- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная диагностика противоправного поведения молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011916 |
Тема: | Социальная диагностика противоправного поведения молодежи |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты социальной диагностики противоправного поведения молодежи 6 1.1. Молодежь как социальная группа 6 1.2. Противоправное поведение молодежи: понятие, классификация, особенности 11 1.3. Социальная диагностика противоправного поведения молодежи 15 Выводы по 1 главе 19 Глава 2 Диагностика противоправного поведения молодежи 21 2.1. Характеристика метода исследования 21 2.2. Выводы по результатам исследования 23 2.3. Рекомендации по проведению социальной диагностики противоправного поведения среди молодежи 27 Выводы по 2 главе 29 Заключение 31 Список использованных источников 32 Приложение 1 35 Введение Происходящие на сегодняшний день политические трансформации, социально-экономические преобразования в нашей стране сопровождаются негативными процессами (криминализация общества, распространение коррупции, рост безработицы и др.). Проблема противоправного поведения является основной для исследования большинства социальных наук, так как общественный порядок имеет особое значение в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. Молодежь как социальная группа обладает специфическими характеристиками, поведенческими особенностями. При рассмотрении личностного потенциала молодежи через усвоение правовой культуры и применение ее в практической деятельности, нужно принимать во внимание данные особенности. Изучение студенческой молодежи как специфической социальной группы дает основания сделать выводы об уровне сформированности правовой культуры в молодежной среде в целом в той связи, что студенческая молодежь является в определенной степени авангардом общественного сознания в среде молодежи [21, с. 35]. Феномен противоправного поведения молодежи широко представлен в трудах отечественных и зарубежных исследователей (А. А. Беликов, В. Н. Кудрявцев, В. Ф. Пирожков, М. Раттер, Х. Хекхаузен и др.). Различным аспектам проблемы противоправного поведения посвящены многочисленные монографии, научные статьи, диссертационные работы. В частности, данной проблематике посвящены работы В. Ф. Пирожкова, Е.П. Ильина, Б. Д. Овчинникова, Л. М. Зюбина, А. П. Тузова, Т. И. Коротковой, Л. В. Яссман и других. Исследователи подвергают анализу социально-психологические причины преступного поведения молодых людей, изучают мотивацию их противоправного поведения, процесс формирования установки асоциального поведения, проводят углубленный психологический анализ процесса становления личности правонарушителя [12, с. 22]. Вопреки тому, что проблема, несомненно, актуальна, в отечественной науке не уделяется полного внимания социально-акмеологическим аспектам противоправного поведения в обществе. Недостаточно изучен и уровень правосознания молодежи в переходный период, его роль в регуляционном поведении различных возрастных групп и адаптации к новым общественным отношениям. Остаются слабо исследованными представления о глубинных личностных механизмах противоправного поведения, о деформациях социального пространства личности, которые провоцируют данный тип поведения. Помимо этого, не в полной мере рассматривается специфика молодежных группировок с криминальной направленностью, их типология и причины появления. Мало изучены в рамках противоправного поведения делинквентная социализация и криминальная субкультура. Отсутствует глубокий анализ влияния дезорганизации и дисфункции социальных институтов на появление делинквентности в поведения молодежи. Объект исследования: противоправное поведение. Предмет исследования: социальная диагностика противоправного поведения молодежи. Цель исследования: выявить особенности социальной диагностики противоправного поведения молодежи. Задачи исследования: 1. Рассмотреть молодёжь как социальную группу; 2. Изучить особенности противоправного поведения молодежи; 3. Проанализировать особенности социальной диагностики противоправного поведения молодежи; 4. Исследовать склонность молодежи к противоправному поведению, а также факторы, влияющие на склонность к противоправному поведению; 5. Дать рекомендации по проведению социальной диагностики противоправного поведения среди молодежи. Методы исследования: анализ научной литературы по проблемам исследования, констатирующий эксперимент (методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению СОП А.Н. Орла, анкета), описательная статистика. Гипотеза: при помощи социальной диагностики можно выявить склонность молодежи к противоправному поведению. База исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 20 студентов 1 курса, из них 11 юношей и 9 девушек. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассматриваются основные понятия, такие как молодежь, противоправное поведение, социальная диагностика, дана характеристика молодежи как социальной группы, во второй главе проанализированы результаты эмпирического исследования, в ходе которого была проанализирована склонность студентов к противоправному поведению. Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что результаты и материалы данной работы могут использоваться социальными работниками, педагогами, психологами в работе с молодежью, проявляющими признаки противоправного поведения. Глава 1 Теоретические аспекты социальной диагностики противоправного поведения молодежи 1.1. Молодежь как социальная группа К категории общества, наиболее подверженной влиянию социума, относится молодежь. К ее специфическим характеристикам можно отнести, в первую очередь, стремление к высшему образованию, что обусловлено также вступлением человечества в эпоху постиндустриального общества, где первостепенное значение имеют знания и информация. На сегодняшний день общество как сосредоточие политических, культурно-просветительских, информационных и других организаций и институтов создает потенциальные возможности для реализации устремлений и жизненных планов личности, базовой точкой которых можно назвать получение высшего образования. Данная характеристика позволяет говорить в последствие о такой немалочисленной в современном обществе социальной группе, как студенчество [22, с. 31]. Анализируя исследования молодежи в социологии начала XX века, можно отметить, что их развитие осуществлялось по трем основным направлениям. Первым направлением выступала разработка проблем рабочей молодежи, исследователи заинтересовались ими из-за активного участия молодых людей в трех русских революциях, их приходом в политику активным участием в обновлении правящей элиты. Вторым – изучение учащейся молодежи. Третье направление связано с исследованием молодежного движения вследствие роста молодежных организаций. В результате длительных дискуссий между учеными насчет определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ разработаны различные подходы, такие как социологический, психологический, физиологический, демографический и другие. Первыми, кто выделил молодежь в отдельную социальную группу, были социологи. Также они обозначили для нее характерные нормы, ценности и интересы [2, с. 147]. Особый интерес представляют социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акселерации значительно ускорил физическое и, в том числе, половое созревание детей и подростков, которое принято считать нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой необходимо принимать участие человеку, способствует удлинение общественно необходимого периода подготовки к жизни, в том числе периода обучения, с которым ассоциируется неполнота социального статуса. Молодежь на современном этапе в среднем дольше обучается в школе и как следствие позже начинает вести самостоятельную трудовую жизнь. Стали более сложными и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все данные события, в своей комплексности дают человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус. Происходят они не в одно время, и сама их очередность и символическое значение каждого из них различны в том или другом социальном слое. С вышеперечисленными фактами и связана полемика хронологических, абсолютных возрастных границ: нижняя граница молодёжи определяется разными авторами от 14 до 16 лет, верхняя - от 25 до 30 и даже выше [15, с. 52]. В социологии одним из наиболее признанных и распространенных толкований понятия «молодежь» считается определение В.Т. Лисовского. Под молодежью он понимает поколение людей, которые проходят стадию социализации, усваивают, а в более зрелом возрасте уже усвоили, образовательные, профессиональные, культурные и иные социальные функции. По мнению Лисовского, возрастные критерии молодежи могут варьироваться от 16 до 30 лет в соответствии с определёнными историческими условиями [9, с. 52]. И.С. Кон существенно расширил данное определение. Он представил молодежь как социально-демографическую группу, которую выделил на базе совокупности возрастных особенностей, характеристик социального положения и детерминированных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как этап жизненного цикла биологически универсальна, однако её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические свойства обладают социально-исторической природой и зависят от общественного строя, культуры и закономерностей социализации, которые характерны для данного общества [24, с. 26]. В настоящее время под молодежью понимается социально-демографическая группа общества, которая выделяется на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, определяемые уровнем социально-экономического, культурного развития, спецификой социализации общества. Молодость представляется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности. Для сознания молодых людей характерны особая восприимчивость, а также умение перерабатывать и усваивать огромный поток информации. Данный период связан с развитием критичности мышления, тенденцией дать собственную оценку различным явлениям, поиска аргументации, оригинальных решений. В тоже время в этом возрасте еще имеются некоторые установки и стереотипы, которые свойственны предшествующему возрасту [18, с. 25]. На многие формы поведения и деятельности личности влияет неустойчивость и противоречивость молодежного сознания. При этом нельзя рассматривать данное свойство сознания исключительно с отрицательной стороны или как проявление только особенностей возрастного периода. Эта характеристика молодежного сознания объясняется объективными обстоятельствами: 1. В первую очередь, в современных условиях стал более сложным и продолжительным сам процесс социализации личности, и, следовательно, стали иными критерии ее социальной зрелости; 2. На становление социальной зрелости молодежи оказывают влияние различные относительно самостоятельные факторы - семья, школа, рабочий коллектив, СМИ, молодежные организации и стихийные группы. Такая множественность институтов и механизмов социализации не является жесткой иерархированной системой. Каждый из данных факторов выполняет свои особенные функции в развитии личности [11, с. 89]. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности - и к проявлениям противоправного и экстремистского характера. Обратимся к понятию студенчества. Оно является определённой частью молодёжи, обладающей как общими со всей молодёжью характеристиками, так и специфическими. Под термином «студенчество» понимают непосредственно студентов, представляющих собой социально-демографическую группу, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и другим. Также в данный термин включают определенное общественное положение, роль и статус; особую стадию социализации, которую проходит существенная часть молодежи и которая обладает определенными социально-психологическими чертами. Невзирая на различия в социальном происхождении и, как следствие, финансовых возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность вкупе с территориальным сосредоточением способствует появлению у студенчества общности интересов, группового самосознания, специфической субкультуры и образа жизни. Все это дополняется и усиливается за счет возрастной однородности, которой не обладают иные социально-профессиональные группы [23, с. 47]. В общесоциальной сфере для большинства студентов свойственны: гражданская ответственность, высокий нравственный, моральный уровень; гуманизм, коллективизм и общительность; стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию; социальный оптимизм. На основании материалов социологических исследований можно отметить некоторые проблемы современного студенчества. К таковым относятся наркомания, алкоголизм, культ силы в молодежной среде; состояние экологии, здравоохранения, платность медобслуживания; безопасность своя, семьи, близких; безразличие властных структур к запросам и интересам молодежи. В качестве наиболее важной проблемы студентов можно отметить, пожалуй, затруднительное финансовое положение. Это связано с тем, что основной целью студенчества является обучение, развитие в интеллектуальном плане, при этом процесс обучения не ограничивается только посещением занятий, в него также входит самообразование, которое отнимает большое количество времени студентов. Следующей по значимости является проблема поиска работы, что также обусловлено образовательным процессом. Не все компании готовы принять студента на работу. В тот же ряд можно отнести проблему практически отсутствия возможности подработать. Выше перечисленные проблем влекут за собой другие: недоступность многих социокультурных благ и плохие условия для полноценного отдыха. Таким образом, в современной социологии неспроста уделяется большое внимание изучению молодежи. Это обусловлено тем, что в период социально-экономических перемен, которые происходят в обществе, данная социальная группа становится наиболее динамичной, мобильной и активной, характеризующейся быстрой адаптацией к изменяющимся требованиям в обществе. Преобразования общества спровоцировали новые направления в области молодежных исследований, которые затрагивают проблемы адаптации молодежи к новым социально-экономическим и политическим отношениям (проблемы рынка труда, социальную защиту молодежи и молодых семей). Из всех проблем молодежи значительного внимания заслуживает формирование ее системы ценностных ориентации, которая определяет стержень личности и влияет на содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придает смысл и направление общественной позиции молодого человека. 1.2. Противоправное поведение молодежи: понятие, классификация, особенности Одной из наиболее значимых проблем, с точки зрения общественной актуальности, является проблема правонарушаемости молодежи. Правовые нормы, являясь разновидностью социальных норм, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Регулирует эти нормы вся государственной системой. Противоправное поведение, в сущности, направлено на дестабилизацию порядка - основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. В связи с чем этот вид отклоняющегося поведения на сегодняшний день считается одним из самых опасных для социума [8, с. 31]. Применительно к противоправному поведению используются разнообразные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его в большинстве случае определяют как делинквентное поведение, под которым понимаются действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Такую личность называют делинквентной или делинквентом. На сегодняшний день особо очевидной становится общественная значимость обсуждения проблем непосредственно делинквентного поведения молодежи как одного из видов девиантного поведения. Это обусловлено происходящими преобразованиями форм проявления делинквентного поведения, увеличением преступности среди данной возрастной категории, снижением возраста совершения правонарушений молодыми людьми, ростом численности совершаемых ими тяжких преступлений. Исследование и устранение причин, благодаря которым происходит распространение делинквентного поведения среди молодого поколения, внедрение новых, соответствующих времени социальных технологий профилактики рискованного поведения является в настоящее время острой необходимостью [1, с. 870]. Итак, под делинквентным поведением понимают повторяющиеся, асоциальные по своей направленности проступки молодых людей, которые складываются в определенный стереотип действий, нарушают правовые нормы, при этом не влекут уголовной ответственности по причине ограниченной опасности или недостижения возраста уголовной ответственности. При этом, достигая совершеннолетия, делинквентная личность автоматически становится криминальной [13, с. 66]. Делинквентное поведение молодежи необходимо рассматривать как особый вид социальной девиации, значительно и принципиально выходящий за рамки отклонения от поведенческой нормы. В то же время немаловажно различать характер и обусловленность «отклонений неведения» и «сознательных отклонений». В том случае, если молодой человек не осознает неправомерности своих действий, это в большей степени ставит вопросы о сформированности его правового сознания, об условиях социализации, о роли общества, актуальной социальной среды. Если же неправомерность и преступность поведения для него ясна, то появляются вопросы касательно субъективного видения ситуации данного поведения и поведенческой модели, исповедующейся человеком. В таком контексте нужно по-новому поставить методологически значимые проблемы типологии девиантного, криминального и делинквентного поведения, характеристик их разновидностей [19, с. 74]. Если обратиться к криминологической литературе, делинквентное поведение рассматривается как типично молодежное правонарушение, что указывает на достаточно высокий уровень совершаемых несовершеннолетними правонарушений, которые подлежат судебному и административному преследованию. Среди социальных оснований противоправного поведения молодых людей выделяют фрустрацию базальных потребностей, отвергающее или враждебное отношение матери к ребенку, начиная с младенческого возраста, усвоенные паттерны поведения, педагогическую запущенность, трудности социальной адаптации в коллективах, сочетающиеся часто с поисками признания в альтернативных асоциальных группах, одобряющих агрессивное поведение. В качестве мотивов, побуждающих к противоправным действиям, можно выделить: * стремление немедленно получить удовольствие, самоутвердиться; * стремление к комфорту или приобретению высокого социального статуса; * оппозиционное поведение; * поведенческие стереотипы; * агрессия и садистские наклонности; * следование социальным стереотипам и традициям; * потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение; * стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели) [25, с. 30]. В связи с тем, что существует много разнообразных общественных правил, появляется немалое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации разных форм такого поведения является междисциплинарной. Согласно социально-правовому подходу все противоправные действия бывают насильственные и ненасильственные (корыстные). А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова исследовали социально - психологическую шкалу правонарушений, согласно которой есть антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные действия [4, с. 75]. Социологи среди молодых людей, совершивших правонарушения, выделяют следующие три типа: * последовательно-криминогенный ? криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно детерминировано специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта; * ситуативно-криминогенный ? нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в существенной степени являются следствием неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; совершаются преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения; * ситуативный тип ? незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, которая возникает не по вине индивида; стиль жизни таких молодых людей характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний. [10, с. 63] Противоправные формы поведения имеют свою специфику: 1. Это один их наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности (круг деяний, которые признаются преступными, разный для разных государств, в разное время); 2. Такое поведение регулируется в основном правовыми нормами, такими как закон, нормативный акт, дисциплинарное правило; 3. Считаются одной из наиболее опасных форм отклоняющегося поведения (несут угрозу основам социального устройства ? общественному порядку); 4. Противоправное поведение активно осуждается и наказывается в любом обществе (регулируется специальными социальными институтами); 5. Противоправное поведение представляет по своей сути конфликт между личностью и общественными интересами [7, с. 49]. Таким образом, проблема противоправного поведения молодежи сложна и многоаспектна. В научной среде нет согласованной точки зрения, как по факторам генезиса противоправного поведения, так и по наиболее эффективным направлениям преодоления сложившейся проблемной ситуации. Положение осложняется и тем, что проблема противоправного поведения молодежи находится в междисциплинарной области научного познания, из-за этого временами появляются конфликты методологий, несогласованность в оценке ключевых теоретических и эмпирических категорий познания. Данный факт не только затрудняет научный анализ, но и отрицательно влияет на эффективность практики социального управления. 1.3. Социальная диагностика противоправного поведения молодежи Социология молодежи в отечественной гуманитарной традиции занимает одно из центральных мест. Накопленные за прошедшие годы знания, общественное признание ряда научных школ, образование профессионального сообщества способствовали изучению множества аспектов, связанных с жизнедеятельностью этой групп. Социальная диагностика применяется как система поэтапного изучения процесса или явления (в нашем случае, преступности) с применением различных методов сбора и анализа данных, результатом которого является выделение типичных характеристик и причин указанных форм отклоняющегося поведения с целью принятия практических рекомендаций по их минимизации [3, с. 39]. В мире в настоящее время активно применяются около 50 методик, которые ориентированы на решение разнообразных задач. Данные методики помимо прогнозирования рецидивов противоправного поведения после отбывания наказания, также широко оценивают факторы, оказывающие влияние или могущие воздействовать на молодого человека – семью, социальную ситуацию, прошлый опыт, психические и физические заболевания, т. е. все то, что определяет всю его жизнедеятельность в дальнейшем [5, с. 30]. На сегодняшний день одним из самых распространенных методов диагностики выступает тестирование. Также для выявления склонности к противоправному поведению у молодежи существуют различные анкеты, карты наблюдений, планы, схемы для сбора первичного материала, анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт. К примеру, Карта наблюдения педагогов за проявлением девиантного поведения выделяет в их поведении теоретически допустимые проявления и формы девиантного поведения с помощью явных, внешне представленных «отрезков» их поведения. Вопросы предусматривают анализ по следующим направлениям: отклонения в нравственной сфере личности; делинквентное поведение; аддиктивное поведение; поведение с отклонениями в сексуальной сфере; аффективное и агрессивное поведение. Каждый блок содержит по 10 вопросов [14, с.43]. Развитие инструментов оценки поведенческих рисков имеет свою историю. Первое поколение данных методик было нацелено на описание максимально широкого круга показателей, приближающегося к клинико-анамнестическому описанию. В качестве основы таких методик выступал набор суждений, которые врачи в своей повседневной практике применяли для описания делинквентных подростков. При вынесении оценок или прогнозе рецидивов отклоняющегося поведения врачи полагались, прежде всего, на инстинктивное чувство или интуитивное предчувствие. Оценки при этом выражались в неструктурированном клиническом заключении. Все-таки отдельные суждения о различных сторонах жизни молодого человека не давали возможности судить об уровне риска в его поведении в целом. Поэтому дальнейшее совершенствование инструментов оценки представлялось необходимым и логически обоснованным, в результате чего появились методики, которые основывались на статистической связи между оценкой рисков, полученной посредством данного инструмента и вероятности повторного правонарушения. Такой подход, называемый актуарным, поскольку был заимствован из страховой практики, состоит в том, что оценка опирается на узкий круг легко фиксируемых и статистически обоснованных показателей, например, доходы семьи, уровень образования и т. д. Такие методики разрабатывались на основе эмпирических процедур, в которых элементы модели выбираются и статистически взвешиваются по отношению к основному критерию, например, насилию. Основной задачей этих методик было определение уровня риска и выбор соответствующих санкций или мер надзорного характера. К настоящему времени широкое использование получили методики третьего поколения, в которые стали учитывать не только статические, но и динамические факторы, такие как проблемы взаимоотношения со сверстниками или проблемы с успеваемостью в школе. Таким образом, появилась возможность следить за изменениями в поведении молодых людей в долговременной перспективе, сравнивая его оценки, полученные в разное время [16, с.38]. Начало исследований противоправного поведения связано с такими именами таких ученых, как Э. Дюркгейм, Р.К. Мертон, М. Вебер, П. Сорокин. В России в послереволюционный период осуществлялись теоретические разработки и практические исследования по изучению проблемы преступности. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как М. Гернет, А. Жижиленко, В. Утевский, а также статистические данные того периода, которые подтверждают степень изученности многих проявлений социальных отклонений: алкоголизма, проституции, детской беспризорности, преступности и рецидивов [6, с. 87]. Социологические исследования социальной девиации и преступного поведения возобновились лишь в 60-е годы (В. Афанасьев, Я.Гилинский, А. Здравомыслов, И. Маточкин). При этом приоритет в исследованиях на протяжении долгого времени принадлежал криминологам, психологам, юристам, педагогам. Социологические и социально-философские исследования были второстепенны. Формирование современного знания о молодежной преступности происходило под влиянием работ В. Кудрявцева, Г. Аванесова, С. Бородина, Н. Кузнецовой. В 80–90-е годы наблюдается тенденция комплексного исследования проблемы преступного поведения и правосознания молодежи. К примеру, А. Ивлев изучает роль социальных институтов общества в формировании правового сознания молодежи, И. Батку и Е. Мартынчик аргументируют необходимость социально-правового регулирования в процессе преодоления антиобщественного поведения подростков, С. Арзуманян исследует влияние микросреды на формирование правосознания подростков с социальными отклонениями. В докторских диссертациях К. Игошева и С. Плаксия выявлена мотивация преступного поведения молодежи, а также социальные механизмы, обуславливающие в совокупности преступное поведение молодых людей. В кандидатской диссертации А. Корнеева анализируются особенности межличностных отношений в криминальной среде и их воздействие на правосознание молодежи. Различные аспекты взаимосвязи правосознания и антиобщественного поведения исследуются в работах В. Афанасьева, И. Маточкина, Н. Мансурова, Т. Татитдиновой, Т. Царевой. Стоит отметить, что в конце 80-х и в 90-е годы в советской и постсоветской социологии и криминологии начинает активизироваться изучение неформалов и молодежных группировок. Исследователи феномена поведения молодежных группировок, специфического способа их адаптации к жизненным условиям западного мира, а также социологический анализ среды были произведены социологом Р. Мертоном. Он дал характеристику «безнормативности» как нормы современного общества, которая провоцирует ненормативную адаптацию молодых – преступление в составе группы. Изучению молодежных группировок посвящены работы Ф. Трешера, Л. Яблонского, Р. Гловарда, Л. Олина. В качестве цели социальной работы государство и законодатель выделяют формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм их противоправного поведения. В нынешнее время в российском законодательстве существуют предпосылки для возникновения системной общегосударственной технологии социальной работы с детьми группы риска [20, с. 95]. Таким образом, есть ряд социологических концепций противоправного поведения. Социологический подход к правонарушениям предполагает выявление их природы, причин и механизмов воспроизводства и функционирования, взаимосвязей с исторически детерминированными общественными процессами, а также путей их преодоления. В большинстве случаев ученые, изучающие отклоняющееся поведение, широко используют такие социологические методы, как опросы, наблюдения и эксперименты. Выводы по 1 главе Существуют разные варианты определения понятия «молодежь», включающие понимание её как большой социально-демографической группы, проходящей стадию социализации, формирования ценностных ориентаций, характеризующуюся присущими ей психолого-физиологическими особенностями и субкультурой и «примеряющей» различные социальные роли. Как правило, молодежью считают поколение людей с активной жизненной позицией, которые проходят стадию становления социальных ролей, усваивают главные общеобразовательные, профессиональные и другие функции, а также подготавливаются обществом к усвоению и выполнению этих ролей. Границы молодости устанавливают от 14 до 30 лет. К определённой части молодежи относится студенчество, представляющее собой социально-профессиональную группу. Под противоправным поведением понимается поведение, характеризующееся асоциальной, противоправной направленностью, что проявляется в действиях или в бездействии и неизменно наносит вред отдельным людям и социуму. Преступное поведение представляет собой структурную часть девиантного поведения. Отклоняющееся поведение, связанное с нарушением правовых норм, уточняется через введение понятия делинквентность. Среди социальных факторов противоправного поведения можно выделить две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа - это непосредственное окружение человека, прежде всего семья, друзья, коллеги по учебе и работе и др. Развитие социальной диагностики противоправного поведения молодежи имеет свою историю. Существует ряд социологических концепций, определенным образом трактующих механизмы противоправного поведения. Эти концепции в отличие от биологических и социологических объяснений делают акцент не на индивидуальных качествах делинквента, а на тех социальных условиях, которые порождают у него мотивацию к отклоняющемуся поведению. В настоящее время с помощью используемых методик есть возможность спрогнозировать рецидивы противоправного поведения, а также исследовать факторы, оказывающие влияние на поведение молодого человека. Опыт применения этих методик постоянно обобщается, методики совершенствуются, специализируются под частные задачи, периодически уточняются их оценочные нормы. Глава 2 Диагностика противоправного поведения молодежи 2.1. Характеристика метода исследования Эмпирическое исследование с целью выявления склонности к противоправному поведению было проведено в марте 2018 года на базе. В исследовании приняли участие 20 студентов 1 курса, из них 11 юношей и 9 девушек. Исследование проводилось на основе следующих методик: 1. Анкета. Анкета состояла из 11 вопросов (приложение 1), направленных на исследования отношения студентов к противоправным действиям, а также выявление факторов, которые могут влиять на склонность к противоправному поведению; 2. Диагностика элементов проявления девиантного поведения у студентов 1 курса осуществлялась с помощью методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А.Н. Орла, которая является стандартизированным тест–опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения. На первом этапе разработки методики утверждения, включенные в шкалы СОП, подбирались исходя из концепции методики, с учетом мнения экспертов - клинических психологов, исходя из представлений о специфических особенностях структуры девиантного поведения подростков. При формировании списка утверждений базовым являлся вариант методики, ориентированный на мужскую популяцию. При создании варианта опросника, ориентированного на женскую часть популяции, часть этих утверждений переформулировалась с учетом особенностей женской популяции, также были добавлены новые утверждения. Пункты, вошедшие в состав шкал методики, подбирались как из уже существующих психодиагностических методик, так и формулировались самими разработчиками опросника. Значительная часть утверждений, отобранная из уже существующих психодиагностических методик, была переформулирована таким образом, что....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: