- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система права и система законодательства
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014476 |
Тема: | Система права и система законодательства |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОСТА ЛЕВАНОВИЧА ХЕТАГУРОВА» Факультет ЮРИДИЧЕСКИЙ Кафедра ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА Система права и система законодательства Исполнитель: студент 1 курса группы «Б» очной формы обучения направление Юриспруденция (уровень бакалавриата) ПАРАСТАЕВ Т.Г. Научный руководитель: старший преподаватель ДЗОТЦОЕВА А.А. «Допущена к защите» Заведующий кафедрой, к.ю.н., профессор КЕСАЕВ С.М. Владикавказ 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА 5 1.1. Понятие системы права 5 1.2. Структурные элементы системы права 8 ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ 13 2.1. Понятие и структура системы законодательства 13 2.2. Строение органов государственной власти 16 ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СРАВНЕНИИ 19 3.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства 19 3.2. Тенденции развития системы права и системы законодательства 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ В курсовой работе изучается содержание "Система законодательства и система права". Актуальность темы заключается в следующем: на сегодняшний день данная проблема остается в юридической науке настолько же трудной и противоречивой, как и раньше. В последние годы в Российской Федерации наблюдается быстрое и масштабное становление законодательства, нацеленное на реализацию основ правового государства и воплощение коренных преобразований во всевозможных сферах социальной жизни. Отечественное законодательство представляет собой сложную, многоотраслевую систему, в которой переплетены вертикальные и горизонтальные связи в структурировании нормативных правовых актов, сохраняют свое воздействие законодательные массивы различного значения. К огорчению, при претворении в жизнь своих полномочий законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы районного самоуправления допускают нарушения федерального законодательства. Различия в системах законодательства субъектов Российской Федерации, актах районного самоуправления, между ними и федеральной системой законодательства обусловлены целым пластом причин. Важное воздействие на законодательную работу субъектов Федерации и органов районного самоуправления невысокая степень взаимодействия законодательной и исполнительной власти, недоступность программирования и планирования законотворческих дел, слабая научная экспертиза, несоблюдение юридико-технической регламентации. Объект изучения - подходы современных ученых к рассмотрению системы законодательства и системы права. Предмет изучения - анализ ведущих теоретических вопросов системы законодательства и системы права. Цель изучения - полный анализ подходов ученых к рассмотрению системы законодательства и системы права. Установленные цели достигаются при помощи решения следующих задач: 1)рассмотреть понятие системы права; 2)изучить структурные составляющие системы права; 3)рассмотреть понятие системы законодательства; 4)изучить признаки системы законодательства; 5)рассмотреть соотношение системы законодательства и система права. ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА 1.1. Понятие системы права Понятие "система права" часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему. Рационально строится здание светлого будущего, рационально строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы. В свою очередь, право - только сторона (момент) общества, и изучать общество - значит изучать и право, а изучать право - значит изучать и общество, поскольку оно представлено в юридической действительности. Поскольку данная трактовка права характерна не только для российской науки, убежденность в рациональной природе системы права проникла и в мировую юридическую мысль1. Изначально общество существовало как определенная целостность, в каковой семейно-бытовая, финансовая и общественно-политическая области работали в слитном единстве. В древности, к примеру, в Античном Риме римлянин одновременно был гражданином полиса (припомним известное изречение Аристотеля "Человек - существо политическое") и из-за этого собственником полисного имущества. Развитие сначала патриархальной, а далее моногамной семьи и натуральное хозяйство выделили из этой целостности семейно-бытовые отношения. Производство, главным объектом которого являлась данная семья, сохранялось зависимым от особенностей природной среды, хозяйственных возможностей производителей, от их культуры, в том числе и культуры потребностей. Развитие обычного товарного производства, привлекая домашние хозяйства в рынок, специализировало их, подчиняло законам общественного разделения труда. Последовавшее далее возникновение фабрик, сопровождавшееся банкротством деревенского хозяйства и сгонов крестьян с земли, обратило их в наемных работников и включило в промышленное производство кого-то в качество буржуев, других - в качестве пролетариев. Семья сохранилась, однако прекратила быть субъектом хозяйственной жизни. Им стал человек, свободный от всяческий зависимостей. Таким образом из социально-политической целостности выделилась вторая область - экономическая, то есть область материального производства. Свободные индивиды с целью решения единых для абсолютно всех их дел вступают в общественно-политические отношения - область политики и стараются с помощью участия в процессах страны оказать влияние на решения общественно важных задач. В следствии образовалось гражданское сообщество равно как целостность трех сравнительно независимых и совместно с этим взаимовлияющих областей - социально-бытовой, финансовой и общественно-политической, - каковые располагают, единой базой - обмен. В каждой из них формируются свойственные только ей общественные отношения и создаются собственные характерные разновидности деятельности, а следовательно, и собственные правила поведения. Единая база объективно объясняет только то, что все без исключения они - и социальные взаимоотношения, и виды деятельности, и принципы действия - в абсолютно всех областях отвечают главным основам обмена - независимости и равноправию частных собственников. Институционализация взаимосвязей субъектов социальной жизни и характеризуемая ею институционализация правил поведения и приводят к группировке юридических норм в зависимости от вида социальных взаимоотношений, каковые они регулируют. Чтобы отобразить данные конкретные процессы и явления в концепции, юриспруденция пользуется суждениями "предмет правового регулирования", "метод правового регулирования", "правовая общность", "отрасль права", "правовой институт". Под предметом правового регулирования подразумевается комплекс социальных взаимоотношений, призывающих правового влияния и подвергающихся ему2. Метод правового регулирования - обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения. Поскольку право - правило поседения людей, оно, прежде всего, влияет на человеческие поступки, а уже посредством их - на социальные взаимоотношения. По этой причине метод правового регулирования возможно установить и равно как метод влияния права на действия людей -субъектов общественных взаимоотношений. Надлежащее замечание может быть применено и по поводу определения предмета правового регулирования. Регулятивные способности права, безусловно, урезаны едиными законами социального развития - в первую очередь принципами обмена как основы современного сообщества, закрепленными в правовых началах свободы и равноправия. Теория такого рода класс отраслью права, осознавая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же тип общественных взаимоотношений. Наконец, невозможно выпускать из виду, то что общество - органическая система, в каковой все без исключения виды социальных взаимоотношений имеются и действуют в качестве целостности. Эта их целостность объясняет и внутреннее единство сфер права. Каждая сфера регулирует отдельный тип социальных взаимоотношений, однако все без исключений они вместе взятые гарантируют нормальное функционирование общества как единого. Системе социальных взаимоотношений отвечает и система права, под каковой в теории подразумевается исторически сложившееся единство юридических норм, подразделяющихся согласно правовым общностям и отраслям. Другими словами, система права представляет собой совокупность правовых общностей и отраслей, которые дифференцированы на основе присущих им особенностей, соответствующих специфике системы общественных отношений данного исторического этапа. 1.2. Структурные элементы системы права Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) под-отрасль права; г) институт права; д) под-институт. Непосредственно они формируют юридическую материю рассматриваемого явления. Норма права - первоначальный элемент системы права. Данное идущее от государства общеобязательное правило поведения властного властного характера. Правовые нормы регулируют не все без исключения, а только конкретные разновидности и типы социальных справедливо имеющих необходимость в этом опосредовании. Другие отношения регулируются иными общественными нормами. Отрасль права представляет собой обособившуюся изнутри этой концепции комплексность однородных правовых норм, регулирующих конкретную сферу общественных взаимоотношений. Объективная потребность предрешает выделение сферы права. Законодатель лишь понимает и оформляет данную потребность. Отрасли права могут относиться к области частного или публичного права и к "материальному" или процессуальному праву. Каждая сфера права выделяется от другой сферы права собственным особым предметом и методом правового регулирования. Под объектом правового регулирования понимаются общественные взаимоотношения, которые регулируются правом. Если объект правого регулирования любой сферы права показывает нам на то, что регулируется нормами этой сферы (какие общественные отношения), в таком случае способ законного регулирования демонстрирует, как регулируются данные взаимоотношения, какими способами и орудиями. Способ правового регулирования предназначается вспомогательной базой либо аспектом концепции организации юридических норм. Методика правового регулирования - юридические ресурсы и методы предоставления и исполнения предписаний законных норм. Данный способ характеризуется соответствующими ключевыми свойствами: - системой утверждения индивидуальных прав и юридических обязанностей; - степенью их определенности и "автономности" поступков субъектов; -законными средствами и методами предоставления индивидуальных прав и юридических обязанностей. Названные характерные черты отчетливо выражаются при относительном рассмотрении сфер права и законодательства. Таким образом, к примеру, в гражданском либо семейном праве разрешается независимость поведения субъектов правоотношений в рамках закона. А для уголовного права свойственен властный способ законного регулирования посредством определения запретов осуществлять конкретные действия (воздействия либо бездействия), отмеченные в нормах особой части уголовного законодательства. В абстрактном плане различают независимый (диспозитивный) и императивный (авторитарный) способы законного регулирования. Автономный способ дает лично соучастникам правоотношений независимо устанавливать ту либо иную версию действия в рамках, определенных общепризнанными нормами. Он характеризуется сравнительной независимостью действия сторон, их одинаковым положением в законных отношениях. К примеру, в гражданском праве материальные взаимоотношения регулируются способом равенства и независимого волеизъявления сторон. Императивный способ характеризуется применением властных правовых предписаний, каковые определяют последовательность появления определенных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Таким образом, в административном и уголовном праве предписания законных норм регламентируют, каким способом как не нужно действовать участникам правовых отношений, так как могут быть нежелательные правовые последствия3. В любой сфере права необходимо показывать как единые способы правового регулирования, так и свои индивидуальные, следующие из специфики регулируемых общественных взаимоотношений. В системе современного отечественного права в зависимости от объекта и способа правого регулирования допускается сделать акцент на следующие ключевые сферы права. 1. Во главе всей системы норм права государства пребывает сфера конституционного права, которая считается базовой отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право - это область публичного права. Главная цель конституционного права - организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения, которые возникают между государством, обществом и личностью. Однако не все данные отношения регулируются государственным правом, а только те, которые устанавливают основные принципы организации и деятельности государственной власти. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основные принципы регионального самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются основополагающими для всех иных сфер права. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. 2. Административное право - это область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, которые складываются в сфере государственного управления, т.е. отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти. Нормы административного права регулируют отношения, которые устанавливают принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. 3. Гражданское право - это область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, которые регулируются гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (, право оперативного управления, право собственности, право хозяйственного ведения), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, устанавливают способы защиты права собственности, иных имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права. 4. Уголовное право - это область публичного права. Уголовное право регулирует те отношения, которые связаны с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления. В уголовном законодательстве содержится полный перечень уголовно наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства, которые исключают преступность деяния, определяют обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. 5. Процессуальное право - это область публичного права. Разделяется оно на гражданский процесс и уголовный процесс. Объектом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, которые связаны с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско-процессуального права определяют процедуру рассмотрения дел по спорам, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения. Кроме вышеназванных сфер, в системе права можно отметить еще сферы, в свое время отъединившееся от ключевых : трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др. ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ 2.1. Понятие и структура системы законодательства Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования. Словари понятие законодательство трактуют по-разному: Законодательство - общность и дух всех постановлений, законов страны; Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве; Законодательство - совокупность законов; Законодательство - совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти; Законодательство - система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации); Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве4. Таким образом, система законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единственную, целостную, согласованную систему. Под законодательством в «широком смысле» понимают совокупность законов и подзаконных актов, это внешняя форма объективного права. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и др. В «узком понимании» - понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов. Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике. Именно поэтому в данной работе будет идти работа именно с таким пониманием термина. С 1996 года в Российской Федерации есть ряд ряд альтернатив к рассмотрению ФЗ "О норматинвых правовых актах Российской Федерации", который возможно охарактеризовать как "закон о законах". В одной из разновидностей прекрасно рассмотрен состав законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно отметить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право – гражданское, процессуальное законодательство). Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. - Федеральное законодательство (конституция РФ, нормативные правовые акты, федеральных органов, государственных органов, международные договоры). - Законодательство субъектов РФ (уставы субъектов РФ, и иные правовые акты органов власти субъектов РФ. Федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов РФ составляют законодательство РФ. Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее сущность обуславливается и материальными и социальными критериями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми вопросами, которые оно решает на определенном этапе исторического развития. Основным компонентом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений. Особенности развития законодательства России заключаются в том, что оно формируется на основе ранее принятых концепций , отражающих роль и место Российской Федерации в мировом сообществе, а также международный и собственный опыт в этой области. Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта обуславливается тем, в какую внешнюю форму он облачен – закона или какого-либо подзаконного акта. Система актов - это система иерархическая, в основе этой системы лежит Конституция государства. Система законодательства регулярно развивается, при этом она должно оставаться внутренне согласованной и логичной. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства: - Кодификация – это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени; - Инкорпорация – объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.) - Консолидация – объединение в единый документ блока законодательных актов, которые предназначены регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не влекущий внесение изменений в их содержание. Система законодательства Российской Федерации на этой стадии содержит и несколько слабых сторон . К подобным сторонам научные работники правоведы причисляют: бессистемность, внутреннюю пародоксальность, чрезмерную множественность нормативных правовых актов5. 2.2. Строение органов государственной власти Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Представляется в следующем виде: 1. Конституция РФ, 2. Федеральные конституционные законы, 3. Федеральные законы, 4. Нормативные указы Президента РФ, 5. Нормативные постановления Правительства РФ, 6. Нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти, 7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, 8. Нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты) Российская юридическая энциклопедия / под ред.А.Я. Сухарева. М., 2001.С. 889. . Система отраслей права: Первый блок - отрасли, регулирующие экономику. Сюда входят: 1. гражданское законодательство (включая изобретательское законодательство); 2. хозяйственное законодательство; 3. законодательство о предпринимательстве; 4. финансовое законодательство (включая налоговое законодательство); 5. законодательство об инвестициях; 6. патентное законодательство; Второй блок - отрасли регулирующие социальное развитие. Сюда входят: 1. трудовое законодательство; 2. авторское законодательство; 3. законодательство о социальном обеспечении (включая пенсионное законодательство); 4. жилищное законодательство; 5. законодательство об образовании; 6. брачно-семейное законодательство; Третий блок - отрасли, регулирующие охрану природы и окружающей среды. Сюда входят: 1. сельскохозяйственное законодательство; 2. земельное законодательство; 3. законодательство о недрах; 4. водное законодательство; 5. законодательство о лесах; 6. законодательство об охране животного мира; Четвертый блок - отрасли, регулирующие охрану общественного порядка. Сюда входят: 1. законодательство о судоустройстве; 2. законодательство о прокуратуре; 3. законодательство об адвокатуре; 4. гражданское судопроизводство; 5. арбитражный процесс; законодательство об административных правонарушениях; 6. уголовное законодательство; 7. уголовный процесс; 8. исправительное законодательство; Пятый блок - законодательство о международных отношениях, об обороне и внешней безопасности ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СРАВНЕНИИ 3.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства Систему права необходимо различать от системы законодательства. Система права определяет внутреннюю структуру права, внутреннюю структуру права, сортировку его норм согласно отраслям и институтам, система законодательства причисляется к внешним формам формулировки права, определяет положение источников права. Система законодательства связывает все без исключения нормативные правовые акты (законы, указы, положения, распоряжения, указания)в их совокупности и взаимосвязи. Система права и система законодательства непосредственно взаимозависимые, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той, же сущности права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - это сущность, внутренняя структура права, надлежащая характеру регулируемых им социальных взаимоотношений. Система законодательства - наружная модель права, выражающая строение его источников, т.е. системы нормативно-правовых актов6. Право никак не существует за пределами законодательства, а законодательство в широком его представлении и является правом. Структура права носит объективный характер, определенный финансовым базисом сообщества. Она никак не может строиться согласно произволу законодателя. Её компонентами считаются норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, каковые в своей совокупности призваны в наибольшей степени принимать в расчёт разнообразие регулируемых общественных взаимоотношений, их специфику. Развитие системы права сопряжено, в первую очередь, с формированием и совершенствованием общественных движений, значимость которых содействует возникновению новейших правовых институтов и областей. Законодательство - модель существования, в первую очередь правовых норм, способ придания им определенности и объективности, их объединения и организации в определенные правовые акты. Однако система законодательства это непросто совокупность подобных актов, а их дифференцированная система, базирующаяся на принципах субординации и координированности её структурных частей. Связь между ними гарантируется за счет различных фактов, основным из каковых считается предмет регулирования и заинтересованность законодателя к целесообразному, комплексному построению источников права. Структура права для законодателя представляется равно как объективная закономерность. По этой причине в его решении о системе законодательства, постройке нормативно-правовых актов неминуемо выражается настоящая, справедливо обусловленная необходимость существования независимых сфер права, подотраслей, институтов, юридических норм. В ходе правотворчества законодатель обязан отталкиваться из отличительных черт отдельных подразделений права, своеобразия их соотношений друг с другом. Система права и система законодательства никак не идентична. Меж ними существуют значительные отличия, каковые дают возможность сказать о их самодостаточности . Во-первых, это проявляется в том, что изначальным компонентом системы права считается норма, а изначальным компонентом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права это строительный материал, с коего формируется эта либо другая сфера законодательства. Однако при построении любой законодательной сферы этот строительный материал способен употребляться в различном комплекте и в разной комбинации определенного нормативного акта. Вот по какой причине сферы законодательства не всегда совпадают с отраслями права и подобное расхождение двусмысленно7. Во-вторых, системы законодательства по размеру представленного в ней материала обширнее системы права, так содержит в своем содержании положения, какие в своем значении никак не могут быть причислены к праву (разнообразные программные положения и т.д.). В-третьих, в основе разделения права на сферы и находится предмет и метод правового регулирования. По этой причине, нормы отрасли права выделяются значительной степенью однородности. Сферы же законодательства, регулируя определенные области общегосударственной жизни, отличаются только лишь по предмету регулирования и никак не имеют общего метода. Помимо этого, предмет отрасли законодательства включает в себя крайне разнообразные отношения, в связи с чем и сфера законодательства не является настолько однородной как отрасль права. В-четвертых, внутреннее строение системы права никак не совпадает с внутренним строением системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства основывается в согласовании с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В-пятых, если система права носит объективный характер, в таком случае система законодательства в огромной степени подвержена субъективному фактору и находится в зависимости во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она определена различными видами и гранями социальных взаимоотношений. Субъективность законодательства условна, поскольку она также в известных границах детерминирована определенными объективными социально-экономическими действиями. Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности. В основе такого утверждения лежат следующие посылки: 1. Первичным элементом системы права выступает норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативно правового акта. Но в одном нормативном акте могут выражаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями других нормативных актов. 2. Система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву. 4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней системой законодательства. 5. Система права носит объективный характер, а система законодательства более субъективна, поскольку во многом зависит от воли законодателя. 3.2. Тенденции развития системы права и системы законодательства Ключевые тенденции формирования и совершенствования права сопряжены с общественно-экономическими и политическими реформами, совершающимися в государстве. В это же время происходят глубокие процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и сознания новейшей значимости правовых явлений в жизни общества. На этом месте возможно отметить следующие тенденции: 1)единые, свойственные для права в целом, в том числе систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции формирования структуры (системы) права; 3) тенденции улучшения законодательства. К единым тенденциям относят следующие: 1. Градационное преобразование соотношения - "человек и право". С одного края, разговор идет о "очеловечивании" права, о формировании такой правовой системы, где бы в центре внимания постоянно был человек со своими правами и свободами. Действительные шаги в данном направлении выполнены в Декларации прав и свобод человека и и гражданина, Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, законодательстве о собственности, гражданстве и иных нормативных актах8. 2. Рассредоточение законного регулирования. Основной закон Российской Федерации и Федеративный договор сформировали основу для законодательного стимулирования развития субъектов Федерации, организаций регионального самоуправления. Существенное развитие приобретают такие средства децентрализованного регулирования, как субсидиарное применение, договоры, аналогия права и закона. 3. Объединение в отечественное законодательство общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации (ст.15 Конституции Российской Федерации). Тенденции развития системы права можно обозначить следующие. 1. Процесс градационного накапливания материала и разделение его по структурным блокам - отраслям, институтам. Наиболее видна видна направленность к определенной унификации подобных блоков как равносильных по структуре, объему и иным характеристикам, что дает возможность увеличивать эффективность регулирования. 2. Увеличение значимости правового регулирования, то что тянет за собою формирование комплексных с....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: