- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальные права личности как первооснова закрепления конституционных норм в социальном государстве
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003875 |
Тема: | Социальные права личности как первооснова закрепления конституционных норм в социальном государстве |
Содержание
План дипломной работы. Особенности полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ по защите социальных прав человека и гражданина: понятие, виды. 1. Социальные права личности как первооснова закрепления конституционных норм в социальном государстве. 1.1. Роль Конституционного суда Российской Федерации в защите социальных прав граждан. 1.2. Защита социальных прав граждан конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. 2. Регулирование конституционных социальных прав личности в Российской Федерации и способы их обеспечения конституционным правосудием. 2.1. Уставной суд Калининградской области РФ. 2.2. Защита социальных прав Уставным судом Калининградской области РФ. Введение. Тема выпускной квалификационной работы «Особенности полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ по защите социальных прав человека и гражданина: понятие, виды.». Актуальность темы исследования. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.1,2 Конституции РФ). Политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации, как справедливо отметил В.Д. Зорькин, 1имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия. Социальные права в общественном сознании людей обладают повышенной ценностью и рассматриваются в качестве конституционного института обеспечения достойной жизни. Реализация гражданами социальных прав гарантируется, в первую очередь, их закреплением в Конституции РФ, во вторую, - закреплением на конституционном уровне полномочий по проверке соответствия Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, законов, иных нормативных правовых актов за особым органом правосудия - Конституционным Судом Российской Федерации. Активная роль Конституционного Суда РФ проявляется, прежде всего, в толковании Конституции Российской Федерации, проверке соответствия правовых норм отраслевого законодательства (гражданского, семейного, жилищного, пенсионного и т.д.) Конституции РФ, в преодолении коллизий между несколькими нормами. В течение длительного периода времени (с момента принятия Конституции РФ и начала деятельности Конституционного Суда РФ) проблеме исследования конституционных социальных прав граждан в науке не уделялось достаточного внимания. В конце 90-х г\г, XX века стали появляться первые работы, посвященные социальным правам. Однако, многие вопросы в социальной сфере (понятие и сущность социального государства, понятие и виды социальных прав, проблемы защиты социальных прав, соотношение охраны и защиты, социальных прав, проблемы защиты социальных прав конституционным правосудием и др.) до сих пор являются дискуссионными, а некоторые проблемы остаются неразрешенными либо требуют переосмысления в силу изменившихся социально-экономических условий. Отдельные аспекты нашли отражение лишь в некоторых научных статьях. Концептуальный подход автора к исследованию указанной темы и выработка системных предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в области обеспечения защиты социальных прав человека и гражданина, важны и актуальны для дальнейшего развития права России. Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются конституционно-правовые отношения, возникающие в процессе реализации социальных прав гражданина и их защита конституционным правосудием. Предметом выпускной квалификационной работы является проблема регулирования конституционных прав граждан на охрану материнства, детства и семьи, здоровья, права на социальное обеспечение, на жилище, а также правоприменительная практика Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, Цели и задачи. Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании федерального и регионального аспектов правового регулирования социальных прав граждан и способов их защиты конституционным правосудием. Для достижения указанной цели предполагалось решение следующих задач: - уточнить определение конституционных социальных прав человека и гражданина; - комплексно исследовать роль и место социальных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, условия их реализации; - исследовать процесс становления и развития социальных прав человека и гражданина в РФ; - проанализировать правоприменительную практику Конституционного Суда РФ и выявить проблемы судебной защиты социальных прав граждан; - проанализировать правоприменительную практику Уставного Суда Калининградской области РФ по защите социальных прав. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили научные методы познания социальной действительности, выработанные философией и юридическими науками. В процессе проведения дипломного исследования использовались такие методы исследования, как исторический, диалектический, сравнительного правоведения, формально-логический, системно-функциональный, нормативный, социологический в их разнообразном сочетании. Использование названных методов позволило реализовать в интересах достижения поставленных целей определенную систематизацию многогранных аспектов в сфере обеспечения социальных прав и свобод. Нормативной основой исследования явилась Конституция Российской Федерации, а также федеральное и региональное законодательство, регулирующее социальные права граждан, относящееся к предмету исследования, а также гарантирующее их защиту. Проанализированы проекты нормативных правовых актов, научные публикации, статьи и статистические данные, затрагивающие подлежащие разработке проблемы. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды российских ученых, исследователей и специалистов в области теории государства и права, конституционного, международного, семейного, жилищного и трудового права, а также других отраслей. В российской юридической науке общетеоретические аспекты конституционных прав и свобод, такие как понятие, сущность, структура прав человека, система юридических механизмов их защиты, являлись предметом исследования видных ученых: С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Е.А. Лукашевой, М.Н. Малеиной, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина и др. Исследованию проблем социальной функции государства и осуществляемой им социальной политики в 70 - 80-е годы XX в. посвятили свои работы такие ученые-юристы, как С.А. Иванова, А.Ю. Кабалкина, А.Е. Козлов, Е.А. Лукашева, P.O. Халфина, И.В. Шелютто, В.И. Шкатулла, и др. В 90-е годы прошлого столетия вопросы, связанные с реализацией социальных прав граждан в Российской Федерации, освещались в трудах С.А.Авакьяна, М.В. Баглая, И.С. Бондаря, В.И. Васильева, В.М. Ведяхина, Л.Д.Воеводина, И.В. Выдрина, Ю.А. Дмитриева, Н.А. Емельянова, О.Е. Кутафина, И.А. Ледях, М.И. Лепихова, Л.С. Мамут, К.Ф. Шеремета, Б.С. Эбзеева, А.В. Зиновьева, Л.А. Окунькова, И.И. Овчинникова, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова и др. Отдельные аспекты, посвященные социальным правам, рассматривались в трудах других ученых. Так, праву на защиту семьи, материнства, детства посвящены работы Ю.Ф. Беспалова, Е.М. Ворожейкина, О.Ю. Ильиной, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой и других специалистов. Конституционное право на жилище получило всестороннее освещение в трудах таких исследователей, как Е.В.Богданов, В.И. Иванов, С.А. Комаров, П.В. Крашенинников, И.В. Ростовщиков, П.И. Седугин, Ю.К. Толстой и другие. Право на социальное обеспечение, а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь были рассмотрены М.О. Буяновой, С.И. Кобзевой, З.А.Кондратьевой Н.В. Савостьяновой, С.Г. Стеценко и другими. Комплексному анализу особенностей развития социальных прав были посвящены диссертационные исследования Е.В. Аристова, Н.В. Путило, Н.Д.Терещенко и др. Судебная защита конституционных социально-экономических прав явилась объектом исследования К.В. Сангаджиевой, Б.Ю. Тихомировой, П.Г. Шуйаповой и др. Проблемы защиты основных прав и свобод человека конституционным правосудием рассматривались в работах М.И. Байтина, Н.С. Бондаря, В.Д. Зорькина, И.А. Кравец, В.А. Кряжкова, О.Н. Кряжковой, С.Г. Павликова, Б.А. Страшуна, А.М. Цалиева и других ученых. Так же существует необходимость комплексного исследования защиты социальных прав конституционным правосудием. При этом особого внимания заслуживает региональный аспект, поскольку конституционная юстиция субъектов Российской Федерации находится в процессе становления. 1. Социальные права личности как первооснова закрепления конституционных норм в социальном государстве. Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни. Социальные права граждан – это совокупность конституционных прав человека, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его "физическое" воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности. К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права: – в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. – ст. 37); – на отдых (ч. 5 ст. 37); – на социальное обеспечение (ст. 39); – на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39); – на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст.39); – на жилище (ст. 40); – на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); – на благоприятную окружающую среду (ст. 42); – на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30). В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей: а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1); принудительный труд запрещен (ч. 2); б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3); в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда); г) право на защиту от безработицы (ч. 3) (Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, комплексно решает вопросы защиты от безработицы (в Конвенции МОТ № 122 "О политике в области занятости" 1964 г. и в Конвенции МОТ № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" 1988 г.)). В Российской Федерации отношения в сфере занятости населения регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; ТК РФ и иными законами, и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы; д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4). Как же может осуществляться защита социальных прав граждан? Конституция Российской Федерации предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту прав и свобод - как в судебном, так и в административном порядке. К способам защиты социальных прав граждан Гражданский кодекс относит: - восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения; - признание оспоримой сделки недействительной и применение недействительности ее последствий, применение последствий недействительности ничтожной сделки; - признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; - самозащиту прав; - присуждение к исполнению обязанности в натуре; - возмещение убытков; - взыскание неустойки; - компенсацию морального вреда; - прекращение или изменение правоотношения; - неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; - иные способы, предусмотренные законом. Для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов граждане могут обращаться: 1. в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан - жалоба подается по месту жительства заявителя либо по месту нахождения органа, должностного лица; 2. в Конституционный суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его права и свободы нарушены данным законом, примененным в отношении него; 3. в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав уполномочены опротестовать незаконные действия и выступить в суде с исковым заявлением в интересах заявителя; 4. в любые иные государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов; 5. к региональному Уполномоченному по правам человека и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, одной из основных задач которых является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций). При условии, что заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. 1.1. Роль Конституционного суда Российской Федерации в защите социальных прав граждан. Первой попыткой установления конституционного контроля в сфере защиты прав человека можно считать создание в СССР в 1989 году Комитета конституционного надзора; Комитет признавал недействительными неопубликованные акты, затрагивающие права и свободы граждан, выступал приверженцем международных норм при рассмотрении ряда дел. Однако в его деятельности, как показала практика, было и много недостатков, например, невозможность принимать к рассмотрению жалобы и заявления граждан, толкование правозащитных норм поверхностно и неопределенно. Первый российский Конституционный Суд был учрежден Законом от 6 мая 1991 года. Учреждение Конституционного Суда РФ рассматривалось в качестве важного этапа в построении правового государства в России, Конституционный Суд был наделен полномочием по рассмотрению заявлений граждан, но правозащитные вопросы не были центром его внимания. В основном Конституционный Суд рассматривал дела, связанные с проблемами разделения властей. Увлеченность Суда этими политическими проблемами предопределила в дальнейшем, осенью 1993 года, его печальную судьбу. Указом Президента № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года была прекращена деятельность парламента, и Конституционным Судом было немедленно созвано внеочередное заседание, на котором данный Указ был признан неконституционным. В результате драматических событий октября 1993 года деятельность Конституционного Суда Указом Б.Н. Ельцина от 7 октября 1993 года № 1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» была приостановлена, а Указом от 24 декабря 1993 года признать Закон о Конституционном Суде 1991 года недействительным. Несмотря на это, Конституционный Суд основываясь на Конституцию РФ 12 декабря 1993 года, которая предусматривает существование Конституционного Суда как гаранта соблюдения конституционных норм, принял участие в разработке проекта закона о Конституционном Суде. В июле 1994 года Закон был принят, но состав нового Конституционного Суда был окончательно сформирован лишь к февралю 1995 года, после чего Суд приступил к работе. Конституционный Суд РФ в соответствии с указанными в ст.125 Конституции РФ полномочиями осуществляет косвенную защиту прав и свобод граждан при проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также внутригосударственных договоров, при разрешении споров между органами государственной власти, при толковании Конституции РФ. Наряду с этим он осуществляет также нормоконтроль по жалобам граждан, их объединений в интересах защиты основных прав и свобод. Конституционный Суд РФ, созданный еще в 1991 г., призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение. Порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 25-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов, осуществляющих конституционное судопроизводство. Однако в России, как в федеративном государстве, каждый субъект Федерации вправе создавать свои конституционные (в республиках РФ) или уставные (в краях, областях) суды для проверки соответствия нормативных актов субъектов РФ конституциям и уставам субъектов РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле; 3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека; 4) дает толкование Конституции Российской Федерации; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля .2 Целями Конституционного Суда РФ являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России. Рассмотрение жалоб граждан - одно из приоритетных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ (более 70% всех дел). В соответствии со ст. 96 ФКЗ о Конституционном Суде РФ правом на обращение в Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. Индивидуальную жалобу вправе направить отдельное лицо, чье право нарушено, а коллективную - группа лиц, каждое из которых обладает подобным правом. Причем, отдельное лицо не вправе выступать от имени группы лиц, в отношении которых отсутствовало конкретное дело, даже если закон затрагивает их конституционные права и свободы. Таким образом, жалоба граждан и других лиц в Конституционный Суд является самостоятельным средством защиты. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1. закон затрагивает конституционные права и свобод граждан; 2. закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.3 Конституционный Суд РФ выразил существенные правовые позиции, в которых содержится толкование и конкретизация установленных законом условий допустимости жалобы. Если оспариваемое положение закона ограничивает права граждан, что диктуется общественными интересами или необходимостью охраны прав других (в пределах ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), и при этом ограничение соразмерно этим целям, то жалоба гражданина не является допустимой. В случае, если пробелы правового регулирования затрудняют реализацию прав и свобод граждан, но не исключают ее, так как эти недостатки могут быть устранены в процессе право-применения, то жалоба не является допустимой. Не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по жалобам граждан норма процессуального закона, не влекущая такие юридические последствия процессуальных действий, которые затрагивали бы права и свободы граждан. Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом, можно разделить на несколько групп – дела, связанные с проверкой: 1) уголовного и уголовно-процессуального законодательства; 2) конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности; 3) норм избирательного законодательства; 4) дела по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных прав и свобод; 5) дела по поводу ограничений жилищных прав граждан; 6) дела, касающиеся вопросов наследования и гражданства РФ. Конституционный контроль на уровне субъектов Российской Федерации необходим. С помощью органов конституционного контроля должно быть обеспечено развитие конституций и уставов, равноправие и защита прав человека и гражданина, конституционность формирования местного самоуправления, взаимодействия ветвей государственной власти. Должны обеспечивать сохранность идей Конституции Российской Федерации на уровне субъектов Федерации. 1.2. Защита социальных прав граждан конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Принцип социального государства является одной из устойчивых основ конституционного строя Российской Федерации, поэтому достаточно большое внимание в Конституции Российской Федерации и основных учредительных документах ее субъектов уделено гарантиям социальных прав граждан. Данная функция государства представляет особую актуальность и значимость. Как отметил в одной из своих программных статей Президент РФ В.В. Путин: “Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта… Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития. Результативность социальной политики немалым образом зависит и от действий региональных органов власти, в том числе от деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Практика показывает, что данный институт судебной власти вносит весомый вклад в защиту социальных прав граждан. Согласно статистике споры по вопросам социальной защиты и социального обеспечения граждан составляют одну из основных категорий дел, рассматриваемых в порядке конституционного (уставного) судопроизводства. В большинстве конституционных (уставных) судов защита социальных прав граждан составляет от трети до половины всех итоговых решений. Один из ключевых факторов роста обращений граждан и соответственно судебных дел в данной сфере определен Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькиным как «обострение проблемы соотношения права и социальной справедливости», что «в современных условиях в значительной мере порождено именно отставанием права от потребностей меняющейся под влиянием глобализации социальной реальности», и эта общемировая проблема является для России особенно острой. При этом обращается внимание на существенный потенциал конституционного правосудия для решения данной проблемы: «Ошибки в законодательстве, слабо просчитанные социальные последствия тех или иных законов, оторванность их от реальной социально-экономической ситуации в обществе, их несогласованность с общественным мнением, культурными традициями могут иметь обратный, негативный эффект для социальной справедливости в обществе и его развития. Именно такие несоответствия выявляются в ходе осуществления конституционного правосудия…Это ставит перед Конституционным Судом задачи особого рода – не только защитить основные социальные права граждан, но и способствовать выработке направления развития социального законодательства»4. Практика конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации полностью подтверждает тезис о том, что данный институт судебной власти выступает в роли гаранта эффективной защиты социальных прав граждан, так же орган очень перспективен для развития этого направления своей деятельности. Наиболее яркие и убедительные примеры принятых итоговых решений свидетельствуют в пользу того, что региональная конституционная и уставная юстиция является мощным фактором реализации принципа социального государства, важным инструментом совершенствования законодательства в области социальной защиты и социального обеспечения граждан, усиления претворения основ социальной политики нашего государства. Рассмотрим несколько постановлений конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Представляет интерес практика деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ, касающаяся регионального законодательства об обязательствах государства осуществлять меры социальной поддержки гражданам, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных авариях подобного рода; законодательства о присвоении наград, медалей, званий за трудовые заслуги; законодательства с социальными (трудовыми) гарантиями государственных служащих и других лиц. Что касается законодательства субъектов РФ первого рода, то необходимо будет сказать о постановление Уставного Суда Калининградской области от 21 июня 2012 года, в котором он рассмотрел соответствие Уставу области отдельных положений Закона Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»5 и защитил права ветеранов военной службы, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, на меры социальной поддержки при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости . Было сказано, что установленное правовое регулирование не обеспечивает ветеранам военной службы, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, к числу которых отнесены граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, реализацию права на меры социальной поддержки по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с действующим федеральным законодательством ранее возраста, указанного в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",6 и снижает уровень их социальной защиты .Такое правовое регулирование не соответствует цели данных правоотношений, определенной в преамбуле Федерального закона «О ветеранах», - установление правовых гарантий социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Уставный Суд Калининградской области признал пункт 2 статьи 4 Закона Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»7 в той мере, в какой им не обеспечивается реализация права ветеранов военной службы, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, на меры социальной поддержки, … не соответствующим пункту 1 статьи 7, пунктам 3, 4 статьи 15, положениям статей 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области 8. Так же рассмотрим постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ, касающихся оспаривания законодательства о присвоении наград, медалей, званий за трудовые заслуги. Важнейшим примером защиты прав ветеранов труда в подобном случае является широко известное в научных кругах постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 25 марта 2011 года о признании не соответствующим Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 10 ноября 2010 года № 1435-Закона Республики Карелия «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения»9. Данным постановлением были восстановлены социальные права ветеранов труда, приобретенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Этим законом мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие возраста 50 лет, у которых нет наград или званий, но есть большой стаж работы в Республике Карелия (не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, при условии, что не менее 20 лет стажа для мужчин и 15 лет стажа для женщин приходится на период работы на территории Республики Карелия), лишались возможности получить звание «Ветеран труда Республики Карелия» и, соответственно, приобрести права на социальную поддержку. 10 Постановлением от 26 января 2012 г. № 1 – П “По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», определенных Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»”, Уставный Суд Калининградской области также защитил право ветеранов и признал положения подпункта 3 пункта 2 Порядка, устанавливающие перечень документов, подтверждающих награждение лиц ведомственными знаками отличия в труде, не соответствующими пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, поскольку они ограничивают по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» и получение мер социальной поддержки, что приводит к ухудшению условий для реализации социальных прав граждан - жителей Калининградской области, и к снижению уровня обеспечения защиты этих прав11(см. Приложение № 4). Исходя из приведенных примеров и выявленных тенденций практики конституционных (уставных) судов субъектов РФ, можно прийти к заключению о том, что данный институт судебной власти обладает существенными, системными, обширными и разносторонними правовыми позициями в сфере социальной защиты населения. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ вносят существенный вклад в реализацию принципа социального государства в субъектах Российской Федерации. Рассуждая о глубине и обоснованности итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов РФ, в частности, по вопросам социальной защиты граждан, следует отметить тенденцию применения правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и норм международного права. Надо сказать, что при принятии решений конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как правило, используют следующие важнейшие источники международного права: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах ребенка, конвенции и рекомендации Международной Организации Труда, Европейская социальная хартия, Европейская конвенц....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: