VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001233
Тема: Социальное обслуживание граждан пожилого возраста
Содержание
     
     Тема ВКР Социальное обслуживание граждан пожилого возраста 
     
     Лапшин Михаил Юрьевич
     607 ср ЗФО
     КЦСОН Реж
     
     

     СОДЕРЖАНИЕ
     
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ	4
ВВЕДЕНИЕ	7
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ	11
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА	11
     1.1 Государственная политика в отношении людей пожилого возраста	11
     1.2 Нормативно-правовые и организационно-правовые основы социального обслуживания людей пожилого возраста	20
     1.3 Сущность и формы социального обслуживания пожилых людей	29
2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА	39
     2.1 Проблема старения населения в России	39
     2.2 Содержание социальной работы с пожилыми людьми	49
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ	73
     3.1 Анализ деятельности ГАУ СОН «КЦСОН «Доверие» Режевского района» по организации социального обслуживания населения	73
     3.2 Исследование уровня удовлетворенности людей пожилого возраста качеством предоставляемых социальных услуг в условия ГАУ СОН СО «КЦСОН «Доверие» Режевского района»	86
     3.3 Оптимизация процесса социального обслуживания лиц пожилого возраста работниками отдела социального обслуживания ГАУ СОН СО «КЦСОН «Доверие» Режевского района»	93
     3.4 Меры по совершенствованию социального обслуживания в ГАУ СОН СО «КЦСОН «Доверие» Режевского района»	109
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ	112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	115

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
     В выпускной квалификационной работе применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращения.
     Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
     Граждане пожилого возраста-это (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
     Пенсионеры-граждане, реализующие своё право на денежное обеспечение, установленное Конституцией РФ и действующим пенсионных законодательством. Пенсионный возраст в Российской Федерации определён-женщины-55 лет; мужчины-60 лет. 
     Социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
     Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации, абилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     Социальная служба - структура, выполняющая определенные функции социальной защиты, помощи, поддержки.
     Социальный работник — специалист по уходу за престарелыми, нетрудоспособными гражданами.
     Стандарты социального обслуживания населения — основные правовые документы, принятые соответствующими органами государственной власти РФ и субъектов РФ, которые содержат социальные нормы и нормативы, критерии и показатели, единицы измерения, классификацию социальных услуг и терминологию (понятия); регламентируют развитие социальных служб и применение современных технологий социальной работы, гарантируют определенный уровень качества предоставляемых населению социальных услуг.
     Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
     Стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.
     Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
     Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
     Учреждения социального обслуживания - организации, предприятия, службы, центры различных форм собственности, предоставляющие социальные услуги.
     Центр социального обслуживания населения-учреждение социального обслуживания, осуществляющее на территории города (района города или района) организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг населению.
     ГАУ СОН СО КЦСОН «Доверие» Режевского района  Государственном автономном учреждении социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» Режевского района»,
     КЦСОН-Комплексный центр социального обслуживания населения
     
      

ВВЕДЕНИЕ
     Развитию социального обслуживания пожилых людей придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, которое рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
     Пожилые люди и те, кто в скором времени перешагнёт соответствующий возрастной рубеж, отделяющий их от молодого и среднего поколения, связывают свои общественные ожидания и надежды с существенными переменами в сфере социального обслуживания. Осознаваемый нашим обществом дефицит чуткости и внимания к старым людям,  недостаточный учёт их объективных запросов и нужд обязывает перейти от призывов об улучшении их социального обслуживания к совершенствованию социальной помощи и радикальным мерам   созданию в стране широкой системы социального обслуживания престарелых граждан как неотъемлемой части единой государственной системы социального обеспечения.
    Социальное обслуживание возникло, как естественное стремление государства оказать необходимую помощь людям в связи с наступлением тяжелых жизненных обстоятельств, способную повлиять на преодоление этих обстоятельств. Так, в России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной социальной помощи. Особую актуальность приобретает поиск, развитие и совершенствование новых форм оказания комплексной социальной помощи лицам пожилого возраста.
     Социальное обслуживание должно быть доступно всем пожилым людям без исключения. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы не только обеспечить предоставление гарантированного минимума социальных услуг, но и создать условия для реализации личностного потенциала человека в старости и нетрудоспособности. Меры по социальной адаптации граждан пожилого возраста заняли приоритетное положение среди задач, стоящих перед сферой социального обслуживания.
     Достигнув условий сформированной рыночной системы доход пожилых людей, включая трудовую пенсию, должен быть достаточно высоким для поддержания достойного уровня и качества жизни. Они должны иметь социальные гарантии от государства, получать в сфере социального обслуживания все услуги, необходимые по медицинским и социальным показаниям в случае нетрудоспособности.
     Актуальность исследования особенностей работы с пожилыми людьми в надомных условиях обусловлена следующими обстоятельствами:
     во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации предоставления социальных услуг людям пожилого возраста;
     во-вторых, развитие фармакологии и медицины ведет к увеличению продолжительности жизни, в связи с этим возрастает период беспомощного существования старых людей, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постороннем уходе за ними;
     в-третьих, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует и предоставляет услуги клиентам, от отношения к работе которого зависит качество оказываемых услуг;
     в-четвертых, исследование проблем социальных работников и дальнейшее решение.
     Степень и уровень научной разработанности проблемы.  Методам и технологиям социальной работы с лицами пожилого возраста посвящены научные труды Дмитриева А.В., Ломакина В.И., Холостовой Е.И. Исследованиями, раскрывающими геронтологические, психологические, социальные особенности людей пожилого и престарелого возраста занимались З.Г. Френкель, Е. Эриксон, Д.Ф. Чеботарев, М.А. Володькин, П.Кингстон, В.Альперович, Л.Э. Пепло, Р.С. Яцемирская. 
     Анализ проблем социального обслуживания содержится в работах О.В. Буяновой, В.М. Васильчикова, Э.Л. Воробьевой, В. Карпенкова, С.Г. Киселева, A.M. Панова, О.В. Прониной, Л.В. Топчего и др., рассматривающих этот феномен в различных аспектах: адаптационном, социетальном, а также в контексте социальной защиты. 
     Комплексный взгляд на проблему лиц пожилого возраста в контексте обеспечения надежной социальной защищенности населения требует изменения приоритетов, обновления традиционных направлений и достижения нового качества работы в интересах пожилых людей. 
     Цель работы заключается в выявлении путей оптимизации качества предоставляемых социальных услуг пожилым людям, а также изучение новых форм работы с данной категорией.
     Задачи: 
     Изучить процесс социальной изолированности как социальной проблемы.
     Провести анализ нормативно-правовой базы по организации социального обслуживания с клиентами.
     Проанализировать деятельность отделения социального обслуживания на дому в ГАУ СОН «КЦСОН «Доверие» Режевского района»
     Провести исследование уровня удовлетворенности людей пожилого возраста качеством предоставляемых социальных услуг.
     Представить рекомендации по совершенствованию работы отдела социального обслуживания ГАУ СОН СО «КЦСОН «Доверие» Режевского района».
     Объект исследования  социальное обслуживание граждан пожилого возраста.
     Предмет исследования – особенности социального обслуживания пожилых граждан на дому в ГАУ СОН СО «КЦСОН «Доверие» Режевского района».
      Гипотеза исследования процесс оказания социальных услуг на дому будет проходить более эффективно, если:
     Будут использоваться критерии оценки социального обслуживания клиента;
     Будут реализовываться мероприятия повышения качества предоставляемых услуг социальными работниками отдела социального обслуживания на дому;
     Будет повышаться профессионально-этический уровень работников.
     Теоретико-методологические основания исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория социальной работы, геронтологические, а также социально – медицинский, правовой и социально – психологический подходы.
     Методика научного исследования. В работе использовались теоретические (сравнение, обобщение, анализ и др.) и эмпирические (наблюдение, диагностика, анкетирование, тестирование, описание и др.) методы.
     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Государственная политика в отношении людей пожилого возраста
     Правовую основу государственной социокультурной политики в отношении лиц пожилого возраста определяют: Конституция Российской Федерации, соответствующие международные правовые акты, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Минтруда России, Минкультуры России, других органов исполнительной власти Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов власти субъектов Российской Федерации. Были сформулированы конкретные задачи и функции министерств и ведомств социальной сферы в отношении инвалидов.
     В государственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
     Право граждан пожилого возраста на социальное обслуживание для женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и/или передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
     В Свердловской области в последние время старшему поколению год от года уделяется все более пристальное внимание. В Свердловской области почти 30 тысяч пожилых и инвалидов получают социальное обслуживание на дому, 9 тысяч - в домах интернатах и домах престарелых. В области функционирует 39 муниципальных домов ветеранов. 
     В области работает около 400 отделений социального обслуживания на дому. Ветераны войны и труда, труженики тыла имеют возможность поправить здоровье в уникальном учреждении - госпитале ветеранов войн. Созданы и уже стали популярными социальные пункты проката технических средств реабилитации инвалидов - их в области более 60. В 2014 году 3618 ветеранов и инвалидов отдохнули и подлечились в санаториях и на курортах [].
     
     Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
     Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
     В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.
     Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми. Получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.
     Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
     Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
     Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.
     Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети - инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
     При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
      уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
      выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
      информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
      отказ от социального обслуживания;
      конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
      защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
      получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг. 
     Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания1.
     Бурное развитие в 80-90-е годы нестационарных форм социального обслуживания (на дому, временное проживание в стационаре и срочная социальная помощь) наряду со стабильным ростом сети стационарных учреждений социального обслуживания сыграло главную роль в формировании современного типа социального обслуживания.
     В настоящее время насчитывается около 3 тыс. самостоятельных учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений, предоставляющих социальные услуги пожилым людям.
     Ежегодно социальные услуги в том или ином виде получают более 14 млн. пожилых людей (46% числа граждан пожилого возраста). При этом лишь около 200 тыс. человек проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания2.
     Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
     Социальное обслуживание пожилых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы, в частности:
     социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
     полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
     стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
     срочное социальное обслуживание;
     социально-консультативную помощь;
     предоставление жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования [].
     Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
     Одной из важнейших проблем современности является проблема социальной и социокультурной реабилитации пожилых и престарелых граждан как наименее социально-незащищенных слоев населения. В процесс реабилитации должны включаться медицинские, психологические и социальные мероприятия, направленные на предупреждение прогрессирования патологического процесса, восстановление здоровья, создание условий для их включения или возвращения в жизнь общества. 
     В решении комплексной проблемы участвуют государственные, общественные, а так же благотворительные организации, учреждения и фонды. Комплексный подход обеспечивает целостность и всесторонность воздействия на пожилого человека и дает эффективные результаты при организации социальной помощи.
     Организация эффективной комплексной социально-реабилитационной работы является задачей специалистов социальной работы Центра социального обслуживания. Проблема поиска путей повышения эффективности деятельности Центров социального обслуживания на сегодняшний день остается актуальной.
     Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми
     Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. Повседневное внимание к лицам пожилого возраста возможно в системе социального обслуживания на дому.
     В процессе социального обслуживания на дому людей пожилого возраста и инвалидов, предоставляются гарантированные государством экономические, социальные и правовые меры, обеспечивающие клиентам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества в соответствии Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [].
     Социальное обслуживание на дому включает совокупность социальных услуг, медико-социальную, социально-экономическую, социально-бытовую, социально-психологическую, социально-педагогическую и иные виды помощи человеку со стороны государственных структур в период его кризисного состояния и требуют участия самого нуждающегося в процессе предоставления услуг.
     В рамках социального обслуживания на дому специалистами оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам социально-консультативная помощь, ориентированная на психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем клиентов.
     Социально-медицинское обслуживание на дому-это постоянный уход за гражданами, страдающими тяжелыми заболеваниями, но не требующими помещения в специализированные учреждения. Помимо социально-бытовой помощи, включает комплекс медицинских услуг, наблюдение за состоянием здоровья, поддержание контактов с лечащим врачом больного, профилактические мероприятия. Осуществляется социальным работником и медсестрами специализированных отделений социальных служб [].
     При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено три группы [].
     Первую группу составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от общественно полезного труда: сосредоточена на собственном благополучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожилых людей для данной группы лиц, ограничено малым кругом людей, досуг сужен до использования чтения, просмотра телевизионных передач. В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к первой группе, рекомендуется проведение активизирующих, мероприятий. С первой группой людей проводятся занятия по рисованию, рукоделию, физкультуре, чтению и письму, гарденотерапия, изготовление легких деталей, художественная терапия.
     Вторая группа представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправленной деятельности. Эпизодически осуществляемая деятельность по самообслуживанию основана на удовлетворении их витальных потребностей. Круг общения сужен, интерес к окружающему ослаблен. В отношении этой группы лиц выступает необходимость формирование организованного досуга.
     Третья группа состоит из лиц, ослабленных физически, пребывающих на постельном режиме и нуждающихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающему, неразборчивы в удовлетворении витальных потребностей. Организация процесса социокультурной реабилитации с третьей категорией затруднена.
     Не всегда возможно специалистам ЦСО обеспечить интенсивный или продолжительный уход за людьми с серьезными нарушениями здоровья на дому, особенно если они одиноки или семьи и друзья не справляются с этим. В таких случаях поддержка и уход за больными осуществляется непосредственно в интернате или пансионате.
     Для специалиста по социальной работе важное значение имеет целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др. []. 
     Практика свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д. Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения [].
1.2 Нормативно-правовые и организационно-правовые основы социального обслуживания людей пожилого возраста
     На текущем этапе в России меняются нормативно-правовые подходы в системе социального обслуживания, что выражается в принятии различных нормативно-правовых актов, закрепляющих права и правовой статус и положение в обществе. Нормативная база представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. 
     Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:
     нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;
     нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.
     Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это - общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.
     Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
     В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.
     Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.
     Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
     Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции квалифицированная юридическая помощь.
     Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.
     Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста.
     Основываясь на конституционных нормах, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже уровня прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным прежде всего остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.
     От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетворять свои сущностные потребности и интересы, свои социально-ценностные ориентиры и установки. В немалой степени реализация этих законов влияет на поддержание пожилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в семье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, - на всю их социальную активность. 
     Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Увольнение работников только по той причине, что они достигли пенсионного возраста, является антиконституционным актом.
     Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.
     Некоторые ограничения содержит и Федеральный Закон от 19.04.1991г. № 1032-1 (с изменениями от 31.12.2005) «О занятости населения в Российской Федерации», - если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обратиться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы, то согласно этому Закону граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.
     Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п.
     Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.
     Существующий уровень трудовых пенсий в Российской Федерации нельзя считать достаточным для обеспечения материальной независимости пенсионера. Пенсионная реформа формирует новую пенсионную модель. 
     Изменением для пенсионеров, инвалидов, ветеранов ВОВ и других категорий граждан стало принятие Федерального закона от 22.08. 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который по существу устанавливает право на ежемесячную денежную выплату отдельных категорий граждан, которые пользовались льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Ежемесячная денежная выплата является новой социальной выплатой в систе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44