- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Религиозная тематика в печатных сми
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000565 |
Тема: | Религиозная тематика в печатных сми |
Содержание
Оглавление Введение……………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА В ПЕЧАТНЫХ СМИ………………...6 1.1Типология печатных СМИ специализирующихся на теме религия…..10 1.2 Общественно – политические СМИ упоминающие религиозную тематику……………………………………………………………………………..23 ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ НА ТЕМУ РЕЛИГИИ В ПЕЧАТНЫХ СМИ…………………………………………………..33 2.1 Анализ публикаций на тему религии центральных СМИ…………….34 2.2 Анализ публикаций на тему религии в Приморских СМИ…………...47 Заключение………………………………………………………………………….57 Список литературы…………………………………………………………………60 Введение Актуальность. В последнее время в религиозной сфере России происходят кардинальные изменения, нужно адаптироваться к новым реалиям всем заинтересованным сторонам. Речь идет о религиозных объединениях, органах государственной власти и средствах массовой информации. Государственные органы, например Агентство по делам религий и его подразделения на местах, в соответствии с законодательством РФ регулируют деятельность религиозных объединений. На них возлагается ответственность за информационную поддержку государственной политики между религиями. Поэтому перед сотрудниками Агентства по делам религий ставятся вопросы: Как поддержать атмосферы толерантности и межрелигиозного согласия? Как предупредить разрушения деятельности отдельных религиозных объединений и миссионеров? Сейчас религиозная тематика постепенно выходит на первый план во многих светских средствах массовой коммуникации. Однако можно говорить что, несмотря на распространенное мнение об усилении религиозности населения, в России ощущается дефицит объективной информации религиозной теме в стране и о существующей ситуации в межрелигиозных и государственно – церковных отношениях. Несмотря на то, что сегодня о своей, той или иной, религиозности заявляет большинство населения, несмотря на большое количество интернет – сайтов, периодических изданий и телевизионных программ, Россия испытывает определенные проблемы в сфере освещения религиозной жизни в СМИ. Пока наше общество в целом не сформировало однозначной позиции к религиозным вопросам. С ростом роли религии в общественной жизни эта тема будет занимать все более весомое место на информационном пространстве. Поэтому проблемы просвещения в вопросах религии, как представляется, будут актуальными и в ближайшем будущем. Научная новизна работы. Впервые проведено комплексное и структурированное исследование религиозного сегмента в печатных СМИ, охарактеризованы типологические особенности данной темы, осуществлен анализ функциональных и жанрово – тематических особенностей прессы религиозного содержания, а так же общественно – политических, упоминающих религиозные аспекты. Выявлены основные тенденции, перспективы, ошибки в базе СМИ, ориентированных на вопросы религии. Объектами исследования являются зарегистрированные, как СМИ печатные интернет – издания, расположенные в доменной зоне « ru », а так же газеты и журналы религиозного содержания или упоминающие религиозные темы. Предмет исследования – публикации на тему религии, характеристика изданий, их структура и функции. Цель исследования – проанализировать информационно – коммуникационную деятельность печатных СМИ по теме религии. В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования: - определить влияние религиозных публикаций на современное общество - определить роль и значение религиозных публикаций для российского государства - разработать методику классификационного анализа религиозных материалов - описать структуру и функции СМИ, их жанрово – тематическую структуру, сделать типологический анализ - изучить основные тенденции публикаций на религиозную тему - выявить компетентность корреспондентов, а также узнать функции отношений государство – религия – СМИ Хронологические рамки исследования периодики: 1 января 2013 года – 31 декабря 2013 года. Методы исследования: Для достижения поставленных задач использованы методы: анализа, обобщения, индукции, синтеза. С помощью этих методов были обработаны данные, полученные в ходе мониторинга религиозных и общественно – политических СМИ, был сделан контент – анализ содержания этих СМИ. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, из которых, первая глава теоретическая, вторая аналитическая и заключения. Теоретическая значимость работы заключается в изучении литературы и особенностей типологии интернет и печатных изданий. Аналитическая значимость работы состоит в том, что бы углубленно изучить материалы, публикующиеся в печатных СМИ. ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМАТИКА В ПЕЧАТНЫХ СМИ Российская Федерация – светское государство, связанное с обществом определенными узами условностей. Однако ни правительство страны, ни мнение большинства общества не может устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной. Каждое религиозное движение официально не является государственным и все конфессии равны перед законом. Согласно положениям ст. 19 Высшего Закона РФ государство дает равенство прав и свобод человека и гражданина данного государства, независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Следовательно, любые односторонние попытки введения конфессиональной цензуры в отношении прессы, создания государственных информационных приоритетов и другие подобного рода действия со стороны религиозных деятелей или государственных чиновников любого ранга необходимо, строго говоря, квалифицируются как антиконституционные. Кроме того, не следует забывать, что каждая церковь, религиозная организация сама является хранительницей объемной конфиденциальной информации, которая является предметом законного интереса СМИ и не всегда обоснованно относится к категории «религиозная тайна». Немало жалоб поступает обычно от журналистов на немотивированный отказ в предоставлении интересующих общество сведений, неумение или нежелание конкретных церковных служащих доброжелательно разрешать конфликтные ситуации. Однако до настоящего момента нет специальных законодательных актов, профессиональных кодексов, регламентирующих средства массовой информации, специализирующиеся в религиозной тематике. Взаимодействие Церквей и СМИ определяется Федеральным законом «О средствах массовой информации»1 (от 27.12.1991 № 2124-1.) и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»2 (от 26.09. 1997 г. № 125.) С одной стороны, никто не обязан принудительно сообщать кому-либо свое отношение к религии. С другой стороны, каждый имеет право свободно культивировать в состоянии полного уединения и без постороннего вмешательства. Эти утверждения должны быть известны и очевидны для журналистов. Еще одним важным моментом является предотвращение злоупотреблений свободой слова в случае конфликта со свободой совести. Часто наши журналисты не реагируют должным образом на необходимость особой охраны личных прав и нематериальных благ верующих людей. А приоритет в случае подобного конфликта принадлежит в основном именно свободе совести. Существует религиозная тайна и российское законодательство признает ее и охраняет. Если кто-то из журналистов необоснованно вторгается в эту сферу и нарушает конфиденциальную информацию, то наступает ответственность по ст. 136 Уголовного кодекса РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни»3: * незаконное получение или распространение сведений о частной жизни лица, которые составляют его семейную или личную тайну, без его согласия * распространение сведений о лице путем публикации в средствах массовой информации или произведении Право на неприкосновенность частной жизни распространяется на: * право на защиту персональных данных * право на тайну связи * тайну исповеди * право на защиту чести и доброго имени * право контролировать информацию о себе К сожалению, такие нарушения специально охраняемой тайны происходят в СМИ достаточно часто, и нередко целые газеты в это углубляются. Положения ст. 136 УК РФ гласят, что виновные будут привлекаться к уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни, если будет доказано, что они это делают из корыстной или иной личной заинтересованности. Это значит, что заинтересованными лицами и правоохранительными органами всегда должна быть доказана корыстная или иная личная заинтересованность журналиста. Таким примером может быть, когда журналист хочет сделать себе пиар, тем самым создав себе популярность и громкое имя, и поэтому без должных оснований поднимает вопрос о деликатных тонкостях взаимоотношений паствы с духовным наставником. Есть такая категория религиозных тайн, которая важна и интересна только для верующих, какого-то конкретного вероучения и строго охраняется соответствующими религиозными объединениями. То же самое касается тайны исповеди. Журналистов часто интересует, как быть, если на исповеди стало известно о преступлении. Раньше существовали специальные секретные ведомственные постановления, по которым священники обязаны были сообщать всю подобную информацию правоохранительным органам. Теперь, священников никто не обязывает официально заниматься доносительством, но это не значит, что они не могут по гражданскому долгу или велению своей совести оглашать сведения о нарушении закона. С точки зрения прав это есть нерегулируемая законом сфера деятельности, не что иное, как религиозная свобода. Государство не может вмешиваться в это и диктовать, что именно должны или не должны делать прихожане и священники в рамках действия культа и прочих религиозных церемоний. Сравнительно новым для российской журналистики явлением стало пристальное внимание правоохранительных органов к их деятельности в сфере духовного просвещения и публикаций атеистической направленности. Отныне и в том, и в другом случаях главные редакторы и журналисты могут получить весьма серьезные обвинения в нарушении требований ст. 282 УК РФ либо административное предупреждение в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»4. А получение такого административного предупреждения грозит даже прекращением деятельности СМИ в судебном порядке. Если раньше религиозные деятели, в основном, взывали только к общим конституционным нормам, то теперь появился очень эффективный правовой механизм, который существенно осложняет жизнь безответственным и малограмотным публицистам на страницах СМИ изъясняться на религиозные темы. Однако правовая безопасность так же необходима и журналистам, пытающимся освещать религиозную тематику. Не менее важной проблемой остается подготовка независимых квалифицированных специалистов, которые могут давать правоохранительным органам убедительные мотивированные заключения в спорных ситуациях. Ни одно дело данной категории не должно обходиться без консультации с последующей объективной религиоведческой экспертизой. Важно, чтобы журналисты могли внятно сформулировать свои вопросы к специалистам, а в некоторых ситуациях и претензии по поводу некачественно произведенной экспертизы.5 Для сравнения типологий изданий я анализировала общественно политические печатные СМИ: интернет – издания газет, рассчитанных на различную аудиторию – «Независимая газета», «Коммерсант», «Известия», «Ведомости», «Комсомольская правда», «Новая газета», «Аргументы и факты», «Российская газета»; интернет СМИ и информационные агентства – «РИА Новости», «Интерфакс», «Газета.ру». И специализированные на религии печатные СМИ: общероссийская газета религиозных новостей «Религия России», православный журнал «Фома», «Московский Церковный вестник» – газета Московского Патриархата, православная народная газета «Русь Державная», «Православная Москва», журнал «Русский Дом», православное обозрение «Радонеж», «Правило веры» – петербургская народная православная газета во славу Святителя Николая, «Ислам Минбаре» («Трибуна ислама») – общероссийская газета Духовного управления мусульман Европейской части России, «Иман» – газета религиозного общества мусульман Вологды и многие другие. 1.1 Типология печатных СМИ специализирующихся на теме религия Для характеристики и мониторинга СМИ были выбраны, охарактеризованы и разделены на конфессии печатные издания специализирующиеся только на религиозном сегменте. Православные СМИ «Журнал Московской Патриархии»6 («ЖМП») Издательства Московской Патриархии, выходящий общим тиражом 6 тыс. экз., хроника церковной жизни, рассказывает о епархиальной жизни, работе церковных учреждений. С 1998 г. в качестве приложения к «ЖМП» начал выходить православный информационно – просветительский журнал «Прозрение», посвященный деятельности новых религиозных движений и их последователей. Теперь в нашей стране, да и во всем мире выходит столь полный и глубокий православный журнал по сектантской проблематике. Так же выпускается и другое приложение к «ЖМП» церковно – археологический журнал «Светильник». При содействии храма Всех святых Патриаршего подворья два раза в месяц издается Московская газета «Церковный вестник»7, тиражом 10 тыс. экз., в публикациях которой оперативно отражаются актуальные проблемы церковной жизни. Хорошо известна газета «Православная Москва»8, которая выходит три раза в месяц, месячный тираж – 300 тыс. экз. Пользуются популярностью ежемесячные приложения «Православный паломник», «Лествица» и антисектантское «Миссионерское обозрение». Одной из газет православной направленности можно считать и еженедельную газету «Воскресная школа». На ее страницах публикуются материалы под рубриками: «Духовная жизнь», «Церковный праздник», «Святыни Отечества», «Православная педагогика» и другие. Весомый вклад в дело духовного просвещения вносит православное общество «Радонеж». Большой популярностью среди православных людей пользуются ежедневные радиопрограммы и еженедельная газета с одноименным названием «Радонеж»9. В январе 1999 г. вышел первый номер новой газеты «Православный патриот» при поддержке воссозданного на исходе 1998 г. Союза Архангела Михаила, выпускается до сих пор. Большинство церковно – общественных периодических изданий – «Русь Державная», «Московский Церковный вестник», «Русский вестник», «Радонеж», «Воскресная школа», «Православное книжное обозрение», «Православная семейная газета», «Лампада» и другие – выходят в свет в издательстве «Пресса». Православная литература находит своих читателей среди пенсионеров, военных, заключенных, школьников, студентов. Молодежь проявляет неподдельный интерес к своим духовным истокам, ищет смыслы, спасение и утешение в вере. Существует студенческая православная газета Московского государственного университета «Татьянин День»10, будучи светской газетой, она первая стала работать с этой аудиторией. Вместе с центральными православными газетами и журналами в столице заметны и провинциальные издания: «Православная газета» (Екатеринбург), «Исцелись Верой» (Краснодар), «Русь Святая» (Липецк), «Благодатные лучи» (Псков), «Благовест» (Рязань), «Православная Тверь» (Тверь) и многие другие.11 Мусульманская пресса В настоящее время на территории России действуют более сорока самостоятельных Духовных управлений. У каждого из них есть официальный печатный орган, свои передачи на местном телевидении, радио. Например, газета «Мусульманский вестник» является органом Духовного Управления Мусульман (ДУМ) Поволжья. Ежемесячная религиозно – просветительская газета «Рисалят» («Послание») – орган ДУМ Башкортостана.12 В целом, муфтиятами, различными мусульманскими общинами и объединениями издается около 40 наименований газет и журналов. В них отражается религиозно – общественная жизнь мусульманского общества России. В 90-е годы после создания на базе Московской Соборной мечети Исламского центра, а затем Духовного управления мусульман Европейской части России – (ДУМЕР) Москва превратилась в крупный духовный центр ислама. С 1994 г. в столице издается ежемесячная газета «Ислам минбаре» («Трибуна ислама») – орган ДУМЕР, тираж которого составляет 6500 экз. Она выражает официальную позицию Совета муфтиев России и Президиума ДУМЕР по актуальным вопросам жизнедеятельности мусульманского общества, дает полную информацию о жизни российских мусульман и о проблемах богословского характера. С конца 1998 г. при духовном попечительстве Совета муфтиев России и Московского муфтията выходит ежеквартальный духовно – просветительский журнал «Мусульмане», который за короткий срок приобрел характер общероссийского печатного издания, базирующийся на информации об исламе. Значительный объем информации об исламе проходит через международную компьютерную сеть Интернет. Начиная с 1997 г. Духовное Управление мусульман России имеет в Интернете свою страницу13, в которой можно найти познавательные материалы богословского и информативного характера. Два раза в месяц выходит духовно – просветительская газета «Исламский мир» тиражом 1000 экз. В Москве, начиная с апреля 1998 г., благотворительным фондом «Зам-Зам» издается одноименная газета и ежемесячный бюллетень Исламского конгресса России «Альф-фикр» («Мысль»). На территории РФ исламские печатные издания распространены в местах компактного проживания мусульман: газета «Иман» (Вологда); «Солнце ислама» (Пенза); «Кибла» (Новочеркасск); «Азан» (Самара).14 Арабская часть российских мусульман и духовенства страны имеет возможность регулярно узнавать новости их современных специализированных изданий – журналы «Аль-Азхар» (издается с 1931 г. в Каире), «Аль-мустакбаль аль-ислами» (издается с 1992 г. в Эр-Рияде), «Манар аль-худа» (издается с 1992 г. в Бейруте). Значительный объем информации об исламе и исламском мире распространяют Представительство Саудовской информационной фирмы «Дар-аль-Кимам», Представительство Государственного телерадиовещания Ирана, а также пресс – отдел Посольства Исламской Республики Иран, издающий бюллетень «Третий взгляд», корпункты крупных арабских газет «Аш-шарк аль-авсат», «Аль-хайат». Буддийская пресса Буддизм (Тибетский буддизм) имеет последователей в нашей стране среди части бурят, тувинцев, калмыков. Ламаистское духовенство объединяет Центральное Духовное Управление Буддистов России. Оно находится в Улан-Удэ, там же располагаются центры по изданию и распространению религиозной литературы, журнал «Откровение» (на русском и бурятском языках), рассказывающий о Тибетском буддизме (ламаизме). В Санкт-Петербурге с июля 1992 г. под издательством «Нартанг» выходит журнал альманах, который выходит два раза в год «Буддизм России»15, объем около 100 стр. В разделах «Мир российского буддизма», «Хроника текущих событий» предоставлено слово буддийским обществам. В разделе «Контакт» публикуются высказывания, письма, стихи и другие произведения читателей и представителей буддизма. Основная задача журнала – спасение буддийской культуры Тибета. В основном, буддийские СМИ на территории России носят характер переводной литературы или поступают из Индии и Китая: «Tibetian Bulletin» (Индия) – официальный орган тибетской духовной администрации, находящейся в изгнании, и «Human rights» (Индия) – ежемесячный вестник Тибетского Центра по правам человека и демократии. С июня 1993 г. в Москве работает Центр тибетской культуры и информации, выпускающий газету «Новости Тибета», тиражом 1000 экз. Газета рассказывает о религиозном положении в Тибете и за его пределами, публикует выступления Далай-ламы –тибетского духовного лидера, и новости культурной жизни, медицины.16 Религиозные организации отличаются друг от друга не только вероисповедованием, обрядами и степенью распространенности на территории России, но также административным устройством, принципами взаимоотношений с государством и обществом, с исторически обусловленными факторами. Все это отражается и на особенностях информационной деятельности. В области информационного поля деятельности, ведения согласованность информационной политики перед руководством религиозных общин в России стоят разные по сложности задачи. Информационное обеспечение нескольких десятков тысяч верующих, относящих себя к различным традиционным религиям (численность общин религий) несравнимо с информационным обеспечением нескольких десятков миллионов Русской православной церкви. Наибольшую активность в информационном деле проявляет Русская православная церковь. Помимо этого, она регулярно проводит мероприятия, направленные на сплочение православного журналистского сообщества и повышение качественного уровня религиозной публицистики. Московская Патриархия издает два церковных печатных СМИ, получивших распространение по всей стране – «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник». Исламские СМИ сосредоточены в основном в регионах с большим процентом мусульманского населения. В Нижегородской, Оренбургской, Свердловской и других областях, Татарстане, Башкортостане, Чеченской Республике, Ингушетии выходят издания, информирующие о жизни муфтият. Главной особенностью информационной деятельности еврейских общин в России является их универсальность. Все немногочисленные издания посвящены не столько иудаизму как мировой религии, сколько проживанию еврейского народа на территории России, новостям непосредственно из Израиля, политическим и общественным вопросам. Провести грань между «иудаистской» и «еврейской» прессой невозможно. Многочисленные протестантские общества издают газеты и журналы, как правило, распространяющиеся среди членов конкретной религии и информирующие о ее бытии. Как правило, эти издания выходят незначительным тиражом. Не следует забывать о существующем в российском законодательстве понятии «традиционных религий» (Закон о свободе совести), которыми для Российской Федерации являются христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Представители религиозных общин, относящихся к этим конфессиям, входят и в состав Межрелигиозного совета России – организации, ведущей диалог с обществом и государством от лица большинства религиозных сект. Религиозные организации используют различные каналы массовой коммуникации не только с миссионерскими целями, но и для своих внутренних потребностей, таких как поддержание целостности религиозной общины и его развития, обеспечение необходимой интенсивности и последовательности информационного потока. Сегодня, Интернет – один из основных информационных каналов, где появляются и циркулируют новости о религиозной жизни в России. Кроме того, религиозный сегмент интернета стал основным экспертным ресурсом для журналистов, пишущих о религии, источником справочной информации для публикаций на темы, связанные с религией. Важнейшая роль, которую играют интернет издания в религиозной жизни России, состоит в том, что они является единственной на сегодняшний день площадкой межрелигиозного диалога не только на официальном уровне, но и на уровне рядовых членов религиозных организаций. В реальной жизни представители разных конфессий достаточно редко встречаются для обсуждений некоторого круга вопросов. В интернете же, с помощью комментариев и обсуждений они вступают в диалог в рамках одного информационного пространства. Запрос читателей на интернет порталы СМИ о религии стабилен. В основном, наибольшим спросом пользуется информация новостного, календарного и культурологического характера, о чем свидетельствует высокая читаемость текстов о религиозной жизни на сайтах информационных агентств. Посещаемость православных сайтов СМИ выше, чем сайтов остальных религий, в целом христианская тематика привлекает больше пользователей, чем темы, связанные с другими религиями, как уже говорилось выше, это связанно с большей обитаемостью христиан на территории России. Можно классифицировать печатные СМИ по трем критериям, тем самым увидеть и охарактеризовать их типологию: Первый критерий классификации – религиозная принадлежность. То к какой религии относится издание, определяет его тематику и структурные характеристики, служит важным критерием выбора для читателей. Религиозные издания можно разделить на принадлежность подгруппам: 1) издания традиционных религиозных конфессий 2) издания, посвященные духовным поискам вне институтов религий Группа традиционных религиозных организаций делится на следующие подгруппы: христианские, исламские, буддийские, иудейские. Группу изданий, посвященных духовным поискам вне института религий можно отнести к сектам, материалам по оккультизму и материалам, посвященным эзотерическим практикам и новым религиозным движениям (НРД). Самым важным показателем уровня вовлеченности религиозной общины и ее членов в коммуникацию служит количество представительств ее структур. Наиболее высок этот показатель у Русской православной церкви: ? епархий, и всего ? мусульманских муфтиятов имеют свои сайты или газеты. Количество Что касается католических общин, количество епархий на территории РФ – 4,а католических общин более ста, однако большинство из них – персональные странички мирян – католиков, и только один официальный сайт.17 Второй критерий классификации, который можно выделить по характеру учредителей СМИ – на официальные издания, внутрикорпоративные и частные. Официальные издания религиозных конфессий, издания независимых церковно – общественных организаций, издания частных лиц о религии. К первой группе относятся издания, принадлежащие официальным административным системам. Это может быть патриархат, епархия, синодальный отдел, благочиние, приход, духовное управление или мечеть. К группе официальных сайтов можно отнести и издания учебных заведений – духовных семинарий и училищ, медресе, православных и исламских университетов, католических колледжей, йешив. Ко второй группе относятся издания религиозной тематики, созданные религиозно – общественными организациями. Это может быть братство или община, производственное объединение и т.д. Такие издания бывают как презентационными (например, сайт паломнической службы), так и коммерческими (интернет – магазин издательства религиозной литературы), СМИ (например, сайт общества «Радонеж» или православно – политический портал «Правая.ру»). Третий принцип, по которому можно классифицировать религиозные СМИ – характер контента. Это один из основных параметров классификации, который зависит от задач, поставленных редакторами, целевой аудитории и функциональных особенностей. По этому признаку религиозные издания могут быть разделены на представительские, информационно – аналитические, библиотеки и справочные материалы.18 Основные характеристики, с помощью которых проводился мониторинг: «учредитель и принадлежность», «характер контента», «частота обновлений», «посещаемость в сутки/месяц», «тираж», «наличие новостной ленты», «рубрики» и «авторство оперативной информации». Наибольшей популярность обладают СМИ, публикующие эксклюзивные новости, предоставленные профессиональными сотрудниками, с разрешения религиозных органов, наполняемость которых, не зависит от основного содержания и других показателей. Основная знаковая система, используемая религиозными СМИ для передачи информации – текст. К светским СМИ о религии можно отнести критерии принадлежности. Их можно разделить на четыре группы – самостоятельные информационные издания, созданные специально для освещения религиозной ситуации в стране; издания организаций, чьей профильной деятельностью являются различные направления религиоведческих исследований; издания – приложения о религии к различным СМИ; личные издания отдельных религиоведов. Официальные СМИ религиозных организаций рассчитаны на широкую аудиторию. В них объединены функции представительских и информационно –аналитических ресурсов. Основной жанр, используемый редакциями этих изданий – информационное сообщение или новостная заметка. Примерно треть информации подготовлена собственными корреспондентами, остальная отобрана из материалов информационных агентств или скопирована из других изданий. Информационное поле, которое охватывают средства массовой информации, занимающиеся производством и распространением новостей Православия в России, состоит из нескольких сегментов: 1) служение Патриарха 2) деятельность Синода и синодальных учреждений 3) жизнь Церкви в регионах 4) отношения Церкви и государства 5) взаимодействие Церкви и общества (социальная сфера) 6) жизнь Поместных Церквей (зарубежное Православие) 7)отношения Православия и других религий 8) праздники годового круга и памятные даты церковной истории Похожа, хотя и несколько упрощена, и тематическая основа информационного поля, которая охватывает новости официальных сайтов других религий: деятельность глав организаций и общин, социальная сфера, зарубежные новости, отношения с государством и другими религиями. Информационные и информационно – аналитические СМИ религиозных организаций в интернете публикуют новостные ленты официальных ресурсов, расширяя их собственной информацией. На этих порталах наблюдается большее жанровое разнообразие. Они ориентированы на широкую аудиторию и созданы с культурно – просветительской, миссионерской целью. Помимо традиционных, как для печатных СМИ, так и для интернет – изданий характерны жанры – интервью, репортаж, обзорная статьи, рецензии, здесь встречаются специфические жанры, характерные для религиозной прессы, такие как проповедь, житие. Кроме того, распространены жанры, характерные для интернет – СМИ – мониторинг публикаций в Интернете, обзоры интернет – сайтов Анализ наполнения религиозных изданий выявил, что в целом приоритетными тематическими направлениями являются различные аспекты культуры (повествования об исторических личностях или личностях участвующих в жизни конфессий, рецензии на книги и фильмы, просветительские и аналитические материалы об искусстве, культурных феноменах и тенденциях), семейная жизнь и проблемы нравственности, благотворительность и социальная деятельность. Материалы в интернет – СМИ, иллюстрирующие одно событие или тематическое направление, связываются между собой. Тексты могут принадлежать к разным рубрикам: «новости», «комментарии», «документы», и при этом быть связанными в один сюжет. Таким образом, читателю не нужно переходить из рубрики в рубрику, чтобы найти все материалы, относящиеся к нужной теме. Кроме того, один повод может объединять материалы, созданные по разным технологиям: текстовые, видеоматериалы и аудиоматериалы, фотографии. Рекламная составляющая в религиозной тематике Сегодня в Русской Православной Церкви насчитывается 128 епархий, а число самостоятельных Духовных управлений мусульман превысило 40. Практически каждая епархия, каждый муфтият имеет свою газету и журнал. Религиозные организации успешно осваивают радио, телевидение, интернет. Но дальнейшее развитие прессы встречает множество проблем. Отчасти разрешить их помогает реклама. Реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная кругу лиц, на привлечение их внимания, которая преподносит товар или услугу, как нужный для потребностей потребителей. Реклама в религиозной прессе носит характер информационных объявлений и совсем не претендует на оригинальность. Ее задача - помочь религиозным организациям через печать обратить внимание на свои нужды и потребности, а читателям найти новую, интересную для них информацию. В условиях рыночных отношений практически все религиозные печатные издания сталкиваются с проблемой финансирования. Для многих на сегодняшний день одним из основных источников дохода становится реклама. В первую очередь это коснулось светских студенческих православных изданий, наиболее известны из которых «Татьянин День» (МГУ) и просветительский журнал «Фома»19 (МГИМО). В православных газетах и журналах («Московский Церковный вестник», «Радонеж», «Православная Москва», «Русь Державная») публикуются объявления епархий и частных лиц из разных концов России об услугах в строительстве, проектировании интерьеров и росписи храмов. Практически во всех изданиях можно найти информацию о новинках богослужебной и нравственной литературы в церковных магазинах и лавках, объявления о ежегодном проведении Международных Рождественских Образовательных чтений, о православных выставках, ярмарках. В российской мусульманской прессе («Ислам Минбаре», «Иман», «Ислам нуры», «Солнце ислама», «Кибла» и др.) также можно найти рекламные объявления мусульманских организаций из разных субъектов Российской Федерации. Таким образом, помимо функций информационной и источника дополнительного финансирования, реклама выполняет коммуникативную функцию – расширяет обмен информацией (в Русской Православной Церкви – между епархиями и Синодальными учреждениями, в исламе – между муфтиятами), без чего нельзя представить полноценную работу центральных религиозных структур. Ежемесячно многие городские и региональные православные издания знакомят своих читателей с расписанием служб в храмах, а мусульманские напоминают верующим время молитв. Большой интерес у читателей вызывают рекламные объявления о выходе в свет ежегодных календарей православных праздников и календарей мусульманских праздников и памятных дней. Журналисту, пишущему рекламные объявления в религиозной прессе необходимо умело использовать лексику, учитывая конфессии, для которой они предназначены. Правильно составленная реклама влияет на сознательную и бессознательную сферы психики человека, оказывает сильное эмоциональное воздействие. Интересен опыт журнала «Русский Дом». В рубрике «Нам пишут» помещены небольшие информационные заметки, взятые из писем, поступающих в адрес редакции. Их авторы – настоятели, священники, служащие храмов, монахи, военнослужащие, заключенные и просто прихожане, верующие люди. Они просят всех православных о материальной или духовной поддержке, благодарят за уже оказанную помощь, предлагают свою. Добрые, сердечные слова доходят до каждого читателя. Незаметно для себя авторы писем и их читатели вступают в диалог. Между ними возникает духовная связь. Возможно, в будущем такого рода качественно новые, интерактивные сообщения найдут своё место на страницах других религиозных изданий.20 Нынешнее российское общество разно по своему составу. Оно разделено не столько по национальностям....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: