- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рыночные стратегии ТНК на международных рынках
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007573 |
Тема: | Рыночные стратегии ТНК на международных рынках |
Содержание
РОСЖЕЛДОР Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СГУПС) Кафедра «Мировая экономика и туризм» Курсовая работа Тема: Рыночные стратегии ТНК на международных рынках по дисциплине: «Международный бизнес» Руководитель к.э.н., доцент Гузнер С.С. _________________ (дата проверки) Выполнил студент группы ЭМЭ-411 Васькин В.Е. _____________________ (дата сдачи на проверку) Краткая рецензия ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________ _____________________ (оценка по результатам защиты) (подпись преподавателя) Новосибирск 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы и сущность международных стратегий. 5 1.1. Сущность и виды международных стратегий 5 1.2. Элементы международных стратегий 8 Глава 2. Анализ зарубежных рынков 11 2.1. Оценка альтернативных рынков 11 2.2. Оценка издержек, выгод и рисков при проникновении на рынок 12 2.3. Выбор рынка, удовлетворяющего целям компании 13 Глава 3. Конкурентоспособность предприятия и его продукции на рынке. 23 3.1. SWOT-анализ 23 3.2. Рекомендации по устранению слабых сторон 28 Заключение 33 Литература 35 Введение Актуальность темы исследования. ТНК в своем развитии прошли не столько длительный период, но вся история их становления и развития более чем наглядно свидетельствует об эволюции экономических, а в последствие и политических интересов крупных экономических держав. Примечательно, что на начальных этапах развития сырьевых, позднее – трестовых ТНК в политике вывоза капитала преобладающими были чисто экономические выгоды. Во второй половине прошлого столетия впервые корпорации стали привлекать местный капитал, что спустя буквально пару десятилетий позволило ТНК уже оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику стран, на территории которых был размещен бизнес ТНК. Вполне логичным последствием такой стратегии ТНК является тот факт, что в современных условиях крупнейшие корпорации являются такими же участниками мировой экономики, как и отдельные национальные экономики. Доход корпорации General Motorsсравним с ВВП Ирландии (190, 4млрд. долларов по ППС в 2013 году), доходы General Electric – с ВВП Израиля (274,5 млрд. долларов по ППС в 2013 году), Toyota – с ВВП Гонконга (263, 3 млрд. долларов по ППС в 2013 году), Royal Dutch/Shell Group – с ВВП Норвегии (282, 2млрд. долларов по ППС в 2013 году). Более того, на долю ТНК уже приходится половина валового мирового промышленного производства и более 60% мировой торговли. Цель данной работы – провести анализ рыночных стратегий ТНК на международных рынках. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: Рассмотреть сущность и виды международных стратегий. Провести методику анализа зарубежных рынков. Провести SWOT-анализ компании и рекомендации по устранению слабых сторон. Объект исследования - rонкурентоспособность предприятия ОАО «МТС». Предмет исследования - рыночные стратегии ТНК на международных рынках. Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка. Глава 1. Теоретические основы и сущность международных стратегий. 1.1. Сущность и виды международных стратегий Закономерным следствием активного перемещения капитала за пределы государства явилось, как известно, формирование и развитие такого важного фактора мировой экономики и международных экономических отношений, как транснациональные корпорации. В отечественной академической среде до настоящего времени характерно наличие некоторого смешения понятий «транснациональная корпорация (ТНК)» и «многонациональная корпорация (МНК)». Фаминский И.П. использует понятие «мультинациональные корпорации». Отмечается, что мультинациональные корпорации привлекают к себе повышенное внимание общественности многих стран и вызывают столь же большие опасения, ибо в рамках их «империй» из страны в страну перемещаются огромные капиталы, что оказывает воздействие как на национальную экономику и политику, так и культуру [3; c.133]. Ломакин В.К. вообще не видит различий в понятиях «транснациональные» и «многонациональные» корпорации, поскольку, по его мнению, «к многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство). Отметим, что под данное определение ТНК подходят практически все существующие в мире компании, поскольку многие предприятия имеют филиалы за границей, соответственно «определенный» объем экспорта продукции или долю производства, размещенного за пределами своего государства. Среди российских экономистов принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы: 1) собственно транснациональные корпорации – национальные фирмы, чья деятельность «выплескивается» за границы той страны, где находится их штаб-квартира; 2) многонациональные фирмы – объединения национальных бизнес-организаций разных государств. В рамках данной работы мы не ставили цель рассмотрение самой дефиниции «транснациональная корпорация», тем не менее, отметим, что во избежание разночтения одинаковых по звучанию, но различных по содержанию терминов, к ТНК мы будем относить крупные компании, капитал которых принадлежит одной стране, в то же время производственная и/или сбытовая деятельность компаний размещена в зарубежных филиалах, доля которых составляет не менее 25% общего оборота компании. В 80е годы Портер, преподававший в Гарвардской школе бизнеса, совершил разделение стратегии маркетинга на базовые варианты. К ним стали относиться: стратегия лидерства. Она основана на экономии при помощи издержек; стратегия дифференциации; стратегия специализации. Стратегия лидерства акцентирует основное внимание производству. Здесь упор делается на постоянном контроле расходов, производительности труда, инвестициях и невысоких издержках (рекламных и сбытовых). Новые товары также должны быть тщательно проработаны. Стратегия дифференциации работа над отличительными свойствами компании. Потребитель должен сразу выделить для себя товары данной компании, так как они значительно отличаются от товаров конкурентов. Сюда можно отнести внешний вид товара, упаковки, имидж компании, сервис и прочее. [2] Стратегия специализации подразумевает то, что компания должна совершенствовать свою деятельность в конкретно выбранном сегменте. То есть, не следует стремиться охватить полностью рынок. Гораздо лучше быть лидером в одном сегменте, чем занимать средние позиции по всему рынку. Поэтапная разработка стратегии маркетинга. Как и при составлении любого плана, система маркетинга также состоит из нескольких этапов, а именно: исследуем рынок; оцениваем его состояние; анализируем деятельность конкурентов, оцениваем способности компании; ставим перед собой цели; исследуем запросы потребителей; анализируем выбранную стратегию; даем экономическую оценку стратегии маркетинга; выбираем инструменты контроля. [3] Стратегии маркетинга: факторы формирования. Маркетинговые стратегии в организации должны формироваться по следующим важным факторам: огромную роль в деятельности и производительности компании играют поставщики. Для каждого предприятия важно найти такого поставщика, который предложит качественные ресурсы за меньшую цену; в настоящее время практически нигде не обойтись без посредников. Их тоже нужно выбрать с умом и с меньшими затратами; важно основательно изучить весь процесс производственной деятельности предприятия, возможно введение новых технологий; необходимо проанализировать экономические и социальные факторы. Компании нужно четко представлять, в каком товаре нуждается потребитель. Также следует изучить цены конкурентов на выбранный сегмент; возможности самой компании; какими путями двигаться организации, чтобы достичь поставленных целей, то есть составляющие основной концепции компании. 1.2. Элементы международных стратегий В своей деятельности ТНК, в отличие от национальных государств, не связаны никакими международными договорами или конвенциями, неизбежными для членов международных экономических организаций и интеграционных объединений, коими являются государства. Именно этим объясняется их более высокая экономическая эффективность, маневренность и нерегулируемость. Вместе с тем, нельзя не учитывать еще один, более важный фактор растущего политического и экономического могущества ТНК – постоянное техническое совершенствование производства. В настоящее время 400 крупнейших транснациональных корпораций направляют на НИОКР более 30% всех мировых расходов на эти цели. Еще выше доля ТНК в мировых инновациях. По разным оценкам, она приближается к показателю 40–50% от общемирового уровня. Это непосредственно отразилось на изменении центра тяжести в стратегии обеспечения конкурентоспособности транснационального бизнеса. Как известно, характерной чертой развития мировой хозяйственной системы конца ХХ – начала XXI века было сокращение удельного веса продукции сельского хозяйства в структуре валового мирового продукта и мировой торговли. Учитывая это, ТНК стали больше уделять внимания участию в развитии предприятий обрабатывающих отраслей национальных экономик развивающихся стран. При этом ключевым моментом было использование такого фактора сравнительного преимущества этой группы стран, как низкая заработная плата. Разумеется, такая стоимость рабочей силы свидетельствует только об одном – о низкой квалификации работников, поэтому в филиалах транснациональных компаний производились лишь отдельные детали, узлы той продукции, которая впоследствии собиралась в развитых странах. Иначе говоря, доминирующим был принцип экономии масштаба производства. Возникает вполне закономерный вопрос о том, могли ли страны, на территории которых размещены подобные предприятия с участием иностранного капитала, используя иностранную технику и технологию, обеспечить себе высокие темпы экономического роста [9]. Мировая практика свидетельствует о том, что именно в этом вопросе решающим был геополитический подход, геополитические и геоэкономические интересы крупнейших компаний. В тех регионах мира, где требовалось укрепление и усиление присутствия ведущих экономических держав мира, развивающиеся страны совершили резкий «скачок» в политическом и социально-экономическом развитии. Яркое подтверждение – новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Следует иметь в виду, что характерной особенностью деятельности ТНК в современных условиях является тенденция перевода деятельности фирмы в другие страны не только и не столько в целях экономии на издержках, сколько для проведения там научных исследований, для использования специальных навыков, опыта, имеющихся у специалистов этих стран. Каковые же в этой связи перспективы стран с переходной экономикой в плане привлечения иностранного капитала, размещения филиалов ТНК? Наиболее распространенной точкой зрения является положение о том, что переходные экономики обладают практически всем необходимым (природными ресурсами, квалифицированными кадрами и так далее) для привлечения иностранных инвесторов. Дело за малым – обеспечить им благоприятные условия. А к числу препятствующих факторов относят (особенно это актуально для Кыргызской Республики) нестабильную политическую ситуацию в стране. Из этого следует логичный, но не совсем верный вывод: стоит только создать в стране стабильную политическую обстановку, снизить налоги, упростить условия открытия иностранных компаний и все: транснациональный бизнес со своими финансовыми возможностями ринется в страну. Проблема не в том, что это не совсем так (возможно, и не совсем так), а в том, что чрезмерное внимание к обозначенному препятствию проникновения транснационального бизнеса в переходные экономики отвлекает от других, не менее важных проблем. Для начала обратимся к рассмотрению производственной структуры ТНК, которая определяется отраслью вложения капитала, и определим, насколько ей соответствуют экономики трансформационного типа. В первую очередь интерес транснационального бизнеса представляют отрасли национальных экономик, в которых конкуренция имеет глобальный характер: производство автомобилей, самолетов, телекоммуникационного оборудования, часов, полупроводников. Все эти отрасли объединяет одно – высокая наукоемкость. «Позволить» себе иметь такие отрасли может далеко не каждая страна, а только та, которая располагает необходимыми собственными кадрами и финансами (число стран переходной экономики, отвечающих этому требованию, весьма и весьма ограниченно). Глава 2. Анализ зарубежных рынков 2.1. Оценка альтернативных рынков Для выбора внешнего рынка организации требуется провести анализ насыщенности рынка, конкуренции, а также состояние социокультурной, правовой и политической сред перспективного рынка. Компаниям, планирующим проведение экспортной, импортной, а также инвестиционной деятельности, следует обратить внимание и на стабильной национальной валюты. Данная информация является общедоступной и объективной. [3, c.57]. Но есть и другие факторы, влияющие на деятельность предприятия на зарубежном рынке, информацию по которым невозможно получить без посещения страны, как правило данная информация будет субъективной. К ней можно отнести сведения о бюрократических процедурах. Таким образом, целью поездки сотрудника будет обсуждение вопросов с непосредственными исполнителями услуг. В первую очередь, компании следует оценить потенциал рынка. Первичный сбор информации сотрудниками компании будет осуществлен посредством анализа численности населения страны, ВВП на душу населения, а также об общественной инфраструктуре и находящимися во владении у граждан материальных благ, что позволит компании провести грубую оценку зарубежного рынка. Но от данной оценки рынка зависит принятие решений компанией, касающихся стратегии продвижения ее товаров относительно конкурентов [12; c.46]. 2.2. Оценка издержек, выгод и рисков при проникновении на рынок Как показывает практика, компании, не уделившие должного внимания оценке потенциала рынка, сталкиваются с проблемами, и нуждаются в помощи менеджерами, разбирающихся в культуре рынка, на который компания планирует проникновение, для избегания культурных конфликтов. Во вторую очередь, для оценки зарубежного рынка, менеджерам необходимо проанализировать затраты, доходы и риски, с которыми столкнется компания при ведении бизнеса на зарубежном рынке. На данном этапе оценки рынка должен быть определен объем прямых и скрытых издержек. Так как любая коммерческая организация имеет ограниченный объем ресурсов, просчёт может воспрепятствовать получению прибыли и на других зарубежных рынках, на которых компания уже ведет свою деятельность. Данная прибыль будет относиться к упущенной выгоде. Таким образом, менеджеры при планировании должны уделить внимание имеющимся альтернативам. Каждая коммерческая организация при ее проникновении на зарубежный рынок ожидает получить выгоду. К выгоде можно отнести перспективные продажи продукции, снижение уровня затрат на приобретение материалов, возможность установления барьеров для выхода на этот рынок конкурентов и доступ к передовым технологиям. В самых крайних случаях компания может столкнуться с риском убытков, обусловленных конфискацией собственности компании правительством зарубежной страны, а также связанных с военными действиями или террористическими актами. 2.3. Выбор рынка, удовлетворяющего целям компании При настоящей международной направленности деятельности предприятий в эпоху глобализации экономики, стратегии функционирования ТНК формируют новую комплексную систему с учетом глобальных и отраслевых трендов, обеспечивая усиление глобализации [5]. Основной моделью интернационализации бизнеса выступает инвестиционная, основанная на стимулировании потока прямых иностранных инвестиций в те звенья мировой экономки, в которых можно получить максимальный стратегический эффект [1]. В то же время и инвестиционная модель интернационализации принимает различные формы (зарубежная сборка, совместное предприятие, международный стратегический альянс, инвестиционный консорциум, дочерняя компания, зарубежный филиал, слияния и поглощения и т.д.). Прямое инвестирование дополняется портфельным и предоставлением кредитов и займов, усложнением форм кооперации партнеров за счет включения новых объектов и субъектов взаимодействия [2]. Выбор форм оперирования на рынках принимающих стран зависит от многих факторов как внутренней, так и внешней среды функционирования корпорации и предопределяет следование определенным стратегиям (глобальная, транснациональная, репликационная, мультилокальная и их разновидности) [3]. Одновременно привлечение международных корпораций в национальную экономику является существенным фактором развития принимающей страны, так как прямые иностранные инвестиции ТНК дают реальную возможность для реконструкции, диверсификации и оживления производственной сферы. В свою очередь, принимающей стране важно обеспечить наличие благоприятного делового и инвестиционного климата, которые формируют возможности развития иностранного бизнеса, мотивацию к осуществлению инвестиций и повышению производительности. Для Российской Федерации фактор привлечения иностранных ТНК становится решающим для восстановления и роста инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны через диверсификацию, ускорение межотраслевого перелива капиталов, а также обеспечение занятости населения и решения основных задач социально-экономического развития (см. например, расчеты Фальченко О.Д. [4]). Иностранные ТНК уже на протяжении многих лет инвестируют в российскую экономику с различной динамикой в разные периоды времени. За 2013 г. было зафиксировано увеличение совокупных иностранных инвестиций в российскую экономику на 10,1% по отношению к 2012 г. до 170,2 млрд. долл. Общий объем поступивших иностранных инвестиций в российскую экономику в 2013 г. вырос за счет прямых и прочих вложений, прирост которых по сравнению предшествующим годом составил 7,5 млрд. долл. и 8,9 млрд. долл., соответственно [5]. Но при этом продолжается тенденция высокой доли прочих инвестиций в общей сумме инвестиций в РФ. А приоритетными для иностранных инвесторов в 2013 г. остались вложения в промышленность, торговлю и финансовую деятельность. По итогам 2013 г. РФ по объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вышла на третье место в мире после США и Китая (значительную роль в таком инвестиционном всплеске сыграла сделка между BP и «Роснефтью»). Но уже во втором квартале 2014 года начался спад иностранных инвестиций [6]. В целом, в 2014 г. в России было осуществлено лишь 178 новых проектов, связанных с прямыми иностранными инвестициями на общую сумму 13 млрд. долл., для сравнения, в 2011 г. их было 396 на сумму 23 млрд. долл.[7]. Степень транснационализации экономики Российской Федерации невелика и составляет в среднем 17–19% [4]. Для анализа стратегических форм присутствия иностранных корпораций в РФ воспользуемся результатами научного доклада д.э.н. Медведева А.Г. [3]. Представленные им результаты исследования 55 иностранных компаний, действующих в различных отраслях, материнские компании которых базируются в 15 различных странах, – свидетельствуют, что в 53% случаях (29) первоначальное проникновение международных корпораций в Россию осуществлялось в форме организации собственного дочернего предприятия (посредством приобретения действующего предприятия или создания нового). То есть иностранные корпорации не реализовывали модель последовательной интернационализации, а сразу переходили к инвестиционной модели экспансии на рынок. Мультилокальную стратегию (адаптации своих продуктов к требованиям потребителей в каждой стране деятельности корпорации, используя преимущество местной дифференциации) проводили 11 дочерних предприятий корпораций, действующих в пищевой промышленности и ритейле. Причем для их дочерних компаний, по исследованиям Медеведева А.Г., характерны формы автономных подразделений (5 случаев), локальных координируемых предприятий (5) или «маркетинговых сателлитов» (1)» [3]. Репликационная стратегия была представлена в 10 случаях и преимущественно характерна для компаний химической промышленности, производства стройматериалов, товаров по уходу за домом, косметики и парфюмерии, ритейлу и производства товаров роскоши. При этом дочерние предприятия выполняют роль «производителя - реплики материнской компании в 9 случаях, в том числе в 6 случаях имеет место активная координация операций дочернего предприятия в части использования результатов НИОКР и глобальных программ снабжения, в 1 случае - дочернее предприятие выступает как «маркетинговый сателлит» [3]. Глобальные корпорации (компании, не адаптирующие свои продукты в разных странах и стремящиеся максимально использовать преимущества размещения) составляют в выборке 24 компании в отраслях авиационной, автомобильной промышленности, производство упаковочных материалов, офисного оборудования и бытовой техники, фармацевтической, коммуникационной, металлургии [3]. Транснациональные корпорации (компании, ориентированные на учет национальных условий и имеющие высокую потребность в координации и интеграции деловых операций) (10 компаний) присутствуют в РФ в таких отраслях, как лесная, целлюлозно-бумажная, пищевая и табачная промышленность, производство товаров для дома. Из 34 интегрированных российских дочерних предприятий больше всего рациональных производителей (18 случаев), 2 предприятия могут быть определены как «охотники за ресурсами», 2 - как «маркетинговый сателлит», 5 - технологическое подразделение, 6 - специалист по продукту и 1 - стратегический лидер» [3]. Соответственно, анализ деятельности иностранных ТНК на российском рынке позволяет выделить некоторые тенденции их присутствия: - высокая доля прочих инвестиций в общей сумме инвестиций в РФ. - приоритетными являются вложения в промышленность, торговлю и финансовую деятельность. - географически неравномерное присутствие. - иностранные инвесторы предпочитают вкладывать в проекты greenfield. - зарубежный бизнес вносит значительный вклад в развитие телекоммуникаций, сетевой торговли, автомобилестроение, табачной промышленности, пищевой и химической индустрии. - растет значение зарубежных дочерних структур в банковском бизнесе и электроэнергетике. При этом данные тенденции реализуются посредством двух стратегий: -координация локальных подразделений (имеет место в том случае, когда материнская компания переносит в Россию свои технологические знания и ноу-хау или маркетинговый опыт, воспринимаемый российским дочерним предприятием); -«маркетинговый сателлит» (зарубежная компания ограничивается экспортом своей продукции в Россию, ограничивая роль дочернего предприятиями задачами сбыта и продвижения своих продуктов). В 2014 году условия ведения бизнеса в нашей стране улучшились, что было обусловлено как традиционными конкурентными преимуществами РФ (наличие природных ресурсов, емкий потребительский рынок, наличие высококвалифицированного человеческого капитала, выгодное географическое положение), так и факторами проводимой государственной политики: - реализация «дорожных карт», созданных Министерством экономического развития РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (исполнено 67% от запланированных мероприятий) [8]; - персональная работа администраций регионов, в ручном режиме с некоторыми инвесторами. Однако, несмотря на наличие благоприятных факторов, Российская Федерация оценивается мировым экономическим сообществом как страна с непривлекательным инвестиционным климатом (по данным рейтинга инвестиционной привлекательности International Business Compass, подготовленным компанией BDO совместно с Гамбургским институтом мировой экономики (HWWI) в 2014 году Россия была на 104 месте, а в 2015 - на 100) [9]. Поэтому можно выделить следующие проблемы для ведения иностранного бизнеса в России: - высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; - административные барьеры и высокие риски; - неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны; - неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами. - невысокие показатели России в мировых экономических рейтингах; - низкий уровень корпоративного управления и культуры. К указанным негативным чертам российской экономики в конце 2014 г. добавились международные санкции, ослабление национальной валюты, что вызвало виток инфляции и сокращение доходов и расходов потребителей, что сформировало ситуацию «новой реальности» национального социально-экономического развития [10]. В результате с конца 2014 года для инвестиционной ситуации в российской экономике характерны два противоположных процесса. С одной стороны, усиливается отток капитала из страны, в том числе иностранных инвестиций за счет свертывания деятельности ряда международных корпораций и перевода ими производственных мощностей на альтернативные рынки, отличающиеся более низкими затратами и более высокими перспективами с точки зрения международного взаимодействия (например, Украина)[11]. Так, по расчетам группы ученых, общий расчетный «недобор» иностранного капитала в годовом выражении составил 174 млрд. долл., что эквивалентно 8,4% ВВП [12]. При этом на такую реакцию иностранных инвесторов оказали влияние страновые риски, связанные со значительной волатильностью рубля и снижением потребительского спроса, а также риск политического давления, появившийся в связи с обострением мировой политической обстановки, что в современной ситуации сочетания санкционной войны и в целом геополитической напряжённости в мировой экономике повысило риски для иностранных инвесторов в РФ, снизив ее инвестиционную привлекательность. Как итог, - снижение чистого притока капитала, что в свою очередь, приводит к снижению внутреннего спроса и формирует новый отток капитала из страны. Исходя из практики, можно отметить, что американская General Motors и южнокорейская SsangYong Motor, сделали официальное заявление о прекращении производства на территории России. Южнокорейский автопроизводитель приостановил экспорт автомобилей на территорию РФ в январе 2015 года, обосновывая свое решение резким падением курса рубля, который резко ударил по спросу [13]. Большее внимание привлекает американский концерн, принявший решение о прекращении производства на территории Санкт-Петербурга и контрактной сборки автомобилей Chevrolet к середине 2015 года. Продажа автомобилей марки Opel также будет остановлена, однако совместное предприятие General Motors и «АвтоВАЗа» продолжит производить для дальнейшей продажи автомобили марки Chevrolet Niva [14]. Тем не менее, не только автоконцерны покидают российский рынок. Присутствие зарубежных игроков в российской нефтегазовой отрасли также сокращается вслед за ухудшением международных отношений России. В России уже были сокращены или заморожены проекты нефтедобывающих компаний ExxonMobil, Total, Shell, Statoil, нефтесервисные Schlumberger и Halliburton [15]. Попытку свернуть деятельность предприняла и американская сеть фаст-фуда McDonald`s, которая в августе 2014 года по результатам проверки Роспоребнадзора остановила деятельность четырех подразделений. Руководство французского производителя молочной продукции Danone в 2014 году остановило деятельность трех заводов в России: в Смоленске, Новосибирске и Тольятти [16]. Британский ритейлер модной одежды “New Look Group Ltd” также покидает российский рынок. До принятия данного решения компания планировала выкупить все арендуемые торговые площади в России, на которых ранее были открыты её магазины, после чего провести экспансию в стране. Однако, по сообщению газеты “Financial Times”, компании выгоднее внедрять и развивать свой бизнес на территории Китая, так как политические и экономические факторы сделали планы компании не целесообразными [17]. Немецкая компания по производству спортивной одежды «Adidas» приняла решение о закрытии 200 магазинов в России. Также в 2014 году объявили о своем намерении уйти с российского рынка «River Island» и «OVS», развиваемый компанией «Маратекс», немецкая сеть «Gerry Weber», финские бренды «Seppala» и «Lindex», принадлежащие «Стокманн» [18]. Российские телекоммуникационные компании «Акадо Телеком» и «Вымпелком» получили уведомление американского телеканала CNN о прекращении вещания. Основной причиной стало изменение законодательства в РФ по ограничению присутствия иностранцев в российских медиа в 20%. С другой стороны, действующие длительное время на территории РФ корпорации, усиливают свои позиции, используя несколько стратегий: - развивают локализацию производств, задействуя в маркетинговых стратегиях национальный компонент (например, Mac Donald’s, Coca Cola Hellenic, Nestle и т.д.); - проводят слияния и поглощения, укрупняя свой бизнес в России. Крупнейшей в 2014 г. в отрасли энергетики и природных ресурсов сделкой можно назвать создание совместного предприятия между Alliance Oil и «Независимой нефтегазовой компанией» стоимостью 2,4 млрд. долл. США. Также в сфере фармацевтики американская Abbott Laboratories приобрела ОАО «ВЕРОФАРМ» за 0,6 млрд долл. США [19]; - формируют совместные предприятия с участием государственного капитала (как гаранта) (например, Daimler). Кроме того, в силу нового разделения географических партнеров на «дружественные народы» и поддерживающие антироссийские санкции, усиливается и приток инвестиций корпораций «дружественных стран» (Китай, Турция и т.д.). В частности, об экспансии на российский рынок в 2015 г. объявили такие китайские компании, как Lifan (производство автомобилей в Липецкой области), Xiaomi (производитель смартфонов), интернет-магазин JD.com, Bing Han International (производитель женьшеня в Республике Алтай) и др. По опросам Ernst &Young 91% крупных китайских компаний оценивают российский рынок как привлекательный для своего бизнеса, 66% китайских инвесторов привлекают российские природные ресурсы, а 62% - объем внутреннего рынка России. Большинство китайских компаний имеют конкретные планы по инвестиционным проектам в России: 61% участников исследования собираются осуществить их в ближайшие пять лет, а 21% — в течение следующего года. Причем наиболее популярным способом для инвестиций китайские предприятия назвали партнерство с уже существующей компанией в России (34% респондентов). Результаты исследования подтверждают, что из компаний, уже вложивших средства в Россию, большинство отдали предпочтение таким способам инвестиций, как основание партнерств (48%) и покупка долей (17%) [20]. Таким образом, если иностранная компания не следует стратегии сокращения, то ее адаптационная стратегия в новых условиях российской действительности все более базируется на использование местного компонента через локализацию производства, слияния и поглощения российских компаний, участия в государственно-частном партнерстве. Тем не менее, инвестиции в российскую экономику со стороны зарубежных ТНК ограничиваются быстро оборачиваемыми отраслями с высоким потребительским потенциалом, что не соответствует стратегическим интересам развития инновационной экономики в РФ, но отвечает современным тенденциям импортозамещения с учетом восполнения нехватки инвестиционных ресурсов на внутреннем рынке. Глава 3. Конкурентоспособность предприятия и его продукции на рынке. 3.1. SWOT-анализ Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» является крупнейшим российским сотовым оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовой операторов в мире по размеру абонентской базы и рыночной капитализации. ПАО «МТС» является крупнейшим оператором мобильной связи по всей России. Основными видами деятельности ПАО «МТС» являются: - предоставление услуг связи; - разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сотовых сетей связи; - сотрудничество с национальными и международными операторами Глобальной системы мобильной связи на территории России и вне ее для обеспечения оптимального уровня обслуживания клиентов. Основной владелец компании – российский холдинг АФК «Система», которому по состоянию на 27 декабря 2014 года принадлежало 53,47 % акций. Остальные акции находятся в свободном обращении на Нью-Йоркской фондовой бирже (биржевой тикер МВТ, в одной АДР две обыкновенные акции), Лондонской фондовой бирже, Франкфуртской бирже, Берлинской фондовой бирже, Мюнхенской фондовой бирже, Московской бирже. Из общего объёма акций на июнь 2011 года 37,6 % обращалось на NYSE, 11,6 % — на ММВБ. Наиболее крупными рынками услуг сотовой связи ПАО «МТС» на территории Российской Федерации (по количеству абонентов) являются Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область. Необходимость новой стратегической формулировки объясняется фактически завершившимся процессом интеграции в управленческую структуру МТС таких бизнес-направлений, как мобильная розница и фиксированная связь, а также установлением прочных и эффективных механизмов управления в подразделениях, отвечающих за операции в финансовом секторе в партнерстве с ПАО «МТС-Банк». Успешное завершение этапа интеграции позволяет компании сосредоточиться на получении стоимости во всех сферах деятельности, эффективно диверсифицировать портфель услуг, реагировать на риски и вызовы внешней среды, а также получать дополнительные преимущества за счет использования синергетического эффекта. В то же время сохраняется преемственность с действовавшей ранее стратегией. В частности, стратегическое направление «Интернет» получило более широкую формулировку «Данные», отражающую видение компании будущего рынка телекоммуникационных услуг. Именно услуги, связанные с передачей данных, в дальнейшем будут формировать наиболее существенную часть клиентского опыта, в них заложен основной объем роста телекоммуникационного сектора, и в этом направлении цель....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: