- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Российский и германский федерализм сравнительно-правовой анализ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002201 |
Тема: | Российский и германский федерализм сравнительно-правовой анализ |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет» Факультет Юридический Направление 40.03.01 Юриспруденция Кафедра конституционного права очная форма обучения Курсовая работа на тему: «Российский и германский федерализм: сравнительно-правовой анализ» Выполнил: Студент 1 курса Мараховский Василий Олегович Научный руководитель: старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Хащина Эллина Эдуардовна Курск 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико-правовые основы исследования федеративной формы государственного устройства 1.1 Понятие и признаки федерализма…………………………………..5 1.2 Виды федераций в современном мире………………………………8 Глава 2. Особенности федерализма на примере РФ и ФРГ 2.1 Принципы организации федерации в России и Германии………12 2.2 Правовой статус субъектов федерации в РФ и ФРГ……………..19 Заключение……………………………………………………………………..25 Список источников и литературы…….………………………………………..27 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Актуальность исследуемой темы достаточно высока, ведь Конституция, являясь основным законом государства, занимает центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции очень велико в современной общественной жизни, её место – особое в правовой системе государства. Данный документ регулирует практически все сферы жизни общества, закрепляет форму территориально-политической организации общества. Таким образом, действие норм конституции носит универсальный, общеобязательный характер. Важное значение имеет форма закрепления основ конституционного строя. Она обеспечивает провозглашение данных основ от имени народов России. Фундаментом всего правового регулирования государственной и общественной жизни любого государства служат закрепленные в Конституции основы конституционного строя. Одной из важнейших основ конституционного строя любой страны – федерализм, основной целью которого является снятие противоречий и предотвращение конфликтов в обществе, принятие во внимание особенностей населения отдельных территорий, их культурных традиций и образа жизни. Федерализм укрепляется через основной закон страны, существующего в виде написанного документа, дающего полномочия и определяющего сферу разделения ответственности для определенного уровня управления государством. Также стоит отметить, что федерализм обеспечивает единство страны, разграничивает предметы ведения и полномочия между центром и его субъектами, равноправие и самоопределение народов. Объект исследования – федерализм как форма территориально-политической организации государства. Предмет исследования – особенности федерализма как формы государственного устройства страны. Цель настоящей работы – изучение особенностей российского и германского федерализма путем их сравнения друг с другом. Основные задачи данной курсовой работы состоят в следующем: * раскрыть понятие и признаки федерализма; * охарактеризовать виды федерализма; * раскрыть принципы организации федерации в России и Германии; * определить правовой статус субъектов федерации в РФ и ФРГ. Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как С.А. Авакьянов, М.В. Баглай, С.И. Носов, А.В. Безруков, В.Е. Чиркин и другие. Методологическая база исследования. В процессе работы были использованы такие методы научного исследования, как анализ, обобщение нормативных материалов, сравнительно-правовой метод. Нормативно-правовую базу исследования составляют: Конституция РФ, Основной закон ФРГ, федеральный закон, конституция республики и устав города федерального значения. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе курсовой работы изложены результаты проведенного исследования общетеоретических основ федеративной формы государственного устройства России и рассмотрены его основные виды и признаки. Во второй главе нашего исследования представлена характеристика таких особенностей федерализма в России и Германии, как принцип организации федераций и правовой статус субъектов, входящих в ее состав. Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 1.1 Понятие и признаки федерализма Государственно-территориальное устройство каждого государства является одной из важнейших его характеристик, которая определяет территориальное устройство и характер взаимоотношений между центром и его регионами. В связи с этим в науке Конституционного права выделяется такое понятие, как федерализм. Федерализм – это такой термин, который имеет много различных определений. Например, в толковом словаре Ожегова это понятие определяется как принцип государственного устройства, основанный на федерации1. А.Я. Сухарев считает, что федерализм – это одно из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер2. В.И. Червонюк утверждает, что федерализм – это способ (принцип) территориальной организации государства, выраженный в характере взаимоотношений субъектов федерации между собой и федеральными органами государственной власти3. Ф.Ф. Конев указывает, что этот термин предполагает объединение политико-территориальных единиц (образований) в единое государство4. Итак, мы видим, что федерализм имеет много значений и является широким понятием. В литературе этот термин рассматривается и как принцип, и как форма государственного устройства, но, несмотря на это, большое значение отводится все-таки принципу, т.к. именно он заложен в основу построения любой федерации. Федерализм как принцип, закрепленный в основном законе страны, способствует урегулированию разногласий и объединению людей на государственном уровне. Если рассматривать федерализм как форму государственного устройства, то в этом случае он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в одном едином государстве. Мы считаем, что федерализм необходимо рассматривать как идею об организации власти в государстве, которая основывается на политико-территориальном выделении отдельных его частей. Исходя из этого, федерация как форма государственного устройства страны является воплощением этой идеи в реальности. Рассматривая признаки федерализма, необходимо отметить тот факт, что существует множество различных их классификаций. Но, прежде чем приступать к их раскрытию, стоит для начала дать определение этому термину. Под признаками понимается такое свойство, по которому познают предмет либо которое помогает отличить одно понятие от другого. Следовательно, признаки федерализма – это такие отличительные особенности федеративной формы государственно-территориального устройства страны, которые помогаю отграничить и отличить ее от унитарной формы устройства государств, а также помогают лучше понять и уяснить это явление. Кандидат юридических наук Р.В. Знаменщиков в своей работе делит признаки федерализма на: 1) обязательные, т.е. те, которые присущи всем государствам с федеративной формой государственно-территориального устройства без исключения. К таким признакам относятся: * двухуровневая система органов законодательной и исполнительной власти; * разграничение компетенции в сфере осуществления государственной власти между центром и его составными частями; * двухуровневая правовая система; * единая федеральная территория. 2) факультативные, т.е. те, которые присущи не всем государствам, имеющим федеративную форму государственного устройства страны. К ним относятся: * двухпалатная структура федерального парламента; * двухуровневая система государственных органов, осуществляющих специально возложенный на них конституционный контроль; * наличие у субъектов, входящих в состав федерации, собственного государственного языка и гражданства5. Существует классификация признаков федерализма в зависимости от направлений (сфер) его реализации. В этом случае выделяют: 1) организационные: * нормативное закрепление факта образования федерации в основном законе государства. Это может быть либо конституция, либо договор. * утверждение принципов федерализма; * определение и закрепление объема властных полномочий между центральным и субъектным уровнями власти; * организация государственного аппарата в соответствии с созданными уровнями власти; * закрепление в основных законах страны национальных начал. 2) функциональные: * развитие моделей взаимной передачи конкретных полномочий между центром и его частями; * распределение ресурсов власти в соответствии с образованными уровнями государственной власти; * осуществление деятельности по сохранению единого целостного государства; * осуществление деятельности по реализации закрепленных в основном законе страны федеративных целей и задач. Из сказанного выше можно сделать вывод, что федерализм – это такой конституционный принцип государства и такая основа конституционного строя, которые выражают специфику организации государственной власти, предполагая деление одной единой территории на отдельные части, обладающие своим специфическим юридическим статусом. По признакам федерализма можно определить тот факт, что государство, которому они присущи в полном объеме, является федерацией. 1.2 Виды федераций в современном мире На данный момент в современном мире насчитывается 28 федераций. Все они далеко не одинаковы и каждая из них обладает определенными особенностями, начиная от путей своего возникновения и заканчивая характером взаимоотношений между самой федерацией и ее субъектами. Совокупность характерных черт, которые не являются обязательными для всех федераций мира, но могут быть общими для определенных групп, дают основания для выделения различных их видов. Правоведы в области Конституционного права в своих научных трудах выделяют много различных оснований для классификации федераций. I. По способу создания выделяют: 1) договорная – это такой вид федерации, который возник как результат добровольного соглашения нескольких государств об объединении в одно единое государство. К таким федерациям относится, например, США. 2) конституционная – это такая федерация, которая возникла на основе принятой «сверху» конституции федеративного государства. К таким федерациям можно отнести следующие страны: Россия, Германия, Бельгия, Индия, Пакистан. Необходимо отметить, что при взаимодействии приведенных выше двух видов федераций могут быть образованы и иные: 1) договорно-конституционная федерация, в которой большое значение отдается договору об образовании или об объединении; 2) конституционно-договорная федерация, в которой ранее заключенный договор о федеративном объединении с принятием основного закона страны включается либо в нее, либо в конституции объявляется о подчиненном значении договора6. II. По соотношению статусов субъектов федерации и их отношений с центром: 1) симметричные – это федерации, в составе которых все субъекты обладают равным статусом, главным образом во взаимоотношении с центром. Здесь выделяют такие страны, как Россия, Германия, ОАЭ, Аргентина. Надо сказать, что из этого правила есть свои исключения. По мнению В.Е. Чиркина абсолютно симметричных федераций вовсе не существует, т.к. имеются некоторые различия между субъектами 7. Например, в Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента. 2) ассиметричные – это такие федерации, в которых субъекты обладают схожим правовым статусом, но в то же время имеют определенные различия. Такие расхождения могут проявляться в наименовании субъектов или неравноправном их взаимоотношении с центром. Например, в США кроме основных субъектов – штатов – существуют небольшие территории, которым запрещено пользоваться всеми правами, принадлежащими штатам. III. По характеру взаимоотношений между федерацией и ее субъектами выделяют: 1) централизованные – это федерации, в которых общенациональные интересы ставятся выше интересов отдельных ее частей. Это проявляется в распределении государственной власти между центром и субъектами, когда предметы ведения и полномочия вторых ограничиваются самостоятельным решением всех проблем местного значения в определенно установленных рамках свыше и под четким контролем. К централизованным федерациям можно отнести такие страны, как Россия, Индия, Пакистан и другие. 2) децентрализованные – это федерации, в которых предметы ведения и полномочия ограничены у федеральных органов государственной власти, а у органов власти субъектов они достаточно широки. В этом случае последние обладают полной самостоятельностью в решении своих проблем и не подвергаются контролю со стороны центра (США, Мексика). IV. В зависимости от определенных начал построения федерации выделяют: 1) национальные – это федерации, в которых субъекты создаются на основе деления проживающего населения по национальностям. Особенность таких федераций заключается в следующем: они образуются на принципе добровольного объединения, т.е. являются договорными. У такой федерации существует специфическое понятие – «Право наций на самоопределение». Суть этого термина состоит в том, что каждый субъект по своему усмотрению может свободно выйти из состава федерации, если он больше не желает находиться в этом союзе объединенных государств. К таким федерациям относят бывший СССР и Югославию, а также существующих на данный момент Индию и Бельгию. 2) территориальные – это такая федерация, специфика которой заключается в том, что все ее субъекты сформировались по географическим, историческим или экономическим особенностям (США, Бразилия, Мексика). 3) национально-территориальные или смешанные – это федерация, построенная на соединении национального и территориального принципов образования субъектов. Для таких видов федеративных государств характерно наличие большего объема прав у субъектов, образованных по национальному принципу, чем у тех, которые были сформированы по территориальному. В качестве примера можно привести Российскую Федерацию, в которой республики и округа образованы по национальному принципу и имеют право, например, на принятие собственной конституции, а все остальные субъекты – по территориальному и не таких прав не имеют. В конце данного пункта можно сделать следующий вывод: все федерации абсолютно разные и имеют свои характерные черты, которые отличают их от всех остальных и в зависимости от которых они подлежать отнесению к той или иной группе по определенным основаниям. Поэтому и существует множество различных классификаций федеративных государств в современном мире. Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАЛИЗМА НА ПРИМЕРЕ РФ И ФРГ 2.1 Принципы организации федерации в России и Германии Российская Федерация – многонациональное государство, поэтому наиболее подходящей формой государственного устройства является федеративная. Федеративная форма государственного устройства России нашла свое отражение в основном законе страны – Конституции РФ. Этому вопросу полностью посвящена Глава 3. Стоит отметить, что все основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и ст. 5 Главы 1 «Основы конституционного строя». Из этого можно сделать вывод, что такое закрепление определяет их значимость и неизменность. Конституция РФ закрепляет следующие принципы организации федерации: 1) государственная целостность. Этот принцип означает, что РФ – это единое, целостное и нераздельное государство, включающее в себя государственные образования, не имеющие права свободного выхода из ее состава. Целостность – это естественная черта любого независимого государства, которая обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством и верховенством федерального права. Единство экономического пространства заключается в том, что на территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ)8. Верховенство федерального права означает придание большей юридической силы Конституции РФ и федеральным законам на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ)9. Что касается отсутствия у субъектов, входящих в состав РФ, права свободного выхода из состава федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, то такое в нашей стране запрещено, поскольку одностороннее решение таких вопросов представляет угрозу государственной целостности и может привести к разрушению единства системы государственной власти. Помимо этого государственная целостность характеризуется также территориальной и политической целостностью. Под первым понимается незыблемость границ государства и неприкосновенность его территории, на что прямо указано в ч. 3 ст. 4 Конституции РФ. Чтобы все это сохранить, необходимо сосредоточить решение всех вопросов, касающихся определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, всего воздушного пространства, только в исключительном ведении федеральных органов государственной власти. Политическая целостность российского государства характеризуется единством государственной власти. Это обеспечивается при помощи осуществления в реальности таких конституционных положений, как: * равенство всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ); * закрепление единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ); * определение в качестве единого на всей территории государственного языка РФ – русского языка (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ) и другие. Также необходимо сказать о том, что безопасность всей Российской Федерации достигается только с использованием единой государственной политики в этой важной области, с реализацией соответствующих федеральных программ, систем мер во всех сферах жизни общества. 2) Единство системы органов государственной власти. Этот принцип, закрепленный в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, означает наличие общефедеральных органов государственной власти, полномочия которых распространяются на всю территорию страны. Для этого принципа характерно наличие единого органа или системы органов, которые составляют в своей взаимосвязи высшую государственную власть. Согласно ст. 11 Конституции РФ в нашей стране государственная власть реализуется через определенную систему, которую составляют следующие федеральные органы: * Президент РФ; * Законодательные органы; * Исполнительные органы; * Судебные органы; * Государственные органы всех субъектов, входящих в состав РФ. Стоит сказать, что структура государственной власти вовсе не простая. Субъекты пользуются самостоятельностью в осуществлении государственной власти только в том случае, если решение каких-либо вопросов не относится к совместному решению с федерацией или к исключительному ее ведению. Также система государственных органов субъектов может устанавливаться ими самостоятельно, но только в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти на основании Федерального закона № 184-ФЗ10. Все это направлено на обеспечение и реализацию в Российской Федерации единства системы органов государственной власти. Кандидат юридических наук И.Н. Барциц, подчеркивая важность всего этого, в своей статье отмечает, что федеральная государственная власть распространяется на всю территорию и осуществляется только Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ и Генеральным прокурором РФ11. 3) Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Согласно этому принципу обеспечивается необходимая самостоятельность государственных органов в установленных пределах, а также недопустимость произвола в их деятельности. Разграничение осуществляется на основании норм Конституции РФ, Федерального закона № 184-ФЗ. Необходимо добавить, что основной закон нашей страны лишь закрепляет это разграничение, а федеральный закон – конкретизирует и раскрывает это процесс. Процесс разграничения предметов ведения и полномочий осуществляется двумя способами: 1. Нормативный, когда властные полномочия и предметы ведения для федерации и ее субъектов строго и четко закреплены в нормативно-правовых актах – конституция, конституция (устав) субъекта, федеральный или региональный закон. 2. Договорной – полномочия и предметы ведения закреплены в договоре (соглашении), который не должен противоречить действующей конституции и должен соблюдаться только в ее рамках. Конституция РФ закрепляет следующее разграничение предметов ведения: * предметы исключительного ведения РФ, закрепленные в ст. 71. Например, налаживание внешнеэкономических отношений. * предметы совместного ведения, закрепленные в ст. 72. Здесь можно выделить, например, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. * предметы ведения субъектов РФ. 4) Равноправие и самоопределение народов. Данный принцип закреплен в преамбуле и в ст.5 Конституции РФ и является одним из основополагающих принципов федеративного устройства России. Это связано с тем, что Российская Федерация – многонациональная страна, в которой проживает свыше 190 народов. Рассматриваемый нами принцип содержит в себе два значения: 1. Равноправие народов, которое проявляется в обеспечении равного положения всех народов, а также их права на участие в государственных отношениях. С.М. Шахрай отмечает такой факт, согласно которому равноправие народов находит свое проявление в том, что независимо от численности и других характеристик каждый из них имеет право на самоопределение, использование земли и других природных ресурсов, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, получение поддержки со стороны Российской Федерации12. 2. Самоопределение – это право народов на самоуправление и на самостоятельное решение вопросов, имеющих важное значение для их жизни, которое может быть реализовано путем создания различного рода национально-территориального образования, обладающего самостоятельностью в решении вопросов, касающихся национально-культурной жизни. Что касается Германии, то это такое федеративное государство, субъектами которого являются государственные образования – земли. Конституция 1949 года именуется Основным законом ФРГ, в котором закреплены все базовые принципы, на которых основывается современное немецкое государство. К ним относятся: 1) Конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства (ч. 1 ст. 28)13. Ч. 3 ст. 28 Основного закона ФРГ гласит, что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель требованиям основного закона. Соответствие республиканскому государству означает, что в землях верховная власть должна осуществляться выборными органами, избираемыми населением. Соответствие демократическому государству проявляется в осуществлении народовластия путем обеспечения закрепленных в Основном законе Германии прав граждан, их равного положения в формировании органов государственной власти страны. Касаемо соответствия социально-правовому государству можно отметить, что в землях существует развитая правовая система и верховенство закона в общественной жизни, система социального контроля над властью, а также обеспечивается приоритет человека в обществе. Земли ФРГ имеют свои конституции, местные парламенты и правительство, принимают законы. 2) На территории всей федерации обеспечивается единый уровень жизни, граждане земель имеют равные права и обязанности. 3) Все земли имеют равный статус, независимо от своих территоиальных размеров. 4) Земли имеют право осуществлять государственные полномочия и решать государственные задачи в порядке, установленном конституциями. Необходимо отметить и тот факт, что, согласно ст. 31 Основного закона ФРГ, федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Этот момент проявляется в сфере исключительных полномочий федерации, а также в сфере совместных полномочий федерации и земель, входящих в ее состав. 5) Разделение компетенции между федерацией и землями. Различают следующие разделения: * Исключительная компетенция федерации. Федерация самостоятельно осуществляет государственные полномочия и решает государственные задачи во внешней политике, решает вопросы гражданства, федеральных железных дорог и воздушных сообщений, правовой охраны промышленной собственности и другие. * Конкурирующая, т.е. совместная компетенция федерации и земель, которая распространяется на следующие сферы жизни общества: акты гражданского состояния, охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу, гражданство земель и т.д. * Компетенция земель, которая формируется по остаточному принципу. 6) Допускается Основным законом Германии возможность федерального принуждения по отношению к землям. Если они не выполняют возложенные на них федеральными законами обязанности, то Федеральное правительство имеет право принять к ним необходимые меры для выполнения этих полномочий. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что у Российской Федерации и Федеративной Республики Германии свои специфичные принципы организации федерации. Сходство проявляется только в одном таком принципе, как разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее составными частями. В остальном у этих федеративных государств имеются особые принципы организации. Это зависит от многих факторов, но в первую очередь существенное влияние оказывает тот момент, что эти федерации по своим признакам относятся к различным группам. 2.2 Правовой статус субъектов федерации в РФ и ФРГ Как мы уже отмечали, каждая федерация состоит из отдельных частей, которые именуются субъектами. Кандидат юридических наук А.Л. Бредихин под субъектами понимает обобщающее наименование относительно обособленных частей, которые в совокупности образуют политико-территориальную структуру любого федеративного государства14. Безруков под субъектом понимает государственное образование в составе федерации, обладающее определенной политико-правовой самостоятельностью15. Следовательно, субъект – это такое государственное образование, входящее в состав федеративного государства, которое обладает своей некоторой самостоятельностью, определенной и установленной законом. Каждый субъект федерации имеет свой статус, т.е. совокупность определенных характеристик политико-территориального образования в составе федеративного государства, закрепленных в основном законе – конституции. Этот статус субъекты обретают только в силу закона, а не путем собственного волеизъявления. Статус субъектов основывается на таих принципах, как государственный суверенитет, государственная целостность и единство системы государственной власти, верховенство основного закона и единство конституционно-правовой системы, равнопрвие субъектов. По мнению А.И. Казанника правовой статус субъекта федерации включает в себя следующие элементы: 1) участие субъекта в распределении и изменении учредительных полномочий между центром и его составными частями; 2) наличие собственной территории, которая не может быть изменена без согласия субъекта; 3) самостоятельность субъекта федерации в пределах его компетенции и гарантии этой самостоятельности; 4) участие субъекта в делах федерации; 5) наличие у субъекта основного закона; 6) формирование субъектом собственной системы органов государственной власти в соответствии с общефедеральными принципами16. Кроме вышеперечисленных элементов можно выделить и такие, как наличие государственных символов, собственного языка и гражданства. В ст. 5 Конституции РФ определены все виды субъектов. К ним относятся: республики (22), края (9), области (46), города федерального значения (3), автономная область (1), автономные округа (4). Конкретный перечень всех субъектов, находящихся в составе России, определен ст. 65 Конституции РФ в количестве 85. Необходимо сказать, что все субъекты являются неотъемлемыми составными частями России, не обладающими правом выхода из состава федерации, но имеющие равные права и обязанности. Теперь охарактеризуем каждый субъект Российской Федерации и раскроем его правовой статус. Республика – это национально-государственное образование, в границе которого самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта17. Согласно ст. 66 Конституции РФ правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации, определяется конституцией федерации и конституцией самой республики. Особенность этого вида субъекта состоит в том, что он провозглашается законами государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории. Но из этого положения есть свои исключения. Республики осуществляют только те полномочия, которые в соответствии с основным законом страны не находятся в ведении федеральных органов государтсвенной власти. Также важной характеристикой республик в составе России является наличие собственной территории. Например, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции Кабардино-Балкарской Республики ее территории гарантируется целостность и неприкосновенность18. В каждой республике органы государственной власти имеют право в пределах установленной территории субъекта осуществлять всю полоту государственной власти в рамках предписанных им полномочий. Помимо этого республики имеют право самостоятельно определять свою систему органов государственной власти. Теперь разберемся с правовым статусом края, области, города федерального значения. Эти субъекты обладают значительной частью учредительной власти. Основным законом данных субъектов является устав, который закрепляет и регулирует вопросы организации не только государственной власти, но и иные положения. Края, области, города федерального значения по своему статусу не являются государствами, в результате чего в своих уставах они именуются просто субъектами Российской Федерации. Помимо этого данные виды субъектов, входящих в состав РФ, имеют свою территорию, территориальное деление которой четко закрепляет и регулирует устав, определяя статус каждого государственного образования, находящегося в составе края, области либо города федерального значения. Края, области и города федерального значения имеют свою государственную символику: герб, флаг, гимн. Несмотря на то, что данные субъекты не являются государствами, они имеют право участвовать в международных отношениях. Например, в ст. 75 Устава города Москвы говорится по этому поводу следующее: город Москва имеет право на установление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Уставом города19. Что касается автономной области и автономных округов, то данные субъекты в отличие от республик не обладают какими-либо признаками государственности. Таковыми они являются лишь в силу своего национального состава населения. Теперь необходимо разобраться, что же такое автономная область и автономные округа. Автономная область – это национально-территориальное образование, входящее в состав РФ. На данный момент в России существует только одна автономная область – Еврейская автономная область, которая образовалась по национально-культурному принципу с учетом проживающего там еврейского народа. Автономные округа – это такая форма национальной государственности малых народов и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока20. Этот субъект имеет большую территорию при учете того, что численность и плотность населения небольшие. Рассматриваемые виды субъектов Российской Федерации также имеют свои основные законы – уставы, которые определяют важнейшие вопросы, касающиеся политико-правового устройства. Они вправе обладать учредительной властью, иметь свою территорию и ее административное деление, образовывать в соответствии с законом соответствующую своему положению систему органов государственной власти, а также решать вопросы разграничения полномочий и предметов ведения между округами и входящими в их состав образованиями. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что все субъекты РФ имеют свои определенные права, согласно ч. 4 ст. 5 Конституции РФ они обладают определенным равноправием по отношению к России в целом. Теперь рассмотрим правовой статус субъектов Федеративной Республики Германии. Как мы уже отмечали, Германия построена по территориальному принципу. Эта страна в своем составе имеет 16 земель – субъектов федерации, которые являются единственным видом административно-территориальных образований. Необходимо отметить, что конституционный статус земель не определен в Основном законе ФРГ. Земли Германии – это такие особые государственные образования, входящие в состав страны, самостоятельность которых ограничивается Конституцией ФРГ. По этому поводу в Основном законе этой страны можно найти подтверждения. Например, имеет место быть и тот факт, что конституционный строй земель обязательно должен соответствовать требованиям федерального законодательства всей страны. Так как ФРГ является симметричной федерацией, то все земли, составляющие административное деление этого государства, имеют одинаковое правовое положение. Земли вправе иметь свои конституции, которые не нуждаются в утверждении со стороны федерации, но над которыми имеется преимущество со стороны федерального права (ст. 31)21. Из этого следует, что конституции земель не должны противоречить Основному закону Германии. Кроме этого земли имеют право создавать свои собственные органы государственной власти: парламенты, правительства. Например, парламент – ландтаг – избирается гражданами в каждой земле на срок от 4 до 5 лет. Как мы видим, центр в решении вопросов местного значения участия не принимает. Это относится только к ведению земель. Согласно ст. 32 Основного закона ФРГ земли имеют право участвовать в международных отношениях, заключать договоры с иностранными государствами. Но в этом есть свои ограничения со стороны федерации, которые нашли свое отражение в том, что земли все перечисленное могут делать только с согласия федеральных органов государственной власти. Земли также имеют право самостоятельно решать все вопросы местного значения без согласия федерации. Поми....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: