- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Служба экономическая безопасность предприятия в системе построения успешного бизнеса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013882 |
Тема: | Служба экономическая безопасность предприятия в системе построения успешного бизнеса |
Содержание
Служба ЭБ предприятия в системе построения успешного бизнеса СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО БИЗНЕСА И ЕГО АТРИБУТЫ 5 1.2 Факторы обеспечения успешности бизнеса 18 Рассмотрим пример разработки Ключевых Факторов Успеха 21 1.3 Роль организационных структур в построении успешного бизнеса 22 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛУЖБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ГЕНЕЗИС ИХ СТРАИВАНИЯ В СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА 32 2.1. Эволюция понятия «экономическая безопасность» и история служб экономической безопасности 32 2.1 Функциональность службы экономической безопасности в системе построения бизнеса 48 2.3. Планирование деятельности служб экономической безопасности предприятия на базе диверсионного подхода 56 3 ПРАКТИКА РАБОТЫ СЛУЖБЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКА ЕЁ ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА 67 3.1. Анализ деятельности службы экономической безопасности ПАО «ЧЗПСН- Профнастил» 67 3.2 Рекомендации по совершенствованию службы экономической безопасности ПАО «ЧЗПСН - Профнастил» 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82 ПРИЛОЖЕНИЕ 87 1 Введение Актуальность исследования. В настоящее время руководители предприятий все больше сталкиваются с конкуренцией в своей отрасли, отсюда появляется не-обходимость повышения уровня эффективности производства с целью увеличе-ния прибыли, поэтому на производственном предприятии большую роль играют не только его организационная структура и система управления, но и подходы к распределению обязанностей, принципы и задачи создания перспективной орга-низации. Порядок и согласованность в организации наступают тогда, когда эле-менты и процессы находятся в функциональном контакте, обеспечивающем ус-тойчивое положение на рынке и эффективное прогрессирующее развитие. Инно-вации в сфере управления человеческими ресурсами являются стратегически важными на современном мировом рынке. Основной идеей в большинстве совре-менных концепций в сфере управления является активизация человеческих уме-ний и способностей. Это необходимо для инновационной модернизации предпр и-ятия. Основной проблемой руководителя любой организации является овладение искусством управления согласованностью элементов организационной структу-ры. Это означает, что все решения и действия, касающиеся целеполагания и фи-нансов, производства и управления, кадров и стимулирования должны быть взаи-мообусловлены. Понятно, что идеальной согласованности добиться невозможно хотя бы потому, что согласовывать приходится большое число качественных и количественных параметров. При этом важно помнить, что согласованность – это некоторая устойчивость, а условия функционирования постоянно изменяются. Организация теснейшим образом связана с внешней средой, которая формиру-ет её цели, методы конкуренции, стратегию, технологию, масштаб и уровень но-вовведений. Данные ситуационные факторы в значительной степени формируют образ организационной структуры, которую должно принять предприятие для обеспечения своей производственной деятельности. Сегодня в структуре современного бизнеса все чаще появляются подразделе-ния (службы) экономической безопасности. Их необходимость тесно связана с 2 объемами (масштабом) производства и рядом других факторов, которые прихо-дится учитывать при проектировании и построении успешного бизнеса. Безуслов-но, для этого необходимо выявление важнейших атрибутов успешности бизнеса. Это, конечно же, его конкурентоспособность. Она самым тесным образом связана с эффективностью бизнеса – степенью его приспособленностью к выполнению определенных функций в определенных условиях1, способностью наилучшим об-разом удовлетворять растущие потребности взыскательных потребителей на со-временных рынках. Эффективность, как известно, может быть по целям и по средствам2. Для этого слово «effective» в английском языке означает успешность достижения конечной цели, а «efficient» – эффективное распоряжение ресурсами для продвижения к це-ли. В настоящей работе нас в большей степени интересует эффективность по средствам. Эффективность хорошо корреспондируется с корпоративной культу-рой предприятия, которая служит обобщенным (интегративным) индикатором многоканального согласования жизнедеятельности предприятия с внешней сре- дой. Цель работы – выявить роль службы экономической безопасности предпри-ятия в системе построения успешного бизнеса. Задачи исследования: – исследовать теоретические основы успешного (конкурентоспособного) биз- неса и определить его ключевые признаки (атрибуты); – проанализировать генезис (историю) возникновения служб экономической безопасности в современном бизнесе, выявить причины их появления; – исследовать влияние служб безопасности на эффективность и конкуренто-способность современного бизнеса (выявление нежелательных эффектов функ- 1 Птушенко, А.В. Системная парадигма права / А.В. Птушенко. – М.: Моск. издат. дом, 2004. – 448 с. 2 Тарасенко, Ф.П. О роли ошибок в управленческой деятельности / Ф.П. Тарасенко // Проблемы управления в социальных системах. – 2011. – Т.2. – №4. – С.30–48. 3 ционирования в системе этих связей) и разработка практических рекомендаций по их устранению. Объект исследования – система построения успешного бизнеса. Предмет исследования – служба экономической безопасности предприятия и её роль в системе построения успешного бизнеса. Теоретической основой исследования служили работы отечественных и за-рубежных ученых, таких как: Д. Аакер, Н. Безуглая, А. Беспалько, И. Бланк, В. Богомолов, Р. Брейли, В. Гапоненко, Л. Гончаренко, К. Дент, П. Земан, Д. Игна-тюк, А. Ильин, В. Иоан-Франк, Р.С. Каплан, Л. Корчевская, А. Котельник, Э.Майер, С. Майерс, Р. Манн, Д.П. Нортон, Е. Олейников, И. Палади, П. Парамо-нов, Д. Пармакли, А. Поршнев, З. Румянцева, М. Стоун, А. Суглобов, В. Тамбов-цев, А. Трусевич, О. Шойму, В. Юрьев, С. Юхачев и др. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты Российской Федерации, материалы Росстата, учебные пособия по экономической безопасности предприятий и организаций, аналитические отечественные и меж-дународные материалы по исследуемой проблеме, в том числе полученные через Интернет. 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБ-НОГО БИЗНЕСА И ЕГО АТРИБУТЫ Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Отсюда человек, занятый бизнесом, – бизнесмен (от англ. businessman), иначе: делец, коммерсант, предприниматель. В экономических справочниках биз-несом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации оп-ределенной продукции (товаров, работ, услуг). Однако здесь в связи с упоминанием прибыли уместно отметить, что термино-логически нельзя путать экономику и хремастику. Последний термин «хремати-стика» восходит к древнегреческому слову, обозначающему обогащение. Аристо-тель буквально обозначал этим словом науку об обогащении, искусство накапли-вать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли. При этом Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. Роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассмат-ривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью дея- тельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги высту-пают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. Не случайно к хрематистике Аристотель относился отрицательно. При этом писал в своем труде «Политика» следующее: «Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Пото-му что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование…». Понятие «бизнес» также может рассматриваться как синоним понятия «пред-принимательство». Предпринимательская деятельность (или предпринимательст-во) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и 5 их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражда-нами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяе-мых организационно-правовой формой предприятия. Таким образом, бизнес – это приносящая доход деятельность граждан, имею-щих собственность. Кроме того, бизнес – это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью по-лучения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации. Участни-ками бизнеса выступают следующие группы людей: 1) собственно предприниматели, т.е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск, под свою экономическую и юридическую ответствен- ность, а также коллективы предпринимателей. Деловой интерес участников биз-неса первой группы – получение доходов – реализуется через производство и реа-лизацию продукции. В процессе своей деятельности они вступают в деловые взаимоотношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последняя включает три компо-нента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и коммерческое посред-ничество. Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и коммерческому посредничеству. Бизнес – это прежде всего производство, составляющее основу любой экономики; 2) индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои союзы, ассоциации и т.п. Деловой интерес участников бизнеса этой группы – приобрете-ние товаров и услуг. Он реализуется посредством налаживания контактов с про-изводителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды. Если для предпринимателей выгодой является доход, то для потребителей – товар или ус- луга, удовлетворяющие их потребности. Реализуя свои потребительские интере-сы, эта группа участников бизнеса образует сферу потребительского бизнеса; 3) работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на кон-трактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Деловой интерес 6 участников бизнеса третьей группы – извлечение доходов – реализуется посред-ством работы в фирме, организации, на предприятии. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников – личный доход, получаемый в результате выполненной работы. Реализуя свои ин-тересы, данная группа участников образует сферу трудового бизнеса; 4) государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок. Речь идет о предоставлении правитель-ственных заказов предпринимателям, определении цен, состава и объема льгот при их выполнении и т. д. В таких случаях государственные органы являются равноправными партнерами других участников бизнеса. Деловой интерес учас т- ников этой группы – осуществление общегосударственных программ (научно-технических, научно-производственных, социальных и др.) в целях удовлетворе-ния потребностей как государства в целом, так и всех его граждан. Принцип вз а-имной выгоды при таких сделках следующий. Фирмы стимулируются государст-вом для участия в этих программах, а государство получает возможность реали-зовать их на практике, образуя, в конечном счете, сферу государственного бизне-са. Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя свойст-вами – целесообразностью, целостностью, противоречивостью и активностью. Целесообразность означает, что бизнес любому элементу внутри него придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы начало – получе-ние дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной конкуренции. Высшие цели, в свою очередь, под-разделяются на более конкретные цели, выступающие средствами получения пер-вых. Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, сектора, терр итории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели, – увеличения прибыли. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются жизненно важными в данных 7 условиях. Запреты и ограничения должны быть сведены к разумному уровню. Бизнес нельзя представить без своей среды и главных элементов, к которым отно-сят менеджмент, маркетинг, финансовую систему, право и т.д. Противоречивость означает, что бизнес должен состоять из противоречий, так как они – источник любого развития. В бизнесе можно наблюдать множество противоречий: между предпринимателями и наемными работниками, потребите-лями и производителями, предпринимателями и профсоюзами или органами го-сударственной власти. В нормальных условиях все эти противоречия служат ис-точниками развития бизнеса, укрепления и упрочнения его целостности. Однако в конфликтных ситуациях, которые выходят из-под разумного общественного кон-троля, возможны и известны полные исторического драматизма события, не толь-ко не укрепляющее, а, наоборот, значительно ослабляющие систему бизнеса. Это социально-политические перевороты, гражданские войны и т. д. Они приводят порой к полной утрате основополагающих основ бизнеса: частной собственности, конкуренции и экономической свободы гражданина. Активность означает, что бизнес – явление социальное, тесно связанное с со-циальными системами, деятельностью людей. Каждый из предпринимателей должен свободно и на правовой основе выбирать свое дело, не нанося противо-правного ущерба другим людям, не мешая им развивать свой бизнес. Разумная активность деловых людей реализуется обычно в богатстве индивидуумов и об-щества, размерах валового национального продукта страны, республики, уровне жизни граждан, привлекательности той или иной страны для проживания в ней. Современный бизнес – это и внутренне регулируемая или саморегулирующая-ся система. Предприниматели заинтересованы не только в свободном соперниче-стве друг с другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного по-ведения. Современное высокоразвитое производство за отдельные ошибочные шаги в бизнесе платит дорогую цену. Банкротство даже среднего по размерам предприятия означает сотни уволенных рабочих, потерю миллионных капиталов, невыполнение договорных партнерских обязательств, остановку смежных произ- 8 водств и т.д. Западный мир уже давно усвоил это, пережив сильнейший в этом о т-ношении урок, которым стал экономический кризис 1929–1933 гг. Тогда потрясе-ния экономики западных стран были столь велики, что безработица и инфляция подставили под сомнение саму целесообразность и сохранение бизнеса как сис-темы. Это в совокупности с другими факторами породило, в конечном счете, тягу к национал-социализму, тотальному центру, централизованному планированию в бывшем СССР, а также критику западных ценностей рынка. В то же время многие ученые Запада пришли к выводу, что бизнес надо не свертывать, а регулировать, помогая ему реализовать все то, за что он и считается социально ценным явлени-ем. Государственные институты (органы, комитеты, комиссии парламента) высту-пают в развитых государствах своего рода арбитрами при обострении конфликтов между предпринимателями и работниками. Правила игры в бизнесе направлены на противодействие монополизации экономики, недобросовестной конкуренции со стороны предпринимателей, предприятий государственного сектора, работни- ков. Противодействие оказывается тем компаниям, которые пытаются навязывать свои предпринимательские интересы другой стороне, снижая при этом общую эффективность бизнеса в отрасли или экономике в целом. Точно так же противо-действие оказывается и незанятой части населения и профсоюзам, которые тр е-буют через свои общественно организованные действия (забастовки, пакетирова-ния, митинги и др.) принятия фирмами и государственными органами решений, резко снижающих эффективность национальной экономики. Безусловно, бизнес – явление развивающееся, так как связано с направлением на прибыль. А прибыль, как правило, может быть получена там, где спрос на то-вары и услуги не насыщен и в конечном итоге стимулирует развитие новых про-фессиональных сфер производства. В результате бизнес омолаживается, перели-вая свои капиталы туда, где прибыль выше, чем в традиционных сферах. На определенном этапе экономического развития страны актуальным стано-вится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны становится 9 важным совершенствование производства на основе новых технологий, повыше-ние эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент факторов экономического разви-тия специалисты пересматривают свои подходы к бизнесу, вырабатывая его но-вые концепции. Развитые страны мира приоритетное внимание уделяют таким важным факторам, как рост свободного времени, внутрифирменное стратегиче-ское планирование. Поскольку основу бизнеса составляет частная собственность, то в зависимости от ее видов выделяют и основные формы бизнеса. В 1980-е гг. в мире наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том чис-ле: 1) вступление мировой экономики в очередной этап научно-технической рево-люции (НТР); 2) обострение конкурентной борьбы; 3) повышение уровня образо-вания кадров. Огромную роль в ряде стран сыграло снятие барьеров для межотраслевого пе-релива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования. Не слу-чайно в 1980-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства. Интрапренеры – это новаторы, добившиеся реализации своих новаторских идей и принесшие своей фирме большие прибыли. Основными чертами интрапренерства являются: 1) высокая степень ориентации на нововведения; 2) выпуск конкурентоспособной продукции; 3) применение передовых принципов управления; 4) поощрение новаторства. 1.1 Анализ понятийного поля успешного (конкурентоспособного) бизнеса В современных условиях основной целью для любого предприятия является сохранение или расширение занимаемых позиций на рынке или его сегменте, ста- 10 бильное получение прибыли или её рост. Для её достижения нужна ориентация компании на максимизацию прибыли, что может быть достигнуто лишь путем обеспечения высокой конкурентоспособности. На сегодняшний день продукция, производимая во многих отраслях россий-ской промышленности, не может конкурировать на мировом рынке с зарубежны-ми аналогами. Это ведет к снижению конкурентоспособности экономики страны в целом. Преобладание сырьевого сектора в структуре промышленности России оп-ределяет актуальность увеличения конкурентоспособности национальной эконо-мики. Чтобы занять сильную позицию на рынке, нужно знать своих конкурентов, понимать, кто из них представляет реальную угрозу в настоящее время, а кто бу-дет представлять её завтра; понимать, какую политику они ведут и чего от них следует ожидать. Цель проведения маркетинговых исследований конкурентоспособности – сбор и анализ информации, необходимой для определения преимуществ и недостатков предприятия. На основе этого разрабатывается стратегия предприятия, его техни- ческая, ассортиментная и сбытовая политика. Контроль за конкурентами и посто-янное отслеживание собственной позиции на рынке позволяет выявить и удовле-творить запросы потребителей раньше, чем другие предприятия. Зная сильные и слабые стороны своего предприятия, предприятий-конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую стратегию. Это поможет сконцентрироваться на та-ком направлении деятельности, где конкуренты слабее. Таким образом, определе-ние конкурентоспособности – неотъемлемый элемент маркетинговой деятельно-сти любого хозяйствующего субъекта. Помимо этого, изучение конкурентоспо-собности предприятия необходимо при выборе предприятия-партнера для органи-зации совместного выпуска продукции, привлечения средств инвестора, состав-ления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта, принятия решения об изменении ассортимента, разработке и производстве новых изделий и модер-низации изготавливаемых изделий, расширении производственных мощностей. Конкурентоспособность предприятия вообще есть показатель целесообразности 11 существования конкретного бизнеса, характеристика уровня и качества хозяйст-вования, степени адекватности предприятия внешней среде. Иначе говоря, конкурентоспособность предприятия отражает степень соответ-ствия результатов его деятельности и требований конкретного рынка. Также она служит критерием эффективности производства, оценкой эффективности системы управления. Изначально концепция конкурентоспособности базировалась на теории ис-пользования сравнительных преимуществ национальных экономик в междуна-родном разделении труда (например, дешевый труд, природные ресурсы, геогра-фические и климатические условия, инфраструктурные факторы и т.п.): экспорт продукции в страны, в которых отсутствуют такие преимуществ, а импорт про-дукции из стран, обладающих данными преимуществами по сравнению со стра-нами-импортерами. Идея конкурентоспособности представлена в экономической литературе работами классиков (вспомним А. Смита с его «Исследованием о при-роде и причинах богатства народов»). Его умозаключения были продолжены Д. Ри кардо, который ввел понятие сравнительных преимуществ государств, которые с тех пор легли в основу теории международной торговли. Линия аргументации была завершена теорией обеспе-ченности факторами, которая была разработана Хекшером и Олином в ХХ веке. Она утверждает, что страна должна экспортировать тот товар, при производстве которого интенсивно используются в изобилии имеющиеся факторы. Все эти тео-рии, преимущественно, связывают конкурентоспособность экономики с её струк-турой издержек. Сравнительное преимущество есть способность к производству товаров с более низкой себестоимостью по отношению к другим товарам и по сравнению с другой страной. Это – основа традиционного взгляда, связывающего конкурентоспособность со структурой издержек экономики и, таким образом, с эволюцией её реального валютного курса. Очевидным путем к определению не-ценового измерения конкурентоспособности было бы утверждение, что неценовая 12 конкурентоспособность является способностью экономики продавать свою про-дукцию и использовать иные факторы, чем цена. Эта идея стала основой теории, выдвинутой М. Портером. После почти двух-сотлетнего господства теории сравнительных преимуществ М. Портер заявил, что должен быть найден иной подход, отражающий развивающийся характер конку-ренции, выходящей далеко за рамки издержек и основанный на теории иннова-ций. Его центральная идея заключается в том, что благополучие страны не насле-дуется, а создается. Оно не вырастает из природных богатств страны, трудового потенциала, процентных ставок или стоимости валюты (на чем настаивает клас-сическая экономика). В современной теории по проблемам конкурентоспособности есть два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют: конкурентоспособность стр а-ны – макроуровень, конкурентоспособность региона – мезоуровень, конкуренто-способность фирмы – микроуровень. Отраслевой подход выделяет: национальную конкурентоспособность – макроуровень, конкурентоспособность отрасли – мезо-уровень, конкурентоспособность товара – микроуровень. Иногда эти подходы объединяют, выделяя уровни иерархии конкурентоспособности. В последнее время в экономической литературе появилось новое понятие «конкурентоспособность кластера»: способность использовать потенциал макро- технологий для получения мультипликативных эффектов на всех уровнях верти-кальной интеграции производства товаров и услуг, отвечающих требованиям ми-ровых и внутренних рынков, и наращивания конкурентных преимуществ за счет лидерства в технологии производства, оптимизации форм организации и управле-ния сбытом как базового условия потенциального роста конкурентоспособности. Конкурентоспособность объектов различных уровней находятся во взаимосвязи и непосредственно влияют на величину друг друга. Безусловно, нельзя говорить о высокой конкурентоспособности предприятия, если в стране нет политической и социально-экономической стабильности. В 13 свою очередь, повышение конкурентоспособности организации – залог повыше-ния конкурентоспособности страны. Поэтому конкурентоспособность в самом широком смысле – возможность выигрыша в экономическом соревновании. Сегодня в экономической литературе есть множество определений и способов оценки конкурентоспособности. Понятие «конкурентоспособность предприятия» – относительно новое для отечественной экономики, отсюда идет неоднознач-ность в толковании понятий (таблица 1) Таблица 1 – Обзор определений понятия «конкурентоспособность предприятия» [15]. Ф.И.О. автора Определение Бабенко Д.Н. Конкурентоспособность представляет собой комплексную характери- стику предприятия, отражающую уровень его превосходства по от- ношению к реальным конкурентам по двум составляющим – рыноч- ной (удовлетворение спроса и качество торгового обслуживания, имидж на рынке) и ресурсной (финансовое состояние, использование стратегического потенциала, коммерческая активность). Богомолова И.П., Понятие «конкурентоспособность» обозначает «быть способным к Хохлов Е.В. конкуренции». Конкурентоспособность объекта – это состояние, ха- рактеризующее реальную или потенциальную возможность выполне- ния своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников Бондарев А.В. Конкурентоспособность предприятия определяется нами как возмож- ность эффективной хозяйственной деятельности предприятия на уровне отраслей промышленности и прибыльной реализации произ- веденной продукции в условиях конкурентного рынка Бондаренко О.А. Конкурентоспособность промышленного предприятия – это его срав- нительные преимущества по отношению к другим предприятиям, достигаемые вследствие преобразований финансовых, производст- венных, трудовых, инновационных ресурсов о конкурентоспособном товаре и реализации на этой основе стратегии конкурентоспособности на микроуровне. Булгаков О.В. Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способ- ность объекта управления к адекватному изменению своего состоя- ния, для преодоления неопределенности внешней среды и получения социального, экологического, экономического, научно-технического и другого вида эффекта, на основе факторов производства, инвести- ций, инноваций и других с целью обеспечения желаемой удовлетво- рённости целевых рынков более продуктивными и более эффектив- ными, тем у конкурентов способами с одновременным повышением качества жизни потребителя и благополучия общества в целом Васильева З.А. Под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей 14 Голубков Е.П. Конкурентоспособность организации характеризует ее способность выживать и успешно развиваться в условиях конкурентной борьбы Доржиева Е.В. Конкурентоспособность предприятий и фирм определяется наличием конкурентоспособных товаров и услуг, предоставляемых субъектом, и потенциальными конкурентными преимуществами предприятий и фирм, представляющими собой лучшие, чем у конкурента, значения параметров и факторов, определяющих хозяйственную деятельность: это эффективная производственная деятельность, финансовое поло-жение предприятия, эффективность организации сбыта и продвиже-ния товара на рынке и т.д. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке, или конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в услов иях конкретного рынка Катаев А.Е. Конкурентоспособность – это активность предприятия во внешней среде, устойчивость внутреннего развития и обеспечение на этой ос-нове высокой эффективности деятельности. Конкурентоспособность отдельных предприятий это понятие системное, его необходимо рас-сматривать, во-первых, как результирующую экономических и право-вых действий государства, во-вторых, как результат приобретения конкурентных преимуществ на отраслевых рынках, в -третьих, как итог управляющих воздействий на внутренние бизнес-процессы Константинова Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная И.В. и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем това-ры конкурентов Костин А.В. Конкурентоспособность предприятия - это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары Мансуров Р.Е. В общем случае термин «конкурентоспособность» определяется как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо. Конкурентоспособность предприятия – это способность пред-приятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и тех-нологии (дающей экологические, социальные и экономические эф-фекты), максимально эффективного использования резервов предпри-ятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательно-сти, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции. Для случая, когда вопросы конкурентоспособности вы-пускаемой продукции стоят не настолько остро (например, энергети-ческая отрасль): конкурентоспособность предприятия – это способ-ность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями Млоток Е. Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фир-мам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее преде-лами Мошнов В.А. Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается его спо-собность как сложной открытой экономической системы прогнозиро- 15 вать свое будущее, выпускать продукцию, пользующуюся спросом, обеспечивать социальную защищенность работников и получать дос-таточную для нормального функционирования и развития прибыль. Конкурентоспособность предприятия – совокупность возможностей хозяйствующего субъекта формировать и поддерживать отличитель-ные конкурентные преимущества, позволяющие наиболее эффектив-но удовлетворить реальные и потенциальные потребности целевых рынков Самодуров Д.А. Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия раз-рабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала Степанова Г.Н. Конкурентоспособность является показателем целесообразности су-ществования данного вида бизнеса, обобщающей характеристикой уровня и качества хозяйствования, степени адекватности предприятия внешней среде. Суть конкурентоспособности состоит в создании то-варов (работ, услуг) более высокой ценности, под которой понимается органическое единство стоимости и потребительной стоимости това-ра, затрат и качества (полезности) Тарасенко А.В. Конкурентоспособность любого хозяйствующего субъекта - это такое его состояние, которое характеризуется системой показателей его внутренней и внешней среды, находящихся в зоне экономической ус-тойчивости с необходимой степенью надежности и позволяющих соз-давать продукцию более конкурентоспособную, чему конкурентов Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность – это свойство объекта и системы сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовле-творения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособ-ность определяется способностью выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее спо- собность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке про-дукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами Хомутова А. И. Содержательная сторона категории конкурентоспособность, пони-маемая нами как отношение рыночного превосходства одних произ-водителей над другими, возникающее в силу монопольного обладания преимуществами в условиях производства и распределения продукта и позволяющее присваивать экономическую ренту в зависимости от размера рыночного пространства, на которое эти преимущества рас-пространяются, что позволяет преодолеть отождествление конкурен-тоспособности с одним из факторов влияния, сделать эту категорию универсальной для различных уровней иерархии и сфер деятельности; раскрыть содержащиеся в ней причинно-следственные связи Черкасов В.А. Если рассматривать понятие «конкурентоспособность» применитель-но к предприятию, то его можно определить как возможность эффе к-тивной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспе-чивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Кон-курентоспособность любого предприятия – это итоги его производст- 16 венно-финансовой деятельности, в которых отражаются усилия всех, без исключения служб и подразделений, а также способность реаги-ровать на изменение конъюнктуры рынка Ряд исследователей отождествляют понятие «конкурентоспособность пред-приятия» со способностью предприятия производить конкурентоспособный то-вар. Это не всегда верно. Современные предприятия в основном одновременно работают на разных товарных рынках в различных отраслях в рамках стратегии диверсификации, поэтому на каждый данный момент времени конкурентоспособ-ность предприятия и конкурентоспособность продукции, производимой им, не совпадают. Кроме того, в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособ-ности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Отсюда следует вывод, что различие требований, предъявляемых к предпри-ятию субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структура-ми управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), изменяет показатели, используемые для оценки конкурентоспособности, что, в свою очередь, находит отражение в понятийном аппарате. В последние время концепция конкурентоспособности стала модной. В связи с междунаро....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: