VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-экономические последствия государственного долга

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004209
Тема: Социально-экономические последствия государственного долга
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение	3
1. Теоретические аспекты формирования и уплаты  государственного долга	6
1.1 Сущность и виды государственного долга	6
1.2 Методы управления государственным долгом	10
1.3 Социально-экономические последствия государственного долга	13
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ	18
2.1 Анализ динамики государственного долга Российской Федерации	18
2.2 Анализ структуры государственного долга РФ	27
2.3 Современное состояние и проблемы управления государственным долгом	35
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ	42
3.1. Направления совершенствования управления государственным долгом РФ	42
3.2. Оптимизация долговой нагрузки	56
Заключение	62
Список использованнойлитературы	66




Введение
В современной экономике в связи с хроническими дефицитами бюджетов и продолжающимися процессами их нарастания в силу разных факторов, когда развитые страны и страны, которые находятся на этапе своего последовательного развития испытывают недостаток средств для поддержания нормального уровня жизни собственных граждан и обеспечения обороноспособности, им все чаще приходится прибегать к заимствованиям, в результате которых образуется государственный долг, оказывающий воздействие на последующее экономическое развитие, от которого, в свою очередь, зависит жизнь будущих поколений. 
Состояние госдолга субъектов РФ характеризуется значительным объемом накопленных обязательств, приближающимся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, неравномерностью графика погашения, наличием значительного объема обязательств перед Российской Федерацией (федеральным бюджетом) и существенной долей краткосрочных обязательств в структуре долга. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение ответственности заемной/долговой политики субъектов.
Лучшая практика управления госдолгом основывается на установлении четких целей по управлению гособязательствами, соотнесении рисков и стоимости государственных заимствований, постоянных мониторинге и управлении рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по государственному долгу, создании предпосылок для обеспечения постоянного доступа к рынку заемного капитала. 
В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы научные работы, раскрывающие сущность государственного долга, классификацию, экономические модели и методы управления, индикаторы, характеризующие влияние долга на экономику и бюджет государства. Весомый вклад в исследование данных проблем внесли отечественные и зарубежные ученые. Общие подходы к определению понятия «государственный долг» и «управление государственным долгом» были сформулированы в работах 
А.В. Абышевой, Б.Г. Болдырева, Ю.Я. Вавилова, А.М. Бабич, Л.С. Гринкевич, С.С. Жуковой, В.В. Казакова, Т.Н. Новожиловой, Л.П. Павловой, 
C.Б. Пахомова, Ю.А. Рюминой В.А., Слепова., А.З. Селезнева, С.А. Чернецова и других. 
Актуальность, теоретическая, методологическая и практическая значимость проблемы, необходимость переосмысления содержания и социально-экономических последствий государственного долга России предопределили выбор темы, цель и задачи выпускной квалификационной работы. 
В таких условиях исследование темы государственного долга, на наш взгляд, является достаточно актуальной.
Цель работы - обоснование предложений и рекомендаций по решению выявленных проблем государственного долга Российской Федерации. 
Необходимость достижения поставленной цели обуславливает выбор задач исследования:
       - раскрыть понятие государственного долга;
       - показатели и критерии оценки государственного долга;
       - исследовать состояние государственного долга Российской Федерации;
       - определить влияние внутреннего и внешнего государственного долга на экономику Российской Федерации;
       - определить пути оптимизации государственного долга Российской Федерации;
- дать прогноз динамики государственной задолженности Российской Федерации.
Объект исследования – государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования – состояние государственного долга Российской Федерации.
В работе следующие методы исследования: монографический, аналитический, сравнения, табличный, расчетно-конструктивный и др.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативные правовые акты Российской Федерации, научные работы ведущих отечественных ученых по исследуемой проблеме, статьи в периодических изданиях, электронные ресурсы Internet. В работе использованы действующие методологические и справочные материалы, опубликованные в статистических сборниках Госкомтстата Российской Федерации, а также в периодических изданиях.


1. Теоретические аспекты проблемы  государственного долга.
1.1.Сущность и виды государственного долга.
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов предыдущих лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Во время рассмотрения государственного долга, зачастую, не учитываются встречные требования данного государства к другим, иными словами задолженность иных государств либо юридических и физических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в области пенсионного и социального обеспечений1.
Размер государственного долга выражается в национальной валюте либо её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
В Бюджетном кодексе дается юридическое определение данного понятия как долговых обязательств России перед физическими и юридическими лицами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права2.
Главной причиной государственного долга является дефицит госбюджета и свободные денежные средства у юридических и физических лиц. В Бюджетном кодексе РФ дается определение госдолга, с юридической точки зрения государственный долг представляет собой долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права3.
Главная причина образования госдолга заключается в дефиците бюджета и наличии свободных денежных средств у юридических и физических лиц.
Схематично государственный долг можно представить следующим образом.

Рисунок 1 -Состав государственного долга России
Долговые обязательства РФ могут существовать в виде:
1.	кредитных договоров и соглашений, которые заключаются от имени РФ, в качестве заемщика, с иностранными государствами, с кредитными организациями и международными финансовыми организациями;
2.	государственных займов, которые осуществлены посредством выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3.	соглашений и договоров о получении РФ кредитов от бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ;
4.	договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;
5.	договоров и соглашений, включая международные, которые заключены от имени РФ, о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств РФ предыдущих лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (сроком до одного года), среднесрочными (от года до пяти) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Срок погашения долга не должен превышать 30 лет. Не допускается пересмотр условий выпущенных в обращение государственных займов, а также размеров процентных платежей, сроков выплаты и сроков обращения4.
Госдолг образуется в итоге реализации государственными органами разных видов заимствований. Долги органов управления государством являются органичными элементами в системе финансовых отношений, структуре пассивов и активов экономики. Согласно с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ»5.
Долговые обязательства сложной категорией, которая отличается по форме обслуживания и образования; по объектам долговых отношений; по срокам обязательств. Главные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 БК Российской Федерации) следующие: государственные ценные бумаги; кредитные соглашения и договора; договора поручителей РФ, договора о предоставлении гарантий РФ; переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ; договора и соглашения РФ о реструктуризации и пролонгации долговых обязательств. По времени выделяют: краткосрочные (до года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства.
Госдолг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с процентами, которые по ним начислены, на некоторую дату за некоторый срок.
Долговыми обязательствами являются кредиты, которые получены Правительством Российской Федерации, займы, которые осуществлены за счет выпуска ценных бумаг от имени государства, иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством Российской Федерации.
Таким образом, классификация государственных займов представляет собой классификацию всех элементов госдолга. Тем не менее, широкое распространение в экономике РФ практики неисполнения государством собственных финансовых обязательств требует сформулировать более широкое понятие госдолга, который представляет собой сумму неоплаченных обязательств с процентами, которые на них начислены к некоторому моменту времени. Классификация государственных займов с такой дополнительной формулировкой будет более полной.
Внешний долг представляет собой сумму задолженности предыдущих лет и новых задолженностей. Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые, в свою очередь, не могут превышать 30 лет.






1.2. Методы управления государственным долгом.
Обслуживание госдолга выражается в совершении операций, которые связаны с размещением долговых обязательств, их погашением и выплатой процентов. Эти функции осуществляются Центральным Банком Российской Федерации. Расходы, связанные с обслуживанием госдолга, осуществляются из бюджета Российской Федерации.
Госдолг РФ, как внешний, так и внутренний, отражает финансовый и экономический кризис в стране. В подобных условиях Российская Федерация способна применить рефинансирование госдолга, иными словами погасить старую задолженность посредством новых займов.
Контроль состояния внешнего и внутреннего госдолга и применения кредитных ресурсов осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Управление госдолгом охватывает следующие взаимосвязанные направления деятельности:
бюджетное планирование объема госдолга и расходов на его обслуживание;
осуществление заимствований и проведение операций с долговыми обязательствами, направленных на оптимизацию структуры госдолга (снижение рисков подолгу) и сокращение расходов на его обслуживание;
организация учета долговых обязательств и операций с долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежным графиком;
поддержание постоянного диалога с инвестиционным сообществом, реализация комплекса мер по развитию рынка субфедерального долга6.


Рисунок 2 - Система управления государственным долгом

На этапе «планирование долга» управляющие госдолгом определяют объемы, сроки и формы предстоящих заимствований, в целях своевременного исполнения принятых субъектом долговых обязательств и с учетом влияния новых заимствований на структуру накопленного долга. Исходными данными для решения указанных задач являются:
плановые показатели объемов доходов, расходов и дефицита бюджета;
объем, структура, стоимость обслуживания и график погашения долга;
текущая и прогнозируемая конъюнктура финансового (долгового) рынка, определяющая стоимость привлечения заемных средств. 
Результаты планирования долга отражаются в программах государственных заимствований и предоставления государственных гарантий, утверждаемых законом о бюджете субъекта. 
Целью этапа «привлечение заемных ресурсов» является определение оптимального набора инструментов заимствований, благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок, непосредственное осуществление заимствований. Для решения задачи оптимизации источников заемного финансирования анализируются все возможные риски и предполагаемая стоимость заимствований7.
Этап «активное управление долгом» предполагает разработку и реализацию комплекса мер по минимизации рисков по государственному долгу и стоимости его обслуживания при заданном (признанном как приемлемый) уровне риска. На данном этапе осуществляется активное управление долговыми обязательствами, основанное на анализе конъюнктуры рынка, показателей исполнения бюджета, стресс-тестировании устойчивости долгового портфеля к неблагоприятным изменениям ситуации на финансовом, долговом, валютном, сырьевом рынках.
На этапе «обслуживание и погашение долга» необходимо обеспечение наличия свободной ликвидности в объеме и в сроки, позволяющие полностью и своевременно исполнять долговые обязательства.
Решение перечисленных выше задач требует разработки комплекса мер по управлению госдолгом, включающий следующие основные составляющие:
планирование заимствований и ассигнований на платежи по долгу в соответствии с бюджетной политикой субъекта;
контроль и оценка рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;
активные операции с долговыми обязательствами в целях снижения расходов по долгу, совершенствования структуры долга, развития вторичного рынка долговых инструментов субъекта;
текущий учет государственного долга;
установление и поддержание эффективного диалога с инвестиционным сообществом, содействие развитию национального рынка субфедерального (муниципального) долга.

1.3. Социально-экономические последствия государственного долга.

Методика оценки эффективности управления долгом (ОЭУД) была разработана Департаментом экономической политики и долга (PRMED) и Департаментом банковских операций и управления долгом (BDM) Всемирного банка под руководством Викрама Неру и Глории Грандолини8.
Всемирный банк совместно с другими партнерами создал программу по оказанию помощи развивающимся странам в совершенствовании их систем управления долгом. Цель программы состоит в том, чтобы оказывать содействие в укреплении потенциала и институциональной структуры развивающихся стран с тем, чтобы они могли эффективно и устойчиво управлять государственным долгом в средне- и долгосрочной перспективе. Краеугольным камнем этой программы является Методика оценки эффективности управления долгом (ОЭУД), представляющая собой инструмент для оценки эффективности работы за счет применения комплексного набора показателей эффективности, охватывающего весь спектр функций в области управления государственным долгом. Данный набор показателей создан для того, чтобы использовать его в качестве международно-признанного стандарта в области управления государственным долгом и применять его во всех развивающихся странах. 
ОЭУД позволяет увидеть сильные и слабые стороны практики управления государственным долгом в каждой стране. Оценка эффективности работы помогает определить планы формирования и укрепления потенциала и институциональной структуры с учетом конкретных потребностей страны. Однако в отчет об эффективности управления долгом не будут входить конкретные рекомендации или предположения о возможном влиянии реализуемых реформ на эффективность управления государственным долгом. ОЭУД также содействует мониторингу прогресса в достижении целей управления государственным долгом с течением времени, таким образом, который соответствовал бы мировой надлежащей практике9.
Методика ОЭУД построена по аналогии с системой показателей оценки Государственных расходов и финансовой подотчетности (ГРФП). Методику ОЭУД можно рассматривать как более детальную и всеобъемлющую оценку управления государственным долгом по сравнению с тем, что в настоящее время отражено в показателях ГРФП.
Данные две методики оценки взаимно дополняют друг друга: ОЭУД может использоваться для проведения детальной оценки основополагающих факторов, которые ведут к низким оценкам по показателям управления долгом в рамках ГРФП; и наоборот, если проведение оценки с использованием методики ОЭУД предшествует оценке ГРФП, последняя может опираться на результаты ОЭУД при оценке соответствующих показателей.
Внешний долг представляет собой сумму задолженности предыдущих лет и новых задолженностей. Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые, в свою очередь, не могут превышать 30 лет.
Обслуживание госдолга выражается в совершении операций, которые связаны с размещением долговых обязательств, их погашением и выплатой процентов. Эти функции осуществляются Центральным Банком Российской Федерации. Расходы, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются из бюджета Российской Федерации.
Госдолг РФ, как внешний, так и внутренний, отражает финансовый и экономический кризис в стране. В подобных условиях Российская Федерация способна применить рефинансирование госдолга, иными словами погасить старую задолженность посредством новых займов.
Контроль состояния внешнего и внутреннего госдолга и применения кредитных ресурсов осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Госдолг требует повышенного внимания и контроля. Этот контроль должен распространяться как на привлечение займов, так и на их погашение.
Выпуск государственных займов базируется на следующих условиях:
–	наличие кредиторов, у которых, в свою очередь, есть свободные средства;
–	доверие к государству со стороны кредиторов;
–	заинтересованность в предоставлении займов для государства со стороны кредиторов;
–	способность государства своевременно и в полном объеме возвращать долги и выплачивать доходы10.
Источниками погашения государственных займов могут быть:
–	доходы от инвестирования заемных средств в достаточно высокоэффективные проекты;
–	дополнительные налоговые поступления;
–	эмиссия денег;
–	экономия средств от сокращения затрат;
–	привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Привлечение займов базируется на двух принципах: минимизация стоимости займов и установление стабильностью государственных ценных бумаг.
Нужно также учесть и федерально-региональную структуру госдолга. На практике выделяют госдолг, который образован в итоге бюджетной задолженности федерального правительства. Этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. 
Максимальные проблемы относятся к структуре государственного внутреннего долга. Укрупненная разбивка внутренних долговых обязательств имеет следующий вид:
а)	рыночные долги, представляющие собой эмиссионные ценные бумаги;
б)	нерыночные обязательства, которые связаны с исполнением федерального бюджета и выпускающиеся с целью финансирования новых задолженностей11. 
К главным различиям этих обязательств относится, то, что первые из них обладают некоторой программной формой, заложены в бюджетных проектировках на несколько лет, а вторые связываются с решением текущих проблем в бюджетной сфере.
Количество видов (статей, форм) госдолга не стабильно и имеет тенденцию к повышению (в первую очередь из-за нерыночных инструментов). Рост осложнений связанных с бюджетом приводит к сдвигам в структуре внутреннего долга. К критическим сдвигам относятся, в частности, достаточно крупные пирамиды ГКО. Затраты бюджета на обслуживание долгов по ГКО фактически не учитываются в составе затрат федерального бюджета. Минфин сальдировал весь оборот рынка ГКО, в том числе новые поступления от выпусков и сумм, которые направлены на погашение старых выпусков. 
Подводя итог, можно сказать, что госдолг представляет собой совокупность довольно разных методов и форм финансовых отношений.
Осуществляя управление долгом, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны стремиться к тому, чтобы уровень задолженности, темпы ее роста и структура долга не снижали уровня кредитоспособности региона и возможности его социально-экономического развития.
Таким образом, из всего этого следует вывод о необходимости использования в значительно большей мере возможностей сокращения процентной части государственных обязательств за счет улучшения структуры долга, рационализации выплат по его обслуживанию и погашению и в целом повышения эффективности формирования политики управления государственным долгом.


2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.	
2.1. Анализ динамики государственного долга Российской Федерации.	
Госдолг РФ представляет собой долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими  лицами РФ, субъектами РФ, иностранными государствами, муниципальными образованиями, международными финансовыми организациями, другими субъектами международного права, иностранными юридическими и физическими  лицами, которые возникли в результате государственных заимствований РФ, а кроме того долговые обязательства по государственным гарантиям, которые представлены РФ, и долговые обязательства, которые возникли в итоге принятия законодательных актов РФ об отнесении на госдолг долговых обязательств третьих лиц, которые возникли до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.
Внутренний долг РФ представляет собой обязательства, которые возникают в валюте РФ.
       В объем внутреннего госдолга РФ включены:
номинальный долг по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым, в свою очередь, выражены в валюте РФ;
основной долг долга по кредитам, которые, в свою очередь, получены РФ и обязательства, по которым, в свою очередь, выражены в валюте РФ;
обязательства по государственным гарантиям, которые выражены в валюте РФ;
объем других (кроме указанных) долговых обязательств РФ, погашение которых, в свою очередь, в валюте РФ предусмотрено федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.
На сегодняшний день в государственный долг РФ входят долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям, которые представлены РФ.
По своей сущности внутренний госдолг представляет из себя совокупность кредитно-финансовых отношений, которые возникают с перемещением капиталов из национального частного сектора в бюджет на базе их заимствования. Объем госдолга РФ на 1.07.2016 года составил 7 543,78 миллиардов рублей и увеличился в сравнении с объемом на 1 января 2016 года на 1 024,01 миллиардов рублей. Тем не менее, если рассматривать с 1 января 2012 года, то повышение составляет 4 883,05 миллиардов рублей. То есть, государственный долг возрос чуть менее чем в 3 раза. 
Анализ данных иллюстрирует, что объем государственного внутреннего долга на 01.07.2016 г. составил 5 722,24 млрд. рублей, иными словами внутренний государственный долг увеличился с 2009 года на 4 222,42 миллиардов рублей. Главной причиной столь быстрого роста внутреннего является покрытие дефицита федерального бюджета.   Главным источником является внутренний, а не внешний долг. 
Таблица 1 - Динамика и структура государственного долга Российской Федерации за 2010–2016 год 12.
Показатели
на 01.01.12
на 01.01.13
на 01.01.14
на 01.01.15
на 01.01.16
на 01.07.16
Всего государственный долг Российской Федерации, миллиардов руб., в том числе:
2 660,73
3 230,7
4 152,87
5 342,95
6 519,77
7 543,78
к ВВП %
6,65
6,42
6,58
7,5
8,29
8,45
Внутренний госдолг РФ, миллиардов руб.
1 499,82
2 094,73
2 940,39
4 190,55
4 977,89
5 722,24
к ВВП %
3,7
3,97
4,4
5,65
5,98
5,99
Внешний госдолг РФ, миллиардов руб.
1 160,91
1 135,97
1 212,48
1 152,4
1 541,88
1821,54
к ВВП %
2,95
2,45
2,28
1,85
2,31
2,46
Как свидетельствуют данные таблицы 1, в структуре госдолга на сегодняшний день отмечается превалирование его внутренней составляющей. Это обстоятельство связано с тем, что в последнее время в стране проводится политика замещения внешнего долга внутренним. В свою очередь, внешний долг с 2010 года по 2016 год увеличился на 660,63 миллиардов рублей, и тенденция была разнонаправленной. 
Так, если с 2010 по 2014 год внешний долг находился примерно на одном уровне, и падал по отношению к ВВП, то с 2014 по 2016 года данный показатель составил прирост на 0,46 процентных пункта (п.п.) в 2015 году. Повышение внешнего долга, в последнее время обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг, а кроме того повышении объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Таблица 2 - Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации в 2010–2016 годах13
Показатели
на 01.01.12
на 01.01.13
на 01.01.14
на 01.01.15
на 01.01.16
на 01.07.16
Всего внутренний госдолг РФ, миллиардов руб.,  в том числе:
1 499,82
2 094,73
2 940,39
4 190,55
4 977,89
5 722,24
Государственные долговые ценные бумаги,  млрд. руб.
1 421,47
1 837,17
2 461,59
3 546,43
4 064,28
4 432,38
в % к внутреннему государственному долгу
94,8
87,7
83,7
84,6
81,6
77,5
Государственные гарантии, млрд. руб.
72,49
251,36
472,25
637,33
906,64
1 289,85
в % к внутреннему государственному долгу
4,8
12
16
15,2
18,2
22,5
Прочие долговые обязательства, млрд. руб.
5,86
6,2
6,55
6,79
6,97
0,01
в % к внутреннему государственному долгу
0,4
0,3
0,3
0,2
0,2
-
       
Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, можно заметить, что заметные преобразования начали происходить в последние 2 года. Сравнивая показатели 2013–2016 годов, отметим, что показатель вырос на 12 п.п. Так как государственные заимствования — главный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период уменьшение государственного долга России было также значительным образом связано с относительно благополучным состоянием государственных финансов.
Главным источником финансирования дефицита бюджета выступают заимствования. Главная часть дефицита бюджета покрывается посредством внутренних заимствований [34, C.89]. 
Как мы до этого определили, с 2010 по 2016 год внутренний государственный долг увеличился практически в 3 раза. Самый значимый вклад в повышение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. 

      Рисунок 3 - Структура государственного внутреннего долга на 1 октября 2016 года [37].
За последние 5 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли быстрее, чем обязательства по государственным гарантиям, тем не менее, если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то тут прослеживается обратная зависимость. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, значительно превышающими темпы прироста государственного долга. 
За последние 5 лет усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга. Как свидетельствуют главные направления бюджетной политики на 2015 год и плановые периоды 2016–2016 годов, достаточно низкий уровень госдолга РФ помогает проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости [21]. В зависимости от проведенного до этого анализа, мы уже сделали вывод, что главную роль в повышении внутреннего госдолга играют государственные ценные бумаги.
Оценивая государственный долг, выраженный в ценных бумагах, мы можем сделать вывод, что с 2012 по 2016 год прослеживается устойчивый рост задолженности. До кризиса 2008 года, иными словами в условиях устойчивого профицита федерального бюджета, внутренние заимствования составляли сравнительно маленькую величину, и с 2007 по 2009 год внутренний госдолг в ценных бумагах рос в среднем на 200 миллиардов рублей в год. Выпуск облигаций федеральных займов совершался скорее из технических, чем финансовых соображений. Тем не менее ситуация принципиально начала меняться с 2009 года, когда внутренний рынок начал рассматриваться в качестве главного источника финансирования бюджетного дефицита. С 2012 по 2016 год объем задолженности вырос более чем в 3 раза. Всего же за последние 7 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, и доля облигаций федеральных займов с регулярным купонным доходом на 2016 год составила порядка 60 % от общего объема внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.   Лишь за последние 3 года объем рынка облигаций федеральных займов увеличился с 2 461,59 миллиардов рублей до 4 432,38 миллиардов рублей, иными словами на 1 970,79 миллиардов рублей. Также стоит отметить 2013 год, когда объем заемных средств, которые привлечены на рынке ценных бумаг, оказался практически равен совокупному объему привлечения за 2 дальнейших года, и в дальнейшей среднесрочной перспективе данная тенденция продолжила свой рост.
Внутренние государственные заимствования не влияют на денежную массу, они лишь перераспределяют ресурсы между разными экономическими субъектами (кроме того случая, когда государственные ценные бумаги покупаются центральным банком). Поэтому выпуск государственных ценных бумаг для финансирования государственного бюджета, при условии взвешенной долговой и бюджетной политики правительства, не угрожает устойчивости денежных средств.
Для успешного привлечения долгового финансирования имеет очень большое значение правильное структурирование проектов, взвешенный выбор потенциальных кредиторов и инвесторов и продуманное представление проектов потенциальным инвесторам.
Как уже отмечалось до этого, на рынок облигаций федеральных займов приходится основная доля внутреннего долга выраженного, в ценных бумагах. За последние 10 лет число применяемых инструментов заметно уменьшилось и на сегодняшний день российский внутренний долг формируют 5 основных видов государственных облигаций. Виды облигаций, которые составляют внутренний долг России, регулярно меняются и имеют разный «жизненный цикл» [31].
Госдолг РФ за январь – июнь 2016 года увеличился на 47,5 миллиардов рублей, либо на 0,6 % (10,6 % прогнозируемого объема ВВП),  внутренний госдолг увеличился на 0,6 % и составил 5 757,2 миллиардов рублей, внешний госдолг (в рублевом эквиваленте) увеличился на 0,7 % и составил 1 838,7 миллиардов рублей. Доля внутреннего государственного долга в общем объеме госдолга РФ составила 75,8%, для внешнего долга - 24,2 %. 
По состоянию на 1 июля 2016 года внутренний госдолг составил 83,6 % верхнего предела на 1 января 2016 года, установленного Федеральным законом № 349-ФЗ (с учетом преобразований, которые внесены ФЗ № 201-ФЗ), внешний госдолг– 84,3 %.
Суммарная доля обязательств по гарантиям со стороны государства в общем объеме госдолга за отчетный период была снижена с 22 % до 21,6%.
В общем объеме внутреннего государственного долга на 1 июля 2016 года государственные ценные бумаги, которые номинированы в валюте РФ, составляли 4 496,0 миллиардов рублей, или 78,1 %, государственные гарантии в российской валюте – 1 261,2 миллиардов рублей, или 21,9 %. 
По состоянию на 1 июля 2016 года в структуре внутреннего государственного долга, который выражен в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых, в свою очередь, указана в рублях, доля ОФЗ-ПД составляла 59,1 %, ОФЗАД – 23,2 %, ГСО-ППС – 12,8 %, 
ГСО-ФПС –2,9% и ОВОЗ – 2 %.
Таблица 3 - Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации) по срокам погашения и по видам обязательств14.
Год
погашения
По видам долговых обязательств
ВСЕГО

ОФЗ-ПД
ОФЗ-АД
ГСО-ФПС
ГСО-ППС
ОВОЗ

2016
275,729
47,420
-
200,000
-
523,149
2016
308,476
47,420
-
115,000
-
470,896
2017
300,000
85,917
-
-
-
385,917
2018
296,727
135,296
-
15,250
90,000
537,273
2019
388,946
82,624
-
-
-
471,570
2020
70,318
81,180
-
15,000
-
166,498
2021
150,000
104,073
-
120,900
-
374,973
2022
146,118
64,611
52,000
-
-
262,729
2023
289,115
63,611
39,000
-
-
391,726
2024
-
47,500
41,000
-
-
88,500
2025
-
48,500
-
54,400
-
102,900
2026
-
48,500
-
-
-
48,500
2027
150,000
22,000
-
40,000
-
212,000
2028
149,723
20,000
-
-
-
169,723
2029
-
23,000
-
-
-
23,000
Продолжение таблицы 3
Год
погашения
По видам долговых обязательств
ВСЕГО

ОФЗ-ПД
ОФЗ-АД
ГСО-ФПС
ГСО-ППС
ОВОЗ

2030
-
-
-
-
-
-
2031
-
-
-
-
-
-
2032
-
-
-
-
-
-
2033
-
-
-
-
-
-
2034
-
29,228
-
-
-
29,228
2035
-
58,456
-
-
-
58,456
2036
-
29,228
-
-
-
29,228
ИТОГО
2 645,152
1 043,384
132,000
575,550
90,000
4 486,086

Государственный долг по государственным гарантиям в валюте Российской Федерации за отчетный период уменьшился на 28 678,4 миллионов рублей, либо на 2,2 %, в итоге своевременного выполнения принципалами собственных обязательств перед бенефициарами, а кроме того досрочного списания указанной задолженности. Новые государственные гарантии не предоставляются. 
Из проведенных расчетов следует, что внутренний долг РФ составляет от ВВП: 0,008 %, что говорит о том, что внутренний долг не так опасен для развития экономики России.
Государство старается погасить часть собственных долгов и делает оно это через выпуск государственных ценных бумаг. Было проведено исследование по структуре внутреннего долга РФ по видам долговых обязательств.

      Рисунок 4 - Внутренний госдолг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в
валюте РФ 2014 год, млрд. руб.[37].
Анализируя данные за 2014 год, можно сказать, что главным выпускаемым видом гособлигаций являются ОФЗ-ПД, что составляло приблизительно 32 % от объема внутреннего долга. Самая низкая процентная доля была у ОГРВЗ — 0, 000004 %.

      Рисунок 5 - Внутренний госдолг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана 
в валюте РФ 2015 год, млрд. руб. [37].
       Данный рисунок помогает сделать вывод о том, что точно так же, как и в 2014 году больше всего выпущено ОФЗ-ПД и меньше всего ОГРВЗ. Также в этом году государство РФ выпустила еще один вид обязательств — ОВОЗ. Выпуск дополнительных государственных обязательств объясняется тем, что государственный долг растет с каждым годом, таким образом, государство погашает часть собственных внешних обязательств.

      Рисунок 6 - Внутренний госдолг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ 2016 год, млрд. руб.[37].
Проведя структурный анализ внутреннего долга РФ за 2013–2016 года, можно сделать вывод о том, что в основном государство выпускает облигации федерального займа с постоянным доходом, на втором месте ОФЗ — АД, на третьем ГСО-ППС и в 2014 году начинает выпускаться такая долговая ценная бумага как ОВОЗ. В сравнении с 2013 годом, в 2015 выпуск ОФЗ-ПД увеличился почти в два раза, что и соответствует прошлому анализу объема внутреннего государственного долга.
2.2 Анализ структуры государственного долга РФ.
Государственные заимствования являются одним из самых распространенных средств аккумуляции денежных ресурсов, которые необходимы д.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44