VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль государства в современной системе рыночной экономики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010478
Тема: Роль государства в современной системе рыночной экономики
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова»






ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Кафедра политической экономии и истории экономической науки
КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Микроэкономика»
На тему: «Роль государства в современной системе рыночной экономики»















Выполнил(а)
студент(ка) группы  9116
факультета ФЭП
специальности «Экономическая безопасность»
Зуенко Наталия Игоревна
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук, доцент, 
Амирова Наиля Рифатовна



Москва - 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. Сущность и основные функции государства в рыночной экономике	5
1.1.	Место и функции государства в рыночной экономике	5
1.2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики	10
2. Оценка государственного регулирования рыночной экономики в России	13
2.1. Антикризисная экономическая политика на современном этапе	13
2.2. Приоритеты экономической политики современной России	18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	25
ПРИЛОЖЕНИЯ	27

     
    
ВВЕДЕНИЕ
    
    Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом. 
    Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. 
    По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические, социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).
    Необходимость государственного регулирования экономики порождается двумя группами причин. Первая связана с необходимостью удовлетворения коллективных и общественных интересов. Вторая обусловлена объективно возникающими противоречиями общественного воспроизводства и необходимостью их разрешения.
    Дело в том, что в каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования. Поскольку они не привлекают к себе бизнес, жаждущий только прибыли, но необходимы для общества, государство вынуждено вмешиваться в эти процессы.
    Помимо того, экономике объективно присуща цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.
    Тема курсовой работы очень актуальна, поскольку в современных условиях реализация государством экономических функций является составной частью процесса воспроизводства. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
    Цель курсовой работы – раскрыть место и роль государства в современной рыночной экономике.
    Задачи курсовой работы:
     - определить место и функции государства в рыночной экономике;
    - изучить формы и методы государственного регулирования рыночной экономики;
    - провести оценку государственного регулирования рыночной экономики в России.
    Объектом исследования являются особенности формирования экономической политики государства. Предметом исследования выступает экономическая политика Российской Федерации.
    Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
    
1. Сущность и основные функции государства в рыночной экономике
    
    Место и функции государства в рыночной экономике
    
    Вопрос о месте и роли государства в нынешней экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, значительно различаются. С одной стороны, широко распространена позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, некоторые научные школы обосновывают необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования достаточно сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
    По данным реестра федерального благосостояния, динамика числа организаций, являющихся его правообладателями, а также хозяйственных обществ с государственным участием в 2013–2015 гг. складывалась следующим образом (табл. 1). 
    Таблица 1 
    Число организаций, использующих федеральное имущество, в 2013–2015 гг.1
    Дата
    Количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (включая специальное право), ед.
    Количество правообладателей объектов учета федерального имущества, не являющихся хозяйственными обществами и товариществами, ед.
    
    
    всего
    в том числе
    
    
    
    ФГУП3
    ФКП
    ФГУ
    На 1 января 2013 г.
    2442/2337
    22330
    1800/1795
    72
    20458
    На 1 апреля 2013 г.
    2412
    21459
    1775 
    73 
    19611
    На 1 октября 2013 г.
    2281
    20175
    1742
    73
    18360
    На 1 января 2014 г.
    2203
    19733
    1727/1181
    76
    17930
    На 1 апреля 2014 г.
    2142
    19603
    1789
    78
    17736
    На 1 июля 2014 г.
    2100
    19318
    1704
    77
    17537
    На 1 декабря 2015 г.
    1783/1719
    …
    1257/1178
    43
    16802
    Примерно за полтора года (с середины 2014 г. по конец 2015 г.) произошло некоторое сокращение количества организаций, использующих федеральное имущество. В большей степени оно коснулось федеральных казенных предприятий (почти на 45%), в меньшей – федеральных госучреждений (примерно на 4%). Оценка динамики количества ФГУПов находится в высокой зависимости от источника информации: если исходить из данных реестра федерального имущества, то с начала2014 г. оно сократилось более чем на ?; если отталкиваться от данных, которыми оперирует Росимущество, то оно осталось практически без изменений. Уменьшение числа хозяйственных обществ с участием государства превысило 15%.
    Государственный сектор в экономике России занимает достаточно большой объем. Из 100 крупнейших компаний, представленных в рейтинге Эксперт РА в 2015 году, рассчитываемого на основе данных за предыдущий год, 28 компаний являются компаниями с государственным участием, в них трудовое участие принимает  6,1% всех занятых в российской экономике, а их прибыль составляет 2,8% ВВП России в 2014 году. Доля выручки компаний государственного сектора в совокупной выручке топ-100 компаний в последние годы  неизменно  росла – с 47% в 2009 году до 51% в 2014 году. При этом число государственных компаний в топ-100 рейтинга за этот же период сократилось с 31 до 28 компаний.
    Крупнейшие  предприятия с государственным участием присутствуют в 9 отраслях, большая часть из них функционируют в машиностроении (7 компаний), нефтяной и нефтегазовой промышленности (6), банковской сфере (4). На долю 4 государственных банков, представленных в топ-100 крупнейших компаний в 2014 году, пришлось 86% выручки всех компаний в этой отрасли, вошедших в перечень топ-100 компаний. В секторе электроэнергетики из 5 представленных в рейтинге компаний 3 являются государственными, на них приходится 86% выручки компаний этой отрасли, вошедших в рейтинг. В энергосбытовой деятельности на 1 государственную компанию в 2014 году пришлось 72% выручки трех компаний, попавших в рейтинг. 
    Одной из форм участия государства в экономике являются закупки для государственных и муниципальных нужд в рамках 44-ФЗ и закупки компаний с государственным участием, в том числе в рамках 223-ФЗ. По итогам 2015 года, объем опубликованных извещений по 44-ФЗ2 и по 223-ФЗ3 достиг почти 30 трлн. руб., что составляет 37% годового ВВП России за тот же год в текущих ценах4.
    Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Теория экономической политики, рассматриваемая в качестве составного элемента макроэкономической теории, объясняет необходимость надзора и управления государством над экономкой при помощи различных проявлений несовершенства рынка, предоставленного самому себе. В таком случае речь пойдет как минимум о следующих проявлениях:5
    - несостоятельность конкуренции, характеризующаяся тем, что на некоторых отраслевых и региональных рынках имеют вероятность появляться (и возникают) монополии, которые благодаря своему ценообразованию (если этому не противодействует государство) наносят ущерб благосостоянию общества;
    - наличие большого числа товаров, жизненно важных обществу, Не представленных в нужном количестве рынком, или же вообще не представленных на нем. Этих товаров (главным образом услуг) множество в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны;
    - внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, вследствие чего нанесение экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам непосредственно загрязняющими предприятиями;
    - неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных;
    - неполнота информации, являющейся, в некоторой степени, общественным товаром, которая если и может обладать соответствующим качеством и удовлетворять надобному количеству, то только лишь при поддержке государства;
    - безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий;
    - излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность;
    - наличие обязательных товаров (например, начальное образование), принудительное потребление обществом которых может гарантировать только государство.
    Исходя из вышеперечисленных несовершенств рынка, следует вывод о необходимом участии государства в регулировании рыночной системы.
    Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении6.
    Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Ее реализация возможна через достижение целей, к которым относятся:
    - экономический рост;
    - полная занятость;
    - стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
    - внешнеэкономическое равновесие7.
    Для реализации поставленных целей государство должно выполнять возложенные на него функции:8
    создание правовой основы функционирования рыночного механизма; 
    деятельность в сфере распределения доходов; 
    организация денежного обращения; 
    поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства; 
    управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.); 
    стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции; 
    обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества. 
    Объекты государственного регулирования экономики – сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т. е. то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики. 
    Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В Российской Федерации – Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Президент РФ, Конституционный суд РФ, Государственный Совет при Президенте. Также к субъектам относятся региональные органы власти. 
    Субъектами государственного регулирования являются также надгосударственные, политические и международные организации, такие, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Европейский союз и др. Эти организации ставят определенные условия, выдавая займы и кредиты, и государствам все больше приходится считаться с надгосударственными институтами как в экономической, так и в политической сферах9.
    Выводы.
    Для нормального функционирования любой экономической системы важна роль государства. Оно на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны выполняло определенные функции в сфере экономики. Достаточно указать на организацию денежного обращения, сбор налогов. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). 
    
    1.2. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики
    На этапе существования развитой рыночной экономики государство задействует полный спектр средств как экономического, так и неэкономического содержания в целях реализации поставленных задач. Формы и методы государственного регулирования экономики представлены в виде схемы в Приложении 1.
    Административно-правовые средства ориентированы на становление основ экономического строя. Потому каждая страна с развитой рыночной экономикой обладает  многогранным и совершенным хозяйственным правом, которое в будущем претворяется в жизнь. Попытки обойти его, например, в сфере имущественных отношений или налогов, строго преследуются по закону. Однако и в числе развитых странах преступления экономического характера имеют обширную практику, но с ними государство ведет бескомпромиссную борьбу. Продукт теневой экономики в этих странах составляет от 4 до 13% ВВП. Определенно, это не такие высокие показатели, но они значительно меньше, чем в остальных частях планеты.
    Административные методы имеют широкое разнообразие. Они осуществляются на этапе не столько федеральных правительств, сколько в федеративных государствах, в унитарных государствах, а также муниципальных органов.10
    К числу этой категории относятся, в первую очередь, различного вида разрешения  и запреты. Стандартный пример - осуществляемые в западных странах разрешения и запреты на новое промышленное строительство в конкретных агломерациях вокруг крупных городов и районах по градостроительным, экологическим и иным соображениям.
    Вместе с административно-правовыми методами  в западном госрегулировании применяются экономические средства: финансовые и денежно-кредитные, государственная собственность, внешнеэкономический инструментарий. Крайние в отличие от первых воздействуют не на рамочные условия хозяйствования (экономический строй), а на действующий период процесса воспроизводства в народном хозяйстве, на темпы и пропорции (отраслевые, региональные и др.) его.
    Первым и самым важным  средством регулирования государства на Западе выступают госфинансы - средства, связанные с накоплением и использованием госбюджета и централизованных фондов социального страхования, через которые перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП развитых стран, т.е. имеются в виду медицинская страховка, пенсионная и страховка на случай утраты занятости. 
    Следующим средством госрегулирования выступает денежно-кредитный инструментарий. Косвенные формы государственного вмешательства в экономику представлены в виде схемы в Приложении 2.11
    Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. 
    Основные элементы денежно-кредитной политики:
    - маневрирование учетной ставкой ЦБ;
    - изменение нормы минимальных резервов;
    - операции на «открытом рынке», т.е. сделки  купли-продажи государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), заключаемые между ЦБ и частными банками12.
    Выводы.
    Обычно выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики, а также административные и экономические. К числу методов прямого воздействия относят такое регулирование со стороны государства, при котором экономические субъекты принуждаются к принятию тех или иных решений. Методы косвенного воздействия основаны на создании государством предпосылок для самостоятельного принятия экономическими субъектами необходимых нелепых решений. Обычно подобные методы менее эффективны с точки зрения оперативного вмешательства в периоды кризиса или рецессии, однако они предполагают соблюдение экономического равновесия в более длительной перспективе.
    
2. Оценка государственного регулирования рыночной экономики в России
    
    2.1. Антикризисная экономическая политика на современном этапе
    
    В декабре 2014 г. ситуация в экономике страны казалась близкой к катастрофической. Курс рубля быстро падал вслед за принятием внешних санкций и падением нефтяных котировок, а денежные власти приняли решение сохранить резервы и не расходовать их на поддержание национальной валюты. Бюджет, только что принятый парламентом, на глазах становился нереалистичным. 
    Вначале 2015 г. правительство РФ приняло комплекс антикризисных мер, включая пересмотр бюджета с сокращением расходов в среднем на 10%. Активно заработала правительственная комиссия по экономической политике и интеграции (фактически – антикризисная комиссия), которая рассматривала конкретные вопросы функционирования отдельных секторов, чувствительных для экономической и социальной стабильности. 
    Реализация комплекса намеченных мероприятий позволила стабилизировать ситуацию, хотя переломить негативные тренды полностью не удалось. Впоследствии правительство критиковали за неполное осуществление антикризисной программы (точнее, за неполное расходование заложенных в ней средств), однако это должно было свидетельствовать, скорее, об эффективности принимаемых мер. 
    Рассмотрим основные экономико-политические проблемы и решения 2015 г. и их влияние на перспективы социально-экономического развития страны.
    ВВП в 2015 г. снизился на 3,7%, и это второй эпизод спада за период с 1999 г. (тогда на волне глобального кризиса российская экономика сократилась на 7,8%) (рис. Приложение 4). 
    Однако если в 2009 г. спад происходил в большинстве развитых стран, то в настоящее время рост в них ускоряется. На протяжении всего года политики и эксперты вели дискуссию о «прохождении дна» спада, т.е. о точке, в которой он должен остановиться (табл. Приложение 5).
    Два важных фактора определяли характер и продолжительность спада в 2015 г. и делали его трудно прогнозируемым: отраслевая структура и динамика валютного курса.
    Изменение условий торговли и, как следствие, девальвация национальной валюты по-разному влияли на динамику отдельных отраслей на протяжении минувшего года. Отрасли, ориентированные на экспорт, демонстрировали рост; связанные преимущественно с внутренним потреблением – сжимались. Но сильнее всего пострадали те, которые в прошлом больше всего выигрывали от притока рентных доходов: услуги, торговля, строительство. Действительно, анализ проблем, связанных с «голландской болезнью», показал, что мощный приток рентных доходов подрывает конкуренцию большинства отраслей, производящих торгуемые товары, но способствует развитию секторов, в которых нет импорта (торговля, строительство, финансовые и нефинансовые услуги), соответственно, в них не может быть импортозамещения. Эти секторы особенно бурно росли в прошлом, но по той же причине именно они оказываются наиболее чувствительными к спаду спроса в результате девальвации. Безусловно, на динамику каждого отдельного сектора сильно влияли доля входящих импортных товаров и закредитованность сектора в иностранной валюте. 
    Совокупность этих факторов обусловила динамику ВВП. Когда к середине 2015 г. девальвационные процессы приостановились, промышленность начала демонстрировать признаки оживления. Однако новый виток падения цен на нефть и последовавшее за этим дальнейшее ослабление рубля привели к возобновлению спада. 
    Аналогично развивалась ситуация с инвестициями, которые к началу осени как будто стабилизировались. Но неопределенность валютного курса и, следовательно, эффективности условий ведения бизнеса обусловила продолжение инвестиционного спада. 
    В условиях внешних шоков правительство проводило осторожную бюджетную политику, хотя ее нельзя назвать в полной мере консервативной. 
    Дефицит федерального бюджета составил 2,4% ВВП против 0,5% в 2014 г. при сохранении государственного долга на уровне 14,3% – очень низкое значение по всем международным стандартам, причем внешний долг даже несколько снижается (разумеется, в результате санкций, а не сознательного бюджетного консерватизма). 
    В связи со снижением экспортных доходов российское правительство должно было уже в феврале–марте 2015 г. выстроить план федерального бюджета в сторону сокращения расходов. В качестве инструмента был выбран секвестр примерно на 10%. Это было технически наиболее простое решение, не исключающее возможность использовать его и в будущем. Однако оно может иметь негативные среднесрочные последствия. 
    Проблема в том, что в последние 7–8 лет ухудшается структура расходов бюджета: сокращается доля производительных расходов и растет доля непроизводительных. Для решения долгосрочных задач социально-экономического развития страны необходимы инвестиции в человеческий капитал и транспортную инфраструктуру – эти государственные расходы обеспечивают повышение потенциального роста. Между тем именно эти секторы больше всего теряют в результате секвестра13. 
    Дальнейший секвестр расходов без проведения структурных реформ (в том числе изменения структуры организаций, финансируемых за счет бюджетных средств) создает серьезные риски для экономической и социально-политической стабильности страны уже в ближайшие годы (в 2017–2020 гг.). Без структурных реформ бюджетная политика лишится возможности маневра, который может понадобиться в 2017–2018 гг., а положительный макроэкономический эффект от девальвации будет нивелирован. 
    В настоящих условиях структура бюджетных расходов остается не менее важной проблемой, чем сбалансированность бюджета (низкий дефицит). Обеспечение сбалансированности за счет производительных отраслей чревато попаданием в замкнутый круг: сокращение расходов на производительные отрасли будет подрывать экономическое развитие, тем самым ведя к сокращению доходной базы бюджета. Из этого следует, что ключевой задачей на текущий момент выступает оптимизация структуры расходов, т.е. поиск более сложных способов экономии бюджетных средств на основе структурных и институциональных решений, а не путем простого секвестра. 
    Непростой остается бюджетная ситуация в субъектах Российской Федерации. При том, что фактически налоговые поступления в реальном выражении упали, ситуация с долгом существенным образом не ухудшилась (табл. Приложение 6). 
    Номинальный рост доходов позволяет не допускать неуправляемого развития событий. Замедлился рост расходов консолидированных бюджетов, которые увеличились только на 1,4% (при этом план по расходам исполнен лишь на 93%).
    Важным трендом стало замедление роста долга консолидированных региональных бюджетов по сравнению с 2013 и 2014 гг. – рост в 2015 г. составил порядка 11% (для сравнения: в 2013 г. – 29%, а в 2014 г. – 20%). В 2015 г. коммерческий долг замещался долгом перед Министерством финансов. Доля коммерческого долга снизилась за 2015 г. с 64 до 60%, а доля бюджетных кредитов, напротив, увеличилась с31 до35%. Это позволило несколько улучшить структуру долга с точки зрения стоимости его обслуживания. Впрочем, среднесрочные перспективы обслуживания долга достаточно проблематичны, и в политической элите периодически обсуждается вопрос о целесообразности списания части бюджетной задолженности регионов. 
    Дальнейшее ухудшение ситуации с доходами с высокой вероятностью приведет к необходимости повысить налоги. Пока официальной остается позиция о недопустимости повышения налогов в условиях кризиса и о сохранении моратория на решения в этой области до 2018 г. 
    Как и в предыдущие постсоветские кризисы, в 2015 г. сокращались доходы населения при относительной стабильности на рынке труда. Безработица колебалась около отметки 5,5%, что превышает американский показатель, но существенно ниже европейских. В условиях напряженной демографической ситуации и снижения численности населения в трудоспособном возрасте бизнес не решается серьезно уменьшать занятость, сокращая вместо этого рабочее время и, соответственно, выплаты. 
    За год существенно снизился уровень благосостояния: реальные располагаемые доходы населения уменьшились на 4%, а реальная зарплата– на 9,5%. Это вписывается в «российскую модель рынка труда» – снижение зарплат, а не занятости. 
    Одновременно растут сбережения в банках, причем преимущественно в рублевой форме. Это означает переход от потребительской модели поведения к сберегательной, что в краткосрочном периоде становится дополнительным фактором торможения экономики: спрос еще более ограничивается, а кризисная неопределенность не способствует трансформации сбережений в инвестиции. Соответственно на 10% снизился оборот розничной торговли14. 
    В результате стала быстро расти численность бедного населения. Доля россиян, относящихся к категории бедных, вернулась на уровень середины 2000-х годов (20,3 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума). Это новый для последних лет феномен. В 2008–2009 гг., несмотря на падение ВВП на 7,5%, этот показатель составлял 19 млн человек, а потом существенно снизился (табл. Приложения 3). Тогда государство обладало значительными бюджетными накоплениями (Резервный фонд), которые были направлены на поддержание уровня жизни. За это пришлось, правда, заплатить бюджетным дефицитом в 6% ВВП в 2009 г., причем ненефтяной дефицит достиг рекордных 14%. В настоящее время таких ресурсов в бюджете уже нет. 
    Исследователи стали отмечать размывание среднего класса в стране, хотя здесь надо различать проблему потоков (снижение текущего дохода) и запасов (накопленное благосостояние, сформированные стереотипы поведения). Кризисная ситуация привела и к некоторому сокращению неравенства: коэффициент Джини снизился с 0,141 до 0,399, а децильный коэффициент фондов – с15,8 до14,2. Впрочем, это вряд ли можно называть позитивным трендом15. 
    Выводы.
    По итогам 2015 г. ситуация сложная и имеет тенденцию к ухудшению, но не несет пока угрозы социально-политической дестабилизации. Если в период высокой экономической динамики избыточный потребительский спрос ухудшал структуру роста и нужно было ставить вопрос об усилении стимулирующих факторов на стороне производства, то теперь ситуация меняется. В настоящее время динамика доходов и потребительское поведение населения указывают на то, что для запуска экономического роста необходимо выработать специальные меры по стимулированию спроса. Сказанное, впрочем, не означает отрицания необходимости активизировать факторы, находящиеся на стороне предложения.
    
    3.2. Приоритеты экономической политики современной России
    
    В настоящее время перед экономической политикой России стоят две ключевые задачи: запустить экономический рост и демпфировать потери благосостояния населения. Эти задачи взаимосвязаны, поскольку первое ведет к росту благосостояния, а второе формирует спрос для экономического роста. Решить названные задачи сложно, поскольку речь идет не о циклическом, а о структурном кризисе. Завершение спада, который не может длиться долго (и тем более вечно), в данном случае не приводит к автоматическому восстановлению роста. Если не предпринять специальных усилий по формированию его новой модели, то потенциал роста будет оставаться на низком уровне, что означает колебание экономики около нулевой отметки (или в пределах статистической погрешности). В отличие от спада, это может происходить достаточно долго, пока политическая элита не сформирует модель, адекватную современным вызовам, с соответствующими последствиями для благосостояния, а затем и для социальной стабильности общества. 
    Наиболее серьезным вызовом для России выступает не преодоление спада, а запуск экономического роста. Конечно, имеется в виду устойчивый и долгосрочный рост, сопровождаемый структурной модернизацией, а не достижение благоприятных статистических данных. На обозримую перспективу Россия должна стремиться к темпам роста, превышающим среднемировые (или находящимся в интервале между показателями Германии и Китая)16. 
    Среди первоочередных задач экономической политики по запуску механизмов экономического роста выделим следующие.
    Дезинфляция и достижение целевого уровня инфляции 4% – если и не к концу 2017 г., как записано в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», то в достаточно близкой перспективе. Последовательное продвижение к этой цели даст ряд взаимосвязанных результатов, необходимых для экономического роста: 
    – повысится предсказуемость экономической жизни, т.е. бизнес получит внятные ориентиры количественных параметров своего функционирования; 
    – будет обеспечена доступность кредитов, поскольку именно с темпом инфляции соотносятся ключевая ставка и ставки коммерческого кредитования; 
    – ценовая определенность будет способствовать социальной стабилизации и повышению потребительского спроса в экономике. 
    Бюджетная политика, включающая: 
    – постепенное восстановление бездефицитности бюджета при ограничении роста государственного долга, что послужит основой доверия к макроэкономической политике страны; 
    – бюджетный маневр в пользу производительных отраслей (транспортной и социальной инфраструктуры) как обязательное условие повышения потенциального роста; 
    – рационализацию расходов за счет оптимизации бюджетной сети и процедур при отказе от секвестра как основного метода балансирования бюджета; 
    – формирование нового бюджетного правила на случай восстановления высокой конъюнктуры углеводородов.
    Среди приоритетных мер по улучшению инвестиционного (и предпринимательского) климата должны быть: 
    – дерегулирование экономики; 
    – реформа контрольно-надзорных органов, которая должна сократить количество государственных функций и, соответственно, число контрольных органов, количество проверок, а также внедрить риск-ориентированный подход; 
    – поддержка малого и среднего бизнеса, на что нацелена созданная в 2015 г. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства; 
    – защита собственности и безопасности предпринимателей.
    Развитие конкуренции выступает важным направлением стимулирования предпринимательской активности. Девальвация делает эту проблему особенно актуальной, так как ограничивает доступ на отечественный рынок иностранных товаров. 
    Здесь существуют серьезные проблемы, связанные с изменением ключевых задач антимонопольной политики. Российские антимонопольные органы должны сосредоточиться прежде всего на противодействии административным и инфраструктурным монополиям, т.е. тем, источниками которых являются органы власти и естественные (природные или технологические) ограничения конкуренции. Гораздо меньшего внимания сейчас заслуживают частнохозяйственные субъекты, достигающие на локальном рынке успеха (доминирования) благодаря более высокой производительности. Между тем в настоящее время антимонопольная служба сосредоточивается прежде всего именно на этих последних случаях.
    Стимулирование несырьевого экспорта: для современной России с ее достаточно ограниченным рынком (это одно из многих важных отличий, например, от Китая) внешний спрос исключительно важен для обеспечения устойчивости экономического роста17.
    Институциональные реформы в отраслях человеческого капитала – в образовании, здравоохранении, пенсионной системе. Необходимо обеспечить сбалансированное решение стоящих перед ними задач: социальной (развитие собственно человеческого потенциала), фискальной (эффективность расходования доступных финансовых ресурсов) и инвестиционной.
    Социальная политика должна ориентироваться на комплексное оказание необходимой помощи, обеспечивая увеличение социальной поддержки на основе концентрации ее у наиболее нуждающихся. Помимо собственно социальных эффектов, адресность станет фактором повышения спроса на товары и услуги отечественных производителей. 
    Обсуждая проблемы запуска механизма роста, нельзя отказываться и от долгосрочных задач, решение которых потребует значительного времени. К ним прежде всего относятся: 
    – формирование и развитие международных экономических союзов и зон, начиная с ЕАЭС, но не ограничиваясь им. Россия должна продолжать разрабатывать тему единого экономического пространства с ЕС («от Лиссабона до Владивостока»), а также стремиться участвовать в различных формируемых сегодня зонах свободной торговли; 
    – при всей сложности современной валютной ситуации денежные власти не должны забывать о задаче превратить рубль в региональную резервную валюту18. 
    Выводы.
    Год 2015-й был очень сложным, однако его результаты оказались лучше ожиданий конца 2014 г. Ключевой задачей в 2016–2018 гг. станет формирование механизма восстановления экономического роста при недопущении популистских сценариев. От того, как будет решена эта задача, зависит очень многое в жизни России в посткризисном мире, контуры которого формируются на наших глазах.
    
Заключение
    
    В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
    По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирова.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.