- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Российская налоговая система, состояние, проблемы и тенденции развития
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013835 |
Тема: | Российская налоговая система, состояние, проблемы и тенденции развития |
Содержание
АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» Заочный факультет экономики и права Кафедра экономики и управления на предприятии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития» Направление подготовки 38.03.01 «Экономика» Профиль «Налоги и налогообложение» Выполнила обучающаяся Шевченко Юлия Алексеевна группа 32э13132 Руководитель выпускной квалификационной работы к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита Радостева Марина Витальевна «Допустить к защите в Государственной экзаменационной комиссии» Заведующий кафедрой ______________ Дата_______________ Москва 2018 АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» Заочный факультет экономики и права Кафедра экономика и управление на предприятии Направление подготовки 38.03.01 «ЭКОНОМИКА» Профиль «Экономика предприятий и организаций» Утверждаю Заведующий кафедрой ____________________ «_» __________ 2018 г. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ Обучающейся Шевченко Юлии Алексеевне Тема работы Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития Основные источники, необходимые для написания работы: 1. Алиев Б.Х., Джафарова З.К., Магомедова А.М. Пути повышения эффективности функционирования налоговой политики России в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 6. – С. 91-94. 2. Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 – С. 23-31. 3. Полунин С.К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №46. - С. 239-241. 4. Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3546–3550. Перечень подлежащих разработке вопросов: 1. Раскрыть понятие налоговой системы. 2. Рассмотреть принципы формирования и основные функции налоговой системы России; проанализировать особенности налоговой системы Российской Федерации. 3. Дать характеристику муниципального образования - Администрации Милославского района; провести анализ налогового потенциала указанного муниципального образования. 3. Рассмотреть актуальные проблемы налоговой системы России. 4. Сформулировать рекомендации по совершенствованию современной налоговой системы Российской Федерации в целом и муниципального налогового законодательства в частности на примере Администрации Милославского района. Дата выдачи задания __________________________ Руководитель: М.В. Радостева Задание приняла к исполнению: Ю.А. Шевченко КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ № п/п Выполняемая работа Сроки исполнения 1 Оформление заявления на выполнение квалификационной работы До 30.10.2017 г. 2 Разработка задания на выпускную квалификационную работу и сдача его в деканат До 13.12.2017 г. 3 Разработка задания на сбор материала по теме выпускной квалификационной работы До 27.12.2017 г. 4 Изучение литературы. Разработка плана выпускной квалификационной работы До 22.01.2018 г. 5 Работа над введением и теоретической частью темы, представление научному руководителю первоначального варианта До 12.02.2018 г. 6 Подготовка и представление научному руководителю последующих глав выпускной квалификационной работы До 02.04.2018 г. 7 Завершение окончательного варианта выпускной квалификационной работы До 09.04.2018 г. 8 Оформление выпускной квалификационной работы. Представление ее научному руководителю и получение отзыва До 16.04.2018 г. 9 Загрузка (в электронном виде) окончательного варианта выпускной квалификационной работы в систему «ВКР-ВУЗ». Формирование отчета и справки. До 23.04.2018 г. 10 Представление выпускной квалификационной работы, оформленной, с заданием и отзывом руководителя в деканат и внесение отметки о сдаче их в зачетную книжку До 30.04.2018 г. 11 Подготовка материалов к защите (доклад, раздаточный материал, презентация) До 07.05.2018 г. Предзащита выпускной квалификационной работы 08.05.2018 г. - 14.05.2018 г. Срок защиты выпускной квалификационной работы В соответствии с расписанием ГИА Руководитель _______________________________ Обучающаяся _______________________________ СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………….…….................... Глава 1. Теоретические основы российской налоговой системы …...…. 1.1. Понятие налоговой системы …………………..……………………..….... 1.2. Принципы формирования и основные функции налоговой системы России ………………………………………………………………………...… 1.3. Особенности налоговой системы Российской Федерации……………… Глава 2. Анализ состояния системы налогообложения на примере Администрации Милославского района …………………………………... 2.1. Организационно-экономическая характеристика Администрации муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области (Администрация Милославского района) …………..... 2.2. Анализ налогового потенциала муниципального образования на примере Администрации Милославского района ………………………..…. Глава 3. Актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы России………........................................ 3.1. Актуальные проблемы современной налоговой системы России.……... 3.2. Направления совершенствования современной налоговой системы Российской Федерации ……………………………...…………….…….…….. 3.3. Рекомендации по совершенствованию муниципального налогового законодательства на примере Администрации Милославского района …… Заключение …………………………………................................................. Список использованных источников …………………………………….... 6 9 9 18 26 35 35 43 54 54 63 68 77 81 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения о понятии налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однозначно и простым, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам. В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Таким образом, изложенные обстоятельства, позволяющие утверждать об актуальности проблемы современного состояния налоговой системы России, предопределили выбор автором данной темы исследования. Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов, касающихся особенностей российской налоговой системы, актуальных проблем и тенденций развития внесли Н.Н. Быкова1, Б.Х. Алиев, З.К. Джафарова, А.М. Магомедова2, С.К. Полунин3, Р.С. Юшаева4, и другие ученые. В работах этих исследователей нашли отражение актуальные проблемные вопросы современной налоговой системы Российской Федерации, рассмотрены основные направления совершенствования российской налоговой системы. Вместе с тем, исследования указанных выше и других авторов охватывают далеко не все актуальные вопросы, касающиеся особенностей российской налоговой системы. Часть из этих работ уже устарела, не говоря уже о научных исследованиях более ранних периодов. В научной литературе практически отсутствуют монографические работы по комплексному исследованию современной налоговой системы России и путей ее совершенствования, учитывающие современную социально-экономическую ситуацию в стране. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что рассматриваемая тема актуальна как с теоретической, так и практической точек зрения, а поэтому нуждается в научной разработке. Таким образом, на основе представленной актуальности и степени научной разработанности, можно более конкретно сформулировать объект, предмет, общую цель и задачи работы, которые необходимо решить для ее достижения. Целью выпускной квалификационной работы является обобщение теоретических знаний по современному состоянию российской налоговой системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи: - раскрыть понятие налоговой системы; - рассмотреть принципы формирования и основные функции налоговой системы России; - проанализировать особенности налоговой системы Российской Федерации; - дать характеристику муниципального образования - Администрации Милославского района; - провести анализ налогового потенциала указанного муниципального образования; - рассмотреть актуальные проблемы налоговой системы России; - сформулировать рекомендации по совершенствованию современной налоговой системы Российской Федерации в целом и муниципального налогового законодательства в частности на примере Администрации Милославского района. Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является современное состояние российской налоговой системы. Методы исследования темы настоящей выпускной квалификационной работы: сущностный, структурно-содержательный, функциональный, а также группа логических методов: анализ, синтез, обобщение, дедукция и индукция. Практическая значимость темы исследования определяется его направленностью на решение конкретных проблем современной налоговой системы России. Полученные результаты могут быть использованы при совершенствовании российской налоговой системы путем разрешения этих проблем. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 1.1. Понятие налоговой системы Понятие «налоговая система» относится к наиболее сложным проблемам юридической и экономической наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, в настоящее время отсутствует единое научно обоснованное понимание ее сущности, что, по мнению некоторых исследователей, лежит в основе отказа законодателя от закрепления этого понятия в НК РФ5. Необходимо отметить, что впервые данная категория получила законодательное закрепление в России в 90-е годы прошлого столетия в связи с переходом ее к рыночной экономике. В ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»6 было установлено, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Данное законодателем определение категории «налоговая система» вызвало в юридической науке дискуссию. В литературе отмечалась неточность указанной формулировки, поскольку законодатель, по мнению ученых, включил в налоговую систему не только собственно налоги, но и все платежи, имеющие налоговый характер. Так, Н.И. Химичева подчеркивает, что «законодатель условно именует налогами (помимо налогов в собственном смысле слова) также и другие платежи, понимая под ними «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетной фонд, осуществляемый налогоплательщиками - в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») А совокупность данных платежей (с оговоркой «далее – налоги») называется налоговой системой»7. Н.И. Химичева совершенно справедливо отмечает, что законодатель использовал категорию «налоговая система» не совсем точно, «условно», понимая под ней совокупность не только налогов, но и иных платежей, имеющих налоговый характер. В дальнейшем, исследуя данную проблему, в частности, в связи с принятием НК РФ, Н.И. Химичева приходит к выводу, что «более четкими в этом отношении являются положения НК РФ. Прежде всего, удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо условного термина «налоговая система» (который может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте, например, как система налоговых органов), применено выражение «система налогов и сборов». В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах и, во-вторых, о различающихся между собой платежах»8. Представляется, что мнение Н.И. Химичевой о том, что использование в наименовании главы 2 НК РФ понятия «система налогов и сборов в Российской Федерации» более четко отражает систему обязательных платежей в целом, регулированию которой и посвящены содержащиеся в данной главе НК РФ статьи (12 - 18), можно считать верным. Исследуя понятие «налоговая система», Н.П. Кучерявенко отмечал, что «актуальной представляется предложенная Н.И. Химичевой характеристика налоговой системы в узком собственном смысле слова (как объединение собственно налогов) и в широком смысле, которую взял на вооружение законодатель. В последнем случае фактически речь идет о совокупности всех платежей, имеющих налоговый характер и составляющих систему налогов и сборов»9. Наряду с кратким определением налоговой системы как системы налогов и сборов было высказано немало иных суждений, расширяющих понятие «налоговая система» и рассматривающих систему налогов и сборов в качестве составной части налоговой системы, ее важнейшим элементом, ядром. Существующие взгляды ученых на понятие «налоговая система», включающие в себя наряду с другими компонентами и систему налогов и сборов, нашли свое отражение в специальной литературе, посвященной налогам, налогообложению, финансовому и налоговому праву, а также на страницах различных экономических и юридических журналов 10. Проанализируем доктринальные понятия налоговой системы, включающие в себя систему налогов и сборов в качестве составляющего элемента, т.е. рассматривающие соотношение между понятиями «налоговая система» и «система налогов и сборов» как соотношение между общим и частным. Одним из первых ученых, предложивших рассматривать налоговую систему, как понятие более широкое по сравнению с ее легальным определением, был В.И. Гуреев. В своей работе, посвященной налоговому праву, он отмечал: «Налоговая система является наиболее емкой и включает: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы... осуществляющие налоговый контроль; в) налоговых представителей, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислить в бюджет налоги с дохода; г) налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения»11. Принято считать, что достаточно обоснованной критике Н.П. Кучерявенко было подвергнуто сформулированное В.И. Гуреевым понятие «налоговая система». Анализируя предложенное В.И. Гуреевым определение налоговой системы, Н.П. Кучерявенко отмечает: «Трудно определить, какой принцип лежит в основе такой характеристики, где налоговая система представлена как механизм либо переплетающихся, либо сложно стыкуемых друг с другом элементов. В чем, например, необходимость выделения налоговой полиции в самостоятельный элемент налоговой системы, тогда как она являлась элементом системы налоговых органов? В чем особая заслуга налоговых представителей, хотя они представляют налогоплательщиков? Что собой представляют «теоретические положения... практиков»? Да и фактически после первого элемента данной трактовки, который затрагивает правовую основу любого последующего, возникает вопрос о разграничении налоговой системы и налогового законодательства, который автор также обходит молчанием»12. Однако справедливости ради необходимо отметить, что В.И. Гуреев одним из первых ученых еще в 1995 г. сделал попытку осмыслить понятие «налоговая система» как категорию, включающую в себя отдельные элементы, в том числе систему налогов и сборов. Этот подход привлек внимание других ученых, которые изложили свое видение данной проблемы. В рассматриваемом плане интересное определение налоговой системы предложил И.И. Кучеров, по мнению которого «в широком... смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые др. Все эти элементы пребывают в постоянной и неразрывной взаимосвязи»13. Необходимо отметить положительные моменты, содержащиеся в данном определении. Это, во-первых, указание на связь налоговой системы с общественными отношениями, складывающимися в связи с установлением и взиманием налогов и сборов и урегулированными нормами права. Во-вторых, что система основывается на определенных принципах. Предложенное И.И. Кучеровым понятие налоговой системы было бы, как представляется, более оптимальным, если бы в нем присутствовала конкретная информация о характере общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов, а также о принципах, на которых она основывается. Кроме того, необходимо остановиться на рассмотрении позиции А.В. Брызгалина по данному вопросу. А.В. Брызгалин определяет налоговую систему как взаимосвязанную «совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер»14. Следует предположить, что Н.П. Кучерявенко совершенно прав, отмечая, что характеристика налоговой системы, предложенная А.В. Брызгалиным, требует дополнительной аргументации, так как «такой подход настолько расширительно характеризует налоговую систему, что практически лишает категорию свойственных ей особенностей»15. Хотя нельзя не подчеркнуть, что рациональным зерном в определении, предложенном А.В. Брызгалиным, является указание на то, что общественные отношения возникают в сфере налогообложения, а не в какой иной сфере общественной жизни. Следует предположить, что более конструктивным определением налоговой системы является определение, предложенное С.Г. Пепеляевым, по мнению которого «налоговая система - это совокупность установленных в государстве существующих условий налогообложения...Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы»16. В своем определении С.Г. Пепеляев указывает на взаимосвязь налоговой системы с системой налогообложения. В связи с этим закономерно возникает вопрос о соотношении понятий «налоговая система» и «система налогообложения». Можно полагать, что Н.П. Кучерявенко совершенно прав, утверждая о недопустимости отождествления названных категорий, которое иногда присутствует в учебной литературе17. Однако следует пояснить, что при обосновании своего правильного вывода Н.П. Кучерявенко исходил из научной позиции, согласно которой налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов (обязательных платежей), законодательно закрепленных и обязательных к уплате на территории государства. Система же налогообложения, по мнению Н.П. Кучерявенко, помимо налоговой системы, «включает в себя и достаточно широкий спектр отношений, связанных с реализацией процессов налогообложения... система налогообложения представляет собой совокупность законодательно установленных налогов, сборов, обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены; способ обеспечения; действий, обеспечивающих уплату и контроль за своевременным и полным поступлением средств от налогов и сборов в бюджет и целевые фонды»18. Следовательно, Н.П. Кучерявенко, раскрывая содержание понятий «налоговая система» и «система налогообложения», приходит к выводу о том, что система налогообложения является родовым понятием по отношению к системе налогов и сборов, «законодательно закрепленных и обязательных к уплате на территории государства». И все же остается дискуссионным вопрос о сущности названных категорий. При решении данной проблемы нельзя обходить суждения экономистов по рассматриваемой проблеме. Так, например, Т.Ф. Юткина, определяя налогообложение как экономико-правовую категорию, сформулировала следующее определение: «Налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное использование»19. А.И. Худяков не признал данное определение налогообложения достаточно удачным, поскольку в нем, в частности, не говорится о деятельности, хотя «в буквальном значении слово «налогообложение» означает «обложение налогом». В свою очередь, «обложить налогом» значит, во-первых, его установить, во-вторых, добиться его уплаты. Налоги устанавливает государство, оно же производит их взимание (во всяком случае уплата налога производится государству)». Таким образом, А.И. Худяков приходит к выводу, что «налогообложение - это деятельность государства по установлению и взиманию налогов. Налогообложение составляет сердцевину налоговой деятельности. Целью налогообложения выступает удовлетворение потребностей государства в денежных средствах»20. И прежде чем подвести итоги рассмотрению проблемы понятия «налоговая система», следует привести еще одно определение данной категории. «Налоговая система Российской Федерации - это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, т.е. определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм»21. Представляется, что ценность данного определения налоговой системы состоит в том, что в нем подчеркивается правовая сущность рассматриваемой категории. Завершая исследование проблемы соотношения понятий «налоговая система», «система налогов и сборов», «налогообложение», «система налогообложения» и «налоговая деятельность государства», представляется возможным изложить следующее ее видение. Налогообложение и система налогообложения относятся к экономическим категориям, обусловленным объективными условиями развития общества, основанного на товарно-денежных отношениях. Неслучайно важнейшие четыре принципа налогообложения были сформулированы еще в XVIII в. знаменитым экономистом А. Смитом, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Известно, что экономические законы, экономические категории сами по себе не могут проявиться, для их использования необходима целенаправленная деятельность человека, его объединений, в том числе государства. В этой связи А.И. Худяков отмечал, что «налоговая деятельность - это деятельность государства по организации налогообложения и обеспечению его осуществления. Таким образом, понятие «налоговая деятельность» связано с понятием «налогообложение». Отличие между ними заключается в том, что понятие «налоговая деятельность» шире понятия «налогообложение», поскольку включает в себя не только установление, введение и взимание налогов, что свойственно налогообложению, но и деятельность по формированию налогосборочного аппарата и обеспечение его функционирования»22. Подводя итог вышеизложенному, следует прийти к выводу, что налогообложение, его условия осуществления могут быть реализованы только в результате налоговой деятельности государства, которая, по словам А.И. Худякова, формирует налоговую систему. Налоговая система государства - это правовая форма налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений, т.е. налоговая система опосредует налогообложение, систему налогообложения. 1.2. Принципы формирования и основные функции налоговой системы России Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств. На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже. Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения: * принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; * принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику; * принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика; * принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов. Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах: * Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. * Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. * Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. * Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. * Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. * Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. * При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. * Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1): * фискальную; * регулирующую; * социальную: * контрольную. Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей. Рисунок 1 – Основные функции налогов Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы - это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых. Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга. Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г. Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков. Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов. Цель применения налоговых льгот - сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит. Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит - это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы: * снижение налоговой ставки; * сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул); * возврат ранее уплаченного налога или его части; * отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит; * зачет ранее уплаченного налога; * замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением. Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог. Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваютс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: