VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рекомендации по дополнительным методам и средствам, которые могли бы использоваться для покрытия дефицита бюджета

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007010
Тема: Рекомендации по дополнительным методам и средствам, которые могли бы использоваться для покрытия дефицита бюджета
Содержание
4



СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы бюджетного дефицита……...5

	1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита…………....5

	1.2 Способы покрытия бюджетного дефицита и причины его возникновения……………………...13

	1.3 Методы регулирования бюджетного дефицита…………….

2. Анализ бюджетного дефицита г.Астрахани……………………....17

2.1 Структура бюджета и анализ г.Астрахани за 2014-2015 годы и на период 2016 года………………………………………………………………..17

           3. Бюджетный дефицит РФ и направления совершенствования механизма регулирования бюджетного дефицита РФ………………………………………..

	                     3.1 Оценка и прогноз дефицита бюджета РФ………………………

	                     3.2 Основные направления совершенствования механизма регулирования бюджетного дефицита РФ…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………...34

Список использованной литературы…………………………………….....36




ВВЕДЕНИЕ

бухгалтерский учет российский международный

На нынешнем этапе экономических реформ в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений. Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во многом определяющим судьбу российского государства.

Переход к рыночной экономике требует создания принципиально новой системы управления, усиления ее территориальной направленности. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления одного из основных противоречий современного этапа развития территориальной экономики – увеличение разрыва между возрастающими задачами местных органов власти в социально-экономической сфере и финансовыми возможностями их реализации. Местные бюджеты, средства которых являются основной финансовой базой деятельности территориальных органов управления, часто не могут обеспечить эффективное воздействие государственных органов власти на социально-экономические процессы, так как, во-первых, местные бюджеты дефицитны и это ограничивает возможности их влияния на территориальные процессы; во-вторых, конкретные формы бюджетных отношений слабо взаимосвязаны с материальными интересами участников воспроизводственного процесса.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

Использование местных бюджетов в процессе территориального управления основывается на соответствующих методах стимулирования и регулирования интересов различного уровня. В процессе применения этих методов реализуются распределительные и перераспределительные отношения, связанные с созданием и расходованием денежных доходов и накоплений, регулируются денежные потоки, проходящие через бюджетную систему. Характер и эффективность воздействия местных бюджетов зависят от того, насколько существующая система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям территорий, экономическим интересам государства, регионов, субъектов хозяйствования, отдельных граждан.

В работе будет рассматриваться теоретическая основа причин возникновения бюджетного дефицита, его сущность, основные виды и методы покрытия. 

Используя предоставленные данные и теоретическую базу, данная работа позволит сделать рекомендации по дополнительным методам и средствам, которые могли бы использоваться для покрытия дефицита бюджета в нашем городе.











1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА



1.1 Сущность и виды бюджетного дефицита

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов над его доходами. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета. Дефицит рассматривается, как временный, если имеются перспективы его преодолении и он не составляет более 3% суммы доходов. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы дохода – это допустимый дефицит, а если более 10% - это критический дефицит. 

 Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. 

Доходы бюджетов образуются за счет:

1. Налоговых видов дохода

2. Неналоговых видов дохода

3. Безвозмездных перечислений.

1. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

2. К неналоговым доходам БК РФ относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».

Так, к неналоговым доходам в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- иные неналоговые доходы.

3. В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездно , т.е. виде финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Под финансовой помощью от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ , понимается поступление в форме дотаций , субвенций и субсидий , либо иной безвозвратной , безвозмездной передачи средств.

Дотация – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездных и безвозвратных основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии – это бюджетное средство, предоставляемое бюджету другого уровня бюджетной системы РФ юр. лицу или физ. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование финансовых планов, то есть расходов.

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного самоуправления.

Расходы госбюджета осуществляются на:

1. Государственное управление;

2. Международную деятельность;

3. Оборону страны;

4. Судебную систему;

5. Промышленность и энергетику;

6. Охрану окружающей среды;

7. Транспорт и связь; образование;

8. Искусство и культуру;

9. Средства Массовой Информации;

10. Здравоохранение и физическую культуру;

11. Социальную политику;

12. Обслуживание государственного долга.

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

-увеличение государственных затрат на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной экологической обстановкой);

-увеличение государственных издержек на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением мероприятий по сокращению безработицы);

-увеличение государственных затрат в военное время или в связи с социальными конфликтами;

-увеличение издержек, связанных с развитием рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

-увеличение затрат на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

-сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

-уменьшение выгод в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

-сокращение выгод из-за низкой собираемости и др.

По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории: 

1. Циклический;

2. Структурный;

3. Операционный;

4. Первичный;

5. Квазифискальный.

Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства - называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада - называется структурным дефицитом.

В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка. В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников. Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытым дефицитом государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

- накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

- отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. 

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить:

1. Чрезвычайный;

2. Кризисный;

3. Антикризисный;

4. Межбюджетный.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды

Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обуславливаются кризисом в экономике, денежно – кредитной, финансовой сфере и мерами его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значение.

Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшение их доходов или увеличение расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.

По продолжительности бюджетный дефицит бывает:

1. Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.

Причины возникновения:

- отсутствие у органов власти необходимого опыта макроэкономического прогнозирования

- недостаточный учет возможных изменений целого ряда обстоятельств:

- сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти не только из-за недополучения налогов, но и в результате падения экспортных цен;

- сокращение объемов производства может быть гораздо ниже предусмотренного уровня;

- необходим учет сдвигов в структуре спроса на производимую в стране продукцию и возможное снижение ее конкурентоспособности.

Увеличение дефицита бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом инфляции (сверх предусмотренной величины), с повышением предоставления налоговых льгот (популярная мера перед выборами).

2. Долгосрочный: связан с увеличением разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера.

 В большинстве стран мира тенденция к росту дефицита национальных бюджетов обусловлена следующими общими факторами:

- увеличение числа социальных выплат населению и увеличение социальной нагрузки на бюджет;

- неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, различных пособий и ассигнований на ЖКХ, транспортные услуги, здравоохранение и т.д.;

- либерализация налогового законодательства и как следствие – снижения величины налоговых ставок без соответствующей корректировки статей расходов государственного бюджета;

- возрастание объема внешней задолженности страны.

В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают:

1. Активный дефицит

2. Пассивный дефицит

Активный бюджетный дефицит возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходными поступлениями. Пассивный является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).



1.2  Способы покрытия бюджетного дефицита и причины его возникновения

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных затрат и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению издержек, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики, и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях превышение затрат над выгодами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (боевых действий, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных издержек.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением дохода, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время экономических спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных затрат, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. 

Как правило, в периоды рецессии правительства принимают меры по увеличению издержек по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных затрат. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными займами центрального банка.

Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП (сейчас 3%). В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением издержек по обслуживанию долга, сокращением социальных программ. Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1. Внутренние

-кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

-государственные займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ;

-бюджетные ссуды от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

-поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;

-поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

-поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных организаций;

-поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней

2. Внешние:

- государственные займы в виде выпуска Центробанка в иностранной валюте от имени РФ;

-кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Существует три основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

1. Монетизация бюджетного дефицита;

2. Внешнее долговое финансирование;

3. Внутреннее долговое финансирование.

1.Финансирование дефицита госбюджета за счет монетизации дефицита состоит в том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет Центральный Банк. Таким образом, этот способ представляет собой кредит у национального банка, поскольку, как правило, правительство продает народному банку государственные ценные бумаги, за которые народный банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение затрат правительства над выгодами бюджета. Поскольку национальный банк является государственным учреждением и не имеет собственных выгод, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, резервный банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

 -рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение процентной ставки (удешевление цены займа) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных издержек и совокупного выпуска;

 -эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита госбюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения займов резервного банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В целом монетизацию можно применять в следующих случаях:

-имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование дефицита из внешних источников;

-возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;

-валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса – главная задача;

-экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к постоянному росту цен.

2. Финансирование дефицита госбюджета за счет внутреннего ссуды заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (гос. облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных затрат над выгодами.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизируется государственным долговым обязательством и дает право ее владельцу по истечении срока получить определенную сумму долга и проценты.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.

Основное отличие казначейские обязательства от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных кредитов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым кредитам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата выгод только в процентах. 

Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

Достоинства этого способа:

-он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные облигации займа перемещается к правительству, т.е. Деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;

-это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать - это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого способа:

-по долгам надо платить.

Очевидно, что население не будет покупать облигации Федерального Займа, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по гос. облигациям называется обслуживанием государственного долга. Чем больше государственный долг (чем больше выпущено облигаций Федерального Займа), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по облигациям займа является частью издержек госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. 

Более того, два американских экономиста, лауреат Нобелевской премии Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита госбюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллеса. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего кредита (выпуска гос. облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами кредитом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство, таким образом рефинансирует долг.

Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество гос. облигаций, и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. С этим связан второй недостаток финансирования дефицита госбюджета за счет внутреннего ссуды:

 -данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. 

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

-существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций.

Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества облигаций займа на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены - ставки %, т.е. к удорожанию займов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

3. Финансирование дефицита госбюджета за счет внешнего кредита Специфическим методом финансирования является внешний кредит, который основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, кредит происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые кредиты. Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний кредит по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита госбюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

-необходимость возврата долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

-невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

-необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и экономическому спаду в экономике;

-при дефиците платежного баланса возможность истощения резервов золота и валюты страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита госбюджета имеют свои достоинства и недостатки. А в результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита госбюджета образуется государственный долг.

Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Стремление к равнове.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.