VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Совершенствование организационной структуры предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016486
Тема: Совершенствование организационной структуры предприятия
Содержание
ВВЕДЕНИЕ


     Современные предприятия взаимодействуют с многочисленными субъектами внешней среды; его сотрудники имеют разнообразные должностные обязанности. Главная цель коммерческой организации -

получение прибыли, то есть финансовая эффективность. Для достижения этой цели должно разрабатывать такое взаимодействие с внешней средой и так организовывать свою внутреннюю среду, что возможно только посредством совершенствования своей организационной структуры.

     Актуальность темы «Совершенствование организационной структуры предприятия» обусловлена тем, что предприятия, при обновлении или обострении вызовов внешней среды, как правило, не осуществляют кардинальных изменений своей организационной структуры, а в лучшем случае вносят в нее некоторые изменения. Эти половинчатые меры не ведут к успеху. Поэтому предприятие должно решить проблему освоения методики

анализа эффективности своей организационной структуры и выбора путей ее совершенствования.

     Цель: на основе анализа обосновать и разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Никапрофстрой» таки образом, чтобы она способствовала улучшению финансовых показателей предприятия.

Объект	исследования:	организационная	структура	ООО

«Никапрофстрой».

     Предмет исследования: организационно-экономические отношения, оказывающие влияние на процессы совершенствования организационной структуры ООО «Никапрофстрой».

     Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе последовательно решаются следующие задачи:





4

1) рассмотреть  теоретические  аспекты  организационной  структуры


предприятия: сущности, видов, методов ее изучения и алгоритм совершенствования;

2) представить комплексную характеристику ООО «Никапрофстрой»:

его внешнюю и внутреннюю среду, финансовые показатели в динамике за три года, кадровые показатели;

3)	проанализировать	организационную	структуру	ООО

«Никапрофстрой»;

     4) выявить проблемы предприятия, решения которых зависят от совершенствования организационной структуры;

     5) разработать рекомендации по повышению эффективности организационной структуры предприятия;

6) осуществить  прогноз  улучшения  финансовых  показателей  ООО

«Никапрофстрой» вследствие совершенствования организационной структуры ООО «Никапрофстрой».

     Теоретическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении и комплексном изложении теоретических аспектов организационной структуры на основе последних публикаций.

     Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы выражается в разработке социально и экономически эффективной организационной структуры действующего предприятия.

     Методами исследования в данной выпускной квалификационной работе являются: общенаучные: наблюдение и сравнение результатов, анализ документации и социально-экономических показателей, синтез полученных

данных; моделирование и прогнозирования; специальные: опрос, анкетирование, социально-психологические методы и др.; экономико-статистический анализ данных, графические (построение схем, графиков, таблиц) и др.

     Информационной базой для написания данной выпускной квалификационной работы являются:
5

1) современное  российское  законодательство:Конституция  РФ,

Гражданский Кодекс РФ [1], Трудовой Кодекс РФ [2] и др.;

2) учебная и методическая литературы по теории организации (Агарков

А.П., Жигун Л.А., Кафидов В. В., Скипетрова Т.В., Латфуллин Г.Р., Райченко А.В., Мильнер Б.З. и др.), по экономике предприятия (Алексейчева Е.Ю. Магомедов М. Ю., Мумладзе Р. Г., Гужина Г.Н., Щипанова Д.Г., Мелкулова М.В. и др.), по управлению персоналом (Базаров Т.Ю., Карпов А. В., Клюева Н.В., Кибанов А. Я. Дуракова И.Б., Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. и др.), по организационному проектированию (Баринов В.А., Высоцкий А.А., Гурков И.Б., Козырь Н.С., Натаова С.М., Лочан С.А., Альбитер Л.М., Семенова Ф.З., Петросян Д.С. и др.), по организации труда (Бухалков М.И., Спивак В. А. и др.);

3) статьи   в   периодических   изданиях:   «Кадры   предприятия»,

«Проблемы	современной	экономики»,	«Проблемы	экономики	и

менеджмента», «Экономика и менеджмент инновационных технологий» и др. Структура данной выпускной квалификационной работы обусловлена последовательным  решением  поставленных  задач:  введение,  три  главы,

заключение, библиографический список, приложение.

     Первая глава, носящая теоретико-методический характер, включает в себя обзор литературы по проблемам организационной структуры предприятия. Вторая глава, имеющая аналитический характер, содержит комплексную характеристику ООО «Никапрофстрой» и анализ его организационной структуры. Третья глава, носящая рекомендательный характер, посвящена разработке усовершенствованной организационной структуры ООО «Никапрофстрой», а также содержит прогноз улучшения

финансовых показателей ООО «Никапрофстрой» вследствие совершенствования организационной структуры ООО «Никапрофстрой». В заключении представлены выводы по всему проведенному исследованию и

намечены перспективы дальнейшей работы над проблемой совершенствования организационной структуры предприятия.
6

1 Теоретико-методологические основы изучения организационной структуры предприятия


1.1 Организация, ее функции, внутренняя и внешняя среда



     Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Таким образом, организация характеризуется как сложная, разнородная

вероятностная система. Основные определения данного термина представлены в Приложении А [3, с. 208].

Эволюция представлений об организации представлена на рисунке 1.



Организация как сумма трудовых

операций


Организация - бюрократическая

система



Организация как административная пирамида, наиболее устойчивое построение, административный механизм с четкой структурой, единоначалием, разделением труда, балансом полномочий и ответственности, корпоративной и организационной культурой и др.


Организация - группа единомышленников


Организация - социотехническая система: взаимодействие

группы людей с определенной техникой


Рисунок 1 - Эволюция представлений об организации [3, с. 199]

     Таким образом, организацию можно рассматривать как систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли.
7

Функции организации  реализуются двумя путями (таблица 1).



Таблица 1 - Пути реализации функций организации

Наименование
Содержание
Административно-
Предполагает определение структуры предприятия, установление
организационное
взаимосвязейираспределениефункциймеждувсеми
управление
подразделениями,предоставлениеправиустановление

ответственности между работниками аппарата управления
Оперативное
Обеспечивает работу предприятия в соответствии с утвержденным
управление
планом и тесно связано с текущим планированием


     В менеджменте организация рассматривается в узком, широком и общем смысле данного термина (рисунок 2).


Организация в менеджменте



































В общем смысле



В широком смысле


В узком смысле





























Способы упорядочения и


Объединение людей, совместно



регулирования действий


реализующих некоторую программу или



отдельных индивидов и


достигающих определенной цели и



социальных групп


действующих на основе определенных











процедур и правил























































Относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий

Рисунок 2 - Организация в менеджменте


     Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. В менеджменте выделяются системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зависимости от оснований классификации систем.



8

     Организация как система управления характеризуется спецификой следующих элементов (рисунок 3):


Организация































Цели

Функции

Процесс

Квалификация

Распределение






управления

менеджеров

полномочий для
























достижения



























поставленной













цели

Рисунок 3 - Элементы организации как системы управления



    С точки зрения теории организации [23, с.15], она представляет собой совокупность нескольких элементов, взаимодействующих между собой взаимозависимым образом (рисунок 4).
ВХОД

ОРГАНИЗАЦИЯ:

ВЫХОД


Цели, Процессы,

(продукты и


















ВНЕШНЯЯ СРЕДА



Рисунок 4 - Организация как система

    Для изучения организации применяются определенные характеристики, которые подразделяются на: 1) структурные: дают возможность выделить особенности внутреннего строения организации, описать их количественно

и сравнивать
организации  между  собой  на основе  этих  описаний;  2)
контекстные:
описывают  организацию  в целом
(цели,  размер,  технологии
и оборудование и др.); также они описывают
и окружающую обстановку,

которая влияет на организацию и формирует ее структурные характеристики; это набор частично дублирующих друг друга элементов организационной структуры и процессов работы. На рисунке 5 представлены основные

9

структурные и контекстные характеристики организации, которые подробно представлены в таблице 1 Приложения А [12, c.42].




Структурные и контекстные


характеристики организации




Структурные


Формализованность



Специализация



Иерархия власти



Централизация



Пpoфeccuoнaлuзм



Соотношения персонала





Контекстные



Размер




Технологии, используемые




Окружающая (внешняя) среда



Цели и стратегии



Культура организации





Рисунок  5 -  Структурные и контекстные характеристики организации [26, с.334]


Таким образом, и внешняя, и внутренняя среда организации относятся к

числу контекстных характеристик организации. Внешней средой по отношению к предприятию, по сути, является сам рынок, представляющий собой способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентализованном, безличностном механизме ценовых сигналов [6, с.274]. Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешняя среда поставляет организации ресурсы.

     Составляющие внешней среды предприятия описаны в таблице 3 Приложения А, составленной на основе [6, с.278]. Внешняя среда

10

предприятия, ее дифференциация на внешнюю макро- и микросреду наглядно показана на схеме (рисунок 6):



Демографическая



Технико-экономическая
среда



среда


Посредники




















Система информации о рынке

Контактная
Поставщики




















Товар













Цена











Система контроля

ПОТРЕБИТЕЛИ
Система планирования










Прибыль




Рынок




Система организации













получения информации















Конкуренты

























Политико-правовая

среда


Социо-культурная

среда


Рисунок 6 - Элементы внешней среды предприятия [31, с. 199]



Функционирование	внутренней	среды	представлено	на	рисунке	7:

источником для создания которого является [38, с.34].







Уровни



Процессы


Оборудование











































УПРАВЛЕНИЕ





ТЕХНОЛОГИИ


Цели и
































































СТРУКТУРА





КАДРЫ





































































Разделение труда







Функциональн
































ые

























Горизонтальное







подразделения






































































Организационная





Вертикальное



















культура




























Результаты



































11


Рисунок 7 -  Внутренняя среда организации в ее функционировании

[38, с.64]

     Внутренняя среда организации - это совокупность взаимосвязанных переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на уровень ее управляемости [40, с.222].

     Внутренняя среда организации представляет собой сочетание следующих составляющих: цели и задачи организации; структура организации; внутриорганизационные процессы (структура управления); технология: производственные технологические процессы, уровень автоматизации; кадры (состав, характеристики, разделение труда и компетенции); коммуникации; организационная культура [24, с.63].

     Таким образом, внутренняя среда организации содержит в себе потенциал, дающий организации возможность, функционируя, развиваться и совершенствоваться, поддерживать свою конкурентоспособность.

     В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы (рисунок 8):


Организация


























Структура управления


Техника управления


Функции управления




























Методология управления



Рисунок 8 - Подсистемы организации и место среди них

организационной структуры  [11, с.124]


     Следовательно, организационная структура является одной из подсистем системы организации.



12

1.2 Понятие и виды организационной структуры предприятия



     Организационная структура управления — это способ выражения разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой координация осуществляется последствием выполнения соответствующих

функций, ориентированных на достижение намеченных целей. Организационную структуру предприятия в свою очередь можно определить как совокупность подразделений (производственных и обслуживающих) и их взаимосвязи в ходе производственного процесса [34, с.383 ].

     Структура организации – это логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных областей, построенных таким образом, чтобы наиболее эффективно достичь цели [22, с.48].

     Структура выражает внутреннее строение процесса, явления, системы. Организационная структура представляет собой внутреннее строение субъекта и объекта деятельности.

     Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними подразделяются на горизонтальные и вертикальные [29, с.84].

     Организационная структура компании рассматривается как логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно

достигать целей организации. Организационная структура - это совокупность отдельных частей организации, соотношения и взаимосвязи между ними, типы взаимодействий между внутренними элементами

организации, степень жесткости или гибкости организационных конфигураций. Необходимость организационной структуры обусловлено, в первую очередь, необходимостью вертикального разделения труда, т.е.
13

отделения работы по координации от непосредственного выполнения заданий в целях обеспечения эффективности работы всей организации в целом. Организация всегда иерархична. Важным аспектом организационной структуры является сфера контроля – т.е. количество подчиненных, которые непосредственно подотчетны менеджеру. На практике сфера контроля в организации часто варьируется в значительной степени как по уровням управления, так и по функциональным областям [8, с.83].

     В структуре управления предприятием выделяются различные элементы, связи, уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть отдельные работники или службы и иные подразделения, а отношения - горизонтальные и вертикальные [14, с.45]. Горизонтальные связи предполагают согласование, вертикальные — подчиненность, на основе которой формируется иерархия структуры [32, с.40].

     Сложность и иерархической организационной структуры предприятия определяются следующими факторами (таблица 9).


Факторы сложности и иерархичности









































Объем выпуска продукции





Номенклатура выпускаемой
























продукции (работ, услуг)

















































Сложность и уровень унификации





Уровень специализации и
























продукции (работ, услуг)





кооперации производства





































Рисунок 9 - Факторы сложности и иерархичности

организационной системы [38, с.34]



     Одним из важнейших факторов, определяющих широту сферы контроля, характер и интенсивность взаимоотношений, является объем управления. Объем управления определяет общую ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных. У высшего

14

руководителя организации объем управления максимальный и охватывает все результаты деятельности организации. Чем ниже иерархический уровень, тем меньше объем управления [27, с.90].

     В зависимости от факторов и типов связей организационная структура предприятия может быть следующих видов (рисунок 10).


Виды организационной































































































Линейная




Функциональная






Линейно-




Матричная















































функциональная




(штабная)

























































































































Бригадная

Дивизионная

Проблемно-целевая



Рисунок 10  - Виды организационной структуры предприятии [17, с.94]


     Характеристика основных организационных структур представлена в таблице Б.1, из которой следует, что каждая организационная структура имеет свои достоинства и недостатки.

     Существуют и другие классификации видов организационных структур, в построении который выделяются три параметра (рисунок 11).








Сложность



Формализация



Централизация


Параметры организационной

структуры


Определяется дифференциацией и интеграцией



Степень стандартизации работ внутри предприятия



Степень контроля информации одним лицом, которое держит в своих руках нити всего процесса принятия решений



Рисунок  11 - Параметры организационной  структуры [18, с.46]

15


     На этом основании организационные структуры могут быть централизованными и децентрализованными. Централизация - это концентрация полномочий и ответственности по принятию решений в руках

руководителей как высших менеджеров организационной иерархии. Децентрализация - это распределение полномочий и ответственности по принятию решений по всем уровням организационной иерархии. Децентрализация бывает вертикальная и горизонтальная:

     а) децентрализация вертикальная - это делегирование формальных полномочий вниз по управленческой иерархии;

     б) децентрализация горизонтальная - распределение формальной или неформальной власти вне иерархии менеджеров организации.

     Децентрализация полномочий имеет преимущества и ограничения (таблица 2).


Таблица 2 - Достоинства и недостатки децентрализации полномочий в организации [37, с.44]
Достоинства
Недостатки
Позволяет улучшить коммуникацию и
Высокие требования к квалификации и
принятие решений за счет увеличения
профессионализму персонала
самостоятельности менеджеров нижних

уровней

Позволяет увеличить мотивацию, повышая
Эффективны только в рыночных и
ответственность, увеличивая
адхократических культурах
заинтересованность и вознаграждение
Малоэффективны в условиях
подчиненных
политического и идеологического кризиса в

организации

Высокая степень сопротивления

изменениям

     Оптимальная организационная структура для предприятия та, которая наиболее адекватно содержит в себе централизацию и децентрализацию. Например, децентрализованная система организации будет эффективной, если цели отдельных подразделений организации не противоречат друг другу, не противоречат целям организации, а для эффективной реализации



16

собственных функций необходимо определенная свобода принятия и реализации решений.

     Одной из классификаций организационных структур является следующая: линейные, функционально-рыночные и адаптивные, последние имеют еще ряд видов (рисунок 12).




Классификация видов






























Линейные

Функциональн


Линейно-


Адаптивные




о-рыночные


функциональн
























ые



































Проектные



Гибкие, операционные, создаются под конкретный











проект


















Межфункциональные

Межфункциональные команды, сгруппированные

(бригадные

вокруг создания продукта или услуги

















Сотрудники компании группируются в организационные

Матричные







единицы для реализации определенного проекта



















Рисунок 12 - Классификация организационных структур [9, с.89]

     Линейные структуры – это централизованные бюрократические иерархии с прямым соподчинением. В функционально-рыночных организационных структурах существует функциональная, или рыночная группировка организационных единиц. В линейно-функциональных структурах выделяются функциональные подразделения (производство, маркетинг, финансы, персонал, бухгалтерия и т.п.). Адаптивными являются структуры, способные к гибким и своевременным изменениям, согласно с условиями внешней среды. Адаптивные организационные структуры представлены тремя видами:
17

     а) проектные организационные структуры – это операционные группы формируются под конкретную цель (задание) – проект. После окончания проекта группа расформировывается;

     б) межфункциональные (бригадные или командные), состоящие из межфункциональных команд, которые сгруппированы вокруг создания продукта или предоставления услуги;

     в) матричные – компания содержит в штате определенное количество сотрудников, группируя их в организационные единицы в зависимости от реализуемого проекта.

     Типы организационных структур подразделяются на органические и иерархические (механические, бюрократические), что представлено на рисунке 13.


Типы организационных


структур

Механические, бюрократические





Органические





































Линейные










Проектные



















































Функциональные









Матричные














































Линейно-функциональные







Программно-целевые






















































«Шахтные»


Линейно-штабные

Дивизиональные (на основе



















стратегических единиц бизнеса)





































































Региональная	Продуктовая	Потребительская


Рисунок 13 - Органические и механические (бюрократические)

организационные структуры [19, с.212]






18


     Дивизиональная организационная структура управления - это является разновидность иерархического типа организационных структур. Она, в отличие от линейной, применяется на крупных предприятиях, в стадии их достаточного развития. Ее специфика заключается в сочетании децентрализованного управления с централизованной координацией.

     При этой организационной структуре действуют относительно обособленные структурные подразделения, которые наделяются достаточно большими правами для осуществления деятельности, вплоть до юридической самостоятельности. Эти структурные подразделения выделяются по следующим основаниям:
а) производство различных товаров, предоставление	различных услуг

в диверсифицированных организациях, при которых эффективнее не сочетать их друг с другом;

б)	ведение	производственно-коммерческой	деятельности	на

географически обособленных и особенно территориях;

в) работа с различными  покупателями по признакам: товаров, объемов,

периодичности, специфических требований к продавцам и др.

Так как дивизиональная структура эффективна для давно работающих

и крупных предприятий, современная организация с дивизионной структурой, обычно представлена в следующих формах (рисунок 14).


Формы предприятий с





Акционерное общество





Холдинговая компания





Промышленно-финансовая

группа





Имеет бизнес в собственности, непосредственно контролирует процесс создания продуктов

Обычно не имеет собственного

производства, но есть много акций в других


компаниях, что и обеспечивает ей

финансовый контроль за их деятельностью

Включает в себя независимые компании,
19 связанные с правом собственности на акции, обоюдным членством руководителей в директоратах, их регулярными совещаниями






Рисунок 14 - Формы предприятий с  дивизиональной организационной структурой [16, с.110]

     Дивизиональная организационная структура, как и функциональная, относятся к числу так называемых «жестких» структур. Эти структуры не склонны к развитию

     Гибкие структуры - матричные, проектные, по целевым программам и др. - способны к развитию и адаптации. Для небольших предприятий они перспективны.

     Известно, что организации действуют в разных сферах, не только в производстве и коммерции, и все они имеют организационную структуру. Поэтому самым крупным подразделением организационных структур можно

считать подразделение на формальную и неформальную. Формальная (правовая) организационная структура определяется нормативными

правовыми, нормативными нормами, а также локальными нормативными (корпоративными) нормами. Обычно основные элементы такой

организационной структуры  - органы управления -
определены законами
(например, совет учредителей, собрание акционеров,
генеральный директор,
главныйбухгалтеридр.),
аподразделениярегулируются
внутрикорпоративными
актами
(например,
«Положением
об

организационной структуре», «Положение о структурных подразделениях» и др.).

Организационная	структура	неформальная	(политическая),

определяется не законами, а сложившимися и изменяющимися позициями отдельных сотрудников организации. Так, если заместитель директора по

маркетингу	имеет	образование	социального	психолога	и	никто	в

организации более его не сведущ в тестировании соискателей на рабочие места,  он  может  осуществлять  это  тестирование,  помогая  сотрудниками 20

отдела кадров. Еще более частые случаи в практике - это наличием личных связей. Например, сотрудник отдела производства знаком с основными поставщиками или покупателями, поэтому выгодные коммерческие связи предприятие с ними имеет за счет этого сотрудника. В целях повышения эффективности деятельности предприятия, этот сотрудник, помимо своих должностных обязанностей, может участвовать в решении вопросов соответствующих структур [5, с.145].







1.3 Методы и последовательность совершенствования

организационной структуры предприятия



Как правило, небольшое, только что созданное предприятие, создается

с линейной, редко с линейно-функциональной структурой управления. В дальнейшем, когда предприятие развивается, оно совершенствует и структуру своего управления, так как структура управления должна помогать достижению поставленных целей, а не тормозить работу предприятия тем,

что структурные элементы мешают друг другу, дублируют функции друг друга, тогда как отдельные функции оказывается некому выполнять, создают лишние каналы коммуникации и иными способами препятствуют эффективному управлению организацией [11, с.124].

     При выборе той или иной организационной структуре российские предприятия руководствуются следующими факторами:

а) сфера деятельности, развитость отрасли; б) динамизм внешней среды предприятия;

     в) размер предприятия, разнообразие его деятельности (обычно указывается в Уставе ООО);

     г) географическое размещение организации, ее филиалов, ее структурных подразделений;
21

д) применяемые в организации технологии деятельности;

     е) количество сотрудников и разнообразие их профессии и должностных функций;

ж) стратегия развития организации и др. [8, с.115].

     Например, если организация реализует какую-либо из стратегий роста, это требует увеличения уровней иерархии управления организацией.

     Дальнейший рост организации может вызывать возникновение новых уровней управленческой иерархии. Поэтому в растущей организации могут применяться такие организационные структуры, как дивизионная, или же структура, отражающая создание новых стратегических единиц бизнеса. Одним из ведущих факторов выбора той или иной организационной структуры предприятия является динамизм развития внешней по отношению

к предприятию рыночной среды. Если внешняя среда отличается стабильностью или в ней наблюдаются только незначительные изменения, то

в  ней	может  применять  механистические  организационные  структуры,

обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их применения. В случае динамичности внешней среды на предприятии предполагается органичная, гибкая, адаптивная организационная структура [28, с.143].

      Внешняя по отношению к предприятию среда влияет на формирование его организационной структуры не только в динамике, но и в статике, когда она влияет на построение соответствующих функциональных структур. Для этого целесообразно при выработке основных организационно-административных решений по укрупненному распределению полномочий и созданию организационной структуры предварительно осуществить следующее:

а)	изучить,	уточнить	и	оформить	документально	цели	и	задачи

предприятия;

б)	выбрать общую структуру управления предприятием: линейную,

линейно-функциональную или дивизиональную;

22

в)	выделить	функционально	самостоятельные	и	актуальные

направления (сектора) работы предприятия;

г) определить минимальную иерархию  распределения  полномочий и

ответственности в каждом секторе;

д)  освободить  инженерные  службы  и  производственные  сектора  от

излишней	административно-управленческой	нагрузки	на	уровне

производственных подразделений (цехов);

е)  закрепить  ответственность  за  выполнение  работ  по  разработке  и

производству	продукции	за	руководителями	соответствующих

подразделений;

     ж) закрепить ответственность по разработке реформ и управлению их проведением на предприятии, в том числе путем выделения этих работ в отдельный сектор;

з)  обеспечить развитие горизонтальных функциональных связей между

исполнителями на  организационном и нормативно-правовом уровнях;

и)	обеспечить	реализацию	всего	комплекса	нововведений

квалифицированными кадрами;

к)	организовать	на	предприятии	мониторинг	социальной

напряженности, обусловленной несовершенством, а также изменениями организационной структуры;

л)	обеспечить	организационное,	техническое	и	финансовое

планирование работ на срок не менее одного года [30, с.54].

Все	организационные	решения	по	изменению	организационной

структуры предприятия должны найти документальное оформление.

При	этом	большое	значение	имеет	решение	руководителя	о

закреплении персональной ответственности за разработку реформ и их проведение на предприятии. Такое решение позволяет обеспечить планомерную работу по совершенствованию управления предприятием и обеспечивает поступательное развитие внутренних механизмов управления.


23

     В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях.

Поэтому не меньшее влияние на построение организационной структуры оказывает стратегия развития предприятия [9, с.149].

Создание и реализация	в организации комплексных проектов обычно

приводит к тому, что организационная структура преобразуется в матричную.

     Если элементы организационной структуры предприятия географически отдалены друг от друга, а регионы их размещения достаточно изолированы, возникает необходимость делегировать региональным подразделениям отдельных прав в принятии решений. Это, в свою очередь,

приводит к необходимости введения в организационную структуру региональных подразделений. Но если эти делегируемые права не обширны

и не отличаются разнообразием, то целесообразно увеличить число ячеек в функциональной структуре. Если же территориальное подразделение требует

делегирования ему большого объема прав, оно наделяется статусом относительной самостоятельности. Это предопределяет преобразование организационной структуры в дивизиональную.

     Дивизионная организационная структура предполагает достаточно широкую автономию для некоторых подразделений - дивизионов. Дивизион как автономное структурное подразделение может заниматься: выпуском определенного вида продукции, работой на определенной территории, деятельностью на особом рынке и др.

Обычно	дивизионы	формируются	на	основе	следующих	критериев

(рис. 15).


Критерии выделения дивизионов



По выпускаемой продукции

Мультидивизионная организация













По ориентации на определенные

Потребительская специализация





группы потребителей
24















По обслуживаемым территориям



По нескольким рынкам или

крупным группам потребителей



По видам продукции и регионам

реализации этой продукции



По регионам и видам продукции


Региональная специализация



Рыночная структура управления



Глобальная продуктовая структура




Глобальная региональная






Рисунок 15 - Критерии выделения дивизионов в организационной структуре предприятия [16, с.112]

     Особенно разнообразно влияет на выбор и совершенствование организационной структуры технологии производства и управления на предприятии: организационная структура предприятия привязана к той технологии, которая используется в организации.

     Влияние технологии на организационную структуру многопланово. Но в отношении технологий производства важно также и следующее. Технологии в инновационной экономике должны постоянно обновляться, следовательно, и организационная структура должна быть такой, чтобы не

препятствовать производству технологических обновлений, и самой своевременно и гибко подстраиваться под технологические обновления.

     Организационная структура управления персоналом предусматривает пять вариантов взаимодействия (таблица 3).


Таблица 3 - Варианты взаимодействия организационной структуры управления персоналом [39, с.26]

Наименование

Содержание

Реализация
Управление
Вид
координации
работы,
Осуществляется
через  о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.