- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль М
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001323 |
Тема: | Роль М |
Содержание
Содержание Введение 3 1. Роль М.М. Сперанского в системе государственного управления России 5 1.1. Биография М.М. Сперанского 5 1.2. Общая характеристика государственно-правовых идей М.М. Сперанского 8 2. Общая характеристика государственных преобразований М.М. Сперанского в сфере управления 14 2.1. Конституционный проект М.М. Сперанского и его реализация 14 2.2. Причины провала конституционного проекта М.М. Сперанского 21 Заключение 24 Список используемых источников 26 Введение Михаила Михайлович Сперанский (1 января 1772 г. - 11 февраля 1839 г.) – ученый-аналитик по призванию и новатор-преобразователь по духу он, по словам современников, был «кодификатором законов» и «великим реформатором». Его многогранный талант раскрывается в многочисленных трудах, где он предстает как философ, историк, социолог, экономист, политолог, государственник и правовед. Интерес к личности данного выдающегося государственного деятеля в среде юристов в последнее время значительно возрос. Преобразования М.М. Сперанского в различных областях государственного управления оказались значимыми не только для своего времени, но сохраняют актуальность и в настоящем. Современные юридическая и политическая науки и практика постоянно сталкиваются с проблемами, подобные которым решались и в XIX столетии. В частности, это такие важнейшие вопросы государства и права, как адаптация принципа разделения властей и создание системы обособленных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, и в современной России труды М.М. Сперанского могут быть востребованы в контексте проводимых по настоящее время государственно-правовых и административно-правовых преобразований. Таким образом, цель данной работы: охарактеризовать концепцию управления по М.М. Сперанскому. Задачи работы: * Кратко обозначить основные аспекты биографии М.М. Сперанского; * Дать общую характеристику государственно-правовых идей М.М. Сперанского; * Проанализировать основные государственные преобразований М.М. Сперанского в сфере управления. Рассматриваемые в работе аспекты получили своё развитие в трудах таких авторов, как: К.А. Андриевская, Р.С. Изудинова, Л.В. Карева, И.Н. Кузнецов, С.А. Чибиряев и других. 1. Роль М.М. Сперанского в системе государственного управления России 1.1. Биография М.М. Сперанского Сперанский Михаил Михайлович родился в с. Черкутине Владимирской губернии, в семье приходского священника. Свою фамилию он получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского (Сперанский - значит подающий надежды, от латинского глагола spero, sperare - уповать, надеяться) Из Владимира в 1790 г. Сперанского за отличную учебу и примерное поведение перевели в Петербургскую Александро-Невскую семинарию, считавшуюся лучшей в России. В 1795 г. Михаил Михайлович блестяще окончил её, в совершенстве овладев французским и английским языками, и остался в ней преподавать. За 12 лет, с 1795 по 1807 г., Сперанский прошел путь от преподавателя Александро-Невской семинарии до статс-секретаря императора Александра I. В этом ему помогли самостоятельность и твердость характера, коммуникабельность, умение разбираться в характерах людей и его уникальные способности. Он быстро и ясно излагал свои мысли в письменном виде, умел составлять самые сложные документы. Прекрасное образование наряду с выдающимися способностями и фантастическим трудолюбием делали Сперанского весьма востребованным на «рынке интеллектуального труда» того времени. Отказавшись от пострижения в монахи с перспективой достижения архиерейского сана, Михаил Михайлович выбирает карьеру государственного служащего. Его первой должностью стала должность домашнего секретаря князя А.Б. Куракина - весьма знатного и богатого вельможи, на тот момент генерал-прокурора. Тогда он познакомился с немецким гувернером юного князя Брюкнером, человеком резких либеральных мнений, последователем Вольтера и энциклопедистов. Это знакомство во многом повлияло на политические взгляды Сперанского, впоследствии определившие его обширные реформаторские планы.1 К началу царствования Александра I, в 1801 г. он был уже действительным статским советником (что соответствовало воинскому званию генерала), а также стал управляющим канцелярией Непременного совета, созданного императором для разработки реформ. Одновременно Сперанский был на службе в Министерстве внутренних дел, статс-секретарем его главы В.П. Кочубея, который стал посылать своего секретаря с докладами к императору. Александр I оценил таланты Сперанского и назначил его в 1808 г. членом комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции, и своим главным советником по государственным делам. Теперь все документы, адресованные императору, проходили через М.М. Сперанского. В 1809 г. он подготовил проект государственных преобразований в Российской империи, включавший постепенную ликвидацию крепостного права, введение суда присяжных и создание двухпалатного парламента. Однако этот проект не был осуществлен. В 1810 г. Сперанский начал финансовую реформу. Тогда же по его инициативе был создан Государственный совет. Политические противники Сперанского обвинили его подрыве государственных устоев России, называли изменником и французским шпионом. В результате в 1812 г. его сослали в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а оттуда - в Пермь, где он прожил до 1816 г. Опала Сперанского, как отмечается в научных публикациях, продолжалась как раз до 1816 г. Многочисленные сигналы, которые Сперанский посылал Александру и его приближенным сначала из Перми, а затем из своего небольшого имения в Новгородской губернии, привели к постепенной смене гнева на милость. 30 августа (11 сентября) 1816 г. указом императора, в котором было сказано, что «по внимательном и строгом рассмотрении поступков» Сперанского государь «не имел убедительных причин к подозрениям», М.М. Сперанский был назначен пензенским гражданским губернатором, чтобы дать ему способ «усердной службой очистить себя в полной мере». По свидетельствам современников, в результате его деятельности на посту губернатора все Пензенское население полюбило своего губернатора и славило его как благодетеля края.2 М.М. Сперанский полагал, что возвратится в Петербург, но в 1819 г. Александр I назначил Михаила Михайловича генерал-губернатором Сибири. Лишь в 1821 г. он возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Он участвовал в работе Следственной комиссии по делу декабристов. В 1826 г. Сперанский возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшееся кодификацией законов - систематизацией и пересмотром существующих законов. К этому времени в Российской Империи не было других законов, кроме устаревшего Соборного уложения 1649 г. В нач.30-х гг. 19 в. М.М. Сперанский руководил группой чиновников, занимавшихся составлением «Полного свода законов Российской Империи» в 45 томах, а также «Свода законов» в 15 томах. Он также участвовал в деятельности целого ряда секретных комитетов 20-30-х гг. 19 в., читал курс юридических наук наследнику престола, будущему императору Александру II. В 1838 г. Николай I назначил его председателем Департамента законов Государственного совета.1 января 1839 г. император пожаловал Сперанскому графский титул, но вскоре, 11 февраля 1839 г., М.М. Сперанский скончался. Он похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. 1.2. Общая характеристика государственно-правовых идей М.М. Сперанского М.М. Сперанским сформулирован целый ряд государственно-правовых и управленческих идей, инновационных для XIX столетия. Данные концепции нашли своё отражение в ряде произведений, посвященных устройству государственной власти в России. Наиболее подробно мысли М.М. Сперанского изложены во «Введении к Уложению государственных законов» (1809 г.). Государственный идеал мыслителя здесь вырисовывается с особой тщательностью. Сперанский попытался представить себе ту Россию, к которой стремился всю жизнь. Во «Введении» есть указание на изучение всех существующих в мире конституций. Особенно высоко Сперанский ценил английское конституционное право. В своих работах он писал, что английские учреждения основываются на высоком правосознании нации. В Англии давно господствует принцип неприкосновенности личности, свобода слова, хорошо организованно местное самоуправление. Эти основы М.М. Сперанский считал краеугольным камнем «истинной монархии», их необходимо умело ввести в народную жизнь, народ и правительство ещё должны понять их и сделать неотъемлемым для всего бытия.3 В настоящий период, считал мыслитель, Россия вошла в состояние, требующее ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав подданным. Однако такие перемены должны были произойти не посредством государственного переворота, как в Европе и США, а «через правильные и справедливые законы»4, жалованные императором народу. Определяя форму правления для России, Сперанский обратился к теории географической среды, разработанной Монтескье. Французский философ утверждал, что на форму правления оказывает влияние размеры территории, климатические условия, уровень технических средств. Исходя из названных признаков, присущих России, а также «по настоящей степени просвещения» народа наилучшим образом правления, «наиболее сходственном для счастия ее существования», может быть только монархия, учрежденная на «законе непременном».5 Форму правления, соответствующую этим требованиям, он называл «правильной» или «истинной монархией». Для того чтобы подтвердить свои идеи о необходимости введения в России «истинной монархии», основанной на незыблемых законах, М.М. Сперанский противопоставлял идеалу государства современные ему недостатки государственного строя. Государь в России обладает всей полнотой власти и пользуется ей безгранично. Вся власть сосредоточена в одном лице, завалена множеством работы. «По внешности у нас есть все, а на деле у нас нет ничего, и в особенности у нас нет монархического правления».6 Путь к разрешению вопроса он видел в адаптации для России принципа разделения властей и привлечения к участию в управлении страной «народного мнения». Он был убежден в возможность реформирования России «сверху», без участия народных масс, без бедствий и кровопролитий. «Истинная монархия» М.М. Сперанского, согласно его концепции базируется на двух основах. Первая - это принцип законности. Он предлагал сделать коренные законы государства «столь неподвижными и непеременяемыми, чтобы никакая власть переступить их не смогла». Коренные законы государства - это воля народа, обращенная к правительству, в условиях, когда «государи перестали быть отцами их народов, когда народы познали, что они отделяют свои пользы от их благосостояния, и силы, им вверенные, не только обращают не для них, но часто и против них». Закон, по его мнению, является «первым источником силы правительства»7. Другим принципом «истинной монархии» Сперанский видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общество существовало раньше появления державной власти. Слияние воли отдельных индивидуумов составляет сущность державной власти. В отдельности каждый индивидуум имел присущие ему волю, закон и исполнение. Вместе эти три начала порождают силу, способную управлять государством - державную власть. Власть может пользоваться всеми этими силами одновременно - тогда правление будет деспотическим, а поданные - рабами. «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его».8 Государство организуется на принципе разделения властей, которые в свою очередь реализуются на основании законов и правового порядка. Но Сперанский не полагался на одни изменения в законодательстве. Столь легальное положение государства требует общего изменения. Никакие частные перемены ни приведут к изменению целого. Для установления в государстве демократических свобод нужны серьезные гарантии, наличие, которых он усматривал во введении соответствующей формы правления, «истинной монархии». Мыслитель рассматривал такой вариант ограничения монархии в России, который предполагал внутреннее ограничение самодержавия «силой установлений», законов и «самим делом». Большое значение в своей концепции Сперанский отводит принципу публичности. Весь народ не может блюсти за тем, чтобы правительство оставалось в законных рамках, то необходимо сословие, «достаточно просвещенное,.. должно быть независимо и быть связано с интересами народа». Образцом такого сословия М.М. Сперанский видел английскую аристократию.9 Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законами, свобода людей определяемся только как «зависимость от положительного закона», сам престол держится «на твердых столпах закона и всеобщего порядка». Общее назначение закона по М.М. Сперанскому состоит в обеспечении пользы и безопасности людей, определяет отношения между частными лицами и государственными органами. Сперанский предлагал вводить «органические» законы, которые определят форму учреждений, которые служат средствами для сил государства. М.М. Сперанский предполагал, что в преобразованном по его проектам государстве будет возможно наилучшим образом обеспечить права подданных. Он разработал собственную концепцию, состоящую из двух пар категорий: рабство политическое и свобода политическая и рабство гражданское и свобода гражданская.10 Политическая свобода в понятии Сперанского означает подчинение всех и каждого законам, а также возможность «участия.. в действии законодательной и исполнительной власти». Политическая свобода у Сперанского связывается с недвижимой собственностью, т.к. имеющий недвижимость «более способен, в силу собственных интересов, заботится о доброте закона». Под политическим рабством мыслитель понимал состояние, когда «воля одного закон для всех», под которыми подразумевались известные категории населения, как домашние слуги, ремесленника и «народ рабочий», которые могли быть допущены к праву выбора, в силу только того, что они не обладают достаточным «разумом» и «любочестием».11 Гражданское рабство М.М. Сперанский рассматривал как подчинение одного класса «в повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе.12 В своих работах Сперанский отмечал, что свобода политическая имеет гораздо больший объём, по сравнению со свободой гражданской, и поэтому является её основой, но и гражданским правам Сперанский придавал большое значение. «Права гражданские должны быть основаны на правах политических, точно также как и закон гражданский не может быть тверд без закона политического».13 Как следствие этого М.М. Сперанский разделяет государство на три сословия: дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий». Дворянство обладает всеми гражданскими и политическими правами, также добавлялось право владеть землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога с земли, вторые (купцы, мещане, однодворцы) обладают политическими правами «по их собственности» и гражданскими правами. «Народ рабочий» (помещичьи крестьяне, домашняя прислуга, мастеровые) пользуются общими гражданскими правами и не имеют политических прав. Своей конечной целью Сперанский ставил наделение равными гражданскими правами и как следствие этого стремление к отмене крепостного права14. В М.М. Сперанском видели человека, увлеченного и наполеоновским режимом, и английским конституционным правом и стремившегося перенести все это в Россию. Соединяя в себе ум теоретика и способность практика, ему удалось то, что до него никому не удавалось в сфере государственных деятелей: синтезировав правовую и философскую мысль Запада и Востока, разработав во многом оригинальную концепцию идеала государственной власти. 2. Общая характеристика государственных преобразований М.М. Сперанского в сфере управления 2.1. Конституционный проект М.М. Сперанского и его реализация В российском обществе XIX века термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными движениями, что придавало ему некоторую негативную окраску. Считается, что именно поэтому либералы-реформаторы не именовали свои проекты «конституциями», однако суть закона от этого не менялась. В 1809 году М.М. Сперанский, являвшийся на тот момент советником государя по административным вопросам, подготовил свой конституционный проект. Он назывался «Введение к уложению государственных законов». Сперанский считал, что невозможно основывать государственную власть на законе, который принимается тем же государственным органом, который будет его и исполнять. М.М. Сперанский был уверен в необходимости конституционных преобразований, поскольку уже тогда предугадывал вероятность революционного исхода, и считал, что царская власть имеет все возможности его предупредить. Цель конституционной реформы, по мнению Сперанского, состояла во внедрении принципа разделения властей в систему власти. Он говорил и о необходимости создания парламента, собираемого из народных представителей, для законодательной деятельности. Царь Александр I считался с мнением Сперанского и произвел попытку внедрения принципа разделения властей в местных органах власти. Сперанский писал, что устройство законодательного сословия должно быть таким, чтобы оно не могло принимать решений без царской воли, но, в то же время, законодателям должна быть предоставлена полная свобода в смысле выражения своего и народного мнения. Судебное сословие, по мнению Сперанского, должно было быть выборным и независимым от правительства, которому здесь отводилась охранительная и надзорная функции. Вся исполнительная власть отдавалась в руки правительству, а чтобы не допустить произвола с его стороны, законодателям, в конституционном проекте Сперанского, была дана возможность следить за правильностью исполнения законов.15 Согласно конституционному проекту М.М. Сперанского исполнительная власть отдавалась правительству и его министерствам, законодательная сосредотачивалась в Государственной думе, а судебная делегировалась Сенату. При этом немаловажным является то, что Сперанский отводил правительству первостепенную роль. Главой государства по конституционному проекту Сперанского, естественно, является император. Он обличен всей полнотой власти. Дела от остальных государственных органов к императору должны поступать через совещательный орган, названный Сперанским «Государственным советом». Данный орган должен был состоять из сановников, назначенных монархом и призван придать упорядоченность деятельности правительства. Государственная дума по конституционному проекту М.М. Сперанского не обладала правом законодательной инициативы, однако она должна была принимать непосредственное участие в разработке законов, а так же контролировать соблюдение принятых конституционных норм. Дума представляла собой четырехступенчатую систему выборных органов. Волостная дума, призванная заниматься местными вопросами, состояла по конституционному проекту из крестьянских старшин. Окружная дума избирается из числа представителей волостных этими же представителями, и занимается вопросами своего округа. Далее следует Губернская дума, решающая законотворческие задачи на уровне административно-территориальной единицы. Из ее членов избираются представители в Государственную думу, которой проект отводит роль высшего законодательного органа. В ее функции входит обсуждение законопроектов и направление их в Государственный совет и на утверждение монарху.16 Судебная власть по проекту Сперанского основывалась на принципе выборности. Однако, Сенат не являлся в чистом виде выборным органом, хотя его члены избирались в губернских думах, но окончательное решение о назначении принимал монарх. Служащие волостных, окружных и губернских судов, согласно проекту были выборными. Субъектами избирательного права, согласно конституционному проекту Сперанского, были исключительно граждане, обладающие недвижимым имуществом. Крепостные крестьяне и рабочие к выборным процессам не допускались. Таким образом, выборная система Сперанского была основана на имущественном цензе, а не на сословном, при такой системе главная политическая роль отводилась помещикам. Органы исполнительной власти представляли собой систему министерств и подчиненных им территориальными представительствами. Административные служащие назначались верховной монаршей властью и полностью ей подчинялись. Контроль над деятельностью министерств осуществлял Правительствующий Сенат. Император одобрил конституционный проект Сперанского, однако в силу разных причин реализовать удалось лишь незначительную его часть. Как отмечается в научных публикациях, создание Государственного совета, как законосовещательного органа – это реализация одной из конституционных идей М.М. Сперанского, которая произошла при жизни деятеля.17 Создание этого государственного органа способствовало повышению уровня разработки законопроектов, который обсуждал проекты, внесенные в него императором. Благодаря этому уменьшилась вероятность скоротечного издания необдуманных законов. В подтверждение этому Сперанский в своем отчете за 1810 г. писал Александру I: «Совет учрежден, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной, разнообразной, дать первый вид, первое очертание правильности, постоянства, твердости и единообразия. Одним сим учреждением сделан уже неизмеримый шаг от самовластья к истинным формам монархическим».18 Таким образом, значение Государственного Совета, по мнению М.М. Сперанского, было крайне велико, так как данное учреждение являлось самостоятельным, созданным вне зависимости от партийной принадлежности и призванным анализировать и пересматривать предложенные законопроекты. 1 января 1810 г. Манифестом императора Гoсyдарственный совет был учреждён и в который вошли 35 высших сановников по назначению царя. Но идея привлечения выборных от дворян и горожан даже не обсуждалась. Отныне указы царя сопровождались формулой: «Вняв мнению Государственного совета…» (эта формула продержалась 4 года).19 Сперанский надеялся, что в течение 1810 г. он сумеет провести в жизнь весь свой план. Однако сам Государственный совет, созданный по его проекту, стал решительным противником дальнейших преобразований. Долго обсуждавшаяся реформа Сената так и не была осуществлена. Реформа министерств носила технических характер: она коснулась только их дееспособности и делопроизводства. Что касается конституционного проекта Сперанского в целом, то он даже не стал предметом обсуждения. Тем не менее, ценность проекта Сперанского сложно переоценить. Он произвел первую попытку внедрения идеи конституционализма на столь высоком государственном уровне. В литературе нередко можно встретить мнение о том, что с проектами реформ было покончено в 1812 г. Однако это не вполне так. Победа над Наполеоном и особенно цена этой победы поставили вопрос о дальнейших разработках конституционных реформ и отмене крепостного права. О неотложности конституционных преобразований заявил в 1815 г. сам Александр I. Во время Венского конгресса решался вопрос об установлении, в вошедших в состав Российской империи польских провинций, конституционной системы управления, и это было оговорено в международном акте. В ноябре 1815 г. была дарована Конституция Царства Польского – «Хартия государственных установлений». В соответствии с ней был учрежден пoльcкий пapлaмeнт - Ceйм, обладавший существенным влиянием на правительство, а так же способный накладывать вето на вносимые законопроекты. Выступая в начале 1818 г. в Варшаве на открытии первого польского Сейма, Александр I заявил, что все, происходящее в Польше, он рассматривает как опыт введения конституции «сверху», как противовес революционному способу осуществления конституционных идей. Более того, он во всеуслышание заявил о возможности в будущем распространить конституционные порядки на всю Россию. Обещание императора, казалось, стало приобретать реальные очертания в том же 1818 г.: началась работа над проектом российской конституции в духе принципов Польской конституции 1815 г. Правда, опасения сопротивления со стороны реакционеров были настолько велики, что работа велась в строжайшей тайне, и даже не в Петербурге, а в Варшаве. Конституция, получившая название «Уставная грамота Российской империи», создавалась под руководством крупного государственного деятеля того времени, «императорского комиссара» при польском правительстве Н.Н. Новосильцева, основанием для нее послужил конституционный проект М.М. Сперанского. Уставная грамота - документ компилятивный. В нем были использованы: Польская конституция 1815 г., французские конституции - Конституция VIII г. Республики, Хартия 1814 г., а также конституции германских государств - Баварии и Вюртемберга (1818-1819 гг.), политическая доктрина Н.М. Карамзина, учтены и мысли М.М. Сперанского. Отдельные статьи Грамоты воспроизводят русские законодательные акты Текст Грамоты включал в себя 191 статью и состоял из VI глав. Конституционный проект был пoлнocтью гoтoв, видимо, в 1820 г. и получил «высочайшее одобрение» императора.20 Анализ конституционного проекта показывает, что в случае его претворения в жизнь Россия стала бы дуалистической монархией. По степени разработанности проект превосходил не только предшествовавшие, но и последующие официальные конституционные проекты. В случае принятия, Уставная грамота оказалась бы одной из самых консервативных конституций своего времени. Достаточно сказать, что основополагающим принципом в ней был не суверенитет народа, как во всех европейских конституциях, а суверенитет монаршей власти. В ст.12 указывалось: «Государь есть источник всех влacтeй гpaждaнcких, пoлитичecких, законодательных и вoeнныx». Однако, в то же время в Грамоте провозглашалось учреждение принципиально нового для России органа, двухпалатного парламента - Сейма, без участия которого император не имел возможности издавать законы. Одна из глав конституционного проекта посвящалась учреждению гpaжданских cвoбoд, даруемых подданным российской империи. Объявлялась свобода слова, вероисповеданий (однако господствующей религией объявлялось православие, а равноправие граждан пpeдyсмотрено только для xpиcтиaн), paвeнcтвo вcex пepeд зaкoнoм, неприкосновенность личнocти, свoбoдa пeчaти, наконец, отдельная статья закрепляла право частной собственности. Политические свободы провозглашались в ст.81 гл. III «Pyчaтeльcтвa дepжaвнoй влacти»: «Бeз сyдa никто да не нaкaжeтcя»; «… чтoбы никто бeз oбъявлeния eмy вины и снятия с нeгo дoпpocа в тeчeниe трex дней пo зaдepжaнии не лишался cвoбoды и не coдeржaлcя в тюрьме». Эти нормы конституционного проекта о политической свободе и защите личности были почерпнуты из английской конституционной системы. Конституционный проект предусматривал введение новшеств в федеративном устройстве государства. Страна делилась на наместничества, каждое из которых получало право избирать местный сейм. Царские полномочия проект отводил наместнику, который был обязан взаимодействовать с парламентом. Правовой статус парламента регламентировался ст.91: «Дa бyдeт Рoccийский нapoд отныне и навсегда иметь Народное представительство». Для этого и учреждался двухпалатный Сейм. Верхней палатой по проекту являлся Сенат, нижняя формировалась из представителей местных сеймов (последние образуются в каждом из наместничеств, на которые разделяется Россия). Сейм по проекту должен был обсуждать проекты законов, которые представляет ему император через Государственный совет. Парламент мог отвергнуть предложенный императором закон. За императором, кроме всей полноты исполнительной власти, сохранилось право решать практически все дела в государстве. Однако право монарха на вмешательство в выборы депутатов парламента означало нарушение записанного в конституционном проекте принципа разделения властей.21 Государственная Уставная грамота Российской империи 1820 г. свидетельствовала о высоком уровне отечественной правовой мысли. Наряду с западноевропейскими конституционно-правовыми мыслями, она содержала разработки российских ученых-конституционалистов. Но и этот конституционный проект так и не был принят и осел в канцелярии Новосильцева. Хотя в 1820 г., когда работа Грамотой уже завершилась, был разработан проект Высочайшего манифеста, разъясняющего ее основные положения. В манифесте возвещалось «любезным и верным подданным» императора о даровании им конституции и об одновременном упразднении за ненадобностью Конституции 1815 г. Царства Польского. Но, ни Манифест, ни сама Грамота даже не были обнародованы. Причин тому было множество. Главная из них, как представляется, это неготовность тогдашнего российского общества к конституционной форме правления даже в виде дуалистической монархии. 2.2. Причины провала конституционного проекта М.М. Сперанского Как отмечается в некоторых публикациях, причина безуспешности преобразовательных начинаний М.М. Сперанского заключалась в непоследовательности. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но значительная часть населения империи зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.22 По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения: он заключается в преувеличенном значении, которые тогда придавали формам правления. Реформаторы были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, а частные вопросы разрешатся, как только будет осуществляться план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. В вину реформаторам нередко ставится тайность подготовки конституционных проектов. Но можно ли было их обсуждать публично, когда большинство общества или в лучшем случае не понимало смысла реформ, или было настроено враждебно? В числе основных причин неудачи управленческих реформ называется и отсутствие в конституционных проектах как М.М. Сперанского, так и Н.Н. Новосильцева пункта об отмене крепостного права. Анализ правового материала, причем не только российского, но и североамериканского, позволяет сделать иные выводы. Вопрос о крепостном праве обходился молчанием, видимо, из тактических соображений. По указанию Александра I проекты крестьянской реформы готовились в 1817-1819 гг. сначала графом А.А. Аркачеевым, а затем министром финансов графом Д.А. Гурьевым. Можно строить различные предположения о замыслах императора, но несомненно одно - проекты конституционной и крестьянской реформ находились в определенной взаимосвязи. Вполне вероятно, что первоначально планировалось про вести конституционную реформу, а затем крестьянскую. В соответствии с принятой в отечественной историографии точки зрения, такая мысль на первый взгляд кажется абсурдной. Но ведь действовала же Конституция США на протяжении ряда десятилетий при сохранении рабства. Таким образом, в начале XIX в. в России оформилась национальная конституционная доктрина. Представлена она была в основном идеями дуалистической монархии, заимствованными из Европы. Заключение В заключении работы сформулируем общие выводы. М.М. Сперанский – значимая фигура в истории развития российской государственности. М.М. Сперанским сформулирован целый ряд государственно-правовых и управленческих идей, инновационных для XIX столетия. Данные концепции нашли своё отражение в ряде произведений, посвященных устройству государственной власти в России. М.М. Сперанский одним из первых отечественных политических деятелей вёл речь о разделении властей, о гражданских правах и свободах, о привлечении населения к управлению страной, о расширении круга лиц, пользующихся избирательным правом. К огромному сожалению, прогрессивные идеи конституционных преобразований М.М. Сперанского остались реализованными далеко не полностью, так как не имели под собой ни экономической, ни социально-политической основы. Некоторые из предложенных им идей, например, об ограничении прав дворянства и о постепенной отмене крепостного права, были настолько революционны, что общество того времени оказалось просто не готово воспринять их. Ограничение императорской власти посредством Конституции было слишком прогрессивным для монархической России того периода. Государственно-правовые акты Российской империи конца XIX - начала XX в. только зарождали основы конституционной демократии, постепенно ограничивая власть монарха и вводя новые представительные учреждения. Именно М.М. Сперанский стоял у истоков создания в России министерств, по-прежнему являющихся сердцевиной исполнительной власти. Он идейно обосновал необходимость создания Государственного Совета и Государственной Думы. При этом его план коренного преобразования российской государственности был реализован лишь в небольшой степени, но, тем не менее, он подготовил почву для последующего упорядочения судебной и законодательной системы. М.М. Сперанский был создателем русского конституционного текста, основные идеи которого удалось внедрить в российскую действительность спустя много лет после смерти автора; в частности, это: разделение властей, системы законодательной власти во главе с Государственной Думой, создание Государственного Совета как законосовещательного органа, идея гражданской службы, поэтапная конституционная реформа и ряд других прогрессивных и передовых политико-правовых идей, на которые опирается современная система российского конституционализма. Список используемых источников 1. Андриевская К.А. Особенности государственного переустройства России по проекту М.М. Сперанского // Правовая система России: вопросы модернизации: Тезисы научно-практической конференции студентов, аспирантов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: