VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальное обслуживание инвалидов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002338
Тема: Социальное обслуживание инвалидов
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 


Социальное обслуживание инвалидов

ОГУ 40.03.01.1017. 902 ОО


Заведующая кафедрой			                                                         
канд. юрид. наук, доцент                                                                             Л.И.Носенко


Руководитель			                                                                     
канд. пед. наук, доцент                                                                      Е.М.Рузаева



Студент 	    	                	                                                                          Т.С.Павлова




Оренбург 2017
                                                        Утверждаю
                                                              Заведующий кафедрой ___________
                                                                      ________________________________
                                                       (наименование кафедры)
                                                                     ___________   ____________________
                                                      подпись    инициалы, фамилия
                                                                                                       «____»____________________20____г.
                         
                         ЗАДАНИЕ (16 пт, полужирный)
на выполнение выпускной квалификационной работы (14 пт, полужирный)
студенту_____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по направлению подготовки (специальности)_______________________________________
                                                                                     (наименование)
1 Тема ВКР___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 Срок сдачи студентом ВКР «_____» _____________________ 20 _____ г.
3 Цель и задачи ВКР _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4 Исходные данные к ВКР_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5  Перечень вопросов, подлежащих разработке ___________________________________________
6 Перечень графического (иллюстрированного) материла ___________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата выдачи и получения задания
Руководитель ВКР «___» ______ 20__г.         _  (подпись)_       (инициалы, фамилия)_
Студент                   «___» ______ 20__г.         _  (подпись)_       (инициалы, фамилия)_










Аннотация


     Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме социального обслуживания инвалидов. 
     В работе рассматриваются теоретические основы социальной работы с инвалидами и формы и методы организации социальной работы с инвалидами.
     В работе дается характеристика особенностей организации социальной работы с инвалидами.  
      Большое место в работе уделено вопросам реабилитации инвалидов и организации социального обслуживания инвалидов в рамках деятельности стационарных учреждений.
     Главное внимание обращается на необходимость четкого построения процесса реабилитации и социальной поддержки инвалидов. 
     В работе особо подчеркнуто, что пребывание инвалида в стационарном учреждении социального обслуживания должно обеспечивать его реабилитацию в различных направлениях. 
     Работа содержит 51 лист текста, 7 рисунков, 2 таблицы, 5 приложений.
 

Abstract


     Final qualification work is devoted to the problem of social services for the disabled.
     The paper discusses the theoretical basis of social work with persons with disabilities and the forms and methods of organization of social work with disabled people.
     In this paper, the characteristic features of social work with disabled people.
     Much of the work is devoted to rehabilitation of persons with disabilities and social services for persons with disabilities through the activities of the inpatient institutions.
     Main attention is drawn to the need for a clear build process of rehabilitation and social support of persons with disabilities.
     The work emphasized that the stay of the disabled in residential institutions of social services should provide rehabilitation in a variety of ways.
     The work contains 51 sheet of text, 7 figures, 2 tables, 5 applications.
     
     




Содержание


Введение……………………………………………………………………
5
      1 Теоретические основы социальной работы 
с инвалидами………………………………………………………………

8
    1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе…………………………………………………………………

8
    1.2 Особенности технологий социальной работы 
с инвалидами………………………………………………………………

12
2 Формы и методы организации социальной работы с инвалидами 
в условиях стационарных учреждений……………………......................

21
      2.1. Реабилитация как основное направление социальной защиты инвалидов…………………………………………………………………

21
     2.2.  Основные технологии социальной реабилитации инвалидов, применяемые в стационарных учреждениях …………………………...

30
     2.3   Основные региональные проблемы социальной реабилитации инвалидов……………………………………………………………….

33
Заключение……………………………………………………………….
43
Список использованных источников……………………………………
47
Приложение А (справочное) «Перечень гарантированных услуг согласно порядку предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, установленного Приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 17.02.2015 № 310»……….
Приложение Б (справочное) Оценка уровня психосоциального развития в баллах ………………………………………………………………………
Приложение В (обязательное) Результаты оценки уровня психосоциального развития…………………………………………………  
Приложение Г (обязательное) Диаграммы оценки уровня психосоциального развития…………………………………………………
Приложение Д (обязательное) Модель деятельности специалиста по социальной работе с инвалидами, находящимися на обслуживании в стационарном учреждении…………………………………………………..




52

62

65

66


69

     
     
     
     
     


    Введение
    
     Актуальность данной работы заключается в том, что, несмотря на рост числа инвалидов в России недостаточно учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов по-прежнему остается их реабилитация. 
     Проблема реабилитации и социальной защиты инвалидов обусловлена следующими факторами:
     - в перспективе в Российской Федерации ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении; 
     -  инвалид в нашей стране сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение, трудоустроится и вести активную социальную жизнь;
     - необходимость четко продуманной системы мер, направленных на оказание помощи инвалидам в достижении ими оптимального физического, интеллектуального и социального уровней деятельности;
     - поддержание достойного уровня деятельности инвалидов путем предоставления необходимых средств, услуг, информации и иными способами, которые обеспечивают улучшение качества жизни и расширение рамок их независимости, состоящей из медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации.
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
     Инвалидность -  это беда, о которой люди не задумываются, пока она не коснется  их лично. Каждый из нас не застрахован от нелепых случайностей, травм, болезней.   Следствием инвалидности становятся утеря своих физических возможностей,  полная или частичная зависимость от окружающих людей.  Порой это тяжелое испытание, которое растягивается на долгие годы и на всю жизнь. 
     В условиях активного перехода нашей страны к рыночной экономике одним из главных   приоритетов социальной политики является социальная защита инвалидов. 
     Социальная защита инвалидов – это четкая  система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которые обеспечивают им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленны на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. 
     Ограничение жизнедеятельности –   это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Именно поэтому государство, занимаясь обеспечением социальной защищенности инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей. Для решения вышеперечисленных задач создаются государственные программы, учитывающие потребности лиц с ограниченными возможностями, организуется процесс предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
     В условиях активного развития и модернизации российского общества инвалидам труднее равноправно конкурировать на рынке труда с полноценными в физическом отношении людьми. В условиях общего роста безработицы их участие в общественном трудоустройстве значительно сокращается. Только лишь около 750 тысяч инвалидов заняты активной  трудовой деятельностью. Этот факт очень негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии инвалидов. Семьи и родственники,  которые имеют  на своем попечении инвалидов,  помимо психологических испытывают также и материальные трудности. 
     Наиболее важными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации их прав и свобод, устранение существующих ограничений жизнедеятельности, создание благоприятных условий,  которые позволяют инвалидам вести активный,  полноценный образ жизни,  активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, иметь возможность полноправно выполнять свои гражданские обязанности.
     Социальная работа с инвалидами предполагает объединение усилий не только государственных структур, но и общественных и частных инициатив, групп самопомощи. Их активное и целенаправленное взаимодействие способствует наиболее полному удовлетворению потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
     В данный момент в нашей стране создана мощная структура учреждений, занимающихся социальной поддержкой лиц с ограниченными возможностями. Их деятельность направлена на создание как внешних, так и внутренних условий для адаптации и  реабилитации лиц  с ограниченными возможностями к условиям жизни в обществе. 
     В условиях стационарных учреждений процесс реабилитации инвалидов имеет свои особенности, которые и рассматриваются в данной работе. 
     Объект: социальная работа с инвалидами.
     Предмет: технологии социальной работы с инвалидами в условиях стационарных учреждений.
     Цель данной работы - рассмотреть технологии социальной реабилитации инвалидов в условиях стационарных учреждений.
     Задачи:
      1. Систематизировать основные научно -  теоретические подходы и исследования по вопросам правовых основ социальной защиты инвалидов, медико-социальных и управленческих аспектов защиты инвалидов.
      2. Изучить особенности осуществления социальной работы и социальной реабилитации инвалидов в условиях стационарных учреждений.
      3. Проанализировать технологии социальной реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях Волгоградской области
      4. Выявить и проанализировать основные региональные проблемы социальной реабилитации инвалидов.
     Методы: анализ основной литературы и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность стационарных учреждений; беседа, опрос.
     База исследования: Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Дубовский центр социального обслуживания населения».
     Практическая значимость: данная работа может быть использована в специализированных центрах, обеспечивающих социальную реабилитацию инвалидов, в учебных профессиональных заведениях, занимающихся подготовкой специалистов по социальной работе.
     Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа представлена на 50 листах.





















    1 Теоретические основы социальной работы с инвалидами


     1.1 Инвалиды как объект социальной работы в современном обществе
     
     Понятие «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».
     Начиная со времен царя Петра I,  так называли военнослужащих, которые вследствие заболевания или ранения были неспособны нести дальнейшую воинскую службу и которых направляли на штатские должности. В Западной Европе данное слово имело тот же смысл, то есть относилось в первую очередь к раненным воинам. Со второй половины XIX в. этот термин распространяется и на штатских лиц, которые стали жертвами войны, в связи с тем, что расширение масштабов войн все больше подвергало мирное население всем опасностям военных конфликтов.   
     После окончания Второй мировой войны,  согласно тенденции к развитию общемирового движения по защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, которые имеют физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [22, C. 35].
     На сегодняшний день инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их материальный доход значительно ниже среднего, а вот потребности в медицинском и социальном обслуживании, напротив намного выше, чем у физически здоровых людей. Они в меньшей степени имеют возможности получить достойное образование, не могут  активно заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеют семей и не желают участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.
      В связи с этим возникает необходимость  отнестись к вопросу инвалидности не как к проблеме «неполноценных людей»,  а как к проблеме, которая затрагивает все общество в целом.  
      Другими  словами, инвалидность -  это проблема не одного отдельного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.
     Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
       Всех людей с ограниченными возможностями можно разделить на несколько групп:
     1. По возрасту -  это дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.
     2. По происхождению инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.
     3. По степени трудоспособности -  инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
     4. По характеру заболевания -  мобильные, маломобильные или неподвижные группы [35, C. 78].
     Инвалиды из числа лиц, указанных в ст. 1 Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:
     а) инвалиды вследствие военной травмы - лица, которые стали   инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену, либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников;
     б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы - лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суде.
     Именно в зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды, которые обладают способностью передвигаться только с помощью колясок или на костылях, могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. К сожалению, это обстоятельство обусловливает множество дополнительных проблем:  требуется оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, организация профилактики оборудования на дому, выделение  специального транспорта для доставки инвалида на работу и с работы. 
      Не менее сложная ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут самостоятельно, без посторонней помощи передвигаться. Однако они способны работать умственно: анализировать информацию, писать статьи и  художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и многое- многое другое.  
      В случае проживания  такого инвалида в семье, многие проблемы решаются довольно просто. Однако в случае если он одинок, потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, занимались выявлением их способностей, помогали получать заказы, заключать договора с потенциальными работодателями, приобретать необходимые материалы и всячески помогать в осуществлении трудовой деятельности.  Люди, имеющие такие ограничения, нуждаются и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и заканчивая обеспечением продуктами. Все эти случаи требуют организации специальной работы с инвалидом с помощью социального работника, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.
      Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН                        «О правах инвалидов» от 9 декабря 1975 г. 
Вот ряд выдержек из этого правового международного документа:
     - инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;
     - инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица;
     - инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;
     - инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания;
     – инвалиды должны, быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации. 
     В процессе развития социальной помощи и поддержки инвалидов в России были приняты основополагающие законодательные акты.   
      В настоящее время социальные службы при организации своей работы опираются на Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. и на Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», вступивший в силу 1 января 2016  г. 
     Согласно данным документам регулируются отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов. 
     Помимо этого в  вышеперечисленных документах закреплен комплекс прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан. Особое внимание уделяется вопросам профессионального самоопределения и профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями. 
     Определены наиболее эффективные формы социального обслуживания:
     - социальное обслуживание на дому; 
     - полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; 
     - стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания); 
     - срочное социальное обслуживание и социально-консультативная помощь. 
     Социальное обслуживание на дому подразумевает постоянное или временное оказание социальных услуг гражданам по месту их жительства, месту пребывания или фактического проживания, в случае, если указанные граждане не нуждаются в стационарном социальном обслуживании. Нуждающимся в социальной помощи на дому гражданам оказывается весьма широкий спектр услуг: социально-бытовые, социально-медицинские и иная необходимая помощь. 
     Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Цель стационарного социального обслуживания - это создание соответствующих возрасту и состоянию здоровья граждан условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. 
       Система социального обслуживания состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания. Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами. 
     Несмотря на это, к сожалению, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов, которые оборудованы  специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и в настоящее время, в эксплуатацию сдаются жилые дома без специальных приспособлений, которые позволяли бы человеку с ограниченными возможностями беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар. 
     Именно поэтому по-прежнему необходима активная целенаправленная работа как государственных, так и общественных организаций, направленная на облегчение жизни лиц с ограниченными возможностями и соблюдение их общечеловеческих прав и свобод.
       
     
     1.2  Особенности технологий социальной работы с инвалидами
     
      С целью организации эффективной работы с лицами с ограниченными возможностями необходимо использование различных технологий социальной работы. Данные технологии предполагают  построение определенной последовательности действий специалиста по социальной работе, которые должны быть основаны на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направлены на активизацию личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями и достижение вывода его из трудной жизненной ситуации. 
     Желаемым результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к  активной  и самостоятельной бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
     Технологии социальной работы с инвалидами существенно различаются по своему содержанию. Наиболее важными, которые чаще применяются в практической деятельности специалиста по социальной работе, являются: 
     - технология социальной реабилитации, 
     - технология социальной адаптации, 
     - технология социальной терапии, 
      - технология социальной диагностики.
     Социальная реабилитация инвалидов, как технология, включает в себя определенный комплекс мер, которые направлены на восстановление способностей инвалида к жизнедеятельности в социальной среде. 
     Технология социальной адаптации инвалида направлена на приведение  индивидуального и группового поведения лиц с ограниченными возможностями в соответствие с существующей в обществе системой норм и ценностей.
     Среди технологий социальной работы с инвалидами особое значение имеет технология социальной терапии. Она представляет собой объединение приемов и техник социального, изобразительного, музыкального творчества, которые обеспечивают включение человека с ограниченными возможностями в социальную среду. Активное  его участие в различных видах творческой деятельности позволяет развить либо компенсировать его способности, выровнять или повысить его социальный статус.
     Особую роль в формировании и развитии технологий социальной работы с инвалидами играет социальная диагностика. Она является незаменимым инструментом, который способен дать специалисту по социальной работе необходимые знания, с помощью которых становится возможным поставить социальный диагноз проблемы инвалида, выбрать наиболее эффективные технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями.
     Социальная диагностика – это технология, которая включает в себя совокупность методов, приемов и предполагает наличие способностей у   специалиста по социальной работе к  распознаванию личностных ресурсов инвалида, резервных возможностей его социального окружения, которое обеспечивает достижение успехов в отношениях с людьми, успешную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.
      Семья, производственный или учебный коллектив лиц с ограниченными возможностями способствуют успешному формированию  активной жизненной позиции и обеспечивают социальное признание инвалида. Социальная диагностика занимается изучением деятельности и поведения инвалида в повседневной жизни, причин возникновения трудной жизненной ситуации и выявлением изменений в ней в процессе оказания социальных услуг. 
     Цель социальной диагностики -  установление специалистом по социальной работе объективного социального диагноза проблемы инвалида и оформление в соответствии с ним заключения. 
     Процесс анализа проблемы инвалида осуществляется с помощью трех способов. 
     1. Специалист по социальной работе на основе результатов социально-диагностических методов конкретизирует причины и ход развития проблемы клиента. 
     2. Специалист характеризует готовность клиента к решению проблемы, описывает особенности  взаимодействия его с членами семьи, друзьями в настоящее время. 
     3. Систематизирует всю информацию о семье, какова ее структура, социальное и экономическое положение, межличностные отношения между членами семьи.   
     В процессе описания семьи особое внимание необходимо уделить психологическому микроклимату и экономическим условиям, которые прямым образом влияют на деятельность инвалида и его готовность к решению проблемы.   
     Наиболее часто используемый метод в работе специалиста по социальной - это наблюдение, позволяющее, понять оценку ситуации клиентом (клиентами), познакомиться с их трактовкой имеющейся проблемы. 
     В процессе наблюдения специалист воспринимает как вербальную (словесную), так и невербальную информацию (мимика и интонация клиента, его жесты). Эти два потока информации, как правило, не совпадают, поскольку вербальное общение - это самопрезентация клиента, подчиняющаяся некоторым социальным правилам даже в том случае, если клиент не заинтересован в сознательном обмане.  
     Наблюдение - это  метод работы социального работника с клиентом, который используется постоянно, на всех этапах технологического процесса  - диагностическом, терапевтическом, этапе кризисной интервенции.  Проявляя сочувствие к трудной жизненной ситуации клиента, специалист должен одновременно анализировать результаты наблюдения, без искажения ситуации эмоциональными составляющими. 
     Специалист по социальной работе должен постоянно диагностировать ситуацию на протяжении всего процесса взаимодействия. На основании выводов о поведения человека, совокупности  вербальных и невербальных сообщений определяются особенности и характер социальных ролей клиента.  
     Важное значение на этапе социальной диагностики имеет привлечение  специалистов смежных областей деятельности – психологов, юристов, педагогов. 
     Диагностика интеллектуального статуса и психического здоровья лиц, проводимая психологами, может  представить данные, необходимые для понимания сущности труда клиентов и их семей,  и одновременно стать основой для выбора стратегии дальнейшей работы.    
     Привлечение к работе юристов и  сотрудников ОВД может помочь в  определении правового статуса клиента.  
     В ситуации если знаний самого специалиста по социальной работе недостаточно, юрист, опираясь на существующее законодательство, может помочь найти правовые основания для защиты социальных прав и свобод клиента.
     В ряде случаев специалист  по социальной работе обращается к врачу, для эффективного осуществления помощи может требоваться медицинское заключение, которое должно использоваться в процессе социальной диагностики клиента.
        Собранные подобным образом сведения подвергаются тщательному анализу: сопоставление полученных данных, их сортировка на важные и незначительные, дифференциация признаков. 
Такие явления, как депривация, расстройства общения являются следствием различных социальных процессов, поэтому в ходе анализа данных всесторонне рассматриваются причины и последствия возникновения данных явлений. 
     Собранные данные обычно  редко однозначно указывают на ту или иную социальную патологию, в большинстве случаев имеет место быть набор нескольких типов социальных проблем. 
      Именно в процессе постановки социального диагноза – специалист по социальной работе  не просто делает вывод о сущности и причинах жизненных трудностей клиента, но и анализирует имеющиеся проблемы клиента, выделяя основную, от которой зависит решение всех других. 
     Социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным социальным технологиям, используемым на всех этапах социальной работы и социального обслуживания. Изучение научных знаний и овладения навыками, позволяющими заниматься диагностической деятельностью, относится к числу необходимых умений специалистов по социальной работе в любой деятельности.
     Социальная диагностика - достаточно сложный и ответственный вид деятельности специалистов по социальной работе. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку касается судьбы людей, разных социальных групп.
     Именно поэтому проведение диагностических мероприятий должно происходить с соблюдением определенных принципов.
     Принцип конфиденциальности - неразглашении результатов социального диагноза без добровольного согласия на это лица, которое было объектом диагностики.  
     Принцип научной обоснованности - результаты анализа  информации должны быть достоверными и надежными.
     Принцип не нанесения ущерба - диагностические результаты не должны быть использованы во вред человека.
     Принцип объективности - выводы исследования формулируются на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависят от субъективных установок специалистов, которые  проводят исследование или пользуются его результатами.
        Технология социальной диагностики способствует выявлению причин возникновения проблемы инвалида, его ресурсов и потенциальных возможностей. Социальный диагноз, как результат реализации социально-диагностических методов, отражает индивидуальные особенности гражданина с ограниченными возможностями, включает рекомендации к выбору мероприятий по его социальной реабилитации.
     Технология социальной реабилитации –  это последовательность действий специалиста по социальной работе, которая состоит из комплекса методов, приемов и процедур, способствующих восстановлению социального статуса инвалида, достижению его материальной независимости. 
     Она включает  в себя социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, социокультурную, социально-педагогическую, социально-психологическую реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт. 
      Технология социальной адаптации – это определенная  последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью  использования индивидуальных и групповых форм социальной работы, которые способствуют развитию умений и навыков активного включения в среду жизнедеятельности. 
     Процесс социальной адаптации включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальная адаптация одновременно рассматривается и как социальная технология и как процесс, и как  результат. 
     Кроме всего прочего социальная адаптация включает инвалида в малую группу и среду жизнеде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44