VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Современное экономическое районирование и формы территориальной организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006439
Тема: Современное экономическое районирование и формы территориальной организации
Содержание
Оглавление





	Введение	3

	Глава 1. Экономическое районирование: этапы и принципы	5

	1.1. Этапы развития экономического районирования	5

	1.2. Принципы экономического районирования	9

	1.3. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации	10

	Глава 2. Исследование специализации и развития региона и анализ проблем экономического районирования	17

	2.1. Сущность народнохозяйственной специализации и комплексного развития на примере Урала	17

	2.2. Основные проблемы экономического районирования РФ	19

	Заключение	21

	Список использованной литературы	23

	Приложение 1. Современное экономическое районирование РФ	24

	Приложение 2. Размещение отраслей рыночной специализации промышленности на Урале	25

	Приложение 3. Социально-экономические типы регионов РФ	26



Введение

Невозможно понять проблемы и особенности людей страны, не проводя оценку ее внутреннего территориального образования. В особенности, это важно для нашей страны, которая чрезвычайно контрастна по историческим особенностям, природе, экономике и расселению населения. Без тщательного исследования региональных (порайонных) географических особенностей невозможно решить сложные проблемы, как отдельных регионов, так и в целом страны. Известные российские ученые использовали метод районирования. 

Экономическое районирование является предпосылкой совершенствования территориального экономического развития и имеет основное значение для организации регионального экономического управления. В особенности это важно на сегодняшний день, когда регионы нашей страны получили экономическую самостоятельность. 

Экономическое районирование является одним из факторов повышения производительности общественного труда, эффективного и рационального размещения производственных сил. 

Цель исследования – рассмотреть историю экономического районирования. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные этапы развития экономического районирования;

- изучить принципы экономического районирования;

- изучить современное экономическое районирование и формы территориальной организации;

- проанализировать сущность народнохозяйственной специализации и комплексного развития региона на примере Урала;

- выявить основные проблемы экономического районирования в Российской Федерации. 

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 







Глава 1. Экономическое районирование: этапы и принципы

1.1. Этапы развития экономического районирования

Экономическое районирование представляет собой метод территориальной организации районов с целью модернизации управления народным хозяйством. 

У экономического районирования существуют собственные этапы развития. Первые упоминания об экономическом районировании давали начальный ориентир в хозяйственных различиях особых частей страны. Зарождение теории экономического районирования начало происходить в 1840-1861 годах. 

Так как хозяйственная жизнь нашей страны в дореволюционные годы, прежде всего, определялась сельским хозяйством, то фундаментом для экономического районирования стали климатические и иные природные зональные условия. В России в период развития капитализма с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей перед промышленностью и сельским хозяйством начали возникать новые задачи. Это все начало требовать более детального исследования данного феномена на основе данных статистики населения, сельского хозяйства, транспорта и промышленности. В сфере исследования экономического районирования, прежде всего, можно выделить работы географа и статиста П.П. Семенова-Тян-Шанского. Исследователь провел в середине 19 века районирование европейской части нашей страны и разделил ее на четырнадцать естественных областей. Во внимание брались экономические и природные условия территорий. 

Следующее районирование П.П. Семенов-Тян-Шанский осуществил в конце 19 века, в результате которого были выделены двенадцать районов европейской части нашей страны. 

В 1921 году появился и был утвержден первый перспективный план – план ГОЭЛРО по восьми крупным экономическим районам: Туркестанский и Западно-Сибирский, Кавказский и Уральский, Поволжский и Южный, Центрально-Промышленный и Северный. Выделение районов, как научное сочетание губерний, стало отправной точкой территориальному планированию и научному районированию. Основной чертой этого районирования стало противоречие границ административных образований и экономических районов. 

Было выделено 24 района в первом пятилетнем плане (с 1928 года по 1932 год). Данный план подразумевал все большее продвижение специализации районов, комплексное развитие хозяйства районов и рациональное географическое разделение труда. 

Госпланом СССР в 1938-1940 годы была составлена новая сетка экономических районов, по которой территория Союза делилась на тринадцать крупных экономических районов. В согласовании с новой сеткой были утверждены и составлены государственные планы народного хозяйства в 4-й, 5-й и 6-й пятилетках. Планы составлялись по отраслям, союзным республикам и экономическим районам. 

С 1933 года по 1937 год действовал второй пятилетний план, в рамках которого было предусмотрено дальнейшее продвижение в размещении производственных сил, в особенности, на восток страны. Это стало важным условием более обширного использования всех хозяйственных ресурсов и природных богатств районов и осуществления наиболее рациональных экономических связей между ними. Данный план был составлен по зоне советской Арктики и по 32 районам. 

Третья пятилетка длилась с 1938 года по 1942 год, который был разработан на основе 10 союзных республик и 9 крупных районов РСФСР. Задачи комплексного развития хозяйства экономических районов были поставлены впервые. Были установлены задачи по организации производства пищевой промышленности, легкой промышленности, химических удобрений, алебастра, стекла, цемента, а также по организации добычи топлива во всех главных экономических районах. 

Во время войны (с 1941 года по 1945 год) резко усилилось значение территориального планирования. Территориальное планирование решало задачу: в наиболее короткие сроки пустить в восточных районах в производство предприятия, перемещенные из западных районов СССР. Для своевременного развертывания оборонной промышленности на востоке СССР большое значение имели военно-хозяйственные планы по районам Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири, Урала и Поволжья. 

Следующие 3 пятилетки (с 1946 по 1950 год, с 1951 по 1955 год, с 1956 по 1960 год) были составлено по пятнадцати союзным республикам и по тринадцати основным экономическим районам. Прежде всего, были подняты вопросы восстановления разрушенного немцами хозяйства всех отраслей, в особенности тяжелой промышленности. Задачи обеспечения улучшения географического размещения нового строительства промышленных компаний, приближение производства к источникам топлива и сырья, к районам потребления для ликвидации чрезмерно дальних перевозок – это вторая задача. 

В 6-й пятилетке впервые была поставлена задача ограничения в районах европейской части строительства топливоемких и электроемких предприятий и их преимущественное размещение на востоке страны. 

Семилетний план развития народного хозяйства СССР с 1959 по 1965 год был составлен по 15 союзным республикам и по 13 крупным районам, а также по внутриреспубликанским экономическим районам, был новым этапом развития районирования. Территория страны была поделена на 105 единиц, которые получили название АЭР (административных экономических районов). Во всех районах были сформированы специальные органы управления экономикой СНХ (Совета народного хозяйства). 

Современное экономическое районирование включает 22 республики, 1 автономная область, 10 автономных округов, 49 областей и 6 краев. 

Сложившееся современное территориальное деление Российской Федерации включает следующие республики:

- Чувашская Республика;

- Чеченская Республика;

- Республика Хакасия;

- Удмуртская Республика;

- Республика Тыва;

- Республика Татарстан;

- Республика Северная Осетия;

- Республика Саха (Якутия);

- Республика Мордовия;

- Республика Марий Эл;

- Республика Коми;

- Республика Карелия;

- Карачаево-Черкесская республика;

- Республика Калмыкия;

- Кабардино-Балкарская Республика;

- Ингушская Республика;

- Республика Дагестан;

- Республика Бурятия;

- Республика Башкортостан;

- Республика Алтай;

- Республика Адыгея;

- Республика Крым.

В составе России, как уже отмечалось, лишь одна автономная область – Еврейская автономная область, другие автономные области преобразованы в республики. К автономным округам, входящим в состав нашей страны, относятся:

- Ямало-Ненецкий Автономный Округ;

- Эвенкийский Автономный Округ;

- Чукотский Автономный Округ;

- Ханты-Мансийский АО;

- Усть-Ордынский Бурятский АО;

- Агинский Бурятский АО;

- Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО;

- Ненецкий АО;

- Корякский АО;

- Коми-Пермяцкий Автономный округ. 

Количество краев осталось неизменным – 6: Хабаровский край, Приморский край, Алтайский край, Красноярский край, Краснодарский край, Ставропольский край. 

Современное экономическое районирование РФ представлено в приложении 1. 

1.2. Принципы экономического районирования

Основными фундаментальными положениями районирования считаются:

а) определение региона как системы низшего иерархического уровня экономического районирования;

б) наличие экономической целостности, экономического единства как основного признака региона;

в) признание независимого существования экономических регионов и районов.

К основным принципам экономического районирования можно отнести следующие принципы:

1. Административный признак определяет целостность территориального и экономического районирования, а также политико-административного устройства страны. Данный принцип позволяет улучшить условия для самостоятельного и эффективного развития регионов, а также укрепления их в территориальном делении труда в Российской Федерации. 

2. Национальный принцип учитывает национальный состав регионального населения, особенности его труда, сложившиеся в течение истории его существования. 

3. Экономический принцип анализирует регион как часть народно-хозяйственного комплекса, специализирующуюся на определенном виде деятельности с обслуживающими и вспомогательными производствами. Принцип учитывает при этом специализацию региона определенной отрасли, обеспечивающие минимальные затраты на производство и доставку продукции к местам потребления.

Выделенные принципы считаются основополагающими для современной практики и теория экономического районирования нашей страны. Выделение крупных экономических районов в современных условиях диктуется развитием научно-технического прогресса. 

1.3. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации

Экономическое районирование – это основа территориального управления народным хозяйством РФ. 

Система экономических районов представляет собой основу построения материальных и иных балансов в территориальном разрезе при разработке региональных и целевых программ. 

Экономическое районирование является предпосылкой совершенствования территориального экономического развития и имеет основное значение для организации регионального экономического управления. В особенности это важно на сегодняшний день, когда регионы нашей страны получили экономическую самостоятельность. 

Экономическое районирование является одним из факторов повышения производительности общественного труда, эффективного и рационального размещения производственных сил. 

Современный экономический район представляет собой целостную территориальную часть народного хозяйства страны, которая имеет собственную производственную специализацию, а также прочные экономические связи. Экономический район связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с внутренними прочными связями.

Экономическое районирование нельзя назвать застывшим процессом, оно может совершенствоваться и изменяться в процессе экономического развития страны в зависимости от ряда факторов. Формирование в некоторых крупных экономических районах программно-целевых территориально-производственных комплексов (ТПК) приводит к разукрупнению экономических районов. Наблюдается процесс развития программно-целевых ТПК: Тимано-Печорского, а также ТПК на основе КМА: Канско-Ачинского, Западно-Сибирского, Южно-Якутского, Саянского. Эти ТПК формируются на основе уникальных природных ресурсов. 

В России современное экономическое районирование включает 3 звена:

- низовые районы: сельские и городские районы, административно-хозяйственные районы;

- районы среднего звена: республики, области и края;

- районы высшего звена: крупные экономические районы. 

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. 

Низшее звено районирования представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На основе этого звена образуются специализированные начальные ТПК. Эти районы играют важную роль в выполнении и разработке годовых и перспективных программ социально-культурного строительства и развития районного хозяйства, в специализации и размещении предприятий по переработке и производству продукции с/х назначения, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и местной промышленности. 

Среднее звено районирования применяется для руководства некоторыми отраслями в пределах республики, края или области. Их роль велика в руководстве сферой услуг и сельским хозяйством. 

Областные районы имеют собственные экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, а также объединение с/х районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. 

Высшее звено районирования используется центральными органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы представляют собой относительно завершенные и четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, которые играют ключевую роль в общероссийском разделении труда. Располагая разнообразным природно-ресурсным потенциалом, большой численностью населения, значительной территорией, такие районы имеют четко выраженную специализацию (до семи отраслей). Чем территория района больше, тем сложнее его хозяйственный комплекс и шире производственный профиль. 

Экономические районы могут объединяться в экономические зоны или макрорегионы, которые отличаются общими природными условиями, тенденциями дальнейшего развития, чертами экономики. Общие крупные межрайонные проблемы часто вырисовываются на больших территориях зон. 

Изучим состав экономических районов РФ. 

Ключевые принципы выделения экономических зон: соотношение между основными ресурсами и уровнем их использования, уровень хозяйственного освоения территории. 

В настоящее время выделяют следующие типы регионов РФ:

- Депрессивные и многоотраслевые – значительная часть зоны Севера;

- Оборонно-промышленные – промышленные узлы юга Сибири, Урал, Нижегородская область, Москва и Санкт-Петербург;

- Трудоизбыточные – Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, республики Северного Кавказа. 

Социально-экономические типы регионов представлены в приложении 3. 

Для первого типа регионов рекомендуется формирование особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности в результате частичного освобождения от налогов и иных факторов. Для 2-го типа рекомендуется привлечение иностранного капитала. Для 3-й группы регионов рекомендуется всестороннее поощрение мелкотоварного уклада в селах и городах. 

Это все относится к интегральному районированию. Помимо этого, есть отраслевое районирование, к примеру, районы с/х машиностроения, районы размещения транспортного машиностроения, районы размещения черной металлургии и иных отраслей промышленности, а также с/х районирование. Предполагается, что в будущем можно будет выделить 5 с/х районов страны:

- слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – основная часть зоны Севера;

- регионы отгонно-пастбищного животноводства – Читинская область, Бурятия, Тыва, Калмыкия;

- горные районы – Алтайская республика, республики Северного Кавказа;

- регионы, в которых сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими хозяйствами – юг Западной Сибири, Южный Урал, предгорье Северного Кавказа, Поволжье, Черноземный Центр;

- фермерские регионы со значительной долей частной собственности - земледельческие районы южной части Дальнего Востока и Восточной Сибири, основная часть Нечерноземной зоны.

Самые радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах третьего типа. В них предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств в результате дополнительных государственных субсидий и инвестиций, а также переселение в такие регионы экономически активного населения. 

Регионы нового освоения с экстремальными и суровыми условиями в особенности уязвимы: зоны Севера, а также регионы с аграрным перенаселением, структурной безработицей (к примеру, Северный Кавказ) и территории со слабой экономической и финансовой базой (Дагестан, Калмыкия, Тыва, Забайкалье). Такие регионы будут поддерживаться из федеральных республиканских фондов. 

Чтобы определить отраслевую специализацию региона применяется индексный метод:



Су = Уо + Ур ,



где Ур – это удельный вес региона в стране по всей отрасли промышленности;

Уо – удельный вес региона в стране по данной отрасли. 

Если полученные показатели равны или больше 1, то такая отрасль считается отраслью рыночной специализации региона. 

Среди отраслей специализации региона с позиции ее дальнейшего совершенствования или посредством развития имеющихся производств, или посредством создания новых производств, выделяют параллельные и смежные отрасли. 

Параллельные отрасли развиваются изолировано на основе разных экономических и природных ресурсов (условия). Часто они не имеют между собой тесных производственных связей (к примеру, сельское хозяйство и черная металлургия), их объединяет совместное освоение межотраслевых ресурсов (вода, топливо, рабочая сила и пр.). Это свидетельствует о том, что размещение (развитие) некоторых отраслей в регионе исключается или ограничивается возможностями развития иных, более эффективных производств. Проблема размещения параллельных отраслей, которые могут друг друга замещать, имеет объективную основу для правильного решения лишь при государственном регулировании хозяйства. 

Смежные отрасли сопутствуют друг другу при размещении, их объединяют производственные тесные связи (к примеру, сопряженные технологически (коксохимия и черная металлургия), дополняющие друг друга по использованию женского и мужского труда (легкая промышленность и горнодобывающая промышленность)). Значение данной группы отраслей увеличивается с повышением масштабов концентрации, кооперирования и комбинирования производства и с развитием техники. 

Одним из эффективных методов привлечения иностранных инвестиций в регионы страны, а также катализатором развития экономики страны и внешнеэкономических связей может стать создание свободно-экономических зон в РФ. 

Главной отличительной чертой процесса создания свободных экономических зон (СЭЗ) в РФ считается его политизированность в ущерб экономической сущности, стихийно решаются вопросы создания зон, при отсутствии достаточной нормативно-правовой базы и четких критериев. 

Устройство СЭЗ обязано регламентировать четко сформулированным законом, а не постоянным изменяющимися решениями исполнительной власти. Реализация любых принимаемых решений по вопросу о зонах без базового федерального закона будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами российского законодательства. 

Принятие такого закона может упорядочить многие нормативно-правовые акты, которые приняты по вопросу о свободных экономических зонах. 

Следовательно, принятие базового федерального закона о СЭЗ, который будет учитывать интересы развития региональных субъектов и Федерации, можно в настоящий момент считать краеугольным камнем в деле успешного «строительства» свободных экономических зон. 

Можно выделить следующие проблемы создания СЭЗ:

1. Их функционирование в режиме свободной таможенной зоны означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности не ясна даже в отношении небольших участков государственной территории нашей страны, не говоря уже о крупных регионах, так как Конституция РФ запрещает образование таможенных границ внутри страны. 

2. Отсутствие четко сформулированных целей создания СЭЗ, которые не противоречат интересам Федерации и регионов. Как правило, руководители регионов видят перспективу получения льгот по частичному или полному освобождению от налогов. Многие считают, что свободно-экономические зоны помогут им избавиться от проблем, решить которые они не могут сами: экологических проблем, тяжелой социальной обстановки, безработицы, развала производства, плохого состояния инфраструктуры. Но при этом они не задумываются, кто придет со своим капиталом в СЭЗ. 

3. Все претенденты на создание свободных экономических зон стараются взять под собственную юрисдикцию как можно больше территории, не понимания, что, чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха СЭЗ. 

Именно поэтому большинство СЭЗ, действующих в мире, ограничены пределами предприятия, нескольких производственных объектов, редко – района или города. 





Глава 2. Исследование специализации и развития региона и анализ проблем экономического районирования

2.1. Сущность народнохозяйственной специализации и комплексного развития на примере Урала

Практически вся территория Урала подвержена антропогенной мощной нагрузке. В особенности негативное воздействие на состояние окружающей среды на Урале оказывают лесозаготовки, гидроэнергетика, теплоэнергетика, нефтехимическая промышленность, химическая промышленность, цветная и черная металлургия, горно-добывающая промышленность. 

Урал в настоящее время считается зоной экологического бедствия – в черную экологическую книгу России занесены 7 городов:

- Челябинск;

- Каменск-Уральск;

- Магнитогорск;

- Пермь;

- Нижний Тагил;

- Курган;

- Екатеринбург. 

Только металлургическими и горными предприятиями в атмосферу региона выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Практически не утилизируются производственные отходы, в регионе скопилось более 2,5 миллиардов кубических метров отходов металлургического и горного производства. 

Под горные работы изымаются тысячи гектаров земли, загрязняются поверхностные и подземные воды, атмосфера, почвы, уничтожается растительность. Радиоактивному загрязнению подверглась часть территории Южного Урала. 

Экологический кризис несомненно ставит под угрозу успех экономических региональных реформ, потому что требуемые затраты на ликвидацию хотя бы ключевых экологических нарушений превышают в несколько раз суммы, выделяемые во всей стране для этих целей.

Выделяют 3 подрайона в Уральском экономическом районе:

- Южно-Уральский (Челябинская, Курганская и Оренбургская области);

- Западно-Уральский (Пермская область, Удмуртия и Башкортостан);

- Среднеуральский (Свердловская область). 

Южно-Уральский подрайон отличается развитой цветной и черной металлургией, а также тракторостроением. Крупный газо-промышленный ТПК формируется в Оренбургской области. Данный подрайон занимает основное место в с/х производстве Урала. 

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтехимической и нефтедобывающей промышленностью, станкостроением и транспортным машиностроением. 

Среднеуральский подрайон специализируется на лесной и химической промышленности, энергетическом и тяжелом машиностроении, цветной и черной металлургии. Он является наиболее мощным промышленным районом Урала. 

Размещение отраслей рыночной специализации промышленности на Урале представлено в Приложении 2. 

Основное направление будущего развития Уральского экономического района – всемирная интенсификация производства. 

За последние годы в регионе увеличилась фондоемкость производства и снизилась его фондоотдача. Это обусловлено накоплением морально и физически устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами реконструкции предприятий и их капитального строительства, что в совокупности с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход экономического района к рыночным отношениям. 

Компании-гиганты экономического района тяжелее поддаются переоборудованию и модернизации, а также медленнее реагируют на рыночные запросы. Четвертая часть основных фондов в промышленности Урала нуждается в замене на улучшенной технологической основе, прежде всего, в цветной и черной металлургии. 

Основными задачами в исследуемом экономическом регионе выступают: 

- консервация оборонной промышленности;

- развитие сферы образования;

- развитие наукоемких производств. 

В дальнейшем специализация исследуемого экономического района сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Главная доля капитальных вложений должна направляться на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, именно поэтому не предвидится сильных сдвигов в территориальной структуре хозяйства. 

2.2. Основные проблемы экономического районирования РФ

На сегодняшний день в наиболее тяжелом положении оказались регионы страны, в которых:

1) развита тяжелая промышленность крупными предприятиями-монополистами, в особенности, угольно-металлургическая промышленность:

- крупные города Красноярского края;

- Ростовская область;

- Урал;

- Кемерово. 

2) А также в тяжелом состоянии регионы, в которых сосредоточены предприятия оборонного комплекса:

- Удмуртия;

- Тульская область;

- Челябинская область;

- Ленинградская область;

- Московская область.

3) отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере. 

Для регионов в период структурной перестройки в особенности реальна угроза резкого спада производства, обострения социальной напряженности и массовой безработицы. Именно поэтому для существования таких регионов нужны льготы по местным и федеральным налогам, льготы и кредиты и налоги, расширение прав местных органов власти и социальная защита населения. 

Для улучшения финансирования регионов формируются рыночные инфраструктуры: ассоциации, биржи, страховые фонды, пенсионные фонды, фонды жилья. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение главных задач: 

- развитие связей с иными регионами;

- охрану окружающей среды;

- развитие малых городов;

- разработку региональных программ возрождения сел;

- расширение подсобных и фермерских хозяйств;

- внедрение новых технологий;

- развитие производства с учетом приватизации;

- повышение эффективности территориального разделения труда;

- создание фондов;

- реализацию программ развития макрорегионов. 



Заключение

Экономическое районирование представляет собой метод территориальной организации районов с целью модернизации управления народным хозяйством. 

Попытки формирования экономических зон в России существуют с давних времен. Основой этого разделения в разные времена были собственные насущные особенности. В условиях СССР основным условием экономического районирования стало соответствие его административно-территориальному устройства. Российская Федерация и в настоящее время разделена на экономические зоны. 

Современное экономическое районирование включает 22 республики, 1 автономная область, 10 автономных округов, 49 областей и 6 краев. 

Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

Основными принципами районирования являются следующие: экономический принцип, национальный принцип, административный принцип. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

На сегодняшний день в наиболее тяжелом положении оказались регионы страны, в которых:

1) развита тяжелая промышленность крупными предприятиями-монополистами, в особенности, угольно-металлургическая промышленность;

2) регионы, в которых сосредоточены предприятия оборонного комплекса;

3) отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере. 

Для регионов в период структурной перестройки в особенности реальна угроза резкого спада производства, обострения социальной напряженности и массовой безработицы. Именно поэтому для существования таких регионов нужны льготы по местным и федеральным налогам, льготы и кредиты и налоги, расширение прав местных органов власти и социальная защита населения. 





Список использованной литературы

1. Козьева И.Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л.  Козьева,  Э.Н. Кузъбожев. — М.: КНОРУС, 2012. – 346 с.

2. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2012. – 320 с.

3. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012. – 340 с.

4. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. — М. КНОРУС, 2009. — 352 с.

5. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2012. — 416 с. 

6. Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2011. – 456 с.









Приложение 1. Современное экономическое районирование РФ





Приложение 2. Размещение отраслей рыночной специализации промышленности на Урале







Приложение 3. Социально-экономические типы регионов РФ









3.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.