- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система мер нетарифного регулирования международной торговли в рамках региональных форматов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006371 |
Тема: | Система мер нетарифного регулирования международной торговли в рамках региональных форматов |
Содержание
108 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра мировой экономики Шайбакова Зинаида Фехитовна Система мер нетарифного регулирования международной торговли в рамках региональных форматов сотрудничества Выпускная квалификационная работа студентки 3-го курса очно-заочной формы обучения Направление 380401 «Внешнеэкономическая деятельность» Допущена к защите на ГЭК Заведующий кафедрой, д.э.н, профессор __________ Гельвановский М.И. «___»__________ 2017 г. Научный руководитель к.э.н., ст. научный сотрудник, доцент кафедры мировой экономики ЭФ ИЭУП, РГГУ __________ Беленчук С.И. Москва 2017 Содержание Введение…………………………………………...………………………………3 Глава 1. Система мер нетарифного регулирования международной торговли...........................................................................................................8 Понятие и классификация нетарифного регулирования………………...8 Методы оценки нетарифных мер……………………………………...…21 Роль основных инструментов нетарифного регулирования в международной торговле………………………………………………………..27 Глава 2. Влияние нетарифных мер на международную торговлю…………...41 2.1. Нетарифные меры в системе многосторонних соглашений ВТО: влияние на внешнюю торговлю отдельных стран……………………………………....41 2.2. Нетарифное регулирование в рамках международных интеграционных объединениях: основные тенденции изменения………………………………61 Глава 3. Практика применения нетарифных мер в рамках ЕАЭС…………....75 3.1. Нетарифные меры во взаимной торговле ЕАЭС и торговли с третьими странами………………………………………………………………………….75 3.2. Пути повышения эффективности нетарифного регулирования ЕАЭС….94 Заключение……………………………………………………………………...104 Список использованных источников и литературы………………………….108 Приложения………………………………………………………………….…114 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В последние 10-15 лет произошли заметные сдвиги в системе многостороннего управления мировой торговлей. Прежде всего, произошло ослабление позиций ВТО в качестве центрального звена международной торговой системы. Осознание этого факта в полной мере пришло после т.н. великой рецессии 2007-2009 года. Именно в этот момент была отмечена заметная активизация переговорного процесса по выработке новых правил международной торговли за рамками ВТО, прежде всего, в формате региональных интеграционных группировок – как уже существующих, так и вновь создаваемых. Сложилась ситуация, при которой правила и нормы ВТО не поспевают за необходимостью дальнейшей либерализации международной торговой системы, включения в нее новых сфер регулирования, прежде всего положений об инвестициях, услугах, транспарентности. Это, в свою очередь, связано с тем, указанные правила и нормы исторически ориентировались, в первую очередь, на инструмент тарифного регулирования международной торговли, эффективность которого после многих лет снижения тарифных барьеров заметно снизилась. В то же время в условиях, когда последствия мирового кризиса во многом еще не преодолены, потребность многих государств в осуществлении мер протекционистского характера не только сохраняется, но и усиливается. Именно поэтому в последние годы в мировой торговле все более широкое распространение получают нетарифные меры (НТМ). Хотя их применение имеет уже довольно длительную историю, особенно в периоды кризисов, тем не менее, в последние годы они впервые сохранили свою интенсивность и в посткризисный период и, более того, выдвинулись на центральное место в торговой политике многих государств и – самое важное – интеграционных объединений. Причем наряду с «традиционными» НТМ все чаще используются новые виды, которые включают в основном так называемые меры внутригосударственного регулирования, оказывающие влияние на торговлю. Неудивительно, что подавляющее большинство споров, которые рассматриваются в рамках системы разрешения споров ВТО, в последние два десятилетия касались именно вопросов применения нетарифных мер, включая антидемпинговые и компенсационные меры. Профессор Всероссийской академии внешней торговли Дюмулен И.И. дает определение НТМ «как распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенных пошлин и аналогичных налогов и сборов), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, их объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства, различный режим для товаров разных стран и содействуют развитию национальной экономики». Степень разработанности темы. Теме нетарифных мер посвящено достаточно много работ известных российских и иностранных исследователей, а также доклады таких международных организаций, как ВТО, ЮНКТАД и др. Среди них Р.Болдуин, С.Лайэрд, О.Кэдот, С.Эвенетт, А.Никита, Дж.Фритц, И.И.Дюмулен, Т.Н.Трошкина, А.Ю. Кнобель, В.В.Идрисова и другие. В то же время тема последних сдвигов в международной торговой системе, роли и места НТМ в интеграционных процессах как части этих сдвигов, еще не получила достаточного освещения. Самым большим пробелом является отсутствие системного взгляда на эволюцию НТМ в формате современных интеграционных процессов. Эти оба явления во многом обусловливают друг друга, но их взаимодействие носит весьма сложный характер. Для раскрытия темы использовались научные работы отечественных исследователей в области евразийской интеграции: Е.Ю. Винокурова, И.Э. Точицкой и других экспертов Центра интеграционных исследований ЕАБР, а также Кнобеля А.Ю. Идрисовой В.В. и других экспертов Института Экономической политики им Е.Т. Гайдара. Вопросы международной торговли в части нетарифного регулирования рассматриваются в работах следующих зарубежных и российских авторов: О. Кедот, С.Дж. Эвенет, Д.Дж. Тарр, И.И. Дюмулен, В.В. Идрисова, А.Ю. Кнобель, А.П. Портанский, Данильцев А.В., Трошкина Т.Н. Загашвили В.С. и др. Цель работы: выявление особенностей нетарифного регулирования в общей системе регулирования в период после кризиса 2007-2009 гг. в контексте влияния нетарифных мер на интеграционные процессы на примере ЕС и ЕАЭС. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Рассмотреть понятие и классификацию мер нетарифного регулирования. Рассмотреть методы оценки нетарифных мер. Проанализировать роль основных инструментов нетарифного регулирования в международной торговле. Изучить нетарифные меры в системе многосторонних соглашений ВТО Проанализировать нетарифное регулирование в рамках международных интеграционных объединениях, а также выявить основные тенденции изменения Рассмотреть нетарифные меры во взаимной торговле ЕАЭС и в торговле с третьими странами. Определить пути повышения эффективности нетарифного регулирования ЕАЭС. Предметом исследования являются нетарифные меры в мировой торговле, а также во взаимной торговле и торговле с третьими странами в рамках ЕС и ЕАЭС. Объектом исследования являются сдвиги в международной торговой системе, а также влияние нетарифного регулирования на интеграционные процессы. Научная новизна данного исследования состоит в том, что в настоящее время произошли существенные сдвиги в международной торговле, которые обусловлены отходом от регулирования в рамках многостороннего формата в сторону преференциальных торговых соглашений, где главная роль отведена внутригосударственным нетарифным мерам. Структура работы обусловлена выдвинутыми целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав и заключения, списки использованных источников и приложением. Положения, выносимые на защиту: Отличительной чертой современного этапа эволюции нетарифных мер является усиление применения НТМ даже после выхода мировой экономики из острой фазы экономического кризиса. Ключевым инструментом торговой политики стран является применение внутригосударственных НТМ. Постепенный переход регулирования внутригосударственных НТМ на регионально-преференциальный уровень. Влияние НТМ на конкретную страну во многом зависит от степени ее вовлеченности в глобальные цепочки добавленной стоимости. Несогласованность торговой политики государств-участниц ЕАЭС по отношению к третьим странам влияет на отношения внутри ЕАЭС. В первой главе будут рассмотрены типология и классификация нетарифных мер, применяемых в международной торговле. Во второй главе исследования проводится анализ нетарифного регулирования в рамках международных интеграционных объединений для выявления тенденции изменения применения НТМ. Третья глава диссертации посвящена рассмотрению вопросов, связанных с влиянием нетарифных мер во взаимной торговле ЕАЭС и торговли с третьими странами, а также пути повышения эффективности нетарифного регулирования. В заключении по результатам исследования представлены содержательные выводы, сформулированы предложения по экономической политике. Глава 1. Система мер нетарифного регулирования международной торговли 1.1. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования За прошедшие годы многосторонние торговые переговоры в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) позволили существенно снизить уровень тарифных ставок. Согласно базе данных ЮНКТАД по информационно-аналитической системе торговли (TRAINS), средние тарифы на сельскохозяйственную и несельскохозяйственную продукцию неуклонно снижались с 19,9 % и 6,7 % в 1995 году до 7,4% и 2,4% в 2008 году, соответственно. Данное снижение тарифных барьеров обусловлено проведением восьми раундов многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ, а также в рамках двусторонних и региональных соглашений. Как следствие растущее значение принимают нетарифные меры (НТМ), которые на данный момент широко используются как протекционистские и регулирующие торговые инструменты для контроля и ограничения свободного потока международной торговли. НТМ привлекают дополнительное внимание в связи с «торговой и валютной войной», вызванной мировым финансово-экономическим кризисом 2007-2009 гг. Совершенно очевидно, что как развитые, так и развивающиеся страны начали использовать инструменты торговой политики в ответ на нынешний глобальный экономический и финансовый кризис, главным образом в форме НТМ для защиты отечественных производителей. Продолжающийся экономический кризис еще раз подчеркнул настоятельную необходимость определения явных и скрытых НТМ, которые используются под различными законными предлогами (такими, как охрана здоровья и окружающая среда). Многими экономистами НТМ определяются как меры экономической политики, отличные от обычных таможенных тарифов, которые оказывают негативное воздействие на международную торговлю товарами и, как результат, нивелируют экономический эффект от отмены или снижения таможенных пошлин. С одной стороны, применение НТМ вызывает снижение объемов импортируемых товаров, повышаются цены импортируемых товаров или происходит и то, и другое. Также НТМ применяются к определенным видам и объемам товаров. С другой стороны НТМ выполняют важные задачи государственной политики, такие как защита здоровья населения или окружающей среды. Например, большинство НТМ, которые были введены в течение двух лет с момента экономического кризиса 2008г., в основном соответствуют принципам ВТО, но они рассматриваются в качестве политических мер по ограничению свободного потока товаров и услуг через таможенные границы. Согласно аналитическому докладу ЮНКТАД (октябрь, 2013 г.) следует различать нетарифные меры от нетарифных барьеров. Если нетарифные меры определяются как меры, отличные от тарифных мер, которые могут потенциально оказывать влияние на международную торговлю товарами, воздействовать на ее объем, то нетарифные барьеры определяются как меры, отличные от тарифных, которые оказывают влияние на объем мировой торговли товарами, и чей дискриминационный эффект в отношении иностранных товаров является доказанным фактом. То есть нетарифные меры являются более обширным понятием, которые включают в себя все меры, воздействующие на международную торговлю товарами. Считается, что термин НТМ охватывает широкий спектр инструментов торговой политики, как традиционных, так и новых, включая санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры, квоты, импортные и экспортные лицензии, экспортные ограничения, таможенные сборы и антидемпинговые и защитные меры. В течение последних нескольких лет лидеры стран Большой двадцатки (G20) неоднократно обсуждали вопрос о сдерживании использования НТМ из-за того эффекта, который они несут в себе, а именно замедление позитивных результатов наращивания торговли и интеграции. Первоначальные исследования по проблематике НТМ были основаны на работах Болдуина (1970г.) и Кордена (1971г.). Болдуин определяет НТМ как «любые меры (государственные или частные), которые приводят к тому, что товары и услуги, реализуемые на международном рынке, распределяются неоптимальным образом, который приводит к сокращению потенциального дохода международной торговли». Далее в это определение включили также «другие меры, такие как субсидирование национального производителя и экспортные субсидии, которые могут каким-либо образом повлиять на импорт». Среди российских исследователей в области применения НТМ нужно выделить профессора Дюмулена И.И., который определяет нетарифные меры как «любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную номенклатуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран» и условно подразделяет их на два типа: Специально созданные НТМ с тем, чтобы с их помощью регулировать внешнеторговую деятельность, например, запреты, квоты и лицензии. НТМ, которые возникают в результате проведения технической политики, для защиты жизни и здоровья населения, животных и растений. Как таковые они не направлены на ограничение или регулирование внешней торговли, а лишь, как уже упомянуто выше, на осуществление технической политики или мер в области здравоохранения. Но стоит заметить, что данные виды мер могут иметь побочный эффект и как следствие создают лишнее препятствие и ограничение для экспорта или импорта. Зачастую данные меры делаются преднамеренно. Многие исследования последних десятилетий основаны на системе кодирования ЮНКТАД (TRAINS – Trade Analysis Information System) для определения количества нетарифных мер по странам и продуктам. Помимо теоретических исследований в этой области также предпринималось несколько попыток привести уровень нетарифных мер к адвалорному эквиваленту, чтобы обеспечить сопоставимость между странами и секторами экономик на агрегированном уровне. С 1967 г. свою классификацию НТМ разрабатывало и ГАТТ. Эта система базировалась на основе системы нотификаций (уведомление Секретариату ВТО о введение какой-либо нетарифной меры). Следует отметить, что данные уведомления носили добровольный характер, что затрудняло их использование для статистического анализа, поскольку страны-члены информировали не обо всех мерах. Подробно данная система отражена на рисунке № 1. Ситуация исправилась после того, как в ходе Уругвайского раунда переговоров, предварившем создание ВТО, было принято решение об обязательном характере системы нотификаций. Периодичность Виды нотификации Уведомление о введенных мерах Разово Периодически По особому случаю Уведомление о мерах, введенных другими странами-членами ВТО По особому случаю Рисунок № 1 Виды нотификаций согласно правилам ВТО Система нотификаций охватывает широкий спектр областей от аграрного сектора до преференциальных торговых соглашений. Данные требования в целом соответствуют категориям НTM, они не обязательно охватывают меры, которые могут быть к ним отнесены. Например, в случае санитарных и фитосанитарных мер в Статье 7 и Приложении «B» к Соглашению ВТО о санитарных и фитосанитарных мерах (СФС) правительства должны уведомлять о новых мерах, которые не основаны на международных стандартах, но оказывают существенное влияние на торговлю других стран-членов. Ниже приведена классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ГАТТ/ВТО на основе уведомлений. Она включает в себя пять категорий: Ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях на различных этапах - производство товаров, сбыт, транспортировка и т.д. (например, субсидии и дотации экспортерам). Таможенные процедуры, экспортно-импортные формальности административного характера (определение страны происхождения товара). Технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли (СФС, требования к маркировке). Количественные ограничения и сходные с ними административные меры (например, квоты, лицензирование). Ограничения, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей (например, антидемпинговые пошлины). Ниже приведена разбивка нотификаций по трем основным направлениям применения НТМ, поданных в Секретариат ВТО с 1995 г. по 2015 гг., которые были представлены в докладе ВТО в 2016г. Рисунок № 2 Количество нотификаций, поданных в секретариат ВТО с 1996 – 2015 гг. Эти данные еще раз доказывают преобладающее значение и все большее использование нетарифных мер, особенно в части технического регулирования (ТБТ) в торговле, санитарных и фитосанитарных мер (СФС). В последние годы наблюдалось значительное увеличение нотификаций по ТБТ и СФС, что привело к рекордно высокой отметке в 1640 новых нотификаций о ТБТ в 2013 году и 1137 нотификаций СФС в 2014 году. Всего же за период с 1979 г. по настоящее время в Секретариат ВТО было подано свыше 44 тысяч нотификаций. Вышеуказанные исследования выявили три подхода к измерению НТМ: Подход, основанный на подсчете наблюдаемых НТМ, которые применяются к конкретным странам, секторам или видам товаров; Подход, основанный на сопоставлении НТМ к его тарифному (адвалорному) эквиваленту; Подход, основанный на эконометрической оценке потоков товаров. На основе этих подходов исследователи предпринимали попытки количественно оценить влияние НТМ. Но основную роль в исследованиях НТМ сыграла, конечно же, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), которая с начала 80-х годов прошлого столетия занималась сбором информации по нетарифным мерам и их классификацией. В 1994 году она начала собирать и классифицировать тарифные и нетарифные меры из различных официальных источников в соответствии с системой мер кодирования регулирования торговли TCMCS (Coding System of Trade Control Measures). Данная система классифицировала тарифные, пара-тарифные и нетарифные меры более чем в сто подкатегорий. Одновременно с ней ЮНКТАД также разработало базу данных TRAINS/WITS. Впоследствии она переросла в наиболее общедоступный классификатор нетарифных мер. Она включала в себя шесть категорий в зависимости от характера меры. Нельзя не отметить, что в данную классификацию были включены только меры, касающиеся импорта - меры, влияющие на экспорт (субсидии, стимулирование производства) включены не были. Согласно данной классификации импортные меры разделены на два блока: первый – основные меры и второстепенные. Схематично они отображены на рисунке №3. Основные меры – меры, направленные на защиту национальных производителей, второстепенные – направлены на защиту национальных потребителей. Рисунок № 3 Классификация ЮНКТАД, разработанная в 1994 г. По мере появления новых вспомогательных мер протекционизма, как инструмента торговой политики, возникла необходимость в обновлении базы TCMCS, как показано в таблице №1. Таблица № 1 Эволюция нетарифных мер по категориям (%) в соответствии с классификацией TCMCS. 1995 2005 Вспомогательные меры Автоматическое лицензирование 2,8 1,7 Монополистические меры 1,3 1,5 Технические меры 31,9 58,5 Основные меры Меры ценового контроля 7,1 1,8 Финансовые меры 2,0 1,5 Количественное регулирование торговли 49,3 34,8 Как показано в таблице, технические меры и количественное регулирование торговли являются ключевым инструментом торговой политики стран. На проходившей в 2005 г. конференции Комиссии по торговле и развитию, ЮНКТАД инициировало новое совещание по доработке методологии классификации и исследований в области НТМ. Основное внимание было уделено следующим проблемам: Определить пути совершенствования базы данных ЮНКТАД по НТМ, которая была разработана ранее. Выявить методологию определения и классификации НТМ в соответствии с их характером и источником, включая меры, которые были выявлены ранее. Разработать эконометрические подходы к количественной оценке НТМ, для лучшего понимания роли данных мер в мировой торговле. Оказать помощь развивающимся и наименее развитым странам для создания условий по оценке НТМ, влияющих на их экспорт. Изучить опыт других международных организаций, таких как Всемирный банк, ВТО, МВФ, в области исследований НТМ. Позже была создана межведомственная группа MAST (Multiagency Support Team), которая с 2006 г. по настоящее время занимается изучением и классификацией НТМ. Она состоит из членов следующих организаций: ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), МВФ, Всемирный банк, ВТО, Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР). MAST дало следующее определение термину НТМ: как меры экономической политики, отличные от обычных тарифов, которые потенциально могут иметь экономический эффект на международную торговлю товарами, изменяя объемы торговли товаров, цену на них или действуя в обоих направлениях. MAST, как уже было отмечено выше, согласился с тем, что НТМ нельзя определить как нетарифные барьеры, поскольку это понятие намного шире, но в то же время не надо пытаться искать различия между ними. MAST заключил, что для учета как экономической значимости НТМ, так и трудности сбора и надлежащей группировки данных необходим обновленный и измененный вариант предыдущей классификации ЮНКТАД по TCMCS, что и было сделано в 2009 г. На данный момент она является одной из наиболее полных по информативности систем по нетарифным мерам. Она включает в себя порядка 90% всех НТМ, применяемых в международной торговле. Данная классификация представлена в таблице №2. Она состоит из шестнадцати глав, каждая из которых включает НТМ близкие по характеру своего воздействия на торговлю. Каждый раздел включает подгруппы, объединяющие отдельные виды НТМ. Каждая подгруппа делится на уровни: от одного до трех (следуя той же логике, что и Гармонизированная система классификации продукции). Все главы, за исключением главы «Р» отражают требования, предъявляемые импортирующей страной в отношении импорта., Разделе «Р» - единственный, требования которого применяются экспортирующей страной к экспорту. Таблица № 2 Классификация нетарифных мер ЮНКТАД Импорт Технические меры А. Санитарные и фитосанитарные меры В. Технические барьеры в торговле С. Предотгрузочная инспекция и другие формальности Нетехнические меры D. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры E. Запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля; F. Контроль за ценами, включая поддержку внутреннего производства и цен G. Финансовые меры, включая ограничительные методы платежей H. Внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных товаров I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей; К. Ограничения и запреты послепродажного обслуживания импортных товаров; L. Субсидии, воздействующие на торговлю (исключая экспортные субсидии); М. Торги в отношении правительственных закупок импортируемых товаров; N. Ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собственность; О. Ограничения торговли, связанные с определением страны происхождения товаров; Экспорт P. Запреты, квоты, лицензии, экспортные субсидии и др. Влияние на торговлю каждой из этих групп мер неоднозначны. Некоторые из них имеют четко очерченное ограничительное воздействие – например, меры категорий (А) – (С) в значительной степени направлены на регулирование в области стандартов и качества продукции в ответ на множество проблем, поднятых обществом во многих областях, таких как защита окружающей среды и здоровье населения и животных, безопасность пищевых продуктов и права потребителей. Данные меры могут рассматриваться как связанные с торговлей, поскольку они могут де-факто влиять на импорт товаров в страну, изменяя их количества или стоимость или и то, и другое. Однако эти НТМ де-юре не используются в целях протекционистской политики. Напротив, меры нетехнического характера, часто называемые нетарифными барьерами (НТБ), относятся к мерам торговой политики, отличными от тарифов, которые непосредственно направлены на изменения количества или стоимости на импортируемые товары. Следует подчеркнуть, что обновленная классификация включает значительное число новых подкатегорий по мерам санитарных и фитосанитарных мер (СФС), технических барьеров в торговле (ТБТ). Кроме того, введены несколько новых категорий НТМ, таких как экспортные меры, связанные с торговлей инвестиционные меры, ограничения, связанные с послепродажным обслуживанием, субсидии, меры, связанные с правами интеллектуальной собственности и правилами происхождения товара. Еще одним новшеством в новой классификации ЮНКТАД было введение концепции «процедурных преград», которая касается вопросов, связанных с процессом применения НТМ, а не с самой мерой. То есть в ряде случаев не сама мера является дискриминационной или создает препятствие для торговли, а их непосредственная реализация. Более детально они проиллюстрированы на рисунке № 4. Источник: A.G. Gebre «Non-Tariff Barriers to Trade and the WTO Regulations», 2014 г. Рисунок № 4 Виды процессуальных преград Впоследствии данные виды процессуальных преград были дополнены: временными ограничениями (например, задержками в административных процедурах); проблемами, связанными с инфраструктурой (например, плохое состояние автомобильных дорог). Еще одна классификация была предложена американским экономистом Робертом У. Стейгером, который разделил НТМ на три категории и рассматривает все меры по географическому признаку. К первой категории относятся НТМ, применимые к импорту (импортные квоты, импортные лицензии, таможенные формальности и др). Соответственно ко второй категории – НТМ, применимые к экспорту (экспортные субсидии, добровольное ограничение экспорта и др.) Данные категории применимы и к экспорту и к импорту на таможенной границе, т.е. они по сути являются «пограничными мерами» (border measure). Третья категория мер – это меры, которые введены внутри страны в рамках внутренней экономики. К таким внутригосударственным мерам (behind-the-border measure) относятся внутреннее законодательство, охватывающее стандарты в области здравоохранения, технических и др. областей, государственные закупки, внутренние налоги и др. Что же касается российской практики, то согласно статье № 46 Договора о Евразийском экономическом союзе комплекс мер нетарифного регулирования включает в себя: - запрет ввоза и (или) вывоза товаров; - количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; - исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; - автоматическое лицензирование (мониторинг) экспорта и (или) импорта товаров; - разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров. 1.2. Методы оценки нетарифных мер Нетарифные меры, в отличие от тарифных не являются измеряемыми величинами, и как следствие трудна их количественная оценка и влияние на экономику стран. Основная цель количественной оценки НТМ заключается в проведение оценки ценовых эффектов и приведение их в адвалорный эквивалент (также называемый неявным тарифом). Существуют различные подходы в определении и оценке воздействия нетарифных мер на международную торговлю. К основным можно отнести: Частотные методы Методы сравнения цен Эконометрические модели К первым двум методам прибегают, когда необходимо предварительно оценить степень влияния нетарифных мер регулирования на объемы импорта товаров. Частотные методы включают частотный индекс (frequency index) и индекс покрытия (coverage ratio). Частотный индекс показывает долю товарных позиций, для которых применяется одна или несколько НТМ. Он рассчитывается по формуле: [1] где: Fj – частотный индекс интенсивности применения защитных мер некоторой страной j; Di – дамми, отражающая применение к товарной позиции i одной или более нетарифных мер; Mi– дамми, если товар I импортируется страной j. Частотный индекс может быть рассчитан как для импорта из всех стран, покрытого защитными мерами, так и для импорта из отдельной страны, против которой эта мера применяется. Таким образом, частотный индекс для отдельной страны, против которой вводится защитная мера, показывает долю товарных позиций (как правило, для расчетов используются 6-значные позиции товарной номенклатуры), для которых применяется одна или несколько тарифных мер по отношению к этой стране, в общем количестве товарных позиций, по которым осуществляется импорт из этой страны. Индекс покрытия показывает долю импорта, для которого применяется одна или несколько НТМ. Он рассчитывается по следующей формуле: [2] где: Cj – индекс покрытия; Di – дамми, отражающая применение к товарной позиции i одной или более нетарифных мер; Vi – объем импорта товарной позиции i в стоимостном выражении. Для расчета влияния НТМ на уровне двух знаков ТН ВЭД Di–дамми-переменная принимает значение «1» к товарам на уровне четырех знаков ТН ВЭД, по которым применяется НТМ, или принимает значение «0» к товарам, на которые нетарифные меры не действуют. Один из недостатков частотного метода заключается в том, что он не позволяет получить информацию относительно экономического воздействия введения нетарифных барьеров на цены, объемы импорта товаров и их производства. Для того чтобы провести оценку изменения цены, вызванного применением нетарифных мер, и представить результаты эквивалентные таможенным тарифам используются методы сравнения цен, которые в международной литературе трактуются как методы ценового разрыва (price gap и price wedge). В экономической литературе описывается несколько данных методов, одним из универсальных является метод сравнения цен FOB и CIF. [3] где: – цена FOB импортного товара на рынке импортера; – цена FOB на тот же товар, экспортируемый на другой (внешний) рынок; – цена CIF на импортный товар на рынке импортера. В данном случае мы сравниваем разницу между ценами FOB на внутреннем и внешнем рынках со стоимостью товара для конечного потребителя. Для расчета по этому методу необходимо правильно оценить соответствующие стоимости, что не всегда можно легко выявить, поскольку импортируемые товары конкретной отрасли не всегда идентичны товарам национальных производителей и что, не менее важно, если есть влияние нескольких НТМ на цену, то нельзя выявить влияние отдельных мер. Помимо этого есть еще ряд факторов, которые могут искажать рыночную цену товара, такие как нестабильный обменный курс, транзакционные издержки, государственная поддержка национальных производителей. Преимущество данного метода – это легкость вычисления соответствующего эквивалента. Эконометрическая оценка воздействия НТМ на объем внешней торговли осуществляется двумя основными методами: на основе стандартной модели спроса на импорт и на основе гравитационной модели. При использовании большого набора модель спроса на импорт может включать все категории НТМ и таким образом нивелировать индивидуальное воздействие каждого из них и также может быть использована для дальнейшей оценки адвалорных эквивалентов. Теоретической основой данного исследования является модель общего равновесия. В работе Kee, Nicita, Olarreaga (2009г.) авторы предлагают использовать следующее уравнение для оценки НТМ: [4] где: ms,j – объем импорта товара s из страны об выраженных в мировых ценах tar – уровень импортного тарифа Cs,j – множество переменных, определяющих наделенность страны j факторами k (ВВП, рабочая сила и др.) При помощи этой модели определяют количественные эффекты применения НТМ, переведенные в адвалорные эквиваленты, используя эластичность спроса на импорт. После расчета адвалорных эквивалентов можно также вычислить степень защиты рынка на уровне страны. Основным недостатком этого метода является то, что он требует большого количества дополнительных расчетов, и полученные результаты очень чувствительны к тому, как будут определены эластичности спроса на импорт. Гравитационная модель основана на торговле между двумя странами и зависит от размеров их экономик и расстояния между странами. Стандартная гравитационная модель может быть реализована при различной степени агрегации и оценивается как по пространственным так и панельным данным. Использование панельных данных позволяет учесть взаимосвязи между переменными во времени и индивидуальные эффекты между торговыми партнерами. Обычно анализ проводится на уровне продукта (на уровне шести знаков Гармонизированной системы) или на уровне отрасли. Общая спецификация гравитационной модели следующая: [5] где: - значение импорта товара s в страну j из страны i в промежуток времени t. NTM – ряд индикаторов, связанных с введением НТМ в стране i по отношению к стране j в период t. z – совокупность двусторонних гравитационных переменных (например, расстояние между странами и т.д.). fe – переменные, несущие определенный эффект на сектора экономики, страну-экспортер, страну-импортер и время. В ходе изучения влияния НТМ на торговлю между странами ведущими экономистами Всемирного Банка были разработаны и реализованы широко используемые на данный момент индикаторы для измерения нетарифных мер: Общий индекс торговых ограничений (Overall Trade Restrictiveness Index – OTRI), который рассчит....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: