- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Семейное право Древней Руси проблема рецепции норм
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001297 |
Тема: | Семейное право Древней Руси проблема рецепции норм |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение 3 1. Исторические предпосылки формирования права Древней Руси 5 2. Первые юридические памятники на Руси. Влияние византийских правовых норм: 2.1. Обычай 7 2.2. Договоры как источник права Древней Руси 9 3. Деятельность русских князей по формированию права Древней Руси 14 4. Влияние византийского права на нормы уголовного права и суда Древней Руси 17 5. Семейное право Древней Руси: проблема рецепции норм византийского права 23 Заключение 29 Список литературы 31 ВВЕДЕНИЕ Понятие рецепции является одним из основных понятий, позволяющих исследовать соотношение и взаимодействие разных правовых систем. Поэтому в юридическом научном дискурсе оно стало «рабочим», наиболее часто употребляемым и изучаемым. Понятие «рецепция» имеет древнеримское происхождение. Латинский термин receptio – принятие, прием – в юриспруденции в настоящее время трактуется в широком смысле (заимствование и освоение богатства чужой правовой культуры в целях обогащения собственной) или в узком (использование системы римского права в некоторых странах Западной Европы, начавшееся в XII веке и достигшее высшего подъема в XV–XVI веках).1 Рецепция права определяется Ткаченко С.В.2 как «заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющие политическую и экономическую зависимость от других стран». В период IX–XIII вв. славянские страны активно вовлекались в культурную орбиту Византии. Это выражалось, в том числе, и в интенсивной деятельности по переводу византийских сборников канонического и светского права на славянский язык. Указанная деятельность началась уже во время моравской миссии св. Констанина-Кирилла и Мефодия (863–885 гг.) и продолжалась у южных славян до середины XVII в., а на Руси – вплоть до конца XVIII в.3 Гладких В.М.4 подчеркивает, что не западно-римская, а именно восточно-римская (византийская) правовая традиция с ее ярко выраженной склонностью к систематизации и кодификации законодательства (Кодекс Грегориана, Кодекс Гермогениана, Кодекс Феодосия, а позднее - Свод законов Юстиниана) и другими особенностями могла после принятия христианства воздействовать на древнерусское, а позднее и на российское право. Вопрос о рецепции византийского права в Древней Руси является малоизученным; исследователями выдвигаются различные точки зрения относительно степени воздействия норм византийского права на формирование источников древнерусского права. Цель данной курсовой работы - исследование влияния византийских источников права на право Древней Руси. Задачами курсовой работы являются: изучение исторических предпосылок возникновения права в Древней Руси, исследование источников древнерусского (уголовного, семейного, гражданского) права и влияния римско-византийских норм на их формирование. 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА ДРЕВНЕЙ РУСИ В IX веке на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве. Древнерусское государство, как любое государство, формировалось не мгновенно и не по указанию какого-либо лица, а в результате длительного процесса накопления социально-экономических предпосылок и условий, являясь результатом экономического, социального, политического и духовного развития народа.5 По форме государственного правления Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который выполнял государственные функции вместе с дружиной (княжеско-дружинное управление). Бояре подчинялись князю по принципу вассалитета; при князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Созывались княжеские съезды. Родоплеменная знать сохранялась в течение длительного времени, и занималась она судебно-административной деятельностью.6 Согласно историческим данным, при императоре Василии, т.е. в период между 867 и 881 (882) гг., началась христианизация Руси, осуществленная под давлением императорской Византии. В тот период времени крещение приняли старейшины, которые являлись политической элитой государства, и некоторые участники вечевых собраний Киева. Развитию на Руси греческой просветительской миссии способствовало также активное развитие торговых отношений в IX в. между Русью и Византией. Древняя Русь, попав в число территорий греческих миссионерских завоеваний, стала числиться формально и титулярно в юрисдикции Царьградского патриарха, имя которой «митрополия русская».7 Имперские амбиции Византии в конце X в., проявившиеся в отношении возможности включения в состав Вселенской империи Древнерусского государства с целью дальнейшего его введения в единое церковно-государственное поле в качестве новокрещеного народа «византийского сообщества (содружества) наций», привели к активизированию политического и церковного воздействия христианской империи на политическое руководство Киевского государства. Наиболее четко это проявилось в период правления великого князя Владимира Святославовича (978 - 1015 гг.), когда завершаются складывание территории Древнерусского государства и процесс «окняжения» вошедших в его состав земель восточно-славянских племенных союзов. Благодаря этому образовалась единая военно-дружинная корпорация во главе с великим князем, защитником и главой государства.8 В X в. Древнерусское государство в кратчайшие сроки сформировало основные принципы дальнейшего исторического развития государственно-конфессиональных отношений. При этом: - древнерусская государственность стремилась к выстраиванию взаимоотношений с церковью на основе усвоения византийской идеи «священства и царства»; - православие стало важнейшим духовным условием превращения родоплеменного и разноэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединенный общим мировоззрением, общим великим духовным смыслом бытия, общими целями; - православное христианство стало превращаться в русском сознании в государственную, национальную религию.9 2. ПЕРВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ НА РУСИ. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМ: 2.1 Обычай В древнейший период истории России («земский» «княжеский», «удельно-вечевой», время «Днепровской Руси»), когда частно-правовые начала были еще соединены с государственными, в области правовых отношений закон играл второстепенную роль по сравнению с обычаем, который являлся преобладающей правовой формой и был «юридическим базисом, на котором зиждется весь строй политических и общественных отношений Древней Руси». Обычное право становится основой для возникновения и формирования такой правовой формы, как судебный прецедент. Договор являлся четвертым, очень важным источником формирующейся правовой системы Древней Руси; в древнее время он выходил за пределы известных в современном гражданском быту договоров. Он применял уже существующие нормы к известным лицам и отношениям, не создавая нового права. В связи с тем, что законодательная власть была слабой, а преобладающей формой образования права выступал обычай, древний договор имел более широкую область действия. Он устанавливал новые нормы права «во всех тех случаях, которые не определены еще обычаем или относительно которых он не ясен или спорен».10 Процесс формирования права в Древнерусском государстве был длительным. Право формировалось и совершенствовалось по мере развития общества. Источниками права являлись обычаи славянских племен и племенных союзов, решения князей, судов, а также договоры. При этом правовые обычаи у разных племен отличались и находились под сильным влиянием религии и моральной ответственности. Сфера применения обычного права была одинаковой во всех племенах: оно распространялось на семейно-брачные, имущественные отношения.11 Обычай, если он санкционирован государственной властью (а не только традицией или мнением), становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать в устной и письменной форме. Обычное право регулировало отношения внутри общины («верви»), представляя собой право отдельных земель, которое формировалось на основе местных обычаев и понималось как норма поведения согласно укладу местной жизни и общепринятым в определенном обществе понятиям о справедливости.12 Древнерусское право возникло в связи с развитием системы социального регулирования; в процессе его эволюции образовывающаяся государственная власть санкционировала действующие в этом обществе обычаи в качестве готовой формы, при помощи которой устойчивые правила поведения превращались в общеобязательные юридические нормы. Становление обычаев у восточных славян происходило в результате неоднократного применения правил поведения, возникших на основе фактически сложившихся отношений. Постепенно эти правила наполнились определенным содержанием и стали тем важнейшим институтом, с помощью которого происходило социальное регулирование общественной жизни. По мере перехода от родоплеменной организации к феодальному строю в ходе смены присваивающего типа хозяйствования на производящий тип общественно-экономической жизни, развития товарно-рыночных отношений, частной собственности, появления классов стали возникать новые общественные отношения, оказавшиеся вне сферы правового регулирования. В этих условиях начинают складываться и приобретать значение источника древнерусского права судебные прецеденты, возникшие на основе принятого княжеской властью судебного решения по рассмотрению отдельных конфликтных случаев. Развитие судебных прецедентов в качестве источника права осуществляется официальной государственной властью – князем, субъектом государственно-политического властвования, являвшимся носителем судебных функций, когда он по собственному усмотрению разрешает казусы, создавая новые нормы, направленные прежде всего на укрепление государственной власти.13 2.2 Договоры как источник права Древней Руси В IX - X вв. на Руси письменных сборников обычного права не существовало. Впервые излагать нормы своего права в объективной форме руссы начали в X веке, в договорах, заключенных с Византией. Как уже указывалось, наравне с обычаем договор («докончанье», «ряд», позднее «крестное целование») в древнейший период истории являлся преобладающей правовой формой, посредством которой часто обычное право становилось законом. Многие исследователи древнерусского права выделяют несколько типов договоров, существовавших в этот период: международные договоры (с греками, немцами); договоры русских князей между собой; договоры князей с народом (городами).14 Договоры Руси с Византией – это первые письменные источники права Древнерусского государства. Исследователи разных периодов выделяют, прежде всего, три договора князей Киевской Руси с Византией, признавая их важную роль: 911, 944 и 971 гг. В указанных договорах содержатся нормы международного, торгового, уголовного и процессуального права. Русский юрист Н.Л. Дювернуа назвал два из этих договоров первыми подлинными памятниками «древнейшего юридического быта», подчеркнув их значение именно для судопроизводства. «Для истории образования права договоры князей с греками имеют то значение, что в них в первый раз твердо и на письме установлены были нормы, по которым должен твориться суд».15 Именно договоры с Византией X в., связывающие нормы национального права с иноземными, заимствующие византийское право, являются юридической формой, наиболее ярко представляющей зачатки законодательства на Руси. Салтыкова С.А. указывает, что спокойная племенная (патриархальная) жизнь славян могла долго руководствоваться накопленными юридическими нормами, которые выработаны обычаями с незапамятных времен. Но с X века восточные славяне были вовлечены авантюристическими дружинами варягов в столкновение с отдельными странами: Византией и западноевропейским миром. Это повлияло на существующий спокойный уровень обычного права: усилило разнообразие в понимании юридических норм и принудило согласить свои отечественные нормы с чужеземными. Так возникли первые способы возникновения законодательства: договоры с иноземцами и рецепция чужих законов.16 Историки по-разному оценивают вопрос рецепции права из договоров Руси и Византии: одни полностью отрицают право руссов в этих договорах (В. Сергеевич), другие же полностью отрицают право византийское (Д. Самоквасов). Многие исследователи придерживаются компромиссной точки зрения и определяют договорное право как смешанное, славяно-византийское право, сообразующее две различные правовые системы: обычное право руссов и более цивилизованное византийское законодательство, являющееся продолжением и развитием римского права.17 Договоры в основном содержат нормы торгового, международного частного, уголовного, наследственного права. Например, договоры князей Олега и Игоря определяют юридическое положение руссов в Византии, взаимные обязательства сторон. Причем договор Игоря 945 г., заключенный после неудачного похода на греков, несколько видоизменяет и ограничивает права руссов, предоставленные им договорами 907 и 911 гг., заключенными после завоевания Византии великим князем Олегом. Так, русские обязывались входить в Константинополь одними воротами, без оружия, отрядами не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, предъявив княжескую грамоту с обозначением числа кораблей, имен прибывших в Византию послов и купцов. В свою очередь, греки должны были предоставлять русским «корм»: послы получали посольские оклады, а купцы – «месячину», т.е. месячное содержание по старшинству русских городов и право вести беспошлинную торговлю, а также продовольствие и судовые снасти на дорогу, когда русские покидали Византию. Кроме торговых отношений, договоры также регулировали международные отношения и в других областях.18 Как указывает Борисов О.В.19, договоры 911 и 944 годов заключались в благоприятной для Руси обстановке. В них дается представление о зачатках нескольких отраслей права в X веке, прослеживаются интересы русской стороны, имеются ссылки и на византийские законы, и на русские обычаи. Договор 911 г., заключенный между князем Олегом и императором в Константинополе, содержал перечень преступлений и наказаний за их совершение, а также закреплял следующие положения уголовного и процессуального характера: обвинение в преступлении должно основываться на ясных показаниях, при этом свидетель должен клясться «по своей вере» и пусть примет казнь, если клялся ложно».20 Статья 3 договора 911 года касается доказательств совершения преступления и гласит, что обвинение, которое нашло подтверждение в публично представленных доказательствах, является доказанным. Если сторона оспаривает представленное доказательство, то оно могло быть отвергнуто путем присяги «согласно своей вере». Статья 5 данного договора также упоминает о «присяге согласно своей вере» в качестве доказательства того, что нанесший удар мечом или иным орудием не в состоянии выплатить причитающийся с него штраф, в результате чего судебное преследование в отношении него заканчивалось. В договоре 944 года в статье 3 также упоминается присяга как процессуальное доказательство бегства челядина от русских, проживающих в Византии, и не найденного. Статья 7 данного договора, оговаривающая возвращение выкупленного греком русского, указывает присягу в качестве доказательства цены, которая должна быть возвращена лицу, уплатившему за пленника.21 Договор 911 года устанавливал пределы судебного разбирательства в случае, если совершивший убийство преступник «уйдет». Если этот преступник будет найден, суд для него заканчивался смертной казнью. Однако если совершивший убийство и скрывшийся преступник был «домовит», то исход дела был иным: полагалось отдать его имение близкому родственнику убитого, при этом жена преступника имела право на свою законную часть. На этом преследование за данное деяние могло быть закончено. Договорами 911 и 944 годов устанавливалась ответственность за совершение кражи и грабежа. Сравнение текстов договоров говорит о том, что за время, прошедшее с момента заключения «ряда» 911 года, институты действовавшего в этой сфере права получили определенное развитие. Так, статья 5 Договора 911 года устанавливала наказание в виде лишения жизни лица, «пойманного на воровстве и захотевшего сопротивляться», а статья 5 Договора 944 года гласила, что «Ежели Русин украдет что-нибудь у Грека или Грек у Русина, да будет строго наказан по закону Русскому и Греческому; да возвратит украденную вещь и заплатит цену ее вдвое».22 К нормам торгового права можно отнести следующее положение договора: «Если корабль греческий будет выброшен ветром на чужую землю и случится при этом кто-нибудь из русских, то они должны охранять корабль с грузом. Отослать его назад в землю христианскую: если же противные ветры или мели задержат корабль на одном месте, то русские должны помочь гребцам и проводить их с товарами поздорову, если случится близко тут земля Греческая: если же беда приключится близ земли Русской, то корабль проводят в последнюю, груз продается, и вырученное Русь принесет в Царьград, когда придет туда для торговли или посольством; если же кто на корабле том будет прибит или убит Русью или пропадет что-нибудь, то преступники подвергаются наказанию». Наследственные правоотношения также заняли свое место в рассматриваемом договоре: если кто из русских, служащий христианскому царю, умрет, не распорядившись имением, «а своих не имать», т.е. не будет около него никого из родных по нисходящей линии, то имение отсылается «ближикам» (ближним родственникам по боковым линиям родства) его в Русь, если же распорядится, то имение идет к назначенному в завещании наследнику, который получит его от своих земляков, ходящих в Грецию. Следует отметить, что договор содержал в себе нормы международного права, которые закрепляли право работы за рубежом («те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать») и закрепляли институт экстрадиции (выдача преступника): «Если преступник убежит из Руси, то по жалобе русских возвращается насильно в отечество. Так точно должны поступать и русские относительно греков».23 Исследователь М. Шангин почти в каждой статье договоров находит обоснование в византийском праве и дает комментарий к двум пунктам договора русских и греков 945 г.: 1) статья о херсонесских рыбаках, по которой защищались интересы херсонесских рыболовных общин в устье Днепра; 2) статья о потерпевших кораблекрушение в договоре 945 г. М. Шангин указывает на то, что нельзя предполагать существование у русских своего писаного или неписаного закона о чужеземцах, потерпевших кораблекрушение в первой половине X века. Он полагает, что если такой закон на Руси был во времена Игоря, то он был заимствован русскими из греческого закона. Эта точка зрения разделяется и современными исследователями.24 Развивая национальное право путем рецепции византийского законодательства, договоры Руси с Византией стали первым опытом русских «выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме и притом сделать их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы». Кроме огромного влияния на развитие древнерусского права, перехода к наиболее совершенным юридическим формам и понятиям, договоры имели и огромное культурное значение для Руси: они стали «главным средством, подготовившим принятие христианства Русью, и именно из Византии».25 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ КНЯЗЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВА ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение писаного права в Древней Руси связано с деятельностью первых киевских князей. В период становления Древнерусского государства были предприняты первые попытки кодификации норм права, выразившиеся в составлении первого систематизированного свода норм права - «Русской правде».26 Содержание Русской Правды традиционно для памятников эпохи Leges Barbarorum. Это сборник уголовного и гражданского права (в основном брачно-семейного) со значительным содержанием процессуальных постановлений. Аналогично содержание двух памятников официального законодательства - двух вечевых грамот: Псковской и Новгородской, дошедших до нас.27 Во времена правления на Руси великого князя Игоря (912 - 942 гг.) начинается активный процесс рецепции византийских политических, публично-правовых и социально-культурных институтов и норм. Получает распространение славянская богослужебная письменность; домовые церкви становятся «соборными», а простонародные верования начинают толковаться в библейско-христианском смысле, тем самым продолжая миссию по христианизации русского народа.28 После принятия Русью христианства в 988 г. византийское влияние усилилось не только в религиозно-культурной сфере, но и собственно правовой. Такие византийские сборники церковных и гражданских постановлений, как Свод законов и Номоканоны, имевшие влияние на древнерусское право и ранее, появились на Руси в XI - XII вв. и получили название Кормчей книги.29 Номоканонам принадлежала главная роль в рецепции византийского права у славян, а так как церковная жизнь в Византии регулировалась императорским законодательством о Церкви и церковным правом, авторы номоканонов использовали для их создания тексты обеих правовых традиций. После крещения Руси с появлением Церкви как нового духовно-социального института византийское право начинает проникать в правовую систему Древнерусского государства. Византийский Номоканон (свод законов духовной и светской власти) лёг в основу принятых в XI в. церковных уставов князей Владимира, Ярослава, Всеволода и Судного закона. Ссылки на Номоканон как на обязательный источник права имеются в ряде русских законодательных памятников. Например, в Уставе Всеволода, Новгородской Судной грамоте, архиепископу предписывалось следующее правило: «Судите суд свой... по св. отец правилу, по манакануну». Княжескими уставами «О церковных судах» вводится особая церковная юрисдикция, находящая соответствие в Номоканоне XIV титулов (VIII 4; IX 1; 17), новеллах Юстиниана (Nov Iust. 133. 21–22), Исагоге (Eisag. 9.12). Обращение к «греческому номоканону», упомянутое в древнейшем Уставе князя Владимира, восходит, вероятно, к инициативе греческих иерархов, управлявших в ранний период Русской церковью. Уже в XII в. имеются надёжные данные о том, что византийское законодательство в славянских переводах не только было известно, но и применялось на Руси.30 Законодательная деятельность русских князей начинается одновременно с рецепцией византийского права. Уже Владимиру Святому приписывают издание нескольких предписаний реформаторского характера, названных уставами. Однако и после того, как появились новые источники права, на Руси действовало обычное право, которое регулировало большую часть общественных отношений. Это обычное право наряду с правом княжеских уставов и отчасти с реципированными византийскими нормами отражено в ряде сборников, которые составлены в XII - XIII вв. частными лицами и известны как Русская Правда. XIII - XV вв. ознаменовали собой дальнейшее усложнение законодательства: и в Московской Руси, и в украинских и белорусских землях, которые вошли в состав Великого княжества Литовского, широко распространяется издание княжеских уставов, грамот, ухвал и привилеев (в Литве и Украине), которые устанавливали и субъективные права, и нормы объективного права. Одновременно с этим более активно развивается законодательная деятельность веча, которое поначалу в основном касалось внешней политики.31 Источниками права являлись также церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (X - XI вв.). В них определялась юрисдикция церковных судов.32 Уже в X в. складывается система религиозных преступлений и наказаний, переданных суду церкви по правилам Номоканона и церковным уставам киевских князей.33 Настоящие источники в совокупности представляли собой так называемое княжеское право, которое формировалось на основе княжеского правотворчества в виде создания уставов и правоприменительной деятельности в виде княжеского правосудия. Следует отметить, что княжеское право не представляло собой особой правовой системы, отличной от обычного права. Уставы вносили новые правовые нормы, которые дополняли и изменяли действующее обычное право, не затрагивая его суть и основные начала. Уставы содержали нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, а также нормы, определяющие противоправные деяния в отношении церкви, нравственности и семьи. К таковым деяниям относились: «ересь», сожительство православного с лицом иной веры, совместная трапеза с иноверцем или лицом, отлученным от церкви, церковная татьба (кража церковного имущества) и кощунство (осквернение могил и храма), «ведовство», «чародейство» и «волхование», многобрачие, развод – «роспуст».34 Церковные уставы были одним из важнейших источников права древнерусского государства. В этих актах содержались нормы, источником которых было каноническое и уголовное византийское право, регулировавшие те вопросы, которые после крещения Руси были переданы в церковную юрисдикцию: вопросы семьи и брака, взаимоотношения между супругами и детьми, а также наиболее тяжкие (с точки зрения Церкви) уголовные преступления. Регулировались в уставах также вопросы финансового взаимодействия Церкви и государства, в частности церковные продажи и десятины.35 4. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРАВА НА НОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И СУДА ДРЕВНЕЙ РУСИ Принятие и распространение христианства внесло значительные изменения в организацию и отправление правосудия. Христианство учило людей любить друг друга, воздавать добром за зло, прощать врагов; христианское учение говорило, что преступление предстает как зло, причинённое человеку, брату во Христе, другим человеком, и поэтому является не только вредом, наносимым другому, и нарушением обычая людей, но и грехом перед Богом. Таким образом, целый ряд житейских явлений, в которых с языческой точки зрения не было ничего злого или преступного, не усматривалось видимого ущерба или убытка, причиняемого злой волей, по христианскому учению представал как грех: многоженство, обида слабого, развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в язычество новокрещённых и др. Судебные дела такого рода были отнесены к компетенции епископов. Так же как в Византии, у славян существовало разделение церковной и светской юрисдикции. В Церкви действовали епископские (митрополичьи) суды, чьи приговоры выносились на основании кормчих книг (номоканонов). В юрисдикции Церкви находились дела, касающиеся клириков и других «церковных людей»: вдов, монахов, зависимых крестьян. Церковный суд также мог рассматривать дела мирян, если они касались вероисповедных и церковно-дисциплинарных вопросов и христианской морали. Кроме того, и дела, касающиеся заключения и расторжения брака, подлежали церковной юрисдикции. Иногда в виде исключения юрисдикция Церкви могла распространяться на традиционно светские области права, такие как внешняя политика или уголовный процесс (например, дела о краже урожая или одежды, поджоге). Светские же власти, наоборот, редко прибегали к номоканонам, так как в их распоряжении были кодификации светского (обычного) права. Поскольку же первыми епископами на Руси были греки, которые не имели соответствующих знаний в части местных судебных обычаев, то для руководства при отправлении правосудия духовным судьям потребовалось их записать. Существует устойчивая точка зрения, что первая такая запись обычно-правовых судебных установлений была сделана в период княжения Ярослава Владимировича, поэтому эти первые записанные законы Древней Руси и получили название «Соуд Ярославль Володимирица, правда роусьская». С течением времени византийское императорское и (в меньшей мере) церковное законодательство начинает проникать и в светские юридические книги славян, занимая в них почётное первое место. Древнейшие правовые своды (Русская Правда, княжеские уставы и т.п.) также переписывались в составе славянских номоканонов, но занимали в них последнее место.36 В XI в. широкое применение находит «Закон Судный людем», который был сборником церковно-гражданских византийских законодательных положений. Источниками для составления Судного закона послужили некоторые византийские законодательные памятники: правила Василия Великого, кодексы Феодосия и Юстиниана, Базилики, Прохирон. По мнению Н.Л. Дювернуа, появление данного закона было попыткой приноровить греко-римское законодательство к состоянию славянских народов. На Руси Судный закон являлся основополагающим по всем гражданским делам. Как и в Кодексе Юстиниана, свидетельские показания в Судном законе признавались главным судебным доказательством; устанавливалось, что нельзя предъявить иск по делу, по которому отсутствуют свидетели. Ранее такого правила русское законодательство не знало. Переработкой содержания византийских источников являются нормы о личных качествах и об обязательном количестве свидетелей: свидетели могли быть только заслуживающие доверия люди; их число по сложным делам должно было составлять не менее 18 человек, по более простым делам – от 3 до 7 человек. Закон устанавливал наказание за лжесвидетельство, не допускал к свидетельству рабов, предусматривал для свидетелей обязательное принесение присяги. Свидетелями могли быть только очевидцы (видоки). Все вышеназванные положения были прямо заимствованы из Кодекса Юстиниана и Эклоги. Иногда переводы византийского права объединялись с местным правом в рамках особых редакций, образуя замысловатое переплетение юридических текстов и норм различного происхождения (Пространная редакция «Закона судного людем», частично Славянская Эклога, сборники епитимий и т.п.).37 Церковный суд рассматривал не только дела, связанные с нарушением церковных норм, но и некоторые гражданские дела. В соответствии с византийским Номоканоном и уставами великих князей Владимира и Ярослава к функциям церковного суда относили практически все дела, связанные с нарушениями семейного права, утверждением духовных завещаний и раздела наследуемого имущества, дела о преступлениях против церковных постановлений и нравственности. Для рассмотрения таких дел при епископах учреждались особые суды. В их состав включались как духовные, так и светские судьи. К ним относились, прежде всего, владычные десятильники и наместники.38 Становление норм древнерусского права завершилось слиянием византийских церковно-правовых установлений и местных правовых обычаев с единовременной их письменной фиксацией. В результате этого был создан целостный систематический памятник внесенными в него в последующем изменениями сообразно законодательной деятельности князей – Русская Правда, имевшая официальное значение и служившая руководством в судебных делах.39 Наряду с церковными уставами в древнейший период составлялись краткие компиляции норм канонического права: Закон судный людям, Мерило праведное, Правосудие митрополичье, Ряд и суд, где помимо норм материального права имеются также и нормы формального права - процессуальные положения, которыми в ту далекую эпоху руководствовался церковный суд.40 Именно нормы, относящиеся к области уголовного права, больше всего указывают на компромисс правовых систем и свидетельствуют о существовании у руссов правовых норм уже в X в., а именно свода норм обычного права - «закона Русского». Например, ответственность за убийство формулируется договорами Олега 911 г. и Игоря 945 г. следующим образом: убийца «да умрет». То есть преступник может быть предан смертной казни по византийскому законодательству или убит по обычаю кровной мести руссов. Помимо этого, устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений «ударом мечем» или другими предметами: «да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому». В области имущественных преступлений различаются кража (убийство вора в момент совершения преступления ненаказуемо в случае оказания последним сопротивления), грабеж и разбой. И также по договору Игоря, вор наказывается по «закону Гречьскому» или «закону Русскому».41 Развитие права обусловило формирование системы исполнения наказания. В традиционном понимании, основанном на Русской Правде как основном источнике обычного права восточных славян, исполнение наказания, выражающееся в денежном штрафе, производилось дружинниками князя - вирниками, получившими название от главного вида наказания - виры.42 Но с принятием христианства ситуация принципиальным образом меняется. Русь, перенимая из Византии теологическую концепцию, одновременно заимствует праворегулирующие нормы, в том числе и уголовно-правовые. Каноническо-правовой регуляции стали подлежать прежде всего ситуации, которые для обычного права восточных славян были безразличными, но для римско-византийского права являлись преступными. Наряду с рецепцией нормативно-правовой базы христианская Русь заимствует из Византии и основные принципы карательной политики. Пополнение казны за счет обидчика и княжеская казнь за нарушения, предусмотренные византийским каноническим правом, реципированным Русью, - процессы довольно разные. Если первое понимает наказание как вознаграждение потерпевшего и пополнение княжеской казны, то второе - как акт Богом данной князю власти «на казнь злым, а добрым на милование». И в древних летописях должны были бы сохраниться хоть какие-то сведения о лицах, производящих казнь от имени князя. Однако, как отмечал А.Е. Пресняков, «источники нам говорят не о разъездах судей для суда, а только о разъезде княжьих вирников для сбора вир... Как виры собирает вирник, так продажи - емец». Однако в исторических источниках в той или иной форме содержатся упоминания о применении смертной казни и членоповреждений как видов наказания, применяемых по решениям как княжеского, так и церковного судов (в рассматриваемый период). Так, Н. Дювернуа, ссылаясь на Лаврентьевскую (1169 г.) и 2-ю Новгородскую (1055, 1058 гг.) летописи, говорит о наличии наказаний в России по решениям церковного суда в виде членовреждения, отрезания носа, ушей, как было в Греции со времен императоров Василия и его сына Льва. С.В. Жильцов, ссылаясь на словарь древнерусского языка (XI - XIV вв.) под редакцией Р.И. Аванесова, отмечает, «что слова «казнимъ», «казнитель», «казнь» появились в русском (древнеславянском) языке из Византии. Эти слова получили широкое применение в древнеславянском языке после переводов византийских изборников и другой «житийной» христианской литературы. Распространителями этих понятий первоначально были и первые христианские проповедники на Руси, и первые епископы, которые советовали Владимиру ввести смертную казнь». Однако за обычные преступления, предусмотренные Русской Правдой, смертная казнь, по-видимому, долгое время не применялась. Следует заметить, ч....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: