VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Система права.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000812
Тема: Система права.
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение	3
1. Система права	5
1.1 Характеристика системы права	5
1.2 Признаки и элементы системы права	8
2. Система законодательства	12
2.1 Характеристика системы законодательства	12
2.2 Особенности структуры системы законодательства	14
3. Соотношение системы права и системы законодательства	17
Заключение	25
Список использованных источников	28


















     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность  исследования. Вопрос о связи системы права и системы законодательства является актуальным, так как правовая система объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления. Эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить нельзя. 
     Познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
     Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выводы данного исследования будут способствовать гармонизации соотношения между системой права и системой законодательства.
     Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть соотношение и взаимосвязь между системой права и системой законодательства. Исходя из поставленной цели, ставим следующие задачи:
     - дать сущностные характеристики системы права, в том числе признакам и элементам системы права;
     - исследовать характеристики системы законодательства и особенности её структуры;
     - изучить соотношение и взаимосвязи системы права и системы законодательства.
     Теоретическая база исследования. Эта тема является весьма глубокой в теории государства и права, многие ученые рассматривают различные подходы на характер связи между этими двумя системами. При подготовке данной курсовой работы нами использовались труды и научные статьи таких авторов, как Азнагулова Г.М., Алексеев С.С.,  Байтин М.И., Давид Р., Градский Е.Ю. , Жуков К.В., Лазарев В.В., Лукашева Е.А., Матузов Н.И., Минниахметов Р.Г., Недбайло П.Е., Поленина С.В., Разов П.К., Решетников Ф.М., Римский В.К., Скурко Е.В., Шафеев Д.Р., Юнусов А.А.
     Объект данной работы – сущностные характеристики системы права и системы законодательства. Предмет исследования – соотношение системы права и системы законодательства.
     Методами сбора и обработки информации, применявшиеся в данной работе, были метод-переход от общего к частному, правовой метод, структурно-функциональный метод.
     Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Данная структура обусловлена системой изложения материала для достижения поставленных цели и задач. 
     В первой главе рассказывается об основных сущностных характеристиках системы права. Во второй главе исследуются характеристики системы законодательства и особенности её структуры. В третьей главе рассматривается соотношение и взаимосвязи системы права и системы законодательства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1. СИСТЕМА ПРАВА
     
1.1 Характеристика системы права
     
     Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы [5, с. 42].
     Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.
     Право - это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права имеет характеристики объективности, так как она формируется не по субъективному мнению граждан и базируется на действительно имеющейся системе отношений в обществе. Система права не только является отражением в особой форме отношений в обществе, но регулируют данные отношения. В случае, когда право не в состоянии адекватно отразить потребности жизни общества, то оно значительно тормозит прогресс в обществе.
     Взаимосвязь, а также единство норм, единство составляющих данных норм характеризуют систему права. Они не способны действовать отдельно. Сила их регулирования зиждется в общей устремленности, согласованности и целенаправленности. В случае если из системы права извлечен элемент структуры, он утрачивает системные функции, соответственно, и социальную значимость.
     Система права представляет собой многогранное правовое явление, которое имеет в своем составе нетождественные в своем содержании и объеме элементы структуры. Система права как цельное образование может разделяться на правовые институты, правовые нормы, правовые подотрасли и правовые отрасли. Данное подразделение обусловлено значительным большим разнообразием отношений в обществе. На данные отношения влияет и их отражает система права.
     Правовая норма призвана регулировать типовое отношение в обществе, она представляет первичный элемент в системе права. Разные сочетания правовых норм дают другие элементы системы прав, в том числе правовые институты, правовые нормы, правовые подотрасли и правовые отрасли. Они призваны регулировать более многопрофильные группы отношений в обществе по их структуре.
     Система права представляет собой внутреннее строение. Оно выражается в согласованности и  общности функционирующих в государстве норм права, а также в под разделении на определенно независимые сферы [11, с. 175].
     Системы права, как сложилось в истории их генезиса, постоянно состояли их публичного и частного права. Однако такая градация принадлежит только к области осуществления права, т.е. к области правоотношений. Право в качестве системы норм, созданных особой организацией общества, должно оберегать интересы данного общества, полностью учитывать её структурные части. Защищая свои интересы, государство с помощью правовых установлений призвано охранять интересы граждан. Частные и публичные интересы, которые могут быть отражены в системе права в идеальном случае должны совпадать. 
      Вместе с тем, у цивилизации людей существует некоторая градация, которая отделяет общественные и частные устремления. Она находит свое выражение в системе права. В понимании субъективизма право выглядит публичным или частным. Это зависит от его принадлежности. В области частного права лицо функционирует по собственному праву, а не сообразуясь с правом общественного целого.
     Подразделение права на публичное и частное является в известной мере условным. Вместе с тем, оно необходимо, т.к. определяет характер правовых взаимосвязей между структурой государственно-организованной и индивидуумом. Право, будучи публичным или частным несет в себе правовое взаимодействие конкретного лица не только с иными лицами, но обществом, государством. Учитывая зависимость отношения субъекта права к интересам государства, право рассматривается либо в качестве частного, либо в качестве  публичного. Если индивидуальное лицо считается независимым, выступает самостоятельным правовым субъектом, в таком случае это частные права. В случае, если субъект является составной частью социального целого, частью ему подчиненной – это относится к категории права публичного. Важной характеристикой правового государства является то, что в нем публичные и частные сочетаются гармонично [13, с. 93].
     По мнению Шершеневича Г.Ф., интересы индивидуальных лиц обеспечиваются посредством права двояким способом. Это происходит в случае, если государство четко намечает возможности свободной реализации личности и обеспечения ее интересов, защищая от иных вторжений, а также тогда, когда государство организует и  определяет функционирование своих органов, которые имеют цель принудительно выражать интересы индивидуальных лиц. В указанном первом варианте права служат частным интересам непосредственно, во втором – опосредованно. В данном случае для индивидуального лица важнейшим является не только право собственности утвержденное  законом, но и процесс защиты его частной собственности посредством правоохранительных органов [19, с. 84].
     Сделаем выводы. Система права создается и действует на базе совместных объективных закономерностей. Система права имеет характеристики объективности, так как не способна формироваться на субъективности граждан. Она опосредована имеющейся системой отношений в обществе. Право является специфическим отражением системы отношений в обществе, кроме того, оно регулирует отношения в данном обществе.
     Система права представляет собой сложное правовое явление, которое включает различные по своему содержанию и объему элементы структуры. Система права как целостное образование состоит из норм права, институтов права, подотраслей и отраслей права. Подобное подразделение системы права обусловлено существенным разнообразием отношений в обществе, которые регулируются системой права.
     Каждая система права имеет в своем составе частное и публичное право. Подобное подразделение подходит только к сфере реализации права – правоотношений. В субъективном плане право понимается как частное или публичное. Правовая теория полагает подразделение права на частное и публичное условным, однако необходимым. Базой для такого подразделения считается характер правовых взаимоотношений индивидуума и государственно-организованными элементами общества.
     
1.2 Признаки и элементы системы права
     
     Система права - это внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство, составляющих его юридических норм, и вместе с тем, объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.
     Система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений [18, с. 95].
     Система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия, должны своевременно устранятся, законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно-правовой акт.
     Для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой. Особенности системы национального права определяются конкретными историческими условиями ее формирования и влиянием традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права [20, с. 32].
     Система права имеет функциональные связи и отношения. Право в целом и его отдельные отрасли, реализуют по отношению к обществу ряд функций (охранительную, регулятивную, воспитательную и т.п.). Система права формализованная, она может существовать только формально, документально в форме совокупности нормативно-правовых актов. Основу системы права составляют существующие общественные отношения (каждой области общественных отношений соответствует своя область права).
     Чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вертикальное строение и горизонтальное.
     К вертикальному строению права (элементов права) относится то, что:
     - отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую либо сферу общественных отношений;
     - подотрасль права - это часть правовой отрасли, регулирующая определенную область общественных отношений, обычно это касается отраслей, в которых накоплен значительный массив правовых норм (например, в гражданском праве подотрасли трудовое, пенсионное, частная собственность);
     - институт права - это совокупность правовых норм внутри отрасли права, регулирующих какой-либо вид общественных отношений внутри отрасли права, в каждой отрасли можно выделить множество институтов (например, уголовное право включает институты преступления против жизни, здоровья и свобод и т.п.);
     - субинститут права - это совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения (например, институт преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности делится на субинституты, институт преступлений против здоровья, институт против жизни, институт против достоинства);
     - норма права – это обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения. Это первичный элемент («кирпичик») системы права;
     - правовое предписание - это часть нормы права логически завершенная и обособленная в законе. В правовом предписании может содержаться гипотеза (или ее часть), диспозиция или санкция [17, с. 125].
     Горизонтальное строение права (элементов права) позволяет увидеть все составляющие его отрасли. Состоит из двух групп отраслей – охранительные и регулятивные.
     Регулятивные отрасли права, то есть те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся:
     - Конституционное право. Закрепляет основы государства и общественного строя страны, правового положения личности, системы органов государства и их основные полномочия. Главным нормативно-правовым актом является конституция.
     - Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Основной нормативно-правовой акт - кодекс об административных правонарушениях.
     - Финансовое право - регулирует доходы и расходы государства. Основные нормативно-правовые акты - закон о государственном бюджете, налоговое законодательство.
     - Гражданское право – охраняет различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основные нормативно-правовые акты - гражданский кодекс, имеет подотрасли: авторское право, патентное, наследственное, торговое.
     - Банковское право - регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководство коммерческими банками. Нормативно-правовые акты - закон о банковской деятельности, закон о Центральном банке РФ.
     - Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения. Нормативно-правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях.
     - Трудовое право – регулирует общественные отношения, связанные с применением труда. Нормативно-правовые акты – трудовой кодекс.
     - Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей - земельный кодекс, недрами - закон о недрах, водой - водный кодекс и т.п.
     - Экологическое право - процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативно-правовые акты рассредоточены по различным документам.
     - Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья. Нормативно-правовой акт - жилищный кодекс.
     - Семейное право - регулирует брачные, семейные отношения. Нормативно-правовой акт - Семейный кодекс.
     - Градостроительное право – регулирует отношения, связанные с развитием территорий. Но процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативно-правовой акт – Градостроительный кодекс [12, с. 15].
     Ко второй группе относятся охранительные отрасли, которые направлены на защиту правоотношений:
     - Уголовное право - система юридических норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными. Нормативно-правовой акт - Уголовный кодекс РФ.
     - Уголовно-процессуальное право - объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Нормативно-правовой акт – Уголовно-процессуальный кодекс.
     - Уголовно-исправительное право, регулирует процесс исполнения норм исполнения наказания. Нормативно-правовой акт – Уголовно-исполнительный кодекс.
     - Гражданское процессуальное право - регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хоть одна сторона гражданская. Нормативно-правовой акт - Гражданский процессуальный кодекс [4, с. 69].
     Резюмируем сказанное. Согласованность является одним из признаков системы права, т.к. появляющиеся противоречия, должны оперативно устранятся при помощи законодательства, посредством дополнений и изменений, в тот или иной нормативно-правовой акт. Система права обладает функциональными связями и отношениями, т.к. в целом и отдельные части права осуществляют в разрезе общества некоторые функции. В том числе  воспитательную, охранительную, регулятивную и т.п. 
     Система права только формально, т.е. оформленной посредством нормативно-правовых актов. В системе права к вертикальному строению относятся отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут права, правовое предписание. В системе права к вертикальному строению относится охранительные и регулятивные группы. Посредством регулятивных отраслей права  происходит установление прав и обязанностей субъектов. К и регулятивной группе относятся право - конституционное, административное, финансовое, гражданское,  банковское и др. 
     К охранительной группе (направленные на защиту правоотношений) относятся гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, уголовное право уголовно-исправительное право.
     
     
     
     
2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
     
2.1 Характеристика системы законодательства
     
     В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы, которые, исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач, обладают согласованностью действий и внутренним единством. Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства [2, с. 5].
     Система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативно-правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов.
     Система законодательства (в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов и их структурных подразделений (разделов, глав, статей, параграфов, абзацев и т.д.). 
     Таким образом, система законодательства складывается объективно в силу появления и отбора нормативных актов (или их составных частей) и путем субъективного объединения их по определенным признакам (критериям) в соответствующие группы, классы, прежде всего, массивы, отрасли [14, с. 12].
     Нормативно-правовые акты (их составные части) – это элементы системы. Признаки отбора, группирования – это связи, которые объединяют эти элементы в нечто целостное, устойчивое, в систему. К этим признакам, критериям, связям относятся функции, цели, структура социального управления, даже такой фактор, как сложившаяся (существующая) система органов управления, власти. 
     С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. 
     Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.
     Особенности формирования законодательства России заключается в том, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место РФ в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере.
     Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта [8, с. 19]. 
     Сделаем выводы. Система законодательства представляет собой упорядоченное количество действующих нормативно-правовых актов. Это приведение существующих НПА в целостную, согласованную систему. В широком смысле законодательство – это совокупность законов и подзаконных актов. Система законодательства объединяется в силу появления и отбора НПА по некоторым признакам в определенные группы и отрасли. Система законодательства также как и система права имеет характер объективности.
     НПА представляют собой элементы системы. Признаки, по которым они группируются,  олицетворяют собой связи, объединяющие эти элементы. Они находятся в соответствии с условиями жизни общества, а также отвечают сущности государства, его задачам, которые разрешаются в конкретном этапе истории. Законодательные нормы отражают различные внутрисистемные связи. 
     
2.2 Особенности структуры системы законодательства
     
     В системе законодательства тех или иных государств можно различать:
     - отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:
     - комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
     - общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);
     - законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
     - конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
     Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.
     Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):
     - отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство), т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);
     - иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе [6, с. 102].
     Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.
     Cистема законодательства – это группировка правовых норм, принятых законодателем, т.е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом – это система всех правовых норм.
     Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали – это разделений всего комплекса законодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. Это система его отраслей. По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм. Вертикальный разрез связан, во-первых, с устройством государства: является оно простым (унитарным) или сложным (федеративным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты). Ниже речь пойдет о горизонтальной структуре, о системе отраслей законодательства. Разделение законодательства на отдельные отрасли, казалось бы, не должно вызывать серьезных трудностей. Нужно просто выделить отрасли по предмету регулирования, по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм. Однако в нашей правовой теории проблема эта оказалась излишне усложненной [5, с. 47].
     Система актов – это система иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:
     - Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;
     - Инкорпорация – объединение нормативно-правовых актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в сборник, где каждый акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение;
     - Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в единый акт без изменения их содержания, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
     Система законодательства Российской Федерации на данном этапе имеет и ряд слабых сторон. К таким сторонам ученые правоведы относят: бессистемность, внутреннюю противоречивость, излишнюю множественность нормативных правовых актов [16, с. 79].
     Подведем итоги. Структура системы законодательства представляет собой разделение законодательства на определенно отдельные группы нормативно-правовых актов. Cистема законодательства являет собой группировку правовых норм, учрежденных законодателем. К данным нормам присовокупляются подзаконные акты органов управления и практика судов.
     В структуре системы законодательства различаются отраслевое законодательство (совпадающее с отраслями права, идентичное по предмету правового регулирования), федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, комплексное законодательство (содержащее нормы разных отраслей права), законодательство автономии, конституционное и иное законодательство (различается по юридической силе). 
     Структура системы законодательства различается по отраслевой («горизонтальной») и иерархической («вертикальной») плоскости. Отдельным направлением иерархической структуры считается иерархическая структура в федеративном государстве и законодательство федеративных субъектов. Вертикальная система законодательства состоит из правовых норм, выстроенных по иерархии, она связана с государственным устройством (зависит от того, каким является государство -  федеративным  или унитарным, а также с правовой силой правовых норм).
     Система законодательства находится в постоянном развитии, но вместе с тем важнейшей её задачей остается быть постоянно согласованной, выстроенной в логически. Данный эффект достигается посредством таких процессов, как кодификация, инкорпорация, консолидация. Отметим, что сегодня в России система законодательства обладает и слабыми сторонами. В их числе следует отметить внутреннюю противоречивость, бессистемность, неоправданную множественность нормативных правовых актов.
     
     
3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
     
     Рассмотрим соотношение системы права и системы законодательства. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.
     Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают спецификой, имеют собственные тенденции развития [9, с. 124].
     Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства.
     При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства - статья нормативного акта.
     Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.
     В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель [10, с. 145].
     Второй вариант - включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.
     Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
     В теории права соотношение категорий «система права» и «система законодательства» понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности таких категорий как «право» и «законодательство». Специфика права выражается в том, что это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.
     Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты [3, с. 201].
     Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Т.К. Основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов. 
     Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. В основе такого утверждения лежат следующие посылки:
     - Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативно правового акта. Но в одном нормативном акте могут выражаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями других нормативных актов (например, в законе о личной собственности граждан выражаются нормы гражданского и семейного права). Это происходит потому, что правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, а многими госорганами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс.
     Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями законодательства и такое несовпадение двояко:
     Может быть и идеальный вариант, когда отрасли совпадают (гражданское, уголовное, трудовое право и др.), Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух система, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирование правового механизма государства.
     - Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. Например, это – различные программные положения, указание на цели и мотивы издания актов и т д.
     - В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.
     - Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства. 
     - Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. Но эта субъективность относительна, поскольку каждый вновь принимаемый нормативно-правовой акт не может противоречить системе действующих актов.
     - Система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления. В России такой формой является федерация. Это обуславливает существование в каждой отрасли актов как федерального (Федеральный Закон РФ «О нормативных правовых актах РФ»»), так и уровня субъектов федерации (закон «Об административных правонарушениях на территории Новгородской области») [13, с. 63].
     К особенностям соотношения двух систем правоведы относят:
     - В системе права более конкретно и глубже, чем в системе законодательства, воплощается волевое начало права. Только в системе права его нормы обретают свой действительный смысл.
     - Объективно существующая система права является базой для упорядочения законодательства, поскольку объединять нормы права в институты и отрасли можно только по научно обоснованным критериям предмета и метода правового регулирования.
     - Система законодательства в какой-то части более свободна от системы права и зависит от усмотрения законодателя (создание комплексных отраслей законодательства).
     - Правильное понимание системы права является залогом успешного функционирования системы законодательства. Нормы права должны регулировать только те отношения, на которые рассчитаны. Пренебрежение системой права в процессе правоприменения является причиной дезорганизации общественных отношений.
     Итак, система права и система права являются меду собой диалектическими связанными, система права – это внутренняя сущность пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44