- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль Мексики в Североамериканском соглашении о свободной торговле
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K003862 |
Тема: | Роль Мексики в Североамериканском соглашении о свободной торговле |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Факультет «Международные экономические отношения» Кафедра «Мировая экономика» «Допустить к защите» Заведующий кафедрой «Мировая экономика» ____________ /Хасбулатов Р.И./ «___» июня 2016г. Выпускная квалификационная работа Направление 38.03.01 «Экономика» Профиль «Мировая экономика» ТЕМА «Роль Мексики в Североамериканском соглашении о свободной торговле» Выполнила студента Фараджян Анна Вагановна Группа 841 Научный руководитель выпускной квалификационной работы Герман Евгений Иванович, к.э.н., доцент (ФИО, степень, звание, должность) __________________________ (подпись) Автор______________________ (подпись) Москва – 2016г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Факультет «Международные экономические отношения» Кафедра «Мировая экономика» «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой «Мировая экономика» ____________ /Хасбулатов Р.И. «___» марта 2016г. ЗАДАНИЕ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра. Направление 38.03.01 «Экономика» Профиль «Мировая экономика» Студентка 4 курса группы 841 Фараджян Анна Вагановна (ФИО) Тема работы: «Роль Мексики в Североамериканском соглашении о свободной торговле» Срок сдачи студентом законченной работы: 16.06.2016 В разделах выпускной квалификационной работы изложить: В Введении –цель работы, объект исследования, методологическую базу исследования, научную новизну Срок выполнения: (обсуждается с научным руководителем) Раздел1 Современные тенденции развития экономики и внешней торговли Мексики, модель социально-экономического развития Мексики, побудительные мотивы вступления, регулирование торговых отношений в рамках НАФТА Срок выполнения: «25» января 2016г. (обсуждается с научным руководителем) Раздел2 Особенности отраслевой и региональной структуры экономики Мексики, торговля в рамках соглашения, факторы, определяющие потенциал Мексики в НАФТА, торговые отношения Мексики с Россией Срок выполнения: «27» февраль 2016г. (обсуждается с научным руководителем) Раздел3 Проблемы и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в Североамериканской зоне свободной торговли, достигнутые результаты НАФТА Срок выполнения: «23» апрель 2016г. (обсуждается с научным руководителем) В заключении - научные результаты исследования и основные выводы Срок выполнения: «13» мая 2016г. (обсуждается с научным руководителем) Объем выпускной квалификационной работы 86 страниц компьютерного набора. Перечень прилагаемого материала: (таблицы, рисунки, приложения) Основная рекомендованная литература: Булатов А.С., Ивлева Т.Н., Ливенцев Н.Н., Хасбулатов Р.И., Канов А.А., а также зарубежные исследователи. Научный руководитель Задание принял к исполнению Герман Евгений Иванович, к.э.н., доцент Фараджян Анна Вагановна (должность, звание, ФИО) (ФИО студента) «___________________________» «_______________________» (подпись) (подпись) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» Аннотация выпускной квалификационной работы Фараджян Анна Вагановна (фамилия, имя, отчество) на тему «Роль Мексики в Североамериканском соглашении о свободной торговле» В условиях глобализации обеспечение экономической эффективности и конкурентоспособности страны невозможно без интеграции в мировое хозяйство. Темпы промышленного производства благодаря североамериканской интеграции в рамках НАФТА не просто растут, но и увеличивается доля наукоемкой продукции в производстве. Во всех трех странах НАФТА растут объемы торговли, потоки прямых иностранных инвестиций, уровень занятости. В связи с этим, НАФТА можно считать хорошим примером успешной экономической интеграции. Участие Мексики в североамериканском торговом блоке позволило ей решить ряд социально-экономических проблем и поставить экономику страны на качественно новый уровень. В данной дипломной работе была рассмотрена экономика Мексики, темпы ее развития, преобразования, произведённые в ней, проблемы и перспективы вступления ее в Североамериканское соглашение о свободной торговле. В дипломном исследовании применялись различные научные методы межстранового сравнительного анализа. Объем работы охватывает 86 страниц, в ней приведены 7 экономико-статистических таблиц и диаграмма. Автор ВКР «___________________» «________________________» (подпись) (ФИО) Ministry of Education and Science of the Russian Federation Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education «Plekhanov Russian University of Economics» ABSTRACT Of the final qualifying work Theme of: “Mexico's role in North American Free Trade Agreement” With globalization underway, economic efficiency and competitiveness of a country becomes impossible without integration into the global economy. Not only does integration within NAFTA lead to growth of industrial production but also supports increase of share of high-tech products in it. In general, trade volumes, foreign direct investment and employment levels are growing in all three NAFTA countries. Therefore, NAFTA is referred to as a good example of successful economic integration. The participation of Mexico in the North American Free Trade agreement allowed it to solve of social economic problems and to put the country's economy to a qualitatively new level. Actually following work of diploma reflects the fundamental key points of Mexico's economy: not only the humangous essence of its transformation and development as well as its adoption of North American Free Trade Agreement. More to the point, various scientific techniques were used during the total investigation of this work and theme.And as a final point it shout be outlined that the content was limited within 86 pages, in which were listed 7 economic and statistical tables and one chart. Author Содержание Введение 3 Глава 1. Современные тенденции развития экономики и внешней торговли Мексики 7 1.1. Модель социально-экономического развития Мексики 7 1.2. Причины вступления Мексики в НАФТА 15 1.3. Регулирование торговых отношений в рамках Североамериканской зоны свободной торговли 21 Глава 2. Экономическое положение и торговый потенциал Мексики в Североамериканской зоне свободной торговли 26 2.1. Особенности отраслевой и региональной структуры экономики Мексики 26 2.2. Торгово-экономические последствия членства Мексики в НАФТА 36 2.3. SWOT-анализ факторов, определяющих экономический потенциал Мексики в НАФТА. 46 ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития Североамериканской зоны свободной торговли 53 3.1. Особенности внешнеэкономических связей между Мексикой, США и Канадой 53 3.2. Проблемы развития экономического сотрудничества в рамках НАФТА 62 3.3. Перспективы развития торгово-экономического сотрудничества в Североамериканской зоне свободной торговли 71 Заключение 79 Список литературы 83 Введение В современной экономике тенденции регионализма становятся все более важным фактором формирования системы международного сотрудничества и определяют направления развития национальных экономик. В процессе формирования региональных интеграционных объединений страны-участницы осуществляют серьезные преобразования в национальной экономике, что является одним из признаков интеграционного взаимодействия в соответствии с теорией интеграции. Эта задача имеет особое значение для группировок с участием развитых и развивающихся стран. Таким примером является Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), в рамках которой Мексика взаимодействует с двумя промышленно развитыми государствами — США и Канадой — членами «Большой Семерки». Поэтому в последние годы значительно возрос интерес международных организаций и ученых-экономистов к анализу структурных преобразований стран-участниц региональных, интеграционных объединений. Это объясняется, прежде всего, изменением роли этих стран в международном разделении труда и ростом их значения в региональной экономической системе и в системе мирового хозяйства в целом, находящейся под влиянием интернационализации и глобализации экономических связей. Для развивающихся стран участие в подобного рода интеграционных группировках является сильным стимулом к проведению структурных изменений своих национальных хозяйств и проведению ряда экономических реформ, благодаря которым данные страны добиваются обычно быстрых темпов экономического роста. В этой связи представляет интерес исследование влияния участия Мексики в Североамериканской зоне свободной торговли на изменения структуры национальной экономики. Цель данной выпускной квалифицированной работы — проанализировать и оценить роль Мексики в Североамериканском соглашении о зоне свободной торговли на формирование структуры национальной экономики. Для реализации указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи: оценить состояние мексиканской экономики до вступления в НАФТА; проанализировать реформы, проводимые мексиканским правительством в период, предшествующий вступлению в НАФТА; исследовать особенности структурных изменений в мексиканской экономике за последнее десятилетие; изучить эффективность участия Мексики в НАФТА; исследовать изменения в торговой и инвестиционной политике Мексики; определить влияние НАФТА на структурные преобразования в мексиканской экономике. Объектом исследования в дипломной работе является современная экономика Мексики на этапе реализации реформ, обусловленных интеграционными процессами в рамках НАФТА. Предметом исследования является совокупность структурных изменений, произошедших и происходящих в экономике Мексики в процессе производства, распределения, обмена и потребления произведенного продукта в рамках международного разделения труда. А также динамика, особенности и тенденции социально-экономического развития страны на этапе интеграции в рамках НАФТА, и взаимоотношения Мексики с другими субъектами мирового хозяйства в условиях активизации процессов экономической глобализации. Методологическую базу исследования составили положения современной экономической теории, теории экономической интеграции, теории международных экономических отношений. В дипломном исследовании применялись различные научные методы межстранового сравнительного анализа: логического, исторического, системного, экономико-статистического, а также графических построений. Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы российских и зарубежных специалистов в области мировой экономики, экономики зарубежных стран, североамериканской интеграции и глобализации мировой экономики. Наибольшее мировоззренческое влияние на автора оказали работы: Булатова А.С., Ивлевой Т.Н., Ливенцева Н.Н., Хасбулатова Р.И., Канова А.А., Касымовой Н.А., Костюниной Г.М., Фаминского И.П., Шереметьева И.К., Шульговского А.Ф., Де ла Пенья С, Дюсселя Э., Кальвихо Ф, Пастора Р.А., а также других российских и зарубежных исследователей. Научная новизна исследования состоит в том, что на основе комплексного анализа влияния участия Мексики в НАФТА на формирование структуры национальной экономики выявлены основные изменения, происходящие в национальном хозяйстве Мексики, после подписания соглашения НАФТА: выявлены особенности развития экономики Мексики в период, предшествующий присоединению к интеграционной группировке, такие как: недостаточный уровень развития промышленности, преобладание сырьевой составляющей в экспорте страны, сильные позиции государственного капитала; проанализирован весь комплекс неолиберальных реформ, затронувших сельское хозяйство, промышленный сектор, финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность, обусловленных необходимостью адаптации партнеров по экономической группировке; выявлено значение торговой и инвестиционной политики в качестве основных инструментов, обеспечивающих эффективность участия Мексики в НАФТА; дана оценка преимуществ и недостатков участия Мексики в интеграционных процессах, в том числе, с точки зрения обеспечения интересов национального рынка; проанализировано влияние интеграции на национальное экономическое развитие Мексики; проведен анализ асимметричности внешнеэкономических связей стран-участниц в рамках НАФТА. Глава 1. Современные тенденции развития экономики и внешней торговли Мексики Модель социально-экономического развития Мексики В конце XX века экономика Мексики прошла сложный и противоречивый путь развития. Существуя изначально в условиях ограниченного участия в мировых экономических процессах, опираясь на политику импортозамещения, страна провела серьезные неолиберальные реформы и перешла к политике интеграции в рамках глобальной экономики и осознанию необходимости регионального экономического взаимодействия. Интеграция Мексики в мировую экономику потребовала последовательной реформы всех сфер национального хозяйства, а также серьезного пересмотра внешнеэкономической стратегии. Современное состояние развития экономики Мексики во многом обусловлено ее прошлым. Решающую роль в этом сыграл колониальный период в истории страны, который определил экономические отношения между Новой Испанией (Мексикой) и Европой, характеризовавшийся обменом богатых сырьевых ресурсов на готовые изделия, произведенные в метрополии. Позднее, в постколониальный период, Мексика, встав на путь промышленных преобразований, вступила в начальный этап формирования современных производительных сил. «Догоняющий» характер индустриального развития, технологическая отсталость и зависимость от внешнего мира являлись основными характерными чертами экономического развития Мексики в XX веке, преодоление которых стало первостепенной задачей мексиканского правительства. На протяжении большей части XX века главным инструментом в достижении данной цели в Мексике было создание, а затем наращивание доли государственного сектора в экономике страны. На протяжении почти всего XX века промышленный сектор в экономике Мексики представлял собой наиболее динамичный и главный структурообразующий сегмент. Правительство Мексики считало, что только на промышленной основе можно избавиться от наследия колониализма, отсталости и зависимости, поднять производительность труда, эффективность производства и улучшить условия жизни людей. Экономическая отсталость была главным побудительным фактором вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. При таких обстоятельствах государство было вынужденно взять на себя функции основного агрегата развития. Прямое, непосредственное вмешательство государства в экономическое развитие Мексики, которое проявлялось в создании государственной собственности в основных отраслях экономики, а также в инвестиционной деятельности государства, было обусловлено недостаточным уровнем развития национальной экономики Мексики. Основным поводом активного вмешательства государства в экономику являлась необходимость преодоления неразвитости страны и проведение индустриализации Мексики. Формирование современных экономических структур в Мексике осуществлялось очень медленными темпами, так как капитализм в Мексике формировался как отсталый, зависимый и не способный преумножить производительные силы в относительно короткий промежуток времени. В связи с этим мексиканский капитализм не был в состоянии способствовать быстрому экономическому прогрессу внутри страны и создать в Мексике экономические структуры на подобии западноевропейских рыночных стандартов. Неразвитость транспортной инфраструктуры, наличие внутренних таможенных барьеров, налога на торговые сделки затрудняли движение товаров, услуг и капиталов по территории Мексики, осложняя тем самым интеграционные процессы в рамках национального хозяйства. С приходом иностранного капитала в Мексику стали наблюдаться определенные положительные изменения в национальной экономике данной страны. Под его воздействием стали строиться железные дороги, электростанции, предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности. Но всего этого было недостаточно для того, чтобы инициировать процесс индустриализации страны в начале XX века, и следствием этого был застой в национальной экономике, а в некоторых отраслях даже регрессия. Одним из основных импульсов экономического подъема в Мексике стал экономический кризис 1929-1933 гг., который поразил сырьевой экспорт страны, что в свою очередь обусловило нехватку валюты для оплаты импорта промышленных товаров. В экономической политике Мексики того периода был сделан упор на развертывание импортозамещающей промышленности, суть которой сводилась к ускоренному развитию перерабатывающей промышленности в целях замены или сокращения импорта дефицитных промышленных товаров, экономии валютных резервов страны и решению проблемы занятости страны. Экономические модели развития США и стран Западной Европы оказали большое воздействие на формирование экономической политики и выработку модели развития правительством Мексики. Толчком, инициирующим социально-экономические изменения в стране, был «импульс, полученный от экономических центров, доминирующих в современном мире и которые наиболее продвинулись по пути создания эффективных производственных и конкурентоспособных систем». Перенимание ценностей высокоразвитого капитализма при одновременном их усваивании, имело место во многих отраслях, в том числе в сфере социальной деятельности государства. Самый верный способ преодоления экономической отсталости состоит в воспроизведении модели социально-экономического развития, результатом которой было достижение двух основных целей — высокого уровня производства и потребления. Мексика отдала предпочтение модели «имитационного капитализма» и «догоняющего развития» и достигла впечатляющих результатов в преодолении отсталости, решении ряда накопившихся социально-экономических проблем. Если предположить, что экономическое развитие стран, добившихся лидирующей роли в современной мировой экономике, характеризовалось последовательностью и плавностью, то есть каждый новый этап в развитии экономики был результатом предыдущего, то Мексика, в отличие от них, начала создавать экономические структуры, базируясь на опыте таких стран, когда усилилась роль временного фактора в достижении качественного результата в развитии национальной экономики. В Мексике, накануне возникновения госсобственности, реальной экономической силой, способной распространить систему рыночных капиталистических отношений, было небольшое количество иностранных компаний, и связанная с ними зарождающаяся буржуазия, в руках которых находились основные факторы производства. Однако, по некоторым причинам частный капитал не являлся той силой, которая могла бы сформировать современные экономические структуры в Мексике. С одной стороны, иностранный капитал представлял собой более высокую форму организации экономической жизни общества, с другой стороны, в условиях неразвитости национальной промышленности, при сосуществовании старых и новых форм ведения хозяйственной деятельности позволял сравнить различные состояния и модели основных экономических показателей в экономике. Необходимо обратить внимание на тот факт, что иностранный капитал не мог полностью заменить и выполнить роль рыночных структур в Мексике. Он осваивал мексиканскую экономику более быстрыми темпами, чем это осуществляли мексиканские предприниматели, но более медленными, чем он развивался на своей национальной почве. Ему приходилось заново преодолевать многие из тех трудностей, которые ему уже удалось осилить в рамках национальных. Таким образом, иностранный капитал играл двойственную роль в модернизации экономики Мексики и формировании новых экономических структур общества. Слабость национального частного капитала во всех отношениях также не могла гарантировать динамичного развития национального хозяйства. Начало государственного вмешательства в экономику Мексики, произошло в период правления президента Л. Карденаса (1934—1940гг.) Правительство поставило себе цель — создать государственные хозяйственные структуры для удовлетворения потребностей общества в тех отраслях экономики, где частный капитал отсутствовал или не справлялся со своей функцией. У экономики страны отсутствовала возможность автономно создавать накопления для того, чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста. Мексиканский капитализм был далек от того, чтобы быть «мотором» развития. Поэтому, все сильнее ощущалась потребность в создании в экономике третьей силы, которая могла бы компенсировать слабость и недостаток инициативы со стороны национального частного капитала и при этом стать источником экономического роста и модернизации экономики. Такой силой в Мексике стало государство. Государственная собственность может заменять и дополнять в определенной степени функции частной собственности и наоборот. Роль государственного сектора особенно возросла в период президентства Луиса Эчеверрии (1970–1976 гг.). В эти годы инвестиции в госсектор в 1,5 раза превысили капиталовложения за предыдущие три десятилетия, а число госпредприятий возросло с 84 до 795. Разрастание масштабов государственного вмешательства в экономику продолжилось во время нефтяного бума в конце 1970-х и начале 1980-х гг. (президентство Лопеса Портильо (1976—1982 гг.). В 1982 г. число госпредприятий достигло 1155, а их доля в промышленном производстве превысила 38%. Особенно сильные позиции госсектор занимал в нефтяной и нефтехимической промышленности, электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении, производстве удобрений. Можно выделить семь наиболее значимых секторов экономики, в которых доля государственного сектора играла важную роль: промышленность, финансы, сельское хозяйство, социальная сфера, торговля, транспорт, а также администрирование. Почти каждый сектор состоит из нескольких отраслей, в которых присутствовала государственная собственность, основной целью деятельности которой было обеспечение жизнедеятельности укрупнённых подразделений национальной экономики. Основная роль государства в промышленности сводилась не к выпуску продукции, а к обеспечению экономики необходимыми ресурсами. Таким образом, государственная собственность в промышленности стремилась заменить собой отсутствие необходимой инфраструктуры в промежуточном звене экономики, т.е. предпринималась попытка заменить частный капитал, работающий на конечного потребителя. Мексиканское государство приняло на себя ключевые задачи развития и регулирования национальной экономики. Оно способствовало расширению и модернизации промышленного и сельскохозяйственного потенциала, повышению удельного веса обрабатывающей промышленности, стимулировало рост капиталоемких производств и укрепление научно-технической базы. Но активное вмешательство государства в экономику имело и свои негативные стороны. В частности, расширение госсектора нередко шло за счет скупки или создания низкорентабельных и неконкурентоспособных предприятий. Для их поддержания направлялись не только внутренние ресурсы, но и внешние кредиты, что приводило к опасному увеличению мексиканского внешнего долга. Определенным «локомотивом» экономики Мексики являлась нефтяная промышленность, развитие которой резко ускорилось после открытия в 1970-х гг. на юго-востоке страны крупнейших месторождений «черного золота». В период 1974–1980 гг. разведанные запасы нефти, газового конденсата и природного газа увеличились более чем в 10 раз, что вывело Мексику в число ведущих производителей углеводородов. Все это происходило в условиях быстро растущих мировых цен на нефть, которые с 1976 по 1981 г. подскочили вдвое. За счет вливания нефтедолларов в казну государство намеревалось существенно поднять уровень жизни населения, причем добиться этого планировалось без каких-либо серьезных структурных и институциональных изменений, учитывающих как внутреннюю эволюцию мексиканского общества, так и тектонические сдвиги, происходившие на мировой арене. Другим по значимости объектом пристального интереса со стороны государства был финансовый сектор. Без участия государственного финансового сектора в экономике страны невозможна была реализация проектов развития основных отраслей экономики Мексики. Кредитно-денежная политика была подчинена двум основным задачам: финансированию государственного сектора, который являлся основным источником экономического роста, и кредитованию на выгодных условиях предприятий, которые относились к приоритетным отраслям экономики. На протяжении 70-ых гг. правительство Мексики относилось к проблеме государственной задолженности и дефицита госбюджета достаточно спокойно. Это объяснялось наличием ресурсов у Центрального Банка Мексики для финансирования проводимой правительством страны экономической политики. Большую часть XX века сельское хозяйство Мексики развивалось в условиях самого продолжительного, масштабного и глубокого реформирования, охватившего свыше 100 млн. га. (около половины всего земельного фонда страны) и 3,5 млн. хозяйств. Аграрная реформа в Мексике задумывалась как форма борьбы против социального неравенства на селе. Государство было обязано с помощью различных мер наращивать финансирование сельского хозяйства, увеличивать ресурсы на агрономические исследования и субсидии для приобретения основных средств производства. Параллельно государство должно было создавать условия для безопасности жизни крестьян, открывать возможности для объединения сельскохозяйственных рабочих в профсоюзы. Необходимо подчеркнуть, что государство не стремилось поставить сельских производителей под свой полный контроль, лишив их хозяйственной самостоятельности в выборе сфер приложения труда и капиталов. Вместе с тем оно не отказывалось от регулирующих функций по многим важным аспектам сельскохозяйственной деятельности. Для более быстрого достижения поставленных целей в аграрной политике государство возвращало сельхозпроизводителям, покупающим удобрения, часть их цены; размер скидки мог меняться, что способствовало росту их потребления. Несмотря на то, что целью политики государства в области сельского хозяйства было развитие эхидального сектора (сектора, способствующего расширению деятельности сельскохозяйственных коммун), основные выгоды от государственной аграрной политики получали крупные частные товарные хозяйства, ориентированные преимущественно на производство экспортной продукции. С середины 60-х годов из-за исчерпанности распределительного потенциала земельных ресурсов, переориентации в макроэкономической политике с аграрного на промышленно-городские сектора и низкой продуктивности мелких хозяйств страна столкнулась со снижением темпов производства в сельском хозяйстве и отставанием предложения продовольствия от спроса. Начиная с 80-х годов Мексика превратилась в чистого импортера продовольствия. Положение усугублялось тем, что доходы от сельскохозяйственного экспорта не покрывали расходов на импорт. И, как следствие этого, сельское хозяйство из донора промышленного развития страны превратилось в бремя для ее экономики. Итак, вплоть до 80-х годов ХХ века в социально-экономическом развитии Мексика сохраняла модель государственно-монополистического капитализма, которая хоть и способствовала существенному социально-экономическому росту Мексики, но была неспособна вывести страну из финансово-долгового кризиса, начавшегося в 1982 году. Правительство выдвинуло задачу проведения радикально-структурных реформ, с последующей реорганизацией государственного сектора. Мексика взяла курс на внедрение в национальную экономику глобализации и неолиберализма. Причины вступления Мексики в НАФТА Мексика всегда была своеобразной «лабораторией», в которой проводились экономические и политические эксперименты. Особое внимание к себе мексиканская экономика привлекла в 1994 г, когда она вступила на путь глобализации и региональной интеграции. В этот период Мексика приступила к реализации соглашения с Соединенными Штатами Америки и Канадой о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Путь, который был выбран в то время, привел к тому, что сегодня Мексика— страна, активно участвующая в глобализированной экономике и находящаяся, в так называемой, интеграционной зависимости от динамики и изменений, происходящих в Соединенных Штатах Америки. При подписании данного Соглашения страны-участницы руководствовались разными соображениями, среди которых главными были: экономические, политические и социальные факторы. С одной стороны, к вступлению в данный торговый блок Мексику подтолкнул хронический дефицит торгового баланса, а с другой — экономический кризис, вызванный падением во второй половине 1980-х годов мировых цен на нефть, значительно ухудшивший экономическую конъюнктуру в стране. Подписание Мексикой Соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли означало открытие доступа на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока инвестиций в Мексику. При оценке выгод от заключения соглашения НАФТА Мексикой двигали преимущественно экономические мотивы, которые были схожи с канадскими при заключении американо-канадского соглашения о свободной торговле (КУСФТА): расширение и достижение большего доступа на американский рынок, а также экономические выгоды от увеличения инвестиций и промышленной реконструкции. В то же время действия США мотивировались, в первую очередь, геополитическими соображениями, а Канады — обеспокоенностью относительно возможной потери выгод, уже достигнутых по КУСФТА. Согласно правилам ГАТТ/ВТО в переходный период страны, входящие в формирующуюся интеграционную группировку, должны ликвидировать все пошлины, нетарифные барьеры, ограничения в отношении инвестиций, гармонизировать правовые нормы защиты прав интеллектуальной собственности и защиты окружающей среды. В связи с этим в соглашении НАФТА инвесторам предоставлены такие права, как создание новых фирм, использование уже функционирующих компаний и получение режима, аналогичного тому, который предоставляется национальным инвесторам, репатриация прибыли и использование конвертируемой валюты для всех платежей, связанных с инвестициями, использование международных правил для защиты от экспроприации, включая право на компенсацию, равную рыночной стоимости инвестиций, создание и функционирование компаний без каких-либо торговых ограничений, возможность прибегать к международному арбитражу в случае финансовых потерь или реституций при любых нарушениях этих прав. Таким образом, само соглашение НАФТА помогает членам в достижении их целей, формирует правила, которых придерживается Мексиканские Соединенные Штаты, Канада и США. Каждое из государств может применять данные правила для продвижения своих прав, их защиты на территории других стран - участниц соглашения. Для Мексики НАФТА стала инструментом экономического роста благодаря притоку инвестиций в производство, ориентированного на американский рынок. В том числе благодаря участию в региональной группировке, Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Из наиболее закрытых для внешней торговли и инвестирования экономик, Мексика трансформировалась за достаточно короткий отрезок времени в одну из наиболее открытых, а также с помощью соглашения о НАФТА, Мексика смогла преобразоваться в экспортирующую страну. С возникновением и развитием НАФТА, усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами - Северной Америкой, Западной Европой и Японией, а также резко выросло значение стран - членов НАФТА в мировой экономике; экономическое развитие других стран уже не может происходить без взаимодействия с таким крупным региональным блоком. В изменяющемся экономическом пространстве Северной Америки региональное различие компенсируется тем, что США составляют технологическую, индустриальную и информационную основу, Мексика является поставщиком сырья, полуфабрикатов и дешевой рабочей силы, будучи при этом большим, низкодоходным потребительским рынком. Касательно Канады, то данное государство обеспечивает естественные ресурсы, финансовое обеспечение и некоторые промышленные мощности вместе с небольшим, среднего уровня доходности рынком. До 1983 г. экономика Мексики носила ярко выраженный закрытый характер: 100% товарного импорта было лицензионным. После присоединения к НАФТА и подписания договоров о свободной торговле с рядом латиноамериканских стран начались серьезные изменения в таможенной и внешнеэкономической политике Мексики. Так, в договоре со США, к моменту вступления Мексики было свободным от лицензий 36% американского сельскохозяйственного импорта и предусматривалось его увеличение в следующие 5 лет на 5%, через 10 лет на 43% и через 15 лет на оставшиеся 18%. Интеграция стран в рамках НАФТА происходит болезненно для всех стран. Теоретически издержки такого переустройства должны ровно разделяться между всеми участниками; на практике, же, Мексика несет большие издержки, чем ее партнеры по данному торг....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: