- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рекомендации по внедрению управления проектами развития системы образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013505 |
Тема: | Рекомендации по внедрению управления проектами развития системы образования |
Содержание
Содержание Введение …………………………………………………………………………3 Глава 1. Основы управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района ……………………...……………………………………7 1.1 Законодательные основы управления МО Гусь-Хрустального района……………………………………………………………………………..7 1.2 Система образования МО Гусь-Хрустального района…………………....10 1.3 Управление проектами как социально-экономическое явление……….....19 Глава 2. анализ проблем управления проектами по развитию образования в МО Гусь-Хрустального района…………………………………………………29 2.1 Анализ практики управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района…………………………………………………..….29 2.2 Определение проблем управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района……………………………………………………...42 2.3 Выявление возможностей совершенствования управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района……………….…….44 Глава 3. Формирование рекомендаций по совершенствованию управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района……………………………………………………………………………45 3.1 Определение основных направлений совершенствования управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района………..45 3.2 Построение программы по управлению проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района………………………………………………55 3.3 Оценка социально-экономической эффективности по управлению проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района………...57 Заключение ………………………………………………………………………61 Библиографический список……..……………………………………………...63 Приложение ……………………………………………………………………...67 ВВЕДЕНИЕ В современном мире применение традиционной системы управления стало недостаточно эффективно. Всё большее распространение приобретает применение такой области менеджмента как управление проектами, которое, по мнению специалистов, даёт ощутимые результаты. Профессионалы в этой области высоко ценятся, а методы управления проектами являются стандартом управления в организациях. Ускорение научно-технического прогресса, изменения в политической, экономической и социальной сферах диктуют внедрение проектного управления в разных организациях. Управление проектами имеет ряд преимуществ по сравнению с программно-целевым подходом. Например: улучшение межведомственного взаимодействия, распределение ответственности и полномочий. И как результат – повышение эффективности использования ресурсов, мотивация руководителей и сотрудников, достижение запланированных целей. В 2015 году на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ В.В. Путин предложил идею создания в каждом регионе страны специальных проектных офисов: «Считаю целесообразным создать в каждом регионе страны специальные штабы, проектные офисы, которые станут своего рода администрациями развития, обеспечат внедрение лучших механизмов создания благоприятного инвестиционного климата"1. Постепенный переход на проектное управление в организациях является безальтернативным и неизбежным. С 01.01.2018 на проектное управление переводятся пять государственных программ: 1. «Развитие образования на 2013–2020 годы» 2. «Развитие здравоохранения» 3. «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» 4. «Развитие транспортной системы» 5. «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» Как видно, система образования не стала исключением в области использования управления проектами. За последнее время система российского образования существенно изменилась на фоне экономических и политических реформ, которые привели к пересмотру подходов и методов управления этой системы. В образовательной системе есть ряд проблем: рассогласования между образовательными учреждениями и методической службой, системами управления и педагогической наукой, придание образовательным учреждениям большей самостоятельности, появление негосударственных форм обучения. Кроме того, существует противоречие между требованием государства осуществить модернизацию в системе образования посредством проектов и недостаточной разработкой проектного. Всё это поставило перед системой управления образованием новые задачи. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное образование в Российской Федерации находится на этапе модернизации и это в свою очередь предъявляет повышенные требования к его качеству. Значит, необходима разработка теоретически обоснованных механизмов управления, повышающих его эффективность в вопросах обеспечения развития образования. В настоящее время российским исследователям в области управления образованием удалось обеспечить переход от общей теории управления социальными организациями, представленной в работах таких авторов, как Р. Акофф, М. Альберт, О.С. Виханский, Г. Кунц, М. Мескон, Б. Мильнер, С. О'Доннел Ф. Хедоури и других, к ее конкретизации в виде теории управления образованием, которая в настоящее время представляет собой молодую, динамично развивающуюся отрасль науки. Анализ научной литературы по управлению образованием, образовательному проектированию и управлению проектами показывает, что проблемам совершенствования управления образовательными учреждениями, а также муниципальными и региональными образовательными системами посвящены работы Ю.В.Васильева, Т.М.Давыденко, В.И.Зверевой, А.Е.Капто, В.А.Караковского, Ю.А.Конаржевского, В.С.Лазарева, А.М.Моисеева, Н.В.Немовой, М.О.Новодворской, Т.В.Орловой, В.С.Пикельной, М.Л.Портнова, М.М.Поташник, Н.А.Рогачевой, В.П.Симонова, П.И.Третьякова, К.М.Ушакова, О.Г.Хомерики, П.В.Худоминского, И.К.Шалаева, Т.И.Шамова и др.). Проблемы педагогического, образовательного, управленческого проектирования, разработки целевых программ развития образования рассматриваются в работах Н.А.Алексеева, Н.Г.Алексеева, В.С.Безруковой, Ю.В.Громыко, В.А.Жукова, В,И.Загвязинского, Е.С.Заир-Бек, В.С.Лазарева, A.М.Моисеева, М.М.Поташника, В.Е.Радионова, В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель и других. Эти работы содержат идеи для построения систем управления образовательными проектами в регионах и процесса их проектирования. В работах В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Позднякова, В.Д.Шапиро, B.В.Шеремета и других авторов изложены основы отечественной теории управления проектами в производственной сфере. В дипломной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, социологической, экономической, учебно-методической литературы; изучение и обобщение опыта управления организационными проектами, интервьюирование, беседа, анкетирование. Объект – управление проектами в управлении образования МО Гусь-Хрустального района; Предмет – система образования МО Гусь-Хрустального района; Цель – разработать рекомендации по внедрению управления проектами развития системы образования в МО Гусь-Хрустального района. Задачи: 1. Изучить законодательные основы управления образования МО Гусь-Хрустального района; 2. Проанализировать состояние и перспективы развития системы образования МО Гусь-Хрустального района; 3. Раскрыть теоретические основы по проблеме управления проектами; 4. Выявить проблемы управления проектами в управлении образования МО Гусь-Хрустального района; 5. Определить основные направления рекомендаций по внедрению управления проектами в управлении образования МО Гусь-Хрустального района; 6. Оценить социально-экономическую эффективность рекомендаций. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МО ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА 1.1 Законодательные основы управления МО Гусь-Хрустального района Правовой основой местного самоуправления является совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Правовую основу муниципального управления составляют: 1. Конституция РФ и федеральные законы. 2. Конституции, уставы и законы субъектов РФ. 3. Уставы муниципальных образований. На основании статьи 12 Конституции РФ «местное самоуправление признается и гарантируется в РФ» [1, с. 9]. По Конституции «местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий»2. В статьях 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. По Конституции РФ «органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством» [1, с. 33]. Согласно статье 18 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления» [1, с. 12]. Таким образом, Конституция устанавливает связь между человеком и местным самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и деятельностью местного самоуправления — с другой. Статья 33 Конституции РФ вводит элемент открытости деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с указанной статьей «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления» [1, с. 20]. Итак, Конституция РФ как основной закон общества и государства устанавливает систему норм о местном самоуправлении. Конституция является базой для всех нормативных правовых актов муниципальных образований. Повышение уровня жизни населения является главной целью управления муниципальным образованием. В связи с этим, основная деятельность органов местного самоуправления – это решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных услуг, которые обеспечивает местная власть, перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с изменениями от 15 февраля 2016г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Этот закон определяет: - общие принципы организации местного самоуправления в РФ; - правовые основы местного самоуправления; - организационно-правовые формы его осуществления; - его финансово-экономические основы; - основные принципы и подходы к определению полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Конкретные организационно-правовые формы местного самоуправления населения определяет самостоятельно и закрепляет в уставе муниципального образования. Устав – основной нормативно-правовой акт муниципального образования, который является малой конституцией. Конституирующее значение Устава муниципального образования для местного самоуправления вытекает из статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [3, с. 8]. В соответствии с этой статьёй Устав4 муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Устав муниципального образования имеет юридический, правовой статус. Устав регулирует отношения, затрагивающие все сферы жизни местного сообщества. Устав является самодостаточным, то есть, по возможности он включает все нормы, которые необходимы в практике местного самоуправления. Устав муниципального образования должен быть стабильным, то есть не меняться в течение сравнительно долгого времени [3, с. 9]. В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [3, с. 10] в Уставе муниципального образования указывается: - состав территории и границы муниципального образования; - структура органов местного самоуправления; - финансово-экономическая основа местного самоуправления; - гарантии местного самоуправления; - ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления и др. положения. Действуя на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Владимирской области и законами Владимирской области, исходя из исторических и культурных традиций, Совет народных депутатов муниципального образования Гусь-Хрустальный район, принял Устав муниципального образования Гусь-Хрустальный район. 1.2 Система образования МО Гусь-Хрустального района Полномочия и функции управления образования определяются Положением об управлении образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области, утвержденным решением Совета народных депутатов района5. Полномочия муниципальных образовательных учреждений района закреплены в их уставах в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»6. Управление образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области является органом администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования, исполняет переданные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан на территории Гусь-Хрустального района. Управление образования функционально подчиняется заместителю главы администрации района, курирующему вопросы социальной политики. В своей деятельности Управление образования руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Законами Владимирской области, указами Губернатора Владимирской области, постановлениями и распоряжениями администрации Владимирской области, Уставом муниципального образования Гусь-Хрустальный район Владимирской области, решениями Совета народных депутатов района, постановлениями и распоряжениями администрации района, иными правовыми актами в сфере образования, а также Положением об Управлении образования. При управлении образования создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений района, осуществляющих образовательную деятельность и Совет руководителей образовательных учреждений. Задачи управления образования [9, с. 6]: 1. Обеспечение и защита конституционных прав граждан на образование. 2. Осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. 3. Разработка и реализация программ развития образования на муниципальном уровне. 4. Обеспечение соблюдения федерального законодательства и законодательства Владимирской области в сфере образования на территории района. 5. Осуществление контроля исполнения федеральных государственных образовательных стандартов, включая региональный компонент, в образовательных учреждениях района. 6. Осуществление комплекса мер по социальной поддержке и охране здоровья детей и обучающихся. 7. Реализация кадровой политики в области образования, координация вопросов подготовки и использования педагогических кадров, обеспечение социальной поддержки работников системы образования района. 8. Обеспечение соблюдения федерального законодательства и законодательства Владимирской области в сфере защиты прав детей. Исходя из этих задач определяются функции управления образования. Функции управления образования [9, с. 8]: 1. Реализация муниципальной политики в сфере образования и защиты прав несовершеннолетних детей на территории Гусь-Хрустального района. 2. Разработка и реализация муниципальных программ, направленных на повышение качества и доступности образовательных ресурсов и услуг. 3. Подготовка проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Гусь-Хрустальный район в сфере образования. 4. Контроль в соответствии с действующим законодательством за: - подготовкой муниципальных образовательных учреждений района к лицензированию и государственной аккредитации, а также проведению аттестации педагогических и руководящих работников; - соблюдением муниципальными образовательными учреждениями района законодательных и других нормативных правовых актов; - рациональным использованем движимого и недвижимого имущества, находящегося у муниципальных образовательных учреждений района в оперативном управлении; - выполнением требований правил охраны труда, техники безопасности и санитарии в муниципальных образовательных учреждениях района; - предоставлением муниципальными образовательными учреждениями дополнительных платных образовательных услуг; - осуществлением муниципальными образовательными учреждениями района иной приносящей доход деятельности; - рациональным расходованием бюджетных средств муниципальными образовательными учреждениями района; - деятельностью муниципальных образовательных учреждений района. 5. Утверждает уставы муниципальных образовательных учреждений района. 6. Утверждает бюджетные сметы и осуществляет финансирование подведомственных учреждений в установленном порядке. 7. Участвует в работе по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации являющихся муниципальной собственностью объектов социальной инфраструктуры для детей и реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений. 8. Участвует в заседаниях Общественного совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений района и Совета руководителей муниципальных образовательных учреждений района. 9. Организует бесплатную перевозку учащихся, в том числе воспитанников в муниципальные образовательные учреждения района. 10. Определяет порядок и размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях района. 11. Определяет порядок и размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня муниципальных образовательных учреждений района, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. 12. Осуществляет контроль за организацией питания обучающихся муниципальных образовательных учреждений района. 13. Выявляет и учитывает несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства). 14. Осуществление мероприятий, направленные на обеспечение права обучающихся, в том числе воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на получение образования на дому. 15. Координация деятельности муниципальных образовательных учреждений района по вопросам содержания образования, профессиональной ориентации обучающихся, в рамках своих полномочий по профилактике беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних, по осуществлению профилактически, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, проявления терроризма и экстремизма в сфере образования на территории Гусь-Хрустального района в соответствии с законодательством Российской Федерации. 16. Оказание содействия образовательным учреждениям в организации работы с одаренными и талантливыми детьми. 17. Осуществление мероприятий по финансовому обеспечению расходных обязательств в сфере образования. 18. Организация финансово-экономическую работу и обеспечение консультаций в сфере образования. 19. Осуществление финансового обеспечения расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального района в соответствии с бюджетной сметой муниципальных казенных образовательных учреждений района и планом финансово хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных образовательных учреждений района. 20. Координация деятельности муниципальных образовательных учреждений района по обеспечению целевого и своевременного использования бюджетных средств. 21. Формирование муниципального заказа при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд управления образования, а также оказание консультаций в организации и осуществлении закупок товаров, работ, услуг. 22. Осуществление информационного обеспечения муниципальных образовательных учреждений. 23. Оказание содействия в осуществлении закупок учебников. 24. Социальная защита работников муниципальных образовательных учреждений района, воспитанников и учащихся. 25. Поощрение работников образования. 26. Организация и проведение районных массовых мероприятий в системе образования в соответствии с календарным планом. 27. Прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции МО. 28. Организация мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и воинскому учету всех категорий работающих граждан управления образования, подлежащих воинскому учету и бронированию, пребывающих в запасе. Организация деятельности управления образования В структуру управления образования администрации Гусь-Хрустального района входят: начальник управления образования, заместитель начальника управления образования, главный специалист, отдел опеки и попечительства (заведующий отделом, главный специалист) [9, с. 9]. Данная организационная структура относится к линейному типу. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения любого уровня стоит руководитель-единоначальник, который осуществляет все функции управления и осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Начальник управления образования назначается на должность и освобождается от занимаемой должности главой администрации района. Начальник управления образования в установленном порядке осуществляет общее руководство деятельностью управления, принимает на должности муниципальной службы управления образования и освобождает (увольняет) от данных должностей, осуществляет перевод, поощрение, а также привлечение работников управления образования к дисциплинарной ответственности за нарушения; осуществляет расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований; утверждает штатное расписание, а также выполняет другие функции согласно своей должностной инструкции. В районе насчитывается 32 общеобразовательных учреждения (17 средних, 14 основных, 3 начальных школы), из них 30 расположены в сельской местности [9, с. 11]. Контингент обучающихся - 4125 чел., в том числе 872 чел. - в городских школах. Средняя наполняемость классов в городских школах - 22,0 человека, в сельских - 13,2. Общий охват горячим питанием учащихся 1-11 классов составляет 87,6%. В районе функционирует учреждение дополнительного образования детей – Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Центр дополнительного образования детей» Гусь-Хрустального района, в творческих объединениях которого занимаются 1847 воспитанников. 29 муниципальных дошкольных образовательных учреждения с общей численностью 1780 воспитанников, 5 дошкольных групп, созданных в структуре 5 общеобразовательных школ. Перечень учреждений, подведомственных управлению образования администрации района приведён в таблице 1 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Организационная структура Управления образованием представлена на рисунке 1. Структура управления образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области. В Гусь-Хрустальном районе все дети от 3 до 7 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. Во всех муниципальных образованиях района проблема устройства детей в детские сады в возрасте от 1 года до 7 лет решена полностью. Родительская плата за детский сад в 2017 году составила 92 рубля в день. Проведен ремонт в МБДОУ детский сад № 21 д. Нечаевская, МБДОУ детский сад № 22 д. Вашутино, МБДОУ детский сад № 42 пос. Анопино, МБДОУ детский сад № 14 пос. Добрятино, МБДОУ детский сад № 50 д. Уляхино на сумму 4056,5 тыс. рублей [8, с. 8]. Осуществлены ремонтные работы спортивного зала в МБОУ Иванищевской СОШ, в 4-х сельских школах установлено современное спортивное оборудование (МБОУ Иванищевской СОШ, МКОУ Григорьевской СОШ, МКОУ Демидовской СОШ, МКОУ Краснооктябрьской СОШ), в которых также созданы спортивные клубы. На эти цели было выделено 2346,3 тыс. рублей из бюджетов всех уровней, в том числе из муниципального - 117 тыс. рублей. Проведен ремонт спортивного зала в МКОУ Перовской ООШ за счет средств муниципального бюджета на сумму 1млн.87 тыс. рублей [8, с. 9]. В 2017 году проведены ремонтные работы помещений, кровли, котельных в 13 школах (МКОУ Курловской СОШ № 1, МКОУ Курловской ООШ, МБОУ Уршельской СОШ, МКОУ Колпской СОШ, МКОУ Демидовской СОШ.МКОУ Золотковской СОШ, МКОУ Добрятинской СОШ и др.) на сумму 17 млн. 459 тыс. 902 рубля [9, с. 9]. В 2017 году для детей с глубокими нарушениями слуха, зрения, речи, другими особенностями в развитии по муниципальной программе «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории муниципального образования Гусь-Хрустальный район на 2016 - 2020 годы» установлен пандус в МБОУ Уршельской СОШ. Оздоровительной кампанией в 2017 году был охвачен 3591 ребенок, в том числе в лагерях дневного пребывания отдохнули 3317 человек, лагерях труда и отдыха - 56 человек, в загородных оздоровительных лагерях отдохнули 23 ребенка, в санаториях - 195 человек. На отдых и оздоровление детей направлено 2494 тыс. рублей из средств областного бюджета, 1030 тыс. рублей – из средств местного бюджета[9, с. 11]. 1.3 Управление проектами как социально-экономическое явление. Попытки применения методов управления проектами в России были в первой половине ХХ века. Но в период планово-распределительной экономики оно не было востребовано. Вопросы по управлению проектами освещены в работах следующих ученых: Клиффорд Грей и Эрик Ларсон, Лэйна Фишер, Филип Уикхем, Герд Дитхелм, А.С. Товб, Г.Л. Ципес, И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Рассмотрим некоторые трактовки понятия «управление проектами». Мазур И.И. и Шапиро В.Д. в 2001 году считали, что это методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологий для достижения определенных в проекте7. А в 2007 они же назвали управление проектами синтетической дисциплиной, объединяющей как специальные, так и надпрофессиональные знания, где специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты (строительные, инновационные, образовательные и др.) 8 По мнению Ковалева А. и Курдюмова И., это методология управления изменениями, людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта9. Либман А.М. в 2005 году сформулировал управление проектами как совокупность руководящих задач, организаций, технических приемов и средств для осуществления проекта10. Грашина М. и Дункан В. определили управление проектами как процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности в целях достижения ожиданий участников проекта11. Попов Ю.И. и Яковенко О.В. выделяют управление проектами как раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями12. Проанализировав эти понятия можно обобщить, что Управление проектом – это методология организации, планирования руководства, координации трудовых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, срокам, качеству. Проект – это деятельность, направленная на достижение определенной совокупности целей (результатов) в ограниченные сроки, а также комплекс разнообразных и распределенных ресурсов, включая деньги и организационный механизм, реализующий использование и управление этими ресурсами. Все проекты имеют четыре характерных признака: 1) они направлены на достижение конкретных целей; 2) включают в себя взаимосвязанное выполнение действий; 3) имеют ограниченную протяженность во времени; 4) они в определенной степени неповторимы и уникальны. Проект имеет ряд свойств, которые помогают правильно организовать работу по его реализации: - проект возникает в определенной среде проекта; - в процессе его реализации и развития состав проекта меняется (одни элементы могут появляться, а другие – удаляться); - проект разделяется на связанные элементы. Классификация проектов. Проекты можно классифицировать по разным признакам13. Рассмотрим некоторые из них. 1. По основным сферам деятельности проекты можно разделить на: • технические; • организационные; • экономические; • социальные; • юридические; • смешанные. 2. По масштабу проекты подразделяются на три группы: • малые проекты; • средние проекты; • мегапроекты; Масштаб проекта зависит от следующих показателей: • объем капиталовложений; • трудозатраты; • длительность реализации; • сложность системы менеджмента; • привлечение иностранных участников; • влияние на социально-экономическую среду региона и т.п. 3. По срокам реализации проекты делят на: • краткосрочные (скоростные) (до 1 года); • среднесрочные (от 1 года до 5 лет); • долгосрочные (свыше 5 лет) проекты. Фазы проекта. Полная совокупность разных стадий развития проекта образуют его жизненный цикл, который представлен на рисунке 1 – Фазы проекта (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2), согласно которому проект включает следующие фазы: • концептуальная фаза (предпроектная), • фаза разработки проекта, • фаза выполнения проекта, • фаза завершения проекта, • эксплуатационная фаза. 1. Концептуальная фаза (предпроектная). Разработка концепции проекта подразумевает выбор проекта, исходя из альтернативной стоимости инвестиций, финансовых возможностей. Далее необходимо разработать техническое задание, то есть, определение конечного результата или цели. Не менее 50% проблем планирования связаны с нечетким техническим заданием и постановкой целей. Техническое задание разрабатывается управляющим проектом и клиентом. 2. Фаза разработки проекта Под разработкой подразумевается планирование, которое предполагает решение следующих вопросов: 1. Что надо сделать? 2. Кто сделает это? 3. Как это будет сделано? 4. Когда это должно быть сделано? 5. Сколько будет это стоить? 6. Что нам нужно, чтобы сделать это? В процессе работы план проекта подвергается корректировке с учетом текущей ситуации. 3. Фаза выполнения проекта В процессе реализации проекта руководители обязаны контролировать ход работ, что выражается в сборе фактических данных и сравнении их с плановыми. Основной управленческой задачей является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Здесь возникают следующие вопросы: 1. На правильном ли мы пути? 2. Если нет, что нужно сделать? 3. Следует ли изменить план? 4. Фаза завершения проекта Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели и в связи с этим нужно ответить на три вопроса: 1. Что сделано хорошо? 2. Что следовало бы улучшить? 3. Что мы узнали нового? 2. Фаза разработки проекта Под разработкой подразумевается планирование, которое предполагает решение следующих вопросов: 1. Что надо сделать? 2. Кто сделает это? 3. Как это будет сделано? 4. Когда это должно быть сделано? 5. Сколько будет это стоить? 6. Что нам нужно, чтобы сделать это? В процессе работы план проекта подвергается корректировке с учетом текущей ситуации. 3. Фаза выполнения проекта В процессе реализации проекта руководители обязаны контролировать ход работ, что выражается в сборе фактических данных и сравнении их с плановыми. Основной управленческой задачей является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Здесь возникают следующие вопросы: 1. На правильном ли мы пути? 2. Если нет, что нужно сделать? 3. Следует ли изменить план? 4. Фаза завершения проекта Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели и в связи с этим нужно ответить на три вопроса: 1. Что сделано хорошо? 2. Что следовало бы улучшить? 3. Что мы узнали нового? 5. Эксплуатационная фаза В эксплуатационной фазе осуществляются надзорные функции с целью накопления опыта. На данном этапе рассматривается пять вопросов: 1) Что сделано хорошо? 2) Что сделано неудачно? ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: