- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль зеленых насаждений в формировании и оздоровлении придомовых территорий
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010816 |
Тема: | Роль зеленых насаждений в формировании и оздоровлении придомовых территорий |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА» Социальный факультет Кафедра социального управления и конфликтологии КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Использование деловых игр в разрешении конфликтов Выполнила студентка очной формы обучения направления конфликтология 3 курса Коробкова Диана Ивановна Руководитель: доктор педагогический наук, профессор Митяева Анна Михайловна Орел - 2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава1. Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями в разрешении социальных конфликтов 5 1.1. Деловая игра как имитационный метод моделирования в разрешении конфликтных ситуаций 5 1.2. Развитие деятельностно-коммуникативных способностей в разрешении социальных конфликтов 11 Глава 2. Технологии проведения деловых игр в процессе практико-ориентированного обучения 17 2.1. Особенности организации деловых игр, направленных на разрешение конфликтов 17 2.2. Деловая игра «Способы конструктивного завершения конфликтных ситуаций» 26 Заключение 33 Список литературы 36 Приложения 40 ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день, когда общественная жизнь немыслима без столкновений идей, жизненных позиций, целей, мотивов, желаний, стилей жизни, интересов, личностных особенностей, существует необходимость в конфликтологическом знании. Оно дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни и искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях. Очевиден факт, что если один из участников конфликтного процесса сохраняет сдержанность, равновесие, отстраненность, оппонент теряет возможность перевести отношения на уровень борьбы, а потенциальный конфликт не выходит за рамки обычных отношений. Для этого, как правило, необходимы такие умения человека, как способность воспринимать другого индивида как личность, умения слушать его и адекватно реагировать, способность влиять на других людей. Эти качества и умения принято называть коммуникативными способностями. Именно необходимость развития деятельностно-коммуникативных навыков в процессе разрешения всевозможных общественных противоречий послужило основой для проведения нашего исследования. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема поиска средств развития деятельностно-коммуникативных способностей, которые рассматриваются, как способности человека к конструктивному разрешению противоречий. В последние годы, как за рубежом, так и в системе отечественной науке одним из наиболее эффективных методов целенаправленного развития коммуникативных навыков в урегулировании споров признана деловая игра. На основании вышеизложенного, объектом нашего исследования являются деловые игры как методы моделирования общественных процессов. Предметом исследования является использование деловых игр в процессе разрешения общественных противоречий. Перед нами была поставлена исследовательская цель - рассмотрение деловой игры как один из методов формирования навыков у студентов в разрешении общественных противоречий. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть деловую игру как метод моделирования конфликтных ситуаций; * проанализировать уровень развития необходимых деятельностно-коммуникативных навыков студентов ФГБОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» в разрешении социальных противоречий; * исследовать особенности организации и проведения деловых игр, направленных на разрешение конфликтных ситуаций; * рассмотреть деловую игру «Способы конструктивного завершения конфликтных ситуаций» как один из методов формирования у студентов необходимых навыков и способностей в разрешении противоречий. При написании курсового проекта нами был использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ учебно-методической литературы по конфликтологии, психологии, социологии, истории и т.д., статьи журналов и диссертации известных исследователей: Анцупова А.Я., Гришиной Н.В., Дмитриева А.В., Бабосова Е.М., Буртовой Е.В., Ратникова В.П. и других ученых, а также электронные ресурсы Интернета) и эмпирический (тест В.В. Синявского, В.А. Федорошина, который позволил нам определить уровень развития коммуникативных умений студентов). Таким образом, тема использования деловых игр в разрешении социальных конфликтов актуальна и ей уделяется особое внимание в современном, постоянно меняющемся обществе. ГЛАВА 1. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОММУНИКАТИВНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ В РАЗРЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ 1.1. Деловая игра как имитационный метод моделирования в разрешении конфликтных ситуаций Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликтные ситуации. В научной литературе конфликтную ситуацию определяют как форму социального взаимодействия, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта. Объектом конфликтной ситуации могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д. [6, С.53] В знающем обществе конфликты проявляют свои конструктивные качества, а в незнающем – развертывают свои разрушительные силы. Следовательно, единственная возможность обуздания конфликтов заключается в их познании. Так должно быть, но так не бывает в действительности, потому что познать конфликты до конца невозможно. Поэтому существует потенциальная возможность совместными усилиями добиться такого состояния, когда данные конфликты будут управляемыми или, по меньшей мере, не будут выходить из-под контроля. Эта, в общем-то, тривиальная мысль внушала и внушает исследователям всех времен и народов. [ 20, С. 5] По-видимому, впервые утвердительный ответ на эти вопросы был дан в теории игр (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в которой в качестве модели конфликта используется достаточно примитивное матричное представление результатов противоборства сторон, а за исходную принята так называемая гипотеза рациональности. Трудно переоценить значение игрового подхода как первого конструктивного шага на пути познания и формализации конфликтов. Игровой подход к моделированию и анализу конфликтов позволил получить ряд важных теоретических и практических результатов (Ю.В. Гермейер, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили, Н.С. Кукушкин и др.). В частности, были разработаны эффективные алгоритмы поиска устойчивых компромиссов на переговорах по спорным вопросам, изучено влияние информированности сторон на результаты конфликта, предложены методы единообразного описания многих явлений, связанных с рефлексией (скрытое управление, информационное управление через СМИ, рефлексию в психологии, художественных произведениях и др.). Ввиду того, что моделирование конфликтов – сравнительно молодое и далеко незавершенное научное направление, в последние годы, как за рубежом, так и в системе отечественной науки достаточно много работ было посвящено апробированию различных имитационных методов. [24, С. 184]. Приоритетное место занимают «активные формы обучения», под которым понимается система методов, требующих от участника каких-либо творческих поисковых усилий. [26, С. 81] К таким формам относятся деловые игры. Игра относится к древнейшим видам общественного взаимодействия, приковывающее внимание человечества и по сей день. Они обладают широким спектром возможностей и характеризуются значительной содержательностью, четкой структурой, более целенаправленным и организованным участием. В научной литературе нет единства определения понятия «деловая игра». Рассмотрим несколько определений понятия «деловая игра». В научной литературе по конфликтологии указано, что «деловая игра - это имитационная модель, которая предназначена для изучения процессов функционирования систем». На наш взгляд, это определение не отражает всех аспектов данного метода моделирования. Исследователь А. В. Петровский считает, что деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений. [21] К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения». Здесь также стоит подчеркнуть значимость ее образовательной функции, поскольку деловая игра является механизмом передачи социального опыта как практического - овладение средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Поэтому на основе вышесказанного, мы будем пользоваться следующим, наиболее удачным, на наш взгляд, определением. Деловая игра - групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную социальную обстановку. Как правило, в игровых моделях искусственно созданный конфликт отражает реально существующий конфликт в повседневной жизни. Разработка и проведение деловых игр направлены на поиск решений, позволяющих разрешить конфликтную ситуацию или снизить ее остроту.[23, С. 112] К характерным чертам деловой игры как метода моделирования в разрешении конфликтных ситуаций можно отнести: * возможность имитирования конфликтной ситуации; * присутствие проблемной ситуации; * получение участниками ролей, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;[5, С. 178] * коллективная деятельность всех участников; * цепочки решений; * наличие множества ходов развития ситуации; * наглядность последствий принимаемых решений. Модель имитации является отправным моментом в конструировании игры. После того как модель определена, ставится проблемная ситуация, которая будет решаться в игре. Исполнение ролей происходит во взаимодействии игроков между собой, что способствует диалогическому общению, в процессе которого развивается речь участников, что очень важно. Необходимо отметить, что из-за несовпадения ролевых целей участников (функциональных и игровых) при их взаимодействии происходит столкновение интересов, возникает конфликтная ситуация, что способствует созданию управляемого эмоционального напряжения. Важно также отметить, что деловая игра - это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп. Исследователь В.Н. Ванюшин выделил следующие характерные признаки деловой игры [10, С.4]: * игра проводится по регламентированным обязательным правилам; * это добровольное, осознанное и целенаправленное действие; * игра ограничена пространственными и темпоральными пределами; * это имитация, моделирование реальных жизненных ситуаций субъектами игры; * игре присущ непредсказуемый, непредвиденный характер событий и результата. Для деловых игр характерно наличие нескольких этапов: в начале игры ставится проблемная ситуация; затем она разбивается на подзадачи, каждая из которых решается на одном из этапов; последний этап игры выводит на разрешение исходной проблемы. Таким образом, в процессе игры образуется цепочка решений. Данный метод активного обучения является сложно устроенным, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п. Специфика возможностей деловой игры как метода моделирования в разрешении социальных конфликтов: * цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями участвующих; * метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания; * игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых; * деловая игра насыщена содержательной обратной связью; * в игре формируются установки социальной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка; * возможность проявления личности участников; * метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов; * деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные варианты разрешения общественных противоречий. Рассмотренные преимущества определили деловую игру как эффективный метод моделирования конфликтной ситуации. Таким образом, деловая игра - это эффективный имитационный метод в процессе обучения разрешению всевозможных социальных противоречий. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде: 1. Игра позволяет радикально сократить время накопления социального опыта; 2. Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [14, С. 202]; 3. В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа ситуации» [7, С. 129] 4. Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт. Она дает возможность экспериментировать, учиться на личном опыте без страха совершения ошибок, применяя разные стратегии решения проблемных ситуаций. 5. В игре имитируется актуальная проблемная ситуация, такая рабочая обстановка, которая может произойти в действительности. Различие ролевых статусов и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения.[22, С. 63] 1.2. Развитие деятельностно-коммуникативных способностей в разрешении социальных конфликтов На сегодняшний день, когда в мире существует неизбежность возникновения различного рода конфликтных ситуаций, особую актуальность приобретает проблема развития деятельностно-коммуникативных способностей, которые рассматриваются, как способности человека действовать конструктивно в проблемной ситуации, выстраивать эффективное общение и успешное взаимодействие с другими людьми. Развитие коммуникативных навыков основано на таких особенностях личности, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами другого индивида. Необходимо отметить, что в процессе развития деятельностно - коммуникативных навыков человек не только познает другого человека, но и самого себя. Мотивация развития деятельностно-коммуникативных способностей, по мнению Е.В. Кукуева, происходит одновременно с развитием мотивов вступления людей в общение. В этой зависимости им были выделены пять мотивов развития данных способностей: 1. ситуационно-проблемные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере разрешения какой-либо конкретной проблемы, или нахождения выхода из какой-либо конкретной ситуации; 2. материальные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере получения материальной прибыли при реализации данных способностей. Основная потребность – материальная выгода; 3. социальные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере успешности социальных взаимоотношений. Основная потребность – положительная социальная стабильность; 4. профессиональные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере успешности профессиональной деятельности, она характеризуется наличием дальних целей. Основная потребность – профессиональная самореализация; 5. духовные – основная направленность личности при развитии коммуникативных способностей лежит в сфере личностной самореализации, самоактуализации и самосовершенствования [17, С. 98]. Несомненно, формирование деятельностно-коммуникативных навыков происходит на всех этапах развития личности, но особенно эффективно, на наш взгляд, это развитие происходит в студенческом возрасте, когда определенные коммуникативные предпосылки уже сформированы, заложена база для полноценного развития, но в тоже время существует потенциал для их дальнейшего улучшения и совершенствования. Как известно, особенностями данного возраста являются: расширение круга общения, изменения в социальном окружении, преобразования в личной жизни. В этот период завершается процесс формирования культуры общения: доверия, тактичности, вежливости, чуткости, отзывчивости. К концу данного этапа жизни происходит фиксация коммуникативных свойств личности в общей коммуникативно-личностной структуре. Этот период относительной устойчивости деятельностно - коммуникативных свойств человека. Стоит отметить, что студент - это еще и будущий специалист в определенной профессиональной области, а значит и активный субъект общения. Он должен взаимодействовать с различными людьми, убеждать их в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию. Для этого ему необходимы знания основных закономерностей восприятия и понимания человека человеком, умения воспринимать другого человека как личность, умения слушать его и адекватно реагировать, способность влиять на других людей, умение разрешать конфликты, которые в настоящее время не редкость. Все эти качества и умения, составляют ту часть профессиональной компетенции и мастерства специалиста, которая может быть названа его коммуникативной компетентностью. Развитые коммуникативные способности помогут студенту преодолеть трудности общения, кроме того как показали результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, умение эффективно общаться определяет успех карьеры и личных отношений, поскольку у людей с высоко развитыми коммуникативными способностями выше личностная производительность. Проведенное нами исследование по выявлению уровня развития деятельностно-коммуникативных способностей подтверждает необходимость их развития. Мы, используя тест для диагностики коммуникативных способностей В.В. Синявского, В.А. Федорошина (Приложение 1), протестировали 20 студентов ФГБОУ «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» в возрасте от 18 -20 лет. В ходе работы были получены следующие результаты (Приложение 2): 1. У 25% опрошенных был выявлен низкий уровень развития деятельностно - коммуникативных способностей. Можно говорить о том, что студенты испытывают большие трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своего мнения, не проявляют инициативы в общественной деятельности; 2. Также 25% студентов имеют уровень развития коммуникативных способностей ниже среднего. Можно говорить о том, что испытуемые являются людьми замкнутыми, им сложно заводить новые знакомства и выстраивать диалог; 3. Результаты свидетельствуют о среднем уровне коммуникативных способностей у 15% опрошенных; 4. 20% испытуемых показали высокое стремление к взаимодействию с другими людьми, а также об их склонности к самостоятельным решениям в трудных ситуациях; 5. Лишь 15% студентов имеют высокую степень общительности, даже в незнакомой обстановке. Данный уровень способностей позволяет студентам быстро ориентироваться в трудных ситуациях, с легкостью адаптироваться в новом коллективе, самостоятельно организовывать процесс взаимодействия с людьми. Низкие процентные показатели среди студентов на среднем и высоком уровнях, скорее всего, обусловлены тем, что потенциал способностей при таких значениях не отличается высокой устойчивостью, постоянно колеблется, поэтому данным студентам следует развивать и совершенствовать свои коммуникативные умения. Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод о средне-низком уровне (65%) развития коммуникативных способностей студентов ФГБОУ «ОГУ им. И.С. Тургенева» и необходимости создания специальной системы занятий для их повышения. На сегодняшний день существует большое разнообразие средств целенаправленного развития деятельностно-коммуникативных способностей студентов. В основном это тренинги, включающие применение личностно-развивающих технологий, а также различные формы активного обучения (деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, диспуты и т.д.). Не стоит забывать о специализированных программа и спецкурсах. Необходимо ответить, что развитие деятельностно-коммуникативных способностей студентов - это динамичный процесс целенаправленного, поступательного и качественного преобразования данного феномена в процессе специально организованной учебной деятельности. Что касается использования деятельностно-коммуникативных навыков в процессе разрешения социальных конфликтов, то мы можем с уверенностью сказать, что конструктивное разрешение противоречия возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Как правило, для обеспечения конструктивного взаимодействия в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия и сформировать у участников целевую установку на сотрудничество. При этом нужно помнить психологический закон общения: «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция ? конкуренцию» [18, С. 54]. Психолог Н.В. Гришина в своих работах говорит о том, что деструктивный конфликт по своей сути - это «неудавшаяся коммуникация, и наоборот, функционально-позитивный конфликт является следствием эффективно построенной и осуществленной коммуникации» [9, С.117]. С позицией исследователя согласны, поскольку уверены в том, что умение разрешать социальные противоречия относится именно к коммуникативным способностям индивида. Ученые отмечают, что знания о конфликте, его функциях, закономерностях, являются необходимым компонентом деятельностно-коммуникативной компетентности, но только лишь в случае, когда они, встраиваясь в личный опыт, оказывают мотивирующее влияние, становятся готовностью действовать определённым образом по отношению к себе, к другим, к ситуации. Исходя из этого, в научной литературе выделяют 2 уровня развития деятельностно-коммуникативных способностей в разрешении конфликтных ситуаций у студентов: 1. развитие способностей к распознаванию признаков случившегося конфликта и выявлению в нем противоречия; 2. совершенствование владения способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия. Проведенное исследование позволили нам сформулировать следующие выводы: 1. Конструктивное разрешение возникающих общественных противоречий возможно лишь в случае открытого диалога оппонентов, когда стороны стремятся вступить во взаимодействие, проявляют способность слышать и сопереживать собеседнику, могут поставить себя на место другого, считаются с интересами и замыслами друг друга. Такие умения и навыки принято называть деятельностно-коммуникативными способностями. 2. Проведенное эмпирическое исследование по выявлению уровня развития таких способностей у студентов показало следующие результаты: 65% опрошенных студентов ФГБОУ ВО «Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева» отличаются низким или ниже среднего уровнем развития коммуникативных способностей. Низкие процентные показатели среди студентов на среднем и высоком уровнях, скорее всего, обусловлены тем, что потенциал способностей при таких значениях не отличается высокой устойчивостью, постоянно колеблется. 3. Ввиду этого возникает острая необходимость разработки и организации приемов и методов, направленных на развитие данных деятельностно-коммуникативных способностей. Таким образом, развитые деятельностно - коммуникативные способности не только способствуют эффективному взаимодействию студента с окружающим миром, но и помогают в разрешении возникающих противоречий. ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 2.1. Особенности организации деловых игр, направленных на разрешение конфликтов На современном этапе развития общества очень важно, чтобы в процесс обучения были внедрены игровые технологии, поскольку деловые игры оказывают положительное влияние на формирование конфликтологической компетентности участников, их интеллектуальное и творческое развитие. [10, С. 30] При конструировании деловой игры, направленной на разрешение противоречий, предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Квалификация организатора деловой игры зависит от наличия следующих профессиональных педагогических качеств: * знание сценария проведения деловой игры, ее структуры и последовательности реализации; * наличие полной информации о нормативных материалах, касающихся игры; * четкое представление о соотношении нормативных требований, изложенных в официальных документах, и найденных игровых решений; * доступное и понятное изложение всем участникам игры смысла заданий и оформления полученных результатов; * последовательность оценивания получаемых результатов; * постоянный контакт с участниками игры; * желание уделить одинаковое внимание принятым решениям всех участников в процессе обсуждения результатов их работы; * создание условий для самостоятельной выработки решений игровыми коллективами; * умение разрешать конфликтные ситуации; * составление проекта заключительного слова по результатам проведенной деловой игры [22, С. 47] На качество организации и проведения деловой игры оказывают влияние ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при подготовке: 1. ориентация организатора деловой игры на конкретный результат, чтобы правильно выстроить структуру и методику проведения занятия. Поэтому в сценарии важно отразить цели, предполагаемые знания, умения и навыки, которыми необходимо овладеть участники; 2. деловая игра должна носить комплексный характер, сочетать в себе различные формы индивидуальной и групповой работы; 3. осведомленность организатора деловой игры о психологических особенностях личности каждого учащегося. Такие знания потребуются при распределении ролей между участниками деловой игры. Необходимо предотвратить конфликтные ситуации при взаимодействии в коллективе. [33, С. 14–15] В организации деловой игре принято выделяют следующие этапы: 1. Введение в игру; 2. Разделение участников на группы; 3. Изучение ситуации; 4. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление); 5. Подведение итогов игры; 6. Разбор оптимального варианта; 7. Общая дискуссия. Рассмотрим их подробнее. 1. Введение в игру: для того чтобы деловая игра носила организованный характер и протекала как управляемая форма деятельности, она должна содержать правила игры. Можно согласиться с точкой зрения, что правила - это ограничения в поведении и проявлении интересов игроков согласно представлениям конструктора игры о моделируемом объекте. Правила отражают закономерности реальных процессов и явлений, воспроизводимых в игре. Степень «жесткости» правил зависит от целей игры и объекта имитации. В тех случаях, когда объект имитации характеризуется «человеческим фактором», включает работу с людьми, правила должны отражать его спонтанный характер и определенную степень непредсказуемости. Правила игры являются нормой поведения для тех, кто согласился в ней участвовать. Этот этап помогает участникам понять цель и основные задачи организуемой игры. 2. Разделение участников на группы: оптимальный размер группы - 3 - 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы. Обязательным элементом в деловой игре является комплект ролей и функции игроков. Как известно, различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). В деловой игре допускаются роли любого уровня, групповое исполнение ролей, привлечение некоторых участников игры к организации игрового процесса и его экспертизе. Описание ролей включает следующие компоненты: перечень ролей и формируемых групп; функции, выполняемые игроками; инструкции по исполнению должностной роли; портреты ролей, характеризующие личностные качества игроков. 3. Изучение ситуации: как правило, для анализа ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами). Стержнем игровой модели является сценарий - описание в словесной или графической форме предметного содержания, последовательности и характера деятельности игроков, а также ведущих игру и управляющих игровой деятельностью. Сценарий деловой игры, которые используются в целях моделирования конфликтных ситуаций и их последующего разрешения, включает: предмет игры; содержание противоречия или конфликта; способ генерирования событий в игре; общую последовательность игры и графическую модель взаимодействия игроков. Предмет деловой игры представляет собой перечень процессов или явлений, имитируемых в деловой игре. Следующий элемент сценария - описание содержания противоречия или конфликта. Под игровым конфликтом понимается такое противоречие, которое специально создается с учетом содержания поведенческих характеристик ее субъекта. В отличие от «реального» конфликта в деловой игре, описываемого в имитационной модели, игровой конфликт должен быть практически отражен во всех элементах игровой модели. Описание содержания конфликтных ситуаций в сценарии должно быть четким и кратким, позволяющим обучаемым сконцентрировать свои усилия и внимание на указанных аспектах деятельности. Способ генерирования событий, как следующий элемент сценария, определяет динамику и характер развития процесса игры и зависит от свойств объекта имитации и дидактических целей. Обязательным элементом сценария должна быть общая последовательность игры. Весь ход игры необходимо разбивать на основные этапы, этапы - на операции, операции - на шаги и представлять их в виде блок-схемы. В графической модели ролевого взаимодействия рекомендуется отражать количественный и качественный состав участников игры, внутри- и межгрупповые связи и показывать структуру общения на каждом этапе деловой игры. Общая последовательность игры и графическая модель ролевого взаимодействия должны сопровождаться текстовыми рекомендациями методического характера. Данным элементом завершается описание структурных элементов сценария. 4. После изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения. Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами. Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д. 5. Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте видят эффективность разных стратегий принятия решений. 6. Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конфликтной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения. 7. Целью общей дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем. Следование указанным этапам организации деловых игр обеспечивает их эффективное применение в целях моделирования и последующего разрешения конфликтных ситуаций. Неотъемлемым структурным элементом игровой модели является система оценивания. Этот пятый элемент игровой модели непосредственно связан с дидактическим принципом прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучаемых. Система оценивания должна: * обеспечивать разрешение противоречий в интересах участников деловой игры, определенный порядок взаимодействия, достижения общего результата, соревновательный характер деятельности игровых групп, многоальтернативность решения; * предполагать оценку по определенным шкалам качества принимаемых решений; * позволять оценивать деятельность каждого игрока и личностные качества участников. Содержательная сторона системы оценивания прежде всего должна быть связана с общим результатом игры, вкладом каждого ее участника и предполагать определение качества общего результата игры, сформированности предметных и социальных умений каждого игрока и коллектива в целом и наиболее выраженных личностных качеств игроков. Общий результат игры определяется, в свою очередь, характером имитационной и игровой моделей. Он может иметь вид конкретного продукта (документа, проекта), представлять собой определенные, найденные в ходе игры решения или рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности. Исследователь А. А. Вербицкий разработал основные принципы организации деловой игры, направленные на разрешение возникающих противоречий:[7, С. 82] * принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств; * принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее, коллективное обсуждение возникшего противоречия позволяет добиться наиболее оптимального решения; * принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в игровой процесс закладываются проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых участниками, что приводит к выходу из проблемной ситуации; * принцип двуплановости игровой....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: