- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система взаимоотношений участников факторинговой сделки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002207 |
Тема: | Система взаимоотношений участников факторинговой сделки |
Содержание
1. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРИНГА 1.1 Понятие, сущность и виды факторинга Факторинг – это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.1 W Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает «тот, кто делает». История развития факторинга в России насчитывает около 20 лет, из которых лишь 5 последних лет можно по – настоящему считать годами развития рынка. Факторинг – комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки. Функции факторинга: 1. Финансирование Основная функция факторинга – предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие: – поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей; – финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию; – финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж. 2. Административное управление дебиторской задолженностью Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с отслеживанием состояния дебиторской задолженности, напоминанием дебиторам о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы. 3. Оценка платежеспособности покупателей поставщика В странах, где кредитные бюро и рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента. По мнению Григория Карповского, генерального директора факторинговой компании "Еврокоммерц", именно за предоставление этой услуги клиенту имеет смысл платить большие в сравнении с кредитом деньги: «Предоставление независимой информации о финансовом состоянии дебиторов клиента является важной функцией факторинговой компании, это то, что отличает ее от кредитного подразделения банка». 4. Страхование рисков, связанных с поставкой товаров с отсрочкой платежа, в том числе риска неполучения платежа от покупателя в срок, из – за чего у продавца могут возникать проблемы с недостатком денежных средств для расплаты с его собственными поставщиками. W По мнению большинства наших собеседников, платежная дисциплина российских покупателей является для факторинга оптимальной: она не слишком хорошая и не слишком плохая. «По нашим оценкам, в 98% случаев задержки платежей не превышают 7 дней. Это не проявление неплатежеспособности, это фактор развития рынка: чем более зрелым становится рынок, тем чаще задерживаются платежи. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем лучшие условия могут выторговывать себе покупатели, тем более капризным становится их поведение», – говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании "Уралсиб – НИКойл". Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных функций. Отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые присущи данному продукту. Функция финансирования выполняется банковскими кредитами. Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают субститутом факторинга. И в тех странах, где кредиты в большей степени доступны частному сектору, потребность в факторинге значительно меньше. На рисунке 1 показаны доли кредитов, выданных частному сектору, в процентах от ВВП в двух группах стран: ЕС 15 – "старые страны" Европейского союза и ЕС 8 – "новые страны" - относительно недавно вступившие в ЕС Чешская Республика, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия. Как видно на рисунке, доля кредитов в "старых странах" более чем 2 раза выше доли кредитов в "новых странах", при этом в последних факторинг развивается сейчас более быстрыми темпами. Для справки: доля банковских кредитов отечественным нефинансовым предприятиям и организациям в 2003 году в России составляла 17% от ВВП. Рисунок 1. Доля банковских кредитов, выданных частному сектору в процентах от ВВП Источник: Всемирный банк Функцию принятия кредитного риска выполняют документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска. Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика – покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива – снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые. W Банковская гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии). Оба эти инструмента используются, как правило, предприятиями, работающими на внешнеэкономическом рынке, и объемы операций по аккредитивам и банковским гарантиям находятся в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности. Кредитное страхование осуществляют страховые компании. Страховщик определяет страховую сумму исходя из предоставленной страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита. Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из – за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков. Еще одним конкурентом факторинга являются торговые отсрочки, которые получает поставщик (клиент фактора) от своих поставщиков. Такие отсрочки могут в различной степени компенсировать те отсрочки, которые он вынужден предоставлять своим покупателям, причем поставщик может выступать не только в качестве торговой компании, но и сам являться производителем – тогда он также будет получать отсрочки оплаты (коммерческий кредит) при поставках ему, например, сырья и материалов. Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов. Виды факторинговых сделок:2 1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring). Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли – продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране. W Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности. Таблица 1. Схема международного факторинга Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт – фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств. Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться на случай, если произойдет резкий скачек курсов валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом, снимая с себя валютный риск. Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт – фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию. 2. Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non – recourse factoring). В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования: в Италии, например, доля безрегрессного факторинга – 69%, в США - 73%. По данным FCI доля факторинга с регрессом составляет 30% от всего факторинга (см. таблицу № 2). Таблица 2. Распределение факторинга с регрессом и без регресса в 1999-2003 гг. среди компаний - членов FCI 1999 2000 2001 2002 2003 Факторинг с регрессом, млн. евро 52116 58605 60925 63830 73169 Факторинг без регресса, млн. евро 116491 144208 152738 156510 177173 Доля факторинга с регрессом, % 30,9 28,9 28,5 29,0 29,2 Источник: Всемирный банк Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования. 3. Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring). При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо – фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как открытым, так и закрытым. 4. Дата поступления платежей: финансирование может быть в форме предварительной оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени. 1.2 Система взаимоотношений участников факторинговой сделки Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику. Таблица 3. Схема факторинга Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя: – Процент от оборота поставщика; – Фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке;– Процент за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции); – Помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями. Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование". В конвенции УНИДРУА "О международном факторинге"(UNIDROIT Convention on International Factoring) "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым: 1. Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли – продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования. 2. Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций: – финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;W – ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам; – предъявление к оплате денежных требований; – защита от неплатежеспособности должников. 3. Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования. Конвенция о международном факторинге подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса. Сам процесс осуществляется по следующим этапам: 1. Заключение покупателя договора на факторинговое обслуживание с банком. 2. Продавец сообщает покупателю о том, что в сделку вовлекается фактор, они подписывают определенные бумаги в качестве приложения к основному договору, где они обязаны подтвердить свою осведомленность в передаче денежных средств через посредника. 3. Осуществляется непосредственная отправка товара (или осуществление услуг), при которой оформляется товарно – транспортный счёт. Далее поставщик должен передать компании – фактору документы об отгрузке товаров до того, как произойдет расчет последнего с покупателем. 4. Банк (фактор) проводит первую выплату кредитору. 5. За определенный период, ранее обговоренный, дебитор должен выплатить всю сумму на счет фактора. W 6. Банк вычитывает из этой суммы свои комиссионные и остальное переводит поставщику. Таким образом, основная цель, а также главный плюс факторинга, заключаются в помощи всем сторонам провести сделку с положительным результатом, избегая возможных рисков. Безусловно, чтобы не отпугнуть потенциальных клиентов и не лишиться прибыли, большинство банков уверенно твердят, что будут работать с абсолютно любыми компаниями, выполнять любую сделку и так далее. На деле выясняется, что многие банки так или иначе оценивают возможного клиента, чтобы быть уверенными в гладком доведении сделки до конца и получении оплаты за свои услуги. Таким образом, если банк, предоставляющий услуги факторинга, посчитает клиента недостаточно прибыльным, то может либо отказать в услугах, либо предоставить их, но они окажутся менее выгодными для поставщика. Эта же схема действует и наоборот. Так, максимально привлекательные и выгодные условия могут осуществляться в работе с компаниями, соответствующими ряду определенных принципов: 1. Должен быть ярко выраженный и стремительный рост, который может дать уверенность для фактора. Помимо этого, компания должна как минимум ставить этот принцип перед собой как первостепенный. В данном случае роль факторинга заключается в помощи растущему бизнесу. При этом банк изучает деятельность этой компании, выясняет, какие договоры ожидают ее в ближайшем времени, анализирует отчеты бухгалтерии, а также просматривает динамику финансовых показателей. 2. В процессе факторинга финансируемые банком суммы должны быть среднестатистическими. Нежелательно, если они окажутся чрезмерно маленькими или, наоборот, чересчур большими. Например, мало какой банк возьмется за сделку, где речь идет о суммах, не превышающих порядка 50 тысяч рублей. В таком случае фактору будет попросту невыгодно иметь дело, ведь услуги будут оказаны, а прибыль будет минимальной. 3. Желательно, чтобы компания имела ряд дебиторов, с которыми уже работала или работает по принципу факторинга. Исключениями из правил оказываются поставщики, которые работают с несколькими покупателями, но последние, в свою очередь, являются довольно крупными и постоянными клиентами. 4. Несмотря на то, что покупателю предоставляется возможность отсрочивания, этот срок не должен быть больше, чем 90 дней, так как банку будет невыгодно находиться в долгом ожидании выплат. Они предоставляют лучшие условия тем, у кого срок варьирует от 14 до 45 календарных дней. Отличие от кредита Факторинг имеет ряд отличий от кредита, однако, компания-поставщик сама для себя выбирает, что именно ей будет удобно в определенном случае. Например, зачастую факторинг выбирают кредиторы, у которых ощутим дефицит в обороте денежных средств. W Основные отличия представлены в таблице: Таблица 4. Основные отличия факторинга от кредитования Условия договора Договор кредитования Договор факторинга Срок, на который выдаются банковские средства Фиксированный На срок фактической отсрочки платежа покупателя банку Срок выплаты банковских средств В обусловленный договором день В день поставки товара Условия договора Договор кредитования Договор факторинга Обеспечение (залог) Требуется Не требуется Сумма Заранее обусловлена Не ограничена и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента Условия получения средств При оформлении каждого кредита нужно представлять большое количество документов Заключив договор один раз, поставщик получает деньги при представлении накладной и счет – фактуры Возможность продления договора Погашение одного кредита не гарантирует получение следующего Может длиться бессрочно Дополнительные услуги Банк не оказывает заёмщику дополнительных услуг Сопровождается управлением дебиторской задолженностью 1.3 Развитие рынка факторинговых услуг в современных условиях В таблице № 1 приведены данные по всем странам мира, осуществляющим сделки факторинга. Таблица построена на основе данных за 2003 год, приведенных на интернет сайте международной факторинговой ассоциации Factors Chain International. Объем международного факторинга лишь в 9 странах составляет более четверти от общего объема. При этом наблюдается совершенно очевидная прямая зависимость между объемом экспорта товаров и услуг и объемом международного факторинга. Таблица № 1 Соотношение внутреннего и международного факторинга в отдельных странах Страна Внутренний факторинг (млн. евро) Международный факторинг (млн. евро) Доля международного факторинга (%) Австралия 1936 339 14,9 Бельгия 7800 1720 18,06 Страна Внутренний факторинг (млн. евро) Международный факторинг (млн. евро) Доля международного факторинга (%) Чехия 1400 300 17,64 Франция 62500 5500 8,08 Германия 23263 6893 22,85 Венгрия 515 65 11,2 Италия 130000 5000 3,7 Румыния 27 125 82,23 Великобритания 154646 6060 3,77 За 1999 – 2003 гг. объемы как внутреннего, так и международного факторинга увеличились, при этом темпы роста международного факторинга были выше внутреннего (см. таблицу № 2). Таблица 2. Динамика развития внутреннего и международного факторинга за 1999-2003 гг., млн. евро Год Объем мирового внутреннего факторинга Объем мирового международного факторинга Сумма внутреннего и международного факторинга 1999 523485 33392 556877 2000 578997 44843 62384 2001 644659 41023 685682 2002 681281 42916 724197 2003 712657 47735 760392 2003/1999 136,14% 142,95% 136,55% Источник: Всемирный банк Значительная доля международного факторинга приходится на компании, являющиеся членами международных факторинговых ассоциаций International Factors Group S.C. (IFG) и Factors Chain International (FCI). В 1999 году по данным FCI 57,9% международного факторинга осуществлялось членами FCI, в 2003 году их доля возросла до 63,9%. Factors Chain International – международная факторинговая ассоциация, созданная в 1968 году для объединения независимых факторинговых компаний из разных стран c целью развития международной торговли посредством факторинговых операций и связанных с ними услуг. В момент создания FCI факторинг был доступен только в США, Великобритании и некоторых странах Европы, международные факторинговые операции осуществлялись бессистемно, их объем был невелик. Члены – учредители FCI видели потенциал для международного факторинга и объединились для решения двух ключевых задач: 1. Внедрить факторинг в деловой оборот тех стран, где услуга была не доступна. 2. Создать нормативно – правовую основу для международных факторинговых операций, которые позволили бы установить надежный контакт экспортеров и импортеров из разных стран. Концепция FCI построена на совмещении локального опыта и гибкости подхода. Каждая страна работает по – своему, с учетом местных обычаев делового оборота и культуры, к которым добавляются возможности осуществления международной торговли с использованием факторинга. При этом каждый член FCI при осуществлении международных факторинговых операций использует стандартную схему и обязуется следовать единым для всех стран правилам. К каждому члену FCI предъявляются строгие требования в плане финансовой устойчивости, качества услуг и рыночной активности. Членами FCI могут быть только факторинговые компании и банки. В настоящее время FCI насчитывает 253 члена из 69 стран, формирующих более чем 80% оборота международного факторинга в мире. Членами FCI являются шесть российских Факторов: 1. Национальная факторинговая компания, 2. Промсвязьбанк, 3. Росбанк Факторинг, 4. ЮниКредит Банк, 5. Газпромбанк, 6. компания ФакторРус. International Factors Group – старейшая международная факторинговая ассоциация, созданная 1963 году для развития трансграничных факторинговых операций. IFG оказывает поддержку своим участникам в реализации экспортного и импортного факторинга в рамках двухфакторной модели, а также направляет свои усилия на глобальное развитие факторинга и торгового финансирования. Ключевыми компетенциями IFG на сегодняшний день являются: – повышение качества подготовки специалистов как внутреннего, так и международного факторинга; – развитие технологических платформ факторинговых операций; – совершенствование инструментария и практики риск – менеджмента факторинга; – информационно – аналитическая поддержка участников ассоциации в вопросах национальных и международных правовых норм, регулирующих факторинговые операции. Участниками IFG являются свыше 160 организаций из 50 стран мира. Помимо факторинговых компаний и банков, это провайдеры услуг для факторинговой отрасли, аутсорсинг-компании. В ассоциации предусмотрено несколько статусов членства. Членами IFG являются шесть российских Факторов: Национальная факторинговая компания, компания ФакторРус, Металлинвестбанк, Русская факторинговая компания, ВТБ Факторинг, ФК "ПОЛИТЕКС". Рассматривая развитие российского рынка факторинга можно сказать следующее, в 1 полугодии 2016 года рынок факторинга продемонстрировал восстановительный рост в абсолютном выражении после резкого спада в аналогичном периоде 2015-го. Совокупный объем денежных требований, уступленных Факторам за первые 6 месяцев 2016 года, составил около 920 млрд. рублей, увеличившись на 11% по сравнению с результатом 1 полугодия 2015 года (см. график 1). Тем не менее без учета данных лидера, ООО «ВТБ Факторинг», рынок показал рост лишь на 6,5%. При этом даже с учетом вклада инфляционной составляющей результаты 1 полугодия 2016-го хуже, чем данные двухлетней давности, а и без того небольшая доля факторинга в ВВП за два года продемонстрировала снижение с 2,7 до 2,4%. График 1. Объем денежных требований, уступленных Фактором в 1 полугодии 2016 года, составил около 920 млрд. рублей Как и в 2015 году, основное позитивное влияние на объемы рынка оказали крупные сделки лидеров рынка в производственной сфере. В 1 полугодии 2016 года объем таких операций у Факторов из топ – 3 рынка по сравнению с данными годовой давности вырос со 157 до 228 млрд. рублей, или на 45%. Восстановительный рост, пусть и не такой существенный, как в случае сделок в сегменте обрабатывающих производств, демонстрирует сегмент оптовой торговли электрооборудованием. Кроме того, Факторы, сетевой ритейл и провайдеры систем электронного документооборота активно работают над расширением пула поставщиков, занятых в факторинговых отношениях посредством продвижения технологичных EDI-решений (яркий пример – факторинговая площадка FactorPlat, о полномасштабном запуске которой стало известно в середине 2016–го). Растет и взаимная интеграция электронных платформ, что позволяет обеспечивать доступ к электронному факторингу вне зависимости от провайдеров, с которыми работают компании. Неудивительно, что в ходе опросов, проводимых RAEX (Эксперт РА) на ежегодных конференциях «Факторинг в России», именно электронный факторинг участники рынка выделяют в качестве ключевого драйвера развития. Причем доля респондентов, рассматривающих электронный факторинг как наиболее значимый драйвер для развития рынка, увеличивается: если в 2014 году она составляла 24%, то в 2015 – м наблюдался ее рост до 43%, а в 2016 – м указанная доля составила 50%. Неясные перспективы развития более традиционных для банковского рынка кредитных продуктов для физлиц и МСБ подталкивают к активизации работы на рынке новых игроков, причем как из числа достаточно крупных (например, АО «ОТП Банк», занявший 16 – ю строчку в рейтинге по объему уступленных денежных требований), так и небольших региональных банков (среди таких банков АО «Первоуральскбанк» – 19-е место по объему уступленных денежных требований). Однако не лишен негативных аспектов и факторинговый рынок: отдельные крупные Факторы, опрошенные RAEX (Эксперт РА), отмечают, что на развитие рынка отрицательно влияет сложившаяся по отношению к Факторам судебная практика, и законодательная база нуждается в доработке в части описания специфических норм, затрагивающих факторинговые отношения. В качестве сдерживающих факторов участники рынка также отмечают сохранение консервативного подхода к ведению бизнеса, что приводит к выходу из сделок с высоким уровнем риска и продолжению сокращения как числа клиентов, обслуживаемых по договорам факторинга, так и числа дебиторов, поставки в адрес которых финансируют Факторы (см. график 2). Данная тенденция отмечается даже при очистке агрегированных показателей по рынку от данных ООО «ФК «Лайф» (находится в процессе банкротства), показатели которого учтены на графике во всех периодах кроме 1 полугодия 2016 года. График 2. Клиентская база участников исследования в 2015-2016 годах сокращалась Источник RAEX (Эксперт РА) по данным анкет Факторов Изменение законодательной среды пока не привело к росту сделок экспортного факторинга (совокупный объем сделок по экспортному факторингу составил 2,6 млрд. рублей в 1 полугодии 2016 года против 2,7 млрд рублей за аналогичный период 2015 года), хотя отдельные участники рынка, продемонстрировавшие рост объема таких сделок, и отмечают определенный всплеск интереса со стороны компаний-экспортеров в 2016 году. По оценкам участников сегмента, в значительной мере спрос на экспортное финансирование генерируют поставщики не сырьевой высокотехнологичной продукции в страны Латинской Америки, Западной Европы и СНГ. Лидирующие позиции на российском рынке факторинга по итогам 1 полугодия 2016 года подтвердили ООО ВТБ Факторинг, ПАО Промсвязьбанк», АО «АЛЬФА – БАНК», Группа ГПБ и ПАО Банк «ФК Открытие». При этом в результате разнонаправленной динамики объемов бизнеса АО «АЛЬФА-БАНК» и ПАО Банк «ФК Открытие», они поменялись друг с другом позициями в рейтингах по объему уступленных денежных требований и факторинговому портфелю (см. таблицы 1 и 2, полный перечень рейтингах представлен в Приложении 1). Данные большинства участников исследования отражают восстановительный рост после просадки рынка в 1 полугодии 2015 – го. Так, лишь 6 из 22 Факторов, предоставивших данные для исследования, показали сокращение объемов бизнеса. Среди них ПАО «Промсвязьбанк», Группа ГПБ, ПАО Банк «ФК Открытие», Группа компаний НФК, ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» и ООО «ЗЕМКОМБАНК». Сильное (более чем на 15%) снижение объемов уступленных денежных требований в относительном выражении из числа топ – 15 рынка показал только ПАО Банк «ФК Открытие». По результатам 2015 года Россия заняла 12 – е место в Европе по факторинговому обороту (см. таблицу 4), опустившись с 10-й строчки по итогам 2014–го. Доля оборота российских Факторов по сделкам международного факторинга в 2015 году упала до 1,1% (с 1,6% в 2014-м). Средний показатель по Европе в 2015 году составил порядка 19%, увеличившись за год на 2 п. п. Мировой рынок факторинга в 2015 году вырос лишь на 1,1% (6,3% годом ранее) и составил 2,37 трлн. евро. Причина торможения мирового факторингового оборота в падении объемов крупнейшего факторингового рынка – рынка Китая. За 2015 год его объем сократился на 13%, до 352,9 млрд. евро. Таблица 3. По объему рынка факторинга ТОП – 10 Страна Внутренний факторинг, млн. евро Международный факторинг, млн. евро Всего, млн. евро 1 Великобритания 351950 24651 376601 2 Франция 180745 67448 248193 3 Германия 149401 59600 209001 Страна Внутренний факторинг, млн. евро Международный факторинг, млн. евро Всего, млн. евро 4 Италия 148448 42040 190488 5 Испания 98798 16422 115220 6 Нидерланды 56098 9600 65698 7 Бельгия 35881 25288 61169 8 Турция 31414 7896 39310 9 Польша 27868 7152 35020 10 Швеция 25296 782 26078 Приложение 1. Таблица 1. Рейтинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований по итогам 1 полугодия 2016 года Место Фактора по итогам 1 пол. 2016 года Место Фактора по итогам 1 пол. 2015 года Наименование Фактора Рейтинги кредитоспособности от RAEX (Эксперт РА) на 16.08.2016 Объем уступленных денежных требований в 1 пол. 2016 года, млн. рублей Темпы прироста объема уступленных требований в 1 пол. 2016 года по сравнению с 1 пол. 2015 года, % Объем портфеля Фактора на 01.07.2016, млн. рублей 1 1 ООО ВТБ Факторинг - 232 195,9 26,2 78 426,8 2 2 ПАО «Промсвязьбанк»1 - 165 912,4 -1,6 37 356,2 3 5 АО «АЛЬФА-БАНК» - 106 823,3 69,3 22 418,0 4 4 Группа ГПБ А+ (III) / A++2 57 084,6 -13,0 16 009,3 5 3 ПАО Банк «ФК Открытие» - 43 263,8 -48,0 12 225,2 6 9 ПАО АКБ «Металлинвестбанк» - 33 031,6 39,8 5 838,6 7 7 ООО «КАПИТАЛ ФАКТОРИНГ» - 32 682,1 25,5 11 608,5 8 6 Группа компаний НФК - 31 626,9 -5,7 11 595,0 9 8 ООО «РБ Факторинг» - 28 480,4 17,5 8 847,5 10 11 «Сетелем Банк» ООО - 28 278,2 63,1 5 697,2 11 10 ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» А+ (II) 19 627,5 -11,4 6 315,9 12 15 ТКБ БАНК ПАО А+ (I) 11 910,2 18,0 4 819,9 13 17 ООО «ФК Санкт-Петербург» - 7 283,0 16,1 3 667,0 14 21 ПАО Банк ЗЕНИТ - 5 345,0 78,0 1 560,0 15 20 Русская Факторинговая Компания - 4 785,1 21,9 1 715,2 16 - АО «ОТП Банк» - 3 126,3 н. д. 1 191,5 Место Фактора по итогам 1 пол. 2016 года Место Фактора по итогам 1 пол. 2015 года Наименование Фак....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: