VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Режим трудармии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005943
Тема: Режим трудармии
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Среди сложного по происхождению и идентичности сообщества российских немцев есть группы, в судьбе и этническом облике которых отчетливо отразились политические события новейшей истории. К их числу принадлежит группа немцев Среднего Урала, образованная в результате депортации поволжских немцев на восток в 1941 г. и поселения их в качестве трудармейцев на Среднем Урале. Понятно, что столь жесткие политические факторы придали соответствующие черты краткой, но драматичной этноистории, а также групповому этническому самосознанию среднеуральских немцев. Несмотря на политические и правовые ущемления со стороны государства, предвзятое отношение со стороны других сообществ, немцы Урала смогли адаптироваться и укорениться на новой территории проживания, в связи с чем эмиграционный отток в Германию в 1990-е гг. был ниже, чем в других регионах страны. Опыт немцев Урала является актуальным с точки зрения изучения стратегий адаптаций этнических сообществ.

Сложная идентичность и история российских немцев — следствие долговременных и насыщенных взаимоотношений Германии и России в политической, экономической, культурной, научной сферах, а также переплетения множества персональных судеб. Две мировые войны усложнили многообразие немцев в пределах СССР/России появлением новых территориальных групп, в частности на Урале.

Целесообразно рассмотрение этничности не как «уходящей натуры», а как явления вполне «живого и здорового». В условиях глобализации и информационной революции она не исчезает, а меняет свои формы и проявления (не случайны ее неожиданно яркие проявления в политике, искусстве, моде, даже криминале). Следовательно, ее нужно изучать не как пережиток прошлого, а как ресурс настоящего и будущего; соответственно, тема проявлений этничности является актуальной и значимой для современности. Этничность представляется самой естественной и доступной (вслед за брачно-родственной) социальностью, поскольку в ней реализуется общность понимания и доверия. Скорее инстинктивно, чем осознанно, люди в драматических ситуациях ищут спасения в этничности (или религиозной идентичности) и в ней же черпают ресурсы самореализации и позиционирования.

																Изучение этнической истории является одной из актуальных задач современной этнологии. Особое значение имеют вопросы образования, развития и современного положения этнических сообществ, проживающих за пределами основной этнической территории. Опыт описания этноистории и современного состояния народов Урала актуален и для выбора акцентов в реализуемой ныне Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Он показывает, что гармонизация взаимоотношений разных сообществ осуществима не только государственными регламентами, но и средствами этнодипломатии, и путем активации этнокультурного наследия и потенциала разных народов как конкурентного преимущества России. При этом особо деликатного отношения заслуживает этничность, понимаемая не как дань уходящей традиции, а как живой механизм (и код) социальности, в котором реализуется общность взаимопонимания, коммуникации и безопасности.

																Степень научной разработанности темы. Проблема исследования этнической истории и динамики этнических процессов у российских немцев приобрела особую остроту в последние десятилетия (с конца 1980-х гг.). С начала 1990-х гг. запретных тем в исторической науке как будто не осталось, поэтому среди литературы, посвященной репрессиям, депортации, трудармии, вопросам спецпоселения, современным национальным проблемам оформляется комплекс публикаций, в которых поднимаются вопросы истории и этнического развития российских немцев. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что до конца 1990-х гг. немцы Урала находились вне поля зрения исследователей. Это было связано с тем, что этноистория немцев Урала во многом связана с политическими событиями, которые долгое время оставались запретными и неизученными. В работах историков 1990-х гг. А. Айсфельда, А. А. Германа, В. Н. Земскова, А. Н. Курочкина, Г. Я. Малмуда, Е. В. Чупиной впервые поднимаются вопросы содержания немцев Урала в трудармии, режима спецпоселения на территории Свердловской области, проблемы численности немцев, правового и социального положения.

																Историей немцев Среднего Урала активно стали заниматься в 2000-е гг. уральские историки В. М. Кириллов, Н. В. Матвеева, В. П. Мотревич, С. Л. Разинков, в особенности вопросами трудармии и спецпоселения, демографическими проблемами немцев в XX в. Кроме того, тагильские историки и краеведы под руководством В. М. Кириллова организовали большую поисковую работу, подготовили к изданию архивные источники и целую серию «Книг памяти», где опубликованы воспоминания немцев-трудармейцев, членов немецких семей, немцев-спецпоселенцев. 

																Если события 1940–1950-х гг. в истории немцев Среднего Урала изучены хорошо историками и краеведами, то период 1960–1990-х гг. и современности изучен фрагментарно. В 2009 г. вышла коллективная монография «Немцы на Урале XVIIXIX вв.». В ней глава «Российско-немецкий этнос в СССР» заканчивается снятием режима спецпоселения в 1956 г. В следующей главе «Российско-немецкий этнос Урала на рубеже XX–XXI вв. лишь в нескольких абзацах упоминается о движении за восстановление автономной республики, обществе «Возрождении» и созданных на рубеже веков общественных организациях российских немцев, о проблеме эмиграции немцев с Урала в Германию.

																Период подъема национального самосознания советских немцев 1960–1980-е гг., идентичность советских немцев и проблемы восстановления автономии рассматривались в работах В. А. Бауэра, Н. Ф. Бугай, Г. Г. Вормсбехера, В. Ф. Дизендорфа, Т. С. Илларионовой, Н. П. Мякшева, Т. Д. Филимоновой, В. Г. Чеботаревой и др.

																Другим важным аспектом в этноистории российских немцев считается проблема эмиграции в Германию, этой темой занимаются О. Р. Гулина, Ю. Иванова-Бучатская, М. С. Савоскул, К. Менг, Е. Ю. Протасова, Е. А. Эйхельберг.

																Этнические процессы у немцев Среднего Урала изучаются с 2013 г., с началом этнографических экспедиций к немцам Свердловской области в рамках «Уральской ЭтноЭкспедиции» под руководством А. В. Головнёва. Вместе с тем, другие группы немцев Урала (Прикамья и Южного Урала) активно исследовались этнографами. Этнографией немцев Южного Урала занимаются оренбургские исследователи  В. В. Амелин, О. Я. Бахарева, А. Ю. Толмачева, Е. Ф. Тюлюлюкина, они рассматривают в своих работах вопросы миграции, состояния традиционной и религиозной культуры. Исследования немцев Урала (Пермская, Челябинская, Оренбургская области, Башкортостан) сельской местности проводится пермскими этнографами Д. И. Вайманом, А. В. Черных . Особое внимание уделяется рассмотрению традиционной и материальной культуры немцев и праздничной обрядности.

																Этничность и идентичность российских немцев, проблемы самоорганизации и этнокультурного развития наиболее полно рассматриваются в работах Т. Б. Смирновой. Ею проводились исследования этнической истории и этнических процессов, языка, традиционной обрядности и духовной культуры, материальной культуры, конфессиональной сферы, миграций российских немцев, результатом стала фундаментальная монография «Этнография российских немцев».

																В России наиболее крупные центры изучения истории и этнографии российских немцев сложились в Москве (В. А. Ауман, Н. Ф. Бугай, Т. С. Иларионова, О. В. Курило, И. Г. Остроух, В. Г. Чеботарева, Е. И. Шервуд), Санкт-Петербурге (С. В. Смирницкая, И. В. Черказьянова, Т. А. Шрадер, Н. В. Юхнева), Саратове (Е. А. Арндт, А. А. Герман, Е. М. Ерина, О. А. Лиценбергер, И. Р. Плеве), Сибири (А. Н. Блинова, Л. В. Малиновский, Н. М. Маркдорф, И. В. Нам, А. И. Савин, Т. Б. Смирнова, А. Ю. Охотников, А. А. Шадт и др.).

																В зарубежной науке публикации по истории российских немцев выходят в основном в Канаде, США и Германии. Однако материалов о немцах Урала в североамериканских изданиях почти нет. Американские исследователи фактически не имеют доступа к российским источникам, поэтому большая часть издаваемой литературы носит мемуарный характер или посвящена жизни российских немцев и меннонитской диаспоре в Канаде и США.

																Из работ, вышедших в Германии, следует отметить публикации К. Штумпа, Г. Далоса. В настоящее время наиболее полными и объективными являются научные изыскания А. Айсфельда. Возглавляя на протяжении многих лет Геттингенский исследовательский центр по изучению немцев в Восточной Европе. Им проведена огромная работа в архивах России, Украины, Казахстана и других стран. Они послужили основой для публикации работ, как на немецком, так и на русском языках, отражающие ключевые моменты в истории российских немцев. Сейчас одним из центров по изучению российских немцев в Германии является Институт культуры и истории немцев Северо-Восточной Европы при Университете г. Гамбурга (Nordost-Institut). Заместитель директора этого Института В. Дёниннгхаус, в своих исследованиях поднимает вопросы о роли немцев в общественной и политической жизни России.

																Большую роль в координации и осуществлении исследовательских проектов играет Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев, созданная в 1995 г., автор является ее членом. Ассоциация объединяет ученых из 7 стран, основными направлениями ее деятельности являются издание работ по различным аспектам истории и культуры российских немцев и проведение международных конференций.

																Оценивая степень разработанности темы, можно сделать вывод о том, что по теме диссертации не существует работ, в которых была бы представлена характеристика этнической истории немцев Среднего Урала в новейшее время и в наши дни. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе вопросы истории и этнокультурного развития среднеуральских немцев как этнической общности раньше не освещались. 

																Научной проблемой, на решение которой направлено исследование, является слабая изученность этнической истории немцев Среднего Урала, не выделены периоды этой истории, необходимо выявить факторы, повлиявшие на формирование и развитие немцев региона.

																Объектом исследования являются немцы Среднего Урала. Исторически на Урале проживали разные социальные и конфессиональные группы немцев. В имперский период — это горные инженеры, ученые, переселенцы-крестьяне с юга России. В советское время — это потомки поволжских немцев-колонистов, сосланных на Урал в годы войны в трудармию и на спецпоселение. В 1942 г. они прибыли на Урал в качестве трудовой силы и спецконтингента для работы на лесозаготовках, строительстве заводов и железных дорог. На территории Среднего Урала немцы размещались в зонах при промышленных предприятиях Алапаевска, Верхних Серег, Волчанска, Иса, Краснотурьинска, Невьянска, Н. Тагила, Полуночного, Верхней и Нижней Салды, Свердловска, Серова. Согласно сведениям НКВД за 1942 г., мобилизованные в рабочие колонны немцы были направлены в следующие лагеря: Богословлаг — 20 711 чел., Ивдельлаг — 11 314 чел., Севураллаг — 9 221 чел., Тагиллаг — 7 249 чел., Востураллаг — 5 738 чел., Тавдинлаг —1 986 чел. По окончании войны немцы-трудармейцы остались на спецпоселении, регулярно отмечались в комендатуре, были ограничены в передвижениях. После снятия режима спецкомендатуры в 1955 г. они не имели права вернуться в места, откуда были выселены. В послевоенные годы на Среднем Урале проживало 33 588 немцев (по данным переписи 1979 г.), а в 1990-е гг. их численность резко сократилась в связи с массовым переселением в Германию. Сейчас на Среднем Урале проживает 14 914 немцев (по данным переписи 2010 г.). Наибольшее число немцев проживает в Краснотурьинске — 3 006 чел, Екатеринбурге — 2 383 чел., Нижнем Тагиле — 1 783 чел.

Предметом исследования является этническая история и этничность немцев Среднего Урала в исторической и современной ситуативной динамике и ее проявлениях в этнокультурных проектах и инициативах, реализующих наследие и потенциал этой группы российских немцев.

																Цель исследования — охарактеризовать период этнической истории немцев Среднего Урала с 1942 г. по настоящее время через ключевые моменты и поворотные события этой истории, такие как трудармия, спецпоселение, начало массового общественного движения и эмиграция. Центральной проблемой этнической истории немцев Среднего Урала является формирование их особой идентичности, основанной на принудительном переселении и репрессиях.

																Для реализации указанной цели определены следующие задачи:

																(1) охарактеризовать основные периоды этнической истории немцев на Среднем Урале (от трудовой мобилизации до эмиграции в Германию);

																(2) исследовать феномен «лагерной идентичности»;

																(3) определить характер этничности немцев в период спецпоселения;

																(4) показать персональную роль уральского этнолидера И. И. Кроневальда в национальном движении советских немцев; 

																(5) проанализировать феномен национального движения советских немцев;

																(6) рассмотреть современные формы проявления этничности в этнополитических и этнокультурных проектах.

																Хронологические рамки определены с 1942 г. по настоящее время. Они обусловлены тем, что именно с 1942 г. на Среднем Урале начала формироваться группа российских немцев. Это связано с депортацией и трудовой мобилизацией немцев на эту территорию. Переселение закончилось к 1956 г., когда завершился процесс воссоединения семей немцев-трудармейцев, была снята спецкомендатура, и они получили возможность свободно передвигаться по стране. Важный период в этноистории немцев Среднего Урала — 1960–1990-е гг. — связан с подъемом национального самосознания и движением за реабилитацию и автономию. Современный период характеризуется активной работой центров культуры и встреч, реализацией этнокультурных инициатив и проектов, направленных на активацию этничности.

																Территориальные рамки охватывают территорию Среднего Урала (административные границы Свердловской области). Наибольшие по численности группы немцев проживают в городах Краснотурьинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Карпинск, Ивдель.

																На Урале сформировалось несколько групп немцев. На Южном Урале (Оренбургская, Челябинская области, Башкортостан) с XVIII в. проживают совершенно другие по своей природе немцы (меннониты). Эта группа немцев Урала не была стихийно выселена на Южный Урал, их переселение было персональным желанием, а переселение немцев Среднего Урала носило принудительный характер. В Прикамье появление немцев относится к XVIII в. Они жили в городах и поселках, это были служащие, чиновники, врачи, учителя, служители культа. В начале XX в. численность немцев Прикамья увеличилась в результате добровольного и принудительного (раскулачивание) переселения на эту территорию. На территории Челябинской и Пермской областей в годы Великой отечественной войны также как и в Свердловской области действовали трудовые лагеря НКВД, но их было гораздо меньше. В Челябинской области действовал Бакаллаг, в Пермской (тогда — Молотовской) — Усольлаг, Понышлаг, Соликамлаг.

																Отличие среднеуральской группы немцев от других групп немцев Урала не только в том, что она была сформирована в результате принудительных переселений и в основе формирования этой группы лежит политический фактор, но и тем, что сейчас эта группа расселена дисперсно в крупных городах Свердловской области, а не компактно сельскими поселениями как на юге Урала и в Прикамье.

																Методология исследования. В диссертационном сочинении использованы многообразные классические и современные методы и теоретические принципы исторической антропологии, этнологии и этнографии.

																Работа построена на принципе историзма, поскольку объект исследования — немецкое население Среднего Урала — рассматривается с момента образования данной этнической группы и до настоящего времени в ее развитии и этнокультурной динамике.

																Данная работа направлена на изучение этнической истории локальной группы российских немцев. Термин «этническая история», как отмечает Н. Г. Волкова, впервые был употреблен А. М. Золотарев в 1930-х гг. Новый термин оставался незамеченным специалистами. Лишь с начала 1950-х гг. он постепенно входит в широкий научный оборот. Содержание понятия «этническая история» было предложено Л. П. Лашуком. В частности он писал: «Проблема этнической истории любого народа, включает довольно широкий круг вопросов, касающихся происхождения и развития этого народа от древних родоплеменных групп до современного этнического состояния, формирования этнической территории, этническими взаимоотношениями с соседними народами на протяжении веков». В 1973 г. Ю. В. Бромлей определил свое понимание «этнической истории», по его мнению, «главная задача разработки проблем этнической истории — исследование всех видов этнических процессов, в том числе этносоциальных». К позициям Лашука и Бромлея близки определения И. С. Вдовина, Ю. Б. Стракача, Р. Ф. Итса, Э. Л. Львовой. 

																Наиболее полная разработка теории этнической истории принадлежит Н. А. Томилову, охарактеризовавшему методы исследования, объект, предмет и хронологию этнической истории, ее разделы и систему связей со смежными областями знаний. Он понимает под этнической историей отрасль знаний, охватывающую «изучение этнических и этносоциальных процессов и на стадии формирования этнических общностей и на стадии их этнического развития (вплоть до их трансформации, если речь идет об исчезнувших этносах)».

																Рассматривая народы как основу современных наций, британский этнолог Э. Смит утверждал, что для их понимания нельзя обойтись без изучения этнической истории. В этносимволическом подходе Смита и его последователей первостепенное значение в формировании исторических общностей уделяется мифам, символам, коллективной памяти и ценностям; общая историческая память и создание мифо-символического комплекса (интерпретация этнической истории) — непременное условие рождения и выживания сконструированных наций. Этноистория немцев Урала во многом строится на исторической и коллективной памяти, символами этноистории являются: депортация, трудармия, спецкомендатура, Волга, Урал, Германия.

																В данном исследовании этничность немцев Среднего Урала рассматривается как с точки зрения конструктивистского подхода, так и с точки зрения традиционалистского (примордиалистского) подхода. Процесс конструирования (становления) локальной группы российских немцев на Урале проходил под влиянием политических факторов (депортация, трудармия, спецпоселение, эмиграция). С другой стороны, этничность немцев основана на исторической памяти, языке, протестантской религии, связи с Родиной (Поволжье), она изменчива в зависимости от политической и общественного влияния. Из числа установок примордиализма актуальными представляются акценты на том, что этничность одновременно изначальна и ситуативна, ей свойственны текучесть и бесконечность трансформации (П. ван ден Берге); в этноистории, в том числе нациестроительстве, существенную роль играют историческая память и мифология (Э. Смит); сегодняшняя стойкость этничности объясняется, с одной стороны, нежеланием растворяться в потоке глобализации, с другой — отстаиванием прав на изменчивость своего жизненного контекста (Т. Х. Эриксен).

																Еще одним ракурсом исследования было выбрано рассмотрение феномена этнической идентичности немцев Урала, которая предполагает «принятие и усвоение совокупности представлений, ориентаций, идеалов, норм, ценностей, форм поведения той… общности, с которой данный индивид себя отождествляет». Идентичность, по мнению Е. И. Филипповой, существует в разных ипостасях и рассматривается как исторически сформированный комплекс представлений, периодически активизирующихся при определенных обстоятельствах, конструируемый субъективно, но не в отрыве от конкретных реалий, которые являются материалом для конструирования. Идентичность немцев Урала исследуется в ракурсе таких категорий как «плен», «тюрьма», «лагерь», «трудармия», «спецпоселение», «комендатура», «травма»; это идентичность, связанная с тотальным влиянием политических институтов на самосознание индивида. В подобном контексте изучалась идентичность калмыков, японцев в работах Э. Гучиновой. Кроме того, такие исследователи как В. Франкл, Л. Самойлов, В. Р. Кабо, Г. А. Левинтон, Я. И. Гилинский, Ж. Котек, П. Регуло, В. Подорога, рассматривали лагерь и плен как тоталитарные институты, главная цель которых — подавить личность и «сломать идентичность» .

																Методологической основой исследования стала разработанная А. В. Головнёвым антропология движения, дающая возможность по-новому рассмотреть природу этничности, этнокультурных образований и отношений, она «персонифицирует историю, смещая акцент с итогов на истоки, пытаясь реконструировать индивидуальную мотивацию и момент преобразования мотива в действие». Исследование опирается на три ключевые концепции в «антропологии движения»:

																(1) Дрейф этничности — в этом концепте «изменчивость народов, культур и персональной идентичности представляется обыденностью, а не отклонением, в котором смена традиций рассматривается как своего рода традиция». В этом измерении понятие «этничность» (естественное устойчивое свойство человека), в отличие от «этноса», «обозначает сущность динамического явления, а не его статичный образ». Этническая история представляется как «бесконечная череда перерождений», в которых «каждое поколение заново воссоздает свою этничность», вместе с тем «сдвиги этничности не всегда заметны поколениям». Дрейф этничности напоминает скорее «цепь ситуативных реакций, чем линейную эволюцию», а сама «этничность сродни иммунной системе, которая активизируется при кризисах» и «дремлет» в обыденности. В контексте дрейфа этничности рассматриваются трансформации этничности немцев Урала в разные исторические периоды и влияние на эти изменения политических факторов. Первым фактором трансформации была депортация и трудовая мобилизация, в связи с чем этничность немцев Урала стала носить «закрытый» характер. Последним фактором стала массовая эмиграция немцев в Германию, на фоне которой осуществляются этнопроекты по возрождению этничности. Термин «этнопроект» используется для обозначения персонально мотивированной инициативы, направленной на активацию этничности. Этнопроект служит импульсом, который подпитывает, обновляет и актуализирует этничность.

																(2) Мотивационно-деятельностная схема. Антропология движения переносит внимание с итогов на начала — на истоки и мотивы. Суть движения состоит не в физической динамике, а в ментальной, поэтому для антропологии важен ключ к строению мотивационно-деятельностной схемы, учет соотношения в ней внутренних и внешних импульсов. Ее двигателем являются побудительные мотивы от простейших до креативных, направляющие действие человека. Комбинация мотивов, активирующих соответствующие элементы культуры, создает персональный облик человека, сочетая базовые инстинкты, усвоенные нормы и индивидуальные наклонности. Мотивация придает традиционному поведению личностный оттенок, а также ценность на персональном и социальном уровнях. Особое внимание в работе уделяется изучению мотивов этнолидеров, активистов, немцев-эмигрантов, инициаторов и участников этнокультурных проектов.

																(3) Метод «крупного плана» предполагает погружение в индивидуальность конкретного исторического персонажа и рассмотрение изучаемой ситуации его глазами. С помощью такого герменевтического погружения можно уловить «философию жизни» персонажа и его восприятие эпохи. В данной работе особое внимание уделено этнолидеру и ученому И. И. Кроневальду, и через погружение в его образ и переживания представлены мотивы активистов национального движения советских немцев, персональные мотивы восстановления автономной республики и актуализации вопроса о нации советских немцев.

																Кроме того, в работе использовались общенаучные методы и приемы. Использование системного (структурный, функциональный и исторический аспекты) и ретроспективного подходов предполагает изучение этничности через призму совокупности связей и отношений, позволяет представить их всесторонность и целостность в широком пространственно-временном контексте на конкретных этноисторических материалах Сравнительно-исторический метод использовался при выявлении отличительных черт немцев Урала от немцев других региональных групп. Метод феноменологического анализа позволяет оценить события и явления в контексте их роли и значения изнутри культуры, с позиции того сообщества и применительно к тому периоду времени, где и когда эти события происходили. Тем самым появляется возможность выявить реальный диалог народа и государства в ходе контактов и конфликтов.

																Методы визуальной антропологии служат способом изучения этнического сообщества через визуальные образы (в частности фотографии). Антропологическая фотография является эффективным инструментом для демонстрации представителей этнической группы в привычном поле их деятельности. Актуальность и эффективность применения изобразительного языка, наряду с текстовым, сегодня очевидна и обоснована теоретиками синтеза науки и искусства, в частности визуальной антропологии (Е. В. Александров, А. В. Головнёв, В. Л. Круткин, В. М. Магидов, Д. МакДугал, Дж. Руби и др.) . В ходе экспедиций фиксировались основные события в жизни немцев, кроме того осуществлялся сбор фотографий из семейных архивов, с их помощью создавался портрет и образ народа.

																Методика полевого исследования. Для написания данной работы автором проводились полевые исследования в 2013–2017 гг. посредством кратковременных и долгосрочных выездов в составе Уральской «ЭтноЭкспедиции» (рук. А. В. Головнёв). Кратковременные поездки осуществлялись для наблюдения за праздниками, концертами и другими важными событиями в жизни народа. Автор принимал участие в поездках уральских немцев на Волгу (путешествии-паломничестве), на Форум немцев России. Полевое исследование включало как глубинное интервьюирование, так и беседы по опроснику и анкетирование.

																Наиболее эффективным в полевой работе было использование метода включенного наблюдения. Главная его цель — увидеть информантов в повседневных ситуациях. Автор совместно с немцами принимала непосредственное участие в организации и проведении праздников, хозяйственной жизни, ежедневных делах и путешествиях. Наблюдение сопровождалось дневниковыми записями о повседневной жизни, а также составлением полевого отчета по окончании экспедиции, где содержались полные записи бесед и суждений информантов.

																Еще одним исследовательским приемом можно считать изучение этничности через интернет-пространство. В зарубежной историографии это направление имеет разные обозначения: англ. anthropology of cyberspace, cyber anthropology, digital anthropology; нем. cyberethnologie, webnografie. Сетевые коммуникации во многом заменяют реальное общение, а виртуальная идентичность становится доминирующей. Интернет дает возможность организовывать площадки для дискуссий (сайты, форумы, странички, группы), где можно открыто высказывать мнение, обсуждать актуальные проблемы своего сообщества. Российские немцы довольно активны в интернет-пространстве, помимо многочисленных групп в сообществах «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook», существует информационный портал российских немцев «Rusdeutsch.ru», электронная книга памяти немцев-трудармейцев, библиотека, ведется создание виртуального музея. Метод изучения этничности через интернет удобен при исследовании настроений молодежи (в социальных сетях, на форумах). Они наиболее активно высказываются относительно своей идентичности. С помощью многочисленных интернет-площадок этнограф может организовать опрос, интервьюирование, анкетирование, быть наблюдателем за дискуссиями и виртуальной жизнью народа.

																Источниковая база. Исследование построено на комплексе неопубликованных (материалы Уральской «ЭтноЭкспедиции» 2013–2017 гг., анкеты, данные государственных и региональных архивов, личные и семейные архивы) и опубликованных источников (источники личного происхождения, материалы статистики, периодическая печать, данные социальных сетей и форумов).

																Основным источником в подготовке диссертационного сочинения послужили материалы полевых этнографических экспедиций. Экспедиционные работы проводились в населенных пунктах Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Кушва, Серов, Краснотурьинск, Ивдель, а также в поселке Полуночное) в течение 2013–2017 гг. В октябре 2016 г. автор проводила полевые исследования на территории Федеративной республики Германии в земле Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф, Нойес) среди российских немцев, уехавших в Германию в эмиграцию с территории Свердловской области.

																Основным методом сбора полевой информации было глубинное интервью по темам: этноистория, этническое самосознание и идентичность, этнокультурное наследие. Для проведения исследования были разработаны беседники: «Трудармия», «Спецпоселение», «Восстановление автономии», «Историческая родина», «Этнопроекты», которые включали в себя от 15–30 вопросов. Всего было собрано более 100 интервью, материалы обработаны, систематизированы и хранятся в Архиве Этнографического бюро (АЭБ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 11, 14, 18, 22, 27 — включают в себя полевые дневники, материалы интервью, анкеты, фото и аудио материалы.

																Значимым источником для написания работы стали материалы анкетирования по теме «Этнокультурное наследие и идентичность». Анкета включает в себя 70 вопросов как открытых, так и закрытых, разделенных на 3 блока: «этнокультурное наследие», «идентичность», «проблемы» . Этнографическое анкетирование представляло собой не только заполнение анкеты, но и развернутую беседу по затрагиваемым вопросам, благодаря чему анкетирование во многих случаях приобретало вид структурированного интервью. Таким образом, достигались два дополняющих друг друга результата: свод формализованных ответов на заданные вопросы и развернутые неформальные высказывания на затронутые темы. У немцев Среднего Урала было собрано 100 анкет (55 женщин, 45 мужчин). Они заполнялись в ходе личной беседы, нередко заполнение анкеты переходило в длительное интервью (от часа до трех). Среди опрошенных большинство — 51 чел. — немцы в возрасте от 46 и старше, 23 чел. — молодые (до 30 лет). Доля немцев, родившихся в моноэтничных семьях, и немцев от смешанных браков примерно одинаковая (47 чел. — немцы, 53 чел. — немцы от смешанных браков). Что касается уровня образования опрошенных, то он невысок: высшее образования имеют 26 чел. (в основном женщины), средне-специальное — 35 чел., среднее образование — 39 чел.

																В ходе полевых исследований сформировался значительный фонд визуальных полевых материалов, включавший 2 500 фотографий, выполненных автором по темам: «этнопортрет», «наследие», «память», «праздники», «быт» и т. д., а также фотоснимки личных, семейных архивов («ретропортрет») около 200 шт.

																В работе были использованы материалы центральных и региональных архивах архивов (архивные источники). В Российском государственном архиве экономике были получены данные Центрального статистического управления при Совете Министров СССР (Ф. 1562) о численности немцев Урала в советский период. В архиве Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области были изучены материалы следственных дел на граждан, арестованных и осужденных по ст. 58 УК РСФСР (Ф. 1), впоследствии реабилитированных, в том числе материалы по истории меннонистского движения в Свердловской области. Данные Государственного архива административных органов Свердловской области стали источниками по истории трудармии и спецпоселения (Ф. 1; 5148). Материалы Нижнетагильского городского исторического архива послужили источником при описании роли среднеуральских немцев в национальном движении советских немцев, об истории появления и деятельности культурных центров в 1990–2000-е гг. (Ф. 627). Особую ценность представляют материалы личного фонда лидера национального движения немцев Урала Ивана Ивановича Кроневальда (Ф. 608: неопубликованные научные статьи, переписка, документы, программы).

																Кроме того, в диссертации использовались материалы личные и семейные архивы российских немцев. Наиболее ценным из них являются архивы семьей Гольман и Бендер, которые были предоставлены автору Рудольфом Бендером — активистом немецкого движения, участник делегаций в Кремль, внуком одного из организаторов делегаций Д. И. Гольмана, в настоящее время гражданином Германии (г. Ной-Вульмсторф).

																В работе широко использовались документальные источники, значительная часть их опубликована. Например, двухтомник «История российских немцев в документах» (составители В. А. Ауман, В. Г. Чеботарева). Для диссертации наибольший интерес представляет второй том сборника документов, который содержит материалы, посвященные общественно-политическому движению немцев за восстановление национальной государственности. Документы, представленные в данном сборнике, отражают в хронологическом порядке все важнейшие этапы истории немцев в Российской империи, СССР и Российской Федерации до 1992 г. включительно. Для изучения положения немцев в период трудармии и спецпоселения использовался сборник законодательных актов и документов Президиума ЦК КПСС по вопросам репрессий и реабилитации. В 2012 г. в двухтомном издании «Немцы: 250 лет в России». Второй том содержит новые, ранее неопубликованные материалы по истории немцев в XX в. Особенно интересен раздел «1991–2011 гг. Новая Россия. Немецкая проблема в российско-германском диалоге», который включает большой объем материалов по современному положению немецкого населения в России. В работе также использовались речи, доклады и статьи лидеров советского государства (Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева), в которых содержались высказывания или выражалась позиция по проблемам советских и российских немцев.

																Важным источником по этнической истории немцев в советский период являются источники личного происхождения (воспоминания, мемуары, литературные источники). Значительный массив воспоминаний о трударармейском режиме и спецпоселении опубликованы под редакцией В. М. Кириллова в Книгах памяти. Кроме того, в работе использовались литературные источники, авторами которых являются немцы — участники и очевидцы описываемых событий (трудармия, спецпоселение).

																Для определения численности немцев в Свердловской области в разные периоды использовались источники по этнодемографии — статистические сборники, ежегодники, материалы переписей. Многие м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44