VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современные формы управления государственным имуществом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001299
Тема: Современные формы управления государственным имуществом
Содержание
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие положения об управлении государственным имуществом…………………………………………………………………..…6
1.1. Понятие и виды управления государственным имуществом……………6
1.2. Нормативный аспект управления государственным имуществом………12
Глава 2. Современные формы управления государственным имуществом……………………………………………………………………17
2.1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления как формы управления государственным имуществом……………………………………17
2.2. Право доверительного управления как форма управления государственным имуществом…………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………44
Список используемых источников литературы…………………………47
Приложение……………………………………………………………………50


Введение

      Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (далее - публично-правовые образования) выступают равноправными участниками гражданских правоотношений и носителями права собственности на имущество. Правовой режим государственной и муниципальной собственности регламентирован в ст.ст.214 и 215 ГК.
      В п. 1 ст. 214 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.
      В п. 4 ст. 214 ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ1.
      ГК РФ дважды использует выражение "управление имуществом". Один раз оно относится к институту права оперативного управления. Это право лица, которое не является собственником имущества, но получило от собственника право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Передачу такого имущества и прав на него осуществляет орган государственной власти, который от имени РФ обладает полномочиями собственника федерального имущества, а лицом, которому передается право оперативного управления, является унитарное казенное предприятие.
      Актуальность темы состоит в том, что в ней предпринята попытка системного исследования юридической природы прав оперативного управления и хозяйственного ведения на основе действующего российского законодательства и судебно-арбитражной практики. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения остаются наиболее распространенными формами закрепления государственного имущества за государственными юридическими лицами. 
      В современном гражданском праве России и стран СНГ правовая природа права оперативного управления и права хозяйственного ведения осталась малоисследованной, а широкое распространение данных форм участия государства в гражданском обороте порождает большое количество вопросов теоретического характера. 
      Целью данного исследования является изучение и рассмотрения участия государственных предприятий и учреждений в управлении государственным и муниципальным имуществом.
      В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
      - рассмотреть понятие, цели и принципы управления государственным имуществом;
      - раскрыть правосубъектность государственных предприятий, как субъектов управления;
      - охарактеризовать объекты государственной собственности; 
      - описать право хозяйственного ведения;
      - дать характеристику право оперативного управления;
      Методы, которые использовались при написании данной работы: анализ, сравнение, исторический метод, изучение нормативно-правовой базы, различных публикаций.
      Структуру данной работы составляют введение, три главы, заключение, список используемых источников и приложения.
      Научной и теоретической основой настоящего исследования послужили работы таких ученых как: Вайпан В.А., Дойников И.В., Дмитриева О.Г., Еремин С.Г., Кравчук А.О. и др.





Глава 1. Общие положения об управлении государственным имуществом
1.1. Понятие и виды управления государственным имуществом

      Отношения собственности можно рассматривать с двух сторон: правовой (юридической) и экономической.
      Во-первых, собственность определяется отношением лиц к материалам, вещам, иным благам, закрепленным за этими лицами системой законов и нормативно-правовых актов. Эти документы определяют наличие права собственности, выполняют регулирующую функцию экономических и правовых основ хозяйственной деятельности, определяют и регулируют имущественные и другие виды отношений, возникших в результате владения, пользования и распоряжения собственностью, т.е. юридический аспект собственности определяет наличие прав владеющего ею лица, но эти права не безграничны. Они ограничены нормативно-правовыми актами и правами других лиц, имеющих собственность2.
      Если рассматривать собственность как экономическую категорию, то собственность представляется как отношения между лицами, связанные с присвоением материальных благ и ценностей в обществе.
      Какая-либо вещь не может быть собственностью, пока не возникнет отношений между двумя лицами, связанных с присвоением этой вещи. Экономическая природа возникновения собственности определяет то, что выделяют объект присвоения, субъект присвоения и само экономическое содержание собственности.
      Объекты присвоения: материальные ценности, средства производства, произведения искусства, результаты научной деятельности (интеллектуальная собственность), информация, капитал и др. Субъектами собственности могут выступать различные юридические и физические лица, органы местного самоуправления, государственные органы власти и др.
      Основополагающим объектом собственности являются средства производства. Именно эта категория характеризует экономические отношения, которые складываются при производстве, распределении, обмене и потреблении в обществе. Собственность на средства производства определяет сущность экономической системы.
      Отношения, связанные с собственностью, представляют собой сложную систему отношений между объектами и субъектами собственности, которые проявляются не только в наличии у субъекта собственности прав владеть, пользоваться и распоряжаться объектом собственности, но также и в возникновении отношений между субъектами собственности в процессе реализации своих прав.
      Чтобы права субъектов собственности не нарушались, государственный институт права обязан урегулировать имущественные отношения, тогда субъекты владения наделяются правом собственности (владение, пользование, распоряжение имуществом).
      По форме права собственности выделяют3:
      - частную собственность юридических и физических лиц;
      - государственную собственность;
      - муниципальную собственность;
      - совместную собственность (коллективную, кооперативную, акционерных предприятий, товариществ, ассоциаций и т.д.).
      Форма собственности определяется (должна определяться) целесообразностью, эффективностью ее применения относительно того или иного объекта, исходя из особенностей каждой формы собственности. Но при этом права собственности применяются в равной мере к каждой из описанных выше категорий, то есть нельзя сказать, что распоряжаться можно только частной собственностью, а владеть только государственной.
      Право владения собственностью - возможность, закрепленная юридически, хозяйственного господства субъекта собственности над объектом. Это право может быть законным и незаконным. Законное владение предполагает наличие правового основания. Существует такое понятие, как презумпция законности, которое применяется при рассмотрении споров и определяет, что тот, у кого вещь находится, имеет право на владение ею, пока не доказано обратное.
      Право пользования собственностью - это возможность извлекать из вещи полезные свойства. Обычно право пользования опирается на право владения, но бывают ситуации, когда можно использовать вещь для извлечения из нее полезных свойств, не владея ею. Например, при аренде какого-либо имущества арендатор временно (в соответствии с условиями договора) наделяется правом пользования не принадлежащей ему собственностью, единственное, это право может быть ограничено собственником (арендодателем)4.
      Право распоряжения - это возможность определять "судьбу" вещи через вступление в отношения с другими лицами на основе совершения юридических актов в отношении этой вещи.
      Специфический признак, присущий данным правам, связан с тем, что субъект собственности осуществляет свои правомочия по своему усмотрению, но при этом опираясь на закон.
      Законодательством России определены различные формы собственности. Возможности, которыми обладает лицо, имеющее собственность (имущество), а следовательно, и право собственности, определяются в зависимости о того, к какому виду относится право собственности. Из п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации следует, что "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности"5. Из ст. 212 - 215 Гражданского кодекса России частная собственность делится на принадлежащую гражданам и юридическим лицам, государственная собственность делится на федеральную, которая принадлежит государству в целом, и на собственность субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; муниципальная собственность принадлежит городским поселениям, сельским поселениям, другим муниципальным образованиям (внутригородским территориям городов федерального значения, городским округам, муниципальным районам, городским поселениям, сельским поселениям)6. В законодательстве Российской Федерации есть оговорка, что в России признаются и иные формы собственности (например, собственность религиозных общин). Государственная и муниципальная собственность, которая не отнесена к государственным и муниципальным предприятиям или учреждениям, представляет собой имущество казны. От субъекта права зависит, представляет ли это имущество муниципальную казну, казну субъекта Российской федерации или общегосударственную казну.
      Государственной собственностью управляют комитеты по управлению государственным имуществом. Объектами государственной собственности могут выступать7:
      - имущество органов власти России: сооружения, здания, оборудование, речной, воздушный, наземный транспорт, культурные и исторические ценности государства, связь, пенсионные, страховые и другие государственные фонды, топливно-энергетические комплексы, средства государственного бюджета и другие объекты и ценности, которые являются основой для выполнения государственных задач;
      - имущество субъектов Российской Федерации: транспорт, здания, предприятия, сооружения, объекты, имеющие культурную и историческую ценность для народов, проживающих на территории субъекта8.
      Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является9:
      1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
      2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
      Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.
      Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
      При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.
      В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль .
      Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).
      Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.
      Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.
      Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач10.
      Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.
      Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
      Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.
      При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.
      Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.
      В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности (См. Приложение 1).
      
1.2. Нормативный аспект управления государственным имуществом

      Не лишним будет отметить значительное обогащение теории права собственности в минувшие годы рядом социальных, экономических, природоохранных и других правомочий и обязательств. Отсюда - изменения, которые претерпело юридическое содержание собственности, нашедшие отражение в области современного законодательства.
      Сегодня принципы по защите и регулированию прав собственности признаны в среде международного права и являются руководством для государств в плане руководства отношениями собственности. Например, во Всеобщей декларации прав человека (принята в 1948 г. ООН)11 установлено право человека на обладание имуществом в одиночестве либо совместно с иными лицами, лишить имущества произвольно его не может никто. В соответствии со ст. 17 Декларации и ст. 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) защитой прав на частную собственность должно заниматься государство12.
      На основании этого положения, практически в любой конституции демократической страны декларируется гарантия прав каждой разновидности собственности. В Конституции РФ мы не встретим особого раздела, содержащего экономическую основу общества, государства. Одно из кардинальных новшеств ней, в сравнении с конституциями, существовавшими в СССР и РСФСР, - установление права на владение частной собственностью как конституционный принцип государства.
       Например, возьмем ч. 1 ст. 35 Конституции РФ: "Признавая и защищая частную собственность, государство берет на себя обязанность обеспечить ее охрану путем принятия соответствующих законов"13. Насколько обоснованно включена в документ данная установка, наглядно говорит то, что на пространстве России в 2002 г. свыше 80% граждан охотно приветствовали распространение в России частной собственности как института, приблизительно таково же было число тех, кто изъявлял желание приобщить своих детей в будущем к занятиям предпринимательством. Не менее важен тот факт, что Конституцией РФ закрепляется фундаментальный принцип не только признания, но и равной защиты любой из форм собственности - частной, муниципальной, государственной и прочих. 
       Ч. 1 ст. 2 Конституции РФ гласит: "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".
       Ч. 2 ст. 35 закрепляет: "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". Принципиальное значение заложено в положении, которое читаем в ч. 3 вышеуказанной статьи: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".
      В качестве источников права на собственность в Российской Федерации можно рассматривать не только ее Конституцию, но и Гражданский; Семейный; Земельный кодексы РФ; правовые нормы и различные законы в субъектах РФ, которые регулируют проблемы права собственности. Сюда возможно отнести подзаконные акты, а также договоры органов местной и госвласти, а также нормативные документы и законы о совершении нотариальных действий. Ориентируясь на основные положения данных документов, возможно заявлять, что экономическое основание государства и общества Российской Федерации представляется рыночной экономикой. В этой связи абсолютно естественна обязанность государства обеспечивать свободную экономическую деятельность, свободу перемещения услуг или товаров, финансовых и прочих ресурсов, которые представляют собой единое экономическое пространство на территории всей страны, поддерживая добросовестную конкуренцию14. Данная постановка проблемы предполагает закрепление институтов частной собственности, свободного предпринимательства конституционного характера, без них под сомнение падает политическая демократия как таковая. Конституцией Российской Федерации своим гражданам гарантируется право обладать в качестве частной собственности землей, заводами, фабриками, банками, станками и иным имуществом, транспортными средствами. Государственное притеснение интересов собственника запрещается в любой форме, запрещено и создавать любого вида искусственные препятствия, мешающие осуществлению интересов собственника.
      Один из источников изменений институционального характера, по замечанию Д. Норта, - это идеология, которая понимается как ряд субъективных моделей, способствующих осмыслению и оценке окружающего мира, под их воздействием формируется вся структура человеческих предпочтений15.
      В российском обществе реформы опирались на представления теоретического толка, которые разделяли ученые, политики, это с юридической точки зрения зафиксированное изменение отношений, касающихся собственности, должно было иметь результатом изменение экономических отношений, при этом приватизация стала достаточным условием для появления класса эффективного собственника. Вот почему, когда начались рыночные реформы, преобразования постигли лишь юридическую сторону собственности, сведенную к перемене в правовых отношениях. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"(ныне утратил силу) де-юре начал российскую приватизацию, ставшую процессом перераспределения госсобственности в "частные руки". Чтобы ускорить процесс перехода на рыночную экономику, потребовалось быстро осуществить акционирование и приватизацию больших предприятий. Неспроста над механизмом массовой приватизации работали с помощью Указов Президента, подготавливаемыхобычно в "закрытых" условиях, сама же приватизация в плане организации производилась быстрыми темпами. К 1 ноября 1992 года обязательное преобразование в АО ждало средние и большие госпредприятия16.
      Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.
      В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»17, который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. 
      






Глава 2. 2. Современные формы управления государственным имуществом
2.1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления как формы управления государственным имуществом

      В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения -это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами18.
      При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК) и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива". Это обстоятельство подчеркивает и термин "унитарное", т.е. единое (единый имущественный комплекс).
      В статье 294 разъясняется сущность юридического статуса права хозяйственного ведения. Из неё мы узнаём, что лицо имеющее имущество на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Следовательно можно сделать вывод, что законодатель закрепил за лицом с правом хозяйственного ведения имуществом права, которые характерны для права собственника имущества (п.1 ст.209 ГК), то есть вещные права.
      Эти права, хотя и являются производными от права собственности тем не менее не равнозначны правам собственника имущества, — они имеют особый ограниченный правовой статус. В этом не трудно убедиться. Ограниченность вещного права для лица обладающего правом хозяйственного ведения вытекает, во-первых, из той же определяющей 294-ой статьи, где прямо указано, что владение, пользование и распоряжение имуществом на праве хозяйственного ведения осуществляется в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом, а во-вторых, в статье 295 ГК конкретизируется перечень ограничений для лица обладающего имуществом на праве хозяйственного ведения. Оно «не вправе продавать это имущество, а так же сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом (выделено автором) распоряжаться этим имуществом без согласия собственника». Всё это указывает на то, что законодатель не уравнивает в вещных правах лицо, имущество которого получено на праве хозяйственного ведения с собственником этого имущества и, тем более, не отождествляет их. 
      Следовательно право хозяйственного ведения является одной из разновидностей особых вещных прав (на ряду с правом собственности), имеющих ограниченный правовой статус, содержание которого уже (меньше) вещного права собственника. Не трудно заметить, что ограниченность этого вещного права в основном связана с лишением самостоятельности в праве распоряжения имуществом, которое является важнейшим критерием права собственности19.
      Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс (ст. 132 ГК), находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.
      Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочия владения и пользования (а в определенной мере и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится "распределенным" государственным или муниципальным имуществом. Поэтому собственник - учредитель предприятия (уполномоченный им орган) ни при каких условиях не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом (или какой-либо частью имущества) унитарного предприятия, находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока это предприятие существует как самостоятельное юридическое лицо.
      В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель сохраняет лишь отдельные правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК). Он вправе20:
      Во-первых, создать предприятие-несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора); 
      Во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов); 
      В-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности); 
      В-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.
      Конкретный порядок осуществления этих прав должен предусматриваться специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
      Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника-учредителя. Осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами (т.е. указами Президента и постановлениями федерального Правительства). Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК теперь прямо изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом). Продажа, сдача в аренду или в залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника не допускаются21.
      Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения. Закон, однако, не предусматривает и возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации). Подобные ограничения во всяком случае не могут устанавливаться ведомственными нормативными актами.
      Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещно-правовая природа). При переходе права собственности на соответствующий имущественный комплекс к частному собственнику речь должна идти о приватизации этого имущества, при которой предприятие-несобственник обычно преобразуется в акционерное общество, что, в свою очередь, исключает сохранение права хозяйственного ведения.
      Сущность права хозяйственного ведения будет раскрыта не полностью, если не рассмотреть субъекты, которые могут обладать этим правом. Законодатель в данном случае конкретно определяет, что субъектами прав хозяйственного ведения могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах — «унитарные предприятия», которые согласно пп.1,2 ст.113 ГК являются коммерческими организациями и могут создаваться только на базе государственной и муниципальной собственности. Учредителем таких предприятий, согласно п.1 ст.114 ГК22, является государство или местное самоуправление в лице своих уполномоченных на то органов.
      Поэтому следует признать, что субъектами права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций. Отсюда, в соответствии со ст.294 ГК можно дать обобщающее определение праву хозяйственного ведения. 
      Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах установленных законом или иным правовым актом.
      Таким образом, право хозяйственного ведения носит ограниченный характер и в смысле регламентации его правоносителей, то есть не является общим как, например, право собственности. (Ведь любой гражданин, любое юридическое лицо может обладать правом собственности). Понятие права хозяйственного ведения не существует без указания конкретного, причём определённого законодателем, обладателя данного права.
      Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования (а в значительной мере — и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящемся у предприятия на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника (п.5 ст.113 ГК), так как оно становится (обязывающим порядком) «распределённым» государственным или муниципальным имуществом (абз.1 п.4 ст. 214 , абз.1 п.3 ст.215 ГК)23.
      В отношении такого имущества собственник-учредитель сохраняет правомочия, предусмотренные п.1 ст.295 ГК, то есть он вправе создать предприятие-несобственника (включая назначение директора, утверждение устава, предмета  и целей деятельности созданного предприятия); реорганизовать и ликвидировать его; осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности); получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества. Не смотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником ещё ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (ныне утратило силу, в связи с принятием ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"24), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что собственник, или орган уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника25.
      Вместе с тем говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника имущества тоже нельзя. Это касается прежде всего права предприятия по распоряжению имуществом. Если в ранее действующем законе о собственности к праву полного хозяйственного ведения применялись правила о праве собственности (ст.5 п.2 Закона о собственности в РСФСР), то теперь из правомочий распоряжения в соответствии с рассматриваемым ранее нами п.2 ст.295 ГК изъята возможность самостоятельного, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом, если речь идёт о госсобственности), распоряжения недвижимостью.
      Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения (абз.2 п.2 ст.295 ГК). 
      Таким образом даже под законным актом федерального правительства возможно ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым. Однако за пределами предусмотренных законом и другими правовыми актами ограничений, предприятие вправе использовать самостоятельно денежные средства, движимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций создаваемого общества либо для приобретения действующего акционерного общества по своему усмотрению.
      Наряду.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%