VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Содержание и создание научно-популярных передач на современном телевидении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008093
Тема: Содержание и создание научно-популярных передач на современном телевидении
Содержание
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ





Факультет Филологический

Кафедра массовых коммуникаций







КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ

«Содержание и создание научно-популярных передач на современном телевидении»











                                                       Выполнила:

Студентка группы ФЖБ-41,

Гаврилова Алина

						



	Научный руководитель:

Доктор филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций,

Гегелова Наталья Сергеевна

				







































Москва 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

1.1.  История популяризации науки на отечественном ТВ

1.2.  Характеристика состояния познавательных программ современного телевидения России

Глава II. ОСОБЕННОСТИ  СОЗДАНИЯ И НАПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОГРАММ 

2.1. Принципы научной популяризации как основа создания образовательных программ

2.2. Структура и жанры научно-популярных передач и фильмов на отечественных каналах

2.3. Перспективы развития популяризаторских передач на современном телевидении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ























ВВЕДЕНИЕ

Современное общество все дальше продвигается в своем развитии. XXI век – это век беспрецедентного научно-технического прогресса. Темпы движения науки нарастают с каждым днем. И чем больше наука движется вперед, тем шире, сильнее и глубже становится разрыв между наукой и обществом. Технологическое развитие уже довольно давно опережает социальное.  Именно поэтому сейчас все большее значение имеет поиск способов повышения уровня информирования общественности о последних достижениях науки и передовых исследованиях ученых. Популяризация науки сейчас является одной из ключевых задач в просвещении и образовании населения, которые ставят перед собой ведущие мировые державы. 

Развитие мультимедийных технологий, их активное применение в  жизни,  способствовали появлению новых форм создания и распространения информации. Однако, по-прежнему, одним из главных каналов популяризации научных знаний является телевидение. 

Основным содержанием данной работы является исследование современного российского научно-популярного телевидения и выявление специфики наполнения и создания научно-популярных телевизионных программ.

Актуальность исследования: после бурного расцвета научно-популярных программ на советском телевидении последовал период рецессии. Современному российскому телевещанию было необходимо заново создать систему научно-популярного телевещания. На данный момент высокий уровень социальной значимости популяризации науки обуславливает необходимость изучения особенностей содержания и создания программ, рассказывающих о науке, для более качественного выполнения задачи продвижения научной мысли среди населения.

Объектом исследования является научно-популярное телевидение как совокупность научно-популярных программ и фильмов на отечественных федеральных и специализированных каналах.

Предметом исследования является содержание программ и фильмов, популяризующих науку.

Цели и задачи исследования

Изучить историю отечественного научно-познавательного телевидения;

Провести всестороннее исследование современных российских научно-популярных передач;

Определить принципы создания познавательных программ;

Охарактеризовать структурное и жанровое своеобразие современного научно-популярного ТВ;

Выявить оптимальные формы присутствия научной тематики на отечественном экране;

Обозначить перспективы развития популяризаторских программ на отечественном ТВ.
















Глава I. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

1.1.  История популяризации науки на отечественном ТВ

Со второй половины XX века произошел переход на принципиально новый уровень подачи информации. Ознаменовало этот переход появление телевидения. С момента своего зарождения телевещание начало приобретать повсеместный характер, поэтому неудивительно, что именно этот коммуникационный канал активно использовался отечественными популяризаторами для продвижения научной мысли в массы. Первой учебной передачей на советском телеэкране считается лекционный курс «Автомобиль» студии «Техфильм», который транслировался в Москве еженедельно в январе-мае 1955 года. В конце 50-х – начале 60-х годов каждая вновь открытая советская телестудия считает своим долгом делать познавательные передачи для школьников. Выделяется три этапа становления научно-популярного телевидения в нашей стране.

Этап первый. Он непосредственно связан с появлением в 70-е годы в сетке вещания передач, созданных Главной редакцией научно-популярных и учебных программ. В это время на Третьем Центральном канале был создан отдельный комплекс образовательных передач. В годы своего расцвета объем вещания III программы достигал 12-13 часов. Со сдачей в эксплуатацию Останкинского телецентра программу стала смотреть Московская область. С 1965 года, после создания Главной редакции учебных и научно-популярных программ, Центральное телевидение из года в год расширяло объемы своего вещания и к 1977 году оно достигало 16 часов в сутки, кроме летнего 

периода. И так как вещание Третьего канала принималось большой частью населения, то и степень популярности у этих передач была высока. 

В тот период программы делились на культурно-просветительские и учебные. Учебные программы создавались с целью применения в учебных классах, во время занятий, или факультативно, в дополнение к учебному плану. Культурно-просветительские программы, в свою очередь, создавались с ориентацией на массового зрителя, который хотел бы приумножить свои знания и обогатить кругозор. Данный вид программ не предназначался для  систематического обучения, а создавался лишь для расширения и дополнения уже имеющихся знаний. 

В начале 80-х российское телевидение имело несколько рубрик, посвященных текущим проблемам науки («Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная»), а также прикладным аспектам научных достижений (дискуссии – «Новаторы и консерваторы», конкурсы – «Ярмарка идей», разбор проектов и наработок рационализаторов и изобретателей – «Это вы можете»). На тот момент Центральные телеканалы еще не имели конкурентов, а рейтинг не выступал ни двигателем, ни душителем творчества.

Этап второй. На данном этапе начала происходить децентрализация телевещания. В тот период в нашей стране создается ряд муниципальных и частных компаний. Они, наравне с государственными каналами, создают и выпускают ряд своих научно-популярных передач. Но из-за того, что доминирующей целевой аудиторией таких программ являются дети, школьники и студенты, социальные группы, которые не зарабатывают, а значит не тратят деньги на рекламируемые продукты, образовательное телевидение лишается рекламного источника финансирования. В связи с этим научно-популярное телевидение вынужденно было решать воспитательные и образовательные задачи в условиях жесткой нехватки материальных ресурсов. В связи с этим возникает дилемма между коммерческими интересами и социокультурной функцией телевидения. Чаще всего эта дилемма решается в сторону коммерческой выгоды.

После распада СССР, в связи с переходом в другую экономическую и политическую формацию, государство прекращает свое финансирование учебных и просветительских проектов на телевизионных каналах. Произошла коммерциализация эфирного пространства. Из-за долгой государственной монополии на телевещание, отечественные передачи оказались не готовы к борьбе за инвесторов и стали проигрывать более коммерчески успешным продуктам зарубежного производства.  Отечественный учебный контент потеснили чисто развлекательные передачи, а также зарубежные культурно-просветительные программы: английские «Восхождение человека» и «Цивилизация», выпуски Национального географического общества США. После появления спутникового ТВ появилась возможность принимать «Дискавери», «Энимал плэнет» и другие зарубежные образовательные каналы. Позиции отечественного научно-популярного телевидения особенно снизились после закрытия «Российских университетов». И потеряв свою аудиторию, такие передачи были вынуждены уходить из эфиров. Только немногие сумели остаться на плаву в информационном постсоветском пространстве. Однако и они теряли свою аудиторию, так как им приходилось кочевать с одного канала на другой, подстраиваясь под интересы коммерческих служб, и постоянно менять время выхода в эфир. Тенденцию удалось остановить только в 1997 году, когда был создан новый государственный телеканал «Культура». Однако сложная конкурентная среда показала отечественному телевидению необходимость трансформировать способы и формы подачи информации, чтобы соответствовать новым, современным потребностям телезрителя. 

Третий этап, современный этап научно-популярного телевидения. Этот период характеризуется выходом научных и образовательных программ на местные, региональные и муниципальные телеканалы. Данный период связан с появлением новых возможностей продвижения и распространения науки среди массовой аудитории. Широкий охват аудитории системой Интернет, методы дистанционного обучения и мощная компьютеризация учебных заведений – все это способствует увеличению потенциала отечественной учебной телевизионной продукции. Поскольку новые методы – это не только новые перспективы, но и новый шаг в совершенствовании средств визуализации информации.

1.2 Характеристика состояния познавательных программ современного телевидения России

На протяжении последнего десятилетия в России наблюдается возрастающий интерес к возрождению научно-популярного вещания. Ведь для современного информационного общества характерно увеличение роли своевременного получения данных о развитии и состоянии современной науки и информационных технологий. А учитывая возросшую социальную ответственность СМИ, и прежде всего телевидения, мы наблюдаем поиск форм и методов взаимодействия и поддержки системы культуры и образования.  

Однако в настоящее время для российского научно-популярного телевидения существует проблема общедоступности каналов, просмотр которых ограничен рамками вещания. Специализированные каналы не входят в список федеральных и доступны зрителю только при подключении кабельного или спутникового телевидения. Исключение составляет телеканал «Культура», в рамках которого осуществляется показ научных и документальных фильмов чаще, чем на других федеральных каналах. Но стоит отметить, что телеканал «Культура» в приоритет выдвигает прежде всего художественную направленность – книги, кино, театр. 

Хотя нельзя отрицать, что другие федеральные каналы также стараются включить в сетку своего вещания передачи научной направленности. Доминирующее положение в данном сегменте занимают передачи географической тематики, такие как: «Их нравы» на НТВ, «Непутевые заметки» на Первом и др. Однако стоит сказать о несоблюдения баланса научности и популярности в таких программах. Рассказ о различных местах в них носит иронически-аналитический характер и основывается в основном на впечатлениях самих журналистов, а не исторических или документальных фактах. 

Современная научно-популярная журналистика, как и телевидение в целом, подвержена влиянию коммерциализации, в связи с чем имеет ряд особенностей:  

1.  Драматизация  сюжета,  которая заключается  в  превращении  медийной продукции  в  шоу,  своего  рода  спектакль. Программы в первую очередь апеллируют к эмоциям зрителей и только во вторую очередь реализуют просветительскую задачу. 

2.  Персонификация,  при  которой информация  преподносится  с  точки зрения одного человека, через частную историю,  на  основе  которой  делаются обобщения.  Персонификация  также проявляется  в  выборе  ведущих  и  героев  программы:  популярность  ставится выше  профессионализма.  Таким  образом, личная жизнь человека — героя программы выносится на передний план. 

3.  Бытовизация  телевизионной  реальности, проявляющейся в обилии потребительской информации.

В настоящее  время процесс  включения  российской  государственной  власти  в  возрождение  научно-популярного  телевидения  происходит  медленными  темпами.  Тем  не  менее,  попытки оказания различных форм поддержки направлению предпринимаются, и это позволяет надеяться  на  оптимизацию  его  развития  в  будущем.  Также  выделяются  следующие проблемы популяризации науки в современных российских масс-медиа: безразличное отношение к науке значительной части журналистов; сложность в освоении искусства научной  популяризации;  неразвитость  системы  образования  научных  журналистов; коммерческая  нестабильность  научно-популярных  проектов;  недостаточная  степень общественной  заинтересованности  в  развитии  популяризации  науки;  ограниченность государственной поддержки данной сферы

Эта проблематика усиливается тем обстоятельством, что образование как система переживает сегодня глубокий кризис. Этот кризис обусловлен не столько внутренними, «отраслевыми» проблемами, сколько теми изменениями, которые происходят в России, да и во многих странах.



















Глава II. ОСОБЕННОСТИ  СОЗДАНИЯ И НАПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОГРАММ 

2.1. Принципы научной популяризации как основа создания образовательных программ

Предметом изложения в научно-популярном телевидении является информация о передовых достижениях в науке и технике, а также объяснении фундаментальных основ функционирования науки. Как мы все понимаем, данный предмет является сам по себе очень специфическим. Ученые и инженеры годами учатся и работают, чтобы понимать принципы и закономерности существования современной системы познания мира. А журналисту, не имея специального образования, необходимо не только самому разобраться в предмете повествования, но и легко и доступно объяснить его зрителям. 

Необходимыми условиями создания программ для популяризации являются:

1. Доступность изложения (для каждой аудитории произведения учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность может достигаться 2-мя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а если в программу включены абстрактные рассуждения, то они должны быть подтверждены фактическими данными).

2. Описание фактов науки при помощи сравнения с известными зрителю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Средства конкретизации облегчают восприятие научной информации. Восприятие новых знаний достигается легче, когда зритель идет тем же путем, что и  исследователь (важно воссоздать процесс научного поиска). Важно достичь слияния черт, свойственных как научной работе, так и художественному произведению: живость повествования, удачные сравнения, позволяющие найти знакомое в неизвестном.

3. Занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие ведущего или ученого, авторские отступления (о его позиции по данном вопросу).

4. Эффект непосредственного общения ведущего или ученого со зрительской аудиторией (с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений.

Еще сравнительно недавно научно-популярное телевидение адресовалось большей частью зрителю, не имеющему систематического образования. Авторы научно-популярных передач при изложении научного материала шли по пути упрощения, приводили возможно больше элементарных понятий из физики, химии, астрономии, математики, геологии, биологии и других наук, которые являются базовыми для естествознания и техники, и давали им популярное толкование. В современных условиях задачи научной популяризации расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился потребитель. Проблемы современной науки и техники в широком плане теперь  интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.

Вместе с тем очевидно, что невозможно создать единое для всех научно-популярное телевидение. Следовательно, редактору необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп зрителей.

2.2. Структура и жанры научно-популярных передач и фильмов на отечественных каналах

Для более четкого понимания особенностей научно-популярного телевидения, необходимо видеть разницу между учебной, образовательной и научно-популярной передачами.

Учебная телепередача, фильм — это изготовленная средствами телевидения часть наглядных пособий для изучающих ту или иную научную дисциплину в рамках существующих учебных программ школы, вуза, системы повышения квалификации.

Учебные передачи и телефильмы создаются в помощь лицам, систематически изучающим ту или иную научную дисциплину в объеме существующих учебных программ. Эти фильмы, в отличие от научно-популярных и хроникально-документальных, рассчитаны не на универсальную, а на специальную аудиторию с обязательным использованием методических указаний при подготовке сценариев.

Образовательная телепередача — это телепрограмма, обновляющая и углубляющая знания телезрителя, имеющая самостоятельное значение в системе конкретных знаний в той или иной области науки, культуры, производства, искусства, социальной жизни. Образовательная телепередача ведет зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, основанной на логике и истории научного познания.

Научно-популярные передачи, телефильмы, в отличие от учебных и образовательных, имеют своей задачей пропаганду классических и новых достижений и открытий науки и техники, строятся на основе оригинального сценария с привлечением в качестве участников (консультантов) специалистов определенной отрасли знаний.

Задачи научно-популярного телевидения широки и разнообразны. Оно призвано информировать о наиболее важных событиях в мире науки и техники; пропагандировать новые методы организации производства, новейшие научные достижения; организовывать борьбу за новые научные идеи, направления, изобретения; просвещать и обучать (учебное телевидение); воспитывать эстетические вкусы (программы о музыке, литературе, театре, живописи и т. д.); развлекать (занимательная информация, викторины, передачи о путешествиях, научных сенсациях.); формировать личность комплексно.

Главная цель научно-популярного телевидения — формирование у зрителей научной картины мира, научного мировоззрения.

В современной науке идет активный процесс интеграции научных дисциплин. Возникают междисциплинарные науки (кибернетика), пограничные дисциплины (нейрокибернетика, психолингвистика, физиологическая психология, математическая логика и т. д.). Происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Научно-техническая революция выдвигает на первый план целый ряд проблем и среди них — проблему личности, управляющей процессами производства, экономики и т. д. Личностный подход в телепередачах на научные темы должен проявляться ярко и активно.

Телевидение принимает активное участие в пропаганде научно-технических достижений. Все, что может принести пользу производству — новинки отечественной и зарубежной науки и техники, научные труды, расширяющие кругозор, поднимающие культуру и квалификацию кадров, — находит отражение в передачах научно-популярного телевидения.

Содержанием научно-популярных телевизионных передач становится раскрытие сущности таких составных частей современного научно-технического прогресса, как внедрение в решающие области производства новых технических принципов, материалов и технологических процессов; создание новых отраслей промышленности: электронной, атомной, синтетических материалов; дифференциация и интеграция наук.

«Но при всем значении массовой пропаганды науки нельзя отождествлять науку с рассказом о ней… — говорит известный популяризатор науки, ведущий телепередачи «Очевидное — невероятное» профессор С.П. Капица. — Нельзя заменить изучение науки чтением журнала «Наука и жизнь», и не надо думать, что, просматривая передачи о науке, можно чему-нибудь конкретно научиться. Учить людей все-таки надо по-старому — по книгам, лекциям, в лабораториях, путем личного контакта людей, используя ТВ в лучшем случае как вспомогательное средство». «Прикладные» вспомогательные функции научно-популярных передач сводятся к следующему:

1. Функция распространения технической информации.

2. Функция формирования общественного мнения в связи с решением актуальной научной проблемы. Такова, например, проблема защиты окружающей среды от вредных выбросов промышленности. Академик И.В. Петрянов-Соколов, неоднократно выступавший в передаче «Наука сегодня», придерживается мнения, что никакие экстренные защитные мероприятия, никакие самые совершенные очистные сооружения и устройства недостаточны для решения этой проблемы. Для этого нужно, чтобы в сознании всех, от кого зависит принципиальное изменение технологии промышленного производства, произошел перелом, чтобы ученые, специалисты, рабочие, администраторы прониклись идеей о необходимости создания новой технологии.

3. Функция просветительская, заключающаяся в том, что научно-популярные передачи типа «Наука сегодня», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье» и другие расширяют кругозор той части зрителей, которые специально не занимаются этими проблемами.

В пропаганде актуальных научных проблем особое значение имеют передачи, связанные с освоением космоса. Опыт работы отечественного телевидения по освещению совместных полетов космонавтов разных стран обогатил научно-популярное телевидение новыми формами распространения научных знаний.

Научно-популярная пропаганда средствами телевидения во многом связана с особенностями восприятия человеком научной информации. Так, для освоения знаний, особенно естественно-научных, человек должен научиться мыслить понятиями, в то время как телевидение имеет свойство распространять информацию образами. Поиск и создание оптимального сочетания понятийного и образного способов пропаганды науки и есть, по существу, творческий процесс создания научно-популярной телепередачи. Поиск сочетания обоих способов научной информации по телевидению ведет и к особому виду монтажа передачи, который подчиняется логическим законам последовательного изложения научных данных с присутствием элементов эстетического и эмоционального начал. Эти особенности концептуального характера лежат в основе определения жанров научно-популярных передач.

На ранней стадии развития научно-популярное телевидение имело дело только с материалом научных и художественных произведений. По мере своего развития оно получило возможность освещать ход научных экспериментов, причем не только в земных лабораториях, но и в космосе. Каждый комментарий, сопровождающий такую телепередачу, становится первым этапом в осмыслении того или иного события, открытия в науке. Телевидение позволяет ученому-комментатору широко использовать диаграммы, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы, слайды, фотографии, плакаты, причем с укрупнением деталей, имеющих порой решающее значение для понимания проблемы в целом.

К специфическим изобразительным средствам научно-популярного телевидения относятся исследовательская съемка, нередко с помощью микроскопа, динамичные и статичные диаграммы, реконструкция факта, инсценировка.

Одним из наиболее распространенных жанров научно-популярного телевидения является беседа. Беседа в телестудии, в лаборатории научно-исследовательского института может происходить как между двумя-тремя учеными, заинтересованными в решении общих проблем, так и между ученым (учеными) и научным комментатором, журналистом, который свою главную задачу должен видеть в том, чтобы добиться максимума популярности в изложении материала. Если из самого существа ответов ученых вытекает потребность разъяснить сложную проблему, то такую беседу можно иллюстрировать кинокадрами, схемами, мульткадрами.

Научно-популярное телевидение использует различные жанры: репортаж из лаборатории, цеха, интервью с учеными и др. Широко применяется жанр телевизионной экскурсии с участием специалиста. Телеэкскурсии по залам музеев, выставочным залам, памятным местам дают возможность миллионам людей увидеть сокровища русского зодчества, духовной и материальной культуры.

Показ того или иного исторического факта, воссоздание образов героев художественных произведений могут быть осуществлены с помощью научно-популярной инсценировки, которая должна быть решена так, чтобы не нарушалась достоверность и документальность самой передачи, а ведущий (ученый или другие участники — специалисты по исследуемой проблеме) не должен общаться с актерами. Ведущие могут комментировать инсценировку, излагать данные, отталкиваясь от нее, но не «соучаствовать» в ней. Литературный сценарий такой передачи должен предусматривать не только драматургию инсценировок, но и образно-осмысленное, достоверное сочетание художественных элементов передачи с выступлениями подлинных ее участников — ученых, специалистов народного хозяйства.

Научно-популярный телефильм в отличие от хроникально-документального имеет своей задачей пропаганду достижений, открытий науки и техники, строится на основе оригинального сценария с привлечением в качестве участников (консультантов) специалистов определенной отрасли знаний. Заметим, что неправильно было бы относить подобные передачи, построенные в форме теледрамы, к жанру художественных, а не научно-популярных программ. Определяющим признаком при этом является не форма, не средства, а прежде всего содержание, предмет передачи и авторская задача. Если в целях популяризации научной проблемы используются приемы художественного телевидения, передача все равно остается научно-популярной.

Интересным жанром научно-популярной передачи является викторина — ответы на вопросы в форме игры. Структура этого жанра открывает широкие возможности для пропаганды научных знаний. Викторина состоит из вопросов и ответов, т. е. представляет собой развлечение, участвуя в котором зритель расширяет свой кругозор. Немаловажным достоинством ее является то, что она пробуждает активность аудитории, способствует развитию любознательности, стимулирует самостоятельные поиски в той или иной области знания. Все это создает благоприятную почву для научной популяризации.

Телевикторина или телеконкурс — художественно-публицистическая, сложнокомпозиционная и многожанровая передача, основанная на импровизации и игровых элементах, с использованием кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, иногда с домашними заданиями зрителям. Основой создания телевикторины являются литературный сценарий (сценарный план) и режиссерская разработка как передачи в целом, так и отдельных ее компонентов.

В связи со сложностью современной науки популярное изложение ее достижений в различных областях весьма затруднительно, поэтому здесь особую роль начинает играть форма, жанр передачи или фильма.

По мере развития журналистики в печати, радиовещании, а затем и на телевидении возникло новое осмысление понятия жанра научной популяризации. Но какие бы коррективы не вносила жизнь в определение этого понятия, всегда действует одна закономерность: единство содержания и формы при ведущей роли содержания.

Например, если в научно-популярной передаче используются элементы теле драмы, привлекаются актеры, фрагменты художественных фильмов, то от этого передача не перестает быть научно-популярной. В чем же принцип деления на жанры? Главный принцип — характер изображения жизненного процесса, уровень его сложности, степень проникновения во внутренний мир человека.

Жанровое разнообразие научно-популярной телевизионной программы основывается на тематическом, научном разнообразии: прежде всего оно вытекает из содержания передач, которое единственное и может подсказать оригинальную форму подачи материала о новостях науки с целью достижения максимальной эффективности той или иной передачи, фильма, научно-популярного вещания в целом.

В годы перестройки научно-популярное телевидение пробрело новые черты: больше внимания стало уделяться не только фундаментальным, но и прикладным наукам, проблемам внедрения научных достижений, открытий и изобретений в жизнь. Среди таких передач интерес зрителей завоевал цикл «Новаторы и консерваторы», включающий содержательные дискуссии, иллюстрированные богатым изобразительным рядом. Этим же целям служит передача «Это вы можете», отмеченная за свою массовость и высокую результативность, за жизненную силу соревновательности и постоянный поиск нового премией, а также передачи цикла «Ярмарка идей», которые готовятся в жанре телеконкурса и состязания зрителей.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что политические, социальные и экономические интересы нашего общества, подготовка и переподготовка кадров для всех областей жизни требуют интенсификации процесса воспитания и образования населения, пропаганды науки. В условиях современной научно-технической революции интенсификация образования немыслима без широкого, многогранного и органичного участия средств массовой информации в системе распространения научных знаний.

2.3. Перспективы развития популяризаторских передач на современном телевидении

1. Телевидение способно решить многочисленные проблемы отечественного образования, связанные с нехваткой квалифицированных преподавательских кадров в глубинке, недостатком методической и учебной литературы. Но, к сожалению, за последние годы в нашей стране не создано ни одной образовательной программы, ни одного учебного фильма. А те передачи, которые были сделаны пять-десять-пятнадцать лет назад, во многом уже не соответствуют современным требованиям. 

2. Распространение утилитарных знаний, прикладных наук для родителей, воспитателей, молодежи – от правил поведения за столом, общения между сверстниками до умения заняться домашними делами. 

3. Участие в государственных программах переквалификации кадров промышленности, сферы обслуживания, специалистов в приоритетных областях народного хозяйства, переходящего на регулируемую рыночную экономику. Тем более, что отечественное просвещение с участием телевидения выработало ряд особенностей, которые определяют содержание, методы и специфику его функционирования в системе существующих средств просвещения и воспитания населения. 

4. Телевещание для тех, кто учится, не может заменить или отменить существующие системы образования. Точно так же, как телевидение не отменяет и не заменяет кино, театр, литературу, а только включает 18 некоторые их формы в новые системы коммуникаций, трансформирует, модифицирует, модернизирует их. 

5. Телевидение создано не для замены учителя, а ему в помощь. Никакие успехи в развитии средств массовой информации не в состоянии заменить общение ученика и учителя, их непосредственную, живую беседу. Такая беседа имеет ряд преимуществ, к числу которых относятся возможность непосредственной дискуссии, в ходе которой можно тут же вернуться к трудному разделу темы, способность учителя наиболее полно учитывать возрастные, национальные или иные конкретные особенности аудитории, а также особенности данной местности, привлекая в качестве аргументов примеры из жизни.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1993. Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М., 1982.

Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2001.

Константинова Е. Г. Научно-популярное телевидение: специфика функционирования и перспективы развития. Автореферат кандидатской диссертации. М., 2010



























18.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44