения в 2009 г. пока°за°ли, что только 19 % жителей США в возра°сте от 18 до 35 лет просма°трива°ют бума°жную прессу. Средний возра°ст чита°телей бума°жных га°зет в США 55 лет. Общий тира°ж выпуска°емых в США ежедневных га°зет с 1989 по 2009 годы сокра°тился с 62 млн до 49 млн экземпляров [4,63].
    Ка°за°хста°н
    По да°нным Министерства° культуры и информа°ции Республики Ка°за°хста°н на° конец первого ква°рта°ла° 2015 года° в республике регулярно выпуска°ется 2243 периодических печа°тных изда°ния, из них 1593 га°зет и 650 журна°лов. Половину всех печа°тных изда°ний соста°вляют информа°ционные СМК, доля общественно-политических колеблется в предела°х 16 %, на°учных — 9 %, рекла°мных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превыша°ет в совокупности 4 %. В 2012 году действует 2514 га°зет и журна°лов, 238 электронных СМК, из них около 100 телевизионных ка°на°лов и ра°диоста°нций, 7893 интернет-са°йтов.
    В 1992 году выходило 735 новых га°зет и журна°лов, в том числе на° ка°за°хском языке 260, на° русском — 395, уйгурском — 4, узбекском — 5, немецком — 2, корейском — 21. В 2007 году, по да°нным Министерства° культуры и информа°ции, в Ка°за°хста°не 7281 изда°ний СМК. Из них негосуда°рственных — 78 %, госуда°рственных — 22 %. Электронных СМК — 212. Печа°тные СМК соста°вляют 50 % от их общего числа°. Из них общественно-политических — 16 %, на°учных — 9 %, рекла°мных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных — по 2 % ка°ждого. Электронные СМК — 212 телека°на°лов. Аудитория телека°на°ла° «Ха°ба°р» — 95,70 %, «Ка°за°хста°н» — 96,25 %, «Ел а°рна°» — 75,50 %, «Первый ка°на°л-Евра°зия» — 78,60 %, Ка°за°хское ра°дио — 86,99 %.
    Спутниковый ка°на°л CaspioNet осуществляет веща°ние на° территории стра°н Центра°льной Азии, Среднего Востока°, Европы и Северной Африки. Появилось ка°бельное и эфирно-ка°бельное ТВ. Это 80 опера°торов, «Алма°-ТВ» (веща°ет в 13 города°х стра°ны), «Ка°зинформтелеком»; «Сека°тел»; «Ка°зцентр-ТВ» (по 5 городов); «КВК» (4 города°).
    В инфокоммуника°ционном простра°нстве функционируют 2392 иностра°нных СМК: 2309 га°зет и журна°лов и 83 телера°диопрогра°ммы. До 1000 ка°на°лов систем спутникового телевидения; 80 предста°вителей за°рубежных средств ма°ссовой информа°ции. Из за°рубежных СМК: на° русском языке — 90 %, на°а°нглийском — 5 %, на° других языка°х мира° — 5 %
    Будущие ка°за°хста°нские журна°листы решили созда°ть а°ссоциа°цию молодежных СМИ, переда°ет корреспондент Tengrinews.kz. Решение было принято в ходе круглого стола° в ра°мка°х II На°циона°льного форума° студенческих СМИ, орга°низова°нного Междуна°родной Ака°демией Бизнеса° (МАБ) при поддержке "Фонда° Сорос-Ка°за°хста°н".
    Спикера°ми круглого стола° ста°ли гости из МГУ имени Ломоносова° Андрей Андриянов и Ека°терина° Миха°йлова°. Вместе со студента°ми они обсудили, ка°к можно перевести выпуск печа°тных СМИ в онла°йн-форма°т и привлечь к ним инвестиции. В итоге была° созда°на° ра°боча°я группа° по орга°низа°ции а°ссоциа°ции молодежных СМИ, куда° вошли предста°вители девяти вузов Ка°за°хста°на° [5].
    II На°циона°льный форум студенческих СМИ, проходивший со 2 по 4 ноября, ста°л обуча°ющей и дискуссионной площа°дкой для на°чина°ющих журна°листов. Своим опытом поделились известные ка°за°хста°нские медиа°-персоны. Основа°тель и гла°вный реда°ктор проекта° Voxpopuli Алишер Еликба°ев провел лекцию на° тему "Са°мореа°лиза°ция". Его ма°стер-кла°сс был довольно ка°тегоричным, в ча°стности, Еликба°ев за°явил, что только 10 процентов а°удитории смогут ста°ть успешными. PR-директор а°гентства° решений Good Жа°нна° Пра°шкевич ра°сска°за°ла° о креа°тивных метода°х на°писа°ния текстов.
Политолог, журна°лист и модера°тор общественно-политического клуба° "Айт-PARK" Нурла°н Еримбетов ра°сска°за°л студента°м о том, ка°к можно совместить в журна°листике "честность и за°конопослушность".
    А креа°тивный директор а°гентства° "Ха°ба°р" Ержа°н Сулейменов провел лекцию "Ка°к новость ста°новится новостью. Ка°к на°йти информа°цию и свой угол пода°чи ма°териа°ла°". Та°кже своим опытом поделились журна°лист и продюсер Бекжа°н Идрисов, ла°уреа°т Междуна°родной Пушкинской премии Ла°риса° Нода°, экс-реда°ктор програ°ммы "Информбюро" на° 31 ка°на°ле Та°тьяна° Дельцова°, гость из МГУ Ека°терина° Миха°йлова° и популярные ка°за°хста°нские блогеры Са°мсон Безмятежный и Ба°хыт Аса°нова°.
    На° торжественном за°крытии форума° были определены победители среди студенческих ра°бот в номина°циях "Лучший репорта°ж", "Резона°нс", "Лучша°я ста°тья социа°льную тему", "Лучша°я ста°тья на° свободную тему" и "Лучша°я ста°тья на°а°нглийском языке". Кульмина°цией конкурса° ста°ло объявление победителей в номина°ции "Лучша°я студенческа°я га°зета°". Ими были призна°ны изда°ния Primus Inter Pares (МАБ) и Fomo (Ка°зНУ имени Аль-Фа°ра°би) [6,202].
    

    1.2 История ка°за°хской журна°листики
    
    Журна°листское на°следие ка°за°хских просветителей.
    Ра°спа°д па°триа°рха°льно-феода°льных отношений в Ка°за°хста°не во второй половине 19 века°, ра°звитие ка°пита°листических отношений имело зна°чительное влияние на° ра°звитие общественного мнения. Основоположника°ми на°циона°льной журна°листики, ее первыми та°ла°нтливыми ма°стера°ми, подлинными трибуна°ми на°родных ча°яний выступили ка°за°хские просветители Чока°н Ва°лиха°нов (1835-1865), Ибра°й Алтынса°рин (1841-1889), Аба°й Куна°нба°ев (1845-1904). Просветительска°я деятельность передовых интеллектуа°лов ка°за°хской общественности выступила° ка°к фа°ктор формирова°ния на°циона°льного са°мосозна°ния. Понима°ние исторической необходимости привело к использова°нию та°кого оружия, ка°к публицистическое слово, для за°щиты интересов на°рода°, угнетенного феода°льно-ба°йскими порядка°ми и ца°рскими колониза°тора°ми, для его социа°льно-политического просвещения, для последова°тельной борьбы за° будущее. В силу социа°льных и исторических обстоятельств первые ка°за°хские просветители использова°ли та°кие формы публицистических выступлений, которые являлись в то время единственно возможными. Ха°ра°ктерными черта°ми публицистики Чока°на° Ва°лиха°нова° являлись его ра°ссуждения в на°учных ста°тьях, дневника°х, официа°льных за°писка°х, путевых очерка°х. Именно жа°нр очерка° ра°скрыл яркий публицистический та°ла°нт и просветительский да°р молодого ка°за°хского ученого. Широко известна°я «За°писка° о судебной реформе» иллюстрирует позицию а°втора° ка°к человека°, смело вторга°ющегося в общественно-политическую жизнь. А его эпистолярное на°следие позволяет судить, ка°к глубоко волнова°ли а°втора° идеи реформа°торства°, проявлявшиеся в его взгляда°х, изложенных в переписке с демокра°тической интеллигенцией, ведущими журна°листа°ми России [7,142]. 
    Ибра°й Алтынса°рин с удивительным ма°стерством прида°ва°л публицистическую окра°ску своим этногра°фическим публика°циям. Его труд, известный ка°к «Киргизска°я хрестома°тия» игра°л роль своеобра°зного журна°ла° общественно-политического и культурного ха°ра°ктера°. Деятельность Ибра°я Алтынса°рина° охва°тыва°ла° са°мые ра°зные стороны общественной жизни. Свои взгляды он выска°зыва°л на° стра°ница°х га°зеты «Оренбургский листок» (1880-1883), где публикова°л ста°тьи, корреспонденции и обзоры, а°на°лизирующие ра°зличные стороны общественной жизни. Велико зна°чение на°следия Аба°я в истории ка°за°хской демокра°тической печа°ти. На° формирова°ние его 3мировоззрения большое влияние ока°за°ли гума°нистические идеи поэтов и ученых Востока°, что на°шло свое отра°жение в труда°х по истории, педа°гогики и пра°ву. В своем творчестве Аба°й ча°сто обра°ща°лся к вопросу о роли на°уки и искусства° в духовной жизни общества°, о роли труда° и обра°зова°ния. Ма°стерство его зна°менитого философско-этического произведения «Слова° на°зида°ния», сохра°няющего до сих пор а°ктуа°льность своей проблема°тики ра°скрыва°ет всю силу публицистического ма°стерства°а°втора°, все бога°тство его политической мысли. На°ряду со своим на°учным, историческим зна°чением, труды первых ка°за°хских просветителей не утра°тили своей публицистической зна°чимости и в дни современности
    Первые га°зеты Ка°за°хста°на°.
     За°вершение присоединения Ка°за°хста°на° совпа°ло с реформа°ми, проводимыми в России. На°ча°лся а°ктивный процесс колониза°ции. Чтобы прида°ть ему система°тический и целена°пра°вленный ха°ра°ктер пра°вительство России решило созда°ть на° новых землях а°дминистра°тивное упра°вление, приближенное к российской системе и ма°ксима°льно отвеча°ющее интереса°м метрополии. Земли Ка°за°хста°на° были объявлены госуда°рственной собственностью Российской империи. Со второй половины 19 века° в Ка°за°хста°н ста°л а°ктивно проника°ть российский ка°пита°л, основной сферой его приложения была° добыча° и перера°ботка° полезных ископа°емых, бога°тством которых отлича°лись недра° кра°я, а° та°кже промышленность по перера°ботке сельскохозяйственного сырья и торговля. Ца°ризм был за°интересова°н в исследова°нии полезных ископа°емых, этногра°фии, внутренней социа°льно-политической, экономической жизни местных жителей с тем, чтобы успешней проводить политику а°ссимиляции. Выра°зителем интересов ца°рской России призва°на° была° ста°ть периодическа°я печа°ть. С 1870 года° в течение сорока° восьми лет в Та°шкенте выходила° га°зета° «Туркеста°нские ведомости»- официа°льный орга°н Туркеста°нского генера°л- губерна°торства°. Целью этой га°зеты, по рекоменда°тельному за°меча°нию Туркеста°нского генера°л- губерна°тора° К.П. фон Ка°уфма°на° было изучение кра°я. Хотя основной тема°тикой при этом являлось утверждение господствующей вла°сти, га°зета° являла° собой пример а°ктивного слияния двух на°пра°влений структуры журна°листики. Выполняя поста°вленные перед ней идеологическую и пропа°га°ндистскую функции, га°зета° в то же время положила° на°ча°ло ста°новлению периодической печа°ти Ка°за°хста°на° непосредственно ка°к средству ма°ссовой информа°ции. Политические структуры всегда° использова°ли «вла°стные полномочия» СМИ, лежа°щие в сфере духовно- идеологической, в сфере влияния. Будучи неофициа°льной, вла°сть журна°листики всегда° осуществляет проника°ющее да°вление на° все обла°сти жизни, и с экономической, и с политической стороны. Ха°ра°ктер духовного влияния та°ков, что он неизменно проявляется, скрыто или явно, в созна°нии и поведении людей. Та°ким обра°зом, утвержда°я ста°новление собственной вла°сти и действуя в собственных целях, ца°ризм не мог опустить тот фа°кт, что мнение и интересы коренного на°селения не могут быть скрыты полностью собственническим подходом. При этом следует отметить, что изда°нию периодической печа°ти на° ка°за°хском языке прида°ва°лось особенное зна°чение, та°к ка°к необходимо было сформирова°ть определенное мнение местного на°селения, не вла°деющего в большинстве своем русским языком, необходимое для успешного проведения собственной политики [8,33]. 
    Первой ка°за°хскоязычной га°зетой была° «Туркеста°н уа°ла°ятынын га°зеты», выходивша°я с 1870 по 1882 годы. Это изда°ние было приложением к «Туркеста°нским ведомостям» и выходило четыре ра°за° в неделю. Два° выпуска° изда°ва°лись на° ка°за°хском языке, два° - на° узбекском языке. Появление журна°листики на° родном языке, бесспорно, ва°жна°я веха° в культурном на°следии стра°ны. Хотя га°зета° была° та°кже призва°на° выра°жа°ть интересы ца°ризма°, одна°ко на° ее стра°ница°х в большинстве своем появляются ста°тьи, корреспонденции, за°метки о социа°льно- политических проблема°х ка°за°хского общества°, о литера°туре, искусстве коренных жителей Ка°за°хста°на°. Эти тра°диции продолжила° «Да°ла° уа°ла°ятынын га°зеты» - приложение к «Акмолинским обла°стным ведомостям», печа°та°вша°яся в Оренбурге с 1888 по 1902 годы. На° русском языке она° выходила° под на°зва°нием «Киргизска°я степна°я га°зета°». В ра°зное время ее подписыва°ли реда°кторы И. Козлов, К. Миха°йлов, Г. Аба°за°. Приложение на° ка°за°хском языке бессменно реда°ктирова°ли ста°рший переводчик ка°нцелярии генера°л-губерна°тора° Е. Абла°йха°нов и Д. Султа°нга°зин. Весьма° интересна° была° подборка° ма°териа°лов. В одном из номеров была° на°печа°та°на° ста°тья, где звуча°ли слова° бла°года°рности и восхва°ления «белому ца°рю», преподнесшему «степному на°роду» за°меча°тельный пода°рок - га°зету. Неза°мыслова°тым языком была° да°на° ха°ра°ктеристика° та°кому явлению, ка°к возникновение печа°ти в кра°е. Рядом с фельетоном о «ра°збойнике» Кенеса°ры Ка°сымове, где вновь приносила°сь бла°года°рность ца°рским войска°м, изба°вившим от «этого ба°ндита°» на°род, печа°та°лись очерки об истории кра°я, хроники, легенды устного на°родного творчества°, вопросы обра°зова°ния, вопросы ста°новления промышленности и ра°звития кра°я. В официа°льном отделе публикова°лись ра°споряжения, ука°зы ца°рского пра°вительства°, местного руководства°. В неофициа°льном отделе были предста°влены ста°тьи, информа°ционные за°метки о внутренней жизни ка°за°хов. Большое количество ма°териа°лов было посвящено литера°турным произведениям писа°телей, а°кынов. На° ее стра°ница°х впервые выступили видные ка°за°хские поэты- просветители, публицисты А. Дива°ев, М.Ж. Копеев, К. Ба°ба°жа°нов и др. На° стра°ница°х этих га°зет ра°ссма°трива°лись вопросы внутренней и внешней политики, торговли, проблемы оседа°ния коренного на°селения, просвещения в русле русифика°ции, положение женщины в обществе, а°ктивно освеща°лись вопросы а°дминистра°тивного устройства°, колониза°торска°я доктрина°. В 1879 году в Оренбурге был созда°н га°зетный стол обла°стного упра°вления и ста°л выходить его официа°льный орга°н. В ка°честве приложения на° ка°за°хском языке к этой га°зете, на°чина°я с 1895 года°, в течение 15 лет выходила° га°зета° «Торга°й» («Турга°йска°я га°зета°») [9,190].
    Следует отметить тот фа°кт, что в ста°новлении ка°за°хской интеллигенции большую роль сыгра°ли российские учебные за°ведения. В ра°звитии культуры и общественной мысли в Ка°за°хста°не ва°жную роль сыгра°ли на°учные общества° и культурно- просветительские учреждения. Кроме того, присоединение Ка°за°хста°на° к России повлияло и на° ра°звитие обра°зова°ния. Учебные за°ведения светского ха°ра°ктера° ста°ли открыва°ться в связи с потребностью подготовки чиновников колониа°льного а°ппа°ра°та°. Перва°я ка°за°хска°я светска°я школа° была° открыта° в 1841 году в Букеевском ха°нстве, а° в 1850 году в Оренбурге при Погра°ничной комиссии. При этом женское обра°зова°ние ра°звива°лось сла°бо. Лишь бла°года°ря ста°ра°ниям И. Алтынса°рина° в 1887 году в Иргизе было открыто первое женское училище. С целью изучения геогра°фии, природных ресурсов, экономики, истории, этногра°фии в ка°за°хский кра°й ста°ли приезжа°ть ученые, путешественники. Труды В. Да°ля, П. Семенова° - Тянь-Ша°нского, В. Ра°длова°, В. Вельяминова°- Зернова° внесли неоценимый вкла°д в изучение кра°я. Целые га°зетные полосы были отда°ны выступлениям Г. Пота°нина°, Н. Ядринцева°. Все это привносило свой вкла°д в ра°звитие журна°листики не только ка°к выра°зителя определенных политизирова°нных интересов, но и ка°к института°, выполняющего культуроформирующие функции.
    Ра°звитие большевистской печа°ти. Печа°ть в годы первой русской революции. Па°ртийна°я пресса°.
    Во второй половине 19 века° подъем российского освободительного движения привел к увеличению притока° ссыльных революционеров, принявшего ма°ссовый ха°ра°ктер, в За°па°дную Сибирь и Ка°за°хста°н. В определенной степени это явилось историческим фа°ктором, обусловившим ра°звитие общественно- политической жизни в степном кра°е. На°родовольцы, являвшиеся предста°вителями пра°ктически всех российских оча°гов, охва°ченных пла°менем освободительной борьбы, попа°в в на°циона°льные ра°йоны, не прекра°ща°ли своей борьбы, на°пра°вленной против ца°ризма°. Возможно, вла°сти предпола°га°ли, что ка°мнем преткновения ста°нет язык и совершенно другие обыча°и и условия прожива°ния. Одна°ко ка°за°хский на°род, имея многовековую культуру, имеющий яркое предста°вление о том, что зна°чит освободительное движение, выра°стивший на° своих простора°х известных просветителе, мудрецов и на°родных героев, не мог не откликнуться на° их деятельность. Сосла°нные на°родовольцы, невзира°я на° притеснение местных вла°стей и полицейский на°дзор, орга°низовыва°ли в города°х Ка°за°хста°на° подпольные кружки, которые ра°спростра°няли среди местных жителей свои програ°ммы и идеи. По их инициа°тиве открыва°лись публичные библиотеки в гг. Верном, Семипа°ла°тинске, Омске, созда°ва°лись на°учные общества° в гла°вных центра°х ссылки - в Акмолинской и Семипа°ла°тинской обла°стях, ра°звива°лось просветительство, ока°зыва°лось влияние на° ста°новление периодической печа°ти в кра°е. Созда°ва°емые фонды книг и периодических изда°ний обога°ща°ли культурную и общественную жизнь [10,86]. 
    Многие ма°териа°лы «Ведомств», изда°ва°емых в обла°стных центра°х, готовились политическими ссыльными, что имело большое зна°чение для ра°звития местной печа°ти. Конечно, под на°дзором вла°стей невозможно было проводить политику собственных идей, из-за° которых и происходили ссылки, но опубликова°нные труды по истории, культуре, экономике Ка°за°хста°на° ока°зыва°ли свое прогрессивное зна°чение для ра°звития кра°я и не потеряли своего на°учного зна°чения и по сей день. Вполне естественно, что та°ка°я полезна°я деятельность, вызыва°ла° ува°жение и доверие со стороны местных предста°вителей, росла° их дружба° и вза°имосвязь с политическими ссыльными, которые а°ктивно изуча°ли язык и обыча°и местного на°рода°. Их совместна°я деятельность была° на°пра°влена° на°подготовку условий для борьбы за° на°циона°льное и социа°льное освобождение. Творческое содружество ка°за°хских и русских предста°вителей за°ложило демокра°тические основы в ра°звитие ка°за°хской общественной мысли. Предста°вители русской демокра°тической и революционной деятельности в противовес ца°рским колониза°тора°м способствова°ли ра°звитию тесных дружеских отношений между на°рода°ми. В борьбе за° переустройство общества° революционные на°родники большое внима°ние уделяли нелега°льной и лега°льной печа°ти. Они ча°сто являлись орга°низа°тора°ми и уча°стника°ми периодических изда°ний. Много ста°тей и ма°териа°лов печа°та°лось в «Турга°йской га°зете» (1895-1910), в «Туркеста°нских ведомостях», га°зете «Оренбургский листок», где сотруднича°л И. Алтынса°рин, имевший доверительные отношения со многими ссыльными переселенца°ми, Деятельностью на°родовольцев была° основа°на° Омска°я га°зета° «Степной кра°й». Их ма°териа°лы на° ка°за°хскую тема°тику печа°та°лись в российских изда°ниях «Восточное обозрение», «Астра°ха°нский вестник». Все это имело свои последствия и в ка°кой-то мере подготовило почву для возможности возникновения в Ка°за°хста°не па°ртийной большевистской печа°ти, та°к ка°к пробуждение кла°ссового и на°циона°льного са°мосозна°ния, вовлечение трудящихся ма°сс в освободительную борьбу против ца°ризма° игра°ли ва°жную роль в приобщении к социа°л-демокра°тическому движению передовых предста°вителей кра°я.
    Подъем революционного движения, созда°ние групп российской социа°л-демокра°тической ра°бочей па°ртии во многих города°х Ка°за°хста°на° сопровожда°лись зна°чительным усилением печа°тной а°гита°ции и пропа°га°нды. Ста°ли изда°ва°ться листовки, брошюры, нелега°льные га°зеты. В Ка°за°хста°не ра°спростра°нялись ленинские га°зеты 1905 г. «Вперед» и «Пролета°рий», выходившие в Женеве, петербургска°я «Нова°я жизнь», в которой публикова°лись корреспонденции о положении местного на°селения. О том, ка°к да°леко простира°лось влияние большевистских изда°ний, свидетельствуют денежные сборы, проводимые в пользу га°зеты «Социа°л-демокра°т» - центра°льного орга°на° РСДРП. В 1905-1907 года°х усилилось ра°спростра°нение ма°рксизма°. Основной формой а°гита°ции и пропа°га°нды были листовки, ра°спростра°нявшиеся особенно широко. В сентябре 1905 года° в одном из а°дминистра°тивных центров кра°я Та°шкенте выходила° нелега°льна°я большевистска°я га°зета° «Ра°бочи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44