VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сбалансированность бюджета Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010899
Тема: Сбалансированность бюджета Российской Федерации
Содержание
     Содержание 
    Введение ……………………………………………………………………..3
  Глава 1. Теоретико-правовые основы бюджетной системы РФ…………6
1.1 Бюджетная система РФ: понятие и особенности…………………..6
1.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………………..10

 Глава 2.  Принцип сбалансированности бюджета Российской Федерации  как один из основополагающих принципов построения бюджетной системы……………………………………………………………………….21 
         2.1. Понятие сбалансированности бюджета Российской Федерации.. 21
    2.2. Концепции сбалансированности бюджета Российской Федерации 26
     2.3. Проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы.
   Заключение………………………………………………………………….31
   Список используемой литературы………………………………………..36
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     Введение
     Одним из наиболее важных институтов государства является бюджетная система. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах каждого  члена общества.
     Государственный бюджет неотделим от государства, так как  трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства. В настоящее время основная часть денежных средств сосредоточена в федеральном бюджете - примерно 60% консолидированного бюджета РФ. Благодаря такой концентрации федеральному правительству удается определить в своих руках значительные финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
      В широком спектре проблем финансового законодательства вопросы бюджетной системы Российской Федерации относятся к одним из наименее изученных. Их исследование неизбежно сталкивается с серьезными методологическими трудностями, вызываемыми необходимостью поступательного развития финансово-бюджетного сектора с позиций перспектив развития всей российской экономики, что и требует более детального рассмотрения правового регулирования этой сферы.
     Государственный бюджет является центральным звеном бюджетной системы современных стран. Ресурсы бюджета предназначаются для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Поэтому проблема сбалансированности бюджета встает перед правительством страны ежегодно.
     В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при вн
     Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что бюджет современного российского государства представляет собой сложный инструмент регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления государством мероприятий, направленных на стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий, решение социальных проблем, поэтому решение проблемы обеспечения сбалансированности бюджета является одной из важнейших задач финансовой политики страны.
     Проблематика курсовой работы: сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования, но в то же время повысило важность сбалансированности бюджета страны.
     Практическая значимость курсовой работы и изучения особенностей обеспечения сбалансированность бюджета РФ обусловлена активной интеграцией России в международные процессы. Сбалансированный бюджет страны является объективной потребностью в связи с необходимостью обеспечения стабильной внутренней экономики. Для обеспечения устойчивого положения на мировом рынке наше государство должно создать бюджетную систему на условиях, соответствующих современным рыночным тенденциям, и стимулировать российских предпринимателей к интенсивному развитию, а не сокрытию размеров своих доходов.
     Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
     Задачи курсовой работы:
     - выявить теоретико-правовые основы бюджетной системы РФ;
     - рассмотреть принципы построения бюджетной системы РФ;
     - раскрыть понятие сбалансированности бюджета;
     - проанализировать концепции сбалансированности бюджета;
     - исследовать проблемные моменты  обеспечения сбалансированности бюджетной системы
     Объект исследования в курсовой работе: бюджет РФ.
     Предмет исследования в курсовой работе: сбалансированность бюджета РФ.
     Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучный диалектический метод и отдельные частно-научные методы: формально-юридический, грамматического и логического исследования.
     Основой для написания курсовой работы послужили нормативные акты, регулирующие деятельность бюджета РФ, учебники, монографии российских экономистов, а также статьи в специализированных изданиях, посвященные проблемам бюджетной политики и сбалансированности бюджета.
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     Глава 1. Теоретико-правовые основы бюджетной системы РФ
1.1. Бюджетная система РФ: понятие и особенности.
     На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности экономических и социальных процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. 1 
     В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
      * сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
      * совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
      *   укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;
      * разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.
     Приступая к изучению и исследованию бюджетной системы России, первоочередным шагом является определение главных понятий, используемых в курсовой работе - понятиям бюджет и бюджетная система.
     В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия бюджет, что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
     «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов РФ и местного самоуправления».2 
     «Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».3
     «Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства».4 
     С точки зрения экономического содержания категории, бюджет - это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.
      Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.5 
     Совокупность бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
     -формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
     -составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
     Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:
     -Бюджетным кодексом Российской Федерации (это базовый законодательный акт);
     -соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
     -Указами Президента Российской Федерации; 
     -нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
     -соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
     Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.6 Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств  включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
     Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
     1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
     2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
     3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных преобразований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.
     Экономическое значение разграничение бюджетов бюджетной системы на три уровня состоит в констатации собственной экономической основы публично-правовых образований.7
     Все бюджеты самостоятельны и автономны. Однако в случае необходимости Бюджетным Кодексом РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета.
     Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа. Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод консолидированных бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет муниципального района – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).8
     Таким образом, консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.9 Консолидированные бюджеты не являются уровневыми бюджетами бюджетной системы. Они имеют, прежде всего, информационное значение, способствуют эффективному и рациональному управлению финансами на различных территориальных уровнях.
     Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.10
         
1.2. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.
     Под принципами бюджетной системы следует понимать требования, предъявляемые к бюджетной системе и обеспечивающие взаимосвязь, слаженное функционирование ее звеньев бюджетов, но в то же время их относительную обособленную друг от друга в целях эффективности бюджетных отношений.
     Принципы бюджетной системы одновременно имеют характер принципов бюджетного права. И силу этого принципы бюджетной системы имеют важное значение для раскрытия содержания бюджетно-правовых понятий и категорий, таких как «бюджет», «расходы бюджета», «доходы бюджета», «бюджетная деятельность государства», «межбюджетные отношения», «бюджетный процесс» и др. Изучение принципов бюджетной смете мы РФ имеет то положительное значение, что позволяет понять смысл многих бюджетно-правовых норм.
     Принципы бюджетной системы РФ закреплены гл. 5 БК РФ. 
     Как видно ИЗ ст. 28 БК РФ, законодательство предусматривает закрытый перечень принципов бюджетной системы. 11 Исходя из приведенного перечня, принципы бюджетной системы можно объединить в две группы.
     Первую группу составляют принципы, которые устанавливают требования к функционированию каждого бюджета в отдельности, без  соотнесения конкретного бюджета с составом бюджетной системы в целом. В эту группу принципов следует включить следующие принципы: полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; единство кассы. Данные принципы отражают основы функционирования бюджета независимо от его места и рати в бюджетной системе в целом.
     Вторая группа отражает связь между бюджетами бюджетной системы. К таким принципам относятся; единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Указанные принципы имеют особое значение для развития межбюджетных отношений, в которых проявляется статус субъектов бюджетного права, в чьем ведении находятся бюджеты разных уровней.12
     Данная классификация имеет условный характер. Все принципы бюджетной системы взаимосвязаны, одни следуют из других, предопределяя характер и направления бюджетно-правового регулирования Раскроем подробнее содержание отдельных принципов бюджетной системы РФ.
     Принцип единства бюджетной системы РФ трактуется  законом как единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетною законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения их расходных обязательств, формирования доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ).
     В упрощенном виде принцип единства бюджетной системы означает, что на федеральном уровне должны быть установлены единые требования к осуществлению бюджетной деятельности публично-правовых образований.
     Единство бюджетной системы государства является основным условием проведения в государстве единой бюджетной (финансовой) политики. Данный принцип произволен от принципа единства экономического пространства России, провозглашенного ст. 8 Конституции РФ. Единство бюджетной системы также означает ее целостность. Ни один из уровней бюджетной системы не должен считаться важнее другого, каждый выполняет свою роль в бюджетной деятельности государства, взаимодействует с другими уровнями бюджетной системы. 
     Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.13
     Требование разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы является конкретизацией применительно к бюджетным правоотношениям установленных Конституцией РФ положений относительно разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч.3 ст.5), разграничения государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72), а также принципа самостоятельного владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 130), включая права на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджетов (ч. 1 ст. 132) и права получения материальных и финансовых средств в качестве обеспечения наделенных законом отдельных государственных полномочии (ч. 2 ст. 132), права на компенсацию дополнительных расходов (ст. 133).14
     Органы государственной власти е вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
     Установленный ст. 30 БК РФ принцип бюджетной системы имеет огромное значение. Его смысл помимо отражения механизма разграничения доходов, расходов, источников финансирования дефицита состоит еще и в том, что он учитывает фактор имущественной обособленности Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, которые наделены правом иметь «свою» экономическую основу - бюджеты и иное имущество, используемую в целях обеспечения публичных интересов и соответствующих функций власти различного уровня. 
     Принцип самостоятельности бюджетов обуславливают место и роль бюджетов в бюджетной системе государства. Бюджеты, входящие в бюджетную систему, самостоятельны и не включаются  друг в друга; местные бюджеты не включаются в соответствующие бюджеты субъектов РФ, бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет.
     Данный принцип имеет первоочередное значение для организации бюджетной деятельности на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Подчеркивается именно их самостоятельность, независимость по отношению к федеральному бюджету как вышестоящему в бюджетной системе.
     Практика свидетельствует о декларативном характере принципа самостоятельности бюджетов ( постановление Президиума Верховного Суда РФ от 13 октября 2004 г. № 12пв04).15
     Из анализа положений законодательства можно судить о различных гарантиях самостоятельности бюджетов бюджетной системы РФ.
     Первоосновой принципа самостоятельности бюджетов рассматривается положение законодательства о том, что каждый субъект РФ, каждое муниципальное образование имеют собственный бюджет.16 Отсюда производны все элементы содержания принципа самостоятельности бюджета: право и обязанность публично-правовых образований самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать налоги и сборы, формирующие доходы бюджета, определять расходование средств бюджета, обеспечивать сбалансированность бюджета и т.д. 
     В связи с принципом самостоятельности бюджетов следует привести мнение Конституционного Суда РФ, подчеркивающего, что федеральный законодатель обязан обеспечить такую регламентацию, которая не должна приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований.17
     Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и не налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. 
     Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются не действительными.18 В данном принципе речь идет о равенстве бюджетных прав публично- правовых образований одного уровня. Это объясняется предоставление им такого объема компетенции, который не может быть одинаковым у субъектов разных уровней.
     Согласно следующему принципу бюджетной системы РФ -  принципу полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов все доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).
     Реализация данного принципа позволяет отрегулировать максимально полно возобновляющиеся в конкретном финансовом периоде бюджетные отношения (прежде всего отношения формирования доходов, осуществления расходов, финансирования дефицита бюджета, соответствующие бюджетные процессуальные отношения), а также прогнозировать отношения, сопутствующие бюджетным (налоговые правоотношения, гражданско-правовые отношения реализации государственного и муниципального имущества, отношения государственных закупок и др.). Исходя из того, что, как мы определим в дальнейшем, бюджет представляет собой финансовый план, от реализации уполномоченными органами обязанности отразить в нем в полном объеме все доходы, расходы и источники финансирования бюджета зависит ход бюджетных правоотношений в предстоящем финансовом периоде. Следовательно, данный принцип заключает в себе несколько функций: регулятивную, плановую, прогнозную.
     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита (ст. 33 БК РФ). Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе 2.
     Результативность и эффективность использования бюджетных средств как принцип бюджетной системы подразумевает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках закрепленных за ними бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).
       Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
  • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения
  граждан;
  • расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;	
  • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ: отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).
     Принцип прозрачности (открытости) как принцип бюджетной системы трактуется ст. 36 БК РФ следующим образом:
     Принцип прозрачности (открытости) означает, обязательное опубликование в средствах массовом информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной масти, представительных органов муниципальных образований;
     обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
     стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового гола (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
     Положения БК РФ о секретных статьях в составе федерального бюджета отвечают перечню сведений, составляющих государственную тайну, утвержденному  ст. 5 ФЗ от 21 июля 1991г. № 5485 - 1 «О государственной тайне».19
     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально- экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.20Достоверность бюджета как принцип бюджетной системы означает два момента:
     Во-первых, констатируется требование реалистичности расчета доходов и расходов бюджета. Реалистичность расчета указанных показателей бюджета является важным условием достоверности бюджета как финансового плана. От соответствия «заложенных» в бюджет доходов и расходов требованиям объективности, соответствия реально сложившейся социально-экономической обстановке зависит ход бюджетных отношений в предстоящий период, возможность финансового обеспечения расходных обязательств.
     Во-вторых, отражается требование надежности показателей прогноза социально-экономического развития территории. Под государственным прогнозированием социально-экономического развития Российской Федерации понимается система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.21 На основе прогноза социально-экономического развития составляется проект бюджета (ст. 169 БК РФ).
     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводится до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.22
     Несоблюдение целевого характера использования бюджетных средств – нецелевое использование бюджетных средств – отнесено ст.283 БК РФ к основаниям применения мер принуждения за соответствующее нарушение бюджетного законодательства. Нецелевое использование средств бюджета в ходе исполнения бюджета по расходам служит предметом многих судебных разбирательств. 23
     Принцип подведомственности расходов бюджетов подразумевает, что получатели бюджетных средств  вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в введении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК РФ. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
     Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.24
     Под единым счетом бюджета понимается счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Будучи принципом бюджетной системы, принцип единства кассы имеет непосредственное значение для исполнения бюджета как стадии бюджетного процесса – ст. 2151 БК РФ.
     Таким образом, принципы бюджетной системы имеют нормативный характер, будучи отражены в правовых нормах. Эти принципы обобщают наиболее важные характеристики бюджетной системы и, соответственно, бюджетных правоотношений. Закрепление указанных принципов в законодательстве означает создание ориентиров для субъектов бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. 
     Глава 2.  Принцип сбалансированности бюджета Российской Федерации  как один из основополагающих принципов построения бюджетной системы. 
     2.1. Понятие сбалансированности бюджета Российской Федерации.
     Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета. Принцип сбалансированности реализуется в бюджетных системах различных государств. Сбалансированность как основной принцип всегда соблюдался в советской практике.25
     В настоящее время в  РФ принцип сбалансированности закреплен в ст. 33 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой он означает, что объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.  При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений.
     В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит. Бюджетный дефицит, т.е. отрицательное сальдо, существует при превышении расходов над доходами. Если доходов бюджета недостаточно, чтобы покрыть его расходы, то возникает проблема бюджетного дефицита - происходит превышение расходов над доходами, которую в принципе можно решить двумя путями или их комбинацией:
     - увеличить доходы;
     - уменьшить расходы.26
     Дефицит бюджета может быть обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.
     В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
     Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
     Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Несбалансированный бюджет (с дефицитом, то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения. Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также нежелательно, поскольку это влечёт за собой снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.27
     Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. 
     Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
     Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44