- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006166 |
Тема: | Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи |
Содержание
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Гуманитарный институт Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _________ Е.А. Ноздренко « _____» ______________ 2016 г. БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА По направлению 51.03.03 Социально-культурная деятельность Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи Научный руководитель _______ ст. преподаватель Е.В. Романова Выпускник _______ О.И. Иванова Нормоконтролер _________ Э.В. Пашова Красноярск 2016 РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа по теме «Совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи» содержит 58 страниц текстового документа, 8 приложений, 60 использованных источников. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, МОЛОДЕЖНЫЙ ДОСУГ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Объект исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга. Предмет исследования – совершенствование деятельности культурно-досуговых центров Цель данного исследования – изучение особенностей организации молодежного досуга и разработка методических рекомендаций по его совершенствованию в условиях деятельности культурно-досуговых центров. Задачи решаемые в процессе исследования: Определить сущность и функции досуга молодежи. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга. Определить основные психолого-педагогические принципы организации досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах. Проанализировать деятельность культурно-досугового центра МБУК «Культурный центр» г. Енисейска по организации досуга молодежи. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга в рамках 400-летия г. Енисейска. Практическая значимость данной работы несомненна. В ходе исследования получены методические рекомендации по организации молодежного досуга, для специалистов культурно-досуговых учреждений, а так же для педагогов-организаторов в образовательных учреждениях. Содержание Введение………………………………………………………………………. 5 1 Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах…………………………………………………………………… 9 1.1 Специфика и содержание молодежного досуга ………………… 9 1.2 Психолого-педагогические принципы организации досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах …………… 12 2 Анализ деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи ….……………………………………………………… 21 2.1 Содержание деятельности культурно-досугового центра по организации досуга молодежи (на примере МБУК «Культурный центр» г. Енисейска) ……………………………………………………… 21 2.2 Методические рекомендации по организации досуга молодежи. На примере МБУК «Культурный центр» г. Енисейска .…………………… 35 Заключение…………………………………………………………………..... 44 Список использованных источников..………………………………………. 59 Приложения А-И……………………………………...………………............. 66 Введение На сегодняшний момент в социокультурной ситуации наблюдается целый ряд неблагоприятных явлений происходящих в духовной сфере. В современных реалиях происходит отторжение многих духовно-нравственных ориентиров. Все чаще отдаляются от культуры и искусства все социально-возрастные группы. Существенно сокращается финансирование учреждений культуры, в том числе и деятельность культурно-досуговых центров. Кроме того, в настоящее время складывается ситуация частичного самообеспечения клубных учреждений, это стимулирует необходимость регулярного изменения досуговой деятельности с помощью подбора новых форм и методов, а так же поиска новых технологий досуга. Исходя из модельного стандарта клубного учреждения, целью деятельности которого является создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и духовно-нравственного самоопределения личности, сохранение и распространение нематериального культурного наследия через организацию досуга жителей. Перед любым клубным учреждением стоит ряд сложных задач, выполнение которых играет важную роль в становлении и гармоничном развитии человека. Одной из таких задач выступает формирование активной гражданской позиции и развитие творческого потенциала личности. В возрастной психологии говориться о том, что сенситивный период и пик осознанного формирования гражданской позиции происходит именно в возрастной группе – молодежь. Важнейшим средством формирования личности молодого человека является свободное время. Неправильная организация свободного времени в молодежной среде ведет к развитию диванных форм молодежного досуга. Поэтому культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но и способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду. Правильная организация молодежного досуга оказывает благотворное влияние на производственно-трудовую сферу деятельности, снимает тем самым интенсивные психические и физические нагрузки с помощью рефлекторно-восстановительных процессов психики молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Поэтому продуктивная организация молодежного досуга актуальна как никогда. Социальные институты досуга для большей части молодежи играют ведущую роль в сфере социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали привычным атрибутом образа жизни молодежи. На практике наиболее привлекательными формами досуга молодых людей являются музыкальные, игровые и танцевальные программы, а так же ток-шоу, КВН и прочее. К сожалению не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, на знании актуальных, культурных запросов молодежи, надо не только знать духовные потребности современности, но и уметь быстро и качественно среагировать на них, предложив новые формы и виды досуга. Таким образом, совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи сегодня является особенно актуальной проблемой и ее решение должно рассматриваться активно и целостно, по следующим направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, формирование новых технологий, подходов и методов организации молодежного досуга, реформирование содержания деятельности, планирование и управление учреждениями сферы досуга. Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в исследованиях различных наук: отечественной философии, социологии, психологии, педагогике. В качестве методолого-теоретической основы работы выступали труды таких ученых как: С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. исследующих социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения. Целью выпускной квалификационной работы является: изучение особенностей организации молодежного досуга и разработка методических рекомендаций по его совершенствованию в условиях деятельности культурно-досуговых центров. Объект исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга. Предмет исследования – совершенствование деятельности культурно-досуговых центров. Исходя из цели, были определены следующие задачи: Определить сущность и функции досуга молодежи. Рассмотреть социокультурные технологии молодежного досуга. Определить основные психолого-педагогические принципы организации досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах. Проанализировать деятельность культурно-досугового центра МБУК «Культурный центр» г. Енисейска по организации досуга молодежи. Определить пути совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга в рамках 400-летия г. Енисейска. Основная гипотеза исследования: досуг молодежи может быть более насыщенным при условии совершенствования деятельности культурно-досуговых центров через использование современных социально-культурных технологий, методов и подходов. При написании работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи; метод анализа. Практическая значимость: методические рекомендации по организации молодежного досуга, полученные в ходе исследования могут быть использованы специалистами культурно-досуговых учреждений, а так же педагогами-организаторами в образовательных учреждениях. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, которая состоит двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Настоящая выпускная квалификационная работа выполнена на основе сбора и анализа материалов, полученных в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Культурный центр» г. Енисейска. 1 Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах Специфика и содержание молодежного досуга Понятие «досуг» как вид отдыха, организованного самостоятельно, в свободное от рабочей деятельности время, не имеет единого определения. В широком смысле «досуг» подразумевает в первую очередь свободное время. Продуктивное времяпровождение рассматривается как некая часть свободного времени и получение в его результате определённого комплекса знаний и навыков. Опыт, полученный во время включения в досуговую деятельность, выполняет функциональный ряд, направленный на восстановление духовных сил человека . Зарубежный социолог Ж. Дюмазедье отличительными характеристиками понятия «Досуг», считает: во-первых осуществления досуга индивидом по собственной воле, во-вторых индивид должен быть свободным от выполнения обязанностей таких как: семейных профессиональных и гражданских. Большинство отечественных ученых рассматривает «досуг» как часть свободного времени человека, оставшегося в результате исполнения непроизводственных обязанностей. Досуговая деятельность чаще всего направлена на самосовершенствование личности, получение собственного удовольствия, достижения других культурных целей в результате собственного выбора. Как правило, эта деятельность, всегда будет, осуществляется в спектре определенных целей и приоритетов личности. Целенаправленная досуговая система должна охватывать различные сферы деятельности: искусство, общение, игру, художественное творчество и прочее. Правильное целеполагание досуга определяет выбор приоритетных досуговых занятий, которые могут быть реализованы в рамках региональных, национальных и религиозных субкультур, через процесс распространения, умножения и создания культурных ценностей, определяющих самосознание народа. В молодежной социокультурной деятельности с помощью разнообразных досуговых форм реализуются множество вариантов культуры поведения, досугового общения, развития личностных качеств индивида, и удовлетворения его потребностей и интересов. Поэтому значение социокультурных потребностей, связанных с различными видами, формами организации, функциями, содержанием досуговой деятельности, актуализируются, что связано с рассмотрением развития досуговой культуры личности как фактора формирования современного общества. Культуролог В.Я. Суртаев, в своем пособии «Социология молодежного досуга», определяет понятие «культура досуга», как меру реализации социокультурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, а так же приобретенных личностью навыков саморегулирования времени досуга и дальнейшей готовности к включению в виды социально значимой досуговой деятельности. Для большинства молодежи социальные институты досуга становиться ведущими сферами самореализации и социокультурной интеграции индивидуума. С точки зрения культуры в организации и проведении молодежного досуга необходимо подчеркнуть, многомерность характеристик охватывающих личностные и общественные стороны данного понятия. В современной английской школе досуга рассматривается понятие молодежного досуга исходя из четырех авторских концепций (К. Робертса, С. Паркера, Д. Келли), представляющих отдельные фундаментальные черты досуга: Выборочность деятельности, при которой досуг является свободной избранной деятельностью; индивидуум может чувствовать, свою наделённость выбором, но если досуг пассивен, то он ограничивается лишь материальными возможностями; Гибкость – как способность человека менять социальные роли одновременно переключаясь между разными видами деятельности; Спонтанность – как возможность непредсказуемых действий; Самоопределение личности – поиск реализации потребностей, чувства удовлетворенности получаемого в результате достижения цели. Проанализировав разнообразные подходы к характеристикам молодежного досуга, можно выделить основные: социальная свобода, вариативность досуга, личность молодого человека находится в поисках радостных эмоциональных состояний, досуговая активность направлена на самореализацию в разных областях отличных от стандартной деятельности. Можно выделить две формы досуга молодежи по целеполагающему признаку: организованный досуг и неорганизованный. К организованному досугу относятся, те организации, в которых происходит творческая самореализация и вступление в новые социальные взаимодействия. Учреждениями организованного досуга являются, как правило: дома культуры, молодежные организации, культурные центры, секции и клубы классифицирующийся по интересам. Неорганизованный досуг, как правило, является стихийным и реализуется молодежными группами, сформировавшимися по одинаковому признаку или сходным интересам. Учреждения-организаторы досуговой деятельность молодёжи, можно классифицировать по основному виду деятельности объединив в следующие пять групп: учреждения пассивного потребительского времяпровождения: ночные и игровые клубы, торгово-развлекательные центры и комплексы, пункты общественного питания; учреждения интеллектуального досуга: библиотеки, театры, культурные центры, кинотеатры, музеи, галереи; учреждения, направленные на стимуляцию активного, спортивного времяпрепровождения: стадионы, тренажерные залы, бассейны, аквапарки, фитнесс-центры, парки активного отдыха; учреждения, предоставляющие условия для самостоятельного досуга: туристические организации, центры проката спортивного оборудования; клубные организации при ведомственных учреждениях, осуществляющие функцию социализации молодежи в сфере досуга: на базе отделов культуры, молодежных центров. Отличными чертами молодежного досуга являются направленность на социальную активность, а также преобладание исследовательской и творческой активности и эмоциональной окрашенности. В досуге молодежи преобладает игровая деятельность дающая приток эмоциональности, разнообразия и новых ощущений. Предпочитаемые формы игровой деятельности у активных молодых людей это викторины, компьютерные игры, конкурсы, спортивные состязания. Наблюдения за проведением и подготовкой, молодежных досуговых мероприятий, свидетельствует о том, что их успех в большей мере зависит от включения игровых элементов, в их структуру, стимулирующих стремление к креативности и состязательности. Одним из отличий молодежного досуга, является, среда, в которой он протекает. Всего сред протекания молодежного досуга две. Это семейная среда (родительская) и среда молодежных компаний. Семейная среда, не приоритетна для центра проведения досуга. В основном молодежь предпочитает проводить свободное время в компании сверстников. Социолог И.В. Бестужев–Лада писал о том, что для молодежи «посидеть компанией» является жгучей потребностью. Общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой молодежь нуждается исходя из психологических потребностей возраста. Молодежные компании выполняют следующие функции: являются центром творческой самореализации; выполняют передачу знаний и социального опыта; являются центром становления самосознания личности; регулируют нормы поведения в обществе; являются самостоятельным видом досуговой деятельности; У молодежи проявляется интерес к психологическому комфорту в общении и получение навыков общения с людьми разного склада – одна из особенностей досуговой деятельности молодежи. Общение в рамках досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, ряд потребностей: во-первых это потребности в эмоциональном контакте и сопереживании, чаще всего они удовлетворяется в первичных группах (семейная группа, группа друзей). Во-вторых, удовлетворяют потребность в информации, в-третьих молодёжные группы формируются под влияниями общих целей молодежного коллектива. Основные признаки форм общения молодых людей в рамках досуга можно классифицировать следующим образом: по содержанию досуга (познавательные, развлекательные мероприятия); по времени досуговой деятельности (кратковременные, периодические, систематические мероприятия); по характеру протекания (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственное и опосредованное общение). На сегодняшний момент, что бы сформировать адекватное досуговое предложение для молодежи нужно учитывать следующие параметры и особенности досуга: 1) Досуговое время не подчиняется регламенту и носит добровольный характер. Молодые люди свободно и добровольно выбирают различные формы досуга – эмоциональные, производственные, игровые, творческие, созерцательные, демократические, а также формы, сочетающие в себе физическую и интеллектуальную деятельность; 2) Сфера досуга устойчива. Для большинства досуг – это сфера личностной самореализации и интеграции с возможностями для удовлетворения определенных потребностей общества (общение, рекреация, восстановление, снятие нагрузок и так далее). Досуг становится ведущей областью личностной самоактуализации и культурной интеграции; 3) Разнообразие форм досуговой деятельности. Формы можно классифицировать следующим образом: на основе содержания (развлекательные, познавательные); по времени (регулярные, одноразовые); по характеру (активные, пассивные). Молодежь наиболее активный участник досуга, поэтому актуальной задачей становится выявление новых форм досуга, которые могут стать привлекательными для молодежи. Наиболее полно досуг воспринимается в четырех своих трансформациях: 1) Досуг как созерцание. Это состояние души, ума и связывается с высоким уровнем культуры и интеллектуальных возможностей. Досуг рассматривается с той позиции, насколько он эффективен, как и все остальные дела, которые человек делает в жизни; 2) Досуг как действие. Данное определение понимает под собой деятельность, не связанную с работой и включает самореализацию; 3) Досуг как время выбора, свободное время. Это время, которое человек может занимать тем, что не входит в его обязанности – это может быть и работа, и другие дела; 4) Досуг как человеческое поведение. Здесь стирается грань между обязанностями и «не обязанностями», рассматривается поведение индивида и его отношение ко времени. Для молодежи досуг выполняет важные функции: способствует снижению стрессовых воздействий и беспокойств; помогает студенту максимально реализовать свои лучшие качества; способствует формированию позитивной «Я – концепции»; помогает формировать ценностные ориентации; развивает и формирует личность; удовлетворяет потребности личности; стимулирует веселое настроение, позитивный взгляд на жизнь, способствует выходу из депрессивных состояний. Посредством досуговой деятельности молодежи намного проще формировать положительное и уважительное отношение к самому себе, даже некоторые недостатки личности можно преодолеть в процессе досуга. Такие формы досуга, как объединения по интересам, коллективные праздники – наиболее благоприятная среда для осознания себя, своих достоинств и недостатков, своих личностных качеств в сравнении с другими людьми. В этом заключается социализирующий аспект досуговой деятельности. В процессе досугового времени упрочняются чувства товарищества, возрастает консолидация, повышается трудовая активность, вырабатывается жизненная позиция и обретаются нормы поведения в обществе. Молодежь характеризуется открытостью в сфере досуга, это повышает эффективность воздействия на мировоззрение и моральный облик. Любая деятельность основывается на общих законах ее развития. Досуг также развивается по своим закономерностям, теориям и принципам. Выделяют следующие принципы досуговой деятельности: 1) Доступности и всеобщности. У людей всегда есть возможность приобщения к сфере деятельности досуговых организаций для того, чтобы удовлетворить свои творческие потенции, запросы и интересы; 2) Самодеятельности. Самодеятельность – это сущностное свойство личности, которое помогает достигать высокого уровня в любой деятельности – коллективной или индивидуальной. Это свойство реализуется как на домашнем уровне, так и в массовых мероприятиях. Здесь необходим дифференцированный подход, который бы обеспечивал комфортное состояние каждого участника досугового мероприятия и учитывал их индивидуальные особенности, интересы, склонности и способности; 3) Целенаправленности и систематичности. Досуговая деятельность осуществляется на планомерном и последовательном сочетании работы всех социальных институтов, которые призваны обеспечивать досуг людей. Досуг – это сфера с четкой социализирующей функцией, которая превращает индивида в общественного человека, в творческую, активную личность, живущую в мире и согласии с обществом; 4) Принцип преемственности. Досуговое времяпрепровождение оказывает культурное воздействие на личность и предполагает взаимовлияние и взаимовоздействие поколений. Со временем у людей формируется индивидуальный стиль отдыха и проведения досуга, приверженность к определенным занятиям. Появляются некоторые особенности организации свободного времени – нетворческие и творческие. Конечно, каждый отдыхает так, как ему хочется, с учетом своих возможностей. Однако нельзя пренебрегать общими требованиями, которым должен отвечать досуг. Они вытекают из тех функций, которые он призван выполнять. В современных досуговых учреждениях присутствует потребительское отношение к досуговой деятельности. Многие люди считают, что наполнить содержанием свое свободное время им должен кто-то, только не они сами, поэтому и эффективность использования досугового времени сильно зависит от самого человека, его личных интересов и культуры. То, что делает индивид в свободное время, во многом зависит от окружающей среды, материальной обеспеченности досуговой инфраструктуры. Досуговые учреждения и центры воздействуют на отдельные личности и целые коллективы, различные социальные общности. Досуговую деятельность можно разделить на несколько групп, связанных между собой: Самообразование и учеба: посещение публичных и зрелищных мероприятий, музеев, чтение книг и журналов, просмотр телевизионных передач и прослушивание радио; Любительская и общественная деятельность: самодеятельные занятия, увлечения, хобби, спорт и физкультура, экскурсии и туризм, и т. д. Общение: игры и занятия, дружеские встречи; Пассивный отдых: отдых, где затрачивается минимум физических, умственных и эмоциональных сил, «лежание на диване». На современном этапе большие возможности для реализации досуговых интересов молодёжи создаёт Интернет, посредством которого осуществляется их приобщение к культурным, нравственным ценностям, включение в мир искусства и культуры. Интернет является одним из самостоятельных неорганизованных видов досуговых предпочтений молодёжи и служит средством развития разнообразных жизненных навыков, возможностей творческого самовыражения. Многие молодые люди используют Интернет для общения. Интернет – это наиболее емкая международная телекоммуникационная сеть сетей. Исследователи выделяют три основных вида потребностей, которые молодые люди удовлетворяют с помощью Интернета: коммуникативная, познавательная и игровая. Коммуникативная потребность удовлетворяется через переписку по электронной почте, общение в чатах, форумах. Познавательная потребность удовлетворяется посредством чтения сетевой прессы, поиска конкретной информации или знакомства с текущими новостями, а также дистанционных форм образования. Примерами удовлетворения игровой потребности могут быть индивидуальные и групповые игры с компьютером или с реальными партнерами посредством Интернета. К недостаткам сетевой коммуникации можно отнести: вероятность потери или несанкционированного уничтожения электронного сообщения; отсутствие доступа пользователя к форуму или другим средствам сетевой коммуникации по вине провайдеров; вероятность несоблюдения конфиденциальности со стороны провайдеров или администрации Интернет-ресурсов. Таким образом, молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни молодого человека и рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. Активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, молодежный досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно предоставит возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений. Молодежный досуг выполняет следующие функции: способствует снижению стрессовых воздействий и беспокойств; помогает максимально реализовать свои лучшие качества; способствует формированию позитивной «Я – концепции»; помогает формировать ценностные ориентации; развивает и формирует личность; удовлетворяет потребности личности; стимулирует веселое настроение, позитивный взгляд на жизнь, способствует выходу из депрессивных состояний. К настоящему времени технологии, наработанные в области досуга молодежи, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные технологии. В этом контексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Анализ сущности социально-культурных технологий досуга молодежи показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень – в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий – автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный – в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы. В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы молодежного досуга предусматривают решение самостоятельных задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей. Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах В возрастной периодизации точных рамок молодости нет, она охватывает период жизни приблизительно от 14-ти, до 30-ти лет, т.е. до периода прочного самоутверждения и становления во взрослой жизни Верхняя граница молодости может подниматься в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы периодизаций, исходя из сформированности чувства «взрослости», продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – является плодотворным временем создания семьи и становлением семейной жизни, временем освоения выработанной профессии, определением отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодые люди чаще всего оптимистически настроены, так как человек только приступает к реализации своего жизненного замысла, он амбициозен и желает осуществить свои цели и идеалы. В молодости активно идет становление человека профессионала, все виды профессиональной деятельности доступны, наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и развиваются отношение дружбы и любви. Молодость сенситивный период для самореализации. Возникшие трудности не являются препятствиями, а сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро исчезают, активно ищутся новые возможности достижения целей. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек получает следующие новообразования: 1. Самосознание это целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2. Мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3. Критическое осмысление картины мира, самоутверждение своей самостоятельности и оригинальности, создание собственных теорий смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п. Молодость – промежуточное звено периода жизни между детством и взрослостью. Биологическое, физиологическое и половое – созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания личности идет по нескольким направлениям: 1) Открытие своего внутреннего мира – восприятие своих эмоций как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»); 2) У молодого человека появляется осознание необратимости событий, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания; 3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе; 4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.). В молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги. В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Изучение особенностей организации молодежного досуга и разработка методических рекомендаций по его совершенствованию в условиях деятельности культурно-досуговых центров
- Особенности организации досуга городской и сельской молодежи сравнительный анализ
- Социальная реклама в СМИ как фактор культурно-досуговых